УДК 930(091)
Б01: 10.21779/2542-0313- 2017-32-2-20-25
А.И. Омаров, Э.О. Омарова
К вопросу о знаках отличия в армии имама Шамиля
Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Га-джиева, 43а; [email protected], [email protected]
Основной целью статьи является исследование такого важного элемента административной и военной организации горского теократического государства - имамата, как наградная система и знаки отличия. Внимательное изучение данного вопроса позволит получить более полное представление о том, как функционировала военно-административная система имамата. Определенное внимание уделено характеристике некоторых элементов военной организации горского государства. Дается краткий обзор последних публикаций, в которых в той или иной степени затрагивается история создания наградной системы и знаков отличия в имамате и ее функции. Материалы статьи дают возможность дифференцировать административно-должностные и военно-должностные знаки, определить различные степени знаков храбрости, знаков усердия, а также специфических знаков позора.
Внимание уделено вопросу определения статуса наибов. Некоторые из них имели право самостоятельно награждать отличившихся воинов.
Также изучается и военное обмундирование, принятое в имаматской армии, которое позволяло различать людей разных званий и должностей. Отмечается, что существовали именные поощрения в виде оружия, денег, скота, вещей, которые стимулировали мюридский корпус. Обращение к данной проблематике дает дополнительную информацию о многих военных событиях и внутренней жизни имамата, позволяет ощутить микроклимат, понять мировоззрение руководства и населения имамата.
Фактический материал, приведенный в статье, показывает, что дагестанские горцы были способны проводить самостоятельную политику и создали государство со всеми необходимыми структурами и учреждениями.
Ключевые слова: орден, медаль, имамат, знаки, армия, наиб, долность, администратор, государство, мюрид.
В истории русско-дагестанских взаимоотношений были длительные конфликтные периоды. Особое место занимает Кавказская война XIX века. Пожалуй, в отечественной историографии история народно-освободительного движения горцев 20-50-х гг. XIX века - одна из самых исследованных тем, которая в то же время оставляет массу возможностей для дальнейших научных изысканий.
Советские историки Н.И. Покровский, С.К. Бушуев, Р.М. Магомедов, В.Т. Гаджи-ев, Г.-А.Д. Даниялов, Х.Х. Рамазанов и другие внесли значительный вклад в процесс объективного освещения многих сложных, порой противоречивых узловых проблем движения горцев 20-50-х гг. XIX в. на Северо-Восточном Кавказе.
В несколько ином ключе исследовались проблемы, связанные с Кавказской войной XIX в., в трудах М.М. Блиева, В.В. Дегоева, В.Б. Виноградова и их последователей, которые весьма субъективно трактовали причины возникновения движения горцев 2050-х гг., считая главными из них якобы от природы свойственные горцам «хищничество», «набеговую экономику», низкий уровень общественного развития, отсутствие
своей государственности. Сама же борьба горцев за независимость низводилась до уровня локального сепаратистского движения. Большое количество критических публикаций и выступлений по этим позициям избавляет нас от необходимости их анализа, тем более, что это не является предметом исследования в данной статье. Определенное представление о состоянии проблемы дает недавняя публикация Н.Н. Гаруновой [1, с. 11].
В монографии Е.В. Великой, Н.Н. Великой развиваются идеи, заложенные кавказоведческой школой В.Б. Виноградова, о взаимодействии и взаимовоздействии горских народов и российского государства в разных сферах в процессе включения СевероВосточного Кавказа в состав Российской империи [2, с. 20-25].
Анализу роли и значения «набеговой системы» для горской экономики посвящена статья А.И. Омарова [3, с. 42-43].
Возвращаясь к основной теме, заметим, что создание горского государства (имамата) на значительной территории Дагестана и Чечни явилось большим политическим достижением кавказских горцев.
Как известно, имамат (горское теократическое государство) - было создан и функционировал в полном объеме в 40-50-х гг. XIX в.
Оставляя в стороне весь комплекс многообразных административных, судебных, военных, социальных, общественных реформ и мероприятий, проведенных в имамате, обратим внимание на одну лишь особенность этого уникального государственного образования XIX века. Речь идет о качестве организации военного дела в имамате. Армия Шамиля использовала не только традиционное горское военное искусство, но и новации, связанные с опытом, полученным в боях с регулярными российскими войсками.
Одним из показателей того, что руководство имамата придавало большое значение военным вопросам, является введение и широкое использование достаточно четко структурированной наградной системы и знаков отличия. Это указывает именно на государственное мышление и серьезный подход к формированию командирского корпуса, военно-административной дифференциации с соответствующей символикой и отличиями. Заметим, что изучением наградной системы и знаков отличия в имамате занимались П. Ильин, И. Спасский, В. Дуров, В.Г. Гаджиев, Р.М. Магомедов, Х.Х. Ра-мазанов, А.Х. Рамазанов, А.К. Аликберов, Ю.У. Дадаев, Х.-М. Доного и др. [10, с. 4]. Безусловно, их наработки позволяют говорить о том, что наградная система и знаки отличия содействовали функционированию государственного аппарата управления, четко определяя статус и полномочия должностных лиц. В особенности это касалось наибов и мудиров имамата, являвшихся основой военно-административной системы имамата [4, с. 332-334].
В имамате большое внимание уделялось не только созданию боеспособной армии, обучению воинов и формированию командирского корпуса, но и наградной системе и знакам отличия.
В армии Шамиля были введены знаки отличия и система поощрения. По этому поводу генерал Граббе писал: «Давно уже до меня доходили слухи, что Шамиль для поощрения наибов, отличившихся в скопищах, раздает им знаки отличия вроде наших орденов, и старается вводить некоторую правильность между своими полчищами. Высшей наградой среди мюридов считался военный знак отличия».
Все наибы на правом плече носили эполеты, пятисотенные и сотенные носили на груди медали с надписью, обозначающей военное звание: «Начальник пятисот человек какого-то вновь устраиваемого войска» [5, с. 99-100]. А на знаках, изготовленных из серебра, делали разные надписи: «Обладатель храбрости и великодушия», «Знак храб-
рости», «Кто думает о последствиях, тот не храбрец», «Владетель этого - человек отважный, обладатель силы и храбрости блестящей», «Это храбрец, который не убегает от сражений и живет среди опасностей» и др. Учрежденные Шамилем в 1841 г. знаки отличия горцев были двух видов: и являлись именно наградами, а другие определяли должностной статус отдельных лиц в военно-административной иерархии теократического государства. Наградной институт основывался на трех типах знаков: знаки за храбрость (далее ЗХ); знаки за усердие (далее ЗУ), которыми награждались преимущественно лица духовного и гражданского звания за содействие национально-освободительному движению; знаки позора, своеобразные ярлыки трусости [6, с. 134135].
Были низшие ступени ЗХ: знаки в виде четырехугольного кусочка зеленой материи, которые пришивались на папаху или чалму.
Более разнообразны по форме и надписям ЗХ средней ступени, которые изготавливались из серебра. Самыми простыми из них являются знаки в виде треугольника с усеченными углами и надписью «Обладатель храбрости и великодушия». Надпись «Это знак храбреца» размещалась на знаках в форме полумесяца, а также на круглых полусферических пластинах, фигурные вырезы на которых образуют лепесткообраз-ную звезду с полумесяцем. При изготовлении ЗХ высшей ступени мастера пользовались широким набором технических приемов и средств, украшая серебряную основу филигранью, зернью, насадочными фигурами из позолоченных пластин. Эти надписи делались на знаках высшей ступени: «Это орден высокосановного, очень достойного. Даровал это имам тому, кто проявил чудеса храбрости среди людей», «Этот человек отважен на войне в нападениях и в сражении подобен льву» [7, с. 25].
Знаки усердия, упоминающиеся в источниках и литературе, пока не обнаружены.
Достаточно уникальным был сам факт существования знаков позора. Они удивительным образом соответствовали ментальности кавказских горцев, учитывали их кодекс чести, поведение на поле боя, создавали стимул для скорейшей реабилитации «провинившегося» воина и проявления им храбрости и мужества. Они представляли собой куски красного войлока либо другого плотного материала круглой или четырехугольной формы, которые пришивались на спину или к рукавам. Мюрид обязан был носить этот знак до первого проявления храбрости в сражении [6, с. 135].
Наградная система имамата включала и именные поощрения отличившихся мур-тазеков: сабли и пистолеты с надписями, восхваляющими храбрость, денежное или другое материальное вознаграждение (лошадь, скот, вещи) [6, с. 20]. Известно также, что наиболее выдающиеся наибы Шамиля сами награждали отличившихся мюридов орденами и медалями, на которых были их собственные надписи. Почти все они были выданы Даниял-беком Илисуйским, наибом и мудиром Шамиля. Кроме того, сохранились 2 ордена, которыми наградил отличившихся горцев наиб Гаирбек, а также орден, который воин получил от сподвижника Шамиля Идриса-Эфенди [10, с. 21-22].
В имамате, как было указано выше, были и знаки, определявшие должностной статус. Среди них следует выделить военно-должностные (ВДЗ) и административно-должностные (АДЗ) знаки. Общим ВДЗ для всех наибов являлась серебряная пластина в виде погона, которая носилась на правом плече. ВДЗ командиров сотен муртазеков имел вид серебряной пятилучевой звезды с черневой надписью в лепесткообразных лучах: «Это начальник сотни войска нового устава». АДЗ изготавливались с применением позолоты, зерни, филиграни, басмы и были более массивными по сравнению с другими знаками. К ним относятся знаки, выделяющие наиболее видных наибов: «Это один из выдающихся наибов Шамиля, великого султана, прославленного покровителя и эмира
правоверных - да продлит Аллах Всевышний его правление». К высшему разряду АДЗ относятся собственно имамские знаки, которые украшены чрезвычайно богато и изобретательно. В научной литературе знаки отличия Шамиля нередко без необходимой дифференциации называются орденами и медалями.
В надписях на одинаковых по типу знаках также неупорядоченно использованы три разносемантических названия: Нисан (орден), Мидаль (медаль), Алям (знак). Орденами могут быть названы лишь ЗХ высшей ступени (основные критерии - наградной статус и материал), медалями - ЗХ средней ступени и ЗУ [6, с. 136].
Определенные различия существовали в военной одежде горцев. Форма воинов была традиционной для горцев, отличия были в основном в головных уборах. Наибы носили серую чалму, муллы - зеленую, сотенные начальники - пеструю, десятники -красную, хаджи, побывавшие в Мекке, - коричневую, палачи и фискалы - черную, остальные - белую [8, с. 20].
Дагестанский историк Р.М. Магомедов, ссылаясь на офицера, имевшего личное свидание с Шамилем при обмене сына Шамиля Джемалудина на пленных грузинских княгинь, сообщает: «Среди горцев господствовал строгий порядок и в целом они имели сходство с нашей кавалерией: они расставлены по отделениям, с интервалами, в две шеренги: каждое отделение имело свое знамя; начальники стояли перед фронтом и держали ружья, как мюриды, уперши их в лядвен. На правом фланге я видел две пушки, снятые с передков; позади их - арбы со снарядами» [5, с. 100].
С 40-х гг. XIX века Шамиль приступил к обеспечению муртазеков - отборных наемных воинов, являвшихся элитными, наиболее преданными и надежными частями имаматской армии. У муртазеков было особое обмундирование. Для этого имам приказал с каждого дома собрать по одному рублю серебром и три сабы (мерки ячменя) с тем, чтобы на вырученные средства муртазекам были сшиты черкески, а на папахи -зеленые чалмы. У муртазеков была своя форма: желтые черкески и зеленые чалмы. У начальников были черкески из черного сукна, чалмы также зеленые [9, с. 22].
Даже эти немногие факты свидетельствуют о том, что руководство имамата уделяло огромное внимание не только коренным, базовым проблемам (созданию регулярной армии, проведению реформ в административно-судебной, социальной, культурно-образовательной сферах), но и внешней государственной атрибутике. При этом имам Шамиль и его соратники с успехом использовали как традиционный военный опыт кавказцев, так и многие элементы, заимствованные у европейской, российской и турецкой армий.
Подход имама Шамиля и других руководителей имамата к таким, казалось бы, не самым приоритетным вопросам, как ордена и медали, административно-должностные знаки отличия, обмундирование, эполеты, знамена, военная и должностная иерархия и т. д., убедительно демонстрирует уровень и качество государственного мышления дагестанских горцев.
Налицо глубоко продуманный и реализованный на практике важный элемент в создании и оформлении военной системы имамата, который опровергает субъективные измышления и оценки авторов, руководствовавшихся исключительно стереотипом восприятия кавказских горцев в качестве «диких» и «отсталых» этносов, не способных заниматься политикой.
Наградная система и знаки отличия имамата, вне всякого сомнения, являются ценным историческим источником, позволяющим более точно реконструировать многие военные сюжеты, деятельность администрации, взаимоотношения наибов и муди-
ров друг с другом и с имамом, получить представление о мировоззрении и мироощущении той далекой героической эпохи.
Литература
1. Garunova N.N. Contentious aspects of the term «Caucasian war» in the works of the north Caucasian historians // Life Science journal. - 2014. - Т. 11, № 11.
2. Великая Е.Н., Великая Н.Н. Мировые формы интеграции Северо-Восточного Кавказа в состав Российской империи (1801-1859 гг.). - Армавир, 2015.
3. Омаров А.И. «Набеговая система» как фактор горской социально-экономической жизни // Вестник ДГУ. - 2015. - Т. 30, вып. 4.
4. Дадаев Ю. У. Государственное образование (имамат) Шамиля: органы власти и управления. - Махачкала, 2015.
5. Магомедов Р.М. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. -Махачкала, 1991.
6. Аликберов А.К. классификации знаков отличия Шамиля // Народно-освободительное движение горцев 20-50-х гг. XIX в. Тезисы Всесоюзной конференции. - Махачкала, 1989.
7. Дадаев Ю. У. Наградная система в имамате Шамиля // Вестник ДНЦ РАН. -2005. - № 22.
8. Рамазанов Х.Х. Реформаторская деятельность имама Шамиля. - Махачкала,
1996.
9. Дадаев Ю. У. Вооруженные силы государства Шамиля. - Волгоград, 2016.
10. ДоногоХ.-М. Ордена в имамате Шамиля. - М., 2009.
Поступила в редакцию 17 марта 2017 г.
UDC 930(091)
DOI: 10.21779/2542-0313- 2017-32-2-20-25
On the problem of military insignia in Imam's army
A.I. Omarov, E.O. Omarova
Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiyev st., 43a; [email protected], [email protected]
The article studies such an important element of the administrative and military organization of a mountain theocratic state - imamat, as a reward system and insignia. The concentration of attention on the analytical material makes it possible to more fully reflect the picture of the militaryadministrative system of the imamate functioning. Particular attention is paid to the characterization of certain elements of the military organization of the Imamate-Mountain State.
A brief review of recent publications is given, where the history of the creation and functioning of the reward system and insignia in the imamate is affected to some extent. The materials of the article make it possible to differentiate administrative-official and military-official signs, to determine the various degrees of signs of courage, signs of zeal, as well as specific signs of shame. Peculiar attention
is given to the issue of determining the status of the Naibs, some of whom also had the right to independently reward the distinguished soldiers. A certain emphasis is also placed on military uniforms adopted in the Imamat army, enabling to distinguish people of different ranks and positions.
It is noted that there were nominal incentives in the form of weapons, money, livestock, things that also stimulated the Murid Corps. The appeal to this problem provides additional information about many military events and the internal life of the imamate, giving an opportunity to feel the microclimate and understand the worldview of the leadership and the population of the imamate.
The factual material given in the article allows drawing a conclusion that the Dagestani mountaineers demonstrated their ability to independent policy and finally created a state with all necessary structures and institutions.
Keywords: Order, medal, imamat, signs, army, naib, post (position), administrator, state,
murid.
Received 17March, 2017