Подводя итог, обратим внимание, что основная задача членов кабинета в США - давать советы по тем вопросам, которые ставит перед ними Президент. Хоть и будучи коллективным учреждением, кабинет не является коллегиальным органом в отличие от Правительства в России. Сам кабинет никаких правовых актов не принимает, а его решения оформляются правовыми актами Президента США. Таким образом, роль правительства в США фактически исполняют несколько органов и должностных лиц, каждый
из которых несет ответственность перед Президентом США.
□□□□
Абдоков А.М. 1
К ВОПРОСУ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ КАК СЛЕДУЮЩЕМ ЭТАПЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
На каждом этапе развития человеческой цивилизации государство, а вместе с ним и соответствующая ему правовая система сталкивается с огромной массой проблем, имеющих для них весьма важное не только и не столько теоретическое, сколько практическое значение. Речь идет как о зарубежных странах, так и Российской Федерации. Поэтому, всегда встает вопрос о необходимости их (проблем) глубокого, профессионального осмысления, а главное - квалифицированного практического решения. Это требует предварительной идентификации, оценки значимости и
1 Абдоков Ашамаз Муратович - аспирант Юридического. факультета. им М.М. Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
В статье рассматривается формирование информационного общества как нового типа социальной организации, а так же электронного правительства как следующего этапа государственного управления. Раскрывается суть электронного правительства.
Ключевые слова: информационное общество, электронное правительство, М. Кастельс, государственное управление, постиндустриальная философия.
Abdokov A.M.. On the e-government as the next stage of public administration.
The article deals with the formation of information society as a new type of social organization, as well as e-government as the next stage of public administration. Reveals the essence of e-government.. Keywords: information society, e-government , M. Castells, governance, post-industrial philosophy.
приоритетности каждой из них, а затем всестороннего и своевременного решения1-
На наших глазах человеческая цивилизация входит в новую постиндустриальную фазу своего развития. Трансформация, происходящая во всех сферах жизнедеятельности социума, порождены начавшейся во второй половине ХХ века информационной революцией. Суть информационной революции - кардинальные качественные изменения и конвергенция технологий создания, накопления и распространения информации, которые в настоящее время принято называть информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Этот процесс определил ключевую роль современных ИКТ не только в формировании новой (цифровой, информационной, глобальной) экономики, но и в начавшейся трансформации как технологических, так и сущностных основ социальных и политических порядков.
Определяя генезис нового постиндустриального мира, известный социолог М.Кастельс отмечает: «Информационно-технологическая революция спровоцировала возникновение информационализма, как материальной основы нового общества. При информационализме производство благ, осуществление власти и создание культурных кодов стали зависимыми от технологических возможностей общества с информационной технологией как сердцевиной этих возможностей. Информационная технология стала необходимым инструментом для эффективной реализации процессов социально-экономической реструктуризации. Особенно важна была ее роль в развитии электронных сетей как динамической, саморасширяющейся формы организации человеческой активности. Эта превалирующая, сетевая логика трансформирует все области общественной и экономической жизни»2-
Формирование информационного общества как нового типа социальной организации естественным образом предопределяет начинающуюся трансформацию социальных и политических коммуникаций и институтов. При переходе к информационному обществу происходит
1 Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. - М.: издательство НОРМА, 2007. -С.5
2 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.б 2000 - С.492-493.
изменение как социально-экономической, так и в определенной степени политической организации демократического общества, а также структурное изменение властей, в результате которого информационный фактор становится существенно более значимым в социальном и политическом регулировании.1
Однако для того, чтобы реорганизация системы государственного управления, адекватная вызовам информационной эпохи, не осталась бы только декларацией о намерениях, а начала реально воплощаться в жизнь необходимы, во-первых, политическая воля правящей элиты и, во-вторых, практически реализуемая концепция такой реорганизации, учитывающая сложнейшие экономические, социальные, административные и правовые проблемы, возникающие при внедрении новых организационных моделей.
В качестве такой концепции ведущими странами мирового сообщества сегодня предлагается идея создания «электронного правительства», суть которой заключается в следующем.
Во-первых, вся система органов государственной исполнительной власти и государственных учреждений, обобщенно называемая правительством, рассматривается как единая сервисная организация, предназначенная для оказания услуг населению. Во-вторых, деятельность правительства должна быть открытой и информационно прозрачной для граждан и оно должно быть доступно каждому субъекту общества в любой момент времени и из любого места его расположения. В-третьих, для совершенствования и повышения качества оказания услуг населению и повышения эффективности функционирования правительства в его деятельности используется виртуальное пространство или, точнее, его деятельность переносится в современную сетевую информационную среду.
Стратегическая цель электронного правительства - решение всех государственных проблем с позиции защиты прав и в интересах граждан и участие всех граждан в процессе руководства и управления страной. Его практическая задача - трансформация внутренних и внешних взаимоотношений в системе государственного управления на основе
1 Нисневич Ю.А. Информация и власть. - М.: Мысль, 2000 - С. 10.
использования ИКТ и сетевой инфокоммуникационной инфраструктуры для оптимизации процесса оказания государственных услуг населению, расширения взаимодействий всех граждан с правительством и их участия в его деятельности.
Таким образом, исходя из сущностных свойств, стратегической цели и практической задачи электронного правительства, его следует рассматривать не только как современное организационно-технологическое построение системы государственного управления, основанное на использования ИКТ и сетевой инфокоммуникационной инфраструктуры, но и, прежде всего, как постиндустриальную философию государственного управления.
Электронное правительство как постиндустриальная философия государственного управления ориентируется на приоритеты общественного, политического и социально-экономического развития общества, в рамках которых должно быть обеспечено: повышение постоянной осведомленности граждан о деятельности органов и иных структур государственной власти всех уровней; доступность государственной информации и ее оперативная доставка до конечных пользователей; поддержка и усиление обратной связи между властью и обществом; непосредственное участие граждан в деятельности системы государственного управления; поддержка политических процессов, направленных на развитие и совершенствование прямой демократии1-
Формирование электронного правительства представляется основополагающим стратегическим направлением и ключевой задачей государственной власти в лице ее органов и организаций в осуществлении перехода к информационному обществу. Решение этой задачи и станет реальным практическим вкладом государства в развитие качественно новой информационной среды. При этом государству следует в первоочередном порядке решить следующие проблемы.
Во-первых, сосредоточить свои властно - принудительные, административные возможности и материальные ресурсы на трансформации
1 Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 г. №65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» - С. 8.
собственных структур и алгоритмов деятельности на основе их перевода в сетевую информационную среду.
Во-вторых, законодательно обеспечить равные и обязательные для всех правила участия бизнес-сообщества в развитии информационной среды на основе свободной и равноправной конкуренции, демонополизации и либерализации рынка информационной и коммуникационной продукции и услуг.
В-третьих, создать благоприятные условия, включая необходимую государственную поддержку, научному сообществу, общественным, профессиональным и иным объединениям граждан, социальным институтам для их непосредственного участия как в развитии информационной среды, так и в решении ключевой социальной проблемы постиндустриального этапа развития - адаптации человека к кардинальным изменениям информационной среды1-
Правительство как высший орган исполнительной власти в государстве является политическим институтом, деятельность которого регулируется нормативно-правовой системой, включающей конституцию, законы, указы и распоряжения главы государства, а также иные нормативные правовые акты. Поэтому построение электронного правительства - это комплексный не только организационно-технологический, но и, прежде всего, политико-правовой процесс, направленный на создание качественно новой внутренней и внешней модели деятельности правительства. В ходе реализации этого процесса должны поэтапно осуществляться: изменения законодательной и в целом нормативно-правовой базы деятельности правительства и развития информационной среды; функциональная, организационная, технологическая реструктуризация системы органов и учреждений правительства на основе переноса его деятельности в современную сетевую информационную среду; качественная
1 Нисневич Ю. Российский транзит //Постзападная цивилизация. Либерализм: прошлое, настоящее и будущее. - М.: Новый фактор, 2002 - с. 232