Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
207
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА / АРБИТРАЖНЫЙ СУД / АРБИТРАЖНОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малько Е.А., Семикина С.А.

В статье анализируется такой правовой институт, как право на судебную защиту. Реализация конституционного права на судебную защиту невозможна без осуществления права на обращение в суд. Спрос на правосудие, осуществляемое арбитражными судами, действительно является значимым в сравнении с остальными способами защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. В связи с этим авторами предлагаются некоторые средства снижения нагрузки на судей в арбитражном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE EFFECTIVENESS OF JUDICIAL PROTECTION IN ARBITRATION COURT

The article analyzes such a legal institution as the right to judicial protection. The realization of the constitutional right to judicial protection is impossible without the exercise of the right to appeal to the court. The demand for justice carried out by arbitration courts is really significant compared to other methods of protecting the rights of business entities. In this regard, the authors propose some means of reducing the burden on judges in the arbitration process.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ»

Е.А. Малько, E.A. Malko,

кандидат юридических наук, Candidate of legal Sciences,

доцент кафедры гражданского Associate professor of civil law

права и процесса Саратовского and process Department Saratov

национального исследовательского State University named after

государственного университета N.G. Chernyshevsky

им. Н.Г. Чернышевского elena16.87@mail.ru

С.А. Семикина, S.A. Semikina

кандидат юридических наук, Candidate of legal Sciences,

доцент кафедры арбитражного Associate professor of the Department

процесса Саратовской of arbitration process Saratov State

государственной Law Academy,

юридической академии svetlanamaxim84@mail.ru

•О

3: К вопросу об эффективности судебной защиты

X в арбитражном суде

*

^ Аннотация: в статье анализируется такой правовой институт, как право

О на судебную защиту. Реализация конституционного права на судебную защиту

® невозможна без осуществления права на обращение в суд. Спрос на правосудие,

Q. осуществляемое арбитражными судами, действительно является значимым в сравнении с остальными способами защиты прав субъектов предприниматель-

^ ской деятельности. В связи с этим- авторами предлагаются некоторые средства

^ снижения нагрузки на судей в арбитражном процессе.

jS Ключевые слова: судебная защита, арбитражный суд, арбитражное про-

X цессуальное законодательство, примирительные процедуры, субъекты предпри-

§ нимательской деятельности.

Сс

ct On the issue of the effectiveness of judicial

§ protection in arbitration court

GQ

qJ Abstract: the article analyzes such a legal institution as the right to judicial protection.

The realization of the constitutional right to judicial protection is impossible without the exercise of the right to appeal to the court. The demand for justice carried out by arbitration 82 courts is really significant compared to other methods of protecting the rights of business

- entities. In this regard, the authors propose some means of reducing the burden on judges

© in the arbitration process. (V

q Keywords: judicial protection, arbitration court, arbitration procedural law,

{V conciliation procedures, business entities.

В настоящее время право на судебную защиту - это возможность каждого защищать и восстанавливать свои права, свободы и законные интересы с помощью суда. Данное право было закре-

плено 17 сентября 1991 г. после введения в действие еще союзной Декларации прав и свобод человека, принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. [1], в которой право на судебную защиту как одно из основных неотчуждаемых прав и одновременно гарантии является и средством обеспечения всех других прав, свобод человека и гражданина.

Осуществление конституционного права на судебную защиту невозможно без реализации права на обращение в суд. Соответствующий порядок обращения субъектов, считающих, что их права нарушены, в различные судебные инстанции установлен во всем процессуальном законодательстве РФ. *

Обратим внимание на правосудие по гражданским делам, где § право на судебную защиту отражено в отраслевых нормах арбитраж- "§ ного процессуального законодательства, устанавливающих порядок ^ судопроизводства в арбитражном суде, а конкретнее в ст. 4 АПК ® РФ: «Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд ^ за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных О интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенса- | ции за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или о права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, * установленном АПК РФ. В случаях, предусмотренных АПК РФ, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица. Отказ от права ? на обращение в суд недействителен».

Предусмотренный в федеральном законе сам порядок судопроиз- | водства в арбитражном суде, а также исполнения судебных актов об- 3 разует конкретный правовой механизм реализации права на судебную в защиту и является обязательным для всех субъектов правоотношений. -3

Право на судебную защиту - процессуальный аспект, т.к. без | реализации заинтересованным лицам в суде своих прав и разрешения I спора судом в установленном законом порядке, а также пересмотра ^ судебного акта вышестоящим судом и его исполнения невозможно осуществить защиту нарушенного или оспоренного права. 83

Кроме того, право на судебную защиту зафиксировано в международных правовых актах об основных и неотчуждаемых правах | £ человека [2] и выступает гарантией осуществления иных прав. Так, | § в соответствии со ст. 18 Конституции РФ [3] права и свободы чело- | ^ века и гражданина обеспечиваются правосудием. Право на судебную | £ защиту определяет возможность реализации и иных прав.

В конституционно-правовой доктрине судебная защита рассматривается как «институт конституционного права, как общественное

отношение и государственная функция». Иногда судебную защиту отождествляют с правосудием или рассматривают как гарантию доступа к нему [4, с. 225].

Нельзя не согласиться с мнением Г.А. Жилина о том, что «доступное правосудие по своей сути предполагает наличие такой нормативной модели судопроизводства и соответствующей ей судебной практики, которые обеспечивали бы реальную возможность всем заинтересованным лицам воспользоваться средствами судебной защиты нарушенных или неправомерно оспариваемых прав. Обычно такая возможность связана, прежде всего, с таким порядком судопроизводства, который предусматривает свободный доступ к суду» [5, с. 139].

Итак, гражданам и организациям РФ гарантируется, что их права на судебную защиту не будут ограничены или признаны государством .а недействительными.

На сегодняшний день ст. 125 АПК РФ установлено требование ^ к форме и содержанию искового заявления, названа обязанность ц. истца направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового ^ заявления и прилагаемых к нему документов. Статья 126 АПК РФ О содержит необходимый перечень документов, которые подлежат ^ подаче вместе с исковым заявлением.

С В случае несоблюдения условий, предусмотренных в ст. 125-126 5 АПК РФ, суд оставляет исковое заявление без движения до устра-££ нения оснований, препятствующих принятию искового заявления ■5 к производству, а в ст. 127.1 АПК РФ предусмотрен отказ в принятии искового заявления. В АПК РФ до внесения изменений 2016 г. данный О институт не существовал. Отсутствие в АПК РФ соответствующей нормы приводило к тому, что производства по заявлениям, не под-^ лежащим рассмотрению в арбитражных судах, прекращались судом О только при рассмотрении дела (ст. 150 АПК РФ).

Изменение, внесенное в АПК РФ, «позволяет использовать этот

оа

С; институт в целях оптимизации судебного процесса, ускорения решения соответствующих процессуальных вопросов на этапе подачи 84 искового заявления в суд, что в итоге будет способствовать снижению судебной нагрузки в арбитражных судах и положительным образом ® скажется на качестве» [6], а также в дальнейшем будет способствовать О эффективной судебной защите.

* В АПК РФ предусмотрен ряд оснований, по которым судья отказывает в принятии искового заявления: «подлежат рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства либо не подлежат рассмотрению в судах; имеются вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете

и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, а также определение о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон либо определение об отказе в принятии искового заявления, заявления; имеется ставшее обязательным для сторон и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное * исполнение решения третейского суда либо если арбитражный суд § отменил указанное решение» [7]. "§

Кроме того, арбитражный суд может отказать в принятии иска, ^ если есть ставшее обязательным для сторон и принятое по спору ® между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основа- ^ ниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд О отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное испол- | нение решения третейского суда либо если арбитражный суд отменил о указанное решение. *

Институт отказа от иска существует и в нормах ГПК РФ (ст. 134). По мнению Т. К. Андреевой, «наличие института отказа в принятии ? искового заявления позволяло судье фактически во внесудебном порядке предрешать вопрос о праве на обращение в арбитражный I суд» [8]. 3

Таким образом, судебный порядок является наиболее совершен- в ным способом восстановления нарушенных прав и свобод, интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической -3 деятельности. |

По нашему мнению, стоит проанализировать некоторые способы 3 эффективности судебной защиты в арбитражном процессуальном ^ законодательстве.

Один из таких способов судебной защиты нарушенных прав 85 и свобод субъектов предпринимательской деятельности представляет собой взаимосвязь со снижением нагрузки на судей арбитражных £ 2 судов. Об этом много дискутируется в научно-правовой сфере. £ § Так, в своем докладе председатель Арбитражного суда | ^ Московской области Д.В. Плешков в 2008 г. отмечал, что «в послед- | £ ние годы вопрос загруженности судов стал одним из наиболее актуальных для судебной системы. Последствия мирового финансового кризиса затронули и отечественную экономику, что не замедлило

сказаться на количестве обращений участников оборота за защитой своих прав и законных интересов в арбитражные суды» [9].

Если обратить внимание на статистические данные за 2018 г., размещенные на официальном сайте Судебного департамента при ВС РФ, то количество поступивших заявлений, исковых заявлений в арбитражные суды субъектов РФ составило до 2 099 517 заявлений, а общее количество рассмотренных дел, приведенное в статистической таблице - до 1 907 737 дел [10]. Спрос на правосудие, осуществляемое арбитражными судами, является действительно колоссальный по сравнению с остальными способами защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Исходя из статистических данных можно сделать вывод о том, что число обращений в суд является высоким и в связи с этим требуется снижение нагрузки на судей. .а Способ снижения нагрузки на судей арбитражных судов можно определить как использование обязательных и/или добровольных ^ досудебных и внесудебных способов разрешения споров, т.к. это ц. может положительным образом отразиться на снижении количества ^ поступающих в суды дел. Самым распространенным способом сни-О жения нагрузки на судей является применение процедуры медиации ^ в арбитражных судах.

С Например, 22 мая 2018 г. на базе Арбитражного суда Саратовской 5 области в формате видеоконференцсвязи было проведено совещание, ££ посвященное вопросам применения процедуры медиации в арбитраж-■5 ном процессе, в рамках Соглашения о сотрудничестве, заключенного между Арбитражным судом Саратовской области и ТПП Саратовской

0 области, направленного на снижение конфликтности в бизнес-среде

* [П].

1 Следует отметить, что развитию примирительных процедур, в том О числе как способу снижения судебной нагрузки, в последнее время ® уделяется большое внимание в правовой сфере.

С; 13 июня 2018 г. Государственной Думой был принят проект Верховного Суда РФ, цель которого - совершенствование и обе-86 спечение более широкого применения примирительных процедур.

В проекте Федерального закона № 421600-7 «О внесении изменений ® в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи О с совершенствованием примирительных процедур» [12] регулиро-

* вались отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также к спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений.

Однако в настоящее время принят Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N° 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регулирует вопросы примирения в АПК РФ. Так, нормы, регулирующие вопросы судебного примирения, предусмотрены, в частности, ч. 1 ст. 134 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд первой инстанции после принятия заявления к производству выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и указывает сторонам на возможность заявить ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, обратиться за содействием к суду или посреднику, в том числе медиатору, судебному примирителю, в целях урегулирования * спора или использовать другие примирительные процедуры, а так- § же на действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим * в деле, и сроки совершения этих действий. ^

В гл. 15 АПК РФ «Примирительные процедуры. Мировое со- ® глашение» также внесены изменения, касающиеся судебного при- ^ мирения в арбитражных судах. В ст. 138.2 АПК РФ закреплены О виды примирительных процедур, к которым относятся переговоры, | посредничество, в том числе медиация, судебное примирение, или о другие примирительные процедуры. Обратим внимание на судебное * примирение, которое предусмотрено ст. 138.5 АПК РФ.

Так, «стороны вправе урегулировать спор путем использования ? примирительной процедуры с участием судебного примирителя (судебное примирение). Судебное примирение осуществляется на основе Л принципов независимости, беспристрастности и добросовестности 3 судебного примирителя. Порядок проведения судебного примире- в ния и требования к судебному примирителю определяются АПК РФ и Регламентом проведения судебного примирения, утверждаемым 3 Верховным Судом Российской Федерации. Судебным примирителем | является судья в отставке. 3

Список судебных примирителей формируется и утверждается ^ Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей 87 из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя. Судебный примиритель участвует в проце- £ 2 дуре судебного примирения с учетом положений АПК РФ и законо- £ § дательства о статусе судей в Российской Федерации. | ^

Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному | £ согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда. В целях соотнесения и сближения позиций сторон по делу и выявления дополнительных возможностей для урегулиро-

вания спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения, основанного также на понимании и оценке сторонами обоснованности заявленных требований и возражений, судебный примиритель вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия арбитражного суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.

Судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой .о возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного про-^ цесса. Судья вправе запросить информацию о ходе примирительной ц. процедуры не чаще чем один раз в четырнадцать календарных дней. ^ Порядок и условия оплаты труда судей, пребывающих в отставке О и осуществляющих функции судебных примирителей, определяются ^ Правительством Российской Федерации» [13].

С В связи с этим важно отметить, что процедура судебного прими-5 рения должна выступать самостоятельной разновидностью примири-££ тельной процедуры, а не разновидностью медиации, что будет спо-■5 собствовать определенной разгрузке арбитражного суда на практике.

Таким образом, разрешение спора может быть осуществлено как О путем определения иного по отношению к конфликту варианта поведения или иной структуры взаимоотношений сторон, так и путем ^ достижения компромисса за счет взаимных уступок или признания О справедливости требований контрагента. В последнем случае про® цедура судебного примирения вполне может быть применима при С; рассмотрении споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, и в настоящее время выполняет важ-88 нейшую функцию - вновь активизирует обсуждение вопросов развития примирительных процедур, тем самым внося весомый вклад ® в популяризацию внесудебных форм урегулирования споров [14]. О Еще одним способом осуществления эффективной судебной * защиты арбитражным судом является то, что судам следует более жестко следить за представлением сторонами доказательств именно на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, а не в каждом из многочисленных судебных заседаний по делу. Стороны, к сожалению, далеко не всегда понимают, что арбитражный процесс

носит состязательный характер. В соответствии с ч. 1 ст. 135 АПК РФ суд оказывает содействие сторонам в получении необходимых доказательств, истребует по ходатайству сторон, а в случаях, предусмотренных АПК РФ, по своей инициативе необходимые доказательства, разрешает вопросы о назначении экспертизы. Суд не собирает доказательства, не помогает сторонам сформировать правовую позицию. Все это является обязанностью сторон предпринимательской и иной экономической деятельности и их представителей.

Относительно последнего полагаем, что решением проблемы заключается в постепенном переходе к профессиональному судебному представительству в той или иной форме. *

Так, 3 октября 2017 г. Пленумом ВС РФ принято Постановление § № 30 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания * Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении ^ изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской ® Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской ^ Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской О Федерации и отдельные законодательные акты Российской | Федерации"» [15]. Данный документ включает в себя множество О новелл процессуального права, в частности упразднение института * подведомственности, расширение применения упрощенного про- ^ изводства, но особый интерес представляет изменение института ? представительства.

В течение нескольких лет ведется разработка проекта Распоряжения | Правительства РФ «Об утверждении Концепции регулирования рынка 3 профессиональной юридической помощи» (по состоянию на 24 ок- в тября 2017 г.) (подготовлен Минюстом России) [16], по сей день. Как отмечает Минюст России, проект носит предвари- 3 тельный характер и может быть доработан с учетом предложений, | высказанных в ходе его обсуждения. В документе предусмотрено 3 положение о том, что с 2023 г. оказанием юридической помощи, в том ^ числе осуществлением представительства в суде, на возмездной основе смогут заниматься только адвокаты и адвокатские образования. 89

Основной задачей Концепции, по мнению Минюста России, является «формирование единой правовой основы предоставления £ 2 юридических услуг, предполагающей: повышение уровня право- £ § вой защиты получателей юридических услуг; совершенствование | ^ института адвокатуры, в том числе путем устранения ограничений, | £ затрудняющих организацию эффективной адвокатской деятельности; создание условий для недопущения низкоквалифицированных юристов к оказанию юридических услуг, условий исключения

из профессии недобросовестных консультантов; создание системы профессиональной правовой помощи, отвечающей общепризнанным международным стандартам, и формирование условий для интеграции институциональной среды адвокатуры в мировое правовое пространство» [17].

Следовательно, в настоящее время адвокатская деятельность более урегулирована на законодательном уровне - Законом об адвокатуре, Кодексом профессиональной этики адвоката, ГК РФ, а по поверенным и иным участникам рынка, не обладающим адвокатским статусом и предоставляющим юридические услуги неограниченному кругу лиц, лишь предусмотрен проект постановления ВС РФ. Стоит заметить, что Минюст России в своем проекте предлагает следующее: на втором этапе, намеченном на 2019 г., предусмотрена разработка .о нормативных правовых актов, обеспечивающих временный упро-^ щенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, ^ в адвокатуру, а также осуществление оценки реализации первого ц. этапа Концепции в целях прогнозирования готовности перехода ^ к третьему этапу. При этом упрощенный порядок будет действовать О в переходный период до 1 января 2023 г. для лиц, соответствующих ^ общим требованиям Закона об адвокатуре и одновременно отвечаем ющих ряду дополнительных критериев.

5 На сегодняшний день проект Концепции еще находится на стадии ££ доработки, поэтому сложно сделать конкретные выводы по вопро-■5 сам необходимости представления лиц, участвующих в деле, только адвокатами или адвокатами, представителями и поверенными.

0 Совсем недавно был принят Указ Президента РФ от 10 октября д. 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской

1 Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусен ственного интеллекта на период до 2030 года») [18], в Паспорте наци® онального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика С; Российской Федерации"» говорится о том, что постепенно будут

«сформированы правовые условия в сфере судопроизводства» [19]. 90 Считаем, что пока еще рано анализировать, как будет развиваться сам процесс в данной сфере, снизится ли нагрузка на суды во времена ® активных информационных технологий или, наоборот, увеличится. О Проясним немного ситуацию. По мнению Председателя Совета * судей, судья Верховного Суда РФ Виктор Момотов считает, «что нейтральность искусственного интеллекта по отношению к человеку - миф, а судье для вынесения справедливого решения нужно познать определенные принципы и категории, а этого машина сделать не может». «В последние годы в экспертной среде все чаще

обсуждается вопрос о том, можно ли автоматизировать весь процесс отправления правосудия, т.е. заменить судью компьютерной программой или нейросетью, способной анализировать фактические обстоятельства дела, давать им правовую оценку и выносить соответствующее решение». Смысл законодательства, то есть его дух, может быть выявлен только человеком с высоким уровнем правовой культуры, а никак не компьютером. «Говорить о замене судьи искусственным интеллектом как минимум преждевременно, а скорее всего, невозможно» [20].

При этом Момотов не исключает того, что использовать искусственный интеллект можно при рассмотрении бесспорных требова- * ний, когда работа судьи не связана с анализом правоотношений сторон § и носит технический характер. Но и в таком случае окончательное "§ решение должен принимать человек [21]. ^

Таким образом, действующее арбитражное процессуальное зако- ® нодательство в полной мере обеспечивает реализацию конституцион- ^ ного права субъектов предпринимательской деятельности на эффек- О тивную судебную защиту только в том случае, если законодателем | в дальнейшем будут вноситься значительные и последовательные о коррективы в нормативно-правовые акты. *

1

Список литературы: ?

1. Декларация прав и свобод человека : утв. СНД СССР 5 сентября 1991 г. № 2393-1 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. - 1991. - № 37, ст. 1083. Ц

2. Всеобщая декларация прав человека : принята Генеральной О Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - 1998. - 10 дек. ~

3. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014.

4. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005.

5. Жилин, Г.А. Правосудие по гражданским делам: актуальные вопросы : монография / Г.А. Жилин. - М.: Проспект, 2010.

6. URL: https://pravo.ru/news/view/136666/ (дата обращения: 01.06.2019).

7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации i £ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. -

■о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г

I i

е

91_

с m

2002. - № 30, ст. 3012. ||

s

8. Андреева, Т.К. Разрешите представить - новый процессуальный кодекс / Т.К. Андреева // Экономика и жизнь. - 2002. - № 30. и

9. URL: http://asmo.arbitr.ru/ (дата обращения: 01.06.2019).

10. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4890 (дата обращения 01.06.2019).

11. URL: http://saratov.arbitr.ru/node/15763 (дата обращения: 01.06.2019).

12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур : проект Федерального закона № 421600-7 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.03.2018). - URL: http://sozd.parlament.gov. ru (дата обращения: 01.06.2019).

13. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2019. - № 30, ст. 4099.

14. Милохова, А.В. Развитие примирительных процедур урегулирования споров в контексте судебной реформы / А.В. Милохова // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2018. - № 8. - СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.06.2019).

15. О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации,

■Е Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс S административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные ^ законодательные акты Российской Федерации» : постановление Пленума ^ Верховного Суда РФ от 3 октября 2017 г. № 30 // СПС «КонсультантПлюс» § (дата обращения: 01.06.2019).

О 16. Об утверждении Концепции регулирования рынка профессиональ-

g ной юридической помощи (по состоянию на 24 октября 2017 г.) : проект С Распоряжения Правительства РФ подготовлен Минюстом России // СПС

«КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.06.2019). «г 17. URL: http://fparf.ru/news/all_news/news/43820/ (дата обращения:

| 01.06.2019).

К; 18. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации

С; (вместе с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года) : указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 // р. Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2019. - № 41, ст. 5700. ^ 19. Паспорт национального проекта «Национальная программа

§ "Цифровая экономика Российской Федерации" : утв. Президиумом Совета BQ при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, 5 протокол от 4 июня 2019 г. № 7. URL: https://digital.gov.ru (дата обращения: с 09.07.2019).

20. URL: https://pravo.ru/news/210547/ (дата обращения: 24.10.2019). 92 21. URL: https://pravo.ru/news/210547/ (дата обращения: 24.10.2019).

Н.И. Кузьменко, N.I. Kuzmenko,

.магистрант кафедры теории Master's student of the Department и истории государства и права of theory and history of state and law

Красноярского государственного Krasnoyarsk state agrarian University аграрного университета kav7002008@yandex.ru

лл

Реализация общественных инициатив §

и

в правоохранительной сфере: правовые вопросы €

а

о\

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные c претворением g

в правовую жизнь общественных инициатив правоохранительной направленности. Подчеркивается значение основных (форм взаимодействия общества и государства как одного из главных направлений укрепления демократии в Российской Федерации, а также установления доверия граждан к правоохранительным органам. Признается необходимость научного, законодательного и правоприменительного сопровождения реализации прав и законных интересов граждан, связанных с участием в охране правопорядка и укреплении законности.

Ключевые слова: гражданское общество, реализация права, общественные инициативы, правоохранительная деятельность, демократия, общественный 3

и

порядок, законность.

The implementation of social initiatives in the field of law enforcement: legal issues

Abstract: the article deals with issues related to the implementation of public law en- о forcement initiatives in legal life. The author emphasizes the importance of the main forms

of interaction between society and the state as one of the main directions of strengthening ® democracy in the Russian Federation, as well as establishing the trust of citizens in law

enforcement agencies. The need for scientific, legislative and law enforcement support a

for the implementation of the rights and legitimate interests of citizens associated with ®

participation in the protection of law and order and the strengthening of the rule of law ra

is recognized. о

-g

Keywords: civil society, implementation of law, public initiatives, law enforcement, о

democracy, public order, legality. E

В ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации говорится, что

«народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через ^

органы государственной власти и органы местного самоуправления». ^

Несомненно, граждане Российской Федерации являются единствен- g

ным источником власти в государстве. В свою очередь вопросы |

взаимодействия граждан России, институтов гражданского общества ° с государственным механизмом в современных условиях крайне важны и востребованны [1, с. 3-5]. Значимым аспектом развития

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.