Научная статья на тему 'К вопросу об электронных расчетах и электронной коммерции'

К вопросу об электронных расчетах и электронной коммерции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
689
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ РАСЧЕТЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / ELECTRONIC PAYMENTS / E-COMMERCE / FINANCIAL MARKETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонян Э., Каргина Л. А.

Рассматриваемая как рынок среда Интернет располагает возможностью не только предоставить клиенту самую полную информацию о финансовых рынках, но и получить от клиентов необходимые для осуществления целей маркетинга данные в гораздо большем объеме по сравнению с традиционными системами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF ELECTRONIC PAYMENT AND E-COMMERCE

Considered as the market environment the Internet has the potential not only to provide the client with the most complete information about the financial markets, but also to obtain from the clients needed to implement the purposes of marketing data in a much larger volume compared with conventional systems

Текст научной работы на тему «К вопросу об электронных расчетах и электронной коммерции»

ность. Эти механизмы должны обеспечивать конфиденциальность и аутентификацию. Поскольку признанные механизмы поддержки секретности и безопасности основаны на сертификацией третьей стороной, то глобальная электронная коммерция потребует создания глобальной сертификационной системы.

5. Проблема взаимодействия и совместимости сетей. Полная реализация потенциала электронной коммерции требует универсального доступа. Любая компания должна иметь возможность доступа ко всем организациям, предлагающим продукты и услуги. Это требует универсальных стандартов взаимодействия и совместимости при работе в глобальной сети.

Литература:

1. Кузнецов В., Андреев А., Мартынов В. Электронные деньги. Интернет-платежи. М.: Маркет-АС, 2010.

2. Кочергин Д.А. Электронные деньги. Теория и анализ моделей эмиссии. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006.

3. Электронные деньги и мобильные системы. Энциклопедия. М.: КноРус, ЦИПСиР, 2009.

4. Овсейко С.В. Электронная торговля. Финансово-правовые аспекты. М.: Амалфея, 2009.

К ВОПРОСУ ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ РАСЧЕТАХ И ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

Антонян Э., аспирант кафедры финансового менеджмента РГТЭУ,

Каргина Л.А., профессор кафедры коммерции и предпринимательства Московской академии предпринимательства

при правительстве Москвы

Рассматриваемая как рынок среда Интернет располагает возможностью не только предоставить клиенту самую полную информацию о финансовых рынках, но и получить от клиентов необходимые для осуществления целей маркетинга данные в гораздо большем объеме по сравнению с традиционными системами.

Ключевые слова: электронные расчеты, электронная коммерция, финансовые рынки.

ON THE QUESTION OF ELECTRONIC PAYMENT AND E-COMMERCE

Antonyan E., candidate of Financial Management chair of RSTEU,

Kargina L.A., Professor Commerce and Enterprise Moscow Academy of Entrepreneurship under the Government of Moscow

Considered as the market environment the Internet has the potential not only to provide the client with the most complete information about the financial markets, but also to obtain from the clients needed to implement the purposes of marketing data in a much larger volume compared with conventional systems.

Keywords: electronic payments, e-commerce, financial markets.

Электронные расчеты представляют собой глобальное явление не только концептуально, но и в своей реализации. Расширение рынка электронных расчетов предполагает также и рост числа участников, и расширение географии рынка. Так, за последний квартал 2009 г. объем онлайновых платежей составил 26,2 млрд.долл.1 Согласно данным компании Сошшегс№^ консорциума по развитию коммерции в Интернет, западноевропейские страны ожидает общий ежегодный рост объема расчетов в среднем на 144% на период с 2009 г. по 2015 г.

Представители технологических наук обсуждают техноглобализм, или слияние появляющихся в отдельных странах нововведений и новых технологий в единый комплекс технических знаний, возникновение технологических макросистем в сферах связи, транспорта, производства, последствия революции телекоммуникаций, создание Internet и превращение всех людей в жителей единой “планетарной деревни” (термин, предложенный М.Мак-Луаном в 1962 г.). Через слияние финансовых инструментов, рынков, информационных потоков происходит слияние финансов и банковских компьютерных систем.

В современной зарубежной литературе, посвященной Интернету, укоренились понятия «электронная коммерция» или «Интернет-коммерция», а также «Интернет-услуга».

Электронная коммерция - это сетевая модель ведения бизнеса, использующая электронные сети как основное средство коммуникации. Таким образом, любая хозяйственная операция, совершенная через компьютерную сеть, в результате которой право собственности на товар или право пользования им передается от одного лица к другому, может быть представлена как электронная коммерция. Электронный бизнес можно определить как процесс, который также осуществляется через электронные сети, но может не сопровождаться передачей права собственности или пользования товаром. Следовательно, электронная коммерция - частный случай электронного бизнеса. Мы считаем, что электронный бизнес является основой постепенной глобализации экономических отношений, в частности расчетов и платежей, осуществляемых посредством электронных технологий.

Первые системы электронной коммерции возникли в 60-х гг. и применялись в транспортных компаниях для заказа билетов и для обмена данными между различными службами при подготовке рейсов.

К концу 60-х гг. ХХ в. в США существовало четыре стандарта для обмена данными Electronic Data Interchange (EDI)2 в системах управления авиационным, железнодорожным и автомобильным транспортом. Аналогичные стандарты появились и в Великобритании, хотя в этой стране главной областью применения EDI стала торговля.

Появление сети Интернет позволило сократить издержки на осуществление электронной коммерции за счет низкой себестоимости передачи информации. В 80-х гг. начался бурный рост оборотов электронной коммерции. В 1996 г. посредством EDI-трансакций было совершено операций на 300 млрд. долл., а в 1999 г. - на 1,1 трлн. долл. При подобных темпах роста объем продаж в электронных сетях к 2003 г. увеличится до 2,3 трлн. долл.

По мере того как Internet наращивает свои интерактивные и навигационные возможности и средства обслуживания потребительского рынка, последние, в свою очередь, сами становятся объектом рыночного спроса и предложения. Рассматриваемая как рынок среда Интернет располагает возможностью не только предоставить клиенту самую полную информацию о товарах и услугах, но и в свою очередь получить от клиентов необходимые для осуществления целей маркетинга данные в гораздо большем объеме по сравнению с традиционными средствами массовой информации.

Интернет также в некоторой степени устраняет разницу между большим и малым бизнесом, местными и всемирными корпорациями, сельскохозяйственным и промышленным производством и позволяет проникнуть на рынок практически всем желающим.

Если рассматривать коммерцию как торговлю товарами и услугами, то сюда следует относить и куплю продажу финансовых инструментов, акций, банковских услуг, финансовой информации. Поэтому автор предлагает употреблять термин «электронная коммерция» для обозначения торговли через сеть Интернет широким перечнем товаров и услуг, включая финансовые и банковские продукты и услуги.

Электронную коммерцию можно определить, как любые операции между деловыми сторонами, происходящие электронным образом. Основной особенностью электронной коммерции является то, что взаимодействие происходит без непосредственного физического контакта сторон. В современном мире организация и ведение бизнеса постепенно меняются. В результате процессы

в бизнесе становятся все более сложными и тяжело управляемыми.

Электронная коммерция позволяет повысить эффективность во внутренних операциях компании, взаимодействовать с клиентами и поставщиками, не уделяя при этом внимания различным ограничивающим факторам, таким, как географическое положение. Деловыми сторонами в электронной коммерции могут быть любые организации и компании, имеющие выход в Интернет. При помощи электронной коммерции компании могут быстро найти себе подходящих поставщиков, клиентов, деловых партнеров и организовывать свой бизнес без постоянных поездок на переговоры, заключение договоров и т.д. С помощью электронной коммерции можно осуществлять множество бизнесс-операций: поиск заказчиков и поставщиков, распространение информации о товарах и услугах, оплата электронным образом (с помощью электронных платежей), доставка и распространение электронных товаров. Электронная коммерция включает в себя электронную почту, факс, технологию электронного обмена данными и электронные платежи. Электронная коммерция заключает в себе рекламу, торговлю физическими и виртуальными товарами и услугами, исследование рынка, поддержку бизнес процессов и другие аспекты деятельности.

По участию в бизнес процессе электронную коммерцию можно разделить на «бизнес для бизнеса», «бизнес для клиента» и «бизнес для администрации».3

Примером из категории «бизнес для бизнеса» может служить компания, использующая сеть для заказов поставщикам, получения счетов и оплаты. Направление «бизнес для клиента» - это электронная розничная торговля. Эта категория сильно расширила свои рамки с появлением всемирной сети Интернет. В категорию «бизнес для администрации» входят все сделки, заключаемые между компаниями и правительственными организациями.

Рассматривая содержательные характеристики электронной коммерции, следует отметить присущие ей широкий спектр бизнес-операций и сделок, а также коммуникационных технологий.

Перечень бизнес-операций и сделок включает установление контакта, обмен информацией между поставщиком и заказчиком, оплату товара или услуги с использованием электронного перевода денег, пред- и послепродажную поддержку реализуемого электронного продукта (инструкции по использованию, ответы на вопросы), распространение и непосредственную доставку продуктов, которые могут распространяться электронным путем.

К коммуникационным технологиям относятся электронная почта, факс, обмен данными и электронные платежи.

Основными сферами распространения электронной коммерции являются:

- маркетинг, продажа и содействие продажам;

- - предварительные договоренности продажи и предпродажное обслуживание электронных продуктов, совместная разработка и производство продукта;

- финансовые, банковские операции и страхование;

- бухгалтерский учет;

- администрирование бизнеса.

Использование предприятиями сети Интернет позволяет:

- создать благоприятный имидж своей фирмы или своей продукции;

- сделать информацию о своей фирме или своей продукции доступной для пользователей сети 1^ете^ в том числе географически удаленных;

- сократить свои издержки на рекламу (реклама в Сети - один из самых дешевых способов продвижения продукции) и обеспечить поддержку своим рекламным агентам;

- реализовать все возможности представления информации о товаре (графика, звук, анимация, видеоизображение и многое другое);

- оперативно вносить изменения в свой прайс-лист, в информацию о себе или товарах, анонсировать новую продукцию, оперативно реагировать на рыночную ситуацию;

- продавать свою продукцию через сеть Интернет, не открывая новых торговых точек.

Участие компаний в электронном рынке Интернет обычно проходит в три этапа.

Первым этапом работы в Интернет для любой финансовой организации обычно становится использование мировой сети World Wide Web (www) для опубликования рекламной и прочей информации. Сегодня примерно большинство финансовых организаций используют возможности www для размещения рекламой информации о своей деятельности.

Второй этап - предоставление клиентам базового доступа. Клиенты получают возможность просмотреть относящуюся к ним финансовую информацию, при этом они не могут работать с ней в активном режиме.

Интерактивное взаимодействие с клиентом - третий этап. Благодаря такому взаимодействию, клиент получит не только доступ к финансовой информации, но и сможет внести коррективы в информацию и провести различные расчеты. При такой реализации системы на базе Internet могут прийти на смену специализированным системам «банк-клиент» или, по крайней мере, взять на себя часть их функций. Уже существуют примеры так называемых «виртуальных» банков, которые не имеют обычных филиалов, и ведут все дела с клиентами через Интернет.

Западноевропейские интернет-провайдеры ожидают, что в 2010 г. электронная коммерция станет одной из самых больших статей доходов компаний. Отчет компании Datamonitor сообщает, что интернет-провайдеры рассчитывают получить более 36% доходов от деятельности, связанной с электронной коммерцией и до 35% от рекламы4.

Рассмотрим преимущества и возможности поставщиков товаров и услуг и их потенциальных заказчиков при работе в сети.

Возможности поставщиков:

- глобальное присутствие;

- повышение конкурентоспособности;

- более полное удовлетворение потребностей заказчика;

- сокращение времени на обработку информации и пути товара к заказчику;

- новые возможности ведения бизнеса.

Заказчики получают следующие преимущества:

- глобальный выбор;

- качество услуг;

- быстрая реакция на спрос;

- прозрачность рынка.

Исходя из вышеперечисленного можно сформулировать примеры конкретной коммерческой выгоды от электронной коммерции:

- снижение затрат на оформление, рекламу, расходов на доставку товаров, которые могут быть получены электронным способом;

- повышение возможностей для маркетинговых исследований, анализа рынка и стратегического планирования;

- равные возможности доступа к рынкам сбыта и вовлечение заказчиков в разработку и внедрение новых продуктов и услуг.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о развитии в мире нового направления бизнеса, связанного с непосредственной работой в электронной сети Интернет. Посредством Интернет организована электронная коммерция, для эффективного функционирования которой необходимы расчеты и платежи также организованные в этой сети. Следовательно, необходимо развивать инфраструктуру финансовых рынков, способную воспринять новые технологии расчетов посредством электронных систем.

Активизация глобальных процессов в развитии финансовых рынков во взаимодействии с общемировыми тенденциями в области средств автоматизации и информатизации обусловили формирование на этой основе широкого перечня финансовых инноваций.

Работа с инновационными финансовыми инструментами приводит к интернационализации финансовой и бухгалтерской отчетности, глобализации финансовых рынков, интеграции различных рынков стран в единый финансовый комплекс. Использование инновационных финансовых инструментов позволяет повысить ско-

1 www.datamonitor.com

2 Electronic Data Interchange (EDI) - (англ.) - электронный обмен данными.

3 В английском языке приняты сокращения: “Business-to-Business” - B2B; “Business-to-Customers” - B2C; ^‘Business-to-Administration” - B2A.

4 http://www.datamonitor.com/

рость денежного обращения, улучшить качество контроля за состоянием денежного рынка со стороны финансово-кредитных учреждений и государства.

Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение инновационного финансового менеджмента, значительно расширяющего возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие инновационного финансового менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта.

Полноценная работа финансовой службы предприятия предполагает охват таких информационно-управленческих процессов, как связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ и подготовка данных, поддержку индивидуальной деятельности, программирование и решение специальных задач.

Литература:

1. Сибирская Е.В., Старцева О.А. Электронная коммерция. М.: Форум, 2008.

2. Кобелев О.А. Электронная коммерция. М.: Дашков и К, 2009.

3. Содигина В.В., Алексунин В.А. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете. М.: ИТК Дашков и К, 2007.

4. Старовойтова Т.Ф. Электронный бизнес и коммерция. М.: Тетра Систем, 2009.

5. Ахромов Я.В. Системы электронной коммерции. М.: Оникс, 2007.

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Харитонова Г.Г., соискатель ИЭСО

Крупные корпорации составляют институциональную основу современной российской экономики. Ухудшение условий их деятельности не могло не отразиться на общих показателях развития экономики, особенно в сфере реального производства.

Ключевые слова: ретроспективный анализ, промышленный капитал, национальная экономика.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF RUSSIA’S ECONOMY AND THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF LARGE-SCALE INDUSTRIAL CAPITAL IN THE NATIONAL ECONOMY

Kharitonova G., The competitor, IESO

Large corporations are the institutional framework of modern Russia’s economy The deteriorating conditions of their activities could not affect the overall performance of the economy, especially in the sphere of real production.

Keywords: a retrospective analysis, industrial capital, the national economy.

Несмотря на падение ВВП во II квартале 2009 г. на 10,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и усиление спада как инвестиций в основной капитал, так и промышленного производства, перспективы российской экономики стабильны (таблица 1). По итогам июня индекс потребительских цен остался на прежнем уровне, составив 0,6% (1% за аналогичный период 2008 г.). Таким образом, накопленная инфляция с начала года достигла 7,4%, что на 1,3 п.п. ниже этого показателя в 2008 г. На фоне притока валюты в страну реальный эффективный курс рубля за месяц вырос на 1,5%, а международные резервы Банка России - на 2,1% до 412,6 млрд. долл.

Неудовлетворительные показатели развития основных секторов машиностроения, металлургии и нефтепереработки стали основной причиной спада в секторе. Жесткая конкуренция на азиатском и американском рынках с китайскими и индийскими производителями, несмотря на девальвацию рубля, стала основным фактором сокращения объемов производства металлургической промышленности - по итогам мая 2009 г. объем промышленного производства снизился по отношению к соответствующему периоду 2008 г. на 17,1%. Замедление темпов экономического роста на протяжении 2008 г. и спад в I полугодии 2009 г. определялись одновременным сокращением и внешнего, и внутреннего спроса. Внешнеторговый оборот в январе-мае 2009 г. составил 168,9 млрд долл. и снизился по сравнению с январем-маем предыдущего года на 44,5%, в том числе экспорт - на 47,4% и импорт - на 39,3%. Замедление динамики инвестиционного и потребительского спроса определило сужение внутреннего рынка на 13,7% относительно I квартала

2008 г.

Инвестиции в основной капитал за январь-июнь 2009 г. уменьшились на 18,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а объем работ в строительстве - на 19,3%. Замедление темпов инвестиций в основной капитал в течение 2008 г. и начале

2009 г. сопровождалось структурными изменениями в использовании национального сбережения. С IV квартала 2008 г. усилился

процесс трансформации сбережений в инвестиции в основной капитал, однако это не оказало позитивного влияния на экономику и не приостановило спад ВВП. Усиление спада инвестиционной деятельности во II квартале 2009 г. до 20,0% относительно соответствующего периода 2008 г. сопровождалось сокращением объемов жилищного строительства. Во II квартале 2009 г. ввод жилой площади составил 97,2% к уровню II квартала предыдущего года, а в целом за I полугодие - 99,7%. На динамику инвестиционной деятельности и работ в строительстве существенное влияние оказывает как усиливающаяся тенденция к сокращению доступности финансирования, так и сокращение заказов, и рост объемов незавершенного строительства.

По информации Росстата1, во II квартале 2009 г. отмечалось усиление спада промышленного производства. За первое полугодие 2009 г. индекс промышленного производства составил 85,2%, в том числе в I квартале - 85,7% и во II квартале -84,6% к соответствующему периоду предыдущего года. Наиболее сильное сокращение было зафиксировано в обрабатывающем производстве. За шесть месяцев 2009 г. выпуск обрабатывающих производств составил 78,7% от аналогичного показателя предыдущего года, а добывающих - 96,6%; в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 94,4%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании проведенного анализа сформулированы основные направления развития крупного промышленного капитала в национальной экономике России: внутригрупповая диверсификация, инвестиционная диверсификация, территориальная диверсификация, структурная диверсификация. Внутригрупповая диверсификация предполагает перераспределение стратегических потоков в новые, либо ранее неприоритетные направления деятельности в рамках существующих корпораций. Инвестиционная диверсификация означает вывод средств из корпорации для создания нового бизнеса или формирования новой группы. Территориальная диверсификация показывает наличие намерений об экспансии за рамки национальной экономики. Структурная диверсификация рассмат-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.