Научная статья на тему 'К вопросу Об административно-правовом характере профессиональной деятельности врача'

К вопросу Об административно-правовом характере профессиональной деятельности врача Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
267
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / DOCTORAL ACTIVITY / PUBLIC LAW / STATE CONTROL (SUPERVISION) / GOVERNMENT SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сучкова Татьяна Евгеньевна, Сучков Андрей Викторович

На современном этапе развития медицинской науки и практики все более пристальное внимание уделяется вопросам правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении врачебной деятельности. К числу наиболее спорных и противоречивых вопросов в сфере правового регулирования медицинской деятельности относятся вопросы определения отраслевой принадлежности правоотношений, возникающих при оказании врачами квалифицированной медицинской помощи. В статье автор обозначает и тщательно исследует административно-правовые критерии, характеризующие врачебную деятельность. По мнению автора, сферу оказания врачебной помощи гражданам в Российской Федерации следует рассматривать в качестве объекта административно-правового регулирования. Соответственно, врачебную квалифицированную помощь гражданам необходимо признать деятельностью по оказанию государственных услуг, которая регламентирована административно-правовыми нормами и осуществляется под контролем компетентных органов исполнительной власти (Росздравнадзором и его территориальными органами).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of administrative and legal nature of the professional activities of doctor

At the present stage of development of medical science and practice more and more attention is paid to the legal regulation of carrying out medical activities relations. Among the most contentious and controversial issues arising in the field of legal regulation of medical activity, issues include the definition of industry sector of legal relations arising in the provision of skilled care physicians. The author indicates carefully examines the legal and administrative criteria that characterize medical practice. The author believes that the provision of medical care to citizens of the Russian Federation should be viewed as an object of administrative and legal regulation. Accordingly, qualified medical assistance to the citizens need to recognize the activities of public service, which is regulated by administrative law and is carried out under the supervision of the competent authorities of the executive power (RZN and its territorial bodies).

Текст научной работы на тему «К вопросу Об административно-правовом характере профессиональной деятельности врача»

6. C. Z. Apostolova Diskussionnye aspekty ugolovno-pravovoj harakteristiki huliganstva v redakcii FZ ot 24.07.2007g. № 211-FZ [Controversial aspects of criminal-legal characteristics of bullying in the wording of Federal law of 24.07.2007 № 211-FZ] // Rossijskij sledovatel' - Russian investigator. 2007, No. 24, pp. 23-26.

7. The Russian Federation. The resolution of the Plenum of the Supreme Court. About court practice on criminal cases about hooliganism and other crimes committed by hooligan motives: [the resolution adopted by the Plenum of the Supreme court on 15 November 2007, No. 45: revision of November 15, 2007] / / Russian Newspaper - Federal issue. 2007, November 21. (in Russ.)

8. The criminal code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63-FZ (as amended on 13.07.2015., with am. from 16.07.2015, preface 25.07.2015). Access from Ref.- legal system "ConsultantPlus". (in Russ.)

УДК 342.95

Т. Е. Сучкова, А. В. Сучков

К вопросу об административно-правовом характере профессиональной деятельности врача

На современном этапе развития медицинской науки и практики все более пристальное внимание уделяется вопросам правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении врачебной деятельности. К числу наиболее спорных и противоречивых вопросов в сфере правового регулирования медицинской деятельности относятся вопросы определения отраслевой принадлежности правоотношений, возникающих при оказании врачами квалифицированной медицинской помощи.

В статье автор обозначает и тщательно исследует административно-правовые критерии, характеризующие врачебную деятельность. По мнению автора, сферу оказания врачебной помощи гражданам в Российской Федерации следует рассматривать в качестве объекта административно-правового регулирования. Соответственно, врачебную квалифицированную помощь гражданам необходимо признать деятельностью по оказанию государственных услуг, которая регламентирована административно-правовыми нормами и осуществляется под контролем компетентных органов исполнительной власти (Росздравнадзо-ром и его территориальными органами).

At the present stage of development of medical science and practice more and more attention is paid to the legal regulation of carrying out medical activities relations. Among the most contentious and controversial issues arising in the field of legal regulation of medical activity, issues include the definition of industry sector of legal relations arising in the provision of skilled care physicians.

The author indicates carefully examines the legal and administrative criteria that characterize medical practice. The author believes that the provision of medical care to citizens of the Russian Federation should be viewed as an object of administrative and legal regulation. Accordingly, qualified medical assistance to the citizens need to recognize the activities of public service, which is regulated by administrative law and is carried out under the supervision of the competent authorities of the executive power (RZN and its territorial bodies).

Ключевые слова: врачебная деятельность, публично-правовые нормы, государственный контроль (надзор), государственные услуги.

Keywords: doctoral activity, public law, state control (supervision), government services.

К числу конституционно охраняемых и защищаемых ценностей в Российской Федерации относится право на охрану здоровья и медицинскую помощь как неотъемлемое благо, принадлежащее человеку от рождения. Данное положение закреплено в ст. 41 Конституции [1] и является одним из важнейших элементов социальной политики государства, направленной на достижение стабильно высокого уровня благосостояния человека.

В целях практической реализации данного конституционного положения все чаще поднимается вопрос о необходимости становления в Российской Федерации правовой медицины -«медицины, которая безоговорочно соответствует действующим законам, принятым стандартам оказания медицинской помощи, юридическим и деонтологическим требованиям» [2]. Более того, в сфере внимания юристов, занимающихся теоретическими разработками и практической правоприменительной деятельностью в сфере осуществления медицинской деятельности, оказываются не только проблемы определения правовых критериев качественности медицинской по-

© Сучкова Т. Е., Сучков А. В., 2015

мощи [3], но и особенности привлечения врачей, иных медицинских работников в случае ненадлежащего оказания медицинской помощи к юридической ответственности [4].

Вместе с тем, ведя речь о правовых характеристиках медицинской деятельности, в качестве административно-правового признака врача, на наш взгляд, следует признать наличие у него права на оказание квалифицированной медицинской помощи как самостоятельного вида государственных услуг, выделенных в ходе административной реформы в сфере здравоохранения.

Произошедшие за последние два десятилетия в нашей стране экономические и социальные изменения не могли не повлиять на представления общества о способах реализации социальной функции государства. Концепция сервисного характера публичного управления, зародившаяся в конце ХХ в. в странах Западной Европы и США и воспринятая в Российской Федерации, предполагает толкование государства в качестве «общественно-политической системы, направленной на обслуживание публичных интересов» [5], когда основной функцией публичной власти является обеспечение предоставления обществу или индивиду публичных услуг.

Современное законодательство Российской Федерации, сформировавшееся под воздействием административной реформы, включает в себя большое количество нормативных актов, регулирующих оказание государственных услуг [6]. При этом, в соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [7], оказание государственных услуг рассматривается в качестве типизированной функции федерального агентства, включающей в себя предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами (подп. «д» п. 2).

В частности, вопросы нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения, в том числе в сфере оказания государственных услуг в указанной сфере, включая оказание медицинской помощи и организацию оказания медицинской помощи, входили в перечень полномочий как функционировавшего в период с 2004 по 2012 г. Министерства здравоохранения и социального развития РФ [8], так и существующего в настоящее время Министерства здравоохранения РФ [9]. При этом осуществление функции по оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи), было возложено на Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию [10], а с 2008 г. - на Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) [11].

Административно-правовую природу врачебной деятельности подчеркивает тот факт, что осуществление врачебного вмешательства регламентируется публично-правовыми нормами [12].

Как известно, юридическим обоснованием врачебного вмешательства может быть либо наличие данной услуги в перечне медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с Программами государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам РФ на соответствующий год, либо заключение гражданско-правового договора на оказание медицинских услуг.

И в том и в другом случае врач при оказании профессиональной помощи обязан действовать в соответствии со стандартами медицинской помощи. Согласно Определению Верховного суда РФ данные стандарты медицинской помощи «устанавливаются компетентным органом государственной власти и представляют собой обязательные требования, предъявляемые к оказанию медицинской помощи применительно к определенным видам медицинской помощи либо конкретным болезням (группам болезней)» [13].

Заключение договора между пациентом и медицинским учреждением по поводу оказания медицинской помощи также носит публично-правовой характер, так как такой договор, по сути, порождает комплекс административных прав и обязанностей врача, определенных соответствующим стандартом медицинской помощи, который утверждается Приказом Минздрава РФ.

Кроме того, на административно-правовую природу оказания медицинской помощи указывает осуществление государственного контроля (надзора) за данным видом врачебной деятельности.

Так, предметом государственного контроля является проведение проверок организации и осуществления федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, организации и осуществления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья граждан, а 110

также осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности [14].

Также, в соответствии с п. «в» ч. 1 «Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 1152 [15], предусматривается государственный контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи. В соответствии с п. 16 Приказа Минздрава РФ от 21 декабря 2012 г. № 1340н [16] при проведении проверок соблюдения стандартов медицинской помощи подлежат оценке соблюдение выполнения медицинских услуг в зависимости от усредненных показателей частоты и кратности их применения, а также обоснованность назначения медицинских услуг, лекарственных препаратов и компонентов крови.

Функции по контролю за соблюдением стандартов медицинской помощи в соответствии с п. «а» ч. 4 Постановления Правительства от 12 ноября 2012 г. № 1152 и п. 5.1.3.8 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 323 [17] возлагаются на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

Приказом Минздрава России от 23.01.2015 г. № 12н [18] утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок применения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. В соответствии с п. 6 данного документа предметом государственного контроля является применение осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

При этом проведение в рамках государственного контроля проверок соблюдения стандартов медицинской помощи предусмотрено для всех без исключения субъектов, имеющих право осуществления медицинской (в том числе врачебной) деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, оказание врачом квалифицированной медицинской помощи следует признать деятельностью по оказанию государственных услуг, которая, во-первых, регламентирована административно-правовыми нормами и, во-вторых, осуществляется под контролем компетентных органов исполнительной власти (Росздравнадзором и его территориальными органами).

Раскрывая административно-правовую природу оказания врачом квалифицированной медицинской помощи, нельзя не отметить позицию ученых-цивилистов по этому вопросу. Так, по мнению И. Г. Галя, медицинские (в том числе - врачебные) услуги, обладая значительной спецификой, так как связаны с жизнью и здоровьем человека, являются частным случаем возмездного оказания услуг в соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ [19] и, соответственно, регулируются гражданско-правовыми нормами.

В подтверждение своей точки зрения автор приводит позицию Конституционного суда РФ по этому вопросу, согласно которой «право на медицинскую помощь включает в себя право на получение (медицинских) услуг, которое не входит в гарантированный объем бесплатных медицинских услуг, предоставляемых в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи... и принимаемых на ее основе территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, а осуществляется на возмездной основе» [20]. Из этого положения И. Г. Галь делает вывод о том, что «возмездное оказание медицинских услуг представляет собой договорное гражданско-правовое отношение», следовательно, «безвозмездные медицинские услуги входят в содержание медицинской помощи, но к услугам, несмотря на название, не относятся» [21].

По нашему мнению, такую позицию следует признать неверной, поскольку вопрос публичного или частно-правового характера правового регулирования деятельности по оказанию услуги ни в коей мере не зависит от источника ее финансирования.

В соответствии со ст. 20 «Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ» [22] граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь. При этом перечень заболеваний и состояний, при которых медицинская помощь оказывается бесплатно, категории граждан, имеющие право на бесплатную медицинскую помощь, а также средние нормативы объема медицинской помощи в расчете на одного гражданина определяются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 г. № 1273 «О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [23].

Наряду с этим, во исполнение положений ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, источниками финансового обеспечения Программы называются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования [24].

Иными словами, Конституцией РФ предусматривается двухканальная система финансирования медицинских учреждений: целевые бюджетные отчисления и перечисления части единого социального налога, уплачиваемого работодателями из фондов заработной платы, в виде страховых взносов в ФОМС (для неработающего населения в качестве страхователей выступают органы государственной власти всех уровней). Поэтому при оказании гражданину медицинской помощи в соответствии с перечнем медицинских услуг, предусмотренных Программами, следует говорить о том, что они (услуги) бесплатны для гражданина, при этом денежные средства за оказанные медицинские услуги перечисляются медицинскому учреждению из соответствующего фонда ОМС.

Таким образом, медицинская услуга, предоставленная в рамках Программ государственных гарантий, бесплатная для гражданина, de facto имеет возмездный характер, как и медицинская услуга, предоставленная гражданину за плату в соответствии с договором между медицинским учреждением и гражданином.

Следовательно, «бесплатной» медицинской услуги, то есть услуги без встречного предоставления, в действительности нет, имеются медицинские услуги, оплаченные государством из средств ФОМС по определенным ежегодно утверждаемым тарифам, и медицинские услуги, оплаченные за счет личных средств граждан.

Итак, оказание врачом квалифицированной медицинской помощи следует признать деятельностью по оказанию государственных услуг, регламентированной административно-правовыми нормами и осуществляемой под контролем компетентных органов исполнительной власти. При этом одним из административно-правовых признаков врача следует признать наличие у него права оказания квалифицированной медицинской помощи как самостоятельного вида государственных услуг, выделенного в ходе административной реформы в сфере здравоохранения.

Примечания

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Сергеев Ю. Д., Павлова Ю. В., Каменская Н. А. Проблема ненадлежащего врачевания - в центре внимания профессионального сообщества / / Медицинское право. 2014. № 6. С. 9-13.

3. Сучкова Т. Е. К вопросу о квалифицирующих признаках врачебной ошибки // Медицинское право. 2014. № 6. С. 41-44.

4. Например: Сучков А. В. К вопросу о противоречивости оснований квалификации преступных деяний медицинских работников при исполнении профессиональных (должностных) обязанностей по статье 293 УК РФ «Халатность» // Медицинское право. 2013. № 6. С. 40-48; Сучкова Т. Е. Административная ответственность медицинских работников за ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей // Медицинское право. 2011. № 4. С. 48-56.

5. Бакунина Л. Т., Шишкин А. А. Публичные услуги в социальной сфере // Бизнес в законе. 2012. № 3. С. 61-64.

6. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 7007; Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014 г., с изм. от 08.03.2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г.) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.

7. Указ Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314 (ред. от 22.06.2010 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

8. П. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 321 (ред. от 02.05.2012 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2012 г.) // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2898. Документ утратил силу.

9. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 г. № 608 (ред. от 03.06.2015 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015 г.) // СЗ РФ. 2012. № 26. Ст. 3526.

10. П. 4 Постановления Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 165 (ред. от 02.11.2007 г.) «Вопросы Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1457. Документ утратил силу.

11. П. 13 Указа Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2290.

12. Например: допуск к деятельности в сфере здравоохранения (сертификация специалистов, лицензирование) субъектов предпринимательской деятельности в сфере оказания профессиональной медицинской помощи и врачей, работающих в медицинских учреждениях на основании трудового договора.

13. Определение Верховного суда РФ от 31.07.2014 г. № АПЛ14-302 Об оставлении без изменения решения Верховного суда Российской Федерации от 09.04.2014 г., которым был признан недействующим Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.09.2007 г. № 582 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом». Допуск из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был. Дата обращения 22.11.2014.

14. Приказ Минздрава России от 23.01.2015 г. № 13н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по проведению проверок организации и осуществления федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, осуществления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья граждан, а также осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru 04.03.2015

15. Постановление Правительства РФ от 12.11.2012 г. № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» // Российская газета. 2012. 16 ноября.

16. Приказ Минздрава России от 21.12.2012 г. № 1340н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» // Российская газета. 2013. 26 июня.

17. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 323 (ред. от 27.12.2014 г.) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения» // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2900.

18. Приказ Минздрава России от 23.01.2015 г. № 12н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок применения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи» / / Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru 02.03.2015

19. Галь И. Г. Обязательства по оказанию услуг: проблемы теории и практики // Российский судья. 2013. № 3. С. 13-17.

20. Определение Конституционного суда РФ от 06.06.2002 г. № 115-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав п. 2 ст. 779 и п. 2 ст.782 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного суда РФ. 2003. № 1.

21. Галь И. Г. Указ. соч.

22. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 08.03.2015 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

23. Постановление Правительства РФ от 28.11.2014 г. № 1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // СЗ РФ. 2014. № 49 (ч. VI). Ст. 6975.

24. Там же.

Notes

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 No. 2-FKZ, from 21.07.2014 No. 11-FKZ) // Coll. of laws of the Russian Federation. 2009, No. 4, art. 445. (in Russ.)

2. Sergeev Y. D., Pavlova, Y. V., Kamenskaya N. A. Problema nenadlezhashchego vrachevaniya - v centre vnimaniya professional'nogo soobshchestva [Problem of inadequate healing - the center of attention of the professional community] // Medicinskoe pravo - Medical law. 2014, No. 6, pp. 9-13.

3. Suchkova T.E. K voprosu o kvalificiruyushchih priznakah vrachebnoj oshibki [To the question of qualifying the signs of a medical error] // Medicinskoe pravo - Medical law. 2014, No. 6, p. 41-44.

4. For example: Suchkov A. V. K voprosu o protivorechivosti osnovanij kvalifikacii prestupnyh deyanij medicinskih rabotnikov pri ispolnenii professional'nyh (dolzhnostnyh) obyazannostej po stat'e 293 UK RF «Halatnost'» [To the question of inconsistency of the grounds of unlawful acts of medical personnel in the performance of professional (official) duties under article 293 of the RF criminal code "Negligence"] // Medicinskoe pravo - Medical law. 2013, No. 6, pp. 40-48; Suchkova T.E. Administrativnaya otvetstvennost' medicinskih rabotnikov za

nenadlezhashchee ispolnenie svoih professional'nyh obyazannostej [Administrative liability of medical staff for improper performance of their professional duties] // Medicinskoe pravo - Medical law. 2011, No. 4, pp. 48-56.

5. Bakunina L. T., Shishkin A. A. Publichnye uslugi v social'noj sfere [Public service in the social sphere] // Biznes v zakone - Business in law. 2012, No. 3, pp. 61-64.

6. Federal law of 28.12.2013 № 442-FZ (edition of 21.07.2014) "On fundamentals of social servicing of citizens in the Russian Federation" / / Coll. of laws of the Russian Federation. 2013, No. 52 (part I), art. 7007. Budget code of the Russian Federation of 31.07.1998 № 145-FL (as amended as of 26.12.2014, with am. from 08.03.2015) (with am. And add. effect from 01.03.2015) // Coll. of laws of the Russian Federation. 1998, No. 31, art. 3823; Federal law of 27.07.2010 № 210-FZ (as amended on 31.12.2014) "On organization of rendering state and municipal services" // Coll. of laws of the Russian Federation. 2010, No. 31, art. 4179. (in Russ.)

7. The decree of the President of the Russian Federation dated 9.03.2004 № 314 (as amended on 22.06.2010) "About system and structure of Federal Executive authorities" // Coll. of laws of the Russian Federation. 2004, No. 11, art. 945. (in Russ.)

8. P. 1 of Resolution of the Government of the Russian Federation of 30.06.2004 № 321 (amended on 02.05.2012) "About the approval of Resolution about Ministry of health and social development of the Russian Federation" (with amend. and add. Came in force from 01.07.2012.) / / Coll. of laws of the Russian Federation. 2004. No. 28, art. 2898. The document was null and void. (in Russ.)

9. The decree of the Government of the Russian Federation of 19.06.2012 № 608 (edited on 03.06.2015) "About the approval of Resolution about Ministry of health of the Russian Federation" (with amend. and add. came in force from 01.07.2015.) / / Coll. of laws of the Russian Federation. 2012. No. 26, art. 3526. (in Russ.)

10. Item 4 of the Decree of the Government of the Russian Federation of 06.04.2004, No. 165 (amended on 02.11.2007) "Questions of Federal Agency of healthcare and social development" // Coll. of laws of the Russian Federation. 2004. No. 15, art. 1457. The document was null and void. (in Russ.)

11. P. 13 of the Decree of the President of the Russian Federation dated 12.05.2008 № 724 "Questions of system and structure of Federal Executive authorities" // Coll. of laws of the Russian Federation. 2008. No. 20, art. 2290. (in Russ.)

12. For example: access to activities in the field of health (certification, licensing) of subjects of entrepreneurial activity in sphere of rendering of professional medical care and doctors working in medical institutions on the basis of the employment contract.

13. The definition of the Supreme court of the Russian Federation from 31.07.2014 No. APL-302 About leaving without changes the decision of the Supreme court of the Russian Federation dated 09.04.2014, which recognized the Order of Ministry of health and social development of the Russian Federation dated 11.09.2007. № 582 "On approval of the standard medical care for patients with insulin-dependent diabetes mellitus" as invalid. Admission of ref.-legal system "ConsultantPlus". The document was not published. Date of application 22.11.2014. (in Russ.)

14. The order of the MoH of Russia from 23.01.2015 No. 13h "On approval of Administrative regulations of Federal service on supervision in sphere of public health for the state function on carrying out checks of the organization and implementation of Federal Executive authorities and Executive authorities of subjects of the Russian Federation departmental control of the quality and safety of medical activity, the implementation of Federal Executive authorities, Executive authorities of subjects of the Russian Federation and bodies of local self-government bodies exercising powers in the sphere of protection of health of citizens, as well as carrying out medical activity by the organizations and individual entrepreneurs of internal control of the quality and safety of medical activity" // Official Internet portal of legal information. Available at: www.pravo.gov.ru 04.03.2015 (in Russ.)

15. The Decree of the Government of the Russian Federation of 12.11.2012 № 1152 "On approval of regulation on state control of quality and safety of medical activity" // The Russian newspaper. 2012, November 16. (in Russ.)

16. The Order of Ministry of health of Russia from 21.12.2012, № 1340h "About approval of the procedure for organizing and conducting departmental quality control and safety of medical activity" // The Russian newspaper. 2013, June 26. (in Russ.)

17. The Decree of the Government of the Russian Federation dated 30.06.2004 No. 323 (amended 27/12/2014) "On approval of the Regulations on the Federal service for supervision in the sphere of health care" / / Coll. of laws of the Russian Federation. 2004. No. 28, art. 2900. (in Russ.)

18. The Order of the MoH of Russia from 23.01.2015 No. 12h "On approval of Administrative regulations of Federal service for supervision in the sphere of health in the execution of the state function on implementation of state control over the quality and safety of medical activity through inspections of the application engaged in medical activities by the organizations and individual entrepreneurs orders of rendering medical care and standards of medical care" / Official Internet portal of legal information. Available at: www.pravo.gov.ru 02.03.2015 (in Russ.)

19. I. G. Gaal Obyazatel'stva po okazaniyu uslug: problemy teorii i praktiki [Commitment to provide services: problems of theory and practice] // Rossijskijsud'ya - Russian judge. 2013, No. 3, pp. 13-17.

20. The determination of the constitutional court of the Russian Federation dated 06.06.2002 № 115-O "About refusal in admission for consideration of the complaint of citizen Martynova Eugenia Zakharovna on the infringement of her constitutional rights paragraph 2 of article 779 and paragraph 2 of article 782 of the Civil code of the Russian Federation" / / Herald of the constitutional court of the Russian Federation. 2003, No. 1. (in Russ.)

21. Gaal I. G. Op. cit.

22. Federal law of the Russian Federation of 21.11.2011 № 323-FZ (amended on 08.03.2015) "On fundamentals of citizens' health protection in the Russian Federation" // Coll. of laws of the Russian Federation. 2011. No. 48, art. 6724. (in Russ.)

23. The Decree of the Government of the Russian Federation from 28.11.2014 No. 1273 "About the Program of state guarantees of free rendering to citizens of medical care for 2015 and on planning period 2016 and 2017" // Coll. of laws of the Russian Federation. 2014. No. 49 (part VI), art. 6975. (in Russ.)

24. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.