Научная статья на тему 'К вопросу об антифеодальной и антиколониальной борьбе жителей Табасарана в 20 50-х годах xix века'

К вопросу об антифеодальной и антиколониальной борьбе жителей Табасарана в 20 50-х годах xix века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
471
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАБАСАРАН / БОРЬБА / ЦАРСКАЯ РОССИЯ / МАЙСУМ / КАДИЙ / МЮРИДИЗМ / ИМАМ ШАМИЛЬ / CADI (GADI) / TABASARAN / STRUGGLE / FIGHT / TSARIST RUSSIA / MAISUM / MURIDISM / IMAM SHAMIL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Магомедова Э. М.

В статье рассматривается сложный период истории Табасарана 1820-50-е гг., когда во многих селениях периодически вспыхивали восстания против местных властей и царской администрации. Главной причиной конфликтов послужил жестокий гнет русского царизма. В подавлении мятежей царским войскам большое содействие оказали местные владетели. Среди восставших были представители разных классов и сословий, но основную силу составляли трудящиеся. Сильное влияние на табасаранцев оказывал Шамиль. Царское правительство предпринимало все меры к тому, чтобы прервать связь Табасарана и Кайтага с Шамилем, и в результате он был окружен и взят в плен. В статье использован широкий круг исторических источников, что позволяет более объективно и глубоко проанализировать конкретный исторический этап истории Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTIFEUDAL AND ANTICOLONIAL FIGHT OF TABASARANS IN THE 20 50th YEARS OF XIX CENTURY

The paper deals with anticolonial and antifeudal fight of the Tabasarans in the 20-50th years of the nineteenth century. One of the greatest revolts against local authorities and tsar's administration broke out in Tabasaran. The paper gives a detailed account of Khadji-Murad's campaign to Tabasaran and its consequences. The struggle of the Tabasaran people didn't stop but became more violent. The main reason for the uprising in Tabasaran in 1837 was the brutal oppression by the Russian tsarism which lasted until 1839. This uprising was suppressed with the assistance from the local rulers. The tsarist government took steps to ensure breaking contact between Tabasaran Kaitag and Shamil who was eventually captured and killed. The paper is based on a wide range of historical sources which allows a more objective and deep analysis of a significant stage in the history of Daghestan.

Текст научной работы на тему «К вопросу об антифеодальной и антиколониальной борьбе жителей Табасарана в 20 50-х годах xix века»

♦-----------------

УДК 94(5)"17/19"

--------------♦

Э.М. Магомедова

К ВОПРОСУ ОБ АНТИФЕОДАЛЬНОЙ И АНТИКОЛОНИАЛЬНОЙ БОРЬБЕ ЖИТЕЛЕЙ ТАБАСАРАНА в 20 - 50-х годах XIX века

В статье рассматривается сложный период истории Табасарана - 1820-50-е гг., когда во многих селениях периодически вспыхивали восстания против местных властей и царской администрации. Главной причиной конфликтов послужил жестокий гнет русского царизма. В подавлении мятежей царским войскам большое содействие оказали местные владетели. Среди восставших были представители разных классов и сословий, но основную силу составляли трудящиеся. Сильное влияние на табасаранцев оказывал Шамиль. Царское правительство предпринимало все меры к тому чтобы прервать связь Табасарана и Кайтага с Шамилем, и в результате он был окружен и взят в плен.

В статье использован широкий круг исторических источников, что позволяет более объективно и глубоко про -анализировать конкретный исторический этап истории Дагестана.

Ключевые слова: Табасаран, борьба, царская Россия, майсум, кадий, мюридизм, имам Шамиль.

E.M. Magomedova

ANTIFEUDAL AND ANTICOLONIAL FIGHT OF TABASARANS in the 20 - 50th years of XIX century

The paper deals with anticolonial and antifeudal fight of the Tabasarans in the 20-50th years of the nineteenth century. One of the greatest revolts against local authorities and tsar's administration broke out in Tabasaran. The paper gives a detailed account of Khadji-Murad's campaign to Tabasaran and its consequences. The struggle of the Tabasaran people didn't stop but became more violent.

The main reason for the uprising in Tabasaran in 1837 was the brutal oppression by the Russian tsarism which lasted until 1839. This uprising was suppressed with the assistance from the local rulers.

The tsarist government took steps to ensure breaking contact between Tabasaran Kaitag and Shamil who was eventually captured and killed.

The paper is based on a wide range of historical sources which allows a more objective and deep analysis of a signficant stage in the history of Daghestan.

Key words: Tabasaran, struggle, fight, tsarist Russia, maisum, cadi (gadi), muridism, imam Shamil.

С присоединением Табасарана к России царизм делал все возможное для укрепления позиций майсу-ма, кадия и беков и привлечения их на свою сторону: им были назначены пожизненные пенсии, ежегодные жалования, присвоены чины и т.д. Последние, пользуясь покровительством царя, усиливали гнет над крес -тьянами, на которых тяжелым бременем легли различные повинности. Кроме того, колониальная политика царизма на Кавказе приобрела жестокие формы.

Результатом такого положения стало обострение классовых противоречий и усиление антифеодальной и антиколониальной борьбы. Крестьяне отказывались от уплаты податей и исполнения повинностей, открыто выступали против беков и колониальной политики царизма В противостоянии объединялись крестьяне из разных аулов. Часто такие волнения заканчивались убийством бека и представителей царской власти.

В 1811 г жители раятских селений объединились и прогнали беков, назначенных генерал -майором Лиса-невичем управлять местным населением [1, с. 636]. По словам В. Потто, «волнения 1819 года частью даже и стояли в зависимости от вражды членов династии май-сумов с представителями фамилии кадиев» [15, с. 231]. В Северном Табасаране восставшие убили кадия. Борьба против местных беков становилась частью антиколониального противостояния, проходящего под флагом

мюридизма [17, с. 64]. Идеи мюридизма в Дагестан про -никли из Ширвана. Первым проповедником мюридизма в Дагестане был мулла Магомед Яраглинский. К нему присоединились несколько табасаранских и кайтагских беков, впоследствии поднявших восстание в Табасаране [3, с. 820]. Широкие масштабы мюридистское движение приобрело в конце 20 - начале 30-х гг. XIX в.

В 1830 г. жители табасаранского сел. Джахтиль прогнали чиновника, посланного к ним для переписи, затем решили раправиться с Касим-беком, который обращался с жителями «худо и дерзко», но бек спасся бегством в горный Табасаран, где скрывался от преследования жителей. Раяты не допустили на свою территорию Касим-бека и представителей царской власти и отдали селение в управление другому беку [16, с. 214]. В 1831 г. полковник Миклашевский и табасаранский владетель Ибрагим до основания разрушили сел. Ча-лек и сожгли крестьянские хлеба [2, с. 534].

В 30-х гг. XIX в. в Табасаране развернулось мощное антиколониальное движение, возглавлявшееся в основном представителями правящих классов. Одним из главных руководителей восстаний был Гази-Магомед. В письме жителей Табасарана и Кайтага к Гази-Магоме-ду говорится: «Мы приняли учение тариката, святой шариат свято исполняем, признаем нашим мюридом муллу Магомеда. Зато, бог нам поможет, не устояли

против нас ни русские солдаты, ни мусульманские всад -ники, на горе Кургул, где был разбит шах Надир, мы раз -били гяуров, мюрид благословил тебя на газават в Таба-саран, Кайтаг, Терекеме и все тамошние дагестанские народы ждут тебя, иди же с нами на газават» [10. Д. 1209. Л. 7]. Владетели Табасарана и Кайтага тайно поддерживали Гази-Магомеда и готовы были присоединиться к газавату В официальном документе говорится, что «искры мятежа, раздуваемые Гази-Муллой, вспыхнули пламенем и в вольном Табасаране» [8, с. 215].

В июле 1 831 г. жители Кайтага и Табасарана откры -то восстали и получили от имама знамя с надписью: « Кто под ним пойдет, тому ни пуля, ни ядро вредить не будут». Кази-Муллапризвал восставших напасть на Дер -бент и на его стенах водрузить знамя. Из-за волнений прекратилось сухопутное сообщение Дербента с Бур -ною [11, с. 97].

Восстание в Табасаране представляло серьезную угрозу Поэтому царские власти вынуждены были при -нять все меры, направленные на подавление мятежа. Прибывший из Тифлиса в Дагестан генерал-адъютант Панкратьев обратился к жителям Табасарана и Кайта-га с требованием покориться. Но восставшие жители продолжали упорствовать. Тогда командование царских войск направило в Табасаран две экспедиции: одну -для наказания жителей Табасарана, а другую - для подавления восстания в нагорном Табасаране. Через Гиляр царские войска прибыли в Карчаг, а затем со -вместно с ополчением Ибрагим-бека атаковали сел. Сиртич. Восставшие потерпели поражение. Количество убитых и раненых горцев составило 200 человек [2, № 407, с. 533]. Затем царские войска и отряд Ибра-гим-бека Карчагского двинулись в нагорный Табасаран. Во главе карательной экспедиции, которая продолжалась 15 дней, был полковник Миклашевский, который «промчался грозой по Табасарану». Он сжег 9 селе -ний, заставил старшин присягнуть Российской империи. Табасараны называли его «караполковником», т.е. чер -ным полковником. Сел. Чалек, главный центр восставших, было разрушено до основания. 25 июля 18 31 г. отряд Миклашевского направился к месту Гарбе-Курак, чтобы возвратиться к сел. Карчаг через аулы Юхари-Ярак, Межгюль, Заза, Зизик. У высоты Каркул состоялось сражение между восставшими горцами и войсками Миклашевского. Мятежники упорно защищались, но были вынуждены отступить в «неприступные места Су -агского магала, увлекая за собой имущество свое и семейства» [2, с. 534]. Горцы потеряли до 150 человек.

Несмотря на жестокие меры царских войск, борьба табасаран не прекратилась, а, наоборот, приняла еще более ожесточенный характер. Царское командование вынуждено было бросить против восставших жителей значительные силы. После блокады 1831 г. Дербент стал центром военных действий против Кази-муллы. Панкратьев, прибыв туда 30 сентября, сосредоточил отряд в составе 35 00 человек пехоты, 3000 человек конницы и 20 орудий у города [11, с. 98]. В начале октября 1831 г. царские войска двинулись на Табасаран тремя колон -нами. Первая колонна под командованием полковни-ка Дадиани, состоящая из 6 рот Эриванского полка, 4 горных единорогов (орудий), третьего конно-мусуль -манского полка, двинулась к сел. Хучни. Вторая колон -

на под командованием полковника Миклашевского, состоящая из двух батальонов 42-го Егерского полка и одного батальона Кюринского пехотного полка, с двумя орудиями и двумя горными единорогами, с первым и вторым мусульманскими полками направилась на сел. Дювек - одно из самых укрепленных мест Табасарана, где русские войска еще никогда не бывали. Третья колонна двинулась к Маджалису, чтобы «препятствовать каракайтагцам и башлинцам подать руку помощи вольным табасаранцам» [2, № 412, с. 536].

После ожесточенных сражений русские овладели сел. Дювек и разрушили его до основания. В рапорте генерала- адъютанта Панкратьева гр. Чернышеву от 10 октября 1831 г. говорилось: «Сие успешное наказание, произведенное мятежникам Табасарана, будет иметь самое лучшее влияние на весь Дагестан» [2, № 412, с. 537]. Во избежание подобной ситуации многие общества просили о покровительстве русского государства. После долгой перестрелки сел. Хучни было взято царскими войсками. «Полковник кн. Дадиани, проходя по лесистым горам вьючными дорогами, сражаясь беспрестанно с мятежниками, предал пламени более 12 селений, из коих всех значительнее селения Хучни и Хемеди, пребывание изменника и сподвижника Кази-муллы Абду-Рузах-кадия» [12, с. 254 - 255].

В 1834 г. раяты Даралинского магала восстали против Карчакского бека. Местная царская администрация в категорической форме приказала жителям «исполнить требования беков и нести следуемые повинности». Жестокий гнет русского царизма послужил главной причиной восстания в Табасаране в 1 837 г., которое продолжалось вплоть до 1839 г.

В борьбе против народных массбольшоесодействие царским войскам оказывали местные владетели. «В водворении спокойствия между кайтагцами и табаса-ранами, - сказано в рапорте князя Аргутинского генералу Головину от 5 июля 1842 г., - мне много помогли: майор Ибрагим-бек Карчагский и капитан Джамов-бек Кайтагский» [3, № 351, с. 395].

Антиколониальная борьба в Табасаране обострялась под влиянием борьбы остальных дагестанских горцев. В 40-х гг. XIX в. Шамиль одерживает ряд побед над царскими войсками. Правда, царские власти предпринимали меры, чтобы волнения в Аварии «не прони -кали в сопредельные общества, в том числе и в Табасаран» [3, № 351, с. 343]. Однако успехи Шамиля не могли не оказать влияния на ситуацию в Табасаране. Так, в 1842 г. Табасаран наряду с другими обществами «готов был предаться возмутителю» (Шамилю. - Э.М.)[3, № 351, с. 400]. «Восстание, начавшееся в Гумбете и Анди, -отмечал генерал Грабе, - распространяясь в Аварии, Андалале и других обществах, разлилось в Казикумух-ском и Кюринском ханствах, Акуша, Каракайтаг, Табасаран и вольные Самурские общества находятся в сильном волнении» [7, с. 122]. Наряду с другими владениями Табасаран примкнул к Шамилю [21. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2459. Л. 68 - 69]. В марте 1843 г. Шамиль запланировал наступление в Табасаран, Казикумух, Кайтаг [9, с. 368].

В 1843 г. в Табасаране снова вспыхнуло восстание, о котором в официальном документе от 25 ноября 1843 г. говорится, что «Табасаран волнуется» [3, с. 789]. Поводом к мятежу стало письмо, полученное жителями Вер-

хнего Табасарана от Шамиля [2, с. 813]. «Возмутительные письма Шамиля, подстрекавшие табасаранцев к неприязненным против нас действиям, развозимы были, как доносит ген. М. Иванов, терекеменским мул -лою Гашидом, который вначале был пойман привер -женными к нам табасаранами, освобожденный потом возмутившимися жителями сел. Гимейды, он вновь был схвачен и доставлен в Дербент... где производится над ним следствие» [9, с. 4 30]. В ответ на это табасараны решили занять сел. Рукель и тем самым перекрыть сообщение Дербента с Кубой [3, с. 797; 9, с. 430].

Территория, населенная табасаранами, не входила в состав имамата. Имамы совершали военные походы на Табасаран, однако укрепиться на сколько-нибудь продолжительное время они не сумели [20, с. 93]. В феврале 1844 г. Шамиль отправил в Табасаран наибов, приказав Кабит-Магоме «собрать по мере возможнос -ти сильную партию и двинуться вместе с Сокуром в Табасаран» [3, с. 811]. В своем письме к Магомед-Кадию Акушинскому Шамиль требовал выступить против цар -ских войск: «Я отправил с Кахикумухским Магомед-эфен-дием войско в Кайтаг и Табасаран для восстановления исламизма и тебе повелеваю послать туда без всякого отлагательства с сыном своим Абубекиром около 100 человек, дав ему необходимые наставления» [9, с. 453].

В марте 1844 г. царские войска, подавив волнения в Терекеме и Кайтаге, вторглись в Табасаран. Число гор -цев, собравшихся у сел. Дювек, достигло 7 тыс., но в сражении участвовали не более 5 тыс. человек [3, с. 820]. Более подробно о восстании табасаранцев и кайтаг -цев говорится в рапорте генерала М. Аргутинского-Дол -горукова генералу-адъютанту Нейгардту от 6 марта 1 844 г.: «4 числа сего месяца войска Самурского отряда в час пополудни разбили кайтагцев и собравшихся в большом числе вольных табасаранцев пред Дювеком и вслед за тем взяли штурмом сию последнюю деревню, которую я по многим причинам обязан был наказать и потому, предав деревню пламени, отступил того же числа вуроч. Баши-Даш... Я уверен, что истребление Дюве-ка будет иметь благодетельное влияние на дела этого края» [9, с. 454].

Позже Шамиль неоднократно пытался связаться с соседними областями и тем самым расширить борьбу пространственно. Шамиль снарядил отряд Омара Го -цатлинского и поручил поднять против царских войск Кайтаг. Осуществить эту задачу Шамиль предложил Хад -жи-Мураду. «Поднять Кайтаг и Табасаран было слишком соблазнительным. Ведь с отторжением Кайтага отлегалась от нас значительная часть наших владений на юго-востоке прикаспийского края» [14, с. 160]. В 1852 г. по приказу Шамиля Хаджи-Мурад во главе 500 воинов конницы был отправлен в Табасаран. В своих воспоми -наниях о походе в Табасаран Хаджи-Мурад писал: «Вступив в Табасаран, большая часть жителей не оказала мне сопротивления, но некоторые беки с привержен -цами своими укрепились в селении Хочны и не хотели сдаваться. Чтобы вытеснить их оттуда, я подошел к Хоч-нам и принудил их бежать, преследуя до самого почти Дербента. На всем этом протяжении жители снабжали провиантом как тех, которых привел я с собой, так и присоединившихся в большом числе к моей партии табасаранцев и кайтагцев. Возвратясь из преследования

снова в Табасаран, я остановился в Хочнах, куда вскоре пришел с войсками и кн. Аргутинский. В продолжении трехдневного боя я держался там, но принужден был, наконец, оставить Хочни и скрыться в лес, забрав с собою и раненных своих; убитых же до 60 чел. оставил в селении. Табасаранцы разбежались от меня, а я потянулся к Чираху» [4, № 476, с. 525 - 530].

Турецкий султан в борьбе с Россией хотел привлечь на свою сторону дагестанских горцев и неоднократно посылал им письма и воззвания. В одном письме говорится, что «Шамиль уже закалился, приобрел опыт в боях, завоевал симпатии людей, а теперь султан при -влечет на его сторону население всего Азербайджана и соседних ханств - Дербентского, Табасарана, Акуши, Кумыкии и др.» [17, с. 68]. В 1853 г Шамиль направил жителям Кайтага и Табасарана письмо следующего содержания: «От главы мусульман Шамиля братским народам Кайтага и Табасарана и их соседям привет. По сведениям, полученным из различных местностей от доверенных лиц, нам стало известно о том, что султаном Махмудом, сыном султана Абдул-Меджида, т.е. турецким султаном обнажена шашка против христиан, что между нами завязалась война со всех сторон, что на всех фронтах с божьей помощью побеждает он (султан) и что нигде христиане не могут удержаться перед его победоносными войсками и они ослабляются. И вы знайте, что раз это так, то и мы решили присоединиться к нему и выступить на войну со счастливыми божьими войсками. Богу легло соеди нить нас с ним. Мы провели у себя повсеместно подготовку к войне и реорганизовали порядки. Если богу угодно, то и вы не будете сидеть спокойно. Если, как вы заверяли нас своими письмами и представителями, вы являетесь последователями ислама и врагами идолопоклонников, составляете часть любящих нас и наших последователей, то теперь настало время для вас начать войну против христиан и принять все дела войны твердо, обнажить шашку против врага. Если же вы не сделаете так, как мы говорим, и не обратите на это внимание, то после того, как вы попадете под нашу власть и как на нашихкрышах будут развеваться наш и флаги, товы вини-тетогда себя, а не нас. Тогда вы будете раскаиваться, но ваши каяния окажутся бесполезными» [10. Ф. 1. Оп. 2. Д. 450 (2308). Л. 4].

Влияние Шамиля на табасаран все более усиливалось. В документе от 4 апреля 1854 г. говорится, что в Табасаране и Кайтаге с 1851 г. Шамиль «имеет весьма много приверженцев и где его агенты неутомимо и с ощутительным успехом действуют в пользу мюридизма. Эти слухи, в особенности в декабре 1853 года, стали подтверждаться частными, почти беспрерывными, сношениями жителей Табасарана и Кайтага с неприязненными нам горцами» [9, с. 637]. Царское правительство принимало все меры к тому чтобы связь Табасарана и Кайтага с Шамилем прервалась. Так, в результате расположения русских войск под командованием подполковника Лазарева в Даргинском округе удалось если не совсем прекратить, то по крайней мере затруднить сообщение Шамиля с Кайтагом и Табасараном. И все же «в Кайтаге, Табасаране и в особенности Урка-рахском магале приверженцы шариата продолжали действовать в пользу распространения мюридизма.

Надлежало положить этому конец оружием, и г. глав -нокомандующий разрешить изволил собрать отряд для действия в Кайтаге и Табасаране» [9, с. 638].

В 1855 г. в Табасаране вспыхнуло новое восстание. Шамиль обещал помочь восставшим. Начальник При -каспийского края Орбелиани поручил Минкевичу «вод -ворить в Табасаране порядок силою слова или оружия» [3, № 342, с. 340], и таким образом «начавшееся волнение, грозившее охватить весь Табасаран и Кайтаг, было подавлено... прежде нежели Шамиль узнал об этом и мог подать обещанную помощь» [3, № 342, с. 340].

Царизм решил покончить с движением Шамиля, для чего была организована наступательная опера-ция с трех сторон, и летом 1 859 г. Шамиль отступил в Гуниб, где был окружен и 27 августа 1859 г. взят в плен [6, с. 1171].

Таким образом, на протяжении нескольких десятков лет табасараны вместе с остальными горцами Дагестана вели антиколониальную борьбу ставшей частью антифеодального противостояния.

1. Акты, собранные Кавказской Археографической Комиссией (АКАК). Т. IV. Тифлис, 1870.

2. АКАК. Т. VIII. Тифлис, 1881.

3. АКАК. Т. IX. Тифлис, 1884. № 351.

4. АКАК. Т. X. Тифлис, 1885.

5. АКАК. Т. XI. Тифлис, 1888. № 342.

6. АКАК. Т. XII. Тифлис, 1904.

7. Гаджиев В .Г. Движение кавказских горцев под руководством Шамиля в исторической литературе // О движении горцев под руководством Шамиля: материалы сессии Дагестанского филиала АН СССР 4-7 октября 1956 года. Махачкала, 1957.

8. Гаджиев В.Г Роль России в истории Дагестана. М., 1965.

9. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа 20 -50-х годов XIX в. Махачкала, 1959.

10. ИИАЭ ДНЦ РАН.

11. Козубский Е.И. История города Дербента. Темир-Хан-Шура, 1906.

12. Материалы по истории Дагестана и Чечни (первая половина XIX в.). Махачкала, 1940.

13. О движении горцев под руководством Шамиля: мате -риалы сессии Дагестанского филиала АН СССР 4-7 октября 1956 года. Махачкала, 1957.

14. Обзор событий на Кавказе в 1857 году: кавказский сборник. Вып. 18.

15. Потто В. Кавказская война. Т. II. Вып. II. Изд. II. СПб., 1888.

16. Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана. Махачкала, 1964.

17. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М., 1963.

18. Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI - XIX вв. М ., 19 58.

19. Фадеев А.В. Россия и восточный кризис 20-х годов XIX в. М., 1958.

20. Хашаев Х.М. Движущие силы мюридизма в Дагестане // О движении горцев под руководством Шамиля: материалы сессии Дагестанского филиала АН СССР 4-7 октября 1956 года. Махачкала, 1957.

21. ЦГИА РГ.

УДК 94(47) В.В. Хасин

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР И ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО В КОНСТРУИРОВАНИИ ИМПЕРСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В РОССИИ начала XX века

В работе дан общий анализ проблемы поиска политическими элитами, различными социальными и культурными группами идеи, способной консолидировать имперское пространство в сложное время начала XX в. Рассматриваются различные аспекты эволюции общенациональной идеологемы, степень ее адаптации в различных стратах российского общества Исследуются проблемы асинхронности восприятия модернистских идей и отмирания традиционных стереотипов в российском социуме, а также степень эффективности диалога власти и населения в разнородном обществе. Большое внимание уделено процессу смешения интеграционных и сегрегационных явлений в определении вектора политического развития Российской империи на рубеже веков.

Ключевые слова: национальная политика, интеграция, русификация, традиционализм, сектантство, конфессиональные отношения.

ММ Мэвт

NATIONAL FACTOR AND TRADITIONAL SOCIETY IN THE CONSTRUCTION OF IMPERIAL IDEOLOGY IN RUSSIA in the beginning of XX century

The paper presents an analysis of the problem of searching by the political elites and the different social and cultural groups, the idea, able to consolidate imperial space in the hard times eary XX century. Different aspects of the evolution of national ideology, the degree of its adaptation in the various strata of Russian society are considered. We study the problem of asynchrony of perception of modernist ideas and the withering away of the traditional stereotypes in Russian society as well as the degree of effectiveness of dialogue between the authorities and the population in a dverse society. Much attention is paid to the mixing process of integration and segregation phenomena in the definition of a vector of political development of the Russian Empire at the turn of the century.

Key words: national policy, integration, russification, traditionalism, sectarianism, religious relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.