лась в 2,6 раза, частота кесарева сечения уменьшилась в 1,95 раза, из них по экстренным показаниям - в 1,52 раза. Без существенного изменения росто-весовых показателей новорожденных, частота материнского родового травматизма у этих женщин сократилась в 3,37 раза, частота развития различных форм хронической ФПН - в 3,14 раза, частота позднего гестоза - в 4,6 раза, что благоприятно сказалось на здоровье новорожденных: перинатальная заболеваемость новорожденных у рожениц из состава основной группы наблюдения сократилась в 6,3 раза, благодаря чему затраты на дородовую и послеродовую госпитализацию беременных, родильниц и новорожденных сократились в 2,2 раза.
Выводы. Этапное применения технологий восстановительной медицины в ходе санаторно-курортного лечения и преграви-дарной подготовки гинекологических больных, перенесших органосохраняющие операции на органах малого таза обеспечило нормализацию психо-эмоционального состояния, функциональной активности вегетативной нервной системы, специфических функций женского организма, что в целом способствовало повышению частоты наступления беременности до 52% случаев и снижению частоты акушерской и перинатальной патологии. Последнее позволяет констатировать, что технологии восстановительной медицины могут успешно дополнить стандартные методы клинической реабилитации гинекологических больных и способствовать повышению лечебно-профилактической и медико-экономической эффективности прегравидарной подготовки и профилактики акушерской
и перинатальной патологии среди вышеназванного контингента женщин активного репродуктивного возраста.
Литература
1. Гаркави, ЛХ. Адаптационные реакции и резистентность организма / Л.Х. Гаркави, Е.Б.Квакина, М.Л.Уколова.- Ростов-на-Дону, 1977.-109 с.
2. Гинекология от пубертата до постменопаузы: Практ. руководство для врачей /Под ред. акад. РАМН, проф. Э.К. Айлама-зяна. М.: МЕДпресс-информ, 2006. 2-е изд., доп.- 496 с.
3. Ранние сроки беременности /Под ред. В.Е. Радзинского,
A. А. Оразмурадова.- М.: Status Presents, 2009.- 480 с.
4. Радзинский, В.Е. Акушерская агрессия / В.Е. Радзин-ский.- М.: Status Presents, 2011.- 688 с.
5. Стругацкий, В М. Ранняя восстановительная физиотерапия после эндохирургических операций в гинекологии /
B.М. Стругацкий, К.Н. Арсланян // Курортология и физиотер.-2000.- № 2.- С. 42^4.
6. Савельева, ГМ. Лапароскопия в гинекологии / Г.М. Савельева.- М.: ГЭОТАР.- Медицина.- 2000.- 250 с.
7. Энциклопедия клинических и лабораторных тестов./ Под ред. Н.Тица. Изд-во «Лабинформ».- М., 1997.- 940 с.
УДК 615.28
К ВОПРОСУ ОБ АНТИИШЕМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СУКЦИНАТА МАГНИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
С.А.МЕРКУШКИНА, С.Г.КРУПНОВ, Э.Р. ЯРМИНА, Д.С. БЛИНОВ,
В.Н. САДОВНИКОВ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ««Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», ул. Большевистская, 68, г. Саранск, Республика Мордовия, 430005
Аннотация: в опытах на лабораторных животных на основе оценки антиаритмической активности изучено антиишемическое действие нового отечественного вещества - сукцината магния. Показано, что соединение при парентеральном введении предотвращает генерацию ранних ишемических и реперфузионных аритмий и эффективно купирует позднюю ишемическую аритмию у собак.
Ключевые слова: сукцинат магния, ишемия, аритмия, окклюзия и реперфузия коронарной артерии.
TO A QUESTION ABOUT THE ANTI-ISCHEMIC ACTIVITY OF SUCCINATE OF MAGNESIUM IN THE EXPERIMENT
S.A.MERKUSHKINA, S.G.KRUPNOV, E.R. YARMINA, D.S. BLINOV,
V.N. GARDENERS
Mordovia State University. NP Ogarev
Abstract: the anti-ischemic action of new domestic substance - succinate of magnesium is studied in the tests on laboratory animals on the basis of the estimation of antiarrhythmic activity It is shown that the connection during the parenteral introduction prevents the generation of early ischemic and reperfusion arrhythmias and effectively it dilutes late ischemic arrhythmia in dogs.
Key words: succinate of magnesium, ischemia, arrhythmia, occlusion and reperfusion of coronary artery.
Проблема совершенствования фармакотерапии ишемических поражений миокарда и, в том числе, нарушений сердечного ритма ишемического происхождения, до настоящего времени не потеряла своей актуальности [1]. К новым лекарственным средствам, обладающим антиишемической и антиаритмической активностью, предъявляется ряд требований, включающих большую широту терапевтического действия, отсутствие отрицательного влияния на гемодинамику и др. [2]. В связи с этим одним из направлений поиска антиаритмиков является синтез новых веществ на основе кибернетических моделей прогнозирования эффекта, в том числе и за счет модификации структуры классических лекарственных средств [3,4].
Настоящая работа посвящена изучению антиишемической активности магниевой соли с замещенной анионной группировкой, о которой судили по антиаритмическому действию на моделях подострых и транзиторных ишемических нарушений ритма сердечной деятельности у лабораторных животных.
Материалы и методы исследования. Опыты проводили на беспородных кошках массой 1,8-4,5 кг и собаках массой 7-15 кг обоего пола, наркотизированных тиопентал-натрием (50 мг/кг внутрибрюшинно). Ранние окклюзионный и реперфузионные аритмии воспроизводили в условиях искусственной легочной вен-
тиляции (РО-2, Россия) по методу Manning et al. (1986) [7]. Продолжительность ишемии составляла 30 минут, реперфузии - 15 минут. Регистрацию ЭКГ проводили во II стандартном отведении с помощью электрокардиографа ЭК6Т-02 (Россия), визуальное наблюдение вели по монитору осциллоскопа ОСИ-01 (Россия). Изучаемые вещества вводили внутривенно в течение 2 минут за 5-10 минут до окклюзии коронарной артерии в 0,9% растворе хлорида натрия, объемом не более 5 мл. Контрольной группе животных инъецировали 5 мл 0,9% раствора хлорида натрия.
Поздние ишемические аритмии моделировались путем перевязки коронарной артерии у находящихся на управляемом дыхании собак [6]. Через 24-36 часов у подопытных бодрствующих животных развивалась стойкая желудочковая аритмия III-V градации по Lown. С целью ее устранения в бедренную вену под контролем ЭКГ болюсом вводили растворы исследуемых веществ в изотоксических дозах. Об эффективности судили по исчезновению аритмии либо снижению эктопической активности. Длительность действия оценивали по продолжительности полного или частичного противоаритмического эффекта.
В работе использовали оригинальное вещество магния сукцинат (субстанция, ОАО «ВНЦ БАВ», Россия). В качестве препарата сравнения использовали официнальный раствор лидокаина
гидрохлорида ("¡СЫ Полифарм", Россия - ампулы по 2 мл 2% раствора). Вводимые дозы магния сукцината и препарата сравнения были пропорциональны 5% от показателя острой токсичности ЬЭзо, установленного в опытах на мышах при внутрибрю-шинном введении, с учетом правил межвидового биологического переноса доз.
Статистическую обработку полученных результатов проводили методом хи-квадрат и 1-критерия Стьюдента для независимых выборок [5].
Результаты и их обсуждение. На первом этапе нашего исследования изучена антиаритмическая активность магния сукци-ната в условиях транзиторного - ишемического и реперфузион-ного - аритмогенеза у кошек (табл. 1).
Таблица 1
Антиаритмическая активность магния сукцината на модели ишемических и реперфузионных аритмий у кошек
.№ п/п Условия опыта Число животных в опыте Число животных с НРС после ОКА Число животных с НРС после РКА
ЖА ФЖ
1. Контроль 27 21 22 12
2. Лидокаин, 10 мг/кг 6 5 0* 0*
3. Магния сукцинат, 50 мг/кг 6 2* 0* 0*
Примечание: * - различия при сравнении с контролем достоверны при р<0,05 (хи-квадрат)
Контрольная серия экспериментов проведена на 27 животных. Через 18±3 минуту после перевязки коронарной артерии у 85% животных зарегистрирована желудочковая аритмия, частота которой в среднем составила 103±34 эктопических комплексов в минуту, при общей частоте сердечной деятельности 177±14 в минуту. Аритмия в большинстве случаев сохранялась на протяжении всего последующего наблюдения. В 5 случаев (23%) через 18±2 минут возникала летальная фибрилляция желудочков. Восстановление коронарного кровотока (через 30 минут после окклюзии) сопровождалось во всех случаях нарушением ритма сердечной деятельности. У 12 животных (57%) возникала фибрилляция желудочков, в остальных же случаях регистрировалась желудочковая тахикардия. Реперфузионные нарушения ритма сердца, в том числе и фибрилляция желудочков, возникали через 3±1 секунды после восстановления проходимости коронарной артерии и продолжались в среднем 116±24 секунд, спонтанно переходя в синусовый ритм.
Лидокаин изучен в дозе 10 мг/кг (п=6). При этом ранние ишемические аритмии возникли у 5 животных (78%) в среднем через 19±6 минут после постановки опыта, а у 1 (14%) животного - развилась фибрилляция желудочков. Несмотря на то, что в представленной дозе лидокаин не показал достоверного противо-аритмического эффекта, эктопическая активность на фоне его введения заметно снижалась (57±8) по сравнению с контрольной группой (р<0,05). После восстановления коронарного кровотока лидокаина гидрохлорид, введенный в дозе 10,0 мг/кг (п=6) предупреждал развитие реперфузионных аритмий у всех животных.
На фоне инъекции 50 мг/кг магния сукцината у 33% из подопытных кошек возникли НРС после лигирования коронарной артерии (р<0,05). На фоне реперфузионного аритмогенеза вещество эффективно предотвращало генерацию нарушений ритма, при этом нами отмечен полный противофибрилляторный эффект.
На втором этапе исследования в опытах на собаках изучена купирующая способность и продолжительность противоаритми-ческого действия магния сукцината (табл. 2).
После введения 10 мг/кг лидокаина гидрохлорида (п=6) внутривенно мы отмечали, что у 2 животных (33%) развивался полный противоаритмический эффект, причем, буквально «на конце иглы». В остальных случаях также в процессе введения
значительно снижалась частота эктопической активности, составлявшая на 2 сутки после перевязки коронарной артерии в среднем 176±24 в минуту. Продолжительность полной антиарит-мической активности составила не более 6 минут, частичное подавление эктопической импульсации продолжалось несколько дольше и максимально составляло 17 минут.
Таблица 2
Антиаритмическая активность магния сукцината в позднюю стадию экспериментального инфаркта миокарда у собак
№ п/п Препарат и его доза n Характер ритма до введения препарата Время наступления ААЭ мин, M±m ААЭ
ЧСС M±m ЧЭС M±m Полный n (%) Частичный n (%)
1. Контроль (физ. раствор) 6 207±16 169±35 0 (0) 0 (0)
2. Лидокаин 10 мг/кг 6 218±12 176±24 1 2(33)* 4 (67)*
3. Магния сукцинат 50 мг/кг 6 198±7 165±18 1 3(50)* 3 (50)*
Примечания: ЧСС - частота сердечных сокращений (ударов в минуту), ЧЭС - частота эктопических сокращений (ударов в минуту), ААЭ - противоаритмический эффект, n - число животных в серии; * - различия при сравнении с контролем достоверны при р<0,05 (хи-квадрат)
При внутривенном введении магния сукцината (50 мг/кг) полное прекращение аритмии и восстановление синусового ритма мы наблюдали сразу после введения у 3 животных (50%), которое продолжалось в течение от 25 и до 34 минут соответственно. Частичное подавление эктопической активности зарегистрировано нами у 3 собак (50%), причем, частота эктопических сокращений снижалась с 148±31 в минуту до введения до 39±18 после инъекции магния сукцината. Средняя продолжительность частичной анти-аритмической активности составляла 88±21 минуту.
Заключение. Таким образом, янтарнокислая соль магния при внутривенном введении животным в изотоксической дозе предотвращает формирование транзиторных ишемических и реперфузионных нарушений ритма сердца. Продолжительность купирующего антиаритмического действия вещества при однократном введении составляет от 25 до 88 минут.
Литература
1. Ардашев, В.Н. Лечение нарушений сердечного ритма и проводимости / В.Н. Ардашев, В.Н. Стеклов.- М.: «Медпракти-ка», 2000.- 165 с.
2. Каверина, Н.В. Антиаритмические средства: итоги и перспективы / Каверина Н.В. // Эксп. и клинич. фармакол.- 1994.-№6.- С. 12-15.
3. Антиишемическая активность нового отечественного антиоксиданта - производного 3-гидроксипиридина этоксидола / Д.С. Блинов [и др.] // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины.- 2011.- №11.- Т. 152.- С. 514-518.
4. Эффективность этоксидола в коррекции сердечнососудистых нарушений, обусловленных церебральной ишемией в эксперименте / Д.С. Блинов [и др.] // Экспериментальная и клиническая фармакология.- 2011.- Т. 74.- №7.- С. 23-25.
5. Закс, Л. Статистическое оценивание / Л. Закс.- М. Статистика, 1978.- 598 с.
6. Harris, A.S. Delayed development of ventricullar ectopic rhythm following experimental coronary occlusion / A.S. Harris // Circulation Res.- 1950.- Vol.1.- N6.- P. 1318-1328.
7. Manning, G.A.S. Reperfusion induced ventricular fibrillation. Modification by pharmacological agents / G.A.S. Manning, R. Grome, K. Istcol // Adv. Myocardiol.- Vol. 6.- New York, London, 1985.-P. 515-522.
УДК 314.13:314.42
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ НЕКОТОРЫХ МОДИФИЦИРУЕМЫХ ФАКТОРОВ РИСКА СРЕДИ ПАЦИЕНТОВ ПОЛИКЛИНИКИ И
СТАЦИОНАРА (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)
Е.А.КОЧЕТОВСКАЯ, Д.С.БЛИНОВ, О.А.СМИРНОВА, А.В.МАЙОРОВ, М.А.МИРОНОВ, А.В.НОВИКОВ, Л.Ю.ЯГОДИНА
ФГБОУВПО Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, ул. Большевистская, 68, г. Саранск, Республика Мордовия
Аннотация: в работе на основе проведенного медико-социологического исследования показана распространенность модифицируе-