Научная статья на тему 'К вопросу об актуальности и степени изученности истории формирования и развития рыночных отношений в Центральной Азии (послеоктябрьский период)'

К вопросу об актуальности и степени изученности истории формирования и развития рыночных отношений в Центральной Азии (послеоктябрьский период) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
319
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТЭКОНОМИЯ / ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА / ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ / ПОСЛЕОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД / MARKET RELATIONS / CENTRAL ASIA / CLASSICAL POLITICAL ECONOMY / ANCIENT TIMES / THE PRODUCTION OF COMMODITIES / SILK ROAD / THE POST-OCTOBER PERIOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Турсунова Гулбахор Назирджоновна

В данной статье освещается степень изучения истории формирования и развития рынка в Центральной Азии в трудах экономистов, историков XX в. В статье проанализированы положения и концепции исследователей относительно теории, практики и истории рынка в Центральной Азии. Обоснован тезис о необходимости фундаментального исследования проблем формирования рынка в Центральной Азии в древности и средневековье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Турсунова Гулбахор Назирджоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF TOPICALITY AND DEGREE OF SCRUTINY OF HISTORY OF THE CREATION AND DEVELOPMENT OF MARKET RELATIONS IN CENTRAL ASIA (AFTER THE PERIOD OCTOBER)

This article highlights the degree of studying the history of the formation and development of the market in Central Asia in the writings of economists, historians of the XX century. The article analyzed the situation and concepts from researchers regarding the theory, practice and history of the market in Central Asia. The thesis is substantiated the need for fundamental research on this emerging market in Central Asia in ancient times and the middle Ages.

Текст научной работы на тему «К вопросу об актуальности и степени изученности истории формирования и развития рыночных отношений в Центральной Азии (послеоктябрьский период)»

ТУРСУНОВА Г.Н.

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ И СТЕПЕНИ ИЗУЧЕННОСТИ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ - В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (ПОСЛЕОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД) -

ТУРСУНОВА Г.Н.

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ И СТЕПЕНИ ИЗУЧЕННОСТИ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (ПОСЛЕОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД)

В данной статье освещается степень изучения истории формирования и развития рынка в Центральной Азии в трудах экономистов, историков XX в. В статье проанализированы положения и концепции исследователей относительно теории, практики и истории рынка в Центральной Азии. Обоснован тезис о необходимости фундаментального исследования проблем формирования рынка в Центральной Азии в древности и средневековье.

Ключевые слова: рыночные отношения, Центральная Азия, классическая политэкономия, древние времена, товарное производство, шёлковый путь, послеоктябрьский период.

TURSUNOVА G.N.

ON THE ISSUE OF TOPICALITY AND DEGREE OF SCRUTINY OF HISTORY OF THE CREATION AND DEVELOPMENT OF MARKET RELATIONS IN CENTRAL ASIA (AFTER THE PERIOD OCTOBER)

This article highlights the degree of studying the history of the formation and development of the market in Central Asia in the writings of economists, historians of the XX century. The article analyzed the situation and concepts from researchers regarding the theory, practice and history of the market in Central Asia. The thesis is substantiated the need for fundamental research on this emerging market in Central Asia in ancient times and the middle Ages. Keywords: market relations, Central Asia, the classical political economy, the ancient times, the production of commodities, the Silk Road, the post-October period.

В послеоктябрьский период экономисты и историки, географы обратили внимание по настоятельному требованию времени на изучение плановой экономики. Изредка появлялись работы, в которых затрагивались некоторые вопросы истории рынка и рыночных отношений в Средней Азии. Так, П. Г. Галузо касался состояния производственной сферы рынка Средней Азии в начале XX в. По его данным, накануне революции 1917 г. в крае преобладали мелкие предприятия ремесленно-кустарного типа. В четырёх областях Туркестанского края (Самаркандская, Ферганская, Сыр-Дарьинская, Закаспийская) было перед революцией 7000 предприятий с одним рабочим, и только 225 единиц из них имели свыше 15 рабочих на каждое заведение [1].

В книге В. И. Лаврентьева говорится: «Купеческий капитал, внедрявший на Туркестанском рынке мануфактуру отечественного производства (т. е. товары российской текстильной промышленности — Г. Т.), является торговой агентурой российского текстильного промышленного капитала». По замечанию В. Л. Лаврентьева, развитие внутреннего рынка проявлялось в росте городского населения. По его данным городское население Туркестана возросло с 1897 г. по 1914 г. на 58,4% [2].

Член-корреспондент АН СССР А. Ю. Якубовский в своей замечательной работе по истории экономической жизни Средней Азии периода развитого средневековья (Х-ХУ вв.) изложил весьма веские факты и выдвинул оригинальные положения относительно истории формирования и развития рынка и рыночных отношений в Средней Азии указанного периода. Согласно А. Ю. Якубовского, купцы и феодалы, связанные с торгово-денежными отношениями, представляли влиятельные силы, способствовавшие развитию рынка и рыночных отношений: высокоразвитые товарно-денежные отношения сказались на процессе расслоения ремесленников на категории мастеров-хозяев — «устод», подмастерьев — «муздвар» и учеников — «шогирд». Это были люди, свободные от бремени феодальных повинностей. По данным А. Ю. Якубовского, караванная торговля от исполнения задач по обслуживанию транзита и узкого участка в сбыте предметов роскоши перешла на широкий обмен народнохозяйственных товаров массового спроса со странами дальнего и ближнего зарубежья. Исследователь наметил стадии роста рынка — сферы производства и обращения: сложение феодального ремесленно-торгового города в пределах рабада, развитие товарно-денежных отношений, восстановление старых, строительство новых городов — основной среды формирования рынка и рыночных отношений [3].

Известный историк, археолог и востоковед А. М. Беленицкий по материалам письменных

и вещественных источников охарактеризовал раннефеодальный период VI - середины VIII в. как время расцвета международной торговли Средней Азии с Дальним Востоком, Западом и Индостаном в качестве вехи расширения внутреннего товарно-денежного обращения. Свидетельством интенсивности и общего размаха торговой деятельности международного характера А. М. Беленицкий считал согдийскую колонизацию — создание сети торговых факторий вдоль путей, связывающих Среднюю Азию с Дальним Востоком, успешное осваивание торговых путей на Запад, глубокий след этнических терминов, таких, как «тохары» и «согдийцы», в социальной и этнической терминологии Индостана, вплоть до Декана. При этом, по словам А. М. Беленицкого, «если с тохарами ассоциируется главным образом фигура воина, завоевателя, то термины, образованные от имени согдийцев («сулик» и др.), восходят к представлению о торговцах». Основываясь на данных, вытекающих из раскопок в Пенджикенте, сведений, заимствованных из сочинений Наршахи и Бируни, исследователь констатирует, что внутренняя торговля осуществлялась в рамках межрайонной торговли и принимала формы регулярных ярмарочных торгов, которые согдийцы устраивали ежемесячно в определённых деревнях. Организацию выпуска бронзовых и медных монет во всех крупных районах Средней Азии, чеканку серебряных драхм в Бухаре, Хорезме, Самаркандском Согде А. М. Беленицкий считает свидетельством общего повышения значения внутренней торговли в доисламское время. Утверждения этого исследователя о постоянной внутригородской торговле в розничной и оптовой форме подтверждают факты повсеместных находок монет на территории дофеодального города «шахристан»-ов и пригородов «рабад» - ов, образование базаров, расположение в последних лавок и ремесленных мастерских вдоль улиц,; найденные разные, небольшие по весу каменные гири, на которых имеются надписи с цифровым обозначением их веса, сосуды (фрагменты), также имеющие надписи, указывающие их вместимость [4]. По заключению А. М. Беленицкого, приведенные материалы отражают процесс развития денежных отношений в экономике раннефеодальной Средней Азии и находятся в самой тесной связи с постоянной внутренней торговлей, с потребностью последней в общем мериле стоимости [4, с. 112].

Востоковед и историк О. Г. Большаков о состоянии рынка и рыночных отношений в Средней Азии периода от середины VIII в. до начала XIII в. пишет следующее: «Город не только производил, но и торговал. В глазах современников вторая функция была едва ли не важнейшей... В городе сходились три основные направления товарообмена: между ремеслом и сельским хозяйством, между оседлыми и кочевниками и, наконец, между областями. В центре областей собиралась вся товарная продукция экономического района и оттуда шла по всем трём путям» [5].

Судя по исследованиям О. Г. Большакова, в указанные столетия — с конца VIII в. до начала XIII в. по сравнению с предыдущим раннефеодальным периодом VI - середины VIII вв. в истории рынков — сферах товарного производства и денежного обращения Средней Азии — произошла серия количественных и качественных изменений. Эти эволюция сводилась к следующему. Прежде всего, повсеместное развитие мелкотоварного ремесленного производства и интенсификация торговли, которая обеспечивала повседневную доставку товаров во все районы. Роль ярмарок упала: ежемесячные ярмарки сменились сезонными, затем во всех городах, где они бывали, остались только еженедельные базары. Торговые пути международного значения, соединяющие Центральную Азию через Бинкет, Самарканд, Бухару, Мерв, Ниша-пур с Ближним Востоком, с одной стороны, и связывающие Поволжье с Ираном через Хорезм, с другой стороны, перестали быть только транзитными. Согласно О. Г. Большакова, «Мощные ремесленные центры, выросшие на нём, поставляли такое количество товаров, которые совершенно затмевали транзитную торговлю. По существу он (торговый путь между Ближним Востоком и Центральной Азией — Г.Т.) превратился во внутреннюю торговую артерию. По О. Г. Большакову еще одним специфическим товаром, занимавшим большое место в торговом обороте того времени, явились рабы. Главным невольничьим рынком и местом обучения невольников являлся Самарканд. Невольников, прошедших обучение военному делу, охотно покупали для формирования дворовой личной гвардии феодальные правители и просто богатые люди, желавшие иметь вооружённых слуг. Многие из этих невольников впоследствии достигли высоких постов и даже основывали династии (как Сабук-тегиниды — Газневиды, Симджури-ды, Али-Тегиниды — Г.Т.). По данным, извлечённым из нарративных источников, развитию рыночных связей способствовали низкие пошлины на большинство товаров и небольшое число действующих таможенных застав.

По О. Г. Большакову, большой объём рынка в Средней Азии периода развитого феодализма требовал возрастания потребностей в деньгах, стимулировал появление разнообразной неполноценной монеты, ходившей наравне с серебром, чеканку полноценных серебряных дирхемов стандартного типа, обращение золотого динара как товара. Действенным путём преодоления недостатка средств обращения и в то же время стимулом обеспечения большого удобства торговых сделок было развитие кредитно-вексельной системы.

В период расширения рынка менялась позиция основных социальных фигур, осуществляв-

ТУРСУНОВА Г.Н.

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ И СТЕПЕНИ ИЗУЧЕННОСТИ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ - В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (ПОСЛЕОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД) -

ших рыночные отношения. О. Г. Большаков отметил, что менялы — саррафы, первоначальной функцией которых был обмен денег на местную валюту, постепенно превращались в банкиров, и деньги в их руках обратились в капитал. Структура городских базаров обогатилась циклом построек, связанных торговлей, таких, как «караван - сарай», «тим», «хан», «фундук», «постоялый двор», «дуккан», «ханут» — «лавка», «мастерская». Основными и активными социальными категориями, занятыми на рынке, являлись рядовой ремесленник и заурядный торговец. По оценке О. Г. Большакова, в средневековом городе Средней Азии нет четкой границы между ремесленником и торговцем, большинство из них сами продают свои изделия прямо в мастерских, находящихся на базаре. Вместе с тем исследователь считает, что между торговцем-ремесленником и настоящим купцом — «бозургон, точир» лежит глубокая пропасть. Однако городское общество состояло из различных профессионалов и сословных групп людей, вовлечённых в рынок: купцов, относящихся к верхушке горожан, рядом с саррафами-менялами стояли торговцы тканями — «баззоз», приравниваемые к богатым купцам [5, с. 291298]. Швейцарский востоковед Адам Мец торговлю тканями считал самым благородным видом торговли [6]. Торговцы тканями располагались в центре базаров рядом с саррафами, парфюмерами (аттор — Г.Т.) и ювелирами (заргар — Г.Т.). На другом полюсе были ткачи, чистильщики хлопка и кузнецы [5, с. 298].

Член-корреспондент АН СССР В. М. Массон, оперируя археологическими материалами, произвёл классификацию обмена и торговли в первобытную эпоху по объектам обращения: сырьё, предметы украшений, орудия труда и оружие. При этом обмен сырьём и предметами украшений отмечен уже для эпохи верхнего палеолита и мезолита. В. М. Массон и другие исследователи отмечали большое значение, которое имели такие «неэкономические» формы обмена, как дарение и культурной обмен. Согласно В. М. Массона, «основой возникновения и развития обмена являлось экологическое разнообразие районов расселения различных общин и прежде всего различие сырьевых источников... Важным признаком перерастания обмена в торговлю является появление первых вариантов выражения всеобщей эквивалентной формы стоимости, первых денег». По В. М. Массону, на раннем этапе возникновения торговли различные раковины, браслеты, ожерелья, собачьи зубы, циновки, птичьи перья, свиньи использовались в качестве денег. Исследователи Африки отметили там пять видов денег: раковины — каури, железо, соль, медь, золото в песке или в иных видах. Из других предметов часто функции денег выполняли ткани, в т. ч.и европейского происхождения [7].

В. М. Массон подчеркнул, что исключительное значение для развития обмена и перерастания его в торговлю имело появление и распространение металлургии, особенно различных типов сплавов бронзы. С точки зрения В. М. Массона, обособляющаяся знать, предъявляющая повышенный спрос на редкие заморские виды украшений и предметов вооружения, усиливала роль социального фактора торговли [7, с. 85, 90]. Носителями торговых функций, организаторами торговли были купцы-профессионалы, образовавшие отчётливую социальную прослойку. В. М. Массон произвел периодизацию истории развития обмена и торговли в первобытную эпоху. В первом периоде, соответствующем верхнему палеолиту, мезолиту и частично неолиту, причинными факторами развития обмена являются природное разнообразие освоенной человеком территории и культурный традиционализм в пользовании определёнными объектами и материалами. На этом этапе типичными организационными формами обмена были бесконтактный, многоступенчатый, обрядовый, деловой; появляются первобытные торжища. Во втором периоде к числу причинных факторов добавляются фактор социальной дифференциации и фактор экономический, находящиеся, правда, в зачаточном состоянии. Возникают первобытные деньги. Распространены предметно-обусловленный обмен и торговля, торговцы-посредники, традиционные рынки в зонах межплеменных контактов. Этой период соответствует развитому неолиту, энеолиту и бронзовому веку. В третьем периоде в числе причинных факторов развития торговли всё большее место занимают экономика и социальная дифференциация общества. Развивается торговля с помощью денег, выделяется класс купцов, появляются торговые фактории, базары и рынки в структуре поселения. Это уже эпоха классовых формаций, завершающая длительный период развития первобытной торговли и обмена [7, с. 91].

В работах историка, этнографа и востоковеда Н. О. Турсунова история формирования рынка и рыночных отношений в Средней Азии, если не является целевой проблемой исследования, то обязательно составляет один из смежных кардинальных вопросов, подвергнутый изучению. Потому что в его трудах освещается важнейшая эволюция посылов рынка — городские и сельские поселения, мелкотоварное ремесленное производство, торговля, торговое земледелие, а также некрестьянские побочные ремёсла и промыслы оседлых и кочевников. Составные слагаемые элементы технико-экономической организации потоварного и подетального общественного разделения труда в сфере ткацкой ремесленной промышленности Худжанда и его пригородов в конце XIX - начале XX вв., деятельность работодателей — «устокоров», положение наёмных рабочих — «халифа», сложение распыленной и централизованной ману-

фактуры охарактеризованы в специальной монографии Н. О. Турсунова [8].

Н. О. Турсунов в связи с рассмотрением проблемы формирования демографического, этнического, профессионального и социального состава городского и сельского населения запада Ферганы, Уструшаны, Пенджикента и его пригородов в XIX- начале XX вв. также осветил историю и этнографию городов, городков, торгово-ремесленных, промышленных селений и аграрных населённых пунктов в указанных областях в позднефеодальный период. Н. О. Тур-сунов затронул три взаимосвязанных вопроса истории и экономики рынка: 1) показал географию сформированных рынков; 2) произвёл региональную классификацию рыночных пунктов в городах, городках, сельских местечках; 3) вычислил количество базаров и раскрыл их устройство [9-10]. Анализ материалов всеобщей переписи населения Российской империи 1877 г. по областям Туркестанского края позволил Н. О. Турсунову определить общее число лиц, имевших самостоятельные занятия, в т. ч. количественное соотношение в процентных исчислениях двух социальных фигур рынков, а именно, ремесленников в сфере производства и торговцев в области товарно-денежного обращения.

Н. О. Турсунов в своём исследовании истории таджиков с древних времён до 1917 г. на территории их расселения в Центральной Азии, изложенном в научно-популярной форме, затронул важнейшие вопросы истории формирования рынка и рыночных отношений в указанном геополитическом пространстве. Согласно Н. О. Турсунова, истоки первобытных форм обмена и торговли восходят к эпохе перехода людей от присваивающей экономики (собирательство, охота, рыболовство) к производящей экономике (скотоводство, земледелие). Непосредственной предпосылкой образования рынка производства и обращения считается формирование культурных оазисов и становление городских центров на базе отделения земледелия от ремесла и мелкой промышленности от торговли. Строительство столичных городов династий Кеянидов в долине реки Хильманд в пределах Драгиана-Систана в VIII в. до н.э. и возведение главного центра туров-массагетов в низовьях Сыр-Дарьи под названием Кангха (Канг) он оценивает как пролог возникновения рынков общегосударственного значения. Исследователь приметил роль купцов и ростовщиков наряду с персидской знатью, аристократическими жрецами в возвышении Кира II Великого как основателя первой мировой империи. Обращено внимание на развитие хозяйственной и культурной жизни. Благодаря развёртыванию оросительных работ, расширению земледельческих оазисов, многократному росту количества поселений в Парфии, Греко-Бактрийском царстве, империи Кушан в античном периоде IV в. до н.э. - IV в н.э. произошёл прогресс во внутренней и внешней торговле.

По Н.О. Турсунову, в ГУ—У вв. в жизни рынков Центральной Азии произошли два диаметрально противоположных явления. В Хорезме и в Парфии наблюдался спад городской жизни и, как его следствие, совершилось сужение рыночных связей. Однако в Согде, Тахаристане, Фергане и других восточных, северных и южных областях Средней Азии усилился процесс урбанизации, следовательно, развернулось рыночное хозяйство. Ослабление могущественных государств в указанном столетии привело к децентрализации чекана монет, возникновению местных монетных дворов [11]. Н. О. Турсунов, ссылаясь на данные источников исторической науки и опираясь на научную литературу, констатирует, что в экономической и социальной истории таджиков периода раннего средневековья торговля и товарно-денежные отношения занимали важное место. Своё заключение он закрепил вескими фактами.

Работа Н. К. Юлдашева посвящена теории и практике рыночных отношений в Средней Азии. Она базируется на анализе воззрений мыслителей Востока о рыночных отношениях. В ней раскрыты экономические законы развития, сформулированы основные положения по регулированию рыночного хозяйства, изложены этические нормы предпринимательства и торговли. Примечательно, что первая глава монографии Н. К. Юлдашева освещает важный вопрос о месте теории рынка в системе экономических учений мыслителей Ближнего и Среднего Востока. В пяти разделах указанной главы последовательно рассмотрены узловые вопросы: экономическое учение мыслителей, рынок и его элементы, положения о собственности, о деньгах и денежном обращении, ислам о коммерции и торговле, концепция о ведении торгового дела. Н. К. Юлдашев, основываясь на теории известного средневекового арабского историка, науковеда и мыслителя Ибн Халдуна (XIV в.) определил в качестве стимулятора совершенствования рынка ремесленное производство. По Ибн Халдуну, рынок — это совокупность общественных отношений между различными социальными группами, между производителями и потребителями. Ибн Халдун изложил своё понимание таких основных элементов рынка, как цена, спрос, предложение. Исследователь считает, что учению о рынке, разработанному мыслителями Средневековья, присущи следующие атрибуты: рынок — это свободная хозяйственная производственная и коммерческая деятельность людей; товарами являются не только предметы потребления, но и орудия труда; цены имеют объективный характер, и власть обязана регулировать их мерами экономического характера; заработная плата устанавливается посредством учета уровня цен на необходимые материальные блага. Вторая глава книги Н. К. Юлдашева охватывает характеристику рыночных отношений в Средней Азии в первой чет-

ТУРСУНОВА Г.Н.

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ И СТЕПЕНИ ИЗУЧЕННОСТИ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

- В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (ПОСЛЕОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД) -

верти XX в., в частности, предметов потребления, социальной структуры, товарных бирж, ярмарок, а также описание внешней торговли региона [12].

Несколько тематически компактных групп вопросов образуют статьи сборника «Товарно-денежные отношения на Ближнем и Среднем Востоке», составленные на основе докладов, которые были обсуждены на «Бартольдовских чтениях» 1976 г. Авторы первой группы вопросов стремились выявить общие признаки и локальные варианты состояния товарно-денежных отношений на отдельных отрезках времени и периодизацию их развития с учётом местных особенностей. К этой группе относятся Е. А. Давидович, А. А. Кудрявцев, А. Р. Шихсаидов, С. Б. Лунина, С. П. Певзнер, Р. А. Гусейнова, О. А. Эфендиев. Другая группа исследователей — М. А. Бубнова, Н.М. Велиханова, Б. А. Кармышева, А. М. Мокеев, О. А. Сухарева, Т. Х. Таш-баева осветила такие актуальные вопросы, как товарность сельского хозяйства (земледельческого, полукочевого, кочевого) и товарность сельских промыслов, формы обмена внутри сельского хозяйства (между его разными типами), между городом и деревней, между городом и полукочевым или кочевым хозяйствами. Наиболее полное и очень конкретное освещение эта группа вопросов получила на основании изучения этнографических источников [13 -20]. По оценке редакционной коллегии указанного сборника, «Статьи этнографов рисуют детализированную картину сложных и разнообразных форм обмена и товарной взаимозависимости для конца XIX - начала XX в. Эти материалы ценны не только сами по себе, но и как ключ к пониманию разрозненных и скудных данных по этим же вопросам в более ранних письменных источниках» [21-22].

Е. А. Давидович для характеристики внутригородской и межобластной торговли на территории исторически сложившихся и связанных между собою областей Южного Таджикистана (Кабадийан, Вахш, Хуталян, Вашгирд, Шуман, Ахарун) в трёх периодах (IX - X вв., XI - начало XIII в., XV - начало XVI вв.) в связи с отсутствием фактических данных пользовалась таким важным косвенном свидетельством, как перечень значительного числа городов разных размеров. С точки зрения этого автора, уровень мелкотоварного производства и розничной торговли в южном Таджикистане был намного ниже, чем в Центральном Мавераннахре. По Е. А. Давидович, о состоянии и развитии товарно-денежных отношений в XI - начале XIII вв. свидетельствует ценная информация о ремёслах по производству керамики, стекла, металлических изделий и пр., территориальный рост некоторых городов, обеспеченность торговли в сфере серебряного обращения разными дирхемами: совершенно низкого качества (20-30% серебра) и ещё достаточно хорошими (более 70% серебра). Период XV - первой четверти XVI вв. Е. А. Давидович представила как время неуклонного развития товарно-денежных отношений в Средней Азии. Такое позитивное положение проявилось в увеличении объёма производства товаров широкого потребления и мелкой розничной торговли, всё большее вовлечение рядовых горожан и части сельского населения в процесс товарно-денежных отношений. Исследователь выделила четыре признака, образующих конкретно-исторический вариант: южный Таджикистан отличается от Центрального Мавераннахра темпами, существом поэтапного развития чекана и обращения медных монет [23].

Султанмурод Исломов осветил экономические воззрения таджикских мыслителей эпохи феодализма. При анализе взгляда учёного-энциклопедиста Абу Бахра Рази (865-925) раскрыто его положение относительно стабильного обеспечения условий для развития рынка, а именно, необходимость обновления производства и повышения роли обращения в деле накопления капитала. Согласно С. Исломова, выдающийся учёный- богослов Абу Хамид Газали (10561111) в разделе своего произведения «Кимёи саодат» («Эликсир счастья»), где речь идёт о товарном обороте, изложил своё видение по вопросу о стихии рынка, о предложении, спросе, цене, ценообразовании, об отношениях между производителями и потребителями. С. Исломов представил концепцию Газали о закономерных обстоятельствах рынках и рыночных отношений по трем параметрам: куплю-продажу товаров совершают покупатель и продавец по договору с учетом спроса, предложения и цены; любой товар принадлежит потребителю и приносит ему выгоду; цена товара должна выражать обоюдные интересы и продавца и покупателя. С. Исломов изложил теорию Газали о свойствах товара, об этических нормах торговли [24].

Автор настоящей работы при исследовании проблемы истории возникновения и развития мануфактурной промышленности Средней Азии по мере необходимости затрагивала также вопросы, связанные с формированием и эволюцией рынка и рыночных отношений в указанном регионе периода Средневековья. Раскрытие актуального вопроса относительно экономической и социальной истории капиталистического производства, основанного на широком по-товарном и подетальном разделении труда позволяет, во-первых, выявить формы связи мануфактурной промышленности с внутригородским, сельским, областного и внешнего рынка; во-вторых, показывает роль скупщика-капиталиста, место этой фигуры в ходе производственного процесса и сбыта выпущенного товара.

В процессе исследования мануфактуры выявлены определяющие посылы разделения труда — распределение производства, его разложение на простые, зависимые друг от друга элемен-

ты, специализация, дифференциация ремесленников на производителя-кустаря и торговцев, перерастание ремесла, работавшего по заказу потребителя на кустарную промышленность, удовлетворявшую спрос местных и внешних рынков, формирование скупщиков- предпринимателей, кустарей-промышленников и свободных наёмных рабочих. Все они вместе образовывали экономические и социальные структуры, стимулирующие генезис и эволюцию рынка и рыночных отношений [25].

С точки зрения автора этих строк, рыночные отношения в период средневековья, кроме материализованной формы базаров со специализированными рядами, площадями, торгово-ремесленными центрами, охватывали также товарно-денежные процессы обращения, условия аренды, коммерческие сношения товаропроизводителя, продавца, потребителя, механизм найма, использование рабочей силы [26].

Главной целью автора данной работы является комплексное историко-экономическое и этнографическое исследование процесса возникновения обмена, генезиса, формирования и развития рынка и рыночных отношений в Центральной Азии эпохи древности и Средневековья. Под понятием «Центральная Азия» в геополитическом аспекте подразумевается исконная территория расселения таджиков, в бытности охватывавшая Хорасан (современный восточный Иран, Афганистан), Мавераннахр (Заречье, север Аму-Дарьи), Хорезм (низовья Аму-Дарьи). В эпоху существования персидской империи Великой Парфии (III в. до н. э.- III в н. э.) и Арабского Халифата (VII- XIII вв.) провинции к востоку от Междуречья, включая западный и восточный Иран, Мавераннахр и Хорезм, в письменных источниках назывались Хорасаном (Восток — Г.Т), правобережье Аму-Дарьи Мавераннахром и северо-западная область Средней Азии —Хорезмом.

В связи с этим предпринимается попытка исследования следующих важнейших вопросов истории возникновения и развития последовательных стадий и ступеней обмена, рынкообра-зующего производства и обращения на фоне широких и глубинных измерениях пространства и времени в Центральной Азии:

- общественное разделение труда и рост специализации; технико-экономическая основа всякого товарного хозяйства; разъединение процесса производства на земледелие, скотоводство, ремесла, торговлю; распределение экономики на виды и подвиды; подетальная, потовар-ная дифференциация; простая капиталистическая кооперация, мануфактура;

- первичные формы обмена (дарение с ответными подарками, похищения, военная добыча, дани, имущественные штрафы, возмещение убытков или выигрыши); полное обобщение имущества [27]; торговля и её орудия;

- формирование рынка и рыночных отношений; виды товарного, денежного, наёмного трудового рынка и его размеры; внутригородской, межобластной, международный рынок; рынки купли-продажи между оседлыми и кочевниками; рынок и процесс капиталистического воспроизводства;

- становление и развитие товарно-денежных отношений; товар как продукт рынка; товарное обращение как источник капиталистических отношений; превращение денег в капитал; законы товарно-денежных отношений;

- создание и развитие инфраструктуры рынка; местные, областные, региональные рынки и география их размещения; биржи, ярмарки, аукционы; системы розничной и оптовой торговли; банки и банковское дело;

- рынкообразующие социальные категории: скотоводы, крестьяне, ремесленники, торговцы, земельная аристократия, купечество, оседлое население, кочевники, мелкая буржуазия, наемные рабочие, мануфактурные рабочие.

Объектом исследования является история возникновения и эволюция рынка, рыночного обращения и рыночного хозяйства Центральной Азии с древних времен до новейшего периода в качестве важного компонента восточной цивилизации, актуальной проблемы экономической истории, истории народного хозяйства, отечественной истории и этнографии. Для экономической истории, истории народного хозяйства Центральной Азии изучение и раскрытие процессов единения производства и обращения — формирования рынка — является основным предметом исследования.

Монографическое исследование, предпринятое автором этих строк, проводится на стыке экономических, исторических, географических наук, лингвистики и представляет развитой крупный обмен, т. е. рыночную экономику как социальное, политическое, народнохозяйственное явление. То есть история рынка и рыночных отношений является предметом изучения смежных гуманитарных и научных учебных дисциплин. Поэтому автор этих строк использовала методы как экономических, так и исторических, а также других гуманитарных наук: ретроспективное наблюдение, извлечение совокупности аргументов и фактов из древних и средневековых восточных и западных письменных источников, их накопление, систематизация, анализ и обобщение; обращение к разным гуманитарным наукам, плюс систематическое сравнение, сопоставление опыта.

ТУРСУНОВА Г.Н.

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ И СТЕПЕНИ ИЗУЧЕННОСТИ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ - В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (ПОСЛЕОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД) -

Методологической основой исследования послужила теория познания экономической истории, в т. ч. рынка и рыночной экономики как её составной части. В этом направлении первым средством являлось изучение конкретных историко-этнографических фактов относительно рынка и рыночных отношений. Второй не менее важный способ познания истории рынка — это научная критика и интерпретация принципов научной объективности. Третий образ действия заключается в объединении собранных и изученных фактов в целостную периодизацию в ретроспективном аспекте.

Источники исследования охватывают следующие категории:

1. Сообщения древних индоиранских памятников письменной культуры («Ригведа», «Авеста», «Махабхарата», «Бундахшин» и др.), эпиграфики, сочинения античных греко-римских писателей (Бехистунская, Персопольская надписи, Геродот, Ктесий, Арриан, Квинт, Курций Руф, Помпей, Трог, Юстин, Страбон, Плиний), известия средневековых историков и географов, литераторов (Табари, Балъами, Наршахи, Истахри, Ибн Хаукаль, анонимный автор сочинения « Худуд-а-алем», Махмуд Кашгари, Самъани, Джувайни, Рашид ад-Дин, Ибн Бат-тута, Шараф ад-Дин, Али Язди, Хафиз Абру, Бабур, Хафиз Таниш, Хондамир, Бобур, Сайидо, Махмуд ибн Вали.).

2. Письменные источники на русском и западно-европейском языках (Марко Поло, Клави-хо, Дженкинсон, Б. А. и С. И. Пазухины, Флорио Бенавини, Данило Рукавкин, Н. Григорьев, Мендияр Бекчурин, Филипп Ефремов, Тимофей Бурнашев, И. Поспелов, Филипп Назаров, Егор Мейендорф, Н. Потанин, Н. В. Ханыков, П. И. Небольсин).

3. Этнографические источники и исследования, (полевые этнографические материалы, собранные профессором Н. О. Турсуновым с 1960 по 2012 гг., любезно предоставленные автору настоящей работы; расспросы, произведённые лично диссертантом на протяжении 2007-2012 гг.), труды и работы выдающихся учёных, этнографов: М. С. Андреева, Е. М. Пещеревой,

0. Н. Сухаревой, А. К. Писарчик, Н. А. Кислякова, Н. Н. Ершова и др.).

4. Специальная научная литература по экономической и всеобщей истории, востоковедению, археологии, нумизматике, географии и лингвистике, созданная плеядой учёных (В. В. Бартольд, А. Ю. Якубовский, М. Е. Массон, С. П. Толстов, А. А. Семёнов и др.).

5. Некоторые документальные архивные материалы фондов ЦГА Республики Таджикистан (ф. 1, 12, 34), ЦГА Республики Узбекистан (ф. 20,276); данные, извлечённые из «Каталога архива Кокандских ханов XIX в.», составленного А. Л. Троицкой; статистические материалы (первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г., Отчёт по ревизии Туркестанского края, произведённой по высочайшему повелению сенатором, гофмейстером, графом К. К. Паленом, вып.18, СПб., 1910; материалы Всероссийских сельскохозяйственных и промышленных переписей 1917 и 1920 гг. и др.).

Из охарактеризованных работ, связанных с исследованием истории формирования и развития рынка и рыночных отношений в Центральной Азии, по содержанию и изложенным положениям автору настоящей работы наиболее импонировали книги Н. Юлдашева и С. Исламова. Они касались некоторых интересующих нас вопросов. Вместе с тем оба упомянутых автора ограничились узким кругом нарративных письменных источников на арабском и персидском языках, а также незначительным количеством сочинений восточных и западных авторов. При этом Н. Юлдашев и С. Исломов исходили не из конкретных актуальных вопросов экономической истории, а из контекста наследия отдельных мыслителей (Абу Али Ибн Сино, Газали Насриддин Туси, Алишер Навои, Ибн Халдун).

Автор данной работы использовала иной подход к решению проблемы. Логическим и историческим посылом исследования служили проблема и её структурные составные узловые вопросы, которые разрабатываются в свете данных, извлечённых из восточных и западных письменных источников, а также концепций, положений, аргументов, выявленных из научной литературы, созданных учёными-экономистами, историками, этнографами, географами, лингвистами.

Литература

1. Галузо, П. Г. Туркестан — колония. — М., 1929; 2-е изд. 1936 г. С. 30.

2. Лаврентьев, В. И. Капитализм в Туркестане (Буржуазная колонизация Средней Азии) — М. : Изд. Ком. Академии, 1930. С. 13, 19.

3. Якубовский, А. Ю. Феодальное общество Средней Азии и его торговля с Восточной Европой в X- XV вв. // Труды МАИ. Вып. 3. Материалы по истории Узбекской, Таджикской и Туркменской ССР. Ч. I. — Л: АН СССР, 1932. С. 5-9, 18, 22, 25, 27, 28, 31-36, 41-45.

4. Беленицкий, А. М. Город в VI - середине VIII в. /А. М. Беленицкий, И. Б. Бентович, О. Г. Большаков. Средневековый город Средней Азии — Л. : Наука,1973. С. 108-112.

5. Большаков, О. Г. Город в конце VIII - начале XIII в. /А. М. Беленицкий, И. Б. Бентович, О. Г. Большаков. Средневековый город Средней Азии. — Л. : Наука, 1973. С. 291.

6. Мец, А. Мусульманский ренессанс. — М., 1966. С. 373.

7. Массон, В. М. Обмен и торговля в первобытную эпоху //Вопросы истории. 1973. № 1, январь. С. 79,

80, 81, 83, 84.

8. Турсунов, Н. О. Из истории городского ремесла Северного Таджикистана — Душанбе : изд. «Дониш». С. 22-183.

9. Турсунов, Н. О. Сложение и пути развития городского и сельского населения Северного Таджикистана вXIX- началеXXвв. — Душанбе : Изд. «Ирфон», 1976. С. 26-302.

10. Турсунов, Н. О. Развитие городских и сельских поселений Северного Таджикистана в XVIII - начале XXвв., — Душанбе : «Ирфон». 1991. С. 40- 464.

11. Турсунов, Н. О. Таърихи точикон. Хучанд : Нашриёти давлатии Рауим Чалил, 2001. С.119, 141, 151, 155, 209, 228.

12. Юлдашев, Н. К. Теория и практика рыночных отношений в Средней Азии. — Ташкент : «Узбекистан», 1992. С. 4-103.

13. Давидович, Е. А. О локальных вариантах развития товарно-денежных отношений в IX - XVI вв. // Товарно-денежные отношения на Ближнем и Среднем Востоке в эпоху Средневековья. — М. : Наука, ГРВЛ, 1979. С. 69-87.

14. Кудрявцев, А. А, Шихсаидов, А. Р. Опыт периодизации экономического развития средневекового Дербента (VI - XVIII вв.). С.134-145.

15. Лунина, С. Б. Ремесло в средневековом Мерве (к периодизации развития). С.168-175.

16. Гусейнов, Р. А. О городской жизни и товарно-денежных отношениях в Азербайджане XI - XII вв. С. 60-68.

17. Эфендиев, О. А. О периодизации истории Тебриза вXV-XVI вв. С. 237-245.

18. Бубнова, М. А. Значение караванной торговли для высокогорных поселений Восточного Памира в XI в. С. 33-36.

19. Велиханова, Н. М. О торговых путях купцов-русов и купцов-евреев ар-Рязани по сочинению Ибн Хардадбека «Книга путей и владений». С. 37-42.

20. Мокеев, А. М. Основные формы связи кочевников с городами Восточного Туркестана. С. 181.

21. Кармышева, Б. Х. О торговле в восточных бекствах Бухарского ханства в начале XX в. в связи с хозяйственной специализацией. С. 203-212.

22. Ташбаева, Т. Х. Развитие товарно-денежных отношений, формы ренты и издольщины на территории Узбекистана в конце XIX- начале XX в. С. 213-220,186.

23. Давидович, Е. А. О локальных вариантах развития товарно-денежных отношений // Товарно-денежные отношения, 1979. С. 71-84.

24. Исломов Султонмурод. Очерки истории экономической мысли таджикского народа эпохи феодализма. —Душанбе : «Нодир», 2002. С. 56, 57, 101, 104, 107.

25. Турсунова, Г. Н. История возникновения и развития капиталистической мануфактуры в Средней Азии. — Душанбе : «Ирфон», 2009. С. 4, 26.

26. Турсунова, Г. Н. История возникновения и развития капиталистической мануфактуры в Средней Азии : Автореф. дис. ... канд. экон. наук. — Душанбе, 2009. С. 10.

27. Брюхер, К. Возникновения народного хозяйства. Вып. 1. — СПб., 1907. С. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.