Научная статья на тему 'К вопросу об эффективном сочетании кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики'

К вопросу об эффективном сочетании кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / РОССИЯ / КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ИНФЛЯЦИЯ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / РЕФИНАНСИРОВАНИЕ / ЦЕНТРБАНК РФ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВО / ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / СПРОС / ПРОИЗВОДСТВО / ЗАРПЛАТА / БЕЗРАБОТИЦА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бричеев Владимир Александрович

В статье анализируется ситуация на мировом рынке 2007-2008 гг. и ее влияние на экономику России. В целях борьбы с инфляцией правительство проводит сдерживающую кредитно-денежную политику, а стимулирующей налогово-бюджетной политикой поощряет инвестирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эффективном сочетании кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики»

Раздел II. Экономика и право

А.В. Бричеев

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ СОЧЕТАНИИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ И НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Неспокойная ситуация на мировом рынке затронула Россию лишь в очень незначительной степени. По итогам 2007 года в России отмечен чистый приток капитала в размере 82 млрд. долларов1. Возможно, что в результате сокращения притока капитала и замедления прироста вкладов населения - 35 % в 2007 г. против 37,7 % в 2006 г.2, рост кредитования в России замедлится. Пока признаков замедления мы не видим: потребительские кредиты набирают обороты. Инфляция усиливается: ее рост в 2007 г. составил 12 %, только за январь 2008 г. - 2,2 %, причем рост цен на продукты питания - 30-50 %. Приток капитала из-за границы, в отличие от нефтедолларов, не стерилизуется в Стабфонде, а вливается в экономику, конвертируясь в рубли. В результате опережающими темпами растет денежная масса. С 9 декабря 2006 г. по 4 марта 2008 г. она увеличилась с 7,77 трлн. руб. до 12, 91 трлн. руб., т.е. приблизительно на 66 %. В то же время валовый внутренний продукт (ВВП) вырос только на 7,6 %3. Таким образом, прирост денежной массы оказался почти в 9 раз выше, чем прирост ВВП. За этот же период времени прирост расходов федерального бюджета в 2008 г. запланирован на 16 % больше, чем он был в 2007 г. Это также не будет способствовать сдерживанию инфляции.

Опыт регулирования экономики показывает, что на краткосрочном временном интервале умеренный темп инфляции несколько увеличивает реальный объем производства. Однако на долгосрочных временных интервалах указанное повышение темпов роста цен по отношению к реальному объему производства является негативным фактором. Увеличение темпов прироста количества денег в обращении приводит к ускорению инфляции, т.е. росту цен, как на готовые товары, так и на привлекаемые факторы производства, а реальный объем производства возвращается к своему естественному уровню.

Кроме того, рост денежной массы влияет на процентные ставки. Длительное ускорение темпа роста количества денег вызовет повышение уровня номинальной нормы процента, даже не смотря на то, что оно, возможно, будет нейтральным по отношению к его реальной норме. Экспансионистская кредитно-денежная политика может достичь практически безграничного роста номинального национального дохода. Этот предел устанавливается теми тенденциями развития технологий, накоплений капитала и изменений в структуре трудовых ресурсов, которые определяют в течение времени темп роста естественного уровня реального объема производства. По нашим наблюдениям на протяжении последних десяти лет трендовое значение темпа роста реального ВВП в России составляло приблизительно 4-5 % в год. Следовательно, если на долгосрочных временных интервалах экспан-сионистская4 кредитно-денежная политика увеличивает темп роста номинального ВВП сверх указанных пределов, избыточный рост принимает инфляционные формы.

В этих условиях кредиторы потребуют некоторую компенсацию за инфляцию в форме более высокого значения номинальной нормы процента. Осознавая, что к моменту погашения ссуды реальная стоимость рублей уменьшится, заемщики, видимо, будут согласны на выплату этой компенсации. Значит, повышение только ожидаемого темпа инфляции подтолкнет вверх целое «семейство» номинальных процентных ставок. С реальными ставками не все так однозначно. На краткосрочных временных интервалах реальные ставки процента имеют тенденцию падению, если кредиторы и заемщики тотчас не приводят свои инфляционные ожидания в полное соответствие

1 Коммерсант № 20 от 08.02.2008 г.

2 Известия от 24.01.2008 г.

3 Российская газета от 31.01.2008 г.

4 Снижение ставки рефинансирования, усиленная покупка ценных бумаг на открытом рынке, снижение минимума обяза-

тельных резервов

с этим изменением кредитно-денежной политики. Однако, по мере адаптации к новым условиям, компенсация за инфляцию, равная величине превышения темпа роста количества денег в обращении над темпом увеличения реального объема производства, будет включена во все реальные контракты. Если при этом номинальная норма процента возрастает в точном соответствии с темпом инфляции, реальная норма процента останется на своем первоначальном уровне.

В последнее время многие эксперты уделяют повышенное внимание изменению учетной ставки Центрального Банка как инструменту борьбы с инфляцией. В частности, указывают, что декларируемая политика Центрального Банка Российской Федерации состояла в том, чтобы поддерживать ставку рефинансирования выше уровня инфляции на 1-2 %, что явно недостаточно. Поскольку, например, в США перед началом кризиса в 2007 г. ставка рефинансирования была на уровне 5,25 %, а инфляция составляла 2-2,5 %. В Великобритании соответствующие показатели составляли соответственно 5,75 % и 3 %5. Исходя из такой логики, применяя соотношение ставка/инфляция для экономики нынешней России, в которой официальный показатель инфляции около 12 % годовых, ставка рефинансирования должна быть, по крайней мере, 18-20 %. Однако повышение ставки финансирования в настоящих условиях значительно удорожит и без того дорогой кредит, особенно для малого и среднего бизнеса.

Кроме того, многие западные экономисты считают основным инструментом денежной политики не изменение учетной ставки Центрального Банка, а куплю-продажу ценных бумаг на открытом рынке. Например, в США, если руководство Федеральной Резервной Системы (ФРС) приходит к решению, что необходимо сократить величину денежной массы, то оно отдает распоряжение управляющему отделом ФРС по текущим операциям на открытом рынке продать государственные ценные бумаги либо в форме окончательной продажи (outright), либо на условиях соглашения об обратном выкупе. Как только некий дилер покупает у ФРС ценные бумаги и оплачивает их со своего депозита в некотором коммерческом банке, банковская система лишается определенного количества своих резервных депозитов. Происходит сжимание объема предложения денег на величину, равную произведению денежного мультипликатора и объема продажи на открытом рынке. Операции на открытом рынке наиболее часто используются для регулирования денежной массы.

Помимо изменения учетной ставки Центрального Банка и операций на открытом рынке важным инструментом денежной политики является изменение нормы обязательных резервов. Согласно закону «О банках и банковской деятельности» каждый коммерческий банк обязан держать обязательный резерв на корреспондентском счете в Центральном Банке Российской Федерации, который начисляется как определенный процент от общей суммы депозитов коммерческого банка. Существуют сложные формулы для описания взаимосвязи между нормами обязательных резервов и всеми элементами агрегатов M1 и M2 в банковской системе России. Очевидно, что понижение нормы обязательных резервов дает возможность коммерческим банкам увеличить общую сумму выданных кредитов и, следовательно, приведет к росту объема денежной массы, которую может поддерживать некоторое количество резервов и, наоборот, повышение этой нормы сократит количество рублей денежной массы, которое приходится на некоторое данное количество резервов.

Следует заметить, что как количество резервных депозитов, так и значение денежного мультипликатора (величина, обратная норме обязательных резервов) могут изменяться в силу причин, находящихся вне прямого контроля со стороны Центрального Банка Российской Федерации. Некоторое снижение количества резервных депозитов либо значения денежного мультипликатора способствует падению величины денежной массы, и при прочих равных условиях сдерживает темп инфляции.

Что касается проведения налогово-бюджетной политики, то правительство России в последние годы увеличивает расходы Федерального и Консолидированного бюджета страны. Причем темп расширения расходных статей превышает темп прироста готовой продукции, входящей в текущее потребление населения. Министры экономического блока постоянно говорят о переходе

5 Коммерсант № 31 от 27.02.2008 г.

к новой экономической модели - инвестиционно-ориентированной. Идут дискуссии, как она должна выглядеть. В настоящее время государство слишком вмешивается в экономику, тормозя приватизацию и наращивая государственные инвестиции, в том числе и в те сектора экономики, куда должны вливаться частные инвестиции. Как следствие - замедление темпов экономического роста с 6,8 % в 2004 г. до 5,7 % в 2007 г. Износ основных фондов в промышленности гражданских отраслей экономики колеблется в пределах 60-70 %. Снижение частных инвестиций в реальный сектор во многом объясняются так называемым «эффектом вытеснения». Его суть состоит в том, что всегда возникает тенденция вытеснения частных инвестиций при увеличении объемов государственных расходов и снижении налогового бремени с одновременным увеличением трансфертных платежей. Такого рода стимулирующая экономическая политика приводит к росту цен, что, в свою очередь, может привести к вытеснению не только частных инвестиций, но и всех других компонентов совокупного спроса. Повышение уровня цен приводит к снижению покупательной способности номинальных денежных доходов (зарплат, пенсий и др.), а это, в свою очередь, ведет к сокращению потребления. Рост цен, вероятно, приведит к снижению чистого экспорта, так как более высокий уровень цен приводит к росту курса рубля и делает российские товары и услуги более дорогими для заграничных покупателей, в то время как заграничные товары и услуги становятся дешевле для российских покупателей.

Снижение потребления широких слоев населения подтверждается динамикой изменения стоимости доходов населения при различных способах вложения денег. Эксперимент, проводимый газетой «Аргументы и факты»6, состоящий в отслеживании изменения стоимости 20 тыс. руб., которые были вложены 1 сентября 2007 г. в восемь различных сберегательных и инвестиционных инструмента: вклады в различной валюте, акции Газпрома, ВТБ, Роснефти, Сбербанка и золото, показал неутешительные результаты. К 1 марта 2008 г., т.е. за шесть месяцев, только один инструмент, а именно золото, увеличил капитал в 20 тыс. руб. на 5620 руб. или на 26,3 %. Все остальные вложения дали мизерный результат, т.е. прирост капитала был меньше, чем официально публикуемый темп инфляции. А покупка акций Сбербанка, «Роснефти» и ВТБ вообще дала отрицательный результат. Стоимость 20 тыс. руб., вложенных в покупку этих акций не увеличилась, а уменьшилась за полгода на 1-2 %.

Снижение совокупного спроса приведет к снижению и без того невысоких темпов роста производства - а это снижение реальных зарплат и рост безработицы.

В последние годы продолжает расти внутренний государственный долг, увеличивающий спрос на деньги и, следовательно, рост процентных ставок. В ответ это вызывает сокращение частных капиталовложений и падению производства в большинстве отраслей, за исключением военно-промышленных и нефтегазовых. Если стимулирующая налогово-бюджетная политика поддерживается за счёт постоянного роста государственного долга, то это может привести к ситуации, когда госдолг будет расти быстрее, чем процентная ставка. В этом случае государству, чтобы заплатить процент по уже имеющимся долгам, придётся делать всё новые и новые долги. Чем это может кончиться зависит от ряда конкретных обстоятельств. Например, цены на нефть начнут падать, или держатели облигаций могут почувствовать, что государство собирается отказаться платить по долгам, как это случилось в августе 1998 года, и постараются вовремя продать их. В результате государственный долг начнёт расти ещё быстрее.

По нашему мнению, правительство должно тратить бюджетные деньги не только на увеличение трансфертных платежей и военных заказов, но значительно (может быть на порядок) расширять поддержку и финансирование малого и среднего бизнеса, который в развитых странах является основным сектором экономики. В нем производится 50-60 % валового внутреннего продукта, в то время как в нашей стране этот показатель колеблется в пределах 10-15 %.

Изменение общего уровня государственных расходов и налогов является достаточно грубым инструментом налогово-бюджетной политики. Воздействие изменений в самой налоговой системе на структуру совокупного спроса, а также на его общий уровень, может быть, более выборочным и точно направленным. Чтобы увеличить уровень инвестиций правительства ряда стран

6Аргументы и факты. № 10. 2008 г. С. 17. 96

Западной Европы и США, неоднократно прибегали к использованию инвестиционного налогового кредита. Субсидирование инвестиций позволяет фирмам исключать из суммы налогов часть суммы своих инвестиций. Например, в условиях инвестиционного налогового кредита фирма, которая покупает оборудование или машины, фактически получает обратно от правительства до 15 % цены, по которой этот основной капитал был куплен. Сокращая издержки инвестирования, инвестиционный налоговый кредит, таким образом, делает более прибыльным любой конкретный инвестиционный проект. Это побуждает принимать к производству проекты, которые ранее считались убыточными, и, следовательно, увеличивает общий объём инвестиций в реальный сектор экономики и приводит росту занятости. Увеличение инвестиционного налогового кредита одновременно повышает совокупный спрос и вызывает рост инвестиций. Поэтому данный инструмент является противоположностью традиционной стимулирующей налогово-бюджетной политики, конечным результатом которой является сокращение объёма инвестирования. Изменяя относительные цены, субсидируя или облагая налогом, производство конкретного товара. Такая налогово-бюджетная политика позволяет регулировать уровень выпуска инвестиционного товара в нужном направлении.

Правительство может рационально сочетать кредитно-денежную и налогово-бюджетную политику, одновременно проводя сдерживающую кредитно-денежную политику в целях борьбы с инфляцией, и такой вариант стимулирующей налогово-бюджетной политики, который поощряет инвестирование.

Ю.Е. Кривонос

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗАХ

В последние годы понятие «качество образования» стало модным, появилось большое количество учебно-методической, общепедагогической литературы, посвященной этой проблеме. Качество образования рассматривается как объект управления, в котором формируются подходы к его измерению.

Под «качеством образования» сегодня понимается мера соответствия интегральной характеристики результатов образовательного процесса, распространенным в обществе представлениям о том, какими должны быть результаты образования и каким целям они должны служить.

Исследования Российской академии образования позволяют сформулировать характеристики качественного образования:

- образование призвано вооружить учащихся знаниями и навыками, которые не устареют в обозримом будущем;

- сформировать и развить такие личностные качества, которые максимально облегчат молодому человеку процесс адаптации к социальным реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном, противоречивом обществе наиболее адекватными в личностном и социальном планах способами. Такой подход определяет острую потребность в более точных, объективных измерителях качества образования, учебных достижений обучаемых и разработке научно-обоснованной, надежной методики экспертной оценки деятельности образовательного учреждения в целом. Это направление предусматривает разработку комплекса соответствующих показателей и индикаторов, а, следовательно, формирования мониторинга в развитии образования.

Мониторинг знаний студентов как специальная процедура обратной связи «преподаватель -студент» имеет сложную структуру, компонентами которой являются: когнитивный, личностный и деятельностный методы. Определение в процессе мониторинга уровня их развития позволяет раскрыть основные характеристики (объем, полнота, прочность, оперативность, обобщенность) знаний студентов педагогического ВУЗа.

Модернизация педагогического образования студентов ВУЗа осуществляется успешнее при согласовании ее как с программой мониторинга знаний студентов в целом, так и с каждым из его этапов (диагностический, прогностический, коррекционный).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.