К ВОПРОСУ ОБ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ*
Г.А. Краснова, Н.В. Сюлькова
Институт международных программ Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья освещает актуальные международно-правовые акты, регулирующие вопросы признания зарубежных документов об образовании и способствующие академической мобильности.
Ключевые слова: академическая мобильность, интернационализации образования, вопросы признания зарубежных документов об образовании.
Зарубежная академическая мобильность — один из важнейших аспектов интернационализации образования, показатель конкурентоспособности национальной системы образования. Для любого национального вуза это показатель привлекательности и качества предлагаемых образовательных программ. Чем больше студентов выезжает за рубеж и приезжает в вуз из-за рубежа, тем выше показатели вуза в национальных и международных рейтингах. А для отдельного студента это всегда бесценный опыт обучения и проживания за рубежом, который в дальнейшем, при прочих равных условиях может стать преимуществом при трудоустройстве, что опять же с течением времени скажется на показателях вуза.
От чего зависит уровень академической мобильности в национальной системе образования и отдельном вузе? Должно ли количество уехавших своих студентов из страны и вуза примерно равняться количеству приехавших из-за рубежа студентов в стране и вузе? Каковы основные показатели и индикаторы академической мобильности профессорско-преподавательского состава и студентов?
По мнению экспертов, расширение объемов международной академической мобильности, развитие ее форм и содержания составляют ядро процесса международной интеграции в области образования. Поэтому наибольшей актуальностью обладают международно-правовые акты, регулирующие вопросы признания зарубежных документов об образовании и способствующие академической мобильности. Как правило, это международные конвенции, дополняемые многосторонними и двусторонними соглашениями по вопросам признания документов об образовании [1].
Глобальная международно-правовая основа многосторонних и двухсторонних взаимодействий для различных регионов мира, а именно «Конвенции о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней», разработана ЮНЕСКО. Конвенции и дополняющие их тексты впервые в мировой прак-
* Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания образовательным организациям высшего образования, подведомственным Минобрнауки, на 2014 г. на тему «Информационно-аналитическое и организационно-техническое сопровождение сотрудничества в сфере образования и науки и молодежных обменов со странами Африки и Латинской Америки и БВР», регистрационный номер 10.9114.2014.
тике создали уникальный и действенный механизм академического и профессионального признания для максимально широкого спектра дипломов/квалификаций. Всего ЮНЕСКО принято семь таких конвенций: для арабского, африканского, азиатско-тихоокеанского, европейского, латиноамериканского и средиземноморского регионов мира [1]:
— Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Латинской Америки и Карибского бассейна;
— Международная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в арабских и европейских государствах бассейна Средиземного моря;
— Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в арабских государствах;
— Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы;
— Региональная конвенция о признании учебных курсов, свидетельств, дипломов, ученых степеней и других квалификационных документов в системе высшего образования в государствах Африки;
— Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Азии и Тихого океана 1983 г.;
— Азиатско-Тихоокеанская региональная конвенция о признании квалификаций в области высшего образования.
Россия является участником трех региональных конвенций: для государств Азии и Тихого океана (Бангкок, 1983 г., Токио, 2011 г.) и Европейского региона (Лиссабон, 1997 г.). В РФ на сегодняшний день отработаны, утверждены и применяются на практике процедуры осуществления признания документов об образовании в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Основные показатели академической мобильности отражены в Государственной программе развития образования 2013—2020 гг.:
— удельный вес численности студентов вузов прошедших в течение учебного года обучение в зарубежном вузе не менее одного семестра (кроме вузов СНГ) должен составить 6%;
— удельный вес численности профессорско-преподавательского состава, прошедшего стажировки в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах, должен составить 12%.
Показатели академической мобильности представлены в Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014—2020 гг.: не менее 9% научно-педагогических работников вузов должны принимать участие в программах международной и внутрироссийской академической мобильности.
В Плане мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-
Вестник РУДН, серия Международные отношения, 2014, № 4
образовательных центров, утвержденном Постановлением Правительства 29 октября 2012 г. № 2006, сказано:
— Реализация университетами — участниками мероприятий, в том числе с привлечением ведущих российских вузов и научных центров, программ международной и внутри российской академической мобильности научно-педагогических работников в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и других формах. Участие не менее 2% научно-педагогических сотрудников вузов ежегодно в программах академической мобильности.
— Разработка и реализация мер по привлечению студентов из ведущих зарубежных университетов в университеты — участники мероприятий, в том числе через реализацию партнерских образовательных программ с зарубежными университетами и ассоциациями университетов. Обучение в ведущих вузах не менее 5% иностранных студентов (срок обучения не менее месяца).
Нормативно-правовая основа дальнейшего развития академической мобильности заложена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, где в статье 105 «Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования» (Гл. 14) зафиксировано следующее положение: «Российская Федерация содействует развитию... международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, привлечению иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечению взаимного признания образования и (или) квалификации, участвует в соответствии с международными договорами Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в сфере образования».
Образовательные организации, в свою очередь, принимают участие в международном сотрудничестве в сфере образования, в том числе и направляют «...обучающихся, педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации. Сотрудничество включает в себя предоставление обучающимся специальных стипендий для обучения за рубежом, а также прием иностранных обучающихся, педагогических и научных работников в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности, в том числе в рамках международного академического обмена».
Также всем обучающимся предоставляются академические права на направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные и научные организации, включая и зарубежные (Ст. 34 Гл. 4 Закона «Об образовании в Российской Федерации»).
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) установлен такой целевой ориентир развития системы образования как формирование инфраструктуры и институциональных условий академической мобильности студентов и преподавателей.
Таким образом, нормативная база для академической мобильности в целом сформирована. Основные проблемы по реализации и расширению академической
мобильности возникают на институциональном уровне. Это, прежде всего, низкая информированность потенциальных участников программ академических обменов — как среди иностранных, так и среди российских вузов, и, как следствие, невысокие показатели по количеству участников мобильности. Кроме того, отсутствуют четкие критерии эффективности тех или иных форм академической мобильности для образовательной и научной деятельности и карьеры. Еще одна проблема — языковые барьеры, мешающие как российским, так и зарубежным студентам.
Двухсторонние соглашения о сотрудничестве в сфере образования у России заключены более чем с 70 странами мира [2]. Большая часть действующих соглашений направлена на поддержку академических и молодежных обменов. Но совершенно очевидно, что количество международных соглашений в области образования, науки и культуры для достижения поставленных стратегических целей России должно увеличиваться, а ряд соглашений о научно-техническом сотрудничестве, предусматривающих академические обмены и совместные научные исследования, должны быть обновлены. Обновление базы двусторонних соглашений с зарубежными странами будет способствовать расширению академической мобильности и реализации политики «мягкой силы» Российской Федерации. В сегодняшних условиях, когда сотрудничество со странами дальнего и ближнего зарубежья по целому ряду стратегических направлений сворачивается, сотрудничество в области образования, расширение академической мобильности, становится одним из важнейших направлений внешнеполитической деятельности России.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Модели интеграции российского образования в мировую образовательную систему. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2006.
[2] РИА Новости. URL: http://ria.ru/society/20141003/1026781173.html#ixzz3Fjcv62Bn.
ON THE ISSUE OF ACADEMIC MOBILITY
G.A. Krasnova, N.V. Syulkova
The Insitute of International Programms Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
The article covers the relevant international legal instruments governing the recognition of foreign documents on education and promoting academic mobility.
Key words: academic mobility, internationalization of the formation, the recognition of foreign documents on education.
REFERENCES
[1] Modeli integratsii rossiyskogo obrazovaniya v mirovuyu obrazovatel'nuyu sistemu. Moskva. Izdatel'stvo Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. 2006.
[2] RIA Novosti. URL: http://ria.ru/society/20141003/1026781173.html#ixzz3Fjcv62Bn.