Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательная функция образования / компетенции / компоненты компетенции / личностный компонент компетенции / ценностно-мотивационный компонент компетенции / поведенческий компонент компетенции / educational function of education / competencies / components of competence / personal component of competence / valuemotivational component of competence / behavioral component of competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергей Степанович Жевлакович

Рассматривается значение процесса формирования ценностно-мотивационной ориентации выпускников ведомственных вузов в системе подготовки кадров сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергей Степанович Жевлакович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE IMPORTANCE OF THE VALUE AND MOTIVATION COMPONENT IN THE SYSTEM OF TRAINING OF STAFF OF INTERNAL AFFAIRS

The importance of the process of forming the value-motivational orientation of graduates of departmental universities in the system of training personnel for employees of internal affairs bodies is considered.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10281 © С.С. Жевлакович, 2020

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Сергей Степанович Жевлакович,

профессор кафедры педагогики, кандидат социологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Рассматривается значение процесса формирования ценностно-мотивационной ориентации выпускников ведомственных вузов в системе подготовки кадров сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: воспитательная функция образования, компетенции, компоненты компетенции, личностный компонент компетенции, ценностно-мотивационный компонент компетенции, поведенческий компонент компетенции.

TO THE QUESTION OF THE IMPORTANCE OF THE VALUE AND MOTIVATION COMPONENT IN THE SYSTEM OF TRAINING OF STAFF OF INTERNAL AFFAIRS

Sergey S. Zhevlakovich,

Professor of Department of Pedagogics, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The importance of the process of forming the value-motivational orientation of graduates of departmental universities in the system of training personnel for employees of internal affairs bodies is considered.

Keywords: educational function of education, competencies, components of competence, personal component of competence, value-motivational component of competence, behavioral component of competence.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Жевлакович С.С. К вопросу о значении ценностно-мотивационного компонента в системе подготовки кадров сотрудников органов внутренних дел. Вестник экономической безопасности. 2020;(4):309-14.

В ближайшее время вузам МВД России предстоит разработка нового поколения основных образовательных программ (далее - ООП) в соответствии с ФГОС ВО (версия три плюс плюс). Приступая к этой работе, важно определиться с ее методологическими основами.

В ФГОС ВО в качестве системообразующего элемента ООП установлен комплекс компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников, в том числе: универсальные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции. При проектировании ООП вуз устанавливает универсальные и общепрофессиональные компетенции в соответствии с ФГОС ВО, профессиональные - с учетом примерной основной образовательной программы (далее - ПООП), профессионально-специализированные - с учетом ведомственной ПООП. Для

кафедр не представляет новизны проблема формирования таких компонентов компетенций, как когнитивный, операционно-технологический и де-ятельностный, в основе которых - профессиональные знания, умения и навыки. Хотя организационное и методическое обеспечение этой работы при осуществлении компетентностного подхода требует существенной модернизации1.

А вот проблема формирования личностного компонента, в основе которого - ценностно-моти-вационная ориентация выпускников, требует существенного осмысления. Тотальная деидеологизация общества, проводимая в Российской Федерации в 90-е годы прошлого века и в начале двухтысячных

1 Жевлакович С.С. Системное моделирование образовательного процесса в условиях реализации компетентностного подхода к осуществлению профессионального образования: учебное пособие / С.С. Жевлакович. М., Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, 2019. 49 с.

годов, привела к существенной недооценке значимости этого компонента.

К числу важнейших функций, реализуемых системой профессионального образования и каждой образовательной организацией, наряду с образовательной и развивающей функциями, относится функция воспитания, предполагающая, прежде всего:

- реализацию задач очередного этапа социализации обучающихся;

- удовлетворение потребности государства и общества в специалистах, гражданах, которые способны и готовы в процессе профессионально-служебной деятельности органично сочетать личные интересы с общественными.

При реализации ООП важно учитывать комплексное целевое предназначение компетенций:

- с одной стороны - удовлетворение потребности обучающихся в получении профессионального образования,

- с другой стороны - удовлетворение потребности государства, общества и ведомства в квалифицированных кадрах.

Интересы государства, общества и ведомства предполагают формирование у выпускников способности эффективно осуществлять профессионально-служебную деятельность по полученной специальности (направлению подготовки) с соблюдением норм профессиональной этики и служебного этикета. Результаты достижения этой цели определяются не только уровнем сформированных у выпускников профессиональных знаний, умений и навыков, но и уровнем мотивации, ценностно-мо-тивационной ориентацией личности - личностным компонентом компетенций.

Автор относит данный компонент к важнейшим составляющим компетенций, а его формирование - к важнейшей функции профессионального образования1. Только на основе высоконравственных духовных качеств личности формируется позитивная мотивация профессионально-служебной деятельности, без которой невозможно успешно осуществлять правоохранительную деятельность, реализовывать цели, определяемые госу-

1 Жевлакович С.С. Методическая модель формирования личностного компонента компетенций и диагностирования соответствующих результатов обучения и воспитания.

дарством и обществом перед органами внутренних дел.

Формирование личностного компонента всех групп компетенций, ценностно-мотивационной ориентации выпускников предполагает формирование и развитие, наряду с другими профессионально-значимыми качествами, этических качеств личности, необходимых для успешной профессионально-служебной деятельности.

Универсальные компетенции установлены во ФГОС ВО (версия три плюс плюс) в двух вариантах. Один вариант - для всех специальностей и магистратур, другой вариант - для программ бакалавриата. Оба варианта содержат аналогичные группы (категории) универсальных компетенций. Они нацелены, прежде всего, на формирование универсальных профессионально-значимых качеств личности конкурентоспособного специалиста: системное и критическое мышление, лидерские качества, коммуникация, толерантность,

самоорганизация и саморазвитие и др. Эти качества важны для каждого специалиста, независимо от специфики содержания его профессиональной деятельности. Однако в этом перечне, императивно установленном Минобрнауки России, практически отсутствовала профессионально-этическая составляющая.

Общепрофессиональные компетенции, установленные ФГОС ВО для конкретной специальности (направления подготовки), не могут быть сформированы полноценно без развития у обучающихся, кроме прочего, профессионально-значимых качеств личности, которые важны для специалиста с учетом его квалификации, а также области, сферы, в которой он осуществляет свою профессионально-служебную деятельность, независимо от его специализации. Например: юрист в сфере правоохранительной деятельности и т.д.

Профессиональные компетенции устанавливает вуз для конкретной специализации (профиля) с учетом ПООП. Профессионально-специализированные компетенции также устанавливает вуз для конкретной узкой специализации (узкого профиля) с учетом ведомственной ПООП. Формирование этих групп (категорий) компетенций предполагает,

кроме прочего, развитие у обучающихся профессионально-значимых качеств личности, важных для специалиста с учетом получаемых им:

- специализации (профиля, направленности профессиональной подготовки), ориентированной на определенный вид правоохранительной деятельности (например: оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность полиции, предварительное расследование и т.д.);

- узкой специализации (узкого профиля), ориентированной на подготовку выпускника к выполнению профессионально-служебной деятельности по конкретной должности (например: оперуполномоченный уголовного розыска, оперуполномоченный БЭП, участковый уполномоченный полиции, сотрудник ГИБДД, следователь, дознаватель и т.д.).

Все эти качества, как и компетенции в целом, становятся значимыми не только для личной карьеры выпускника, но и общественно значимыми профессиональными качествами только при наличии прочной ценностно-мотивационной основы, предполагающей превращение духовных ценностей в жизненные смыслы, моральных норм - во внутренние нравственные убеждения личности.

Это принципиально для всей системы профессионального образования в целом. А для подготовки кадров сотрудников органов внутренних дел имеет ключевое, определяющее значение. Формальный подход к результатам формирования у выпускников этической основы поведения, ценностно-мотива-ционной ориентации профессионально-служебной деятельности даже при успешной реализации всех остальных компонентов компетенций создает, хотя и потенциальные, но, тем не менее, существенные социальные угрозы:

а) Особую социальную опасность представляет высококвалифицированный сотрудник, успешно освоивший знания, умения и навыки, когнитивный, операционно-технологический и деятельностный компоненты комплекса компетенций, установленных ООП, и, в тоже время, имеющий реальную, но маскируемую от окружающих, корыстную мотивацию служебной деятельности, которая выступает антагонистом нормам профессиональной этики. Подобные сотрудники являются носителями коррупционной угрозы, способной превратить правоохранительные органы в свою противоположность.

В то же время в условиях усиления социального отчуждения, пересмотра ценностных ориентиров, формирования ценностей общества потребления, активного насаждения в постсоветском обществе идеологии эгоцентризма, индивидуализма, гедонизма, противопоставляемых коллективизму, гражданской солидарности, оптимальному сочетанию личного и общественного, в этих условиях необходимость и важность формирования у выпускников образовательных организаций личностного компонента компетенций активно подвергались отрицанию. Подобный подход был тесно связан также с коммерциализацией образования и с насаждаемой на определенном этапе идеей, трактующей образование в качестве услуги. Сторонники этой точки зрения рассматривали отношения между обучающимся и образовательной организацией, как отношения между заказчиком и исполнителем.

Все эти обстоятельства негативно отразились на мировоззрении молодежи, поступающей в вузы. Все чаще стали повторяться факты поведения молодых людей в публичном пространстве, свидетельствующие о существенных изъянах в их морально-нравственном, патриотическом воспитании. Это существенно осложняет достижение реальных результатов в формировании ценностно-мотиваци-онной ориентации выпускников и, в тоже время, обостряет актуальность эффективной реализации воспитательной функции образования, свидетельствует о недопустимости ослабления данного компонента учебно-воспитательного процесса.

В тоже время при разработке модели ФГОС ВО (версия три плюс плюс) все компетенции, направленные на формирование личностного, этического компонента, были исключены из перечня универсальных компетенций. И делалось это под предлогом невозможности измерения результатов воспитательной работы из-за отсутствия соответствующих объективных критериев, индикаторов. Все попытки автора сохранить соответствующие универсальные компетенции в разрабатываемых им проектах ФГОС ВО, ориентированных на подготовку кадров для сферы правоохранительной деятельности, обороны и безопасности государства, в том числе сотрудников органов внутренних дел, были категорически отвергнуты сотрудниками Минобрнауки России, ответственными за разработку стандартов.

Исчезло из содержания образовательных стандартов и всякое упоминание о внутривузовской системе воспитательной работы с обучающимися, как в рамках учебного процесса, так и в рамках внеаудиторной работы.

Не случайно последовательное противодействие встретило и включение в разработанные автором проекты ФГОС ВО (версия три плюс плюс) по специальностям и направлениям подготовки, реализуемым в вузах МВД России, группы (категории) общепрофессиональных компетенций (далее -ОПК) «Ценностно-мотивационная ориентация», в том числе:

ОПК-1: «Способен на основе анализа основных этанов и закономерностей исторического развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории формировать устойчивые внутренние мотивы профессионально-служебной деятельности, базирующиеся на гражданской позиции, патриотизме, ответственном отношении к выполнению профессионального долга»;

ОПК-2: «Способен анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые проблемы в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности».

Это противодействие продолжалось даже после согласования данных проектов ФГОС ВО с Ми-нобрнауки России. Очередная попытка исключить группу (категорию) общепрофессиональных компетенций «Ценностно-мотивационная ориентация» была предпринята при проведении экспертизы проектов ФГОС ВО (версия три плюс плюс), разработанных автором, в Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК). Эксперты рабочей группы НСПК по развитию профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций предлагали исключить эту категорию компетенций, приводя следующую аргументацию:

- отсутствует связь ОПК-1 и ОПК-2 (ценностно-мотивационная ориентация) с содержанием профессиональной деятельности выпускников;

- ОПК-1 и ОПК-2 по своему содержанию ориентированы на формирование общеакадемических знаний у обучающихся, нежели на формирование общепрофессиональных базовых категорий и представлений.

Но, очевидно, что ОПК-1 и ОПК-2 предусматривают формирование не «общеакадемических знаний», а мотивационного компонента компетенций, профессионально-служебной деятельности. Наличие у выпускников ценностно-мотивационной ориентации, основанной на гражданской позиции и патриотизме, ответственном отношении к служебному долгу - это важнейший элемент общепрофессиональной подготовки специалистов, осуществляющих профессионально-служебную деятельность в сфере правоохранительной деятельности, обороны и безопасности государства. Только при условии успешного формирования позитивной мотивации профессионально-служебной деятельности компетенция становится реальным общественно значимым профессиональным качеством специалиста.

Наконец в конце 2019 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы»1 ситуация стала постепенно изменяться. Указанный пробел в ФГОС ВО был восполнен, однако только частично. Минобрнауки России, исполняя данный Указ, внесло в Раздел III «Требования к результатам освоения ООП» всех ФГОС ВО (версия три плюс плюс) коррективы, ранее неприемлемые для Министерства. В перечень универсальных компетенций дополнительно была включена группа компетенций - «Гражданская позиция», состоящая из одной компетенции, предусматривающей формирование у выпускников этического компонента, в части нетерпимого отношения к коррупционному поведению.

В то же время, представляется, что корыстная мотивация служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов несет в себе существенную угрозу национальной безопасности, но не является главной опасностью. Практика показывает, что профессиональная деформация, проявляющаяся в склонности к активному использованию служебного положения в коррупционных целях, среди сотрудников органов внутренних дел не носит массового характера, хотя, подчеркнем это еще

1 Подпункт «в» пункта 20 Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы».

раз, и относится к разряду наиболее опасных угроз и наносит обществу и государству огромный ущерб.

Определенную роль в ограничении масштабов этого порока играют меры, направленные на его профилактику. На важность этой работы, в том числе на необходимость формирования у выпускников образовательных организаций непримиримости к коррупционному поведению и было обращено внимание в Указе Президента Российской Федерации.

б) Анализ практической деятельности сотрудников органов внутренних дел в современных условиях свидетельствует, что еще большую опасность представляет другая угроза, поскольку она касается не отдельных сотрудников, а всего личного состава, уровня сформированности у каждого сотрудника личностного компонента его профессиональной подготовки.

Профессионально-служебная деятельность сотрудников основных подразделений органов внутренних дел связана с рядом особенностей, существенно осложняющих ее реализацию:

- эффективное, результативное осуществление сотрудниками правоохранительной деятельности, направленной на обеспечение законности и правопорядка, сопровождается рядом негативных факторов, в том числе:

• существенные физические и психологические перегрузки, наносящие существенный ущерб их здоровью, включая профессиональные заболевания и психическое выгорание;

• ненормированное рабочее время, создающее реальную угрозу их семейному благополучию;

• выполнение служебных обязанностей в экстремальных, опасных и чрезвычайных условиях, связанных с угрозой жизни сотрудников, а иногда и их близких;

• опасность активного противодействия правонарушителей выполнению сотрудником своих служебных обязанностей;

• различные провокативные ситуации, которые ставят сотрудника перед необходимостью делать моральный выбор;

• повышенная ответственность перед законом

и др.;

- на фоне целого комплекса этих негативных факторов сотрудники органов внутренних дел не относятся к категории, имеющей высокий уровень

социальной защищенности. В связи с этим работа сотрудников органов внутренних дел до сих пор не входит в разряд престижных. Динамика оттока кадров из основных подразделений территориальных органов внутренних дел и соответствующего роста вакансий убедительно свидетельствует об этом.

В этой ситуации, когда полноценно работать можно только, не взирая на все эти проблемы и реальные угрозы, особую роль приобретает моральный фактор. От каждого сотрудника требуются:

- глубоко осознанное понимание, непоколебимая убежденность в социальной значимости своей профессионально-служебной деятельности, своей миссии защитника правопорядка, безопасности общества, граждан;

- высочайшая самоотдача, а иногда и самопожертвование.

И это характерно для мирного времени, когда от большинства граждан подобных усилий и жертв не требуется. В таких условиях эффективно, результативно могут работать только сотрудники, которые, кроме профессиональных знаний, умений и навыков, имеют высочайшую ценностно-мотивацион-ную ориентацию, у которых общественно значимые мотивы служебной деятельности превратились в основополагающие, приоритетные личные цели.

В противном случае в личном целеполагании сотрудника реальные результаты служебной деятельности уходят, как минимум, на второй план. Вот эта опасность и является главной, поскольку при несформированности у сотрудников личностного, мотивационного компонента профессионально-служебной деятельности подобное отношение к выполнению служебных обязанностей может приобретать массовый характер. Тогда реальная правоохранительная деятельность подменяется ее имитацией, реальные результаты - формальными показателями.

Угроза этой опасности колоссально возрастает в условиях, когда основным источником воспроизводства кадров сотрудников становится набор «с улицы», минуя полноценное обучение в ведомственных образовательных организациях. Четыре или пять лет обучения в ведомственном вузе предусматривают формирование у обучающихся полноценного комплекса необходимых для квалифициро-

ванной профессионально-служебной деятельности компетенций, всех их компонентов, включая личностный, этический, мотивационный.

Курсы профессиональной подготовки обязательные для лиц, принятых на службу, минуя получение образования в ведомственных образовательных организациях, данную задачу выполнить в полном объеме не могут в связи с незначительной продолжительностью обучения - 5 месяцев. Действующие программы профессиональной подготовки лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, на изучение нравственно-этических основ службы в органах внутренних дел Российской Федерации отводят всего 16 часов, из них:

- 2 часа - нравственные основы службы в органах внутренних дел Российской Федерации;

- 2 часа - исторические традиции службы в органах внутренних дел Российской Федерации

- 2 часа - принципы и нормы профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;

- 2 часа - нравственные основы антикоррупционного поведения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Безусловно, за отводимое программой учебное время можно дать обучающимся только самое общее представление о нравственных основах службы и профессиональной этике. Существенно повлиять на ценностно-мотивационную ориентацию обучающихся в этих условиях крайне сложно. Тем более что обучающиеся на курсах сотрудники, принятые для замещения должностей среднего и старшего начальствующего состава - это взрослые люди, имеющие непрофильное среднее профессиональное или высшее образование. Они имею уже сформированную в предшествующей жизни ценностно-мотива-ционную ориентацию. Проверить ее соответствие нравственным основам службы в органах внутренних дел за короткий период курсового обучения очень сложно, учитывая специфику критериев оценки уровня сформированности положительной мотивационной основы профессионально-служебной деятельности.

Заявления о невозможности контролировать результаты учебно-воспитательной работы по

формированию мотивационного компонента профессиональной деятельности не имеют под собой реальных оснований. Основным индикатором сформированности соответствующей мотивации у обучающихся являются их поступки, поведение в процессе учебной и служебной деятельности. В процессе обучения сотрудников органов внутренних дел в ведомственном вузе достаточно времени и возможностей для оценки на основе данного критерия уровня сформированности ценностно-моти-вационной ориентации личности. Тем более что для обучающихся в ведомственных образовательных организациях служебная деятельность начинается не после выпуска, а с момента поступления в вуз, поскольку одновременно с обучением они поступают и на службу в органы внутренних дел.

Этот компонент (личностный, мотивационный, этический) присущ всем категориям компетенций, поскольку только при его наличии компетенция становится общественно, профессионально значимым качеством. Только при наличии у всего комплекса сформированных компетенций прочной, устойчивой ценностно-мотивационной, этической основы, реализуемой на поведенческом уровне, выпускник успешно осуществляет профессионально-служебную деятельность в соответствии с предъявляемыми ведомством, государством, обществом требованиями.

Личностный (мотивационный, этический, поведенческий) компонент формируется возможностями всех дисциплин (модулей) и практик, а также в процессе внеаудиторной работы с обучающимися. Поэтому важно, чтобы образовательные организации, каждый представитель постоянного состава образовательной организации, каждый педагог, независимо от преподаваемой дисциплины, акцентировали внимание на духовном развитии личности обучающихся, готовили не только компетентного специалиста, но и высоконравственную личность с четкой гражданской позицией. Только при этом условии можно успешно формировать личностный, этический компонент компетенций, мотивацию эффективной профессионально-служебной деятельности, гармонично сочетающей личные и общественные интересы и соответствующей морально-этическому идеалу поведения гражданина, сотрудника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.