Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ АТРИБУЦИИ РУССКОЙ ОРИГИНАЛЬНОЙ ГРАФИКИ XX ВЕКА ИЗ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ В СОБРАНИИ ИОХМ ИМ. В.П. СУКАЧЁВА'

К ВОПРОСУ ОБ АТРИБУЦИИ РУССКОЙ ОРИГИНАЛЬНОЙ ГРАФИКИ XX ВЕКА ИЗ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ В СОБРАНИИ ИОХМ ИМ. В.П. СУКАЧЁВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАФИКА / АТРИБУЦИЯ / ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ / КОЛЛЕКЦИОНЕР / ЭКСПЕРТИЗА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ / Н.В. КУЗЬМИН / Т.А. МАВРИНА / К.С. ПЕТРОВ-ВОДКИН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аверьянова Мария Александровна

Статья посвящена атрибуции оригинальной графики XX века из частных коллекций в собрании Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва. Подробно расписаны этапы изучения того или иного произведения искусства. Уделено внимание исследованиям последних лет, позволяющим говорить о непрекращающейся работе с предметами из музейных коллекций. В результате исследования с опорой на источниковедческий и сравнительно-стилистический методы удалось уточнить атрибуцию ряда иллюстраций к литературным произведениям, небольших по формату акварелей и входящих в серии рисунков. К числу таких произведений относятся, например, работы Н.В. Кузьмина, Т.А. Мавриной, К.С. Петрова-Водкина, описанные в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ATTRIBUTION OF RUSSIAN ORIGINAL GRAPHICS OF THE 20TH CENTURY FROM PRIVATE COLLECTIONS IN THE IRKUTSK REGIONAL ART MUSEUM NAMED AFTER V.P. SUKACHEV

The article is devoted to the attribution of the original graphics of the 20th century from private collections in the collection of the Irkutsk Regional Art Museum named after V.P. Sukachev. The stages of studying a particular work of art are described in detail. Attention is paid to the research of recent years, which allows us to talk about the ongoing work with objects from museum collections. As a result of the study, based on the source studies and comparative stylistic methods, it was possible to clarify the attribution of a number of illustrations to literary works, small-format watercolors and some drawings. Such works include, for example, the works of N.V. Kuzmin, T.A. Mavrina; K.S. Petrov-Vodkin, described in the article.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ АТРИБУЦИИ РУССКОЙ ОРИГИНАЛЬНОЙ ГРАФИКИ XX ВЕКА ИЗ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ В СОБРАНИИ ИОХМ ИМ. В.П. СУКАЧЁВА»

ON THE ATTRIBUTION OF RUSSIAN

ORIGINAL GRAPHICS OF THE 20TH CENTURY FROM PRIVATE COLLECTIONS IN THE IRKUTSK REGIONAL ART MUSEUM NAMED AFTER V.P. SUKACHEV

ФОРУМ

FORUM

Аверьянова Мария Александровна

Иркутский областной художественный музей

им. В.П. Сукачёва, г. Иркутск, Российская Федерация

К ВОПРОСУ ОБ АТРИБУЦИИ РУССКОЙ ОРИГИНАЛЬНОЙ ГРАФИКИ XX ВЕКА ИЗ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ В СОБРАНИИ ИОХМ ИМ. В.П. СУКАЧЁВА

о о

<N CD

w q

С LO

DC °°

3 ¡5

00 CO

s ё3

(O I4--

О CD

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена атрибуции оригинальной графики XX века из частных коллекций в собрании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва. Подробно расписаны этапы изучения того или иного произведения искусства. Уделено внимание исследованиям последних лет, позволяющим говорить о непрекращающейся работе с предметами из музейных коллекций. В результате исследования с опорой на источниковедческий и сравнительно-стилистический методы удалось уточнить атрибуцию ряда иллюстраций к литературным произведениям, небольших по формату акварелей и входящих в серии рисунков. К числу таких произведений относятся, например, работы Н.В. Кузьмина, Т.А. Мавриной, К.С. Петрова-Водкина, описанные в статье.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: графика; атрибуция; частное собрание; коллекционер; экспертиза; художественный музей; Н.В. Кузьмин; Т.А. Маврина; К.С. Петров-Водкин.

ABSTRACT

The article is devoted to the attribution of the original graphics of the 20th century from private collections in the collection of the Irkutsk Regional Art Museum named after V.P. Sukachev. The stages of studying a particular work of art are described in detail. Attention is paid to the research of recent years, which allows us to talk about the ongoing work with objects from museum collections. As a result of the study, based on the source studies and comparative stylistic methods, it was possible to clarify the attribution of a number of illustrations to literary works, small-format watercolors and some drawings. Such works include, for example, the works of N.V. Kuzmin, T.A. Mavrina; K.S. Petrov-Vodkin, described in the article.

KEYWORDS: graphics; attribution; private collection; art collector; expertise; art museum; N.V. Kuzmin; T.A. Mavrina; K.S. Petrov-Vodkin.

№2 (21) 2021 е^ЭЫ 2518-7767

Летом 1949 года в Иркутском художественном музее открылась выставка живописи и графики из частных собраний иркутян. Экспозиция, вобравшая в себя около 150 произведений искусства, вызвала неподдельный интерес у зрителей и имела большой успех. Оценивая событие тех лет, справедливо отметить его особую значимость в сфере налаживания культурного диалога между музеем и коллекционером. Ведь фонды Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва (ИОХМ им. В.П. Сукачёва) за 72 года, прошедших с момента описываемых событий, пополнились многочисленными подарками — живописными картинами и графическими работами. А сотрудникам сибирского музея посчастливилось познакомиться с известными русскими коллекционерами и их шедеврами.

Историография вопроса о роли и составе владельческих коллекций в собрании ИОХМ им. В.П. Сукачёва, судьбе отдельных экспонатов и значимости личности дарителя насчитывает ряд изданий (монографии, каталоги). Большой интерес представляет творческое наследие Алексея Дементьевича Фатьянова, иркутского искусствоведа и директора музея в XX веке. Незаурядная личность Фатьянова, его удивительная коммуникабельность и преданное служение искусству способствовали налаживанию дружеских контактов между государственным учреждением и коллекционерами. Научные труды Алексея Дементьевича — «Судьба сокровищ» [9], «Иркутские сокровища» [8], «Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии» [10] — в полной мере описывают историю художественного собрания музея, почетную роль в формировании которого играли отдельные персоны, болеющие за сохранность художественных ценностей и передававших их в музейные фонды. В 2020 году был издан каталог «Коллекция Ф.Е. Вишневского в собрании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва» [5], продолживший цикл изданий о дарителях. Отдельные издания, освещающие процесс атрибуции произведений искусства из частных собраний, не изданы. Но данной теме посвящены десятки научных статей известных иркутских искусствоведов: Татьяны Петровны Огородниковой, Софьи Евгеньевны Шемякиной, Людмилы Николаевны Снытко и других авторов. Данная статья также служит целям расширения знаний об исследованиях, ведущихся в музее в настоящее время.

Знаковые произведения живописи и графики, поступившие из частных собраний, хорошо изучены. Их провенанс и авторство не вызывает сомнений. В меньшей степени известны музейные предметы, в частности оригинальная графика

XX века (иллюстрации к литературным произведениям, незначительные по формату акварели или входящие в серии рисунки). Тем не менее их атрибуция вызывает значительное количество вопросов и обнаруживает ряд типовых проблем в процессе поиска ответов.

В большинстве случаев обращение к экспонату происходит при уточнении каталожных данных, при изучении наследия того или иного художника, обзора на коллекцию дарителя. Всё это в равной степени относится к реализации долгосрочного издательского проекта о владельческих коллекциях в собрании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва (с 2017). В рамках подготовительной научной работы и были сделаны интересные открытия, описываемые в статье, а накопленный опыт позволил охарактеризовать особенности исследования произведений русской оригинальной графики XX века в сибирском музее.

Ярким и показательным примером служит история с атрибуцией графических листов Николая Васильевича Кузьмина (московский график, иллюстратор, член-корреспондент Академии художеств СССР, народный художник РСФСР).

В собрании ИОХМ им. В.П. Сукачёва в 2017 году значилось 58 произведений авторства Н.В. Кузьмина. 56 листов происходили из коллекции столичного собирателя Валериана Вадимовича Величко и были подарены после его смерти племянником Николаем Кирилловичем Величко (в 1980-е). Согласно учетной документации (книга поступлений основного фонда, инвентарная книга), два оставшихся рисунка поступили в разное время и также от частных дарителей.

Произведение под номером Г-4280 (рис. 1) передано в дар московским коллекционером Феликсом Евгеньевичем Вишневским. В акте приема в постоянное пользование от 11 мая 1973 года оно записано под номером шесть как иллюстрация Николая Кузьмина к произведениям Гоголя [3, с. 37].

Акварель под номером ЖА-1086 (рис. 2) подарена музею самим автором в 1975 году.

Первичный осмотр двух последних листов вызвал недоумение. Оба они служили иллюстрацией к литературному произведению, на них был изображен один и тот же персонаж — усатый мужчина в сюртуке. На рисунке, переданном Ф.Е. Вишневским, на лицевой стороне стояла монограмма «НК». На акварели от Н.В. Кузьмина на лицевой стороне имелась надпись «Граф Клейнмихель», на обороте дарственная «Иркутскому областному художественному музею от художника Н. Кузьмина 10.II.1975».

В целях уточнения информации был осуществлен запрос в архив Иркутского областного художественного музея, в котором найден документ, объясняющий наличие двух одинаковых рисунков.

1. Неизвестный художник. Копия с рисунка Н.В. Кузьмина

к рассказу Ю. Тынянова

«Малолетний

Витушишников».

1966-1973.

Бумага, тушь, перо,

акварель.

24.4 х 16,2.

ИОХМ им. В.П. Сукачёва. Инв. № Г-4280

2. Кузьмин

Николай Васильевич. Граф Клейнмихель. Иллюстрация к рассказу Ю.Н. Тынянова «Малолетний Витушишников». 1965.

Бумага, тушь, перо, акварель.

23.5 х 17,5.

ИОХМ им. В.П. Сукачёва. Инв. № ЖА-1086

По всей видимости, А.Д. Фатьянов, упоминавшийся уже в статье, попытался выяснить, к какому из произведений Гоголя относится иллюстрация, подаренная Ф.Е. Вишневским. Он написал Николаю Васильевичу Кузьмину, автору графики, проживавшему в то время в Москве. И получил ответ от художника следующего содержания: «Глубокоуважаемый Алексей Дементьевич, рисунок у вас — не мой, а чья-то подделка. Взамен посылаю Вам мой рисунок + нумерованный экземпляр книги "Малолетний Витушишников" со вложением оригинального рисунка, так что Вы не в убытке. Желаю Вам здоровья и успехов. Н. Кузьмин 10 февраля 1975» [1].

После уточнения учетной информации по каждому из рисунков и обнаружения свидетельства автора об исключительности его работы была продолжена дальнейшая работа и проведен стилистический анализ двух произведений.

Помня, что предмет исследования — иллюстрация к литературному произведению, было решено обратиться к источникам (рассказ Ю. Тынянова «Малолетний Витушишников», автобиографические произведения Н.В. Кузьмина, описывающие творческий метод художника).

При соотнесении художественного описания героя с изображением на рисунке, подаренном Ф.Е. Вишневским, обнаружено расхождение с текстом (разный цвет усов, нехарактерное телосложение) [7, с. 15]. Также бросалась в глаза небрежность и некая «халтурность» в изображении деталей, анатомические погрешности (непропорциональность фигуры, сложности при передаче перспективы отдельных частей тела, в частности ноги).

Опираясь на рассуждения Н.В. Кузьмина об особом пути в искусстве иллюстратора, отличающегося особенностью многообразия нагрузки памяти [6], и статусе великолепного рисовальщика, мы сделали вывод, что столичный график не имеет никакого отношения к акварели из коллекции Ф.Е. Вишневского.

При сравнении возможно авторской подписи «НК» в нижнем правом углу первого рисунка с эталонной монограммой художника-графика замечено различное написание букв (нехарактерный резкий угол в верхней части буквы «Н», несуществующая петля при написании буквы «К», неуверенное начертание), что свидетельствовало о попытке выдать ее за оригинальную.

№2 (21) 2021 е^ЭЫ 2518-7767

Источниковедческий и сравнительно-стилистический метод позволил опровергнуть авторство Н.В. Кузьмина в случае рисунка, поступившего в музей в 1973 году. Но оставались вопросы, кто и с какой целью решил подделать не самую известную иллюстрацию столичного графика, а также как этот рисунок попал к коллекционеру Ф.Е. Вишневскому. На первые два с ответом помог Александр Григорьевич Ше-лудченко, наследник собрания работ Н.В. Кузьмина и Т.А. Мавриной и держатель авторского права этих художников. В личной переписке, подчеркнув небрежность исполнения, нелепость подписи, невнимание к историческим деталям, он рассказал, что встречал на «развалах» в Ленинграде поддельные работы графика в советские годы.

Выяснить, как рисунок 1973 года появился у Феликса Евгеньевича Вишневского, не удалось. В архиве музея не обнаружены воспоминания коллекционера на данную тему.

К сожалению, в Иркутском областном художественном музее отсутствует мастерская по реставрации графики. По этой причине здесь невозможна технологическая экспертиза бумаги, а также художественных материалов. Данное обстоятельство не кажется критичным для произведений, созданных во второй половине XX века в одно и то же десятилетие. Но в случае рисунков, датированных началом XX века, ситуация видится непростой, но решаемой.

В декабре 1965 года известный московский коллекционер, меценат и просветитель Юлий Владимирович Невзоров передал в дар Иркутскому художественному музею небольшой по формату женский портрет 1915 года авторства К.С. Петрова-Водкина (рис. 3). Изображенную женщину посчитали супругой художника. В учетной документации записали согласно актам поступления, ссылаясь на сведения дарителя. Изначально рисунок не вызвал особого интереса у исследователей во многом по причине неоднозначного отношения к художнику в то время.

В 1990-е годы в связи с попыткой концептуально осмыслить графическую коллекцию музея к портрету неожиданно вернулись. Тем более искусствоведческие издания тех лет — альбомы и каталоги, заново открывавшие великих русских художников — представителей авангарда, стали доступны. В авторстве К.С. Петрова-Водкина усомнились, но провести полноценную экспертизу в условиях Иркутска не представлялось возможным. Коллективным советом было решено отправить графику для изучения в Государственный Русский музей (Санкт-Петербург).

В 1992 году отдел рисунка и отдел технико-технологических исследований Русского музея

дал заключение, что акварель, поступившая как «Портрет жены художника» К.С. Петрова-Водкина, не имеет никакого отношения к творчеству художника. В нем перечислялись стилистические и технико-технологические особенности, позволяющие считать работу поддельной [4].

Графика вернулась в Иркутск, но по ряду бюрократических причин по-прежнему оставалась записанной в книге поступлений основного фонда и инвентарной книге фонда «Графика» как акварель К.С. Петрова-Водкина.

В 2018 году при изучении владельческой коллекции Ю.В. Невзорова в собрании музея «Женский портрет» опять стал предметом внимания. Графика, имеющая экспертное заключение Государственного Русского музея, подана на рассмотрение атрибуционного совета Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачёва. При подготовке атрибуционных листов была поставлена задача документально зафиксировать результаты экспертизы петербуржских музейщиков. А также найти оригинальное изображение, послужившее изобразительным материалом для копии. В процессе изучения искусствоведческой литературы, посвященной творчеству К.С. Петрова-Водкина, в прижизненном каталоге 1936 года найден карандашный рисунок 1912 года «Портрет М.Ф. П.-В» (рис. 4). Именно он взят за основу [2, с. 28]. При сравнении с оригиналом акварель из коллекции Ю.В. Невзорова в собрании Иркутского художественного музея выглядела слабой попыткой подражания великому художнику. Вероятно, неизвестный автор намеренно или нет выбрал малоизвестный портрет и исполнил его в цвете. Добавил новую дату и попытался воспроизвести подпись. Незнание портретируемой персоны привело к ошибке с цветом глаз. Фальсификатор изобразил ее зеленоглазой, в то время как у Марии Федоровны Петровой-Водкиной были карие глаза.

К сожалению, выяснить, как «Женский портрет» появился у Юлия Владимировича Невзорова, также не удалось. В архиве музея отсутствуют воспоминания коллекционера на данную тему. Это обстоятельство наводит на размышление о необходимости выяснять провенанс у произведения на начальной стадии поступления в музей, задавать уточняющие вопросы владельцу, документально оформлять сведения, полученные от него.

В случае Ф.Е. Вишневского и Ю.В. Невзорова не приходится сомневаться в их высочайшем уровне знаточества. Появление в их коллекциях поддельных вещей видится случайностью. Тем более, беглая манера рисунка Н.В. Кузьмина и забвение на долгие годы К.С. Петрова-Водкина обманчиво манили копиистов. Да и опровергнуть

3. Неизвестный художник. Копия с портрета Марии Федоровны Петровой-Водкиной. Первая половина XX века. Бумага, акварель.

30,4 х 21,3.

ИОХМ им. В.П. Сукачёва. Инв. № ЖА-462

4. К.С. Петров-Водкин. Портрет М.Ф. П.-В.

1912.

Бумага, карандаш. Источник [2, с. 28].

авторство удалось сравнительно недавно, во многом благодаря доступности источниковедческой базы и возможности беспрепятственно общаться с наследниками художников, исследователями их творчества и коллегами-музейщиками.

Хорошим примером к озвученному мнению служит опыт удачного сотрудничества с Александром Григорьевичем Шелудченко, упоминавшийся ранее в статье.

При изучении творческого наследия известного графика и иллюстратора Татьяны Алексеевны Мавриной в собрании музея из коллекции В.В. Величко обнаружено, что у нескольких акварелей из серии «Дмитрий Донской» (рис. 5) отсутствует дата создания. Попытки найти данные работы в каталогах выставок, в собраниях других музеев не увенчались успехом. Единственный источник, в котором упоминался «Дмитрий Донской»,— это дневник Т.А. Мариной, но лаконичная фраза не позволяла дать уверенное заключение о датировке.

Предположение об иллюстративном характере рисунков послужило поводом для поиска книги, в которой они могли быть опубликованы, и увенчалось успехом.

В 2013 году московское издательство «Ниг-ма» выпустило историческую повесть «Дмитрий Донской», оформленную рисунками Т.А. Мавриной. Связавшись с редакционным отделом, а потом и автором книги, нам удалось познакомиться с наследником авторских прав на иллюстрации — Александром Григорьевичем Шелудченко. Он, в свою очередь, помог с определением даты создания акварелей из серии «Дмитрий Донской» в собрании ИОХМ им. В.П. Сукачёва (на отдельных листах в его коллекции стоял 1942 год). Также он сообщил ряд важных и ценных сведений, связанных с работой Татьяны Мавриной над «Дмитрием Донским» и другими фактами из жизни семьи художников.

Подводя итоги, стоит сказать, что атрибуция русской оригинальной графики XX века из частных коллекций в собрании музея, будь это иллюстрации к литературным произведениям, малоизвестные акварели или рисунки,— увлекательный, но в то же время кропотливый и напряженный процесс. Важное условие успеха исследования — возможность комплексной работы с предметом и источниками

№2 (21) 2021 е^ЭЫ 2518-7767

(документами из архива ИОХМ, многочисленной искусствоведческой литературой, хранящейся в музейной библиотеке). В числе очевидных минусов видится отсутствие в Иркутске возможности проведения технико-технологической экспертизы, а также географическая удаленность сибирского города от центра России, затрудняющая проведение визуального сравнительного анализа произведений из коллекции графики Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва с аналогичными из государственных собраний Москвы и Санкт-Петербурга.

5. Т.А. Маврина. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

1941-1942. Бумага, акварель. 12 х 14,5.

ИОХМ им. В.П. Сукачёва. Инв. № Г-4906

Литература

1. Архив Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва. Дело № 2874 ПК-354. Приложение 1.

2. Галушкина А.С. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. М.: ГИИИ, ОГИЗ, 1936. 82 с.

3. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва (ИОХМ). Акт приема в постоянное пользование № 752 от 11.05.1973. Книга регистрации актов на поступление и постоянное хранение № 739 по 774. 103 с.

4. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва (ИОХМ). Экспертное заключение отдела рисунка ГРМ и отдела технико-технологических исследований от 20.05.1992. Папка «Экспертные заключения».

5. Коллекция Феликса Евгеньевича Вишневского в собрании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва/ Сост. Н.С. Сысоева. Иркутск: ГБУК ИОХМ им. В. П. Сукачёва, 2020. 332 с.; ил.

6. Кузьмин Н.В. Штрих и слово. Ленинград: Художник РСФСР, 1967. 171 с.; ил.

7. Тынянов Ю.Н. Малолетний Витушишников. М.: Издательский дом Мещерякова, 2017. 96 с.; ил.

8. Фатьянов А.Д. Иркутские сокровища / предисловие В.Г Распутина; Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачёва. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1985. 160 с.

9. Фатьянов А.Д. Судьба сокровищ: Иркутский областной художественный музей. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1967. 112 с.; ил.

10. Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1995. 192 с.; ил.

References

1. Arkhiv Irkutskogo oblastnogo khudozhestvennogo muzeya im. V.P. Sukachova [Archive of the Irkutsk Regional Art Museum named after V.P. Sukachev]. Fol. 2874 PK-354. Appendix 1. (In Russian).

2. Galushkina A.S. Kuzma Sergeevich Petrov-Vodkin. Moscow, GII, OGIZ Publ., 1936. 82 p. (In Russian).

3. Irkutskiy oblastnoy khudozhestvennyy muzey im. V.P. Sukachova [Irkutsk Regional Art Museum named after V.P. Sukachev]. Acceptance certificate for permanent use No. 752 dated 05.11.1973. Book of registration of acts for admission and permanent storage No. 739 to 774. 103 p. (In Russian).

4. Irkutskiy oblastnoy khudozhestvennyy muzey im. V.P. Sukachova [Irkutsk Regional Art Museum named after V.P. Sukachev]. Expert opinion of the department of drawing of the Russian Museum and the department of technical and technological research from 20.05.1992. Folder "Expert opinions". (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Sysoeva N.S. (comp.). Kollektsiya Feliksa Yevgen'yevicha Vishnevskogo v sobranii Irkutskogo oblastnogo khudozhestvennogo muzeya im. V.P. Sukachova [Collection of Felix Evgenievich Vishnevsky in the collection of the Irkutsk Regional Art Museum]. Irkutsk, Irkutsk Regional Art Museum, 2020. 332 p. (In Russian).

6. Kuzmin N.V. Shtrikh i slovo [Streak and word]. Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1967. 171 p. (In Russian).

7. Tynyanov Yu.N. Maloletniy Vitushishnikov [Juvenile Vitushishnikov]. Moscow, Meshcheryakov Publ., 2017. 96 p. (In Russian).

8. Fatyanov A.D. Irkutskiye sokrovishcha [Irkutsk treasures]. Irkutsk, Vostochno-Sibirskoye knizhnoye izdatel'stvo, 1985. 160 p. (In Russian).

9. Fatyanov A.D. Sud'ba sokrovishch: Irkutskiy oblastnoy khudozhestvennyy muzey [The fate of the treasures: Irkutsk Regional Art Museum]. Irkutsk, Vostochno-Sibirskoye knizhnoye izdatel'stvo, 1967. 112 p. (In Russian).

10. Fatyanov A.D. Khudozhniki, vystavki, kollektsionery Irkutskoy gubernii [Artists, exhibitions, collectors of the Irkutsk province]. Irkutsk, Vostochno-Sibirskoye knizhnoye izdatel'stvo, 1995. 192 p. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Аверьянова Мария Александровна — искусствовед, научный сотрудник, Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва, г. Иркутск, Российская Федерация. Член Ассоциации искусствоведов (АИС). E-mail: mashasashaa@yandex.ru

ABOUT AUTHOR: Averyanova Maria Alexandrovna — art critic, Researcher, Irkutsk Regional Art Museum named after V.P. Sukachev, Irkutsk, Russian Federation. Member of the Association of art critics and art historians. E-mail: mashasashaa@yandex.ru

Для цитирования

For citation:

Аверьянова М.А. К вопросу об атрибуции русской оригинальной графики XX века из частных коллекций в собрании ИОХМ

им. В.П. Сукачёва // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 2 (21). С. 46-53.

DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.02.004. URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/724

Averyanova M.A. On the attribution of Russian original graphics of the 20th century from private collections in the Irkutsk Regional Art Museum

named after V.P. Sukachev. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2021, No. 2 (21), pp. 46-53. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.02.004. Available at: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/724 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.