Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ КАК ФАКТОРА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ'

К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ КАК ФАКТОРА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ОБЩЕСТВО / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самарский Александр Николаевич, Жуланов Александр Владимирович, Стригуненко Юлия Владимировна

Рассматривается вопрос о значении правосознания как фактора эффективности правовой регуляции. Исследуется значение правовой грамотности как фактора выстраивания правовых отношений. Изучается ценностный аспект правовых отношений, обосновывается высокая значимость развитых правовых ценностей для сохранения правопорядка в обществе. Исследуется влияние правосознания на механизмы взаимодействия с властью, обосновывается точка зрения, согласно которой конструктивный социальный диалог между населением и властью является одним из условий повышения эффективности правовой регуляции в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Самарский Александр Николаевич, Жуланов Александр Владимирович, Стригуненко Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE SPECIFICITY OF LEGAL CONSCIOUSNESS AS A FACTOR IN THE EFFECTIVENESS OF LEGAL REGULATION

The article examines the importance of legal consciousness as a factor in the effectiveness of legal regulation. The importance of legal literacy as a factor in building legal relations is studied. The value aspect of legal relations is studied and the importance of developed legal values for the preservation of the rule of law in society is justified. The influence of legal consciousness on civil mechanisms of interaction with the authorities, the view is justified that constructive social dialogue between the population and the authorities is one of the conditions for improving the effectiveness of legal regulation in society.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ КАК ФАКТОРА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ»

Самарский Александр Николаевич Жуланов Александр Владимирович Стригуненко Юлия Владимировна

К вопросу о значении правосознания как фактора эффективности правового регулирования

Рассматривается вопрос о значении правосознания как фактора эффективности правового регулирования. Исследуется значение правовой грамотности как фактора выстраивания правовых отношений. Изучается ценностный аспект правовых отношений, обосновывается высокая значимость развитых правовых ценностей для сохранения правопорядка в обществе. Исследуется влияние правосознания на механизмы взаимодействия с властью, обосновывается точка зрения, согласно которой конструктивный социальный диалог между населением и властью является одним из условий повышения эффективности правового регулирования в обществе.

Ключевые слова: право, общество, правосознание, правовое регулирование, правовые ценности, правовая грамотность.

To the question of the specificity of legal consciousness as a factor in the effectiveness of legal regulation

The article examines the importance of legal consciousness as a factor in the effectiveness of legal regulation. The importance of legal literacy as a factor in building legal relations is studied. The value aspect of legal relations is studied and the importance of developed legal values for the preservation of the rule of law in society is justified. The influence of legal consciousness on civil mechanisms of interaction with the authorities, the view is justified that constructive social dialogue between the population and the authorities is one of the conditions for improving the effectiveness of legal regulation in society.

Keywords: law, society, legal consciousness, legal regulation, legal values, legal literacy.

Право выступает в качестве одного из ключевых регуляторов общественных отношений. По сути, на уровне правовой системы происходит, с одной стороны, закрепление общественной структуры, с другой -ограничение вариативности социального поведения в рамках допустимых, иными словами, не представляющих общественной опасности форм поведения [1]. Одной из ключевых проблем института права является практическое приложение тех норм, которые были сформированы в результате законотворческой деятельности. Причем в данном случае речь идет о необходимости адекватной реализации на практике юридических норм на уровне ответственных за это институтов, а также о значении соблюдения нормативных предписаний членами общества.

Важность права как организующего принципа общественных отношений практически не требует обоснования: по сути, реализация правовых отношений представляет собой одно из ключе-

вых оснований стабильного, благополучного существования общества. Не случайно в рамках классической социологической теории одним из вопросов, которому уделялось значительное внимание, являлись социальные основания и причины возникновения преступности [2]. По сути, на уровне социального знания речь идет о признании проблемы правопорядка одной из ключевых в исследовании условий стабильного функционирования общественной системы и факторов, препятствующих общественному благополучию [3]. Вместе с тем следует отметить, что проблема преступности является не единственной проблемой, связанной с переходом от идеальных юридических установлений к живой практике общественных отношений. Одной из серьезнейших проблем является вопрос о неправильной трактовке юридических норм (как случайной, так и преднамеренной), выступающей основанием нарушения установленного на нормативном уровне порядка социального взаимодействия. Последнее имеет место

123

преимущественно на уровне трактовки права представителями гражданского населения, не обладающими достаточным уровнем правовых знаний для корректной деятельности в рамках правового поля. Причем недостаток правовых знаний приводит сразу к двум различным негативным последствиям:

члены общества могут неосознанно нарушать законы, с содержанием которых они незнакомы;

члены общества могут допускать ситуации нарушения их законных прав ввиду незнания факта защиты данных прав на законодательном уровне.

Оба рассмотренных аспекта недостаточной правовой грамотности влекут за собой существенные социальные нарушения, связанные с ухудшением условий обеспечения правопорядка. Применительно к вопросу о незнании юридических норм как основании их нарушения следует отметить, что среди гражданского населения весьма распространенным является «интуитивное» понимание законов, в рамках которого, по сути, ограничительное действие норм права распространяется исключительно на явные общественно опасные действия, принадлежность которых к области правонарушений не вызывает сомнений, - уголовные преступления, насилие, хулиганство и т.д. Четкое понимание допустимых форм поведения среди представителей гражданской сферы зачастую отсутствует, что является основанием как допущения правонарушений в свой адрес, так и осуществления противоправной деятельности, общественная опасность которой попросту не понимается членами общества. Все это является тем основанием, которое определяет чрезвычайную значимость правосознания как фактора обеспечения правопорядка в гражданской среде. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на то, что значение правосознания как фактора обеспечения эффективности правового регулирования имеет намного более обширный характер. Настоящая статья ориентирована на аналитическое рассмотрение основных аспектов значимости правосознания как фактора осуществления правового регулирования.

Прежде всего стоит отметить, что у правосознания есть несколько аспектов, имеющих непосредственное отношение к области социально-правовой практики. К их числу относятся:

информационный аспект правосознания (речь идет о рассмотренном выше аспекте правовой грамотности);

ценностный аспект правосознания; влияние правосознания на осуществление гражданского взаимодействия с органами власти.

Рассмотрим по порядку каждый из обозначенных выше аспектов. Что касается информационного аспекта правосознания, следует отметить, что речь идет об осведомленности членов общества о ключевых законодательных нормах, регулирующих область общественных отношений. Именно реализация информационного аспекта правосознания исключает описанную выше проблему, когда ввиду отсутствия правовой грамотности члены общества допускают как неосознанные правонарушения, так и нарушение собственных прав со стороны других участников общественных отношений. При этом следует отметить, что уровень правовой грамотности определяет характер социального поведения членов общества не только напрямую, но и опосредованно: в обществе, в котором люди хорошо знают свои права, значительно меньше предпосылок для их нарушения, поскольку за ним может последовать закономерная реакция в виде обращения в государственные институты, осуществляющие контроль за правопорядком и защиту законных прав членов общества. В свою очередь, в обществе, где уровень правовой грамотности невысок, имеет место значительно больший уровень предпосылок для развития противоправной деятельности, в том числе должностных злоупотреблений, нарушающих законные права граждан. Все это определяет чрезвычайно высокую значимость информационного аспекта правосознания, или, иными словами, правовой грамотности населения. Формирование правовой грамотности может осуществляться различными путями: через получение консультаций от специалистов в юридической сфере, разъяснительную деятельность сотрудников правоохранительных органов, самостоятельное повышение правовой грамотности посредством обращения к специальным учебным материалам, а также в ходе образовательной деятельности, в рамках которой в общеобразовательный курс включены правовые дисциплины. Следует отметить, что право выступает в качестве одного из общеобразовательных предметов, которые даются на уровне вузовского образования, однако ввиду компактного характера учебного курса сложно говорить о каком-либо глубоком усвоении юридического знания - речь идет, скорее, об общем его обзорном рассмотрении. Также следует отметить

124

два важных фактора, определяющие сравнительно невысокий уровень правовой грамотности в гражданской среде:

высшее образование (и реализуемые на его уровне правовые курсы) охватывает не все население, а лишь его часть;

у студентов наблюдается различный уровень учебной мотивации, что в конечном счете делает углубленное понимание правовой тематики скорее исключением, нежели общим правилом. Отдельно в данном случае следует отметить, что обращение к правовой сфере на углубленном уровне (что и определяет высокий уровень правовой грамотности) осуществляют единицы из числа учащихся в рамках неюридических специальностей.

Таким образом, правовая грамотность в российском обществе носит неоднородный и зачастую ситуативно-фрагментарный характер, что ложится в основу как нарушений, неосознанно осуществляемых самими членами общества, так и допущения различного рода нарушений и злоупотреблений в свой адрес.

Обратимся к следующему аспекту правосознания, а именно к проблематике ценностного характера отношения к праву. В исследовательской практике вопрос о значении социальных ценностей как регулятора общественных отношений носит дискуссионный характер. В частности, существует теоретическая позиция, сообразно которой преобладающим фактором структурирования социального взаимодействия становится внешнее регулирование, выраженное на уровне правил поведения, соблюдение которых обеспечивается внешними санкциями и механизмами принуждения. Одним из сторонников данного теоретического подхода является Ф. Хайек, выступавший с серьезной критикой теорий, ставящих в основу конструктивных общественных отношений позитивные мировоззренческие установки [4]. Собственно говоря, классическое регулирование общественных отношений базируется именно на обеспечении соблюдения правил посредством привлечения внешних механизмов принуждения. Очевидно, что данный механизм обнаруживает свою недостаточность - для иллюстрации данного положения достаточно рассмотреть тот факт, что во всех обществах, реализующих механизмы внешней регламентации общественных отношений, сохраняется такое явление, как преступность. Более того, несмотря на то, что в настоящее время благодаря развитию технологий происходит серьезное увеличение возможно-

стей по осуществлению социального контроля и, следовательно, выявлению правонарушений и ответственных за них лиц, авторы отмечают общую тенденцию роста уровня преступности в мире [5]. Все это свидетельствует о том, что поддержание правопорядка, основанное исключительно на внешних регулирующих механизмах, не приводит к достижению искомого результата. А это, в свою очередь, свидетельствует о необходимости действия альтернативных социальных регуляторов, которые могли бы эффективно дополнять механизмы внешнего регулирования, обеспечивая тем самым высокий уровень правопорядка в обществе. К числу таких механизмов относятся внутренние регуляторы социального поведения, локализованные на уровне мировоззрения членов общества и, в частности, его нормирующих элементов. В данном случае ключевое значение приобретает такой социальный регулятор, как ценностные ориентации членов общества, определяющие допустимые формы социальной активности, а также значимые для членов общества социальные состояния.

Ценностный аспект социального поведения находит широкое отражение на уровне социально-философских и социологических исследований. По большей части тематика ценностных ориентаций связывается с проблемой моральных регуляторов поведения, однако ценностная тематика не ограничивается областью общепринятой общественной морали. На общем уровне ценности представляют собой основания формирования социальных приоритетов, которые могут иметь самые разные формы (вплоть до так называемых антиценностей, которые противоречат общепринятым в социальной среде нравственным ориентирам). По сути, признание значимости любого аспекта общественной реальности означает момент ценностного отношения к нему, и в данном случае содержательный аспект принимаемых человеком ценностей представляет собой определяющий аспект его мировоззрения. Причем от ценностных ориентаций человека зависит не только его мировоззрение, но и те деятельные практики, которые он осуществляет, начиная с характера постановки целей в социальной среде и заканчивая выбором допустимых средств достижения поставленных целей. И в данном случае применительно к тематике реализации условий для формирования правопорядка в обществе большое значение имеют следующие аспекты:

125

признание значимости правопорядка как общественно важного состояния;

рассмотрение в качестве значимых тех ценностных установок, которые лежат в основе существующих норм права;

ценностное отношение к нормативному поведению и, напротив, неприятие моделей социальной активности, связанных с противоправной деятельностью.

В совокупности данные аспекты ценностных ориентаций личности определяют приверженность членов общества конструктивным моделям поведения, реализующим существующие нормы права, а также исключают момент безучастности членов общества к противоправной деятельности, с которой они сталкиваются. В частности, это может способствовать личным инициативам членов общества, направленным на предотвращение или пресечение правонарушений, выраженным в своевременном обращении в правоохранительные органы в ситуациях, когда члены общества сталкиваются с фактами противоправной деятельности.

Отдельно в данном случае следует обратить внимание на то, что ценностные ориентации представляют собой социальный регулятор, действующий непрерывно и, в частности, охватывающий те ситуации, когда внешние механизмы социального контроля не работают. В качестве примера можно привести ситуации, в рамках которых имеет место возможность тайного осуществления противоправного действия, когда действующий субъект уверен в возможности ухода от ответственности. В таких ситуациях не действует принцип неотвратимости наказания как фактор приведения социальной активности в соответствие правовым нормам, однако ценностное восприятие правопорядка и правового поведения может в данном случае определить выбор в пользу конструктивной модели социальной активности. Это позволяет рассматривать ценностный аспект правосознания в качестве одного из важнейших факторов обеспечения правопорядка в обществе.

1. Султанова М.В. Социальная природа права и его роль в современном обществе: дис.... канд. филос. наук. Ставрополь, 2004.

2. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006.

3. Хакимов Р. Р. Проблемы укрепления законности и правопорядка в условиях демокра-

Отдельного внимания заслуживает такой аспект, как влияние развитого правосознания на взаимодействие населения с институтами власти. В данном случае следует отметить, что демократические принципы народного представительства определяют приход к власти политических деятелей, выбранных населением; при этом политические деятели получают возможность воздействия на правовую систему общества. В данном случае принципы социального диалога между властью и населением в существенной степени нарушаются в условиях, когда члены общества не понимают законы и, в том числе, не принимают всерьез правовую проблематику и возможность воздействия на процессы законотворчества в ходе социально-политического процесса. Напротив, в условиях развитого правосознания диалог между властью и населением приобретает конструктивный, содержательный характер, что делает возможной адаптацию правовой системы в направлении, отвечающем социальным интересам населения. А это, в свою очередь, еще в большей степени способствует принятию членами общества существующих норм права и, соответственно, улучшению условий сохранения правопорядка в обществе.

Подводя итоги, отметим, что правосознание является одним из важнейших факторов обеспечения правопорядка в обществе, что в условиях актуализации проблемы поддержания правового характера социального взаимодействия актуализирует проблему повышения уровня правосознания в гражданской среде российского общества. На текущем этапе отмечаются существенные проблемы, связанные с формированием различных аспектов правосознания в гражданской среде российского общества, что не только определяет наличие серьезной проблемы, требующей теоретической разработки, но и характеризует высокий потенциал изменения условий реализации правовых отношений, если будут предприняты эффективные меры по повышению уровня правосознания в гражданской среде.

1. Sultanova M.V. The social nature of law and its role in modern society: diss. ... Candidate of Philosophy. Stavropol, 2004.

2. Merton R. Social theory and social structure. Moscow, 2006.

3. Khakimov R.R. Problems of strengthening the rule of law and law and order in a democratic

126

тического общества // Законность и правопорядок в современном обществе. 2012. № 9. С. 168-171.

4. Гофман А. Б. Солидарность или правила, Дюркгейм или Хайек? О двух формах социальной интеграции // Социологический ежегодник - 2012: сб. науч. тр. /ред. Н.Е. Покровский, Д.В. Ефременко. М., 2013. С. 97-167.

5. Клейменова Е.В. Латентная преступность в России // Евразийский научный журнал. 2016. № 5. С. 240-241.

society // Law and law and order in modern society.

2012. No. 9. P. 168-171.

4. Hoffman A.B. Solidarity or rules, Dürkheim or Hayek? On two forms of social integration // Sociological Yearbook - 2012: coll. of sci. papers / ed. by N.E. Pokrovsky, D.V. Efremenko. Moscow,

2013. P. 97-167.

5. Kleimenova E.V. Latent crime in Russia // Eurasian scientific journal. 2016. No. 5. P. 240241.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Самарский Александр Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Волгоградской академии МВД России; e-mail: samarsky_an@mail.ru;

Жуланов Александр Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Волгоградской академии МВД России; e-mail: sandrik@111mail.ru;

Стригуненко Юлия Владимировна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России; e-mail: rosy27@ mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

A.N. Samarsky, Candidate of Pedagogics, Assistant Professor of the Department of Theory and History of Law and State of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: samarsky_an@mail.ru;

A.V. Zhulanov, Candidate of Pedagogics, Assistant Professor of the Department of Theory and History of Law and State of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: sandrik@111mail.ru;

Yu.V. Strigunenko, Candidate of Sociology, Senior Lecturer of the Department of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry the Interior of Russia; e-mail: rosy27@mail.ru

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.