КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ И _ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _
ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ
УДК338.24 : 351.862.6
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
А A A AAA AAA
© 2021 М.В. Головко , А.Н. Сетраков , А.В. Анцибор , С.П. Агапова ,
AAA AAA
И.А. Ухалина , Н.А. Ефименко
Негосударственное аккредитованное некоммерческое частное образовательное учреждение высшего образования «Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ»,
Краснодар, Россия
Волгодонский филиал ФГКОУ ВО «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», Волгодонск, Ростовская обл., Россия Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл., Россия
В данной статье рассматриваются преимущества внедрения комплаенс-контроля на предприятиях. Для обоснования авторской позиции используются аналитические материалы авторитетных организаций в сфере комплаенса. Рассматривается опыт ГК «Росатом» разработки и реализации комплаенс-дисциплины. Приводятся показатели, свидетельствующие об эффективности системы комлаенс-контроля на предприятии. Обосновывается необходимость и эффективность использования инструментов цифровизации для осуществления комплаенс-контроля.
Ключевые слова: комплаенс-контроль, коррупционные схемы, госкорпорации, ГК «Росатом», цифровые технологии, инструменты цифровизации, атомная отрасль.
Поступила в редакцию 27.01.2021 После доработки 29.01. 2021 Принята к публикации 08.02.2021
Преимущества современных тенденций цифровизации традиционно рассматриваются с точки зрения их положительного влияния на производительность труда, снижение издержек, создание новых рабочих мест и в целом на конкурентоспособность предприятий и территорий [1, 2]. В то же время все более очевидным становится, что повышение эффективности менеджмента также во многом зависит от того, насколько активно и, что важно, адекватно применяются информационные технологии.
Развивающийся экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса, актуализирует проблему обеспечения комплаенс-дисциплины на предприятиях. Термин «комплаенс-контроль» прочно вошел в обиход управленцев не только в банковской сфере, но и других отраслях. Комплаенс-контроль дает возможность своевременно выявлять и предотвращать коррупционные и мошеннические схемы, используемые инсайдерами в целях максимизации личной выгоды, как правило, путем сговора с контрагентами и должностными лицами государственных и муниципальных органов власти. Помимо этого, комплаенс-контроль позволяет выявлять профессиональные ошибки работников компаний, что позволяет своевременно их корректировать и
© Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», 2021
устранять, изменять при необходимости систему автоматизированного учета операций, цифровые платформы, а также обучать (переобучать) работников и т.п. [3].
Использование качественных комплаенс-механизмов защиты интересов компаний позволяет повысить вероятность сохранения бизнеса и более легкого преодоления последствий кризисных явлений в экономике за счет оптимизации расходов в условиях распространения коронавируса (изучение возможностей отсрочки платежей, правильного оформления обоснований неисполнения контрактных обязательств и отнесения их к форс-мажорным обстоятельствам), надлежащей организации работы сотрудников компании в условиях обновленного законодательства, соблюдения прав защиты персональных данных в период исполнения специальных мер, направленных на защиту от распространения коронавирусной инфекции, проверки возможности применения мер государственной поддержки бизнеса и проч.
Современная ситуация дестабилизирует финансовую систему и систему здравоохранения и, к сожалению, создает дополнительные предпосылки для развития мошеннических схем, управленческих ошибок и преступной деятельности. Многие компании сегодня сталкиваются с проблемами в операционной деятельности, обусловленными перебоями в производственном и трудовом процессах, процессе движения денежных потоков, снижением материальной мотивации сотрудников и их увольнением и т.п. Помимо перечисленного, предприятия подвержены дополнительным проверкам со стороны контролирующих и правоохранительных органов, других стейкхолдеров (клиентов, акционеров), наряду с возрастающими расходами, связанными с необходимостью соблюдения скорректированного пандемией законодательства. Все это приводит к необходимости увеличения объема ресурсов, выделяемых на организацию и функционирования корпоративных комплаенс-программ. Бдительность и проактивность топ-менеджмента позволит своевременно предотвратить, выявить и исправить возникающие сложности, защитить от нарушений законодательства, финансовых хищений, коррупции.
В рамках первой линии защиты можно выделить такие приоритетные сферы как инновации, закупки, маркетинг, B2B/B2G, стартап-проекты, благотворительность. Здесь основными инструментами становятся комплаенс-контроль, due dilligence, мониторинг и тестирование. Во второй линии защиты в функционал комплаенс-менеджмента включаются операции по data-аналитике, надзору, расследованиям и внутреннему аудиту. Комплаенс-контроль дает возможность своевременно выявлять и предотвращать коррупционные и мошеннические схемы в указанных сферах, используемые инсайдерами в целях максимизации личной выгоды, как правило, путем сговора с контрагентами и должностными лицами государственных и муниципальных органов власти.
Согласно данным опроса, проведенного АО «КМПГ», приоритетными областями комплаенса, по мнению российских предприятий, являются следующие (рис. 1) [4].
В 2020 году «лидерство» антикоррупционного комплаенса среди приоритетных областей комплаенса осталось неизменным и составило 93% в 2019 г. по сравнению с 89% в 2018 году. Значительное число опрошенных отметило о возможности и необходимости применения иностранного антикоррупционного законодательства (Закон США о противодействии коррупции за рубежом (51%), Закон Великобритании о борьбе со взяточничеством (45%), Закон Франции «О прозрачности, борьбе с коррупцией и модернизации экономики» (12%)).
Рисунок 1 - Приоритетные области комплаенса по мнению российских предприятий [Compliance priority areas according to russian enterprises]
В таблице 1 [4] представлена продолжительность существования функции комплаенса на предприятиях различных отраслей. Так, у 82% опрошенных комплаенса функционирует более одного года, в том числе у 46% - от 3 до 10 лет, и у 24% - от года до трех лет. Доля респондентов, у которых функция комплаенса существует менее 1 года, выросла в два раза - с 7% в 2018 году до 14% в 2020 году. Нефтегазовая отрасль является индустрией, где комплаенс-функция начала формироваться раньше всех, а наиболее «молодой» отраслью в этом плане является сфера инноваций и технологий.
Таблица 1 - Функция комплаенса на российских предприятиях различных отраслей [Compliance function at Russian enterprises in various industries]
Доля Менее 1 От 1 От 3 до Свыше 10
Отрасль респондентов года года до 3 10 лет лет
, % лет
Автомобильная 5 25 0 50 25
Инновации и технологии 11 50 12,5 25 0
Коммуникации, связь и телеком 12 0 33 67 0
Медиа, реклама 1 100 0 0 0
Металлургическая и горнодобывающая 7 0 40 20 20
Нефтегазовая 8 17 17 33 33
Оказание услуг 1 0 100 0 0
Производство потребительских товаров 5 0 0 75 25
Розничная торговля 10 0 0 67 33
Строительная 5 0 25 75 0
Транспортная 4 33 34 0 33
Фармацевтическая 12 0 33 67 0
Химическая 4 0 33 33 0
Энергетика 7 20 20 60 0
Пример работы эффективной системы комплаенс-контроля демонстрируют также предприятия сферы энергетики. В частности, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (далее - ГК «Росатом»). Стратегическое значение для развития национальной экономики, а также активная внешнеэкономическая деятельность
обусловили необходимость внедрения комплаенс-контроля в деятельность корпорации на основе бенчмаркинга ведущих зарубежных компаний и принципах менеджмента качества, предусмотренных стандартами ИСО 9001. Функционирование системы комплаенс-контроля позволяет системно влиять на эффективность компаний, особенно государственных корпораций. Так, при нарушении антимонопольного законодательства корпорация, уплачивает штраф из средств бюджета, так как именно государство является основным акционером. Несмотря на то, что комплаенс не является обязательной функцией, для менеджмента госкорпораций рекомендуется устанавливать специальные КР1, которые мотивировали бы минимизацию правонарушений, например, в сфере антимонопольного регулирования, законодательства о торгах, со стороны госкорпораций. Помимо жесткого контроля со стороны основного акционера (государства), это позволит максимально эффективно бороться с потерями ресурсов, а также обеспечивать не только экономическую, но и экологическую безопасность функционирования предприятий, входящих в контур госкорпораций. Так, когда Федеральная антимонопольная служба РФ (далее - ФАС) расследует дела в сфере антимонопольного законодательства, зачастую выявляются коррупционные схемы, связанные с нарушениями госзаказчика на торгах (Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135 -ФЗ, это сговор между органом власти и хозяйствующим субъектом). Нередки случаи сговора государственных заказчиков с потенциальными поставщиками о цене торгов с целью выигрыша определенного участника. Это относится к коррупционным деяниям, в свою очередь приводящим к необоснованным расходам федерального бюджета. Так, в частности, Костромским УФАС России выявлено подобное правонарушение АО «Концерн Росэнергоатом» с привлечением к административной ответственности с уплатой штрафа порядка 1 млн. руб. [5] Нижегородским УФАС России признало АО «Инжиниринговую компанию «Атомстройэкспорт»» нарушившим федеральный закон о закупках и выдало предписание об отмене протоколов и пересмотре итогов конкурса с учетом выданных замечаний [6].
Топ-менеджмент ГК «Росатом» проводит политику интеграции комплаенса во все сферы деятельности предприятий. Например, в контексте выполнения требований конкурентного законодательства, осуществляется работа по контролю закупочной деятельности всех предприятий контура госкорпорации на основе механизма внутреннего рассмотрения споров. В результате происходит снижение жалоб в ФАС за счет своевременного выявления потенциальных рисков и нарушений и их ликвидации.
Деятельность ГК «Росатом» в указанной сфере осуществляется в соответствии с Планом противодействия коррупции государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на 2018- 2020 гг., разработанным в соответствие с Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и другими нормативно-правовым актами федерального уровня.
Эффективность мероприятий, реализуемых в рамках комплаенс-контроля подтверждается, например, следующим [7]:
-лидирующая позиция ГК «Росатом» (1-е место) в рейтинге главных администраторов средств федерального бюджета Федерального казначейства России;
-в 2019 году по результатам проверок государственными органами России отсутствовали существенные нарушения;
-в 2019 году были привлечены к дисциплинарной ответственности 586 сотрудников ГК «Росатом», уволены 11 топ-менеджеров;
-предотвращен материальный ущерб на сумму более 13 млрд руб.; -к дисциплинарной и материальной ответственности привлечено 1 200 должностных лиц;
-в правоохранительные органы направлено 320 материалов о выявленных признаках правонарушений, по которым возбуждено свыше 140 уголовных дел.
Эффективность самого комплаенса можно оценить по следующим критериям: -периодически подводятся итоги самостоятельной оценки рисков, выполняемой специалистом по комплаенсу в организации;
-осуществляется тестирование сотрудников по итогам обучения этико-экономическим принципам работы в рамках существующей комплаенс-программы;
-формируются протоколы проверок деятельности организации специалистами по внутреннему контролю и аудиту;
-внедрены в практику личные сообщения сотрудников об обнаруженных нарушениях комплаенс-дисциплины и обеспечена соответствующая защита их прав и свобод;
-обеспечена высокая скорость реакции на обращения, поступающие извне; -соответствие деятельности организации действующим международным стандартам в сфере комплаенса и противодействия коррупции;
-отчеты о проверках контрольно-надзорных органов без существенных замечаний;
-разработаны внутриорганизационные алгоритмы оценки эффективности менеджеров и линейных сотрудников предприятия [8, 9].
В условиях, когда современные организации осваивают цифровые технологии и уровень автоматизации постоянно повышается, нормативно-правовая база динамично изменяется, необходимо опираться на преимущества новейших цифровых технологий, в решение проблем комплаенса. Это даст возможность обнаруживать риски коррупции в ходе транзакций посредством выявления тенденций, закономерностей, связей и отклоняющихся значений.
В этих целях рекомендуется использование специализированных онлайн-сервисов, позволяющих аккумулировать практически все сведения о компании, размещенные как в специфических базах данных (например, финансовая отчетность, недобросовестных закупщиков, руководители, попавшие в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия), а также в проводить мониторинг СМИ на негативные новости, получать полную информацию о компаниях, находить связи, биографические данные физических лиц, юридическую историю (по архивам судебных разбирательств), проверять по спискам санкций и политически значимых лиц (PEP Desk Database, World Compliance). Автоматизированным информационным системам в механизме комплаенс-контроля отводится значительное место [10]. Так, в марте 2020 года ФАТФ опубликовала доклад Digital Identity, посвященный проблеме использования электронных идентификационных систем национальными регуляторами и предприятиями, позволяющими исследовать благонадежность контрагентов по методике, рекомендованный ФАТФ [11].
Особое внимание корпоративному менеджменту следует уделять проверке потенциальных контрагентов - due dilligence. В этих целях рекомендуется использование специализированных онлайн-сервисов, позволяющих аккумулировать практически все сведения о компании, размещенные как в специфических базах данных (например, финансовая отчетность, недобросовестных закупщиков, руководители, попавшие в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия), а также в проводить мониторинг СМИ на негативные новости, получать полную информацию о компаниях, находить связи, биографические данные физических лиц, юридическую историю (по архивам судебных разбирательств), проверять по спискам санкций и политически значимых лиц (PEP Desk Database, World Compliance).
На сегодняшний день сформировано множество списков санкций международного уровня:
-списки политических санкций и мер, содержащиеся в файлах OFAC (Office of Foreign Assets Control) Управления по контроля за иностранными активами Казначейства США;
-INFO 4 C - проверка физических и юридических лиц по всем санкционным спискам, списку Буша, а также OFAC SDN list (Specially Designated Persons);
-списки наблюдения и черные списки Blacklists от финансовых регуляторов и супервайзеров (FMAS, CBFA, FINMAX, М&А), таких как Bafin, FSA, списки «разыскиваются» от полицейских федеральных и департаментов международных правительств, следственных организаций (Interpol, FBI, DEA, DIA).
Особого внимания заслуживает анализ аффилированности потенциальных контрагентов с оффшорными компаниями или непосредственное владение ими, проводимый авторитетными компаниями, например, Lexis Nexis (рис. 2) [12].
Рисунок 2 - Пример отчета компании Lexis Nexis о проблемных странах [Example lexis nexis problem
country report]
Перечисленными инструментами не исчерпывается полный перечень возможностей цифровизации для осуществления комплаенс-контроля. Очевиден их экономический эффект, поскольку затраты на разработку и внедрение системы комплаенс-контроля минимален, а выходы, оцениваемые по финансовому результату (предотвращенному ущербу, например), значительны. Цифровой комплаенс-контроль способствует развитию культуры экономической безопасности, понимаемой как управление бизнес-процессами на основе высокого уровня предпринимательской этики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Доклад Всемирного Банка о мировом развитии «Цифровые дивиденды» [Электронный ресурс]. - URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/23347/210671 RuSum.pdf (дата обращения: 12.10.2020).
2. Стратегия развития информационного общества в России на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 12.10.2020)
3. Абрамов, В.Ю. Руководство по применению комплаенс-контроля в различных сферах хозяйственной деятельности : практическое пособие / В.Ю. Абрамов. - Москва: Юстицинформ, 2020. - 172 с.
4. Комплаенс в СНГ и ближнем зарубежье: исследование КПМГ - КПМГ в России : Загл. с экрана [Электронный ресурс]. - URL: https://home.kpmg/ru/ru/home/insights/2020/05/ compliance-in-cis-survey.html (дата обращения: 15.01.2021).
5. ФАС оштрафовала Росэнергоатом почти на 1 млн. руб. за создание условий для победы на торгах по продаже имущества Костромской АЭС : Загл. с экрана [Электронный ресурс]. -URL: https://fas.gov.ru/publications/22315/ (дата обращения: 15.01.2021).
6. ФАС предписала Атомстройэкспорту пересмотреть итоги конкурса на поставку гермоклапанов для Курской АЭС : Загл. с экрана [Электронный ресурс]. - URL: https://fas.gov.ru/publications/21898 (дата обращения: 15.01.2021).
7. Официальный сайт ГК «Росатом». Публичная отчетность за 2019 год [Электронный ресурс]. - URL: https://rosatom.ru/upload/iblock/033/03395b2a9751b4fcd385d746a2f9df15.pdf - (дата обращения: 12.10.2020)
8. Golovko M.V., Rudenko V.A., Krivoshlykov N.I. Influence of institutional transformations on the choice of mechanisms for ensuring economic development and security of nuclear power engineering enterprises. Espacios. 2018. Т. 39. № 31.
9. Plotnikov, V., Golovko, M., Fedotova, G., Rukinov, M. (2020), «Ensuring national economic security through institutional regulation of the shadow economy», in Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 87. Р.342-351.
10. Стратегия развития информационного общества в России на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 12.10.2020).
11. Guidance on Digital Identity. FATF, Paris, 2020 [Электронный ресурс]. - URL: www.fatf-gafi.org/publications/documents/digital-identity-guidance.html (дата обращения: 21.12.2020).
12. Официальный сайт компании «Lexis Nexis» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.lexisnexis.ru/ (дата обращения: 12.10.2020).
REFERENCES
[1] Doklad Vsemirnogo Banka o mirovom razvitii «Tsifrovyye dividendy» [World Bank World Development Report Digital Dividends]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/ bitstream/handle/10986/23347/210671RuSum.pdf - 12.10.2020 (in Russian).
[2] Strategiya razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossii na 2017-2030 gody, utverzhdennaya Ukazom Prezidenta RF ot 09.05.2017 g. № 203 [Strategy for the development of the information society in Russia for 2017-2030, approved by the Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 No. 203]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 - 12.10.2020 (in Russian).
[3] Abramov V.Yu. Rukovodstvo po primeneniyu komplayens-kontrolya v razlichnykh sferakh khozyaystvennoy deyatel'nosti: prakticheskoye posobiye [Guidelines for the Use of Compliance Control in Various Spheres of Economic Activity: a Practical Guide]. Moskva: Yustitsinform [Moscow: Justicinform]. 2020. 172 p. (in Russian).
[4] Komplayens v SNG i blizhnem zarubezh'ye: issledovaniye KPMG - KPMG v Rossii. -[Compliance in the CIS and Neighboring Countries: Study by KPMG - KPMG in Russia]. URL: https://home.kpmg/ru/ru/home/insights/2020/05/compliance-in-cis-survey.html. - 15.01.2021 (in Russian).
[5] FAS oshtrafovala Rosenergoatom pochti na 1 mln. rub. za sozdaniye usloviy dlya pobedy na torgakh po prodazhe imushchestva Kostromskoy AES. [FAS Fined Rosenergoatom Almost 1 Million Rubles. for Creating Conditions for Winning the Auction for the Sale of Property of the Kostroma NPP]. URL: https://fas.gov.ru/publications/22315/ - 15.01.2021 (in Russian).
[6] FAS predpisala Atomstroyeksportu peresmotret' itogi konkursa na postavku germoklapanov dlya Kurskoy AES [FAS Ordered Atomstroyexport to Revise the Results of the Tender for the Supply of Pressurized Valves for the Kursk NPP]. URL: https://fas.gov.ru/publications/21898 - 15.01.2021 (in Russian).
[7] Ofitsial'nyy sayt GK «Rosatom». Publichnaya otchetnost' za 2019 god [Official Site of the State Corporation Rosatom. Public reporting for 2019]. URL: https://rosatom.ru/ upload/iblock/033/03395b2a9751b4fcd385d746a2f9df15.pdf - 12.10.2020 (in Russian).
[8] Golovko M.V., Rudenko V.A., Krivoshlykov N.I. Influence of Institutional Transformations on the Choice of Mechanisms for Ensuring Economic Development and Security of Nuclear Power Engineering Enterprises. Espacios. 2018. T. 39. № 31 (in English).
[9] Plotnikov, V., Golovko, M., Fedotova, G., Rukinov, M. (2020), «Ensuring National Economic Security through Institutional Regulation of the Shadow Economy», in Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 87. P.342-351 (in English).
[10] Strategiya razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossii na 2017-2030 gody, utverzhdennaya Ukazom Prezidenta RF ot 09.05.2017 g. № 203 [Strategy for the Development of the Information Society in Russia for 2017-2030, approved by the Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 No. 203]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 - 12.10.2020 (in Russian).
[11] Guidance on Digital Identity. FATF, Paris, 2020. URL: www.fatf-gafi.org/publications/documents/digital-identity-guidance.html - 21.12.2020 (in English).
[12] Ofitsial'nyy sayt kompanii «Lexis Nexis» [Official website of the company «Lexis Nexis»]. URL: https://www.lexisnexis.ru/ - 12.10.2020 (in Russian).
Issue of Compliance Control Efficiency at Nuclear Industry Enterprises in Economic
Crisis Conditions
A1 ^ AAA-! AAA/j
M.V. Golovko 1, A.N. Setrakov 2, A.V. Antsibor 3, S.P. Agapova 4,
A A AC _ _ A A A/C
I.A. Ukhalina 5, N.A. Efimenko 6
Non-state accredited non-profit private educational institution of higher education "Academy of Marketing and Social and Information Technologies - IMSITZipovskaya St.5, Southern Federal District, Krasnodar Region,
Krasnodar, Russia 350010 Volgodonsk Branch of The Federal State State Educational Institution of Higher Education «Rostov Law Institute of Internal Affairs Ministry of Russian Federation», Stepnaya St., 40, Volgodonsk, Rostov region,
Russia 347360
Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University "MEPhl", Lenin St., 73/94, Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360 'ORCID iD: 0000-0002-4835-9800 WoS Researcher ID: J-2461-20'6 e-mail: [email protected] 2ORCID iD: 0000-000'-5599-440X WoS Researcher ID: AAP- 73 782020 e-mail: aleksandr-maior@inbox. ru 3ORCID iD: 0000-0002-1192-4554 WoS Researcher ID: K-6051-20'8
e-mail: [email protected] 4ORCID iD: 0000-0002-8484-2912 WoS Researcher ID: E-4842-2017
e-mail: [email protected] 5ORCID iD: 0000-0002-1928-7510 WoS Researcher ID: E-3153-2017
e-mail: [email protected] 6ORCID iD: 0000-0001-8113-6759 WoS Researcher ID: E-3439-2017 e-mail: [email protected]
Abstract - This article discusses the benefits of implementing compliance control in enterprises. Analytical materials of authoritative organizations in the field of compliance are used to substantiate the author's position. Experience is considered Rosatom State Corporation development and implementation of compliance discipline. Indicators are given that testify to the effectiveness of the compliance control system at the enterprise. The necessity and efficiency of using digitalization tools for compliance control is substantiated.
Keywords: compliance control, corruption schemes, state corporations, Rosatom State Corporation, digital technologies, digitalization tools, nuclear industry.