Научная статья на тему 'К вопросу об экстремистских проявлениях в молодежной среде'

К вопросу об экстремистских проявлениях в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

1293
145
Поделиться
Ключевые слова
экстремизм / молодежь / радикализм / агрессия / девиантное поведение

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Мишота В. А., Холщевников О. Г.

Статья раскрывает причины возникновения экстремизма в современной России. Ав¬тор указывает на основные факторы возникновения экстремизма в молодежной сре¬де, акцентирует внимание на необходимости научного подхода к решению проблем связанных с молодежным экстремизмом, обосновывает необходимость изменения отношения государства к молодежи.

Actual problems the question of extremism in the field of youth

The article makes the analysis of the reasons of extremism appearance in Russia nowadays. The author indicates the main factors of extremism appearance among young people, underlines the necessity of scientific approach to the youth extremism issues, justifies the necessity in changes of attitude to the young people by the government.

Текст научной работы на тему «К вопросу об экстремистских проявлениях в молодежной среде»

К ВОПРОСУ ОБ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЯХ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Статья раскрывает причины возникновения экстремизма в современной России. Автор указывает на основные факторы возникновения экстремизма в молодежной среде, акцентирует внимание на необходимости научного подхода к решению проблем связанных с молодежным экстремизмом, обосновывает необходимость изменения отношения государства к молодежи.

Ключевые слова: экстремизм, молодежь, радикализм, агрессия, девиантное поведение.

В настоящее время современная молодежь активно пополняет ряды различных партий и организаций, в том числе и организаций экстремистского характера.

Склонность молодежи к экстремизму становится предметом внимания правоохранительных органов, ученых, общественных организаций.

Экстремизм в молодежной среде представляет серьезную угрозу для современного общества и государства. Основная форма протеста молодежи выражается в различных массовых акциях, нетерпимости к некоторым слоям населения и иностранным гражданам, посещающим нашу страну. Молодежные экстремистские организации активно используются различными силами для достижения политических и прочих целей. Молодежная политика России уже давно нуждается в активном государственном регулировании.

Необходимость анализа проблем противодействия молодежному экстремизму обусловлена следующими обстоятельствами:

- Экстремистами становятся при стечении объективных условий, предпосылок и факторов. Молодежь изначально обладает чертами мышления и поведения, которые при особых условиях могут привести в ряды экстремистских организаций;

- Современная нестабильная ситуация в политической, экономической и духовной жизни России, если не напрямую, то косвенно подталкивает молодежь к экстремизму;

- Формирование современной молодежи происходило в сложных условиях изменения общества. В современной России сложилось новое поколение, с учетом правовой неграмотности и безответственности, нетерпимости и невежества;

Назрела ситуация, когда требуется решение проблемы по профилактике и противодействию проявления экстремизма в молодежной среде.

Многие зарубежные ученые давно занимаются проблемами молодежи.

Можно выделить научные труды по проблемам молодежи таких авторов, как М.Сечов (Болгария), Х.Шельский, Р.Майер, И.Рихтер (Германия), З.Бе-кели (Венгрия), В.Кристофер (Великобритания), Ч.Смелзер (США), и других.

В послевоенные годы в СССР особо активно стала развиваться социология молодежи. Социология молодежи выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях: общеметодологическом, основанном на подходе к познанию

молодежи как общественного феномена; специально-теоретическом, раскрывающем специфику проблем молодежи как особой социальнодемографической группы,; эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты поведения молодежи в различных сферах общественной жизни.1

Проблемами молодежи занимались Советские и в настоящее время занимаются Российские ученые. Заслуживают внимания труды таких ученых, как Н.М.Блинова, В.М.Боряза, С.Н.Икэнникэвой, И.М.Ильинского, А.А.Козлова В.Т.Ли-совского, И.С.Кона, В.Ф.Левичевой, В.Г.Моряковича, Б.С.Павлова, В.Н.Шубкина,

Н.С.Слепцова, М.Х.Титмы, Ж.Т. Тощенко, В.И.Чупрова, А.В. Шаронова.

В последнее время в России обращается значительное внимание девиантному поведению молодежи в целом и отдельному усилению экстремизма в молодежной среде. Этому во многом способствуют условия периода реформ, а также особые факторы поведения и сознания самой молодежи как особого социального класса.

Как указывает ряд авторов, «в ценностной структуре сознания и поведения молодежи появляется все больше угрожающих личности элементов (криминализация сознания, экстремизм, агрессивность и др.). Социальное самочувствие большинства молодых людей может быть описано в терминах: «разочарование», «пессимизм», «неуверенность», «безнадежность», «растерянность», «апатия», «агрессивность», «злость», «экстремизм» и т.п.». 2

В современное время проблема молодежного экстремизма стала наиболее актуальной. Новые формирующиеся социальные условия в России как никогда нуждаются в формирования нового типа молодежной культуры, обладающей сильным противодействием перед агрессией и экстремизмом.

В поведении значительной части молодежи современной России существует множество предпосылок и факторов для проявления экстремизма в сложных и противоречивых условиях современного общества.

Независимо от профилактической и правоохранительной работы необходимо вырабатывать формы и методы противодействия экстремистским проявлениям посредством формирования иной культурной среды, ценностей и переориентации сознания и идеологии молодого поколения.

В настоящее время созрела необходимость изменения подхода к культурным ценностям, которые значительно влияют на развитие и формирование молодежи современной России.

Молодежь изначально, по своей сути обладает особым мышлением и поведением, такими качествами как радикализм, максимализм, нетерпимость. Все эти качества могут привести в ряды экстремистов.

Под экстремизмом принято понимать «приверженность к крайним взглядам, мерам, действиям».

В настоящее время все силы и меры направлены на борьбу с терроризмом, который можно трактовать, как проявление крайней, самой опасной формы экстремизма.

В связи с тем, что терроризм вырастает из экстремизма, необходимо начинать изучение, проводить профилактику и предотвращение подобных явлений именно с экстремизма.

В Шанхайской конференции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая проводилась 15 июня 2001 года, экстремизм трактуется следующим образом: «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них».3

Раскрытие сущности экстремизма было впервые закреплено на международном уровне, но оно не раскрыло полного смысла и значения, которое вкладывается в понятие экстремизма. По сути, принятый документ дает лишь определение политическому экстремизму.

Но кроме политического экстремизма имеются и иные формы его проявления.

Убеждения и позицию экстремизма нельзя принять, но для того, чтобы противодействовать экстремизму, его необходимо понять.

Компонентами экстремизма в молодежной среде являются экстремистское сознание, организации и силы с экстремистской идеологией.

Экстремизм в молодежной среде вбирает в себя все причинные, социальные, феноменологические и социокультурные стороны радикализма. Проявление молодежного экстремизма объясняется особенностями молодежи с учетом возраста, стремлений и потребностей к самовыражению. Молодежный экстремизм зачастую формируется на фоне неравенства и социальной несправедливости, отрицания труда, общечеловеческих позиций и ценностей, неустойчивого мировоззрения, отсутствия культурного развития.

Примерную типологию экстремистских молодежных групп можно поделить на несколько категорий:

1. Случайная группа - спонтанные объединения кратковременной агрессивной направленности, затевающие, к примеру, драки на дискотеках, стадионах, в игровых клубах, ночных барах, на улицах и площадях.

2. Ретристская группа - более устойчивое объединение, обычным занятием которой является бесцельное времяпровождение, сомнительные развлечения, токсикомания, наркомания и т.п. Такие группы агрессивны потенциально и способны проявить агрессию в любой напряженноконфликтной ситуации.

3. Экстремистская группа - организованное объединение агрессивной направленности, характерными особенностями которого является протест-ная психология, жесткая иерархическая структура, сильное групповое давление на участников и исходная нацеленность на нарушение социальных норм по принципу противопоставления «мы - они». Таковы, например, скинхеды, изначально и враждебно нацеленные на агрессию по отношению к представителям нерусской национальности.4

Причины участия молодых людей в молодежных экстремистских группах, как правило, очень разные. Их можно разделить на несколько категорий:

• маргиналы - страдающие от одиночества подростки, находящиеся в социальном дискомфорте и желающие самоутвердиться любым путем или любой ценой;

• конформисты - подростки, которые легко поддаются влиянию и легко чувствуют себя в группах;

• приспособленцы - подростки, которые делают вид, что принимают психологию группы;

• аутсайдеры - неудачники, или находящиеся во временном социальном ступоре;

• фанаты - подростки преданные группе, отрицающие все, что идет в разрез с групповым сознанием;

• борцы - подростки, для которых борьба значительно выше идеи, за которую она происходит;

• вожди - подростки склонные к лидерству;

• попутчики - подростки совершенно случайно попавшие в группу и в настоящее время еще не определившиеся;

• имитаторы - подростки, для которых сама идея не важна, а важна показуха борьбы;

• скучающие - подростки, которые таким образом утраивают свой досуг, в виду отсутствия каких либо иных интересов.5

Основные причины возникновения экстремизма в молодежной среде с конца 80-х годов: снижение роли семьи в воспитании подростков, ослабление воспитания в образовательных учреждениях, социальное расслоение общества, упадок культуры в государстве

Молодежный экстремизм представляет собой индивидуальное проявление крайних способов существования молодежи как особой социальной группы с учетом возрастной категории.

Появление молодежного экстремизма обусловлено особенностями, прежде всего самой молодежи, нестабильностью экономических и политических процессов, психологической неустойчивостью, стремлением в кратчайшие сроки обновить и изменить формы существования общества.

В силу особенностей молодежь представляет хорошую социальную среду для развития экстремизма и радикального выражения форм протеста.

Особенностями проявления молодежного экстремизма являются такие факторы как протест, стремление к групповым формам поведения, политическая неграмотность, возрастная импульсивность, максимализм пересекающийся с радикализмом.

Настоящая молодежь представляет собой особую социальную группу людей от 14 до 30 лет.

В прошлом молодежь никогда не рассматривалась серьезно, а лишь в качестве объекта, который нужно воспитывать. Педагоги прошлого предлагали «запрограммировать воспитательный процесс, установить четкие страте-

гические ориентиры воспитательного процесса, расписать все ценности, на которых должна строиться деятельность в области воспитания».6

Молодежь никогда не занимала ведомого положения и не играла основную роль в обществе. Молодое поколение всегда находится в зависимости от поколения старших возрастных групп.

Очень часто старшее поколение по отношению к молодежи ведет себя так, что молодые начинают чувствовать, что они виноваты в своей молодости. От этого в юном несформировавшемся сознании появляется чувство социальной несправедливости, готовности прибегнуть к протесту.

Исходя из этого, социальный облик молодежи является объективной основой детерминации как позитивных, так и негативных проявлений ее поведения и сознания. В целом этот облик определяется существованием и качеством зрелости основных сфер общественной жизни - социальной, экономической, политической и духовной.

В результате недавних политических и рыночных преобразований молодежь оказалась в наиболее незащищенной категории граждан.

Молодое поколение оказалась оторванным от общества и государства, предоставившего каждому свободу на выживание, или гибель в условии кризисов и реформ.

Направленность и характер ориентиров современной молодежи России продиктованы ее положением, местом в общей системе общественных отношений. В такой позиции молодежь не может качественно реализовать свой потенциал в общественной жизни общества.

У молодежи ярко выраженная пассивность и недоверие к людям старшего поколения. Присутствует неудовлетворенность своим положением в обществе, что ведет к проявлению стихийных и организованных форм протеста, агрессии и экстремизма.

Особой спецификой работы с молодежью современного времени является закладывание в ее сознание и поведение ценностей - позитивной жизненной позиции, устремлений к познанию, выработку нравственных понятий и вкусов, а также духовных ценностей, отрицающих экстремизм. Необходимо сформировать у молодежи принципы культуры, которая отвергает насилие в пользу толерантности.

Задачи по преодолению зла и его сторон многократно описаны в различных научных трудах. К этой теме подробно прикасались Н.А.Бердяев, В.В.Зеньковский, И.А.Ильина, В.С.Соловьев, Л.Н.Толстой. В их трудах противодействие злу рассматривалось с христианских позиций.

Назрело время, когда необходимо уделить внимание экстремизму в сознании молодежи и разработать пути его преодоления.

Коммерческие процессы достаточно глубоко проникают в самые разные области культуры и культурной жизни. Высокие культурные ценности подменяются усредненными, массовыми образцами различных псевдокуль-турных направлений.

Молодое поколение современной России находится в непростых условиях потери старых ценностей, формирования новых социальных отноше-

ний в обществе. Это повод для появления растерянности, пессимизма и неверия в свое будущее и будущее страны. Отсюда рост агрессивности и экстремизма. Учитывая данные факторы, такие явления в молодежной среде как проявление экстремизма и противодействие ему становятся все более актуальными для общества и государства.

Проблемы современной молодежи выступают отражением проблем всего российского общества в целом, притом на этапе его изменения. И не смотря на некоторые позитивные процессы, положительная обстановка в России зависит от условий и преобразований, которые оказывают негативное воздействие на культурное развитие молодежи. Основными негативными факторами являются: сильное расслоение общества по социальным и экономическим параметрам, усиление потребительского подхода и отчуждение молодежи от трудовой деятельности, снижение престижа профессионального образования, коммерциализация культуры, смена культурных ориентиров, снижение уровня общечеловеческих ценностей, увеличение преступности в стране и криминализация практически всех сфер общества, уменьшение престижа образования, снижение эффективности образования и воспитания.

Детерминация противодействия экстремизму в молодежной среде в предполагает внедрение и успешную реализацию в обществе многих социальных параметров, а именно:

- необходимо утверждение принципов развития социума: гуманизма, порядка и законности, справедливости, демократизации государственной власти, ориентации в культурном направлении;

- обязательный экономический рост, технический прогресс, повышение уровня жизни населения страны, уменьшение безработицы, обеспечение и выполнение программ государственной молодежной политики;

- стабильность в политической сфере жизнедеятельности, привлечение к политической жизни молодежи, разработка и внедрение в жизнь государственной политики в отношении молодежи;

- снятие социальной напряженности в российском обществе, стирание социальных конфликтов, обновление и переосмысление национальной политики, внедрение методов трудовой деятельности, укреплении института семьи, повышение культуры быта и досуга для молодежи, помощь молодым семьям и трудоустройство для молодых специалистов;

- создание в России широкой, общедоступной и привлекательной культурной среды, включающей в себя: продуманную систему воспитания, образования и обучения, создание доступного культурного, досугового, оздоровительного и спортивного направления;

- значительное изменение в положительную сторону обучения и воспитания, построенных на нравственных ценностях, принципах толерантного поведения, воспитание молодежи в духе патриотического настроения и ценностей.

Молодежный экстремизм представляет собой проявление крайних средств, форм и методов жизнедеятельности в сознании и поведении формирующейся личности молодого члена общества.

Природу молодежного экстремизма составляют социальный радикализм, склонность к агрессии и ошибки в выборе подхода при достижении цели. Молодежный экстремизм может проявляться на различных уровнях (групповом, социально-психологическом и теоретико-идеологическом). Также можно разделить молодежный экстремизм и по экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества.

Возникновение молодежного экстремизма продиктовано стечением негативных условий социальной среды, таких как: несправедливая приватизация и раздел собственности, конфликтами в обществе, отсутствием авторитета существующей власти, отсутствием духовных и нравственных ценностей, увеличением преступности в обществе. Вышеперечисленные факторы являются отличной средой для проявления в сознании и поведении людей негативных последствий субъективного порядка - склонности к радикализму, нигилизму, насилию, деструктивности, крайним средствам и способам достижения целей.

В силу названных особенностей молодое поколение представляет собой наиболее благоприятную социальную среду для утверждения и распространения экстремистских проявлений, выражения индивидуальных и групповых, стихийных и организованных форм социального протеста и недоверия к ведущей роли старшего поколения в обществе. В сложных и специфических условиях современной России исключительно важно выявить содержание приоритетов и ценностных ориентаций молодежи в интересах формирования условий активного противодействия экстремистским тенденциям и проявлениям в молодежной среде.

Содержание, характер и направленность ценностных ориентации современной молодежи России детерминированы ее объективным положением, ролью и местом в системе общественных отношений. Молодежь, как социальная группа и возрастная категория населения, объективно занимает промежуточное место в обществе, но не играет в нем ведущей роли, а находится в положении объекта социализации, подчинении и зависимости от взрослого поколения. Молодое поколение пребывает в состоянии недостаточной определенности и незавершенности выбора жизненных ценностей и приоритетов, а потому не может в полной мере реализовать свой ресурсный потенциал в экономической, социально, политической и духовной сферах общественной жизни.

В целом социальное положение молодежи выступает объективной основой детерминации как позитивных, так и негативных проявлений ее сознания и поведения. Оно определяется существованием и качеством зрелости основных сфер общественной жизни - социальной, экономической, политической и духовной. При этом важен не только качественный уровень развития названных сфер, а прежде всего самооценка молодежью своего места, роли, положения и собственного благополучия, самореализации в каждой из сфер жизнедеятельности.

Духовной основой противодействия экстремизму и агрессии в молодежной среде выступает сформированная система жизненных приоритетов и основных ценностных ориентаций российской молодежи, которая по содержанию и характеру должна быть позитивной.

Анализ жизненных приоритетов и ценностей российской молодежи показывает, что актуальными проблемами работы с молодежью является утверждение в ее сознании и поведении позитивных социокультурных ценностей -активной жизненной позиции, познавательных устремлений, нравственных ориентиров, эстетических идеалов и вкусов, а также духовносакральных ценностей, противодействующих проявлениям агрессии и экстремизма.

Актуальные проблемы российской молодежи во многом связаны с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: техно-логизацией, глобализацией, информатизацией, прагматизацией, урбанизацией, повышением удельного веса пенсионеров и лиц преклонного возраста в обществе, сокращением рождаемости и т. д. Но, вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, поскольку они опосредованы российской действительностью во всей полноте и той политикой, которая проводилась и проводится по отношению к молодежи.

Закономерным отражением сложности и противоречивости культурных условий в современной России выступает наличие таких негативных тенденций в молодежной среде, как: преобладание процессов дифференциации и возросшее расслоение по социально-экономическим параметрам; маргинализации молодежи; нарастание криминальных и других антисоциальных проявлений; стремление к участию в неформальных молодежных объединениях; отчуждение от трудовой деятельности и рост потребительских, прагматических и эгоцентристских ценностных ориентации. Данные тенденции находят свое проявление в растерянности и пессимизме, усилении агрессивности и экстремизма среди российской молодежи.

Необходимо утверждение принципов развития российского социума: гуманизма, законности, социальной справедливости, демократизма власти, культурной ориентации, комплексного развития всех сфер жизнедеятельности и учета региональной специфики.

Необходим устойчивый экономический рост на базе научнотехнического прогресса, социальная и культурная ориентированность экономики, выравнивание уровней жизни и благосостояния всех категорий населения, ликвидация безработицы и расширение рабочих мест, повышение инвестиционной привлекательности российских регионов, экономическое обеспечение федеральных и региональных программ государственной молодежной политики.

Необходима политическая стабильность, демократизм и нравственная обоснованность политических решений, привлечение молодых кадров к участию в политической жизни, расширение и углубление правовых основ государственной молодежной политики, вовлечение молодежи в реализацию государственных политических программ, разработка и реализация специальных программ государственной и региональной молодежной политики в России.

Необходимо формирование в России широкой, общедоступной и привлекательной инфраструктуры, включающей в себя: развитую систему общего и профессионального образования; эффективную систему обучения, про-

свещения и воспитания; широкую систему культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной работы, а также систему культурно-эстетического образования и творчества.

Крайне важно наладить формирование новой системы обучения и воспитания, ориентированной на утверждение в сознании и поведении молодого поколения общечеловеческих нравственно-гуманистических ценностей, принципов толерантного и ненасильственного поведения, патриотических настроений и чувств, профессионального образования и престижа высокой квалификации, психологии товарищества и партнерства, сотрудничества и взаимопомощи, дружбы, уважения и любви.

Следует обратить внимание научные круги, которые занимаются молодежью на специальный анализ таких проблем, как:

- культура противодействия агрессии и экстремизму;

- культура ненасильственного мышления и поведения.

В современной России в настоящее время проблемы молодежи волнуют ученых, политиков, писателей и общественных деятелей. В формировании содержания исследований молодежи необходимо должное внимание уделять проблемам молодежи, в том числе и проблемам противодействия молодежному экстремизму.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова.- Ростов-на Дону, Феникс, 2001. - сб.

2 Ильинский ИМ. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Тео-рия.-с238.

3 Устинов В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации // Российская юстиция. - 2002. - № 5.

4 Социология молодежи. Под. ред. В.Т.Лисовского. - СПб, 1996.- с. 286-288.

5 Афанасьева Р.М. Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде Diss.sl.ru 2007

6 Лисовский А.В., Лисовский В.Т. В поисках идеала: Диалог поколений - Мурманск,

1994. С. 13-14.