Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ» В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ» В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / МОЛОДЕЖЬ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЫПУСКНИКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / HIGHER EDUCATION / AGRICULTURE / RURAL TERRITORIES / YOUTH / LAW-MAKING / STATE BODIES / EMPLOYMENT / AGRICULTURAL SECTOR OF THE ECONOMY / AGRICULTURAL POLICY / AGRICULTURAL PRODUCER / FOOD SECURITY / GRADUATES OF AGRICULTURAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власов Валерий Александрович, Ткаченко Анна Валерьевна

В современный период совершенствования форм правовой деятельности публичной власти особое внимание обращается на сферу сельского хозяйства. Органы государственной власти принимают плановые документы, направленные на повышение эффективности развития сельских территорий. Авторы настоящей статьи уверены, что только комплексные мероприятия, реализуемые в механизме высшего аграрного образования, могут привести к эффективному результату и выступить качественной основой для развития агропромышленного производства и привлекательности проживания в сельских муниципальных образованиях. В стороне не должны оставаться такие институты как молодежная аграрная политика, трудоустройство выпускников сельскохозяйственных высших учебных заведений, стимулирование, правовое мышление, связь аграрной науки и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE EFFECTIVENESS OF THE IMPLEMENTATION OF THE STATE PROGRAM OF THE RUSSIAN FEDERATION "COMPLEX DEVELOPMENT OF RURAL AREAS" IN THE SYSTEM OF HIGHER AGRICULTURAL EDUCATION

In the modern period of improving the forms of legal activity of public authorities, special attention is paid to the sphere of agriculture. State authorities adopt planning documents aimed at improving the efficiency of rural development. The authors of this article are sure that only complex measures implemented in the mechanism of higher agricultural education can lead to an effective result and provide a quality basis for the development of agricultural production and the attractiveness of living in rural municipalities. Institutions such as youth agricultural policy, employment of graduates of agricultural higher education institutions, stimulation, legal thinking, and the connection of agricultural science and practice should not be left aside.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ» В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ» В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАСОВ Валерий Александрович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного права и экологических экспертиз Красноярского государственного аграрного университета, доцент кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России, действительный член РАЕН, член РАЮН, член Общественной палаты г. Красноярска, член Совета Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». E-mail: vav.70@mail.ru;

ТКАЧЕНКО Анна Валерьевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: annavl.tkachenko@gmail.com

Краткая аннотация: В современный период совершенствования форм правовой деятельности публичной власти особое внимание обращается на сферу сельского хозяйства. Органы государственной власти принимают плановые документы, направленные на повышение эффективности развития сельских территорий. Авторы настоящей статьи уверены, что только комплексные мероприятия, реализуемые в механизме высшего аграрного образования, могут привести к эффективному результату и выступить качественной основой для развития агропромышленного производства и привлекательности проживания в сельских муниципальных образованиях. В стороне не должны оставаться такие институты как молодежная аграрная политика, трудоустройство выпускников сельскохозяйственных высших учебных заведений, стимулирование, правовое мышление, связь аграрной науки и практики.

Abstract: In the modern period of improving the forms of legal activity of public authorities, special attention is paid to the sphere of agriculture. State authorities adopt planning documents aimed at improving the efficiency of rural development. The authors of this article are sure that only complex measures implemented in the mechanism of higher agricultural education can lead to an effective result and provide a quality basis for the development of agricultural production and the attractiveness of living in rural municipalities. Institutions such as youth agricultural policy, employment of graduates of agricultural higher education institutions, stimulation, legal thinking, and the connection of agricultural science and practice should not be left aside.

Ключевые слова: высшее образование, сельское хозяйство, сельские территории, молодежь, правотворчество, органы государства, трудоустройство, аграрный сектор экономики, аграрная политика, сельскохозяйственный товаропроизводитель, продовольственная безопасность, выпускники сельскохозяйственных высших учебных заведений.

Keywords: higher education, agriculture, rural territories, youth, law-making, state bodies, employment, agricultural sector of the economy, agricultural policy, agricultural producer, food security, graduates of agricultural higher educational institutions.

Сельское хозяйство в современных условиях действия экономического кризиса выступает в качестве одного из системообразующих факторов экономики России, основного инструмента защиты ее национальных интересов в сложных международных отношениях. Поэтому изучение отдельных проблем комплексного развития сельских территорий становится все более актуальным, поскольку именно в агропромышленном производстве сельских территорий в большей степени обеспечивается продовольственная безопасность нашей страны. Вполне оправданным следует признать учет международного опыта применительно к развитию такого феномена как «продовольственная безопасность». [6]

Объективная необходимость эффективного и комплексного развития сельских территорий характеризуется тем, что именно граждане, проживающие в сельских муниципальных образованиях выступают в качестве основных производителей продовольственных товаров. Вместе с тем, в результате различных негативных тенденций, таких как: значительный диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и горюче-смазочные материалы, устойчивая тенденция постоянного сокращения сельских муници-

пальных образований, несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственных коммерческих организаций, увеличивающаяся сельская безработица, возникла реальная проблема их устойчивого развития.

В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 20.02.2019 года было указано, что все ранее озвученные и принятые Правительством РФ проекты в области сельского хозяйства, будут реализовы-ваться и далее. Но к ним добавляются новые, в первую очередь, связанные с развитием сельских территорий, с совершенствованием их инфраструктуры и улучшением кадровой обеспеченности российской глубинки. Следует отметить, что как в целом по стране, так и в Красноярском крае, снижается доля активного сельского населения, желающего и способного заниматься выращиванием (производством) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Это связано с тем, что сельская молодежь активно стремится в городские поселения, где значительно выше уровень заработной платы и реализации своих потенциальных возможностей. Некоторые обучающиеся после получения диплома о высшем аграрном образовании, из-за вышеуказанных фактов, пытаются остаться в городах, где

они обучались и работают по другим специальностям. Поэтому принято решение на федеральном уровне, направленное на реализацию федеральных программ «Земский доктор» и «Земский учитель». По которым такие специалисты, как врачи и педагоги, готовые переехать на работу в сельские муниципальные образования будут иметь существенные преференции. Например, в Красноярском крае на 2020 год имеется тринадцать вакансий по программе «Земский учитель». В результате педагогам, получают такие льготы, как выплата в миллион рублей единовременной выплатой и бесплатное жилое помещение. [8] Имеется, при этом одно существенное условие, учитель обязан отработать в сельском образовательном учреждении не менее пяти лет. В данном субъекте Российской Федерации сельские территории обладают значительным природным, экономическим, социальным, научным, духовным и иным необходимым потенциалом.

Чрезвычайно важным считаем, то что в Законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» в пункт «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к вопросам совместного ведения впервые с момента ее принятия отнесено «сельское хозяйство». [1] Стратегическое значение имеют вопросы молодежной аграрной политики в лице Российского союза сельской молодежи (далее - РССМ), который призван объединить молодое поколение селян с целью возрождения российских сельских поселений и их процветания. Также играет значительную роль тот факт, что: совместно Общественной палатой России представители РССМ будут осуществлять наблюдение за проведением голосования по поправкам в Конституцию страны. [7]

Следует обратить внимание на один очень важный аспект, касающийся профессиональной сельскохозяйственной социализации молодежи, которая должна быть предметом будущей адаптации выпускника высшего или среднего аграрного заведения к профессиональному виду деятельности в сельскохозяйственной коммерческой или некоммерческой организации в соответствии с приобретенной профессией. Априори, органы государственной власти и органы местного самоуправления стараются создать необходимые условия для привлечения молодых специалистов для работы в сельском хозяйстве, так как сельское хозяйство является одной из стратегических отраслей национальной экономики России, обеспечивающей население продовольствием, а промышленность - сельскохозяйственным сырьем. [5]

Основная образовательная миссия по решению

кадровой проблемы, заключающейся в привлечении молодых специалистов в аграрную сферу, возложена на специализированные ведущие ВУЗы России, осуществляющие подготовку специалистов в области сельского хозяйства. Авторы поддерживают позицию Н.И. Пыжиковой и С.В. Навального, состоящую в том, что одним из основных элементов государственной аграрной политики является совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства. [11] В поддержку данной позиции в качестве парадигмы в обучении заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического института Красноярский ГАУ И.В. Тепля-шин, подчеркивает, что в свою очередь профессорско-преподавательский состав указанного института осуществляет соответствующую профессиональную деятельность, направленную на повышение качества и подготовки будущих юристов в контексте формирования аграрной правовой политики современной России. [12]

Нормативное правовое регулирование применительно к исследуемой теме настоящего исследования динамично развивается. Вместе с тем нельзя не выделить Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое стало базовым правовым документом. [2] Соответственно, в субъектах РФ принимаются подзаконные правовые акты по ее реализации на региональном уровне. В частности, в Красноярском крае во исполнение федеральной программы намечена реализация соответствующей подпрограммы, а с 2021 года отдельной самостоятельной государственной программы Красноярского края. [3]

В контексте вышеуказанного, все сельскохозяйственные ВУЗы выступают стержневым элементом в функционировании аграрной экономики и социального развития села. Непосредственно их образовательная деятельность должна способствовать подготовке высококвалифицированных кадров, обладающих актуальным перечнем ключевых и профессиональных компетенций, которые должны применить полученные знания на практике для качественного развития аграрной науки, внедрения сельскохозяйственных инноваций в целях обеспечения полноценного питания граждан и продовольственного импортозамещения Российского государства.

Сельскохозяйственные высшие и средние учебные заведения выступают в качестве важнейших структурных элементов в системе реализации государственной аграрной образовательной политики. Не является исключением, при-

менительно к рассматриваемой проблематике и Красноярский государственной аграрный университет, в котором функционирует специальное подразделение - «Центр практического обучения и трудоустройства выпускников». Среди его обучающихся ежегодно проводится специальный форум «Кадровое обеспечение организаций молодыми специалистами - выпускниками Красноярского ГАУ». Во всех институтах данного ВУЗа проводятся ярмарки вакансий для его выпускников. Им предлагаются более четырехсот вакансий в различных организациях, предприятиях, учреждениях Красноярского края, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. К самым востребованным относятся профессии зоотехника, ветеринарного врача, агронома, механика, технолога по производству мяса, молока, хлебобулочных изделий, юриста, специалиста в области землеустройства, кадастра и при-родообустройства.

В последние годы положение с выпускниками аграрных ВУЗов, желающими работать в отрасли сельского хозяйства, постепенно меняется в сторону увеличения. При этом, развитое правовое и социальное мышление студентов также обеспечивает позитивное отношение к перспективности и важности реализации своих знаний и стремлений в сельской местности. [13] Важно подчеркнуть, что главная задача, которая ставится перед аграрным образованием, - это выделение группы желающих работать на селе и различное содействие им как в плане подготовки, так и в плане реального стимулирования. Если стимулирование - это прерогатива государственных органов, то в части подготовки специалистов для сельского хозяйства, ее решение ложится собственно на аграрные ВУЗы. Эти вопросы также активно обсуждаются в рамках научно-исследовательских мероприятий, проводимых в Красноярском государственном аграрном университете. [10] Нельзя не согласиться с отельными авторами, обращающими внимание на отдельные аспекты исследуемой темы: фунда-ментализацию аграрного образования, [14], его цифрови-зацию, [9], участие молодежи в реализации общественных инициатив, [4], положительные и негативные моменты дистанционного обучения. [15]

И здесь основополагающим является у студентов мотивация (желание) работать на селе, которая должна начинаться в период обучения в аграрном вузе через совершенствование образовательного процесса на основе соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов.

В контексте реализации аграрной правовой политики могут быть обозначены основные направления совершенствования системы аграрного образования:

- совершенствование содержания обучения - актуализация содержания преподаваемых учебных дисциплин, введение в его вариативную часть новых, соответствующих требованиям практики спецкурсов и дисциплин;

- увеличение практической составляющей в аграрном обучении;

- совершенствование учебных и производственных практик в условиях их, высокой профессиональной ориентации;

- обеспечение партнёрских взаимоотношений между органами местного самоуправления сельских муниципальных образований, сельскохозяйственными товаропроизводителями и высшими учеными заведениями аграрного профиля;

- привлечение к обучению практических работников из агропромышленной сферы;

- увеличение дистанционных форм организации учебного процесса посредством реализации многоуровневых образовательных программ по подготовке аграрных кадров,

- проведение научных исследований по совершенствованию элементов АПК и правового регулирования управления в этой сфере;

- проведение научно-практических конференций по проблемам сельскохозяйственной деятельности и ее обеспечения с привлечением выпускников аграрного университета и соответствующих практических работников;

- усовершенствование системы переподготовки и повышения квалификации кадров в аграрном секторе экономики;

- создание непрерывной региональной системы аграрного образования (учреждение аграрных классов в сельских школах, гимназиях, лицеях, взаимодействие с аграрными техникумами и ВУЗами);

- обеспечение формирования культуры полноценного питания и здорового образа жизни среди сельской молодежи;

- интеграция обучающихся и профессорско-преподавательского состава аграрных ВУЗов в мировое образовательное аграрное пространство;

- системный мониторинг трудоустройства и карьерного роста выпускников аграрных ВУЗов, а также популяризация их успешной трудовой деятельности в сельском хозяйстве.

Приведенные направления отражают лишь часть концепции образовательной деятельности аграрного ВУЗа в части реализации государственной программы «О комплексном развитии сельских территорий», но часть существенную, дающую возможность ожидания реальных положи-

тельных результатов.

Реализация на практике указанных выше направлений, направлена на социально-экономическое развитие села, исходя из прогнозов инвестиционного развития и потребностей аграрного сектора экономики Красноярского края, включая сферы образования, здравоохранения и культуры. Более того, авторы настоящей научной статьи убеждены в том, что вопросы эффективности реализации государственной программы «комплексное развитие сельских территорий» в образовательном процессе, осуществляемом в аграрных ВУЗах должны быть направлены на формирование специалистов, которые смогут обеспечить как запросы работодателей, так и реализовать свои профессиональные потребности.

Библиография:

Следует обратить внимание еще на один важный аспект, в грамотных квалифицированных специалистах сельскохозяйственного профиля не только сельскохозяйственные товаропроизводители, но и органы местного самоуправления в сельских муниципальных образованиях. Это актуально в связи с проведением соответствующих конституционных реформ, в том числе и на муниципальном уровне.

В итоге следует признать, что эффективность развития государственного программного обеспечения сельского хозяйства напрямую обусловливает повышение уровня и качества жизни российских граждан, проживающих в сельской местности, снижение кадрового дефицита в аграрном секторе экономики и укрепление позиций России на мировом рынке продовольственных товаров.

8. 9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения 20.03.2020).

Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2019. № 23. Ст. 2953.

Постановление Правительства Красноярского края от 15 мая 2018 года № 280-п Постановление Правительства Красноярского края от 26.09.2017 № 558-п (ред. от 15.05.2018) «Об утверждении Порядка и условий предоставления социальных выплат на обустройство гражданам, изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, порядка их возврата в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, в том числе перечня, форм и сроков представления документов, необходимых для получения указанных социальных выплат» // URL: http://www.krskstate.ru (дата обращения 26.03.2020)

Богатова Е.В., Ткаченко А.В. Участие молодежи в реализации общественных инициатив: некоторые вопросы развития // Правовая политика и правовая жизнь. 2019. № 2. С. 89-95.

Власов В.А. Актуальные правовые вопросы предпринимательской деятельности аграрных товаропроизводителей в контексте обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации // Внешнеторговое право. 2011. № 1. С. 18-24.

Власов В.А. Историко-правовой аспект генезиса формирования и развития категории «продовольственная безопасность» на мировом уровне // История государства и права. 2020. № 1. С. 59-65.

Вместе с Общественной палатой России сельская молодежь примет участие в наблюдении за проведением голосования по поправкам в Конституцию // https://rssm.su/news (дата обращения 20.03.2020).

В Красноярском крае объявили о старте программы «Земский учитель» // https://krsk.aif.ru (дата обращения 15.03.2020). Курбатова С.М., Айснер Л.Ю. Роль и значение цифровизации технологий обучения по подготовке кадров для агропромышленного комплекса // В сборнике: Гришаевские чтения Материалы II национальной научной конференции, посвященной памяти доктора исторических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы Василия Васильевича Гришаева. Красноярский государственный аграрный университет. 2019. С. 244-248.

Малько А.В. Обзор материалов «круглого стола» журналов «Государство и право» и «Правовая политика и правовая жизнь» на тему «Государственная аграрно-правовая политика в современной России» / А.В. Малько, Н.В. Кроткова, С.В. Навальный, Н.М. Нестерова, Н.И. Пыжикова, В.А. Власов, М.В. Григорьева // Государство и право. 2017. № 6. С. 114-121.

Навальный С.В., Пыжикова Н.И. Государственная аграрная политика: понятие и пути реализации // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 2. С. 78-83.

Тепляшин И.В. Деятельность структурного подразделения ВУЗА (на примере кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета) // Правовая политика и правовая жизнь. 2019. № 2. С. 74-79.

Тепляшин И.В., Воропаева К.Е. Формирование правового мышления студентов юридического профиля (на примере реализации программ магистратуры) // Право и образование. 2019. № 3. С. 87-93.

Фастович Г.Г. К вопросу об отраслевом высшем образовании современной России (на примере развития аграрных направлений в системе высшего юридического образования) // Материалы международной научно-практической конференции «Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития». Красноярский государственный аграрный университет. 2019. С. 68-69.

Шитова Т.В., Пунтус С.А. Дистанционное обучение: преимущества и недостатки // Материалы научно-методической конференции. «Оптимизация учебного процесса и современные тенденции развития российского образования». Сибирский юридический институт МВД России; Ответственный редактор С.П. Рожков. 2007. С. 96-100.

4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.