Научная статья на тему 'К вопросу об адаптации студентов к обучению в вузе'

К вопросу об адаптации студентов к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СУБЪЕКТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. / ADAPTATION / DIFFICULTIES IN STUDIES / SUCCESSION / FORMATION OF A PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чичканова И. Н.

В данной статье выявляются причины трудностей, возникающие при обучении в вузе, особенности адаптации к вузовским условиям обучения. По мнению автора, преемственность в содержательном и процессуально-действенном компонентах на разных этапах обучения способствует субъектному становлению личности студента вуза, а значит, успешному протеканию адаптации к вузовским условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF STUDENTS TO THE STUDY IN AN ESTABLISHMENT OF HIGHER EDUCATION

The article reveals the reasons of difficulties that are met by the students during their getting higher education and the peculiarities of the adaptation to the conditions of study in a university. According to the author, succession in the substantial and processual-efficient components of study helps to form the personality of a university student and encourages successful adaptation to the conditions of a university.

Текст научной работы на тему «К вопросу об адаптации студентов к обучению в вузе»

классов. Низкий уровень знаний демонстрируют 50% учащихся начальных классов, 68% учащихся средних классов, 60% учащихся старших классов.

Полученные результаты говорят о доминировании низкого и среднего уровней знаний учащихся по истории и современности страны, края и города. Причины невысоких результатов кроются в том, что в образовательных учреждениях воспитательная работа по гражданскому воспитанию не всегда носит системный характер. В последние годы резко снизился воспитательный потенциал таких ведущих институтов воспитания, как семья, учреждения культуры, спорта, социальной защиты. Ослаблен педагогический потенциал средств массовой информации, литературы и искусства. Кроме этого, социальный фонд воспитания детей и молодежи в современной России продолжает оставаться неблагоприятным, что обуславливается как общими негативными тенденциями развития современной цивилизации в целом, так и состоянием российского социума.

Таким образом, в образовательных учреждениях и других социальных институтах должна строиться целенаправленная работа по гражданскому воспитанию школьников. Образовательное учреждение любого типа и вида может конкретизировать представленные общие задачи для более полного достижения гражданско-патриотического идеала с учетом региональных условий и особенностей воспитательной системы учреждения образования.

В основе программы гражданско-патриотического воспитания должны лежать следующие методологические подходы: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую

ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни школьника и таким образом противостоять моральному релятивизму социальной среды.

Системно-деятелъностный подход является определяющим в воспитании школьников. Один из основателей системно-деятельностного подхода - А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие детьми и подростками ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

Развивающий подход дает принципиальное понимание системно-деятельностной технологии гражданского развития школьника. Процесс воспитания технологически начинается с определенной ценности и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в «реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка». В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной гражданской установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы и принимаемы.

В заключение хотелось бы отметить, что изложенное обозначает лишь некоторые аспекты гражданского воспитания детей, подростков и молодежи в условиях образовательного учреждения.

Библиографический список

1. Кондаков, А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. -2009. - № 9.

2. Ворожищева, Е.В. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к гражданскому воспитанию дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2010.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

УДК 373

И.Н. Чичканова, канд. пед. наук, доц. ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: artpav-71@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

В данной статье выявляются причины трудностей, возникающие при обучении в вузе, особенности адаптации к вузовским условиям обучения. По мнению автора, преемственность в содержательном и процессуально-действенном компонентах на разных этапах обучения способствует субъектному становлению личности студента вуза, а значит, успешному протеканию адаптации к вузовским условиям.

Ключевые слова: адаптация; трудности в обучении; преемственность; субъектное становление личности.

При поступлении в вуз каждый первокурсник сталкивается с противоречиями между содержанием, средствами, формами, методами обучения в школе и в высшем учебном заведении; между субъективными ожиданиями, запросами и объективно необходимым поведением в условиях нового статуса. Это закономерно, т.к. оказываясь в новой ситуации социального развития, студент не имеет (и не может иметь) достаточных представлений об изменившихся условиях педагогического процесса, об установках и требованиях, объективных и субъективных трудностях, о новом этапе жизни в целом.

От оперативности их разрешения зависит успешность адаптации к новым условиям обучения. Ее суть заключается не в том, чтобы вчерашнему выпускнику школы значительно облегчить условия адаптации к вузу, а в том, чтобы при разумных затратах времени и сил добиться оптимума его развития, т.к. адаптация должна выполнять мобилизующие функции.

Адаптация - (латинск. аd - к; ар1и - пригодный; ар1айо -прилаживание; позднелатинское - adaptatio - приспособление) - совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиям [1].

Адаптация личности к социальным условиям, следовательно, к профессиональным условиям - весьма сложное и многоаспектное явление, исследование которого проводится по многим направлениям. Изучение ее социологического аспекта прямо или косвенно осуществлялось в работах социологов Э. Дюркгейма, Г. Тарда, Дж. Мида. Первые исследования в области профессионального педагогического образования по данной проблеме были проведены отечественными психологами П.А. Просецким, М.И. Педоянсом в 50-70-е годы. В современной педагогике вопросы адаптации рассмотрены в работах В.Т. Хорошко, А.Д. Андреевой, В.А. Сластенина, А.Г. Мороза, С.М. Годника и других.

Существует несколько точек зрения на характер протекания процесса адаптации. Первая - адаптация есть лишь при-норавливание к новым условиям, адаптироваться, значит освоиться, привыкнуть. Так, в частности, Д.А. Андреева считает, что адаптация есть «преодоление затруднений через привыкание» [2, с. 4]. Вторая - человек, адаптируясь в новой социальной среде, активно взаимодействует с ней.

Исследования, проведенные Н.В. Соловьевой, доказывают, что без специальной целенаправленной работы период адаптации студентов к условиям обучения в вузе может растягиваться до двух лет [3]. На необходимость активного поведения в изменившейся ситуации указывает В.Т. Хорошко, понимая под адаптацией процесс оптимального и активного приспособления студентов к новым вузовским условиям обучения и воспитания посредством организации и самоорганизации деятельности студентов, специально направленной для осуществления данного процесса [4]. Все это требует от индивида осознания специфики новых условий, необходимой активности и творческого подхода к построению своей жизнедеятельности.

Теоретической моделью, позволяющей убедиться в необходимости активного участия личности в адаптации к предметной, а значит и к познавательной деятельности, может служить понимание связи свойств человека как личности и его же свойств как субъекта деятельности, сформулированное Б.Г. Ананьевым в работе «Человек как предмет познания». Он отмечает, что субъект всегда личность, а личность всегда субъект, но субъект не только личность, а личность не только субъект, что «совпадение личности и субъекта относительно даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность - совокупностью общественных отношений» [5, с. 141].

Анализ и обобщение литературных источников, опыта практической деятельности показывает, что без активного самоизменения личности успех адаптации к предметной деятельности не может быть обеспечен.

Для успешного протекания адаптации выпускников школы к вузовским условиям необходима система мер со стороны руководства образовательным процессом. Преподавателям необходимо знать содержание и технологии образования на каждом этапе обучения, отчетливо представлять, какие трудности переживают студенты, оказавшись в изменившихся условиях, какие потребности побуждает вузовская среда, что нужно изменить, чтобы она не казалась враждебной для них, какие ценности нужно привить, обеспечивая творческую адаптацию, что ожидают студенты от учебы в вузе.

Система ожиданий, по мнению С.М. Годника, «фокусирует потребности и мотивы личности, как бы программирует ее притязания и ценностные ориентации, из которых, в свою

очередь, вытекают установки на такую деятельность, которая способствует осуществлению ожиданий, представляет максимальные возможности для реализации потребностей на высшем уровне притязаний» [6, с. 77].

Выпускникам школ, успешно преодолевшим конкурсный отбор по результатам единого государственного экзамена, был задан вопрос: «Что вы ожидаете от учебы в вузе?». Анализ полученных ответов показал, что студенты настроены максимально использовать возможности вуза, готовы приобретать новые знания, необходимые для профессионального становления. Их ответы на тот же вопрос, но после двухмесячного обучения в вузе показывают, что они хотели бы сохранить в вузе все то лучшее, что было во время обучения в школе. Таким образом, ожидания вчерашних школьников преемственны с будущим, а ожидания студентов вуза, в определенной мере, обращены в прошлое.

Это можно объяснить, выявив особенности «вхождения» первокурсников в вузовскую среду. Студентам было предложено ответить на вопросы: 1) Отличается ли учебная деятельность в вузе от учебной деятельности в предшествующем учебном заведении? 2) Подготовило ли ранее оконченное учебное заведение к обучению в вузе? 3) Испытываете ли Вы трудности, связанные с учебной деятельностью в вузе?

Так 73% первокурсников ответили, что учебная деятельность в вузе достаточно отличается от учебной деятельности в предыдущем учебном заведении (в школе), 21,1% студентов указали на то, что часто испытывают трудности, связанные с учебной деятельностью, 52,7% респондентов ответили - не часто, но и не редко. Фактически три четверти студентов испытывают различного рода трудности и не могут сразу полноценно включиться в учебный процесс в вузе. Это обусловлено несоответствием между личностными возможностями студентов и требованиями педагогического процесса в вузе.

При переходе из школы в вуз изменяются статус студентов; цели, задачи, установки, требования к образованию студентов; учебные планы, содержание, формы, методы педагогического процесса; профессиональная квалификация преподавателей и педагогического коллектива в целом. Это приводит к возникновению трудностей при овладении новыми видами учебной деятельности.

С.М. Годник трактует трудности студентов как субъективное ощущение недостаточности условий, необходимых для разрешения противоречий при переходе с одной ступени на другую [6, с. 126]. При наличии педагогических условий, разрешающих эти противоречия, они являются движущими силами педагогического процесса, а при их отсутствии обостряющиеся противоречия чреваты возникновением стрессов и неуправляемых конфликтных ситуаций.

Кроме того, при поступлении в вуз трудности в обучении связаны с особенностью выработки динамического стереотипа. Сформировать заново нужную совокупность умений и навыков гораздо легче, чем перестраивать имеющуюся. Поступление выпускников школы в вуз и последующее их приспособление к новым формам и методам обучения является не столько процессом выработки нового стереотипа, сколько перестройки старого. Здесь сказывается явление интерференции (inter - взаимно, ferio - поражаю), которое состоит в том, что один тип обучения препятствует достижению результатов в другом типе обучения [1]. Сложившийся стереотип учебной деятельности при изменении условий не сразу поддается разрушению, а его перестройка требует значительных усилий. Действия и операции учебной деятельности, освоенные на

предшествующем этапе обучения, давали желаемые результаты (результаты единого государственного экзамена оказались достаточными для поступления в вуз), однако их перенос в условия высшего учебного заведения приводит к затруднениям, о чем свидетельствует невысокая результативность сдачи, а иногда и срывы во время первой сессии.

Известно, что субъект лишь тогда может быть удовлетворен учебной деятельностью, когда она осуществляется умело, с максимальной продуктивностью.

Осмысливая цели, задачи, содержание образования при переходе на вузовскую ступень, выпускники школ корректируют возникшие притязания и установки, их исходные притязания трансформируются в реальные ориентации, что способствует появлению стремления к непрерывному общекультурному и профессиональному развитию.

Соблюдение преемственности в содержании, формах, методах обучения на различных ступенях образования является основой взаимопонимания с обучающимися, стимулирования самореализации, самоутверждения личности в качестве подлинного субъекта педагогического процесса.

Понятие преемственность характеризует требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся на каждой ступени обучения, формам, методам и приемам объяснения нового материала и ко всей последующей работе по его усвоению. По мнению С.М. Годника [7, с.30], преемственность должна рассматриваться как последовательность опосредованного взаимодействия с учащимися, в которой развитие каждого нового этапа обучения и воспитания осуществляется

в диалектической связи с предшествующим, а также с целями и задачами формирования личности. В контексте нашего исследования «предшествующим» является процесс обучения в школе, статус школьника, а «новым» - обучение в вузе, статус студента высшего учебного заведения.

А.В. Брушлинский видит суть преемственности в том, что «каждая следующая стадия процесса [обучения] вырастает из предыдущей, являющейся ее внутренним условием, и потому все стадии неразрывно связаны между собой» [8, с. 95].

На основе многолетних исследований С.М. Годник установил, что каждому этапу преемственности соответствует свой цикл преобразований студентов, в этой связи он отмечает: «В практике учебно-воспитательного процесса обнаруживается определенная последовательность педагогических задач, которые должны определять программируемые этапы воспитания: на уровне объектной фазы студент воспринимает новые установки и требования, осваивает обязанности и виды деятельности, свойственные его новому статусу. На уровне субъектно-функциональной фазы становится субъектом выполнения функций своей социальной роли. На уровне субъекта учебно-воспитательного процесса становится активным его участником [6].

Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости целенаправленной работы по активному включению личности студента в процесс учебной деятельности в вузе. Решение данной проблемы будет способствовать значительному снижению трудностей в обучении и существенно повлияет на его мотивацию и результативность.

Библиографический список

1. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед наук СССР. - М.: Педагогика, 1983.

2. Андреева, Д.А. О понятии адаптация: Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество. - Л., 1978. Вып. III.

3. Соловьева, Н.В. Формирование умений самостоятельной работы слушателей подготовительных курсов как средство их адаптации в вузе: авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук. - Л., 1986.

4. Хорошко, В.Т. Основы организации процесса адаптации студентов к условиям вуза: дисс. ... канд. пед. наук. - Москва, 1979.

5. Ананьев, Б.Г. О преемственности в обучении // Советская педагогика. - 1953. - № 2.

6. Годник, С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. - Воронеж, 1981.

7. Годник, С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования: автореф. дисс. . д-ра пед. наук. - Москва, 1990.

8. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). - М.: Мысль, 1979.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

УДК 37:001.12/. 18

А.Ю. Арутюнян, канд. пед. наук, доц. ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: aarut2@yandex.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В КОНТЕКСТЕ НЕКОТОРЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

В статье познавательный интерес, рассматриваясь с позиций принципов диалектической детерминации, структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности в контексте разных исследовательских направлений, в русле которых интерес связывается с потребностями индивида, личностной направленностью и мотивационной сферой личности, предстает как своеобразное проявление природного и социального, индивидуального и общественного.

Ключевые слова: познавательный интерес, направленность личности, потребность, мотив, мотивация, мотивационная сфера личности.

Условно представим многочисленные точки зрения на вается с потребностями индивида, личностной направленно-сущность познавательного интереса в русле разных исследо- стью и мотивационной сферой личности. вательских направлений, в контексте которых интерес связы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.