Научная статья на тему 'К вопросу об электронном Правительстве как следующем этапе государственного управления'

К вопросу об электронном Правительстве как следующем этапе государственного управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / М. КАСТЕЛЬС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абдоков Ашамаз Муратович

В статье рассматривается формирование информационного общества как нового типа социальной организации, а так же электронного правительства как следующего этапа государственного управления. Раскрывается суть электронного правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об электронном Правительстве как следующем этапе государственного управления»

Подводя итог, обратим внимание, что основная задача членов кабинета в США - давать советы по тем вопросам, которые ставит перед ними Президент. Хоть и будучи коллективным учреждением, кабинет не является коллегиальным органом в отличие от Правительства в России. Сам кабинет никаких правовых актов не принимает, а его решения оформляются правовыми актами Президента США. Таким образом, роль правительства в США фактически исполняют несколько органов и должностных лиц, каждый

из которых несет ответственность перед Президентом США.

□□□□

Абдоков А.М. 1

К ВОПРОСУ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ КАК СЛЕДУЮЩЕМ ЭТАПЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

На каждом этапе развития человеческой цивилизации государство, а вместе с ним и соответствующая ему правовая система сталкивается с огромной массой проблем, имеющих для них весьма важное не только и не столько теоретическое, сколько практическое значение. Речь идет как о зарубежных странах, так и Российской Федерации. Поэтому, всегда встает вопрос о необходимости их (проблем) глубокого, профессионального осмысления, а главное - квалифицированного практического решения. Это требует предварительной идентификации, оценки значимости и

1 Абдоков Ашамаз Муратович - аспирант Юридического. факультета. им М.М. Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В статье рассматривается формирование информационного общества как нового типа социальной организации, а так же электронного правительства как следующего этапа государственного управления. Раскрывается суть электронного правительства.

Ключевые слова: информационное общество, электронное правительство, М. Кастельс, государственное управление, постиндустриальная философия.

Abdokov A.M.. On the e-government as the next stage of public administration.

The article deals with the formation of information society as a new type of social organization, as well as e-government as the next stage of public administration. Reveals the essence of e-government.. Keywords: information society, e-government , M. Castells, governance, post-industrial philosophy.

приоритетности каждой из них, а затем всестороннего и своевременного решения1-

На наших глазах человеческая цивилизация входит в новую постиндустриальную фазу своего развития. Трансформация, происходящая во всех сферах жизнедеятельности социума, порождены начавшейся во второй половине ХХ века информационной революцией. Суть информационной революции - кардинальные качественные изменения и конвергенция технологий создания, накопления и распространения информации, которые в настоящее время принято называть информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Этот процесс определил ключевую роль современных ИКТ не только в формировании новой (цифровой, информационной, глобальной) экономики, но и в начавшейся трансформации как технологических, так и сущностных основ социальных и политических порядков.

Определяя генезис нового постиндустриального мира, известный социолог М.Кастельс отмечает: «Информационно-технологическая революция спровоцировала возникновение информационализма, как материальной основы нового общества. При информационализме производство благ, осуществление власти и создание культурных кодов стали зависимыми от технологических возможностей общества с информационной технологией как сердцевиной этих возможностей. Информационная технология стала необходимым инструментом для эффективной реализации процессов социально-экономической реструктуризации. Особенно важна была ее роль в развитии электронных сетей как динамической, саморасширяющейся формы организации человеческой активности. Эта превалирующая, сетевая логика трансформирует все области общественной и экономической жизни»2-

Формирование информационного общества как нового типа социальной организации естественным образом предопределяет начинающуюся трансформацию социальных и политических коммуникаций и институтов. При переходе к информационному обществу происходит

1 Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. - М.: издательство НОРМА, 2007. -С.5

2 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.б 2000 - С.492-493.

изменение как социально-экономической, так и в определенной степени политической организации демократического общества, а также структурное изменение властей, в результате которого информационный фактор становится существенно более значимым в социальном и политическом регулировании.1

Однако для того, чтобы реорганизация системы государственного управления, адекватная вызовам информационной эпохи, не осталась бы только декларацией о намерениях, а начала реально воплощаться в жизнь необходимы, во-первых, политическая воля правящей элиты и, во-вторых, практически реализуемая концепция такой реорганизации, учитывающая сложнейшие экономические, социальные, административные и правовые проблемы, возникающие при внедрении новых организационных моделей.

В качестве такой концепции ведущими странами мирового сообщества сегодня предлагается идея создания «электронного правительства», суть которой заключается в следующем.

Во-первых, вся система органов государственной исполнительной власти и государственных учреждений, обобщенно называемая правительством, рассматривается как единая сервисная организация, предназначенная для оказания услуг населению. Во-вторых, деятельность правительства должна быть открытой и информационно прозрачной для граждан и оно должно быть доступно каждому субъекту общества в любой момент времени и из любого места его расположения. В-третьих, для совершенствования и повышения качества оказания услуг населению и повышения эффективности функционирования правительства в его деятельности используется виртуальное пространство или, точнее, его деятельность переносится в современную сетевую информационную среду.

Стратегическая цель электронного правительства - решение всех государственных проблем с позиции защиты прав и в интересах граждан и участие всех граждан в процессе руководства и управления страной. Его практическая задача - трансформация внутренних и внешних взаимоотношений в системе государственного управления на основе

1 Нисневич Ю.А. Информация и власть. - М.: Мысль, 2000 - С. 10.

использования ИКТ и сетевой инфокоммуникационной инфраструктуры для оптимизации процесса оказания государственных услуг населению, расширения взаимодействий всех граждан с правительством и их участия в его деятельности.

Таким образом, исходя из сущностных свойств, стратегической цели и практической задачи электронного правительства, его следует рассматривать не только как современное организационно-технологическое построение системы государственного управления, основанное на использования ИКТ и сетевой инфокоммуникационной инфраструктуры, но и, прежде всего, как постиндустриальную философию государственного управления.

Электронное правительство как постиндустриальная философия государственного управления ориентируется на приоритеты общественного, политического и социально-экономического развития общества, в рамках которых должно быть обеспечено: повышение постоянной осведомленности граждан о деятельности органов и иных структур государственной власти всех уровней; доступность государственной информации и ее оперативная доставка до конечных пользователей; поддержка и усиление обратной связи между властью и обществом; непосредственное участие граждан в деятельности системы государственного управления; поддержка политических процессов, направленных на развитие и совершенствование прямой демократии1-

Формирование электронного правительства представляется основополагающим стратегическим направлением и ключевой задачей государственной власти в лице ее органов и организаций в осуществлении перехода к информационному обществу. Решение этой задачи и станет реальным практическим вкладом государства в развитие качественно новой информационной среды. При этом государству следует в первоочередном порядке решить следующие проблемы.

Во-первых, сосредоточить свои властно - принудительные, административные возможности и материальные ресурсы на трансформации

1 Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 г. №65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» - С. 8.

собственных структур и алгоритмов деятельности на основе их перевода в сетевую информационную среду.

Во-вторых, законодательно обеспечить равные и обязательные для всех правила участия бизнес-сообщества в развитии информационной среды на основе свободной и равноправной конкуренции, демонополизации и либерализации рынка информационной и коммуникационной продукции и услуг.

В-третьих, создать благоприятные условия, включая необходимую государственную поддержку, научному сообществу, общественным, профессиональным и иным объединениям граждан, социальным институтам для их непосредственного участия как в развитии информационной среды, так и в решении ключевой социальной проблемы постиндустриального этапа развития - адаптации человека к кардинальным изменениям информационной среды1-

Правительство как высший орган исполнительной власти в государстве является политическим институтом, деятельность которого регулируется нормативно-правовой системой, включающей конституцию, законы, указы и распоряжения главы государства, а также иные нормативные правовые акты. Поэтому построение электронного правительства - это комплексный не только организационно-технологический, но и, прежде всего, политико-правовой процесс, направленный на создание качественно новой внутренней и внешней модели деятельности правительства. В ходе реализации этого процесса должны поэтапно осуществляться: изменения законодательной и в целом нормативно-правовой базы деятельности правительства и развития информационной среды; функциональная, организационная, технологическая реструктуризация системы органов и учреждений правительства на основе переноса его деятельности в современную сетевую информационную среду; качественная

1 Нисневич Ю. Российский транзит //Постзападная цивилизация. Либерализм: прошлое, настоящее и будущее. - М.: Новый фактор, 2002 - с. 232

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.