Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ'

К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СРЕДА ОБИТАНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кубанова М.Я.

Работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме адаптации иностранных обучающихся к условиям обучения и проживания в России, на примере Северо-Кавказской государственной академии. С помощью аналитического обзора выделены ряд проблем адаптации иностранных обучающихся в российских вузах. Определены некоторые предпосылки для решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кубанова М.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES

The work is devoted to the current problem of adaptation of foreign students to the conditions of study and residence in Russia. universities on the example of the North Caucasus State Academy. With the help of an analytical review, a number of problems of adaptation of foreign students in Russian universities are identified. Some prerequisites for solving the identified problems have been identified.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ»

К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ

ВУЗАХ

М.Я. Кубанова, канд. экон. наук, доцент Северо-Кавказская государственная академия (Россия, г. Черкесск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-6-1-241-244

Аннотация. Работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме адаптации иностранных обучающихся к условиям обучения и проживания в России, на примере Северо-Кавказской государственной академии. С помощью аналитического обзора выделены ряд проблем адаптации иностранных обучающихся в российских вузах. Определены некоторые предпосылки для решения выявленных проблем.

Ключевые слова: проблемы адаптация, иностранные обучающиеся, среда обитания, социокультурная адаптация, социально-психологический климат, социализация обучающихся.

Одной из основных задач модернизации образования в вузах России является изучение адаптации обучающихся не только к учебному процессу, но и к выполнению непростой познавательной деятельности.

От того, насколько успешно проходит адаптационный процесс обучающихся к учебной деятельности, зависит результативность их интеллектуальной активности, общий жизненный тонус, уровень здоровья и работоспособность в целом [1].

Исследования адаптационного потенциала связаны главным образом с изучением внешних и внутренних факторов адаптации к обучению в вузе, познавательной деятельности, а также межличностным взаимодействиям.

На сегодняшний день актуальной тенденцией в системе высшего образования России можно назвать увеличение контингента иностранных обучающихся. Положительным аспектом данного факта является:

- взаимообогащение культур разных народов;

- расширение взаимопонимания между народами и странами;

- развитие экономической и политической толерантности;

- обмен современными инновационными технологиями и др.

Наряду с положительными моментами, уже на начальном этапе пребывания иностранных обучающихся в нашей стране,

отмечаются определенные проблемы. Одной из них является проблема адаптации к новой среде обитания.

Понятие «адаптация» взято из биологии и означает приспособление к окружающей среде (от латинского «adapto» - приспособляю [2]. Мы же рассмотрим адаптацию как социальный процесс освоения личностью новой жизненной ситуации, где взаимодействуют биологическая и социальная сфера.

Успешность обучения иностранных студентов и уровень их профессиональной подготовки во многом зависит от социокультурной адаптации в стране нахождения.

Проблемами адаптации иностранных обучающихся к условиям проживания и обучения в России занимались ряд отечественных ученых. Так, трудности обучения в российском вузе отражены в работе Т.Т. Канезиной [3]; проблемы адаптации иностранных обучающихся к учебной группе и создание социально-психологического климата в ней представлены в работах М.А. Ивановой, В.П. Трусова [4]; на национально-психологические особенности иностранных обучающихся указали в своих исследованиях М.А. Иванова [5].

С целью выявления насущных проблем адаптации иностранных обучающихся к условиям обучения и проживания в России проведено исследование на базе Северо-

Кавказской государственной академии (далее- СКГА).

Исследование проведено по разработанным анкетам, которые содержали вопросы социокультурной адаптации иностранных обучающихся. Также, анкета направлена прежде всего на выявление таких аспектов социокультурной адаптации иностранных обучающихся, как трудности в период проживания в России, основные проблемы в учебе в СКГА, а также опре-

На рис. 1 видно, что большинство иностранных обучающихся, участвовавших в анкетировании, обучаются на первом и втором курсах, поэтому можно допустить, что итоговые результаты опроса преимущественно отражают точку зрения той категории, которые живут в России 1 -3 года.

деленные сложности, с которыми они столкнулись в повседневной жизни в России.

В опросе приняли участие 45 респондентов. В опросе принимали участие иностранные обучающиеся разных курсов и институтов СКГА, что дает возможность понять с какими трудностями социокультурной адаптации сталкиваются и только что прибывшие, и те, кто живут в России уже несколько лет (таблица 1).

Судя по рисунку 2 большую часть опрошенных составляют студенты Института экономики и управления (ИЭиУ) и это не удивительно, так как наибольшее количество иностранных граждан обучаются в данном институте. Далее следует Юридический институт (ЮИ) и Инженерный институт (ИИ).

Таблица 1.

Перечень вопросов Варианты ответов Количество (%)

I. Какие трудности вы испытывали на начальном этапе обучения в СКГА? 1. Тяжело привыкнуть к другому климату и географическим условиям 38

2. Слабая подготовка по русскому языку 32

3. Сложно выполнять домашние задания, трудно понимать текст в учебниках 22

4. Сложности при покупке в магазине продуктов питания 8

II. Считаете ли вы необходимым изучать традиции России и подстраивать свой образ жизни под новые условия? 1. Да, для успешной адаптации в России надо корректировать образ жизни 80

2. Необязательно изучать традиции России 20

III. Чем занимаетесь во внеучебное время? 1. Прогулка по городу, поездка в ближайшие города 40

2. Изучение русского языка, чтение различной литературы 30

3. Занятие физической культурой и спортом 24

4. Проведение свободного времени в социальных сетях 6

IV. Что препятствует планомерному совершенствованию ваших знаний и умений 1. Нет никаких причин, ничего не мешает 40

2. Частые простудные заболевания 22

3. Преподаватели редко проводят индивидуальные консультации 20

4. Сложно найти друзей, не хватает общения 18

Рис. 1. На каком курсе вы обучаетесь?

Рис. 2. В каком институте вы учитесь?

Таким образом, по итогам проведенных исследований можно понять, что иностранные обучающиеся сталкиваются с разного рода трудностями при поступлении в российские вузы, в том числе и в СКГА. Для решения обозначенных проблем и успешной социальной адаптации, преподавателям СКГА необходимо больше времени, внимания уделять объясне-

нию учебного материала этой категории лиц; больше вовлекать их в различные общественные, оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, проводимые в СКГА. Также, использовать полученные в ходе опроса данные для целенаправленного выстраивания социальной среды СКГА и успешной социализации обучающихся.

Библиографический список

1. Пермяков, О. М. Адаптация обучающихся к образовательному процессу на занятиях физической культурой / Пермяков О. М., Бараковских К. Н. // Воспитательно-патриотическая и физкультурно-спортивная деятельность в вузах: решение актуальных проблем: сборник статей. - Тюмень, 2019. - С. 223-226.

2. Большой психологический словарь / под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. -М.: Прайм-Еврознак, 2007. - 672 с.

3. Капезина Т.Т. Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе // Наука. Общество. Государство. - 2014. - №1 (5). - С. 129-138. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/ 309740/#1

4. Иванова М.А., Титкова Н.А. Социологический портрет иностранного студента первого года обучения в вузе. - СПб., НПО ЦКТИ, 1993. - 62 с.

5. Иванова М.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб, 2001. - 40 с.

- nedazozunecKue HayKU-

ON THE QUESTION OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN RUSSIAN

UNIVERSITIES

M.Ya. Kubanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor North Caucasus State Academy (Russia, Cherkessk)

Abstract. The work is devoted to the current problem of adaptation of foreign students to the conditions of study and residence in Russia. universities on the example of the North Caucasus State Academy. With the help of an analytical review, a number of problems of adaptation of foreign students in Russian universities are identified. Some prerequisites for solving the identified problems have been identified.

Keywords: problems of adaptation, foreign students, habitat, socio-cultural adaptation, so-cio-psychological climate, socialization of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.