Научная статья на тему 'К вопросу об атрибуции картины неизвестного голландского живописца XVII века из собрания Государственного исторического музея (Москва)'

К вопросу об атрибуции картины неизвестного голландского живописца XVII века из собрания Государственного исторического музея (Москва) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
атрибуция живописи / Государственный исторический музей / голландская живопись / Голландия / XVII век / Клас Муйарт / attribution of painting / the State Historical Museum / Dutch painting / Netherlands / 17th century / Claes Moeyaert

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шарко Светлана Юрьевна

В статье предпринята попытка атрибуции картины неизвестного голландского живописца XVII века из собрания Государственного исторического музея (Москва). На основании технико-технологических характеристик картины, выявленных при первичном осмотре, а также расшифровки подписи художника, обнаруженной автором статьи, высказывается предположение о принадлежности произведения кисти Николаса (Класа) Корнелисзоона Муйарта (1591–1655), причисляемого исследователями к группе амстердамских художников-«прерембрандтистов», чья творческая манера оказала влияние на молодого Рембрандта. Мастер был известен многофигурными композициями на исторические и библейские сюжеты. Немногочисленность работ Муйарта в российских музейных коллекциях расширяет культурно-историческое значение картины из собрания ГИМ и подчеркивает необходимость ее дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шарко Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Attribution of a Painting by an Unknown Dutch Painter of the 17th Century from the Collection of the State Historical Museum (Moscow)

The article attempts to attribute a painting by an unknown 17th century Dutch painter from the collection of the State Historical Museum (Moscow). On the basis of the technical and technological characteristics of the painting revealed through initial examination, as well as deciphering of the artist’s signature discovered by the author of the article, the work is supposed to have been painted by Nicholas (Claes) Corneliszoon Moeyaert (1591–1655), one of the so-called “PreRembrandtists”, the group of Amsterdambased artists whose creative style influenced the young Rembrandt. The master was known for multifigure compositions on historical and biblical subjects. The small number of Moeyaert’s works in Russian museum collections increases the cultural and historical significance of the painting from the collection of the State Historical Museum and emphasizes the need for its further research.

Текст научной работы на тему «К вопросу об атрибуции картины неизвестного голландского живописца XVII века из собрания Государственного исторического музея (Москва)»

Художественная культура № 3 2023

Изобразительное искусство и архитектура

УДК 7.072.5 ББК 85.143(3)

Шарко Светлана Юрьевна

Магистр искусствоведения, младший научный сотрудник, Государственный исторический музей, 109012, Россия, Москва, Красная площадь, 1

С«СЮ Ю: 0000-0002-8561-0267 ResearcherID: МН-7219-2023 svetlana874svetlana@yandex.ru

Ключевые слова: атрибуция живописи, Государственный исторический музей, голландская живопись, Голландия, XVII век, Клас Муйарт

Шарко Светлана Юрьевна

К вопросу об атрибуции картины неизвестного голландского живописца XVII века из собрания Государственного исторического музея (Москва)

This is an open access article distributed under

the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

DOI: 10.51678/2226-0072-2023-3-228-239

Для цит.: Шарко С.Ю. К вопросу об атрибуции картины неизвестного голландского живописца XVII века из собрания Государственного исторического музея (Москва) // Художественная культура. 2023. № 3. С. 228-239. https://doi.org/10.51678/2226-0072-2023-3-228-239.

For cit.: Sharko S.Yu. On Attribution of a Painting by an Unknown Dutch Painter of the 17th Century from the Collection of the State Historical Museum (Moscow). Hudozhestvennaya kul'tura [Art & Culture Studies], 2023, no. 3, pp. 228-239. https://doi.org/10.51678/2226-0072-2023-3-228-239. (In Russian)

Sharko Svetlana Yu.

Master of Arts, Junior Researcher, State Historical Museum, 1 Red Square,

Moscow, 109012, Russian

ORCID ID: 0000-0002-8561-0267

ResearcherlD: IVH-7219-2023

svetlana874svetlana@yandex.ru

Keywords: attribution of painting, the State Historical Museum, Dutch painting, Netherlands, 17th century, Claes Moeyaert

Sharko Svetlana Yu.

On Attribution of a Painting by an Unknown Dutch Painter of the 17th Century from the Collection of the State Historical Museum (Moscow)

Аннотация. В статье предпринята попытка атрибуции картины неизвестного голландского живописца XVII века из собрания Государственного исторического музея (Москва). На основании технико-технологических характеристик картины, выявленных при первичном осмотре, а также расшифровки подписи художника, обнаруженной автором статьи, высказывается предположение о принадлежности произведения кисти Николаса (Класа) Корнелисзоона Муйарта (1591-1655), причисляемого исследователями к группе амстердамских художников-«прерембрандтистов», чья творческая манера оказала влияние на молодого Рембрандта. Мастер был известен многофигурными композициями на исторические и библейские сюжеты. Немногочисленность работ Муйарта в российских музейных коллекциях расширяет культурно-историческое значение картины из собрания ГИМ и подчеркивает необходимость ее дальнейшего исследования.

Abstract. The article attempts to attribute a painting by an unknown 17th century Dutch painter from the collection of the State Historical Museum (Moscow). On the basis of the technical and technological characteristics of the painting revealed through initial examination, as well as deciphering of the artist's signature discovered by the author of the article, the work is supposed to have been painted by Nicholas (Claes) Corneliszoon Moeyaert (1591-1655), one of the so-called "Pre-Rembrandtists", the group of Amsterdam-based artists whose creative style influenced the young Rembrandt. The master was known for multi-figure compositions on historical and biblical subjects. The small number of Moeyaert's works in Russian museum collections increases the cultural and historical significance of the painting from the collection of the State Historical Museum and emphasizes the need for its further research.

Введение

В собрании Государственного исторического музея в Москве (далее — ГИМ) хранится картина неизвестного, предположительно, голландского живописца XVII века на неизвестный библейский сюжет. Насколько это известно, попытки определить автора картины не предпринимались с момента ее поступления в музей. Все нижеследующие сведения получены при первичном внешнем осмотре живописи без применения дополнительных инструментов, за исключением лупы с трехкратным увеличением. Автор статьи отдает себе отчет в недостаточности этих средств для утверждения окончательной атрибуции произведения и надеется, что более подробное исследование, и прежде всего — лабораторное, сможет однозначно подтвердить или опровергнуть высказываемое далее предположение об авторстве картины.

Произведение горизонтального формата, размером 75,5 * 105,7 см [1], написано масляными красками на тонированном светло-коричневом грунте, просматриваемом в местах утраты красочного слоя. Картина составлена не менее чем из двух частей, причем верхняя гораздо меньше нижней (нижних?); на лицевой стороне картины виден стыковочный след. Материал основы — дерево (дуб?); волокна расположены горизонтально и соответствуют формату произведения и направлению живописи. Вместе с тем наиболее сильным аргументом против датировки доски XVII веком способно выступить просматриваемое в левой части картины волнообразное искривление волокон, свидетельствующее как о более низком, чем это было принято в голландских гильдиях [3, с. 46, 70], качестве использованной древесины, так и об изначально допущенных технологических неточностях при работе с доской [4, с. 38-39]; окончательно этот вопрос могло бы решить ее лабораторное исследование.

В прошлом картина подверглась случайному или преднамеренному механическому воздействию (упала или была сброшена с некоторой высоты), что привело к образованию глубоких трещин в ее левой части; самопроизвольное образование столь серьезных повреждений в процессе естественного разрушения дерева из-за вросших сучков возможно, но скорее маловероятно.

Следы бывшей реставрации видны во многих частях картины. Под уже упомянутые утраты красочного слоя в местах трещин подведены

Ил. 1. Неизвестный голландский мастер XVII века (Николас (Клас) Корнелисзоон Муйарт, 1591-1655). Неизвестный библейский сюжет (Приведение отрока Самуила к Илии). 1641. Дерево (дуб), масло. Государственный исторический музей, Москва. Фото автора

Ил. 2. Фрагмент картины ГИМ. Пример тонировок, подведенных прежним реставратором картины и не совпадающих по тону с авторской живописью. Фото автора статьи

тонировки, во многих случаях практически не совпадающие с тоном оригинальной живописи. При боковом освещении в нижнем правом углу картины видны три вертикальных следа прямоугольной формы одинакового размера — вероятнее всего, в этих местах проводились пробы по регенерации лака по методу Петтенкофера. Также при боковом освещении в левой части картины хорошо просматриваются кругообразные следы прежних промывок живописи.

Фактура живописи сглаженная, красочный слой неравномерный, его толщина уменьшается по мере отдаления от фигур первого плана, имеющих наибольшую рельефность.

Картина заключена в простую деревянную раму светло-коричневого цвета, вероятно, второй половины XX века; оригинальная рама не сохранилась.

Изображение и монограмма. Муйарт?

На картине изображена многофигурная композиция на библейский, предположительно, ветхозаветный сюжет, о чем свидетельствуют подчеркнуто «восточные» элементы костюма (тюрбаны, затейливый орнамент вышивки, бахрома). На переднем плане расположена группа из четырех персонажей — старца, женщины, мужчины и мальчика; справа от них помещены дополнительные персонажи — собака и козел. Также на переднем плане расположена лежащая на земле барабаном вперед часть колонны, обвитой плющом. На втором плане находится изображение религиозной процессии с участием людей и животных; особенно выделяется фигура носильщика в тюрбане, держащего в руках прямоугольный ящик. На дальнем плане написан архитектурный пейзаж из нескольких зданий и арочного моста; трехъярусная башня дана в неправильной перспективе и потому кажется немного «заваливающейся». Возможно, сюжет картины взят из 1-й книги Царств и представляет приведение отрока Самуила его родителями к Илию, в дом божий в Силом (1 Царств 1:1-28)(1).

(1) Автор статьи выражает признательность А.В. Пожидаевой и Н.В. Проказиной за данное

уточнение.

Ил. 3. Слева - Питер Ластман. Триумф Мардохея. 1617. Дом-музей Рембрандта, Амстердам. Справа - картина ГИМ. Фото автора. Местоположение авторских подписей отмечено автором статьи красной стрелкой

Ил. 4. Вверху - фрагмент картины ГИМ. Подпись художника «CL-M-fe / 16(4?)1». Фото автора. Слева внизу - Николас (Клас) Корнелисзоон Муйарт (1590/1591-1655). Лот и два ангела (фрагмент). Офорт. 1612-1655. Рейксмузеум, Амстердам. Справа внизу - Клас Корнелисзоон Муйарт. Пастух (фрагмент). Офорт. 1638. Художественный музей Филадельфии, США

На барабане колонны автором данной статьи была обнаружена подпись художника, изначально ошибочно отождествленная с подписью учителя Рембрандта Питера Ластмана как на основании общего сходства очертаний начальных букв монограммы, так и расположения подписи, совпадающего с положением авторской подписи на картине Ластмана «Триумф Мардохея» (1617, Дом-музей Рембрандта, Амстердам).

Однако более внимательное изучение обнаруженной монограммы с применением лупы с трехкратным увеличением показало обязательное наличие в одной из составных частей монограммы начальной буквы «М», что вкупе с общим уровнем живописи и целым комплексом стилистических несоответствий с индивидуальной манерой Ластмана заставило пересмотреть атрибуцию.

Авторство Николаса (Класа) Корнелисзоона Муйарта предлагается автором статьи на основании полного совпадения хорошо читаемых авторских подписей на гравюрах этого художника с монограммой на московской картине.

Кроме того, у отдельных персонажей картины из собрания ГИМ имеются практически полные иконографические соответствия на других работах Муйарта, что наводит на мысль о возможном существовании готовых набросков, использовавшихся художником на протяжении многих лет. Пока их обнаружить не удалось, но подобная практика была широко распространена среди голландских мастеров XVII столетия. Также следует отметить наличие на московской картине характерного для многих работ Муйарта дробного пастозного мазка [2, с. 133].

Плохо различимую третью цифру в указании даты, вероятнее всего, следует читать как «4», что позволяет отнести картину из собрания ГИМ к 1641 году — периоду наивысшей творческой активности Муйарта.

Николас (Клас) Корнелисзоон Муйарт (С1аеБ СогпеНБЕ. МоеуаеЛ, 1591-1655) — голландский художник, известный своими многофигурными композициями на исторические и библейские сюжеты. Наряду с Ластманом Муйарт причисляется исследователями к так называемым «прерембрандтистам» [7, р. 1] — условному наименованию группы амстердамских исторических живописцев, чье творчество оказало влияние на молодого Рембрандта. Впервые в качестве художника Муйарт упоминается в Амстердаме в 1618 году [7, р. 17].

*

Г»

Ил. 5. Слева — фрагмент картины ГИМ. Фото автора. По центру — Клас Корнелисзоон Муйарт. Пейзаж с пастухами и античными руинами (фрагмент). Дерево, [масло]. Музей Бредиуса, Гаага. Справа — Клас Корнелисзоон Муйарт. Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне (фрагмент). Дерево, масло. Национальный музей, Стокгольм

Известно о его тесном сотрудничестве с Амстердамским театром: написанные Муйартом декорации использовались в постановках театра в 1639 и 1640 годах, а в 1640 и 1641 годах художник входил в его попечительский совет [7, р. 14, 21]. Также Муйарт участвовал в мероприятиях, приуроченных к торжественному прибытию королевы Марии Медичи в Амстердам в 1638 году; в частности, художник занимался украшением триумфальных арок — сохранились гравюры Питера Нольпа, воспроизводящие подготовленные Муйартом аллегорические композиции. Умер художник в 1655 году, был похоронен в амстердамской Аудекерк.

Среди работ Муйарта, находившихся в доме его зятя Балтазара Схаутена (Balthasar Schouten) и внесенных Иоханнесом Воорхаутом (Johannes Voorhout) и Герардом ван Хаутеном (Gerard van Houten) в инвентарную опись имущества этого дома по состоянию на 12 апреля 1682 года [6, р. 257-260], ни одна картина не может быть с полной уверенностью отождествлена с картиной из собрания ГИМ. Описи же из прочих домов Муйарта и его наследников в Амстердаме и Харлеме пока обнаружить не удалось.

Исходя из сюжетных особенностей картины, с известной долей осторожности можно предположить, что ее заказчик был протестантом; сам Муйарт был католиком [7, р. 133] и скорее предпочитал сюжеты из Нового Завета или античной мифологии — по крайней мере, именно на эти темы написано подавляющее большинство картин из дома Схаутена. Некоторые из этих произведений являются еще и наиболее дорогими во всем творческом наследии художника (№ 4 («Ифигения»; 100 гульденов), № 11 («Сокровища небесные и земные [Аллегория христианской веры]»; 250 гульденов) по описи 1682 года). В то же время следует отметить, что сюжеты произведений Муйарта уже в конце XIX века не поддавались однозначному толкованию: так, Бредиус в своем каталоге собрания Маурицхёйса (1891) [5, р. 36] указал картину с изображением некой «библейской сцены» — сейчас ее сюжет определяется как «Гиппократ, посещающий Демокрита».

Заключение

Немногочисленность работ Муйарта в крупнейших российских музейных собраниях (три работы в Государственном Эрмитаже, одна в ГМИИ имени А.С. Пушкина) придает картине из собрания ГИМ дополнительную культурную и историческую ценность. Дальнейшее исследование этого произведения способно пролить свет на его ранее неизвестные особенности и уточнить выдвинутую в настоящей статье атрибуцию.

Список литературы:

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. URL: https://goskatalog. ru/portal/#/ (дата обращения 11.12.2022).

ЛинникИ.В. Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин. Л.: Искусство, 1980. 248 с.

Максимова Т.В. Голландские живописцы XVII века и их немецкие имитаторы в XVIII столетии: Вопросы стиля и технологии. М.: Рос. научно.-исслед. ин-т культур. и природ. наследия им. Д.С. Лихачева, 2002. 255 с.

Максимова Т.В. Технология голландской живописи XVII века: деревянная и тканая основы. М.: Ин-т наследия, 2013. 383 с.

BrediusA. Catalogue sommaire des tableaux et sculptures du Musée Royal de tableaux (Mauritshuis) à La Haye / Par A. Bredius. La Haye: Martinus Hijhoff, 1891. 74 p. Quellenstudien zur Holländischen Kunstgeschichte herausgegeben unter der Leitung von Dr.C. Hofstede de Groot: V: Künstler-Inventare urkunden zur Geschichte der Holländischen Kunst des XVIten, XVIIten und XVIIIten Jahrhunderts / Von Dr.A. Bredius unter Mitwirkung von Dr.O. Hirschman. Erster Teil mit 2 Abbildungen. Haag: Martinus Nijhoff, 1915. 370 p. Tümpel A. Claes Cornelisz. Moeyaert // Oud Holland. 1974. Vol. 88, № 1/2. P. 1-164.

1

2

3

4

5

6

7

References:

Gosudarstvennyi katalog Muzeinogo fonda Rossiiskoi Federatsii [State Catalogue of the Museum Fund of the Russian Federation]. Available at: https://goskatalog.ru/portal/#/ (accessed 11.12.2022). (In Russian)

Linnik I.V. Gollandskayazhivopis'XVII veka iproblemyatributsiikartin [17th Century Dutch Painting and Attribution Problems]. Leningrad, Iskusstvo Publ., 1980. 248 p. (In Russian) Maksimova T.V. Gollandskie zhyvopistsyXVII veka i ikh nemetskie imitatory vXVIII stoletii: Voprosy stilya i tekhnologii [17th Century Dutch Painters and Their German Imitators in the 18th Century: Questions of Style and Technology]. Moscow, Ros. nauchno-issled. in-t kul'tur. i prirod. naslediya im. D.S. Likhacheva Publ., 2002. 255 p. (In Russian)

Maksimova T.V. Tekhnologiya gollandskoi zhivopisi XVII veka: derevyannaya i tkanaya osnovy [17th Century Dutch Painting Technology: Wooden and Woven Basis]. Moscow, In-t naslediya Publ., 2013. 383 p. (In Russian)

Bredius A. Catalogue sommaire des tableaux et sculptures du Musée Royal de tableaux (Mauritshuis) à La Haye, par A. Bredius. La Haye, Martinus Hijhoff, 1891. 74 p. Quellenstudien zur Holländischen K unstgeschichte herausgegeben unter der Leitung von Dr. C. Hofstede de Groot: V: Künstler-Inventare urkunden zur Geschichte der Holländischen Kunst des XVIten, XVIIten und XVIIIten Jahrhunderts, Von Dr.A. Bredius unter Mitwirkung von Dr.O. Hirschman. Erster Teil mit 2 Abbildungen. Haag, Martinus Nijhoff, 1915. 370 p. Tümpel A. Claes Cornelisz. Moeyaert. Oud Holland, 1974, vol. 88, no. 1/2, pp. 1-164.

1

2

3

4

5

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.