14. Чарыков А.К. Математическая обработка результатов химического анализа. - Л.: Химия. 1984. С. 84.
15. Основы аналитической химии. В 2 кн. Кн. 1. Общие вопросы. Методы разделения / Ю.А. Золотов. Е.Н. Дорохова. В.И. Фадеева и др. - М.: Высш. шк.. 2004. - С. 47 - 48. - (серия "Классический университетский учебник").
16. Буйташ П., Кузьмин Н.М., Леистнер Л. Обеспечение качества результатов химического анализа. - М.: Наука, 1993.
- С. 83 - 84.
17. Шараф М.А., Иллмм Д.Л., Ковальски Б.Р. Хемометрика. - Л.: Химия, 1989. - С. 44 - 46.
18. Хикс Ч. Основные принципы планирования эксперимента. - М.: Мир, 1967. - С. 134 - 144.
19. Шмой.юва Р.А., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А., Шувалова Е.Б. Теория статистики. - М.: Финансы и статистика. 2003. - С. 361 - 398.
20. Лёрффе.1ь К. Статистика в аналитической химии. - М.: Мир. 1994. - С. 169 - 171.
4. Экология
УДК 502.3:351.853(571.56-15)
К вопросу об экологической безопасности Западной Якутии
Д.Д. Саввинов
В статье рассматриваются проблемы экологической безопасности Западной Якутии в условиях её интенсивного промышленного освоения.
Сегодня проблемой номер один как в глобальном, так и в региональном отношении считается экология окружающей природной среды, которая еще обостряется ощутимыми ногодно-климати-ческими изменениями. Важнейшим фактором и инструментом мировой геополитики является интенсивное промышленное освоение природных ресурсов. Если в смысле ресурсов ныне идет наиболее жесткая борьба за нефть и газ, то завтра может остро вегагь вопрос, например, о запасах чистой воды, воздуха, леса и почвы. Тем более что известный Киотский протокол уже дал старт соперничеству в области земной атмосферы, в сущности, началась международная торговля воздухом.
Не обошли стороной международные геополитические проблемы экологического характера и нашу республику. Например, международный трансконтинентальный трубопровод Россия -Китай (ВСТО) отодвинут от Байкала, зато этот потенциально экологически опасный проект втиснут на территорию Якутии.
Между тем в борьбе за ресурсы, как показывает практика её промышленного освоения, пострадавшей стороной остается, как правило.
САВВИНОВ Дмитрий Дмитриевич - д.б.н., профессор, главный научный сотрудник ФГНУ ИПЭС. Доклад доложен на заседании Комитета по науке и технической политике при Президенте РС(Я) от 22 января 2008 г. В его составлении принимаш участие д.г.-м.н. Ю.В. Шумилов, д.б.н. С И. Миронова. д.б.н. Г.Н. Саввинов. к.т.н. В.В. Иванов. В этой книге приводится сокращенный вариант доклада.
окружающая природная среда [1, 2, 3). И когда мы говорим о сырьевой ориентации экономики Якутии, то не следует забывать об экологической безопасности северных территорий, ведь мы делаем природу нашего края заложницей нового витка техногенной экспансии. К сожалению, в федеральном политическом и экономическом сознании, да иногда и на региональном уровне. Республика Саха (Якутия) по сей день воспринимается как крупнейшая планетарная экосистема, пребывающая в состоянии экологического благополучия.
Однако с экологией благополучно не на всей территории республики. В этой связи нас тревожит экологическая обстановка в Западной Якутии.
Территория Западной Якутии занимает бассейны рек Вилюя. Оленька и Аиабара. охватывая практически все обширное левобережье Лены. В административном отношении сюда относятся: Мирнинский, Нюрбинский районы, Анабар-ский, Оленекский, Жиганский, Булунский, Верхневилюйский, Вилюйский, Кобяйский и Сунтарский улусы. Здесь на площади около I млн 200 тыс. км- проживает почти 1/4 часть населения республики. Именно экологическое состояние природы Анабаро-Оленекского и Ви-люйского бассейнов в значительной степени определяет экологическую безопасность всего левобережья Ленского бассейна с выходом на прибрежные акватории Северного Ледовитого океана. Таким образом, очевидно, что от эколо-
НАУКА И ОЬРАЗОВАНИЕ. №2, 2008, ИЮНЬ
7 Заказ N>33
гического состояния окружающей природной среды Западной Якутии во многом зависит экологическая безопасность всей республики.
Термин экологическая безопасность (ЭБ) в классическом его понимании - эго совокупность действий, состояний и процессов, прямо или косвенно не приводящих к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимых природной среде и человеческому обществу. Вместе с тем эта категория не абсолютная, а обеспечивающая экологическую безопасность на таком уровне, на каком человек готов адаптироваться (без серьезного ущерба) физически, социально, экономически, технологически и политически.
Если это перевести на язык решения наших региональных задач, то под региональной экологической безопасностью следует понимать совместные усилия Президента, Правительства Республики Саха (Якутия), природопользовате-лей, органов госприродонадзора, науки и общественности республики по поддержанию экологического баланса, существующего в природных экосистемах, который нарушается в процессе производственной и хозяйственной и иной другой деятельности человека.
Это означает, что при комфортном проживании в нашем суровом крае нам для удовлетворения своих потребностей необходимо найти некий баланс между изъятием и использованием природных ресурсов, не доводя природу до губительного состояния. Ведь при неблагополучной экологической ситуации действуют уже не природные законы, а процессы техногенной, агроген-ной и селитебной трансформации всех компонентов экосистем в сторону деградации, например, снижения биотического потенциала, ресурсного истощения. Поэтому нам представляется, что экологическая безопасность достигается только сочетанием социальных, экономических, собственно экологических, а в некоторых случаях и политических факторов.
В этом контексте задача экологов - отыскать тот баланс в нашем регионе, который бы устраивал природопользователя и обеспечивал приемлемый уровень экологической безопасности.
Рассмотрим вопросы экологической безопасности Республики Саха (Якутия) на примере Западной Якутии.
Территория этого региона, до промышленного освоения отличавшаяся первозданной природной средой, в течение нескольких десятилетий подверглась массированному техногенному воздействию. Здесь проведено 12 подземных ядер-ных взрывов, построен каскад ГЭС, проложены дороги, построены крупные населенные пункты
и города. В результате пострадала природа, которая изменилась до неузнаваемости. Безусловно, промышленное освоение - это своеобразный экономический прорыв. Однако нанесен ущерб природе, ухудшилось состояние здоровья населения. И сегодня мы ломаем голову, как минимизировать отрицательные экологические последствия в Западной Якутии.
На наш взгляд, для экологической реабилитации и оздоровления среды жизни людей существует два пути. Первый - продолжить экологический мониторинг нарушенных природно-техногенных систем, что позволит понять динамику трансформаций, выявить степень нарушенности природных связей и влияния всех негативных последствий на состояние здоровья человека. Второй - не ограничиваясь простой регистрацией и констатацией негативных экологических явлений и фактов, использовать экологическое проектирование, чтобы разрабатывать конкретные рекомендации и методики, технологические решения и приемы природопользования.
Следует отметить, что Институт прикладной экологии Севера (ИПЭС) был создан в 1993 г. в связи с кризисной экологической ситуацией, сложившейся на территории Западной Якутии в конце 80-х - начале 90-х годов XX в. Здесь не последнюю роль сыграли массовые протесты людей, общественные волнения, резко возросшая заболеваемость среди населения в результате интенсивного развития предприятий алмазодобывающей промышленности.
Первой крупной работой ИПЭС, совместно с другими научными учреждениями республики, стали исследования, выполненные Вилюйской комплексной экологической экспедицией. Её деятельность была направлена на решение двух основных задач. Во-первых, необходимо было получить достоверные научные данные о фактическом состоянии территорий и экосистем, нарушенных алмазодобывающим комплексом (АДК). Во-вторых, предстояло разработать систему мер по реабилитации территории, наметить пути её экологического оздоровления.
Нами собран обширный фактический материал, характеризующий состояние экосистемы в зоне деятельности АДК и основных компонентов окружающей природной среды (почва, водная биота, гидробионты, наземная растительность). На основе результатов наших научных исследований руководством республики были предприняты конкретные шаги для смягчения негативных экологических последствий для населения (создание фонда САПИ, осуществление различных программ).
В дальнейшем, наряду с целенаправленным изучением техногенной динамики экосистем Западной Якутии, мы перешли к адресному решению локальных экологических задач на договорной основе с конкретными природопользовате-лями.
К настоящему времени результаты проведенных экологических исследований обобщены в серии монографий и опубликованы ИПЭС в центральных издательствах. Экологическая ситуация, сложившаяся в Западной Якутии, рассматривается в монографиях |1, 2, 3, 5,7|, а также в многочисленных журнальных публикациях Института прикладной экологии Севера.
Если говорить об основных результатах, то они сводятся к следующему:
- разработана эколого-почвенная концепция восстановления нарушенных земель Западной Якутии, на которую опирается система организационных, методических и технологических мер по оздоровлению техногенных, аэрогенных и селитебных эколого-почвенных комплексов;
- выявлен принципиально важный факт несоответствия санитарно-гигиенических нормативов (ПДК, ПДВ и др.) реальным требованиям к качеству окружающей природной среды в условиях криолитозоны;
- разработаны методы ранней диагностики скрытого и раннего экологического риска в пределах природно-техногенных объектов на основе анализа хромосомно-генетической структуры растений-индикаторов; впервые начаты работы по биологическому оздоровлению локальных экосистем с помощью растений, которые способны ассимилировать элементы-загрязнители.
В настоящее время научная деятельность ИПЭС в контексте проблемы экологической безопасности Западной Якутии характеризуется рядом принципиально важных особенностей.
Во-первых, изменился статус института, мы вошли в состав Федерального государственного научного учреждения (ФГНУ). С одной стороны, это признание достаточно высокого уровня наших научных исследований, об этом свидетельствуют заключения федеральных экспертов, инспектировавших ИПЭС. Однако, с другой стороны, это внесло в нашу работу некоторые неясности в научно-методическом плане и затруднения в вопросах финансирования и укрепления материально-технической базы и т.д.
Вторая особенность деятельности ИПЭС связана с тем, что республика вступает в новый этап экономического и социально-политического развития. Так, разработана "Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 го-
да" (Схема-2020) [6). Она подразумевает осуществление ряда мегапроектов, которые, как считает наш президент В.А. Штыров: "дадут импульс не только Якутии, но и всему Дальнему Востоку страны".
Несомненно, в Схеме-2020 заложена стратегия здоровых и продуктивных амбиций. Однако реализация намеченных планов требует серьезного эколого-природоохранного сопровождения. Тем более что без них уже имеется печальный опыт промышленного освоения северных территорий. Взять хотя бы Западную Якутию. Территория этого региона в результате многолетнего промышленного освоения находится на пределе своей экологической емкости или даже перегружена техногенной, аэрогенной и селитебной нагрузкой. Не обернутся ли эти мсгапроекты для нас очередной экологической бедой?
Конечно, в Схеме-2020 выдвигается задача "обеспечения устойчивого развития уникальных региональных экосистем. Осуществление масштабных мер по экологическому мониторингу и комплексному сценарному прогнозу развития экологической ситуации в результате осуществления не только отдельных инвестиционных проектов, но и их совокупности в различных комбинациях. Активное участие в мероприятиях Киотского протокола" |6, с. 101]. И даже предусматривается "в прогнозный период... переосмыслить приоритеты региональной экологической политики" [6, с. 237). Тем не менее, нам не стоит обольщаться по поводу "относительно благоприятной экологической обстановки в республике" (4, 5, 7]. Отрицательные экологические последствия следует соотносить не со всей территорией Якутии, а с площадью и плотностью населения в локальных экосистемах.
Поскольку Схема-2020 уже одобрена федеральным правительством, Институту предстоит огромная исследовательская, научно-методическая и организационная работа по детализации общих формулировок и доведения их до реальных мер по защите нашей уникальной природы. Например, сегодня мало проведения экологического мониторинга. Что такое экологический мониторинг? В сущности, это регистрация наблюдаемых экологических событий, например, техногенных аварий, загрязнений среды, нарушений ландшафта. Поэтому ныне недостаточно только наблюдать. Надо помнить, что у мониторинга есть обратная сторона - активное воздействие на экологические события, управление ими и природопользованием в целом. Мы должны ясно понимать. что именно наблюдаем, почему возникают отрицательные последствия, каков механизм
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. №2. 2008, ИЮНЬ
т
их воздействия на биоту и человека, что именно нам делать для оздоровления природной среды.
Основной задачей Института на ближайшие 10-15 лет является разработка системы эколого-нриродоохранного сопровождения мегапроектов и Схемы-2020, в частности, применительно к Западной Якутии. Думается, она должна включать мониторинг, экологический прогноз, экологическое проектирование и комплекс научно обоснованных экологических ограничений природопользования на основе установленных закономерностей и методики рекультивации нарушенных земель и биологического оздоровления экосистем.
Таким образом, проблема экологической безопасности Западной Якутии не изолирована от проблемы экологии Якутии в целом. Экологическая безопасность достигается, как доказали классики и показала жизнь, не экологической наукой самой по себе, какие бы распрекрасные идеи она ни выдвигала, а совместными усилиями властных структур, природопользователей, общественности и всего населения.
Хочется надеяться, что президент республики, благословивший Схему-2020, не допустит превращения её природы в полигон для безоглядной технократической экспансии, как это случилось
в Западной Якутии. А экологи республики намерены работать во благо легкоранимой северной экосистемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Саввинов Д.Д., Тяптиргянов М.М., Кривошапкин В.Г. и др. Экология бассейна реки Вилюй: промышленное освоение. - Якутск: ЯНЦ СО РАН МГП "Полиграфист", 1992.
- 120 с.
2. Саввинов Д.Д., Кривошапкин В.Г.. Тяптиргянов М.М. и др. Экология реки Вилюй, состояние природной среды и здоровье населения. - Якутск: ЯНЦ СО РАН МГП "Полиграфист", 1993. - 140 с.
3. Саввинов Д.Д., Кривошапкин В.Г.. Копшов Р.Н. и др. Экология Вилюя: Материалы к оценке экологического состояния. - Якутск: ЯНЦ СО РАН ГУП "Полиграфист", 1996.
- 144 с.
4. Саввинов Д.Д., Петрова П. Г., Захарова Ф.А. и др. Среда обитания и здоровье на Севере: Эколого-медишшский аспект. - Новосибирск: Наука. 2005. - 291 с.
5. Саввинов Г.П., Легостаева Я.Б., Маркова СВ. и др. Ландшафтно-геохимические особенности формирования микроэлементов в среднетаежной зоне Якутии. - М.: ООО "Недра-Бизнесцентр". - 2006. - 319 с.: ил.
6. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. - Якутск. - 2006.
7. Саввинов Г.Н. Эколого-почвенные комплексы Якутии.
- М.: ООО "Недра-Бизнесцентр". - 2007. - 312 с.: ид.
УДК 599. 323.4: 628.4 03 (571.56-25)
Уровни микроэлементов в организме мышевидных грызунов района бытовой свалки
г. Якутска
Н.П. Прокопьев
В настоящем сообщении рассматриваются накошения токсичных микроэлементов (свинца, цинка, меди, кадмия) в органах Clethrionomys rutilus Pallas, Microtus оесопоти.ч Pallas, Mus musculus Linnaeus, обитающих в районе бытовой свалки г. Якутска.
In the present message accumulation of toxic microcells (lead, zinc, copper, cadmium) in bodies Clethrionomys rutilus Pallas, Microtus oeconomus Pallas, Mus musculus Linnaeus, living in area of a household dump of Yakutsk are considered.
В качестве биоиндикаторов могут быть использованы мелкие млекопитающие, обитающие в отдаленных от источников техногенного загрязнения районах. В ряде публикаций [1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8] уже рассмотрены некоторые вопросы использования мелких млекопитающих в качестве биоиндикаторов. При этом предполагается
ПРОКОПЬЕВ Николай Петрович, к.б.н., с.н.с. ФГНУ ИПЭС.
контролировать как характер накопления различных загрязняющих веществ в органах животных (например, тяжелых металлов), так и характер возможных изменений популяционных параметров.
На сегодня остро встает проблема загрязнения долины Туймаада рахшчными предприятиями, в частности городской свалкой и автотранспортом. Учитывая то обстоятельство, что содержание микроэлементов в аэрозолях определяется соста-