Научная статья на тему 'К вопросу об электронной педагогике'

К вопросу об электронной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Cloud of science
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ПЕДАГОГИКА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреев А. А.

В настоящее время объективный процесс информатизации всех сфер человеческой деятельности привел к новой общественной формации, называемой информационным или «знаниевым» обществом. Настоятельно потребовалось сформировать и новую педагогику, адекватную этому обществу. Сформулированы основные актуальные на сегодняшний день проблемы электронной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об электронной педагогике»

Электронный журнал Cloud of Science. 2013. № 1.

http://cloudofscience.ru

К вопросу об электронной педагогике

А. А. Андреев Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Аннотация. В настоящее время объективный процесс информатизации всех сфер человеческой деятельности привел к новой общественной формации, называемой информационным или «знаниевым» обществом. Настоятельно потребовалось сформировать и новую педагогику, адекватную этому обществу. Сформулированы основные актуальные на сегодняшний день проблемы электронной педагогики. Ключевые слова: е-1еагш^, электронная педагогика, дистанционное обучение.

Анализ опубликованных материалов по проблематике электронного обучения показывает, что в своем большинстве они описывают реальный опыт внедрения э-обучения (е-Ьеагш^), опыт разработки электронных учебных материалов и проведения учебных занятий, успехи и трудности организации и другие элементы практической деятельности. Просматривается представление накопленного эмпирического опыта электронного обучения, при отсутствии научных теоретических обобщений. Выход видится в освоении новой педагогической науки, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний при обучении в новых информационно-образовательных средах. Именно она должна научно обоснованно описывать, объяснять и прогнозировать новые педагогические явления.

Электронная педагогика — это не какая-то отдельная новая отрасль, а трансформация имеющихся (традиционных) отраслей педагогики. Последние эволюци-онно переходят в электронную, оставаясь в своем классе. Педагогика высшей школы постепенно становится, например, электронной педагогикой высшей школы и т. д. Научное направление изучения, описания и прогнозирования процессов в ИКТ-насыщенных средах предлагается назвать «электронной педагогикой». Предметом электронной педагогики является педагогическая система, точнее, процессы в ней, происходящие в новой информационно-образовательной среде [1].

Что же изменилось при эволюционном пришествии электронной педагогики? — Например, явно расширился понятийный аппарат: дистанционное обучение (ДО), электронное обучение, интернет-обучение, преподаватель ДО, электронные учебные занятия и др. Появился несколько лет назад в западной научной литературе новая категория «персональная учебная среда», который связана с сервисами

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

С1оий о/Баеисе. 2013. № 1.

Интернета-веб 2.0. В этих средах доступ к обучению становится не только доступом к ресурсам и услугам, но и позволяет учащимся самим производить учебные ресурсы. Обучение эволюционирует от передачи информации и знаний к производству информации и знаний.

В электронной педагогике изменились задачи и принципы. Сохраняются традиционные принципы классической педагогики (сознательность, активность, наглядность обучения, систематичность и последовательность, прочность, доступность, связь теории с практикой и др.), но и добавились новые — интерактивность, стартовые знания, идентификация, педагогическая целесообразность применения средств ИКТ и др. Дополняется перечень и содержание метапринципов педагогики, которые позволяют определить общие черты будущей системы образования: аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, синер-гетический, герменевтический и валеологический [2].

Новорожденной педагогике требуется теория. В основе теорий и концепций, господствующих в классической педагогике лежит понимание сущности процесса обучения: концепция дидактического энциклопедизма (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. Б. Баседов), концепция дидактического формализма (Э. Шмидт, А. А. Немейер, И. Песталоцци, А. Дистервег, Я. В. Давид, А. Б. Добровольский), концепция дидактического прагматизма (утилитаризма) (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер), концепция функционального материализма (В. Оконь), пара-дигмальная концепция обучения (Г. Шейерль), кибернетическая концепция обучения (С. И. Архангельский, Е. И. Машбиц), ассоциативная теория обучения (Дж. Локк и Я. А. Коменский), теория поэтапного формирования умственных действий. (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), управленческая модель обучения (В. А. Якунин) и др. [3]. Электронная педагогика дополняет указанный выше список концепций и теорий (или моделей обучения, или теоретических подходов). Например, есть модель «коннективизма» [4], где обучение рассматривается как процесс создания некой сети, узлами которой являются внешние сущности, т. е. люди, организации, библиотеки, сайты, книги, журналы, базы данных, или любой другой источник информации. Электронная педагогика обогащается новыми видами учебных занятий (организационными формами), проведение которых возможно с развитием сервисов Интернета, в частности, веб2.0. Обычным атрибутом в дистанционном и смешанном обучении стали вебинары — интерактивные аудиовидео онлайновые занятия. На базе интернет-технологий рождаются принципиально новые организационные формы обучения, типа «МОДК» — «Массовый Открытый Дистанционный Курс» (МООС — латинская аббревиатура, МОДК — русская аббревиатура) ввел Джордж Сименс в 2008 году. МОДК основывается на активном участии студентов, которые сами организуют активности в соответствии с целями

А. А. Андреев

К вопросу об электронной педагогике

обучения, предварительными знаниями и навыками, а также общими интересами [5]. Некоторые другие организационные формы в новых образовательных средах используются в МИМ ЛИНК [6].

Некоторые проблемы электронной педагогики, которые актуальны на сегодняшний день:

1. Становление и развитие теоретической базы, в том числе понятийного аппарата.

2. Виды и методики проведения электронных занятий, в том числе дистанционные лабораторные практикумы.

3. Дидактические свойства инструментов (программных средств и сервисов Интернета).

4. Формы представления учебных материалов для изучения в электронной информационно-образовательной среде.

5. Подготовка студентов и преподавателей для эффективного преподавания и учения при электронном обучении.

6. Валеология электронного обучения и интернет-безопасность.

7. Воспитательные проблемы, которые актуализируются при широком использовании Интернета.

8. Обеспечение качества э-обучения и его оценка.

9. Нормативно-правовое обеспечение э-обучения.

10. Исследование организационных форм обучения, поиска оптимального их сочетания и веса в смешанном и дистанционном вариантах проведения учебного процесса.

11. Использование психолого-физиологического потенциала человека (резервов человеческого мозга и психики).

Объективный процесс информатизации образования стал основой перехода к информационному обществу, а это, в свою очередь, закономерно приводит к необходимости разработки электронной педагогики, которой присущи свои принципы, понятийный аппарат, новые теории, новые виды учебных занятий и т. д. Решение сформулированных проблем электронной педагогики позволит продвинуть педагогическую практику в среде электронного обучения на новый качественный уровень.

Литература

[1] Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. М. : ММИЭИФП, 2003.

[2] Андреев А. А., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М. : РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2002.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Cloud of Science. 2013. № 1.

[3] Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика : учебник для вузов. СПб. : Издательство «Питер», 2000.

[4] George Siemens. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age. December 12, 2004 [Эл.ресурс] URL: http://www.elearnspace.org/Articles/connectivism.htm

[5] Ken Masters. A Brief Guide. To Understanding MOOCs // The Internet Journal of Medical Education. 2011. Vol. 1. No. 2.

Автор:

Андреев А. А. доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой электронной педагогики Московского финансово-промышленного университета «Синергия»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.