Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЖЕНСКОЙ ТЕМАТИКЕ В ПЕРИОДИЧЕСКОМ ИЗДАНИИ "МУСУЛЬМАНСКАЯ ГАЗЕТА" (1912-1914)'

К ВОПРОСУ О ЖЕНСКОЙ ТЕМАТИКЕ В ПЕРИОДИЧЕСКОМ ИЗДАНИИ "МУСУЛЬМАНСКАЯ ГАЗЕТА" (1912-1914) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
104
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТА / ЭМАНСИПАЦИЯ / МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИИ / ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ / ПУБЛИКАЦИИ / РУБРИКА / NEWSPAPER / EMANCIPATION / MUSLIM SOCIETY / EDUCATION / TRADITIONS / PERIODICALS / PUBLICATIONS / RUBRIC

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чубукчиева Ленара Закировна

В современном научном мире вопрос раскрепощения и эмансипации женщины в мусульманском обществе России к. XIX - н. ХХ вв. является актуальным и животрепещущим. Зарубежные и отечественные исследователи посвящают данной проблематике свои работы. Однако до сегодняшнего дня нет единого комплексного исследования, которое бы включало в себя изучение данной темы полностью. И это объяснимо, в силу того, что поднимаемая проблематика достаточно разносторонняя, охватывает социальную, культурную, образовательную, политическую сферы, кроме того касается мусульманок различных регионов России. Вопрос эмансипации тюрко-мусульманского общества Российской империи имеет много общего, объединяет его каноны ислама, но и вместе с тем массу различий, особенностей, которые определяются, прежде всего, традициями и устоями. В данной статье на примере периодического издания н. ХХ в. «Мусульманская газета» постараемся изучить женский вопрос в мусульманском обществе России: Крыма, Казани, Кавказа, Туркестана. «Мусульманская газета» являлась общественно-политическим и литературным изданием, выпускалась в Санкт-Петербурге с 1912 по 1914 гг. Достойное место на страницах издания занимала женская проблематика. О раскрепощении и развитии мусульманок писали как мужчины, так и женщины. Авторы и читатели газеты нередко любя называли ее «Мусульманка», «Наша мусульманка». Подобное название применялось не случайно, в каждом номере издания говорилось о положении и нуждах мусульманок России.Изучив и проанализировав доступные номера «Мусульманской газеты», можно выделить несколько направлений, освещавших проблемы мусульманок: положение мусульманок в семье и обществе (влияние архаичных традиций на жизненный уклад); образование мусульманок; культурная сфера (о необходимости создания женских комитетов и периодических изданий, театральная жизнь, литературные произведения о женщинах); письма в редакцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF WOMEN'S SUBJECTS IN THE PERIODICAL EDITION OF "THE MUSLIM NEWSPAPER" OF 1912-1914

In the modern scientific world the issue of the emancipation of women in the Muslim society of Russia to the XIX - beginning of the XX century is relevant and important. Foreign and home researchers devote their work to this issue. However, to this day there is no single comprehensive research that would include the study of this topic completely. And this is understandable due to the fact that the issue raised is quite versatile, it covers the social, cultural, educational, political spheres, in addition, it concerns Muslim women from different regions of Russia. The issue of emancipation of the Turkic-Muslim society of the Russian Empire has much in common,unites its canons of Islam, but at the same time there are a lot of differences, features that are determined primarily by traditions and foundations. In this article on the example of a periodical edition of «The Muslim Newspaper» of the beginning of the XX century we will try to study the women's issue in the Muslim society of Russia: Crimea, Kazan, the Caucasus, Turkestan. «The Muslim Newspaper» was a socio-political and literary edition, published in Saint Petersburg from 1912 to 1914. A worthy place on the pages of the publication was occupied by women's issues. Both men and women wrote about the emancipation and development of Muslim women. Authors and readers of the newspaper often called it with love «Muslim woman», «Our Muslim woman». A similar name was used not accidentally, in each issue of the publication it was said about the situation and needs of Muslim women in Russia. Having studied and analyzed the available issues of «The Muslim Newspaper», wecandistinguishseveralareasthathighlighted the problems of Muslim women: the position of Muslim women in the family and society (the influence of archaic traditions on lifestyle); Muslim women’s education; cultural sphere (on the need to create women's committees and periodicals, theatrical life, literary works about women); letters to the editor.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЖЕНСКОЙ ТЕМАТИКЕ В ПЕРИОДИЧЕСКОМ ИЗДАНИИ "МУСУЛЬМАНСКАЯ ГАЗЕТА" (1912-1914)»

ДЖЕРИДЕДЖИЛИК - ЖУРНАЛИСТИКА

Чубукчиева Ленара Закировна1 E-mail: lchubukchieva@mail.ru

К вопросу о женской тематике в периодическом издании «Мусульманская газета» (1912-1914)

УДК: 070/23 (292/471): 070.44/055. «1912/1914»

Аннотация. В современном научном мире вопрос раскрепощения и эмансипации женщины в мусульманском обществе России к. XIX - н. ХХ вв. является актуальным и животрепещущим. Зарубежные и отечественные исследователи посвящают данной проблематике свои работы. Однако до сегодняшнего дня нет единого комплексного исследования, которое бы включало в себя изучение данной темы полностью. И это объяснимо, в силу того, что поднимаемая проблематика достаточно разносторонняя, охватывает социальную, культурную, образовательную, политическую сферы, кроме того касается мусульманок различных регионов России. Вопрос эмансипации тюрко-мусульманского общества Российской империи имеет много общего, объединяет его каноны ислама, но и вместе с тем массу различий, особенностей, которые определяются, прежде всего, традициями и устоями. В данной статье на примере периодического издания н. ХХ в. «Мусульманская газета» постараемся изучить женский вопрос в мусульманском обществе России: Крыма, Казани, Кавказа, Туркестана. «Мусульманская газета» являлась общественно-политическим и литературным изданием, выпускалась в Санкт-Петербурге с 1912 по 1914 гг. Достойное место на страницах издания занимала женская проблематика. О раскрепощении и развитии мусульманок писали как мужчины, так и женщины. Авторы и читатели газеты нередко любя называли ее «Мусульманка», «Наша мусульманка». Подобное название применялось не случайно, в каждом номере издания говорилось о положении и нуждах мусульманок России.

Изучив и проанализировав доступные номера «Мусульманской газеты», можно выделить несколько направлений, освещавших проблемы мусульманок: положение мусульманок в семье и обществе (влияние архаичных традиций на жизненный уклад); образование мусульманок; культурная сфера (о необходимости создания женских комитетов и периодических изданий, театральная жизнь, литературные произведения о женщинах); письма в редакцию.

Ключевые слова: газета, эмансипация, мусульманское общество, образование, традиции, периодическое издание, публикации, рубрика.

В современном научном мире вопрос раскрепощения и эмансипации женщины в мусульманском обществе России к. XIX - н. ХХ вв. является актуальным и животрепещущим. Зарубежные и отечественные исследователи посвящают данной проблематике свои работы. Однако до сегодняшнего дня нет единого комплексного исследования, которое бы включало в себя изучение данной темы полностью. И это объяснимо, в силу того, что поднимаемая проблематика достаточно разносторонняя, охватывает социальную, культурную, образовательную, политическую сферы, кроме того касается мусульманок различных регионов России.

1 Чубукчиева Ленара Закировна, к.и.н., старший научный сотрудник Музея истории и культуры крымских татар Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник» (Бахчисарай, Крым)

Вопрос эмансипации тюрко-мусульманского общества Российской империи имеет много общего, объединяет его каноны ислама, но и вместе с тем массу различий, особенностей, которые определяются, прежде всего, традициями и устоями.

Ценным источником в вопросе изучения раскрепощения женщин российского мусульманского общества к. XIX - н. ХХ в. являются периодические издания. Первым о проблеме эмансипации говорил великий просветитель И. Гаспринский Он на страницах газеты «Терджиман» («Переводчик») достаточно часто поднимал вопрос положения, прав и свобод женщин в мусульманском социуме России. Благодаря его прогрессивной деятельности в 1906 г. в Крыму стал издаваться первый в России специализированный журнал для женщин «Алеми нисван» («Женский мир»), в котором сами мусульманки могли говорить о своих проблемах. Указанные выше периодические издания были популярны среди мусульманского общества всей Российской империи, имели широкую географию распространения, однако освещали в основном проблемы местного крымского населения.

В данной работе мы обратимся к другому, не менее важному источнику - периодическому изданию н. ХХ в. «Мусульманская газета» и постараемся изучить женский вопрос на примерах из жизни мусульман не только Крыма, но и Казани, Кавказа, Туркестана. Известно, что «Мусульманская газета» являлась общественно-политическим и литературным изданием, выпускалась в Санкт-Петербурге с 1912 по 1914 гг. Первые два номера выпущены под редакцией С.И. Габиева и И.С. Шагиахметова, последующие номера редактировались С.И. Га-биевым. Примечательно, что подписку на издание можно было оформить в разных городах российской империи, в том числе и в Симферополе и Бахчисарае [Алиев, 2019, с. 180]. Газета посвящалась интересам мусульман России, в ней планировалось освещать нужды российских мусульман, а также обращать на них внимание русского общества, Государственной Думы, правительства. Газета состояла из различных рубрик, в которых освещались не только политические вопросы, но и культурная, социальная жизнь мусульман, почти в каждом номере

публиковались литературные произведения [Мусульманская газета, 1912]. Достойное место на страницах издания занимала женская проблематика. О раскрепощении и развитии мусульманок писали как мужчины, так и женщины. Авторы и читатели газеты нередко любя называли ее «Мусульманка», «Наша мусульманка». Подобное название применялось не случайно, в каждом номере издания говорилось о положении и нуждах мусульманок России. Изучив и проанализировав доступные номера «Мусульманской газеты», можно выделить несколько направлений, освещавших проблемы мусульманок:

- положение мусульманок в семье и обществе (влияние архаичных традиций на жизненный уклад);

- образование мусульманок;

- культурная сфера (о необходимости создания женских комитетов и периодических изданий, театральная жизнь, литературные произведения о женщинах);

- письма в редакцию.

Значительную часть материалов «Мусульманской газеты» составляли статьи о положение мусульманок в семье и обществе. В них авторы делились сведениями из жизни мусульманок Казани, Туркестана, Северного Кавказа и др. В одном из номеров газеты в анонимной статье «Положение мусульманок» автор описывал тяжелое положение женщин в Туркестане, называя их несчастными созданиями. По мнению тур-кестанцев, если родила мать сына, то принесла счастье, а если дочь, то только одну беду. С раннего детства девочку приучали к затворничеству и тяжелому труду, она заменяла в доме прислугу, считал автор. Затем в юном возрасте выдавали замуж за взрослого мужчину, без ее согласия. Дальнейшая жизнь девушки ограничивалась стенами дома, прислуживанию мужчине, отцу, мужу, сыну, ведением домашнего хозяйства [Положение мусульманок, 1913].

В другой статье «Положение женщин у нас» автор Ярулла Шарипов отмечал, что мусульманка - это, в сущности, несчастное существо, осужденное, ни в чем, не провинившись, на вечное страдание до конца своих дней в условиях жизни взаперти. Я. Шарипов писал о том, что мусульманское общество искажает законы ислама, настав-

ления пророка Мухаммада, запрещая женщине учиться, развиваться, становиться полноценным членом общества. Несмотря на то, что в тюрко-мусульманской среде н. ХХ в. стали появляться прогрессивные семьи, игнорирующие отсталые устои, вместе с тем, большая часть населения оставалась «темной». Автор призывал общество восстановить «демократический дух» ислама, дать дорогу женщине к свету, к жизни [Ша-рипов, 1913].

А. Садыков в статье «Положение закавказских мусульманок» так же, как и в предыдущей заметке писал о бесправном, угнетенном статусе закавказской женщины. Описывая жизнь мусульманки, автор также говорил о нежелательном рождении девочки, об их порабощении, о ранних и неравных браках, о полной зависимости от воли мужчины. Женщины Закавказья также были лишены возможности получать образование, их обучение ограничивалось заучиванием текстов из Корана, значение которых они не понимали. Общественными местами, которые посещали мусульманки, являлись мечети и бани. Круг общения состоял из таких же бесправных и подчинённых женщин, которые были убеждены в естественности своего положения. В образованных семьях женщины занимали достойное место, однако в большинстве случаев положение мусульманок оставалось невыносимым [Са-дыков, 1913].

Вопрос образования женщин на страницах «Мусульманской газеты» являлся актуальным, встречался достаточно часто. Писали о необходимости просвещения мусульманок, о получении качественного современного образования. Почти в каждом номере издания можно встретить заметки о благотворительной деятельности, направленной на открытие школ, курсов для девочек, о выделении средств на стипендии учащимся. В статье «Жизнь Бахчисарайских татар» автор отмечал низкий уровень образования среди местного населения. Он писал, что для распространения просвещения среди татар сделано немного, система образования представлена школами низшего типа, а в учебные заведения среднего звена принимают только мальчиков. Большинство крымских татар не отдают своих детей в российские прогимназии не из-за отсутствия

средств, а из-за нежелания учить их русской грамоте [Г.З., 1913].

Нередко на страницах «Мусульманской газеты» встречаем материалы, перепечатанные из других периодических изданий. Так, в девятом номере за 1913 г. опубликована заметка из газеты «Закавказье». В статье «Вечерние курсы для мусульманок» сообщалось, что в городе Баку заведующая русско-мусульманским училищем Х. Меликова намеревалась открыть в здании училища вечерние или пятничные курсы для взрослых мусульманок. Х. Меликова выступила с ходатайством по данному вопросу перед председателем училищной комиссии при Бакинской городской управе, и ее предложение было одобрено. Вскоре ею было проведено собрание для родителей учащихся, на котором большинство присутствующих просили записать в число курсисток своих жен, взрослых сестер и дочерей. На курсах кроме грамоты планировалось проведение лекций по домоводству и воспитанию детей [Вечерние курсы, 1913]. В этом же номере «Мусульманской газеты» опубликована краткая заметка из издания «Казань», в которой сообщалось, что передовая часть татарского населения в ознаменование трехсотлетия царствования Дома Романовых собрала 180 тыс. руб. на учреждение женской мусульманской гимназии.

Встречаем среди публикаций «Мусульманской газеты» обращения к женщинам с предложением финансовой помощи (выплаты стипендий) для их дальнейшего обучения в гимназиях [Амбус, 1913]. Анализ материалов «Мусульманской газеты» позволяет нам говорить о том, что статьи об образовании российских мусульманок занимали в ней главное место. Ряд публикаций «Шариат и мусульманка» [Шариат и мусульманка, 1913], «Отдел мусульманок Крыма» [Отдел мусульманок, 1914], «Культурное стремление татар Феодосийского уезда» [Кефеш-татоюм, 1914], «Школа для татарских девочек» [Кефештатоюм, 1914], «Из записок мусульманки» [Из записок, 1914] доказывал необходимость просвещения женщин, об этом говорили образованные мужчины, об этом писали и сами мусульманки. Открыто и смело «Мусульманская газета» выполняла свою главную цель - несла свет знаний в тюрко-мусульманское общество России.

Еще одним подтверждением тому служат слова, опубликованные в одном из номеров издания: «Только просвещенные граждане и гражданки, любящие свой народ и край, могут закладывать прочный фундамент светлого будущего следующих поколений. Стало быть, нужна школа, школа и школа» [Мусульманская газета, 1914].

На страницах «Мусульманской газеты» не осталась без внимания и культурная жизнь мусульман России. В двадцать втором номере издания говорилось о необходимости открытия специального журнала для мусульманских женщин. Газета призывала состоятельных мусульман взяться за издание женского журнала [Положение мусульманок, 1913]. Кроме того, читатели газеты знакомились с культурными событиями зарубежья. В одной из статей сообщалось о выходе в Константинополе первого женского журнала «Kadingler dunfassi» («Женский мир»), издававшегося на трех языках турецком, арабском, французском. В одной из статей, написанных на турецком языке, содержалось воззвание к турчанкам с предложением пожертвовать свои драгоценности на постройку военного флота. Известно, что первый номер журнала разошелся в огромном количестве экземпляров [Первый женский, 1914].

Актуальным в «Мусульманской газете» являлся вопрос о создании женских комитетов и организаций, а также о театральных постановках с участием актрис. Так, в одном из номеров газеты узнаем о том, что казанскими активистками было решено открыть общество мусульманок по примеру существовавших женских организаций в Оренбурге и Уфе [Общество мусульманок, 1913].

В статье «Мусульманская женщина» автор говорил о современной образованной мусульманке, которая открыто принимает участие в общественной жизни. В Москве по инициативе М. Ассадулаевой, вдовы известного благотворителя Ш. Ассадулаева, состоялось первое учредительное собрание, на котором было принято решение создать общество мусульманских женщин. Изначально данное общество планировалось как благотворительное, затем его деятельность охватывала культурно-просветительское направление, а также реализовывало идею объединения мусульманок России.

Председательницей общества избрана Сы-ртланова - врач, работающая при Яузской больнице [Мусульманская женщина, 1914]. Известно, что массовое создание мусульманских женских организаций, комитетов, собраний в России приходилось на 1917 г. В это время в Крыму было создано несколько женских комитетов, среди которых Бахчисарайский мусульманский женский комитет под председательством Ш. Гаспринской был наиболее известным, вел активную деятельность, контактировал с женскими организациями Казани и Москвы [Устав, 1917, с. 22].

Сведения о театральных постановках с участием мусульманок периодически находили отражение на страницах «Мусульманской газеты». В статье «Наш театр» сообщалось о приезде татарской труппы в г. Троицк с постановкой «В ком вина» автора Ф. Нур-мавы. Сюжет пьесы - сатира на деревенских мулл, разоблачение их несправедливого отношения к женщинам. Центральной фигурой в постановке была Асма - свояченица муллы Салиха. Роль Асмы, которую обольстил мулла Салих, играла талантливая артистка Гизатуллина-Волжская. Сцена, в которой главная героиня сводит счеты с родственником муллы, искалечившим ей жизнь, произвела потрясающее впечатление на зрителей [Наш театр, 1913].

В другой заметке «Татарский спектакль в Иркутске» сообщалось о том, что 13 февраля 1914 г. кружок любителей музыки и литературы под руководством режиссера М. Мутина с участием артистки Сумчин-ской-Сыртлановой исполнил спектакль с концертным отделением в пользу женских и мужских мектебов (школ). В комедии Г. Камала «Бренче театр» с комизмом были показаны бытовые стороны жизни приволжских татар [Шах, 1914].

В статье «Мусульманский театр» автор театральное искусство мусульман России называл «нарождающимся». Он писал о том, что режиссер И. Кудашев-Ашкадарский со своей передвижной труппой исколесил почти всю Россию. 31 декабря выступал в Петербурге в зале Шебеко с постановкой «Ачлык кошды» («Голод заставил») - драма в 5 действиях. Среди артисток была отмечена Ф. Арская [Театрал, 1914]. Постановки посвящались проблемам женщин, нередко

выполняли благотворительную функцию, собранные средства шли на развитие женского образования. Известно, что еще в самом начале ХХ в. женские роли в театральных постановках Крыма и Казани играли юноши, выход мусульманки на сцену или же посещение ею спектаклей было недопустимо. Женщины вели замкнутый образ жизни, развлечения оставались привилегией мужчин. Публикации «Мусульманской газеты» за 1912-1914 гг. свидетельствуют об активном участии мусульманок в роли актрис и зрительниц. Таким образом, можно говорить о широком распространении женского вопроса, динамичном развитии процесса эмансипации мусульманки.

Особое внимание в «Мусульманской газете» уделялось изданию художественных произведений, среди которых значительную часть занимали публикации, посвященные женщинам. В таких произведениях как: «Сон татарки», посвященный некой М-ой С. Г. [Кульку-Баш, 1913], «Молодая невольница» [Кочевник, 1914], «Немая девушка» (перевод с англ. яз. произведения индийского автора Р. Тагора) описывалась жизнь женщин, их бесправное, тяжелое положение, безропотное подчинение мужчине. Публикуя произведения отечественных и зарубежных авторов, издатели газеты стремились не только познакомить читателей с литературным творчеством писателей, но и посредством главных героев указать на существующие проблемы и необходимость их решения.

Рассмотрим следующую, самую эмоциональную группу материалов, издаваемых на страницах «Мусульманской газеты», -это письма в редакцию. Обычно в редакцию присылали свои заметки о политической, социальной, религиозной жизни. Авторы писали о волновавших их проблемах, просили совета, пытались привлечь внимание широкой публики. В рамках данной статьи рассмотрим материалы, посвященные женской проблематике. Интересно и мудро о раскрепощении мусульманки высказывал свое мнение С. Акчурин. Он отмечал, что в мусульманском обществе России ведется спор относительно чадры (женское лёгкое покрывало во весь рост, закрывающее голову, имеющее густую сетку для лица и спускающееся по плечам вниз). Часть му-

сульман считала чадру обязательной, другая ее половина архаизмом. Автор убежден в том, что дело не в чадре, которая закрывает лицо мусульманки, а в невежестве, тяжелым и темным пологом, опутывающем в непроницаемую тьму все мусульманское население. С. Акчурин предлагает дать мужчине и женщине нужные знания в тот период их жизни, когда первый без чалмы, а вторая без чадры ходят в мектеб и медресе. Тогда спор отпадет сам по себе, потому что мусульманка, озаренная светом знаний, не станет носить покрывала, а образованный мусульманин не будет этого требовать. Автор призывал мусульманок, бросая чадру, не терять присущей ей скромности. Покрывалом не скрыть грубых проявлений невежества и недостатков воспитания, а истинная скромность сумеет обойтись и без покрывала [Акчурин, 1914].

Смело и решительно высказывались мусульманки об отношении к женщине современных молодых людей. Автор Крымская, говоря о положении мусульманки в семье и обществе, писала о полной зависимости женщины от мужчины - отца, мужа. В связи с этим, она была убеждена, что раскрепощение мусульманки зависит полностью от мужчин. Однако современный мусульманин, нарядившись в европейский костюм, изображает из себя «крахмального интеллигента». Такие молодые люди считают невозможным общение, и тем более женитьбу на простой мусульманке. Некоторые из них, считает автор, женятся на татарках только из-за их богатства. Крымская, обращаясь к мусульманской молодежи, призывала их откинуть лицемерие и помочь женщине, повести ее за собой, показать путь к просвещению и свободе [Крымская, 1913].

Подводя итоги, следует отметить, что в целом периодическое издание - «Мусульманская газета» является ценным источник по социальной, политической, культурной жизни мусульман России н. ХХ в. Издание выполняло свою основную цель - просвещение и консолидация мусульман Российской империи. Благодаря материалам газеты мы можем оценить состояние женского вопроса, раскрыть процесс эмансипации в мусульманском социуме рассматриваемого периода.

Анализ публикаций «Мусульманской га-

зеты» показал, что в мусульманском обществе Российской империи угнетенное положение женщины в семье и обществе определялось патриархальными устоями и архаичными традициями. Вне зависимости от региона проживания степень закрепощения мусульманки имела общие черты и мало различий. Процесс эмансипации женщины активнее проходил в городе, нежели на периферии. Вероятно, связано это с тем, что в городах население было более образованным и прогрессивным.

Материалы «Мусульманской газеты» будут интересны историкам, краеведам, социологам, помогут исследователям в поиске достоверных сведений.

Chubukchieva Lenara Zakirovna.

To the Issue of Women's Subjects in the Periodical Edition of «The Muslim Newspaper» of 1912-1914

Summary. In the modern scientific world the issue of the emancipation of women in the Muslim society of Russia to the XIX - beginning of the XX century is relevant and important. Foreign and home researchers devote their work to this issue. However, to this day there is no single comprehensive research that would include the study of this topic completely. And this is understandable due to the fact that the issue raised is quite versatile, it covers the social, cultural, educational, political spheres, in addition, it concerns Muslim women from different regions of Russia. The issue of emancipation of the Turkic-Muslim society of the Russian Empire has much in common,

unites its canons of Islam, but at the same time there are a lot of differences, features that are determined primarily by traditions and foundations. In this article on the example of a periodical edition of «The Muslim Newspaper» of the beginning of the XX century we will try to study the women's issue in the Muslim society of Russia: Crimea, Kazan, the Caucasus, Turkestan. «The Muslim Newspaper» was a socio-political and literary edition, published in Saint Petersburg from 1912 to 1914. A worthy place on the pages of the publication was occupied by women's issues. Both men and women wrote about the emancipation and development of Muslim women. Authors and readers of the newspaper often called it with love «Muslim woman», «Our Muslim woman». A similar name was used not accidentally, in each issue of the publication it was said about the situation and needs of Muslim women in Russia. Having studied and analyzed the available issues of «The Muslim Newspaper», we can distinguish several areas that highlighted the problems of Muslim women: the position of Muslim women in the family and society (the influence of archaic traditions on lifestyle); Muslim women's education; cultural sphere (on the need to create women's committees and periodicals, theatrical life, literary works about women); letters to the editor.

Keywords: newspaper, emancipation, Muslim society, education, traditions, periodicals, publications, rubric.

Литература:

1. Алиев Р.Д. Крымские татары на страницах «Мусульманской газеты»: образование, благотворительность, культура // Крымское историческое обозрение. 2019. № 2. С. 180192.

Акчурин С. Чадра // Мусульманская газета. 1914. № 12-13. Амбус. К мусульманкам // Мусульманская газета. 1913. № 16. Вечерние курсы для мусульманок // Мусульманская газета. 1913. № 9. Г.З. Жизнь бахчисарайских татар // Мусульманская газета. 1912. № 3. Из записок мусульманки // Мусульманская газета. 1914. № 12-13. Кефештатоюм. Культурное стремление татар Феодосийского уезда // Мусульманская газета. 1914. № 10-11.

8. Кочевник А. Молодая невольница // Мусульманская газета. 1914. № 4.

9. Крымская. К мусульманской молодежи // Мусульманская газета. 1913. № 9.

10. Кульку-Баш. Сон татарки // Мусульманская газета. 1913. № 24.

2.

3.

4.

5.

6. 7.

11. Мусульманская газета. 1912. № 13.

12. Мусульманская газета. 1914. № 5.

13. Мусульманская женщина // Мусульманская газета. 1914. № 16-17.

14. Наш театр // Мусульманская газета. 1913. № 24.

15. Отдел мусульманок Крыма // Мусульманская газета. 1914. № 6.

16. Общество мусульманок // Мусульманская газета. 1913. № 5.

17. Положение мусульманок // Мусульманская газета. 1913. № 22.

18. Первый женский журнал в Константинополе // Мусульманская газета. 1914. № 16-17.

19. Садыков А. Положение закавказских мусульманок // Мусульманская газета. 1913. № 11.

20. Театрал. Мусульманский театр // Мусульманская газета. 1914. № 1.

21. Устав Бахчисарайского мусульманского женского комитета составленный Временным Центральным организационным Бюро Мусульманок России, июнь 1917. Москва: Тип. Восточная печать. 1917. 22 с.

22. Шарипов Я. Положение женщин у нас // Мусульманская газета. 1913. № 5.

23. Шариат и мусульманка // Мусульманская газета. 1913. № 13.

24. Шах. Татарский спектакль в Иркутске // Мусульманская газета. 1914. № 8-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.