Научная статья на тему 'К вопросу об актуальности обучения навыкам здорового образа жизни студентов в образовательных организациях высшего образования'

К вопросу об актуальности обучения навыкам здорового образа жизни студентов в образовательных организациях высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
274
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соснин В. П.

В статье представлен анализ современной научной литературы по вопросам здорового образа жизни студентов, для обоснования содержания образовательных модулей, необходимых для повышения компетенции обучающихся в вопросах здоровьесберегающего поведения. Показано, что большинство студентов вузов имели нарушения в режиме дня, которые характеризовались сокращением продолжительностью ночного сна, отдыха, прогулок на свежем воздухе, гиподинамией, нарушением питания. Анализ полученных данных позволяет заключить об актуальности обучения студентов вопросам здорового образа жизни в целях укрепления и сохранения здоровья молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE CURRENT TRAINING OF SKILLS IN THE HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION

The article presents an analysis of modern scientific literature on healthy lifestyle issues. It is shown that the majority of university students had irregularities in the regime of the day, which were characterized by a reduction in the duration of night sleep, rest, walking outdoors, hypodynamia, eating disorders. The analysis of the received data allows to conclude about the urgency of teaching students about the healthy way of life in order to strengthen and preserve the health of young people.

Текст научной работы на тему «К вопросу об актуальности обучения навыкам здорового образа жизни студентов в образовательных организациях высшего образования»

2018, том 20 [6]

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-6-ll-16

УДК 378.17:613.97

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Соснин В.П.

Рубцовский индустриальный институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г. Рубцовск, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлен анализ современной научной литературы по вопросам здорового образа жизни студентов, для обоснования содержания образовательных модулей, необходимых для повышения компетенции обучающихся в вопросах здоровьесберегающего поведения. Показано, что большинство студентов вузов имели нарушения в режиме дня, которые характеризовались сокращением продолжительностью ночного сна, отдыха, прогулок на свежем воздухе, гиподинамией, нарушением питания. Анализ полученных данных позволяет заключить об актуальности обучения студентов вопросам здорового образа жизни в целях укрепления и сохранения здоровья молодежи.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенты, обучение.

В настоящее время численность студентов в РФ составляет около 5,5 млн. человек. Известно, что студенческое сообщество представляет собой динамичную возрастную группу, находящуюся в постоянном процессе биологического, психологического, социального формирования, характеризующуюся чрезвычайно низкой толерантностью и высокой восприимчивостью к неблагоприятным воздействиям факторов среды обитания, в том числе к условиям организации учебного процесса [1, 2, 3, 4]. С социальных позиций студенчество можно рассматривать как специфическую группу населения, которая имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения. Наибольшее число учащихся высших учебных заведений относится к возрастной группе 16-25 лет. К этому возрасту молодые люди имеют определенный статус здоровья, который

уже сформировался за предыдущие годы, особенно за годы обучения в школе [5]. Тем не менее, должного внимания, как со стороны администрации ВУЗов, так и исследователей к здоровью этой категории населения в период обучения в ВУЗах уделяется значительно меньше, чем детей дошкольного, школьного возраста, хотя именно в этом возрасте завершается формирование большинства функциональных систем организма [6]. Вследствие особой специфики возраста, приходящегося на обучение в ВУЗе, характеризующегося процессами биологического созревания организма и формирования психосоциальной зрелости, среди студентов нарастает число социально обусловленных и социально значимых заболеваний. Возникновение отклонений в состоянии здоровья функционально связано с социально-гигие-

~ 11 ~

—--—

ническими, медико-биологическими, экологическими и психологическими факторами. Указанные факторы оказывают влияние на распространенность хронических заболеваний и морфофунк-циональных расстройств, ограничивающих профессиональную пригодность, снижающих годность юношей к прохождению воинской службы, а также снижающих качество жизни студентов [7]. Установлено что среди студентов лишь 24% считаются здоровыми и относятся к 1 группе здоровья, тогда как 33% студентов - ко 2 группе здоровья и 43% к третьей группе. В работах по изучению заболеваемости студентов было показано, что 46% студентов имели хронические заболевания; и до 82% обследованных студентов - снижение функционального состояния основных систем организма. Показано, что основной вклад в структуру функциональных отклонений вносят отклонения в деятельности системы кровообращения (382,1%о), нервной системы (211,4%о), органа зрения (168,1%о). Среди этой категории населения неуклонно растет заболеваемость, инвалидность, остается высоким уровень смертности. Среди хронических заболеваний первое ранговое место прочно занимают болезни пищеварительной системы (277,8%о). На втором месте находятся заболевания органа зрения (97,2%о) [8, 9].

Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Анализ функционального состояния студентов выявил, что их здоровье характеризуется следующими показателями: высокий уровень - 1,8%; средний - 7,7%; низкий -21,5%; очень низкий - 69% [9].

Профессор А.В. Чоговадзе с соавторами отмечает, что к концу обучения в вузе наблюдается тенденция к росту хронических заболеваний, особенно болезней системы кровообращения, которые увеличиваются по данным Л.А. Травинской с 8,6% на первом курсе до 11,7% на пятом шестом курсах у юношей и до 16,4 у девушек. Исследования показывают, что это происходит потому, что у студентов перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение функциональных резервов организма, особенно в первые годы обучения [8, 9].

Сопоставление субъективных оценок с объективными показателями состояния здоровья учащейся молодежи показало, что низкая самооценка здоровья сопровождается наличием жалоб на кашель (11,2%), снижение работоспособности (16,5%), памяти (8,4%), зрения (7,2%), головные боли (14,6%), раздражительность (6,1%) и боли в сердце (5,7%) [11].

Показано, что студенты имеют низкий уровень физического развития, сниженные показатели функционального состояния вегетативной, центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма студента, сниженную резистентность, адаптационные резервы, нарушение компенсаторных механизмов, а также высокий уровень острой и хронической заболеваемости [8, 9]. Кроме того, большинство обследованных студентов имели низкую физическую работоспособность и физическую подготовленность, а также установлен высокий уровень острой и хронической заболеваемости. Так у студентов 1 курса в структуре заболеваемости на 1 месте болезни сердечно-сосудистой системы, на 2 месте - заболевания опорно-двигательного аппарата и органа зрения.

Многочисленные исследования показали, что при обучении в высшем образовательном учреждении отмечается ухудшение функционального состояния сердечно-сосудистой и центральной нервной системы, по показателям артериального давления, пульса и снижения работоспособности [7, 8, 9, 11].

Анализ корреляционных связей объективных показателей деятельности сердечно-сосудистой системы, среднего балла, субъективных характеристик и состояния здоровья учащихся показал, что учебный процесс оказывает существенное воздействие на деятельность сердечно-сосудистой системы, что в свою очередь определяет субъективные характеристики состояния здоровья. Установлено, что на общее субъективное самочувствие существенное влияние оказали показатели частоты сердечных сокращений, артериального давления, функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, что подтвер-

~ 12 ~

—--—

ждено установлением средней степени силы корреляционных связей между перечисленными показателями [7].

В связи с этим, в настоящее время особо актуально включение в учебный процесс обучение студентов навыкам ведения здорового образа жизни. Для этого следует четко понимать основные проблемы, связанные с нарушением образа жизни студентов. Очевидно, что особенности обучения в ВУЗе накладывают свой отпечаток на образ жизни студента, что в свою очередь определяет особенности его состояния здоровья. По данным многолетних исследований НИИ гигиены детей и подростков РАМН и НИИ экологии человека и окружающей среды им. Сысина РАМН установлено, что в формировании здоровья детей вклад факторов образовательной среды составляет 21-27% [3]. К сожалению, условия и качество жизни студентов в сочетании с учебными нагрузками, в частности неправильная организация режима дня и отдыха, нерациональное питание, гиподинамия, дефицит продолжительности сна, способствуют снижению функциональных резервов и нарушению механизмов адаптации к факторам и условиям среды обитания [7, 8, 9].

В качестве причин, по которым студенты не соблюдают режим дня, отмечаются следующие факторы: неумение рационально использовать время (38%), большие учебные нагрузки (29,3%), лень (14,7%), работа, головная боль и другие причины (12,1%). Вместе с тем, на подготовку к учебным занятиям у 15,5% студентов уходит менее 1 часа, по 1 - 2 часа - у 29,3%, по 2 - 3 часа занимаются 31,3%, по 3 - 4 часа - 24,1%, более 4 часов -11,2% студентов [5].

Нарушение режима питания влечет за собой не только возможные проблемы желудочно-кишечного тракта, но зачастую является первым манифестным сигналом психосоматического расстройства, формирующегося при стрессе в результате учебной деятельности. Понимая проблему нарушения питания у студентов, преподаватель вуза может акцентировать внимание на актуальных вопросах по его оптимизации. Так, лишь 30% питаются регулярно, имея в своем ре-

жиме питания 5 приемов пищи, остальные питаются нерегулярно 1-2 раза в день [10]. Необходимо повышать грамотность студентов и в плане качества потребляемой пищи, её полноценности. Так, у большинства студентов отмечается повышенное на 25,2% потребление общего жира, при сниженном потреблении растительного жира на 22%, а поступление углеводов - избыточным на 17,3%, на фоне сниженного потребления клетчатки на 40,5%, и избытка легкоусвояемых сахаров - на 55% выше допустимых физиологических нормативов, причем студенты, живущие в общежитии, потребляли на 23% больше сахара, чем городские студенты. В рационе питания студентов снижено содержание калия на 20,4%, витамина С на 11%, РР на 13,3%, В2 на 12%. У студентов, живущих в общежитии сниженным было потребление витамина В2 на 15,4%, при достаточном поступлении витамина С, РР и повышенном потреблении витамина А и тиамина на 93% и 63% соответственно. Калорийность суточного рациона у городских студентов была оптимальной, а у студентов, живущих в общежитии превышала физиологические нормативы на 18,23%. Необходимо также отметить несбалансированность отдельных групп пищевых ингредиентов. Квоты белка жира и углеводов должно быть представлены как современное соотношение 1:1,1:4,8 [10].

Неумение рационально планировать день зачастую приводит к тому, что молодые люди компенсируют нехватку времени на развлечения, приготовление домашних заданий за счет ночного отдыха. Хронический «недосып» приводит к истощению нервно-психической устойчивости, снижению эффективности познавательных процессов, тревожности, а также к нарушению этических норм поведенческого реагирования. По результатам анкетирования студентов, продолжительность ночного сна у 48,2% респондентов составляла лишь 5-6 часов, у 19% - 7-8 часов, менее 6 часов спят 26,7% студентов. До полуночи засыпают 35,3% студентов, после полуночи - 58,6%. Всего 30% студентов ответили, что легко просыпаются утром, отмечают утрами сонливость - 63% студентов [1, 2, 12]. При анализе данных суточ-

~ 13 ~

—--—

ного хронометража ночной сон занимает у студентов всего лишь 7,24±0,53 часа. При этом, время на личную гигиену у городских студентов занимало в среднем 0,6±0,1ч. и 0,4±0,1ч. у студентов, живущих в общежитии, что, вероятно, связано с наличием общих мест для умывания и меньшим временем на тщательные гигиенические процедуры.

По мнению Л.В. Баль и А.С. Белоусовой (2009) факторами риска для здоровья связаны прежде всего с образом жизни, а именно вредные привычки - табакокурения, употребление психоактивных веществ, алкоголя, интернет-зависимость, злоупотребление мобильными телефонами. Так использование последних по данным ряда исследователей в Европе является причиной массовой бессонницы у детей и подростков, достигающей 10-30%. Ю.В. Черненковым и О.И. Гуменюк (2009) доказано, что использование мобильных телефонов и компьютеров оказывает негативное влияние на здоровье их владельцев, предъявляющих жалобы на головные боли, повышенную слабость, утомляемость, раздражительность, имеющих низкую сопротивляемость организма. Для владельцев компьютеров и телефонов характерны высокий уровень агрессивности, тревожности, враждебности и социального стресса, низкий уровень стрессоустойчивости. Негативное влияние мобильных телефонов на здоровье усиливается с увеличением длительности и кратности их использования [11].

Показано, что психоэмоциональная нагрузка, характеризующаяся для обучающихся в ВУЗе, особенно в период сдачи сессии, оказывала влияние на вегетативный баланс и функции сердечнососудистой и центральной нервной системы организма студентов, что проявлялось в усилении симпатических влияний на ритм сердца, выраженном росте активности центральных механизмов регуляции, сердечной деятельности и их преобладание над автономными механизмами, и указывало на напряжение в регуляции сердечного ритма и снижение функциональных резервов у студентов уже в середине учебного дня, усугубляясь к концу учебного года [2, 3, 4, 12].

Таким образом, установлено, что у студентов имеются нарушения в режиме дня и образе жизни, что требует обязательного введения в учебный процесс модулей, обучающих навыкам здорового образа жизни, для сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи. При этом хорошим методическим материалом для разработки таких модулей могут служить опубликованные в научной литературе сведения об образе жизни студентов, их состоянии здоровья, что позволит научно обосновать содержание учебных программ, предназначенных для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в вузах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Dyrbye L.N., Thomas M.R., Shanafelt T.D. Systematic review of depression, anxiety, and other indicators of psychological distress among U.S. and Canadian medical students. //Acad Med. - 2006 Apr; 81(4):354-73.

[2] Kartysheva S.I., Popova O.A., Grosheva E.S. Self-assessment of health status and lifestyle among students of pedagogical university. // Gig Sanit. 2015; 94(9):18-20

[3] Артюхов И.П. Оценка состояния здоровья студентов высших учебных заведений города Красноярска / И.П. Артюхов, Д.С. Каскаева // Сибирское медицинское обозрение. 2014. №6 (90) С.61-64.

[4] Токаева Л.К., Павленкович С.С. Физическая работоспособность как интегральный показатель функционального состояния и физического здоровья студентов педагогического вуза // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2011. №25 С.645-649.

[5] Оценка состояния здоровья современных студентов / С.В. Михайлова, Л.М. Жиженина, С.И. Волкова, Н.В. Бусарова и др. // Здоровье и образование в XXI веке. - 2016. - №2 - С.494-497.

[6] Колкова С.М. Профилактика эмоционального выгорания у студентов медицинского вуза / С.М. Колкова, М.С. Кокоурова // Сибирское медицинское обозрение. - 2014. - №6 (90) - С.106-109.

[7] Евдокимов В.И. Изучение качества жизни и адаптации у студентов медицинского вуза / В.И. Евдокимов, О.И. Губина, А.Н. Федотов // ВНМТ. 2006. №3 С.167-169.

[8] Щербакова И.В. К проблеме профессиональной адаптации студентов-первокурсников медицинского вуза // БМИК. 2014. №3 С.210-212.

~ 14 ~

—--—

[9] Ишмухаметов И.Б. Сравнительный анализ состояния здоровья и образа жизни студентов / И.Б. Ишмухаметов // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. №3 (121) С.42-46.

[10] Петрова Т.Н., Зуйкова А.А., Красноруцкая О.Н. Оценка фактического питания студентов медицинского вуза: проблемы и пути их решения // ВНМТ. 2013. №2 С.72-77.

[11] Баль Л.В., Михайлов А.Н., Белоусова А.С. Реальная информированность о здоровом образе жизни

современных обучающихся // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Гигиена детей и подростков: история и современность (проблемы и пути решения)". - М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2009. - С. 34-35.

[12] Гаврилова И.Н. Оценка психофизиологических и психологических особенностей студенток в зависимости от вида образовательной деятельности / И.Н. Гаврилова// Известия Самарского научного центра РАН. 2014. №5-1 С.626-628.

ON THE QUESTION OF THE CURRENT TRAINING OF SKILLS IN THE HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION

Sosnin V.P.

Rubtsovsk Industrial Institute (branch) Polzunov Altai state technical university, Rubtsovsk, Russian Federation

Annotation. The article presents an analysis of modern scientific literature on healthy lifestyle issues. It is shown that the majority of university students had irregularities in the regime of the day, which were characterized by a reduction in the duration of night sleep, rest, walking outdoors, hypodynamia, eating disorders. The analysis of the received data allows to conclude about the urgency of teaching students about the healthy way of life in order to strengthen and preserve the health of young people.

Key words: healthy lifestyle, students, training.

REFERENCES

[1] Dyrbye L.N., Thomas M.R., Shanafelt T.D. Systematic review of depression, anxiety, and other indicators of psychological distress among U.S. and Canadian medical students. //Acad Med. - 2006 Apr; 81(4):354-73.

[2] Kartysheva S.I., Popova O.A., Grosheva E.S. Self-assessment of health status and lifestyle among students of pedagogical university. // Gig Sanit. 2015; 94(9):18-20. Russian.

[3] Artyukhov I.P. Assessment of the health status of students of higher educational institutions of the city of Krasnoyarsk / I.P. Artyukhov, D.S. Kaskayeva // Siberian Medical Review. 2014. №6 (90) C.61-64.

[4] Tokaeva L.K., Pavlenko S.S. Physical working capacity as an integral indicator of the functional state and physical health of students of a pedagogical university // Izvestia of the PSU im. V.G. Belinsky. 2011. №25 P.645-649.

[5] Assessment of the state of health of modern students / S.V. Mikhailova, L.M. Zhizhenina, S.I. Volkova,

N.V. Busarova et al. // Health and Education in the 21st Century .- 2016. - No. 2 - P.494-497.

[6] Kolkova S.M. Prevention of emotional burnout in students of medical school / S.M. Kolkova, M.S. Koku-rova // Siberian Medical Review. - 2014. - No. 6 (90) - P.106-109.

[7] Evdokimov V.I. Studying the quality of life and adaptation in students of a medical school / V.I. Evdokimov, O.I. Gubina, A.N. Fedotov // VNMT. 2006. № 3 P.167-169.

[8] Shcherbakova I.V. To the problem of professional adaptation of first-year students of medical high school // BMIK. 2014. №3 C.210-212.

[9] Ishmukhametov I.B. Comparative analysis of the health status and lifestyle of students / I.B. Ishmukhametov // Scientific notes of the University of Lesgaft. 2015. №3 (121) C.42-46.

[10] Petrova T.N., Zuykova A.A., Krasnorutskaya O. Evaluation of the actual nutrition of medical students: problems and ways to solve them // VNMT. 2013. №2 C.72-77.

~ 15 ~

—--—

[11] Bal L.V., Mikhailov A.N., Belousova A.S. Real awareness of the healthy way of life of modern students // Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, Hygiene of Children and Adolescents: History and Modernity (Problems and Solutions)."- Moscow: Publisher NZSDD RAMS, 2009. - P. 34. -35.

[12] Gavrilova I.N. Assessment of psychophysiological and psychological characteristics of female students, depending on the type of educational activity / I.N. Gavrilova // Izvestiya of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2014. № 5-1 C.626-628.

~ 16 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.