Научная статья на тему 'К вопросу об алиментных фондах как способе обеспечения детей: зарубежный опыт'

К вопросу об алиментных фондах как способе обеспечения детей: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
891
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ДЕТИ / РОДИТЕЛИ / АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / АЛИМЕНТНЫЙ ФОНД / НЕУПЛАТА АЛИМЕНТОВ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ / ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА / MINOR CHILDREN / PARENTS / MAINTENANCE OBLIGATIONS / MAINTENANCE FUND / NON-PAYMENT OF MAINTENANCE / PROVISION OF CHILDREN / REIMBURSEMENT OF STATE EXPENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чекулаев Сергей Сергеевич, Гордеев Кирилл Владимирович, Леонов Михаил Романович

В статье поднимается проблема обеспечения несовершеннолетних детей при неисполнении родителями алиментных обязательств в Российской Федерации. В качестве ее решения авторами предлагается создать институт алиментного фонда. В статье анализируется и раскрывается сущность настоящего института на основе опыта Советской России и зарубежных стран: Испании, Швеции, Эстонии и иных государств через следующие аспекты: размеры государственной поддержки несовершеннолетних детей, порядок оказания помощи, а также порядок возмещения затраченных денежных средств государством, источники финансирования фондов. Авторы упоминают о существовании схожего института в Союзе ССР (институт временных пособий на несовершеннолетних детей). В статье сделан вывод о том, что путем создания института алиментного фонда в Российской Федерации является сравнительно-правовой анализ зарубежных институтов, общественное обсуждение, экспертная и законодательная работа на основе изученного опыта. Также анализируется возможность одновременного существования государственных и частных форм алиментных фондов в Российской Федерации. Авторами предлагается принятие ФЗ «Об алиментных фондах в Российской Федерации», который будет олицетворять решение существующей проблемы, выступать основой правового регулирования деятельности данных фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of alimony funds as a way of providing for children: foreign experience

The article raises the issue of the provision of minor children in the event of parents' failure to meet their alimony obligations in the Russian Federation. As its solution, the authors propose to create an institute of alimony fund. The article analyses and reveals the essence of this institution on the basis of the experience of Soviet Russia and foreign countries Spain, Sweden, Estonia and other countries through the following aspects: the size of state support for underage children, the procedure for providing assistance, as well as the procedure for reimbursement of funds spent by the state, the sources of funding funds. The authors mention the existence of a similar institution to the Union of Soviet Socialist Republics (the institution of temporary allowances for underage children). The article concludes that by creating the institute of the alimony fund in the Russian Federation is a comparative legal analysis of foreign institutions, public discussion, expert and legislative work based on the studied experience. The possibility of simultaneous existence of state and private forms of alimony funds in the Russian Federation is also analysed. The authors propose to adopt the Federal Law "On Alimony Funds in the Russian Federation", which will embody the solution of the existing problem and serve as a basis for legal regulation of these funds.

Текст научной работы на тему «К вопросу об алиментных фондах как способе обеспечения детей: зарубежный опыт»

DOI 10.34216/1998-0817-2020-26-1-184-189 УДК 347.6

Чекулаев Сергей Сергеевич

Дальневосточный федеральный университет Гордеев Кирилл Владимирович

Дальневосточный федеральный университет Леонов Михаил Романович

Дальневосточный федеральный университет

К ВОПРОСУ ОБ АЛИМЕНТНЫХ ФОНДАХ КАК СПОСОБЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ:

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

В статье поднимается проблема обеспечения несовершеннолетних детей при неисполнении родителями алиментных обязательств в Российской Федерации. В качестве ее решения авторами предлагается создать институт алиментного фонда. В статье анализируется и раскрывается сущность настоящего института на основе опыта Советской России и зарубежных стран: Испании, Швеции, Эстонии и иных государств - через следующие аспекты: размеры государственной поддержки несовершеннолетних детей, порядок оказания помощи, а также порядок возмещения затраченных денежных средств государством, источники финансирования фондов. Авторы упоминают о существовании схожего института в Союзе ССР (институт временных пособий на несовершеннолетних детей). В статье сделан вывод о том, что путем создания института алиментного фонда в Российской Федерации является сравнительно-правовой анализ зарубежных институтов, общественное обсуждение, экспертная и законодательная работа на основе изученного опыта. Также анализируется возможность одновременного существования государственных и частных форм алиментных фондов в Российской Федерации. Авторами предлагается принятие ФЗ «Об алиментных фондах в Российской Федерации», который будет олицетворять решение существующей проблемы, выступать основой правового регулирования деятельности данных фондов.

Ключевые слова: несовершеннолетние дети, родители, алиментные обязательства, алиментный фонд, неуплата алиментов, обеспечение детей, возмещение затрат государства.

Информация об авторах:

Чекулаев Сергей Сергеевич, ассистент кафедры гражданского права и процесса Юридической школы Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия.

E-mail: chekulaev_ss@dvfu.ru.

Гордеев Кирилл Владимирович, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия.

E-mail: gordeev.kv@students.dvfu.ru.

Леонов Михаил Романович, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия.

E-mail: leonov.mr@students.dvfu.ru.

Дата поступления статьи: 25.12.2019.

Для цитирования: Чекулаев С.С., Гордеев К.В., Леонов М.Р. К вопросу об алиментных фондах как способе обеспечения детей: зарубежный опыт // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 1. С. 184189. DOI 10.34216/1998-0817-2020-26-1-184-189.

Sergey S. Chekulayev

Far Eastern Federal University

Kirill V. Gordeyev

Far Eastern Federal University

Mikhail R. Leonov

Far Eastern Federal University

THE ISSUE OF ALIMONY FUNDS AS A WAY OF PROVIDING FOR CHILDREN:

FOREIGN EXPERIENCE

The article raises the issue of the provision of minor children in the event of parents' failure to meet their alimony obligations in the Russian Federation. As its solution, the authors propose to create an institute of alimony fund. The article analyses and reveals the essence of this institution on the basis of the experience of Soviet Russia and foreign countries -Spain, Sweden, Estonia and other countries - through the following aspects: the size of state support for underage children, the procedure for providing assistance, as well as the procedure for reimbursement of funds spent by the state, the sources of funding funds. The authors mention the existence of a similar institution to the Union of Soviet Socialist Republics (the institution of temporary allowances for underage children). The article concludes that by creating the institute of the alimony fund in the Russian Federation is a comparative legal analysis offoreign institutions, public discussion, expert and legislative work based on the studied experience. The possibility of simultaneous existence of state and private forms of alimony funds in the Russian Federation is also analyzed. The authors propose to adopt the Federal Law «On Alimony Funds in the Russian Federation», which will embody the solution of the existing problem and serve as a basis for legal regulation of these funds.

Keywords: minor children, parents, maintenance obligations, maintenance fund, non-payment of maintenance, provision of children, reimbursement of state expenses.

Information about the authors:

Sergey S. Chekulayev, Assistant of the department of civil law and the process of the School of Law of the Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

E-mail: chekulaev_ss@dvfu.ru.

184

Вестник КГУ 2020

© Чекулаев С.С., Гордеев К.В., Леонов М.Р., 2020

Kirill V. Gordeyev, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. E-mail: gordeev.kv@students.dvfu.ru.

Mikhail R. Leonov, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. E-mail: leonov.mr@students.dvfu.ru. Article received: December 25, 2019.

For citation: Сhekulayev S.S., Gordeyev K.V., Leonov M.R. The issue of alimony funds as a way of providing for children: foreign experience. Vestnik of Kostroma State University, 2020, vol. 26, № 1, pp. 184-189 (In Russ.). DOI 10.34216/19980817-2020-26-1-184-189.

Институт детства наравне с материнством и отцовством находится под защитой Российской Федерации, тем самым являясь важным аспектом социальной политики государства. Это подтверждается и международными обязательствами России. Так, в соответствии с ратифицированной Конвенцией о правах ребенка государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка1.

По результатам Обследования бюджетов домашних хозяйств на протяжении последних лет доля детей в возрасте до 16 лет в структуре бедного населения Российской Федерации увеличилась: если в 2007 году дети составляли пятую часть малоимущего населения (21 %), то в 2017 году их доля достигла 31,4 % [Семьи: 40]. Главной причиной наблюдаемой картины является падение уровня доходов населения, а значит, и доходов родителей. Но есть еще одна причина, которая представляет собой невыполнение родителями алиментных обязательств перед своими несовершеннолетними детьми. Хотя директор Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации и отмечает в последние годы спад количества производств о взыскании алиментов (на 1 января 2016 года -906 тыс., а на 1 января 2018 года - 845 тыс.), но этот уровень продолжает оставаться высоким [Крас-ногородская]. Отчет деятельности ФССП РФ за 2018 год указывает на то, что 56 795 производств не были исполнены по причине розыска должников, чей долг составляет 19 141 129 рублей, а также 396 053 производств были не окончены по иным основаниям, сумма алиментов по которым составляет 57 662 421 рублей2.

В Российской Федерации существуют различные правовые гарантии выполнения родителями алиментных обязательств. Конституция Российской Федерация провозглашает право и обязанность родителей заботиться о детях, Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает определенный процент от доходов, который подлежит уплате детям в виде алиментов. Для злостных неплательщиков установлена гражданско-правовая (ст. 115 СК РФ - неустойка в размере одной десятой процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки), уголовная ответственность (ст. 157 УК РФ - злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно

нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста), административная ответственность (ст. 5.35 КоАП РФ - неуплата средств на содержание детей). Также необходимо отметить, что ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает такие меры в случае неуплаты алиментов, как ограничение на выезд должника из Российской Федерации (ст. 67), ограничение права на управление транспортным средством (ст. 67.1) и иные меры. Как показывает статистика, существующие гарантии и меры ответственности не останавливают нерадивых родителей не выполнять алиментные обязательства.

В 2017 году председатель комитета Государственной думы Российской Федерации Тамара Плетнева предложила воспользоваться зарубежным опытом и ввести институт алиментного фонда, хотя подобные предложения звучали и раньше [Волкова]. Необходимо отметить, что были сделаны конкретные шаги, а именно: в ГД ФС РФ был внесен проект № 489583-6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части усиления гарантий прав ребенка на получение алиментов», авторами которого являются депутаты ГД ФС РФ С.М. Миронов и О.А. Нилов. Данный законопроект предусматривал выплату за счет средств бюджета субъекта РФ средств на содержания несовершеннолетних детей в период розыска родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов. Но, к большому сожалению, закон не был принят. По мнению депутатов, создание в России алиментного фонда будет означать очередной этап реализации положения Конституции РФ о гарантии государства в воспитании детей, защите материнства и детства, семьи, а также повлечет увеличение уверенности прежде всего женщин-матерей, составляющих подавляющее большинство разведённых родителей, в завтрашнем дне и тем самым положительно повлияет на их решение иметь детей [Ржаницына: 256-257].

Прежде чем перейти к зарубежному опыту, необходимо отметить, что подобный институт существовал в СССР. Постановление Совета министров СССР от 25 января 1989 года № 67 «О мерах по улучшению материального положения несовершеннолетних детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов» предусматривало введение временных пособий на несовершеннолетних детей, родители которых, обязанные к уплате алиментов, разыскиваются органами внутренних дел по определению судов для выплаты алиментов3.

Размер пособия представлял собой 50 процентов минимальной заработной платы в месяц на каждого ребенка, при этом с разыскиваемых родителей взыскивалась компенсация государству, и данная компенсация приравнивалась к требованиям по алиментам. Полномочия по выплате пособий были возложены на органы по социальному обеспечению союзных республик.

Анализ зарубежного опыта показывает, что институт алиментного фонда не только существует, но и успешно используется во многих государствах мира. Так, алиментные фонды созданы в Испании, Швеции, Эстонии, Латвии, Израиле, США, Бахрейне и иных странах.

На основании проведенного анализа можно дать следующее определение понятию алиментный фонд: это государственный орган или государственное учреждение, в компетенцию которого входит содержание детей главным образом за счет государственного бюджета, вместо родителей, которые в установленных законом случаях не могут исполнять алиментные обязательства. Необходимо отметить, что в компетенцию такого фонда могут входить и иные полномочия. Так, например, в Великобритании и Израиле фонды осуществляют розыск злостных неплательщиков алиментов и взыскание задолженности по алиментным обязательствам [Маркова: 24-28].

Рассмотрим опыт зарубежных стран подробнее. В Швеции полномочия алиментного фонда осуществляет Агентство социального страхования (Рбгеакп^каББап). Если у родителей отсутствуют средства для исполнения алиментных обязательств, а также в том случае, если родители не смогли достигнуть соглашение по алиментам, в этом случае государство обеспечивает содержание детей вместо родителя. Деятельность Агентства регулируется главой 18-19 Кодекса социального страхования Швеции4. Так, в соответствии с Кодеком правом на получение содержания от государства обладает:

- ребенок до 18 лет в случае, если родители не живут вместе и родитель, который обязан выплачивать алименты, проживает на территории Швеции;

- ребенок старше 18 лет в случае, если он не вступил в брак и проводит исследование, которое дает ему право на получение расширенного пособия на ребенка или пособия на учебу в соответствии с законодательством Швеции, при этом исследование должно быть продолжительностью более 8 недель.

Содержание от государства будет предоставлено только в том случае, если родитель не выплачивает алименты или не может гарантировать иным образом обеспечение содержания ребенку. Кодекс устанавливает, что родитель обязан возместить средства, которые были направлены на содержание его ребенка из государственного бюджета.

Кодекс социального страхования устанавливает размеры содержания, предоставляемого государством:

- 1 573 шведских крон в месяц, включая месяц, в котором ребенок достиг 11 лет (10 571 рублей);

- 1 723 шведских крон в месяц, начиная с месяца, в котором ребенок достиг 11 лет, до месяца, в котором ребенок достиг 15 лет (11 579 рублей);

- 2 073 шведских крон в месяц с месяца после 15-летия ребенка (13 932 рублей).

Необходимо отметить, что вышеперечисленные суммы выплачиваются по общему правилу. Также следует отметить, что в соответствии с Кодеком (глава 18, раздел 9, параграф 9) если родитель на протяжении 6 месяцев стабильно возмещает затраты, потраченные агентством на содержание его ребенка, то поддержка ребенка государством прекращается. Финансирование алиментной поддержки в Швеции осуществляется за счет средств из государственного бюджета, а также за счет специальных взносов муниципалитетов и частных лиц.

Можно привести данные статистики5. С 2010 года в Швеции наблюдается уверенное падение количества оказываемой государством алиментной поддержки. Так, если в 2010 году было зафиксировано 241 402 случая выплат содержания, то в 2018 году - уже 191 993 случая, что свидетельствует о падении количества детей, находящихся без обеспечения.

- В 2007 году в Испании Королевским указом № 1618/2007 был создан Фонд гарантий выплаты алиментов (Fondo de Garantía del Pago de Alimentos)6. Управление фондом осуществляется через Министерство экономики и финансов Испании. В соответствии с Указом фонд предназначен для того, чтобы гарантировать несовершеннолетним детям оплату алиментного обязательства, установленного в утвержденном в судебном порядке соглашении или в судебном решении. Финансирование фонда осуществляется за счет государственного бюджета, затраты из которого возмещаются родителем, который обязан исполнять алиментное обязательство, но не исполняет его. В соответствии с Указом правом на содержание от государства обладают:

- испанские несовершеннолетние граждане;

- несовершеннолетние граждане государств-членов Европейского союза, обладающими правом на получения алиментов, проживающие на законных основаниях в Испании на протяжении 5 лет (из которых 2 года - до даты подачи заявления на алиментную поддержку от государства), а также являющиеся членом семьи, чьи ресурсы и доходы не превышают суммы, получаемой на основании расчетов, которые осуществляются в порядке, установленном законодательством Испании.

Сумма выплат составляет 100 евро в месяц (7 075 рублей). При этом особенностью Испании является то, что временной границей оказания по-

186

Вестник КГУ ^№ 1, 2020

мощи не является возраст достижения совершеннолетия. Максимальный срок помощи составляет всего восемнадцать месяцев.

В Эстонии в 2017 году были внесены поправки в закон «О семейных пособиях», которые устанавливают создание института алиментного фонда, а именно, вводится новый вид семейных пособий -«пособие на техническое обслуживание»7. Целью вышеуказанного пособия является обеспечение содержания ребенка, если обязанное лицо не выполняет алиментное обязательство во время судебного разбирательства или исполнительного производства. Закон устанавливает, что полномочиями по выплате пособий обладает Совет по социальному страхованию Эстонии, при этом пособия выплачиваются из государственного бюджета через Министерство социальных дел Эстонии.

Закон устанавливает право на получение данного пособия для следующих категорий:

- ребенок до 18 лет, родитель которого не выполняет алиментные обязательства;

- ребенок старше 18 лет, который получает основное, среднее или высшее образование или поступает в профессиональное образование, но не старше 21 года, и чьи родители не выполняют алиментные обязательства.

Особенностью эстонского института является выделение двух групп таких пособий: пособие на содержание во время судебного разбирательства и пособие на содержание во время исполнительного производства. Первое выплачивается, если должник не выполняет обязательство по содержанию в объеме, предусмотренном частью 1 статьи 101 Закона о семье Эстонии (ежемесячные алименты на одного ребенка не могут быть менее половины минимальной месячной ставки оплаты труда, установленной Правительством). Размер такого пособия на содержание одного ребенка в ходе судебного разбирательства составляет 100 евро за календарный месяц (7 075 рублей), при этом пособие выплачивается в течение 150 дней с даты принятия решения по предложению об оплате или решения об обеспечении иска.

Пособие на содержание во время исполнительного производства выплачивается на основании решения суда об уплате алиментов или решения административного органа, признанного равным решению суда. Размер такого пособия составляет до 100 евро за календарный месяц (7 075 рублей) и выплачивается исходя из суммы алиментов, выплачиваемой должником. При этом оно предоставляется, если прошло четыре месяца с момента открытия исполнительного производства и после этого возникла задолженность по алиментному обязательству.

Еще одной отличительной чертой Эстонии является наличие сложных процедур. Если в Швеции необходимо просто заявить о несостоятельно-

сти в Агентство, то в Эстонии все осуществляется в судебных процессах, с обязательными уведомлениями и прочим. Необходимо отметить, что для реализации Советом своих полномочий в государственном бюджете Эстонии предусмотрены в 2017 году дополнительные 7 200 000 евро (509 467 606 рублей)8.

Можно отметить общие черты вышеуказанных моделей алиментных фондов. Во-первых, их объединяет то, что это государственные структуры (органы или учреждения). Во-вторых, фонды финансируются из государственного бюджета, реже используются иные источники финансирования. В-третьих, деятельность фондов направлена на удовлетворение интересов несовершеннолетних детей.

Зарубежный опыт показывает нам, что институт алиментных фондов является эффективным средством для обеспечения интересов несовершеннолетних и предотвращения детской бедности, что является несомненным достоинством данного института. Конечно, в этом видится необходимость создания подобного фонда в Российской Федерации. Но не стоит забывать о трудностях, которые могут возникнуть в процессе создания и деятельности данного института.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы семьи, материнства и детства находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Могут возникнуть трудности, в какой плоскости необходимо организовывать настоящий фонд: в плоскости федерации (фонд и его филиалы в субъектах) или в плоскости субъектов. Отсюда возникает вопрос о финансировании. Так, если создать алиментные фонды в каждом субъекте, то финансовая нагрузка ложиться целиком на «хрупкие плечи» субъектов Федерации, бюджеты, многих из которых являются дефицитными и дотационными. Если предусмотреть создание федерального алиментного фонда, то потребуется колоссальные денежные средства, но уже из федерального бюджета.

На наш взгляд, следует воспользоваться шведской моделью, которая предполагает наделение исследуемыми полномочиями специального фонда, которым в Российской Федерации является Федеральный фонд социального страхования. К его сфере деятельности относятся выплата пособия по уходу за ребенком, пособия при рождении ребенка и иных видов выплат. Зачем создавать что-то новое, когда есть работающий механизм. Настоящее решение вызовет определенные трудности, так как придется перестраивать систему финансирования фонда и изменять его правовую сущность, в том числе придется принимать новый ФЗ «Об обязательном социальном страховании», так как действующий ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессио-

нальных заболеваний» ориентирован на гарантии работников от несчастных случаев и заболеваний. Но данное решение не единственное.

Также необходимо задуматься о создании негосударственных алиментных фондов. Так, в Российской Федерации существует система обязательного и добровольного медицинского страхования. Можно воспользоваться аналогией и создать систему государственных и негосударственных алиментных фондов, различие между которыми могло бы состоять в следующем. Деятельность государственных фондов должна быть связана с гарантированными выплатами от государства в случаях, установленных законом. Деятельность негосударственных фондов может представлять собой страхование на случай, если плательщик алиментов не сможет выполнять свои обязательства перед своим несовершеннолетним ребенком. Первая модель характеризуется презумпцией «плательщика», в связи с чем государство будет требовать возвращения средств, после того как они были затрачены на пособие несовершеннолетнему ребенку. Вторая модель предполагает презумпцию «неплательщика».

На наш взгляд, итогом общественного обсуждения и работы законодателя по данному вопросу может стать ФЗ «Об алиментных фондах в Российской Федерации», в котором будет определена возможность существования государственных и негосударственных фондов, порядок создания таких фондов, финансирования и многие иные аспекты. Что же касается предложения о передаче таких полномочий Фонду социального страхования РФ (ФСС РФ), то это необходимо отразить в ФЗ «Об алиментных фондах в Российской Федерации», что потребует внесения соответствующих поправок в положение о ФСС РФ (Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»).

Создание алиментных фондов в Российской Федерации - вопрос открытый. Для его разрешения необходимо решение государства, а также одобрение общества, так как финансирование этого фонда ляжет на плечи налогоплательщиков.

Примечания

1 Конвенция о правах ребенка: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 05.12.2019).

2 Ведомственная статистическая отчетность Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации. URL: http://fssprus.ru/statistics/ (дата обращений: 22.12.2019).

3 О мерах по улучшению материального положения несовершеннолетних детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов: постановление Совета Министров СССР от 25 января 1989 года

№ 67. URL: http://docs.cntd.ru/document/9035217 (дата обращения: 06.12.2019 г.).

4 Кодекс социального страхования Швеции (№ 2010:110 от 04.03.2010 г.). URL:https://www. riksdagen.se/sv/dokument-lagar/dokument/svensk-forfattningssamling/socialforsakringsbalk-2010110_ sfs-2010-110 (дата обращения: 07.12.2019).

5 Статистика фонда социального страхования Швеции. URL: https://www.forsakringskassan.se/ statistik/barn-familj (дата обращения: 08.12.2019).

6 Указ короля Испании № 1618/2007. URL: https:// www.boe.es/buscar/doc.php?id=BÜE-A-2007-21500 (дата обращения: 07.12.2019).

7 Закон о семейных пособиях Эстонии (принят 15.06.2016 г.). URL: https://www.riigiteataja.ee/en/ eli/ee/Riigikogu/act/508112019002/consolide (дата обращения: 07.12.2019).

8 С нового года в Эстонии начнет действовать Алиментный фонд // RUP: бухгалтерский и правовой портал. URL: https://www.rup.ee/rus/novosti/ novoe-v-zakonodatelstve/s-novogo-goda-v-estonii-nachnet-deistvovat-alimentnyi-fond (дата обращения: 08.12.2019 г.).

Список литературы

Волкова О.В В России может появиться алиментный фонд. URL: https://www.pnp.ru/social/v-rossii-mozhet-poyavitsya-alimentnyy-fond.html (дата обращения: 06.12.2019).

КрасногородскаяА. Интервью директора ФССП России Д.В. Аристова газете «Известия». URL: https://iz.ru/805965/aleksandra-krasnogorodskaia/ glava-fssp-chislo-zhalob-na-kollektorov-vyroslo-na-tret (дата обращения: 06.12.2019).

Маркова О. В. Алиментные обязательства в международном частном праве // Международное публичное и частное право. 2011. № 3. С. 24-28.

Ржаницына Л.С. Алименты в России: анализ проблем и стратегия в интересах детей: проект Института экономики РАН. М.: ИЭ РАН, 2012. 334 с.

Семьи с детьми в России: уровень жизни и политика социальной поддержки: доклад к XX апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества / С.С. Бирюкова, Е.А. Горина, А.Р. Горяйнова и др.; под ред. Л.Н. Овчаровой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2019. 153 с.

References

Volkova Ü.V Rossii mozhet poiavit'sia alimentnyi fond [Alimony fund may appear in Russia]. Parlamentskaia gazeta [Parliamentary newspaper]. URL: https://www.pnp.ru/social/v-rossii-mozhet-poyavitsya-alimentnyy-fond.html (access date: 06.12.2019). (In Russ.)

Krasnogorodskaia A. Interv'iu direktora FSSP Rossii D.V. Aristova gazete «Izvestiia» [Interview with D.V. Aristov, Director of the Federal Bailiff Service, Izvestia newspaper]. Izvestiia [Izvestia

188

Вестник КГУ 2020

newspaper]. URL: https://iz.ru/805965/aleksandra-krasnogorodskaia/glava-fssp-chislo-zhalob-na-kollektorov-vyroslo-na-tret (access date: 06.12.2019). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Markova O.V. Alimentnye obiazatel'stva v mezhdunarodnom chastnom prave [Alimony obligations in private international law]. Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe parvo [Public and private international law], 2011, № 3, pp. 24-28. (In Russ.)

Rzhanitsyna L.S. Alimenty v Rossii: analiz problem i strategiia v interesakh detei. Proekt Instituta ekonomiki [Alimony in Russia: problem analysis

and strategy for children. Project of the Institute of Economics.]. Moscow, IE RAN Publ., 2012, p. 334. (In Russ.)

Sem'i s det'mi v Rossii: uroven' zhizni i politika sotsial'noi podderzhki: doklad k XX apr. mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitiia ekonomiki i obshchestva [Families with Children in Russia: Living Standards and Social Support Policy: Report to the XX April International Scientific Conference on Economic and Social Development] / S.S. Biriukova, E.A. Gorina, A.R. Goriainova etc., ed. by L.N. Ovcharova. Moscow, Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki Publ., 2019, p. 153. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.