Научная статья на тему 'К вопросу о значении mediarelations в GR-коммуникациях'

К вопросу о значении mediarelations в GR-коммуникациях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
739
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ / MEDIA RELATIONS / GOVERNMENT RELATIONS / МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Добровольская Юлия Андреевна, Кудинов Владимир Валерьевич, Монина Элина Алексеевна

В статье представлена модель взаимодействия общества и власти с использованием технологии Media relations. Определена роль Media relations, состоящая в обеспечении процесса перехода к коллегиальному формированию государственной политики. Рассматривается взаимообуславливающий характер медиа и социально-властных отношений, следствием которого является то, что не только общественное мнение оказывает влияние на принятие административного решения, но и административное решение порождает общественное мнение. В результате определяются конкретные задачи Media relations в GR-коммуникациях: публичное представление интересов и потребностей различных социальных групп; обеспечение общественной поддержки при принятии административных решений; подготовка общества к принятию административных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о значении mediarelations в GR-коммуникациях»

УДК 32.019.5

Добровольская Юлия Андреевна

магистрант 2 курса. Департамент государственного и муниципального управления. Уральский федеральный университет 89221138021@mail.ru

Кудинов Владимир Валерьевич

магистрант 2 курса. Департамент государственного и муниципального управления. Уральский федеральный университет vladeymiromvladimir@yandex.ru

Монина Элина Алексеевна

магистрант 2 курса. Департамент государственного и муниципального управления. Уральский федеральный университет kareolan@gmail.com

К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ MEDIARELATIONS В GR-КОММУНИКАЦИЯХ

Yuliya A. Dobrovol'skaya

undergraduate, 2nd year.

Department of State and Municipal Management,

Ural Federal University 89221138021@mail.ru

Vladimir V. Kudinov

undergraduate, 2nd year.

Department of State and Municipal Management,

Ural Federal University vladeymiromvladimir@yandex.ru

Elina A. Monina

undergraduate, 2nd year.

Department of State and Municipal Management,

Ural Federal University kareolan@gmail.com

To THE QUESTION OF

VALUE OF MEDIA RELATIONS IN

GR-COMMUNICATIONS

Аннотация. В статье представлена модель взаимодействия общества и власти с использованием технологии Media relations. Определена роль Media relations, состоящая в обеспечении процесса перехода к коллегиальному формированию государственной политики. Рассматривается взаимообуславливающий характер медиа и социально-властных отношений, следствием которого является то, что не только общественное мнение оказывает влияние на принятие административного решения, но и административное решение порождает общественное мнение. В результате определяются конкретные задачи Media relations в GR-коммуникациях: публичное представление интересов и потребностей различных социальных групп; обеспечение общественной поддержки при принятии административных решений; подготовка общества к принятию административных решений.

Ключевые слова: общественное мнение, административное решение, media relations, government relations, медиа.

Annotation. The article presents the model of interaction between society and authorities with the use of Media relations technology. Media relations are defined as the technology, which provides the process of transition to a collegial formation of public policy. We observe mutually influencing nature of media and social-governmental relations, the consequence of which is that not only public opinion affects the making of administrative decision, but administrative decision generates public opinion. As a result, functional value of Media relation in GR-communication is determined. It consists of public representation of interests and needs of different social groups, procuring of social support while making administrative decisions, preparing society for making administrative decisions.

Keywords: public opinion, administrative decision, media-relations, government-relations, media.

Глобальная информатизация, следствием которой стало развитие телекоммуникационной инфраструктуры, значительно расширяет роль общественного мнения в современном мире. Повышается социальная активность масс и их участие в государственном управлении, появляются новые формы и каналы коммуникации общественности и власти. Сфера государственного и муниципального управления также под-

вержена происходящим процессам информатизации и демократизации. В связи с этим, сегодня общественное мнение выполняет функции легитимации и социального контроля решений, принимаемых в органах государственной и муниципальной власти, обеспечивая диалог общества и власти. В целях гармонизации отношений общественности и власти актуализуется сфера проектирования управления общественным мнением.

70

Сегодня в большинстве развитых стран принята концепция социального государства, главной целью которого является достижение всеобщего благоденствия и обеспечения социального благополучия. Концептуальная основа социального государства состоит в необходимости гармонизации взаимоотношений государства и общества, или, другими словами, в признании и достижении всеобщей взаимозависимости всех институтов общества и государства [7]. Изменился механизм государственного управления: произошел переход к коллегиальному формированию государственной политики и принятию решений субъектами государственной власти совместно с представителями различных социальных групп и институтов. А эффективность выработки государственной политики стала больше зависеть от количественных и качественных характеристик субъектов, вовлеченных в процесс принятия административных решений. Как отклик на необходимость совершенствования механизмов коммуникаций между обществом, бизнесом и государством в последние десятилетия возник принципиально новый феномен - Government relations (Gr) [2]. Government relations представляет собой особый вид деятельности, направленный на взаимодействие с органами государственной власти. Термин «government relations» переводится с английского на русский язык дословно как «правительственные связи», а в адаптированном переводе - «связи с органами государственной власти».

Именно максимизация включения различных общественных групп в процесс принятий управленческих решений и предопределило возникновение Government relations в качестве деятельности по выстраиванию отношений между различными общественными группами и государственной властью, включающую в себя сбор и обработку информации о деятельности органов государственной власти, подготовку и распределение информации о позициях групп влияния на процессы принятия политических и административных решений. В то же время, Government relations возник как коммуникационный процесс в качестве института социально-политического взаимодействия [3]. Последнее было связано с усложнением социальной архитектуры, следствием чего стало возникновение множества групп по интересам, и, с другой стороны, императивностью к административному решению, с требованием достижения компромисса разных общественных групп. Указанные факторы предопределили становление GR, определив его значение для государства и общества в достижении баланса интересов. Так, частное значение GR заключается в выстраивания эффективного взаимодействия с органами государственного управления. Социальное значение GR кроется в его возможностях вовлечения в процессы принятия решений множества общественных групп, что является основополагающим принципом демократии и способствует выработке эффективной государственной политики. Последнее предопределило технологический аппарат GR, актуализировав механизмы управления общественным сознанием, одной из форм которого является общественное мнение, определяющее отношения общественности к процессам, реали-

зующим ее потребности и интересы. Достижение поставленных целей реализуется в GR через технологию Media relations.

Media relations определяются, в узком смысле, как деятельность по взаимодействию со средствами массовой информации. Важно подчеркнуть субъ-ект-субъектный характер Media relations, организующей и гармонизующей информационное взаимодействие различных общественных групп через средства массовой информации. Другой вариант является немыслимым, поскольку средства массовой информации осуществляют не только функцию трансляции информации, но и ее потребления, являясь одновременно и источником информации, и субъектом ее потребления, а также средством информационного взаимодействия и самой информацией. Кроме того, средства массовой информации, в сущности, всегда направлены к обществу, вне зависимости от качественных характеристик передаваемой там информации, поскольку в ином варианте, утратив субъекта потребления информации, в сущности средства массовой информации перестали бы быть «средством», утратив собственную практическую значимость, перестали бы быть источником информации [4]. Таким образом, на наш взгляд, взаимодействие власти со средствами массовой информации всегда носит субъектный характер, более того, Media relations могут быть истолкованы как собственно процесс социального взаимодействия, реализованный через средства массовой информации, включенными в этот процесс и как субъект коммуникации, и в качестве канала коммуникации. Здесь необходимо также отметить аспект информатизации, одним из проявлений которого является бурное развитие средств массовой коммуникации, значительно расширяющий границы института средств массовой информации к понятию медиа-сферы. Следовательно, Media relations будут определены как коммуникационная деятельность и одновременно как процесс социального взаимодействия в медиасфере.

В этом смысле, Media relations невозможно свести только к технологическому уровню, определив в качестве механизма формирования общественного мнения, хотя бы, поскольку итог коммуникационной деятельности определяется институализированным в медиа-сфере общественным мнением. Как невозможно ограничить Media relations только как технологии GR, поскольку, в сущности, социальное значение феноменов равнозначно, отношение их можно трактовать диалектически: медиасфера выступает инструментом взаимодействия общества и власти, и, в то же время, характер социально-властных отношений определяется в медиа-сфере. В этом же смысле, общественное мнение оказывает влияние на принятие административного решения, а административное решение порождает общественное мнение.

Однако, Media relations, понимаемые в качестве процесса социального взаимодействия в медиасфере, способны обеспечить лишь учет общественного мнения при принятии административных решений. Поэтому, на наш взгляд, Media relations в GR-деятельности должны быть подчинены организации и поддержанию диалога вла-

71

сти и общества, в частности решать следующие задачи:

• публично представлять интересы и потребности различных социальных групп;

• обеспечивать общественную поддержку для принятия административных решений;

• обеспечить подготовку общества к принятию административных решений.

Литература:

1. Толстых ПА. GR. Практикум по лоббизму в России. М., 2009.

2. Болгова А.Н. GR-менеджмент - инструмент цивилизованного лоббизма? // Вестник Пермского университета. Серия: История и политология. 2009. № 1. С. 55-61.

3. Мальковская ИА. Трансформация государства и эволюция публичного администрирования в условиях глобализации (актуализация европейского опыта для России) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2006. № 8. С. 27-43.

4. Мельник Г.С. GR: анализ политических возможностей для СМИ и общества // Научные труды Северо-Западного института управления. Том 3. № 1. 2012. С. 356.

5. Толстых П. Лоббизм, Government Relations (GR) и Public Affairs (PA): к истокам понятий [Электронный ресурс]. Lobbying.ru: Российский профессиональный портал о лоббизме и GR. 2007. 26 июня. URL: http:// lobbying.ru/ index.php? article_id=1451(flaTa обращения: 24.12.2014).

6. Толстых ПА. Закон о лоббизме некому пролоббировать // Капитал и Право (информационно-правовой журнал). Март 2005. N° 8.

7. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством : учебное пособие. Под ред. Л.В. Сморгунова и Л.Н. Тимофеевой. М. Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. 407 с.

8. Фокин В. Особенности отношений бизнеса и власти в России // Международные процессы. 2011. Т. 9. № 1 (25). URL: www.intertrends. ru/twenty/012.htm (дата обращения: 25.12.2014).

Подводя итоги, необходимо отметить, что из области воздействия на формирование общественного мнения необходимо перейти в область взаимодействия институтов, будучи уже находящихся под влиянием институализированного общественного мнения, в ином случае социальное значение GR-деятельности утрачивается, не обеспечивая плюрализма при принятии административных решений, смещаясь от полюса взаимодействия в область манипуляции.

Literature:

1. Tolstykh P.A. GR. Lobbying workshop. M., 2009.

2. Bolgova A.N. GR-management - the tool of civilized lobbyism? // Bulletin of Perm University. Series: History and Political Science. 2009. № 1. P. 55-61.

3. Mal'kovskaya I.A. The transformation of the state and evolution of public administration in the context of globalization (application of the European experience for Russia) // Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Political Science. 2006. № 8. P. 27-43.

4. Mel'nik G.S. GR: analysis of policy options for media and society // Scientific works of North-West Institute of Management. Vol. 3. № 1. 2012. 356 p.

5. Tolstykh P. Lobbying, Government Relations (GR) and Public Affairs (PA): to the origins of concepts. Lobbying.ru: Russian professional website about lobbying and GR. 2007. June 26. URL: http://lobbying.ru/index.php?article_id=1451 (date of access: 24.12.2014).

6. Tolstykh P.A. There is nobody to lobby the lobbying act // Capital and law (legal information magazine). March 2005. № 8.

7. GR-relations with state. Theory, practice and mechanisms of cooperation of busyness and civil society with the state : study guide / ed. by L.V. Smorgunov and L.N. Timofeeva. M. : Russian Political Encyclopedia, 2012. 407 p.

8. Fokin V. Peculiarities of the relationship of business and government in Russia // International processes. 2011. Vol. 9. № 1 (25). URL: www.intertrends. ru/twenty/012.htm (date of access: 25.12.2014).

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.