Научная статья на тему 'К вопросу о защите прав несовершеннолетних в России'

К вопросу о защите прав несовершеннолетних в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / НАКАЗАНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СУДОПРОИЗВОДСТВА / ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / ИНТЕРЕСЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. / RIGHTS OF UNDER AGE PEOPLE / PUNISHMENT / JUDICIAL IMPROVEMENT / JUVENILE JUSTICE / TRIAL / CRIMINAL CASE / THE INTERESTS OF UNDER AGE PEOPLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Золоторенко Андрей Владимирович

Основной проблемой, затрагиваемой в данной статье, является ситуация в сфере детства, связанная с наркоманией, алкоголизмом, детской безнадзорностью, постоянным ухудшением положения детей, ростом посягательства на их права. Совершенствование судопроизводства по преступлениям, совершенным несовершеннолетними, бесспорно, один из путей решения данной проблемы. Началом построения судебной деятельности по делам несовершеннолетних на качественно новых принципах должно стать создание системы ювенальной юстиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of juvenile rights defence in Russia

The basic problem mentioned by the given article, the situation in childhood sphere related to drug addiction, alcoholism, child's neglect, constant aggravation of position of children, encroachment growth on their rights. Improvement of legal procedure in respect of crimes committed by under age people is beyond question one of the ways to solve this problem. The start of building a justice of the juvenile to a qualitatively new principles should be the creation of the juvenile justice system.

Текст научной работы на тему «К вопросу о защите прав несовершеннолетних в России»

К вопросу о защите прав несовершеннолетних в России

Интерес к проблеме защиты прав несовершеннолетних в российской правовой науке на сегодняшний день достаточно высок. В различных отраслях права (конституционном, гражданском, семейном, административном, уголовном и др.) существует огромный массив нормативных актов, так или иначе связанных с регулированием прав ребенка. Накоплен большой объем знаний, содержащих рекомендации относительно реализации прав несовершеннолетних в различных сферах жизни общества, совершенствования институтов, связанных с семьей и детством.

Сегодня большая часть специалистов в области защиты прав несовершеннолетних считает, что в ходе проводимых в России социально-экономических реформ дети оказались незащищенными. Ситуация в сфере детства, связанная с наркоманией, алкоголизмом, детской безнадзорностью, постоянным ухудшением положения детей, ростом посягательств на их права, на сегодняшний день на государственном уровне реально рассматривается как угроза национальной безопасности России [1].

Ежегодно в стране выявляется более 300 тыс. уголовных деяний несовершеннолетних, причем 100 тыс. из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Каждый третий несовершеннолетний нарушитель нигде не учится и не работает [2]. За последние 10 лет численность больных наркоманией среди молодежи возросла в 17 раз. Сотрудниками органов внутренних дел выявляются и помещаются в центры временной изоляции для несовершеннолетних до 60 тыс. детей и подростков. Свыше 11 тыс. подростков содержатся за различные правонарушения в воспитательных колониях*.

Как правило, у подростка, совершившего преступление и попавшего в суд, два выхода: условный, но все же срок, либо лишение свободы. Условно осужденные подростки составляют 70-75 %, а лишенные свободы - 23-25 %. В итоге Россия, как это ни горько, находится среди лидеров по числу несовершеннолетних заключенных в мире: 17 человек на 100 тыс. населения [4].

Общемировые гуманные идеи в отношении детской преступности не приживаются в России, формирование особой уголовной политики в отношении несовершеннолетних много лет находится на стадии дискуссий.

Да, сегодня особой защитой государства пользуются лица, не достигшие 18 лет (несовершеннолетние). Государство исходя из того, что несовершеннолетние в силу своего возраста не могут в полной мере осознавать значение своих действий, ограничивает их способность своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность, а также устанавливает особый порядок осуществления их прав. Неполный объем дееспособности молодых граждан, а равно специальный порядок осуществления устанавливается только законом [5]. Этот же закон не признает молодежными организациями объединения молодых граждан, созданные общественными организациями и ведущие свою деятельность в рамках установленных задач и на основе решений их руководящих органов (пункт 3 статьи 14), и тем самым лишает участия в управлении государством, хотя права несовершеннолетних затрагиваются государственной политикой не в меньшей мере, чем, скажем, малочисленных народов.

По нашему мнению, внимание к подростку, молодежи в настоящее время должно быть более пристальным, особенно в плане предупреждения правонарушений, конфликтов, которые в некоторых регионах принимают острые, а то и пугающие формы. Особенности психики несовершеннолетнего и его социального статуса предполагают особенности применяемых к нему мер уголовного наказания: меры эти более мягкие, в большей степени ориентированы на воспитательное воздействие и отражают условия жизни несовершеннолетнего в обществе. В соответствии с законодательством к несовершеннолетним не применяются наиболее суровые меры уголовного наказания (смертная казнь и пожизненное лишение свободы), уголовный закон не предусматривает применения к несовершеннолетним наказаний, применение которых невозможно или нецелесообразно ввиду особенностей социального статуса несовершеннолетнего (лишение права занимать определенные должности, конфискация имущества, ограничение свободы и наказания, применяемые к военнослужащим). Видами наказания, назначаемыми несовершеннолетним, являются в соответствии с частью 1 статьи 88 УК РФ:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) арест;

е) лишение свободы на определенный срок.

В соответствии с частью 3 статьи 88 УК РФ обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказаний лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет - трех часов в день. «Свободное от учебы время» не включает в себя время, необходимое несовершеннолетнему для самоподготовки, выполнения домашних заданий, при этом учитывается время дополнительного обучения несовершеннолетнего: музыкальные школы, спортивные секции и т.д. Обязательные работы работающему несовершеннолетнему назначаются с учетом характера и тяжести его труда по месту основной работы.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним на срок до одного года (часть 4 статьи 88 УК РФ). Наказание это применяется только к работающим несовершеннолетним. Данное наказание по возможности не должно препятствовать социальному развитию несовершеннолетнего, например, поступлению в учебное заведение.

Часть 6 статьи 88 УК гласит, что арест назначается несовершеннолетним, достигшим возраста 16 лет к моменту вынесения приговора, на срок от 1 до 6 месяцев. Назначая несовершеннолетнему арест, суд обязан учитывать то обстоятельство, что данная мера по возможности не должна вредить учебе несовершеннолетнего.

Такой вид наказания, как лишение свободы, назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше десяти лет и отбывается:

- несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола - в воспитательных колониях общего режима;

- несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы;

- в колониях усиленного режима.

Ко всему прочему, при совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена административным законодательством, к несовершеннолетнему могут применяться административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права и др. (ст. 3.2 КоАП РФ).

Действующее законодательство предусматривает также, что за совершение административных правонарушений к несовершеннолетним могут применяться меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.1-27.15): доставление, административное задержание, личный досмотр и др. В отличие от административных взысканий, меры административного пресечения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений. Для их применения не требуется вынесения специальных постановлений и получения особых санкций.

Для раннего предупреждения преступности несовершеннолетних и организации воспитательно-профилактической работы среди них необходима взаимосвязанная система мер: выявление каждого совершенного подростком правонарушения, своевременное и правильное реагирование на противоправное поведение несовершеннолетнего и организация эффективного контроля за его дальнейшим поведением.

Важная задача - совершенствование судопроизводства по рассматриваемой категории дел. Речь идет не только о своевременном выявлении и раскрытии каждого преступления, совершенного подростком, но и о совершенствовании механизма определения наиболее эффективной меры воздействия в отношении каждого несовершеннолетнего, совершившего преступление. Известно, с какими трудностями встречаются органы предварительного следствия и суды при решении этих вопросов. Ведь нужно определить не только степень социальной деформации, но и личностные качества подростка, его склонности и интересы, нравственные и правовые взгляды, состояние здоровья, наличие отклонений в психике и поведении и т.д.

Сейчас все больше специалистов, занимающихся проблемами профилактики правонарушений несовершеннолетних, правового обеспечения защиты их прав и свобод, приходят к выводу о необходимости создания системы ювенальной юстиции. Разработано несколько проектов закона, регламентирующего основы ее функционирования. При этом наметились разные подходы к кругу вопросов, которые попадают в сферу действия ювенальной юстиции.

Так, Э.Б. Мельникова, Г.Н. Ветрова в разработанном ими законопроекте предлагают следующее определение: «Ювенальная юстиция представляет собой судебную систему, осуществляющую правосудие по делам о несовершеннолетних и имеющую задачи судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних» [6, с. 42-58]. То есть речь идет только о реформировании судебной системы, создании отдельной ее ветви, осуществляющей ювенальное правосудие.

Более широкое толкование дают В.Д. Ермаков, Е.А. Абросимова, М.З. Ильченко, а вслед за ними Н.П. Мелешко. «Ювенальная юстиция - это совокупность правовых механизмов, медико-социальных,

психолого-педагогических и реабилитационных, а также иных процедур и программ, предназначенных для обеспечения наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, а также лиц, ответственных за их воспитание, реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций» [7].

Основными принципами построения и функционирования системы ювенального правосудия, по мнению Н.П. Мелешко, должны стать:

- верховенство интересов несовершеннолетнего;

- приоритет восстановительного (не карательного) подхода в осуществлении правосудия в отношении несовершеннолетних;

- равенство внимания системы правосудия к интересам несовершеннолетнего в опасности, несовершеннолетнего-жертвы и несовершеннолетнего правонарушителя, признание государством семьи в качестве наиболее приемлемой и естественной среды для проживания несовершеннолетнего;

- постоянство усилий государства по поиску и внедрению перспективных социально-правовых технологий и методов защиты и охраны прав несовершеннолетних [8, с. 53].

Следовательно, здесь ювенальная юстиция понимается как деятельность не только по осуществлению правосудия по делам несовершеннолетних, но и по защите и укреплению семьи, а также по охране прав несовершеннолетнего.

Первым шагом на пути к ней, который можно сделать уже сегодня, должно стать, по нашему мнению, назначение специального судьи для решения дел несовершеннолетних правонарушителей, а в перспективе создание специального суда для несовершеннолетних. В настоящее время в Ростовской области проводится эксперимент по созданию ювенальных судов. Такие суды функционируют в городах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Егорлык.

Мы полагаем, что каждый судебный процесс должен выявить причины формирования ложных нравственных ценностей, которые привели подростка к совершению преступления, стать началом коррекции личности правонарушителя. Как справедливо отмечается в литературе, в полной мере нравственно-психологические и возрастные особенности подростков-правонарушителей смогут учитываться судами лишь в том случае, если для рассмотрения их дел будет создана принципиально новая юстиция [3, с. 37].

В Международном пакте о гражданских и политических правах справедливо отмечается, что процесс в отношении несовершеннолетних должен быть таков, чтобы учитывались их возраст и желательность содействия их перевоспитанию. По нашему мнению, осуществлению данного положения будет способствовать реорганизация судебной деятельности по делам несовершеннолетних, построение ее на качественно новых принципах. Ее началом должно стать образование семейных судов по делам несовершеннолетних. Наряду с районными (городскими) судами общей юрисдикции они должны действовать в каждом районе (городе). Прежде всего, к компетенции новых звеньев судебной системы следует отнести рассмотрение всех уголовных дел в отношении лиц, не достигших 18-летнего возраста. Кроме того, данными судами должны рассматриваться все гражданские дела, так или иначе затрагивающие интересы несовершеннолетних (например, о расторжении брака родителей, имеющих несовершеннолетних детей, о лишении родительских прав и т.п.), а также дела об административных правонарушениях, совершаемых лицами, не достигшими 18 лет.

В семейный суд должна поступать вся информация о совершаемых несовершеннолетними правонарушениях в данном районе (городе). На ее основании он сможет принимать меры, направленные на устранение условий, способствующих совершению правонарушений.

Семейные суды по делам несовершеннолетних должны также располагать данными о поведении несовершеннолетнего, отбывающего наказание, в том числе и в местах лишения свободы. Для решения проблем социальной защиты этих осужденных, трудового и бытового устройства подростков, освобождающихся из воспитательных колоний, следует создать попечительские советы, которые будут работать в тесном контакте с семейными судами.

Необходимо, чтобы состав рассматриваемого суда качественно отличался от состава суда общей юрисдикции. Так, наряду с профессиональными судьями в него должны входить педагоги, психологи, психотерапевты. Именно поэтому состав семейного суда по делам несовершеннолетних целесообразно увеличить до пяти человек.

Думается, что судьями семейного суда по делам несовершеннолетних должны назначаться лица, ранее проработавшие не менее пяти лет судьями районных (городских) судов и специализировавшиеся по делам несовершеннолетних (последнее возможно на начальном этапе их организации). Данное требование обусловливается тем, что дела несовершеннолетних отличаются значительной качественной спецификой и, как правило, особой сложностью. Их рассмотрение требует от судьи определенного опыта и высокого профессионального уровня. Целесообразным представляется повышение возрастного ценза для этой категории судей до 30 лет.

Другой особенностью семейного суда по делам несовершеннолетних должна являться более широкая дифференцированность его решений в зависимости от содеянного, личности подростка, его индивидуальных психологических особенностей, причин совершения правонарушения и т.п. (например, «ограничиться судебным рассмотрением», «направить в воспитательную школу, училище»).

Кроме того, считаем целесообразным, по опыту многих зарубежных стран, организовать психодиагностические центры (например, при комиссиях по делам несовершеннолетних в крупных городах), которые будут обеспечивать социально-психологическую диагностику личности подростков, совершивших преступления, и давать органам предварительного следствия и судам прогноз ресоциализации.

По нашему мнению, создание ювенальной юстиции позволит в более полном объеме защищать права несовершеннолетних.

Литература

1. Мелешко Н.П. Предпреступное поведение несовершеннолетних как криминологическая проблема: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1998.

2. Трунов И.Л., Айвар Л.К. Вопросы уголовного права и уголовной политики в отношении несовершеннолетних // Журнал российского права. 2005. № 10.

3. Хисматулин Р. Семейные суды по делам несовершеннолетних // Российская юстиция. 2007. № 3.

4. Российская газета. 2004.15 октября.

5. Закон СССР от 16.04.1991 № 2114-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». Пункт 2 статьи 5 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 19. Ст. 533.

6. Мельникова Э.Б., Ветрова Г.Н. Закон о ювенальной юстиции в Российской Федерации: проект // Правозащитник. 2006. № 2.

7. Ермаков В.Д., Абросимова Е.А., Ильченко М.З. Федеральный закон «Основы законодательства о ювенальной юстиции Российской Федерации»: авторский проект. М., 1999.

8. Мелешко Н.П. Проблемы развития ювенальной юстиции в Российской Федерации. Ростов н/Д, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.