Научная статья на тему 'К вопросу об эффективности конституционного регулирования в современной России'

К вопросу об эффективности конституционного регулирования в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1240
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Микерин А. А.

В статье рассматриваются политические условия разработки и принятия действующей Конституции России, характеризуются её социальные и юридические свойства с точки зрения эффективности конституционно-правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эффективности конституционного регулирования в современной России»

А.А. Микерин,

кандидат политических наук, доцент (КЮИ МВД России)

к вопросу об эффективности Конституционного регулирования в современной россии

В статье рассматриваются политические условия разработки и принятия действующей Конституции России, характеризуются её социальные и юридические свойства с точки зрения эффективности конституционно-правового регулирования.

Ключевые слова: Конституция, конституционное регулирование, социальные и юридические свойства Конституции, эффективность конституционного регулирования.

The article is devoted to the political conditions of development and adoption of the current Constitution of Russia, and is characterized by its social and legal peculiarities from the point of view of effectiveness of constitutional regulation.

Keywords: Constitution, constitutional regulation, social and legal properties of the Constitution, the effectiveness of constitutional regulation.

В текущем 2013-м году исполняется двадцать лет со дня принятия действующей Конституции Российской Федерации. Эти двадцать лет - довольно насыщенный событиями исторический период, время становления новой России. В условиях модернизации российской государственности, перехода России на новый уровень социально-экономического развития, обеспечения реализации конститу ционных прав и свобод возрастает значение конституционно-правового регулирования общественных отношений в соответствии с новыми реалиями. Два десятилетия - значительный срок, по истечении которого можно подводить некоторые итоги. Объектом пристального анализа становится в этих условиях Основной закон России. Одними высказываются мнения о необходимости корректировки Конституции, другие выступают под лозунгом «Руки прочь от Конституции!». В начале марта 2012 года Президент Д.А. Медведев поручил своей администрации ускорить работу над проектом закона о Конституционном Собрании, что расценивалось частью общественности как намерение коренного пересмотра Конституции. Но уже в апреле Администрация Президента РФ сделала заключение о нецелесообразности разработки такого проекта. Очевидно, что вопрос об изменении Конституции - вопрос по-

литический, затрагивающий интересы различных слоёв населения. Вопрос о конституционном регулировании, вызывающий множество дискуссий на протяжении всего существования новой Конституции России, актуален и сегодня. В преддверии двадцатилетнего юбилея Основного закона не обойтись без оценок роли действующей Конституции, её эффективности, исторических предпосылок и условий её принятия и т.п.

Действующая ныне Конституция РФ представляет собой продукт сложной исторической эпохи, характеризовавшейся сменой политического режима, радикальными изменениями социально-экономической сферы. Историкам ещё предстоит дать объективную оценку произошедшим в тот период изменениям, имеющим, по сути, революционный характер. Многочисленные комментарии к Конституции РФ, особенно последовавшие непосредственно за вступлением её в силу, утверждают, что Конституция 1993 г. не носит учредительного характера, не создаёт нового государства. [1] Сейчас, в преддверии двадцатилетия Основного закона, уже стал очевиден учредительный характер Конституции 1993 года. Её стратегическими целью и задачами, непосредственными результатами явились: закрепление новой модели российской государственности, узаконение принципиально

новой модели взаимоотношений личности и государства, отказ от советской формы власти, закрепление качественно нового типа общественного и государственного строя, признание плюрализма форм собственности, политического и идеологического многообразия, утверждение новой системы власти.

В литературе широко представлена и поэтапно освещена история принятия Конституции России 1993 года. Представляется целесообразным обозначить основные вехи конституционного процесса в России в 1990-1993 гг.

В течение 1990-1992 гг. в действующую тогда Конституцию РСФСР 1978 г. было внесено множество изменений. Отправным пунктом в работе по подготовке новой Конституции можно считать принятие Декларации «О государственном суверенитете РСФСР», утверждённой первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. На этом же Съезде была создана Конституционная комиссия, разработавшая в дальнейшем проект Конституции, сохраняющий систему советов и закрепивший статус Верховного Совета как высшего органа власти.

На протяжении 1992-1993 гг. между Президентом РФ и Верховным Советом нарастают противоречия в видении дальнейшего политического переустройства России. Каждая из ветвей выстраивала свою систему взаимоотношений с региональными властями. С одной стороны, президент Б.Н. Ельцин искал постоянного взаимодействия с президентами республик и губернаторами областей

- руководителями исполнительной власти. С другой стороны, Р.И. Хасбулатов в качестве главы федеральной законодательной власти стремился, основываясь на принципах советской системы власти, выстроить свою вертикаль. Каждая из сторон создавали свои организационные структуры: Ельцин, к примеру,

- Совет глав республик, Хасбулатов - всероссийское совещание советов всех уровней.

В апреле 1993 г. Президент РФ выступает на Совете глав республик в составе РФ с инициативой созыва Конституционного совещания для разработки проекта Конституции. Таким образом, параллельно с проектом Конституционной комиссии Верховного Совета Конституционным совещанием

велась работа над проектом Основного закона, предложенным Президентом РФ.

Достаточно подробная информация о существовавших проектах Конституции, хронологии развития противостояния между Президентом России Б.Н Ельциным. и Верховным Советом РФ представлена в работе С.А. Авакьяна «Конституция России: природа, эволюция, современность».[2] Оценивая избранную Президентом Ельциным стратегию силового разрешения конфликта, С.А. Авакьян приводит доводы, подтверждающие антиконституционный характер действий Президента РФ. С такой оценкой соглашается значительная часть современных исследователей, подтверждая тем самым справедливость Заключения Конституционного Суда РФ от 21 сентября 1993 года № 3-2 о несоответствии Конституции РФ действий и решений Президента РФ Б.Н. Ельцина в ходе поэтапной конституционной реформы.[3]

На референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция получила требуемое большинство голосов. В постановлении Центральной избирательной комиссии России от 20 декабря 1993 г. «О результатах всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» значилось:

1. признать всенародное голосование 12 декабря 1993 года по проекту Конституции Российской Федерации состоявшимся;

2. признать, что Конституция Российской Федерации принята всенародным голосова-нием.[4]

По данным ЦИК России, в голосовании приняли участие 58187755 зарегистрированных избирателей, или 54,8%. За принятие Конституции проголосовало 32937630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, против -23431333 человека, или 41,6%.[5]

Показательно, что раскол федеральной политической элиты значительно ослабило её. Соответственно усиливались политические вес и влияние элит региональных. Более того, они приобретали роль арбитров в спорах между федеральными властями. В связи с этим обращает на себя внимание оценка результатов референдума по Конституции РФ, высказываемая руководством Республи-

ки Татарстан. По словам государственного советника при Президенте РТ Р. Хакимова, не все субъекты приняли эту Конституцию, она не была одобрена в 32 субъектах.[6] Подводя итоги референдума по проекту Конституции РФ в Татарстане, Председатель Верховного Совета РТ Ф. Мухаметшин отметил: «...в Татарстане в референдуме по проекту Конституции России приняло участие 366222 избирателей из 2637340 граждан, имеющих право участвовать во всенародном голосовании и зарегистрированных по округам, что составило 14 процентов... Таким образом, на территории Республики Татарстан референдум по проекту нового Основного закона Российской Федерации не состоялся».[7] Причиной низкой активности населения Республики, по мнению Ф. Мухаметшина, стала «гражданская политическая позиция избирателей Татарстана, которые не увидели в проекте нового Основного закона Российской Федерации юридического закрепления последовательного курса нашей республики, ее Президента, парламента и правительства по демократическому переустройству Российской Федерации. Кроме того, на поведение избирателей повлияло исключение из проекта Основного закона принципиального положения о суверенности республик-государств. Они увидели в этом не что иное, как возврат к временам авторитаризма и попытки усиления диктата центра».[7]

Таким образом, действующая ныне Конституция РФ представляет собой документ, рождённый в условиях острого политического кризиса, без широкого народного обсуждения, что оказывает значительное влияние на его социальные и юридические свойства.

Представляется, что социальные и юридические свойства должны представлять реальность, способность Конституции оказывать влияние на достижение тех целей, ради которых Конституция была принята. Эффективность конституционно-правового регулирования проявляется в процессе действия конституционного законодательства. В связи с этим целесообразным представляется оценить эффективность Конституции РФ по некоторым критериям.

Социальное содержание Конституции

находит отражение в предмете конституционного регулирования.

Содержание Конституции РФ 1993 года отражает кардинальные перемены, предшествующие принятию нового Основного закона. По-новому были поставлены задачи конституционного регулирования: наиболее полно и последовательно закрепить основные права человека и гражданина; на основе такого закрепления организовать иные конституционные институты, создать структуры, процедуры и нормы, необходимые для осуществления конституционных прав и свобод человека. Названные задачи соответствуют важнейшим международным документам в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, в числе которых: Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных культурных правах.[8] Характерно, что в Конституции РФ права и свободы человека закрепляются в довольно полном объёме.

В соответствии с положениями Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, то есть они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18).

Программный характер - свойство Конституции, выраженное в нормах, которые определяют перспективы и цели развития общества и государства. К числу таких норм относятся, например, положения Конституции РФ, в которых закреплены правовой (ст.1), социальный (ст.14) характер российского государства.

Важным социальным свойством должна являться легитимность Конституции, которая определяется ее признанием в обществе. Легитимность Конституции определяется многими слагаемыми: легальностью принятия Конституции; способами ее разработки; политической обстановкой в стране, возможностью различных политических сил влиять на ход и характер разработки, принятия и изменения Конституции; уровнем политической и правовой культуры населения и др.

Как известно, верховенство и прямое действие Конституции характеризует ее высшую юридическую силу, прямое действие и применимость без каких-либо изъятий на всей территории РФ. Верховенство федеральной Конституции означает также, что принимаемые в РФ законы и иные правовые акты не должны ей противоречить.

Хорошо известно, что на протяжении 1990-х гг. данное свойство оставалось недостижимым: конституционное, уставное и другое законодательство субъектов Российской Федерации противоречили Основному закону страны, несмотря на толкование его отдельных положений Конституционным Судом РФ. Принятые, как правило, раньше российской конституции республик несли в себе значительные несоответствия Основному закону федерации. Так, например, Конституции некоторых республик в составе РФ отрицали верховенство российских актов во всех случаях, когда они противоречили законодательству республик, а конституция Татарстана вообще не содержала нормы, признающей действие федеральных законов на территории республики. В Конституцию Республики Саха (Якутия) вошла норма, предусматривающая полномочия Президента республики по принятию решения о дислокации на территории республики воинских формирований, контроль над их продвижением и деятельностью, определение порядка образования территориальных воинских и иных формирований. Конституции Дагестана, Башкортостана, Тывы содержали положение о том,

определяют и проводят внешнюю политику.

Преодоление сложившегося правового партикуляризма стало главной целью политики укрепления вертикали власти, которая была инициирована в начале двухтысячных годов Президентом РФ В.В. Путиным.

Однако за период проведения политики выстраивания вертикали власти были преодолены далеко не все противоречия между федеральным и республиканским конституционным законодательством. Например, действующая редакция Конституции Республики Татарстан сохранила положение о суверенном статусе республики в составе Российской Федерации, вопреки постановлению Конституционного Суда РФ, не признавшему за республиками в составе России подобный статус.

Анализ развития Конституции РФ в течение двадцати лет её существования показывает, что неопределенность некоторых её положения представляет различные возможные альтернативы развития российского государства и общества. Данные противоречия сглаживаются сейчас толкованиями Конституционного Суда РФ. Представляется, что задачи дальнейшего развития России требуют укрепления государства, увеличения степени его ответственности перед обществом. Необходимым условием этого является достижение всеобщего признания легитимности Основного закона, однозначного понимания характера формы государства и принципов его взаимоотношений с обществом. Думается, своевременная конституционная реформа способна справиться с указанной задачей.

что названные республики самостоятельно

литература

1. Конституция Российской Федерации. Комментарий/под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М, 1994. С.4.

2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: Сашко, 2000 г.// Сайт Конституции РФ. URL: http://constitution.garant.rU/science-work/modern/1776651/chapter/3/#300 (13.02.2013).

3. О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента РФ Б.Н. Ельцина, связанных с его Указом «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 года № 1400 и Обращением к гражданам России 21 сентября 1993 года: Заключение Конституционного Суда РФ от 21 сентября 1993 года № З-2. URL: http://ru.wikisource.org/wiki/_21.09.1993(13.02.2013).

4. О результатах всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации: постановление ЦИК Росси от 20 декабря 1993 г. № 142//Центральная избирательная комиссия РФ URL: http:// www.cikrf.ru/law/decree_of_cec/1993/12/20/post_ref_1993.html (13.02.2013).

5. Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1994. № 10. С.5.

6. Современныйфедерализм: опытиперспективы. Казань: Издание Государственного СоветаРТ. 1996.С.68.

7. РеспубликаТатарстан:отреферендумадодоговора. Казань: Татарскоекнижноеиздательство.1995.С.118-119.

8. Права человека: сборник документов/сост. О.О. Миронов. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.