Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЗАСЕЛЕНИИ ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ В XVIII ВЕКЕ'

К ВОПРОСУ О ЗАСЕЛЕНИИ ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ В XVIII ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
922
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРЕНБУРГСКИЙ КРАЙ / XVIII ВЕК / НОВАЯ МОСКОВСКАЯ ДОРОГА / И.И. НЕПЛЮЕВ / КРЕСТЬЯНЕ-ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / КАЗАКИ / МАЛОРОССЫ / ТАТАРЫ / МОРДВА / ЧУВАШИ / НОГАЙЦЫ / ORENBURG REGION / XVIII CENTURY / NEW MOSCOW ROAD / I.I. NEPLYUEV / PEASANT SETTLERS / COSSACKS / LITTLE RUSSIANS / TATARS / MORDOVIANS / CHUVASH / NOGAIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецова Юлия Владимировна, Федорова Алла Владимировна

Статья посвящена процессу заселения Оренбургского края в XVIII веке. Отмечается, что основной поток переселенцев на Южный Урал направлялся из среднего Поволжья и отличался сложным этническим составом. Это предопределило многонациональный состав Оренбуржья. Большой вклад в заселение региона внесла Оренбургская экспедиция. Показано, что берега Урала и Заволжские степи привлекли внимание своими вольными просторами казаков и крестьян Малороссии, татар Казанского края, солтанаульских и кундровских ногайцев, новокрещенными мордовскими крестьянами. В период между второй и третьей ревизиями (1747 - 1765) в Оренбургскую губернию прибыло 9,8 тыс. чувашей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кузнецова Юлия Владимировна, Федорова Алла Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF SETTLING OF ORENBURG REGION IN THE XVIII CENTURY

The article is devoted to the process of settling of Orenburg region in the XVIII century. It is noted that the main flow of immigrants to the South Urals came from the middle Volga region and was distinguished by a complex ethnic composition. This predetermined the multinational composition of the Orenburg region. The Orenburg expedition made a great contribution to the settling of the region. It is shown that the shores of the Urals and the Trans-Volga steppes attracted attention with their free spaces of the Cossacks and peasants of Little Russia, the Tatars of the Kazan Territory, the Soltanaul and Kundra Nogais, the newly baptized Mordovian peasants. In the period between the second and third revisions (1747 - 1765), 9.8 thousand Chuvash arrived in the Orenburg province.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЗАСЕЛЕНИИ ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ В XVIII ВЕКЕ»

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - 4-е изд. - М.: Советская Россия, 1979.

3. РозинВ.М. Теория культуры. - М.: NOTA BENE, 2005.

4. Богатырева Е. Обмен (опыт анализа жанра культурного обмена) // Россия и Запад. Диалог или столкновение культур: сб. ст. / под ред. В. П. Шестакова. - М.: Наука, 2000.

5. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций: Исторические формы общения народов: мировые культурные контакты, многонациональное государство. - СПб.: Санкт-Петербург. гос. акад. Культуры, 1994. - 224 с.

6. Лысков А.П. Проблемы аккультурации и культурной политики // Вестник Балтийского научного центра. - 1995. - №3. - С. 4б-47.

7. Хождение купца Федора Котова в Персию. Серия: Русские путешественники в странах Востока. - М., 1938. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://az.lib.ru/k/kotow_f_a/text_1924_hozhdenie_kuptza_kotova.shtml

S. Медведик И. С. Визит персидского шаха в Астрахань в 1873 г. (к истории российско-персидских отношений) // Астраханские Петровские чтения: "Россия - Астрахань - Восток: интегральное взаимодействие (к 300-летию образования Астраханской губернии)" Астрахань, 26-28 октября 2017 г. - Астрахань, 2017. - С. 43-45.

9. Чернов В.А. Караван-сарай как основное учреждение сферы гостеприимства и торговли// Последние тенденции в области науки и образования. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Мир науки» (г. Нефтекамск, Республика Башкортостан, Российская Федерация), Ns^riyyat «Vüsst» (г. Душанбе, Таджикистан) / под общ. ред. А.И. Вострецова. - Душанбе, 2017. - С. 87-SS.

10. Абдыкаримова Ш.Т. Караван-сараи// Вестник Таджикского технического университета. - 2010. - Т. 2-2. - №2.

11. Бондарева Н.И., Толпинская Т.П. Архитектура мечетей Астрахани XIX - начала XX в.: историко-стилевой аспект// Манускрипт. - Тамбов: Грамота, 2019. - Т.12. - Вып.4.

12. Шадрина Н.А. Мавританский стиль как воплощение синтеза христианской и мусульманской художественных традиций // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 201б. - №6-2(б8).

13. Ибрагимов И.А. Арка как элемент религиозной архитектуры в христианском и исламском зодчестве // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура. - 2010. - № 3(19).

14. Эмерсон К. Против закономерности: Соловьев, Шестов, поздний Толстой, ранний Бахтин // Бахтинология: исследования, переводы, публикации / сост. К.Г. Исупов. - СПб.: Алетейя, 1995.

References and Sources

1. Bibler V. Ot naukoucheniya k logike kul'tury: dva filosofskih vvedeniya v HKHI vek . - M.: Politizdat, 1990. - 413 s.

2. Bahtin M.M. Problemy poetiki Dostoevskogo. - 4-e izd. - M.: Sovetskaya Rossiya, 1979.

3. Rozin V.M. Teoriyakul'tury. - M.: NOTA BENE, 2005.

4. Bogatyreva E. Obmen (opyt analiza zhanra kul'turnogo obmena) II Rossiya i Zapad. Dialog ili stolknovenie kul'tur: sb. st. I pod red. V. P. Shestakova.

- M.: Nauka, 2000.

5. Artanovskij S.N. Na perekrestke idej i civilizacij: Istoricheskie formy obshcheniya narodov: mirovye kul'turnye kontakty, mnogonacional'noe gosudarstvo. - SPb.: Sankt-Peterburg. gos. akad. Kul'tury, 1994. - 224 s.

6. Lyskov A.P. Problemy akkul'turacii i kul'turnoj politiki II Vestnik Baltijskogo nauchnogo centra. - 1995. - №3. - S. 4б-47.

7. Hozhdenie kupca Fedora Kotova v Persiyu. Seriya: Russkie puteshestvenniki v stranah Vostoka. - M., 193S. II [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http:IIaz.lib.ruIk/kotow_f_a/text_1924_hozhdenie_kuptza_kotova.shtml

S. Medvedik I.S. Vizit persidskogo shaha v Astrahan' v 1S73 g. (k istorii rossijsko-persidskih otnoshenij) II Astrahanskie Petrovskie chteniya: "Rossiya

- Astrahan' - Vostok: integral'noe vzaimodejstvie (k 300-letiyu obrazovaniya Astrahanskoj gubernii)" Astrahan', 2б-28 oktyabrya 2017 g. - Astrahan', 2017. - S. 43-45.

9. Chernov V.A. Karavan-saraj kak osnovnoe uchrezhdenie sfery gostepriimstva i torgovliII Poslednie tendencii v oblasti nauki i obrazovaniya. Materialy Mezhdunarodnoj (zaochnoj) nauchno-prakticheskoj konferencii. Nauchno-izdatel'skij centr «Mir nauki» (g. Neftekamsk, Respublika Bashkortostan, Rossijskaya Federaciya), Naçriyyat «Vüsat» (Dushanbe, Tadzhikistan)I pod obshch. red. A.I. Vostrecova. - Dushanbe, 2017. - S. S7-SS.

10. Abdykarimova SH.T. Karavan-saraiII Vestnik Tadzhikskogo tekhnicheskogo universiteta. - 2010. - T. 2-2. - №2.

11. Bondareva N.I., Tolpinskaya T.P. Arhitektura mechetej Astrahani XIX - nachala XX v.: istoriko-stilevoj aspekt/I Manuskript. - Tambov: Gramota, 2019. - T.12. - Vyp.4.

12. Shadrina N.A. Mavritanskij stil' kak voploshchenie sinteza hristianskoj i musul'manskoj hudozhestvennyh tradicij II Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. - 201б. - №6-2(б8).

13. Ibragimov I.A. Arka kak element religioznoj arhitektury v hristianskom i islamskom zodchestve II Nauchnyj vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Stroitel'stvo i arhitektura. - 2010. - № 3(19).

14. Emerson K. Protiv zakonomernosti: Solov'ev, Shestov, pozdnij Tolstoj, rannij Bahtin II Bahtinologiya: issledovaniya, perevody, publikacii I sost. K.G. Isupov. - SPb.: Aletejya, 1995.

КУЧЕРУК ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА - доктор культурологии, заведующая кафедрой дизайна, Астраханский государственный университет (mark_9191@mail.ru).

KUCHERUK, IRINA V. - Doctor of Cultural Studies, Head of the Department of Design, Astrakhan State University.

УДК 94(47.56).06:325.1 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-1-22-26

КУЗНЕЦОВА Ю.В., ФЕДОРОВА А.В. К ВОПРОСУ О ЗАСЕЛЕНИИ ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ В XVIII ВЕКЕ

Ключевые слова: Оренбургский край, XVIII век, Новая Московская дорога, И.И. Неплюев, крестьяне-переселенцы, казаки, малороссы, татары, мордва, чуваши, ногайцы.

Статья посвящена процессу заселения Оренбургского края в XVIII веке. Отмечается, что основной поток переселенцев на Южный Урал направлялся из среднего Поволжья и отличался сложным этническим составом. Это предопределило многонациональный состав Оренбуржья. Большой вклад в заселение региона внесла Оренбургская экспедиция. Показано, что берега Урала и Заволжские степи привлекли внимание своими вольными просторами казаков и крестьян Малороссии, татар Казанского края, солтанаульских и кундровских ногайцев, новокрещенными мордовскими крестьянами. В период между второй и третьей ревизиями (1747 - 1765) в Оренбургскую губернию прибыло 9,8 тыс. чувашей.

KUZNETSOVA, Y.V., FEDOROVA, AV.

ON THE QUESTION OF SETTLING OF ORENBURG REGION IN THE XVIII CENTURY

Key words: Orenburg region, XVIII century, New Moscow road, I.I. Neplyuev, peasant settlers, Cossacks, Little Russians, Tatars, Mordovians, Chuvash, Nogais.

The article is devoted to the process of settling of Orenburg region in the XVIII century. It is noted that the main flow of immigrants to the South Urals came from the middle Volga region and was distinguished by a complex ethnic composition. This predetermined the multinational composition of the Orenburg region. The Orenburg expedition made a great contribution to the settling of the region. It is shown that the shores of the Urals and the Trans-Volga steppes attracted attention with their free spaces of the Cossacks and peasants of Little Russia, the Tatars of the Kazan Territory, the Soltanaul and Kundra Nogais, the newly baptized Mordovian peasants. In the period between the second and third revisions (1747 - 1765), 9.8 thousand Chuvash arrived in the Orenburg province.

Этнический состав населения современной Оренбургской области формировался на протяжении длительного времени. До 30-х годов XVIII в. эта территория оставалась практически не заселенной. Здесь лишь кое-где имелись кочевки башкир, а по левобережью Яика (Урала) -казахов. Из населенных пунктом отметим наличие лишь Сакмарского казачьего городка (ныне с. Сакмара) Яицкого казачьего войска. По-настоящему широкие возможности для интенсивного заселения тогда еще малолюдного и не освоенного Оренбургского края открыла лишь деятельность Оренбургской экспедиции, возглавляемой И.К. Кириловым, В.Н. Татищевым, В.А. Урусовым, И.И. Неплюевым. Со второй половины 30-х годов XVIII века, во многом благодаря именно ее деятельности, здесь отмечается приток населения.

Поскольку крепостное право объективно ограничивало организованные миграционные потоки из Центральной России, основной состав переселенцев в Оренбуржье был представлен главным образом служилыми люди из приволжских и закамских укреплений, яицкими казаками, а также ссыльными. Определенное значение для освоения региона имел также приток беглых крепостных крестьян. Беглые люди - «сходцы», в конечном счете, брались на учет и «зачислялись» в состав жителей вновь учреждавшихся укреплений.

Переписи появлявшегося таким образом населения позволяют, в общих чертах, определить районы их предыдущего жительства, а также пути миграций и состав переселенцев. В данном контексте, в качестве источников документальной информации о процессах переселения выделим: донесение начальника Оренбургской экспедиции И.К. Кириллова Правительствующему Сенату от 27 октября 1736 г. [1], «Репорт сколько о новых городках по Оренбургской - Московской дороге казаков определено по 1 число июня 1737 года» [2], а также «Табель о состоянии в новопостроенных от Самары до Оренбурга и в других местах, крепостях» 1741 года [3].

Заметим, что изначально берега Урала и Заволжские степи привлекли внимание своими вольными просторами казаков и крестьян Малороссии. В результате, в 1737-1742 гг. в пределах современной Оренбургской области появляются селения малороссов, или, как называли их в XVI - XVIII вв. в официальных документах России, черкасов. В начале XVIII века наименования черкасы, малороссы имели место и применялись как синонимы. Позже - к началу XX в. закрепились в основном термины малороссы, малороссияне.

Одним из первых населенных пунктов, где черкасы играли заметную роль, стал Илецкий городок, первым атаманом которого являлся И.Н. Изюмский, а есаулом - А.Д. Черкасов. К 1 июля 1737 г. в городке проживало 60 семей. Наряду с малороссами, в устье р. Илека активно селились яицкие и волжские казаки, беглые крепостные из Нижегородской, Казанской и Симбирской губернии, а также татары. По подсчетам Г.И. Перетятковича, в Илецкой крепости из 524 человека населения насчитывалось 160 черкас, 5 русских казаков, 17 татар, набранных из Яицкого городка. Остальные прибыли из разных русских городов и уездов [4, с.15]. Наряду с этим, около 1735 г. близ впадения в Урал речки Камыш - Самары возникла крепость Камыш-Самарская, похзднее переименованная в Татищевскую. Первоначально в ней имелось до 100 дворов черкас. Однако после Пугачевского бунта ее сожгли, а укрепления не восстановили. В целом, в подведомственных Оренбургской комиссии 18 крепостях к 1740 г. несли службу 139 казаков -выходцев из Малороссии. Черкасы встречались почти во всех крепостях, но только в Илецкой крепости они проживали большой компактной группой [5, с.132]. Всего же в Южном Приуралье по III ревизии малороссы составляли 0,3 % и лишь в Бугурусланском уезде их насчитывалось около 3 % [6, с.213]. В 1741 году из Малороссии в Оренбургский край переехали 209 семей, среди

которых числилось 849 казаков. Их разместили в трёх крепостях - Чернореченской, Рассыпной и Переволоцкой. Преодолев непростой путь, они дошли до Южного Урала. Пережив массу бед и страданий, черкасы с первого дня пребывания на оренбургской земле поняли, что настоящие испытания впереди [7, с.15; 8, с.8-15].

Несмотря на все предпринимаемые меры со стороны властей, обустроить переселенцев в Оренбуржье оказалось достаточно сложно. Не удалось в полной мере обеспечить и защиту жителей новых крепостей. К примеру, в конце лета 1743 года 82 черкаса из крепости Рассыпной, убиравшие хлеб на полях, были захвачены казахами в плен. То же самое произошло с малороссами-переселенцми в Нежинском редуте. Все это обусловило крепнувшее желание переселенцев выселиться из столь неблагоприятных мест. В итоге, 6 марта 1744 г. Сенатским указом им было разрешено вернуться на родину, чем они немедленно воспользовались, выехав из Оренбуржья летом того же года. Современные исследователи считают, что из-за своей непродуманности и неподготовленности политика правительства по заселению Оренбургской линии малороссами провалилась.

На этом фоне важный миграционный поток был связан с татарскими переселенцами. К началу 1740-х годов татары проживали в семи населённых пунктах области. На основе ревизских материалов Д.М. Исхаков установил, что, если в 1719 г. в Оренбургском уезде еще не было татар и мишарей, то в 1744 г. их насчитывалось уже 8776 чел., а в 1762 г. - 11614 человек [9, с.33, 36]. Однако В.М. Кабузан предлагает несколько иные цифры. По его данным, по II ревизии 1745 г. в Оренбургском дистрикте (уезде) насчитывалось 9,2 тыс. татар. Одно из первых татарских селений - Сеитовая или Каргалинская слобода возникло под Оренбургом в 1744 г. [10, с.23]. В 1747 году здесь имелось 173 двора с населением 996 душ мужского пола «торговых татар, яко уже купечество». Однако хотя жители слободы и были отнесены к разряду купцов, по мнению Ю.С. Зобова, лишь немногие из них имели соответствующий капитал и могли реально торговать. Поэтому в основном они занималась земледелием на пожалованных им в 1747-1748 гг. в собственность казенных землях. В результате быстрого естественного прироста, к концу XVIII в. местное достигло уже численности в 3180 душ мужского пола. Рост численности татарского населения в регионе в 1740-х годах был связан также с переселением в район Новой Московской дороги (Оренбург - Бугульма - Казань) ясашных татар Казанского края. Среди первопоселенцев на Новой Московской дороге татары составляли более половины (54%). В одиннадцати татарских деревнях по Новой Московской дороге в пределах Оренбуржья [11, с.4], в 1747 г. проживали 1429 татар мужского пола, в т.ч.: в Шалтах - 160 человек мужского пола, Усмановой - 119, Якуповой -133, Ашировой - 147, Кутлумбетевой - 119, Наурузовой - 128, Дюсметевой - 162, Сарманаевой -139, Мустафиной - 96, Юзеевой - 117 и Биккуловой - 109 [12, с.69].

30 - 70-е годы XVIII века прошли под знаком организованной правительственной колонизации. Выгодные социально-экономические условия стимулировали постоянный приток татар на Южный Урал. В 1755 г. возникли Чебеньковские хутора (ныне села Верхние и Нижние Чебеньки Сакмарского района) [13, с.27]. Между 1755 и 1762 годами возникли деревни Бакаева, Акана. Миграции 30 - 70-х годов XVIII века заложили таким образом основу татарского населения современной Оренбургской области. Однако заселение татарами нынешней Оренбургской области продолжилось и в последующие десятилетия. Появляются такие населенные пункты как деревня Чеснокова [14, с.3], Мухрановы хутора, деревни Белогорская, Зубочистка, Асселя, Алмала, Баширово, Мулюково, Каменно - Имангулово, Биккулово и т.д. Татарская деревня Аблязово возникла в 1782 - 1783 гг. В 1795г. в деревне числились 76 мужчин и 49 женщин [15; 16, с.24-30].

Наряду с татарами, население губернии росло также за счет ногайцев. Так, определением Оренбургской губернской канцелярии от 9 августа 1768 года на Сакмарской дистанции Оренбургской пограничной линии поселили 200 семей солтанаульских и кундровских ногайцев численностью 1044 человек, в т.ч. в Воздвиженской крепости - 110, в Никитинском редуте - 50 и в Желтом редуте - 40 семей [12, с.65].

К середине XVIII века стала активно заселять Оренбургский край и мордва, переселявшаяся, параллельно с русскими, татарами и чувашами с территории Среднего Поволжья. Раньше других стал заселяться мордвой Бугурусланский район. Старинными мордовскими селами являются Мордовский Бугуруслан, Коровино, упомянутые в архивных документах за 1740 год [17,

с. 22-25]. В частности, одним из наиболее старых мордовских сел в Асекеевком районе считается основанная в 1781 году новокрещенной мордвой-эрзей Алексеевка. В конце 70-х годов новокрещенные мордовские крестьяне составили село Лабазы Курманаевского района. В 1795 году в нем числилось 399 человек. При этом несколько мордовских семейств, перебравшись в 1797 году в верховья речки Паники - правого притока Бузулука, создали здесь деревню Антошкину, или Антоновую. Село Спиридоновка было основано прибывшей из Саратовской губернии мордвой в 1797 году. Село Бобровка (также Сергиевка) существует с начала 90-х годов

XVIII века. В 1795 году в нем уже проживало 85 человек обоего пола. Мордовское село Домашка появилось в конце XVII века [18, с.2]. Таким образом, в XVIII веке активно шел процесс расселения мордвы в Оренбургском крае.

Между второй и третьей ревизиями (1747 - 1765) в Оренбуржье отмечался также приток чувашей (около 9,8 тыс. человек) [19, с.12]. Хотя, согласно пронькинскому преданию, беглые чуваши прибыли на территорию современного Грачевского района еще в 1700 году. Краевед Н. Хлебников отмечает, что: «Предание пронькинцев о том, что первые чувашские поселения появились раньше 1730 года, отчасти можно подтвердить тем, что в этом году основали крепости Бузулукская, Тоцкая, Сорочинская и учреждены в городах и крепостях Среднего Поволжья заставы и разъезды, которые должны были ловить беглых и возвращать их владельцам-помещикам... Поэтому селиться близ крепостей беглые не могли, пришли сюда они раньше, когда крепостей еще не было» [20, с.3].

Организованные поселенцы - чуваши появились в регионе значительно позже. Так, первой деревней, появившейся на берегах Бузулука, было нынешнее село Курманаевка, основанное в 1774 году чувашами, принявшими христианское вероисповедание. Организатором переселения из Самарской губернии, «заводчиком» новой деревни стал Иван Павлов, именовавшийся тогда по-чувашски Курманай. По этому прозвищу деревню назвали Курманаево. Единственным крупным чувашским населенным пунктом в Асекеевском районе является село Самаркино, основанное в 1787 году новокрещенными чувашами-переселенцами из села Никольского (Геранкино) Бузулукского уезда Самарской губернии. Позже к ним подселились в 1791 году чуваши из села Ибрайкина и села Султангулова современной Самарской области. С.А. Попов считал, что наименование Самаркино, возможно, возникло по названию Самарской губернии, откуда родом крестьяне [21, с.3]. В итоге, чуаши получили надельную землю по пятой ревизии 1795 года по десять десятин на мужскую ревизскую душу [19]. Отметим также, что И.И. Неплюев имел неограниченные права по привлечению людей на строительство города-крепости Оренбург, требовавшее тысячь людей, среди которых было немало чувашей [22, с.12]. В итоге, если в 1719 году чуваши в Оренбургском крае составляли 0,03 % населения, то к началу XIX века их удельный вес поднялся до 5,5 % [23, с.26].

Именно И.И. Неплюеву удалось заселить необъятный край. Общую картину демографических изменений в губернии дают данные ревизий, несмотря на их неполноту, так как они включали только гражданское население и не учитывали военных и казачество: по II ревизии (1744 г.), в губернии проживало 282 тыс. чел; по III (1763 г.) - 472 тыс. чел; по IV (1782 г.) - 600 тыс. чел; по V (1795 г.) - 760 тыс. чел. Таким образом, население губернии с момента образования увеличилось в 3 раза [24, с.50].

Литература и источники

1. Рынков П.И. История Оренбургская» (1730-1750 гг.). - Оренбург: Типо-литография Ив. Ив. Евфимовского-Мировицкого, 1896. - С.26-27.

2. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф.2. Оп. 1. Д.1. Л.75 об.-76.

3. ГАОО. Ф.2. Оп. 1. Д.13. Л.Л.48-49.

4. Перетятковин Г.И. Малороссияне в Оренбургском крае при начале его заселения. - Одесса: Тип. Шульце, 1888.

5. СмирновЮ.Н. Оренбургская экспедиция (комиссия) и присоединение Заволжья к России в 30 - 40-е гг. XVIII в. - Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1997.

6. Кабузан В.М. Народы России в XVIII в. Численность и этнический состав. - М.: Наука, 1990. - С. 213.

7. ФедороваА.В. Родная Рассыпная. - Оренбург: Печат. дом «Димур», 2010.

8. Федорова А.В. Привлечение малороссов к заселению оренбургских крепостей в XVIII в. // Кобзарь и Оренбуржье. -Оренбург: Печат. дом «Димур», 2006.

9. Исхаков Д.М. Расселение и численность татар в Поволжско-Приуральской историко-этнографической области в XVIII -

XIX вв. // Советская этнография. - 1980. - № 4.

10. Искандаров Р., Искандаров А. Сеитов посад: очерки по истории Оренбургской (Татарской) Каргалы. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005.

11. Попов С.А. Большая Московская дорога // Чкаловская коммуна. - 1957. - 15 декабря.

12. ДенисовД.Н. История заселения и этнокультурное развитие татар Оренбургского края (XVIII - начало XX вв.). - Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2006.

13. ИскандаровР.Ш. Верхние и Нижние Чебеньки. - Сакмара, 1999.

14. Попов С.А. Село Чесноковка // Южный Урал. - 1985. - 23 октября.

15. ГАОО. Ф. 98. Оп. 2. Д. 3. Л. 45.

16. Федорова А.В. Село Аблязово // История и этническая культура татар Оренбуржья. - Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2011.

17. Тингаев В.Ф. Времен связующая нить. - Бугуруслан, 1994.

18. Ледяев Д. Зернаевка, ставшая Новыми Узелями // Новая жизнь. Матвеевский р-н. - 1992. - 22 декабря.

19. Федорова А.В. Чуваши в Оренбургском крае // Развитие этнокультуры чувашской диаспоры на Южном Урале. Материалы науч.-практ. конф., посвящ. 150-летию со дня рождения чуваш. просветителя И.Я. Яковлева. - Оренбург: Оренбург. Печат. Двор, 1998.

20. ХлебниковН. Третий век Игнашкина // Призыв. Грачевский р-н. - 1985. - 26 марта.

21. Попов С. Заселение Асеевского района// Южный Урал. - 1984. - 5 апреля.

22. Южный Урал. - 1983. - 7 августа.

23. Советская этнография. -1980. - № 6.

24. Вместе на одной земле. Этническая история и культура казахов Оренбуржья. - Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2000.

References and Sources

1. Rychkov P.I. Istoriya Orenburgskaya» (1730-1750 gg.). - Orenburg: Tipo-litografiya Iv. Iv. Evfimovskogo-Mirovickogo, 1896. - S.26-27.

2. Gosudarstvennyj arhiv Orenburgskoj oblasti (GAOO). F.2. Op. 1. D.1. L.75 ob.-76.

3. GAOO. F.2. Op. 1. D.13. L.L.48-49.

4. Peretyatkovich G.I. Malorossiyane v Orenburgskom krae pri nachale ego zaseleniya. - Odessa: Tip. Shul'ce, 1888.

5. Smirnov YU.N. Orenburgskaya ekspediciya (komissiya) i prisoedinenie Zavolzh'ya k Rossii v 30 - 40-e gg. XVIII v. - Samara: Izd-vo «Samarskij un-t», 1997.

6. Kabuzan V.M. Narody Rossii v XVIII v. Chislennost' i etnicheskij sostav. - M.: Nauka, 1990. - S. 213.

7. Fedorova A.V. Rodnaya Rassypnaya. - Orenburg: Pechat. dom «Dimur», 2010.

8. Fedorova A.V. Privlechenie malorossov k zaseleniyu orenburgskih krepostej v XVIII v.// Kobzar' i Orenburzh'e. - Orenburg: Pechat. dom «Dimur», 2006.

9. Iskhakov D.M. Rasselenie i chislennost' tatar v Povolzhsko-Priural'skoj istoriko-etnograficheskoj oblasti v XVIII - XIX vv. // Sovetskaya etnografiya. - 1980. - № 4.

10. Iskandarov R., Iskandarov A. Seitov posad: ocherki po istorii Orenburgskoj (Tatarskoj) Kargaly. - Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 2005.

11. Popov S.A. Bol'shaya Moskovskaya doroga // Chkalovskaya kommuna. - 1957. - 15 dekabrya.

12. Denisov D.N. Istoriya zaseleniya i etnokul'turnoe razvitie tatar Orenburgskogo kraya (XVIII - nachalo XX vv.). - Orenburg: Izd. centr OGAU, 2006.

13. Iskandarov R.SH. Verhnie i Nizhnie Cheben'ki. - Sakmara, 1999.

14. Popov S.A. Selo Chesnokovka // Yuzhnyj Ural. - 1985. - 23 oktyabrya.

15. GAOO. F. 98. Op. 2. D. 3. L. 45.

16. Fedorova A.V. Selo Ablyazovo // Istoriya i etnicheskaya kul'tura tatar Orenburzh'ya. - Orenburg: Izd. centr OGAU, 2011.

17. Tingaev V.F. Vremen svyazuyushchaya nit'. - Buguruslan, 1994.

18. Ledyaev D. Zernaevka, stavshaya Novymi Uzelyami // Novaya zhizn'. Matveevskij r-n. - 1992. - 22 dekabrya.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Fedorova A.V. Chuvashi v Orenburgskom krae // Razvitie etnokul'tury chuvashskoj diaspory na YUzhnom Urale. Materialy nauch.-prakt. konf., posvyashch. 150-letiyu so dnya rozhdeniya chuvash. prosvetitelya I.Ya. Yakovleva. - Orenburg: Orenburg. Pechat. Dvor, 1998.

20. Hlebnikov N. Tretij vek Ignashkina // Prizyv. Grachevskij r-n. - 1985. - 26 marta.

21. Popov S. Zaselenie Aseevskogo rajona// Yuzhnyj Ural. - 1984. - 5 aprelya.

22. Yuzhnyj Ural. - 1983. - 7 avgusta.

23. Sovetskaya etnografiya. -1980. - № 6.

24. Vmeste na odnoj zemle. Etnicheskaya istoriya i kul'tura kazahov Orenburzh'ya. - Orenburg: Izd. centr OGAU, 2000.

КУЗНЕЦОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии Оренбургского государственного аграрного университета (istogau@yandex.ru).

ФЕДОРОВА АЛЛА ВЛАДИМИРОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры истории и философии Оренбургского государственного аграрного университета (istogau@yandex.ru).

KUZNETSOVA, YULIYA V. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, Orenburg State Agrarian University (istogau@yandex.ru).

FEDOROVA, ALLA V. - Doctor of History, Professor of the Department of History and Philosophy of the Orenburg State Agrarian University (istogau@yandex.ru).

УДК 94(437).284-1:930 Б01: 10.24412/2308-264Х-2021-1-26-34

ГИМАДЕЕВ Т.В.

ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ТРУДАХ «ПРОДОЛЖАТЕЛЕЙ ПАЛАЦКОГО»

Ключевые слова: история Чехии, гуситское движение, чешская историография, Ф. Палацкий.

Статья посвящена анализу взглядов чешских историков плеяды «продолжателей Палацкого» на проблемы истории гуситского движения - одну из центральных тем всей чешской историографии. Затрагивающие данную тематику работы историков середины - конца XIX в. рассмотрены в историографическом контексте «Истории чешского народа» Ф. Палацкого, который искал «продолжателя» своего фундаментального произведения. Особое внимание уделено вопросам взаимоотношений «продолжателей» со своим выдающимся предшественником, их постепенной эволюции, сопровождавшей процесс вхождения младших коллег Ф. Палацкого в период научной зрелости. Показано, что все «продолжатели» Палацкого, в силу целого комплекса причин, постепенно отходили от планов по «продолжению» его «Истории чешского народа». Отмечается, что главной причиной, по которой выполнение этой воли выдающегося историка, стало невозможным, была концептуальная самобытность его главного труда. Предполагаемые преемники Палацкого не разделяли в полной мере его историософских

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.