УДК 58.006
К вопросу об экспонировании монокультурных коллекций декоративных растений
Гусев А.В., Окунева И.Б., Хохлачева Ю.А.
Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина РАН, Москва, Россия
Аннотация. В статье проанализированы особенности содержания и экспонирования монокультурных коллекций декоративных растений из фондов ГБС РАН. Отмечены положительные стороны и трудности, как биологического, так и эстетического характера, возникающие при выращивании коллекционных растений на отдельных участках. Предложен вариант совмещения разных коллекций в единой экспозиции, позволяющий преодолеть эти трудности при одновременном сохранении их научной функциональности и удобства проведения исследовательских и агротехнических работ.
Ключевые слова: коллекции декоративных растений, Hosta, Narcissus, Paeonia, Syringa
On the question of exhibiting monocultural collections of ornamental plants
Gusev A.V., Okuneva I.B., Khokhlacheva Ju.A.
Tsitsin Main Botanical Garden of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia [email protected]
Summary. The article analyzes the features of the maintenance and display of monoculture collections of ornamental plants from the collections of the State Botanical Garden of the Russian Academy of Sciences. The positive aspects and difficulties, both biological and aesthetic, that arise when growing collection plants in individual areas are noted. An option has been proposed for combining different collections in a singleexposition, which makes it possible to overcome these difficulties while maintaining their scientific functionality and the convenience of carrying out research and agrotechnical work.
Key words, collections of ornamental plants, Hosta, Narcissus, Paeonia, Syringa
Несмотря на значительную площадь Главного ботанического сада РАН (330 га) мест для экспонирования растительных коллекций не так много, поскольку большую часть территории занимает Заповедная дубрава. Богатая на коллекции лаборатория декоративных растений не имеет технической возможности содержать отдельно коллекционные участки, предназначенные для научной работы, и экспозиционные участки, несущие культурно-просветительскую функцию. В результатерастения содержатся в так называемых коллекциях-экспозициях. У такого способа размещения растений есть как плюсы, так и минусы. Положительнымисторонамитакого способа содержания коллекционных растений являются, например, экономия возделываемых площадей и меньшие затраты труда по уходу за растениями (по причине совмещения научной и экспозиционной функции на одном участке).
Материалы и методы. За длительный период существования коллекционного фонда лаборатории декоративных растений (более 70 лет) при формировании, поддержании и расширении его состава применяются классические методы интродукции:
1) эколого-географический метод [1], основой которого является привлечение в интродукционный эксперимент таксонов со сходными экологическими характеристиками и/или видов, имеющих отношение к определенной географической области;
2) метод родовых комплексов [2], суть которого состоит в формировании максимально возможной выборки природных видов и сортов, систематически принадлежащих к определенному роду;
3) фитоценотический метод [3, 4], предполагающий создание искусственных ценозов на основе использования принципов организации и функционирования природных растительных сообществ.
Также для поддержания в культуре некоторых коллекций используется метод экотронов [5], основной идеей которого является создание эдафических условий, приближенных для выращиваемого растения к естественному, инеобходимых для его нормального роста и развития. К примеру, для скальных растений - почвосмесь с низким содержанием питательных веществ и отсутствие избыточного увлажнения.
При формировании крупных моноколлекций используются традиционные принципы, направленные на создание собраний, отражающих характерные особенности сортимента конкретной культуры:
1) формирование сортимента, отражающего все существующие садовые классификации культуры;
2) создание выборки сортов, представляющих основные селекционные центры культуры и достижения наиболее известных селекционеров;
3) формирование собрания ретро-сортов и ретро-форм;
4) создание выборки национальных селекционных достижений;
5) подборка культиваров, демонстрирующих микроэволюционные изменения культуры;
6) собрание в составе коллекции уникальных и редких сортов, а также сортов-шедевров [6].
У каждого из этих способов экспонирования есть свои достоинства и недостатки. В некоторых случаях функции удобства научных исследований и экспонирования входят в противоречия.
Результаты и обсуждение. В лаборатории декоративных растений ГБС РАН преобладает такой способ формирования и содержания коллекционных растений, как метод родовых комплексов. Таким образом экспонируются многие культуры, имеющие значительное число сортов, например, представители родов Astilbe L., Hosta Tratt. [7], Iris L., Narcissus L., Paeonia L. [8], Phlox L., Syringa L. [9] и другие. Для удобства наблюдения желательно, чтобы все исследуемые растения были расположены относительно близко друг от друга, в идеале - находились не только территориально близко друг от друга, но и в одинаковых экологических условиях.
Традиционно в лаборатории декоративных растений ГБС РАН большинство родовых комплексов размещаются на специально выделенном коллекционном участке и высажены они монокультурно. Минусом данного способа экспонирования является ограниченный во времени пик сезонной декоративности коллекционных растений, многие из которых максимальной декоративности достигают только во время цветения, тогда как в остальное время сезона они не привлекают внимания, при этом занимая значительную часть экспозиционного участка. Расширяя коллекцию, улучшая ее по составу, мы одновременно расширяем ее по площади, но проблема снижения декоративности этих растений вне периода цветениятолько усиливается.
Кроме того, в монокультурных коллекциях, которые длительное время произрастают без культурооборота, накапливаются вредители и возбудителиболезней, которые еще больше снижают декоративность экспонируемых растений.
Преодолеть эту проблему можно, к примеру, путем соединения в единую экспозицию нескольких культур со сходными экологическими требованиями. Размещение в миксбордерах, как это практикуется в озеленении, неудобно с точки зрения проведения научных исследований.
Наиболее простым и в тоже время эффектным решением является линейная посадка. Причем, в зависимости от способа посадки растений, а также места размещения, она может быть как одностороннего, так и двустороннего обзора. Совместить в такой аллее можно, например, сирень, пионы, нарциссы и хосты (рис. 1).
а) план
Экспликация: 1 - сортаSyringaL. 2 - сорта NarcissusL.
3 - сортаPaeoniaL.
4 - сортаHostaTratt.
г)окончание сезона Рис. 1. Пример совмещения разных монокультурных коллекций
В данном случае сирень занимает центральное положение или задний план. Хоста идет бордюром на переднем плане. За хостой располагаются пионы, а между сиренью и пионами -нарциссы.
В начале сезона в такой посадке будут доминировать нарциссы, перед которыми весьма привлекательно будут смотреться красные отрастающие побеги пионов. Сирень в это время только входит в период бутонизации. Далее, в середине мая начинается цветение сирени и самых ранних сортов пиона. В это время нарциссы постепенно начинают терять декоративность, а листья отрастающих пионов скрывают их от взгляда посетителя. Это позволяет не удалять листву нарциссов, позволяя луковице набрать необходимое для ее полноценного развития количество питательных веществ. В июне - время цветения пионов и отцветания сирени, а также полное раскрытие листьев у хосты. Начиная с июля и до конца сезона, основная декоративность приходится на хосты. При этом листва пионов представляет для них выигрышный фон. Одновременно такая посадка исключает проблему накапливания болезней, поскольку при таком способе размещения растений можно достичь
наилучших условий освещенности и проветривания. При этом каждый коллекционный ряд внутри такой экспозиции может быть не только удобным для проведения научных исследований, но и декоративным.
Заключение. Метод родовых комплексов имеет как достоинства, так и недостатки. Нами предложен вариант совмещения разных коллекций в единой экспозиции, позволяющий при выращивании коллекционных растений на отдельных участках при одновременном сохранении их научной функциональности и удобства проведения исследовательских и агротехнических работ преодолеть трудности как биологического, так и эстетического характера.
Работа выполнена в рамках ГЗ «Биологическое разнообразие природной и культурной флоры: фундаментальные и прикладные вопросы изучения и сохранения» (№ 122042700002-6).
Список литературы:
1. Трулевич Н.В. Эколого-фитоценотические основы интродукции растений. М.: Наука, 1991.
213 с.
2. Русанов Ф.Н. Новые методы интродукции растений // Бюллетень Главного ботанического сада. 1950. № 7. С. 27-36.
3. Карписонова Р.А. Фитоценотический метод интродукции растений // VIII дендрологический конгресс социалистических стран. Тбилиси, 1982. С. 221-222.
4. Карписонова Р.А. Коллекция-экспозиция «Теневой сад» // Особенности экспонирования коллекций декоративных растений. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. Вып. 2. С. 90-93.
5.Бондорина И.А., Кабанов А.В., Мамаева Н.А., Хохлачева Ю.А. Коллекционный фонд лаборатории декоративных растений ГБС ран: исторический аспект и современное состояние // Вестник Московского университета. Серия 16: Биология. 2020. Т. 75, № 2. С. 100-106.
6. Карписонова Р.А., Демидов А.В. Принципы создания и изучения коллекций декоративных растений ГБС РАН // Информационный бюллетень Совета ботанических садов России. 1997. Вып. 7. С. 25-31.
7. Хохлачева Ю.А. Представители рода Hosta L.: классификация сортов // Современные тенденции развития науки и технологий: Материалы X Международной научно-практической конференции (31.01. 2016, г. Белгород). Белгород, 2016. С. 65-67.
8. Дьякова Г.М. Сорта пионов в коллекции-экспозиции // Особенности экспонирования коллекций декоративных растений. М.: Тов-во науч. изд. КМК, 2011. Вып. 2. С. 69-72.
9. Шуваева К.Н., Окунева И.Б. Принципы экспонирования коллекции сирени. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. Вып. 2. С. 122-126.