19. Divorce, Dissolution and Separation Act 2020 [Электронный ресурс]: URL: // https://www. legislation. gov.uk/ukpga/2020/11 (дата обращения: 14.01.2023).
20. «Blame game» ends no-fault divorce comes into force [Электронный ресурс]: URL: // https://www.gov.uk /government/ news /blame-game-ends-as-no-fault-divorce-comes-into-force (дата обращения: 14.01.2023).
21. Mitis Iudex Dominus Iesus [Электронный ресурс] : URL : // https://www. vatican.
va/content/francesco/en/motu_proprio/documents/papa-francesco-motu-proprio_20150815_mitis-iudex-dominus-iesus.html (дата обращения: 14.01.2023).
22. Codex Iuris Canonici / Кодекс канонического права: латинский текст с параллельным русским переводом; пер. с лат. А. Н. Коваль; науч. ред. С. Тимашов. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. - 620 с.
References and Sources
1. Yakushev P.A. Tradicionnye cennosti v mekhanizme pravovogo regulirovaniya semejnyh otnoshenij v Rossii i stranah Evropy: Dis. ... dokt. yurid. nauk. M., 2019. 572 s.
2. Romanovskaya V.B., Serpuhova O.Yu. Revolyuciya semejnogo prava v stranah Zapada v XX veke (na primere SSHA) // Vestnik KGU. 2019. № 1.
3. Ananskih I.A., Serpuhova O.Yu., Shelepova M.A. Formirovanie novoj koncepcii braka i sem'i v zapadnoj hristianskoj cerkvi (amerikanskij professor Dzhejms V. Braunson o novom prochtenii Svyashchennogo Pisaniya) // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. 2017. N° 4. S. 181-188.
4. Hazova O.A. Brak i razvod v burzhuaznom semejnom prave (sravnitel'no-pravovoj analiz): monografiya / otv. red. A. A. Rubanov. M.: Nauka, 1988.
5. Disposizioni in materia di scioglimento o di cessazione degli effetti civili del matrimonio nonche' di comunione tra i coniugi : Legge 6 maggio 2015, n. 55 [Elektronnyj resurs]: URL: // https://www. normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato: legge: 2015-05-06;55 (data obrashcheniya: 14.01.2023).
6. Loi n° 2020-734 du 17 juin 2020 relative à diverses dispositions liées à la crise sanitaire, à d'autres mesures urgentes ainsi qu'au retrait du Royaume-Uni de l'Union européenne [Elektronnyj resurs]: URL: // https://www. legifrance. gouv. fr/jorf/id/JORFTEX T0000420 07059 (data obrashcheniya: 14.01.2023).
7. Loi n° 2019-222 du 23 mars 2019 de programmation 2018-2022 et de réforme pour la justice [Elektronnyj resurs]: URL: // https://www.legifrance. gouv.fr/dossierlegislatif/ J0RFD0LE000036830320/ (data obrashcheniya: 14.01.2023).
8. Décret n° 2019-1380 du 17 décembre 2019 relatif à la procédure applicable aux divorces contentieux et à la séparation de corps ou au divorce sans intervention judiciaire [Elektronnyj resurs]: URL: // https://www. legifrance. gouv.fr/jorf/id/J0RFTEXT0000 39637386 (data obrashcheniya: 14.01.2023).
9. Seryogin A.V. Vozrozhdenie braka sine manu i concubinatus v semejnom prave XX - XXI vv.: sravnitel'no-pravovoj analiz // Vestnik Yuridicheskogo fakul'teta YUzhnogo federal'nogo universiteta. 2020. T. 7. № 1. S. 101-104.
10. Savenko O. E. Ponyatie braka v mezhdunarodnom chastnom prave // Lex Russica. 2018. N° 6 (139).
11. Bugrova S.S. Zaklyuchenie i rastorzhenie braka. Priznanie braka nedejstvitel'nym // Problemy kollizionnogo regulirovaniya semejno-brachnyh otnoshenij v prave Rossijskoj Federacii: monografiya / nauch. red. S.T. Maksimenko, O.Yu. Sitkova. M.: Prospekt, 2021.
12. Vishnevskij A.A. Kanonicheskoe pravo: puti sluzheniya. Sravnitel'no-pravovye ocherki. M.: Institut Sv. Fomy, 2020.
13. Gesetz über Ehe-Partnerschaften (Lebenspartnerschaftsgesetz - LPartG) [Elektronnyj resurs]: URL: // https://www.gesetze-im-internet.de/lpartg /BJNR026610001. html (data obrashcheniya 14.01.2023).
14. Ley 11/2001, de 19 de diciembre, de Uniones de Hecho de la Comunidad de Madrid [Elektronnyj resurs]: URL: // https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2002-4374 (data obrashcheniya: 14.01.2023).
15. Civil Partnership Act 2004 / [Elektronnyj resurs]: URL: / https://www.legislation. gov.uk/ukpga/ 2004/33/contents (data obrashcheniya: 14.01.2023)
16. Erohina E.V. Evropejskoe semejnoe pravo: uchebnik. Orenburg: Universitet, 2016.
17. Bürgerliches Gesetzbuch Deutschlands [Elektronnyj resurs]: URL: // http: // www.gesetze-im-internet.de/bgb/_1353.html (data obrashcheniya
14.01.2023).
18. Disciplina dei casi di scioglimento del matrimonio: Legge 1 dicembre 1970, n. 898 [Elektronnyj resurs]: URL: // https://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls? urn:nir:stato: legge:1970-12-01;898 (data obrashcheniya: 14.01.2023).
19. Divorce, Dissolution and Separation Act 2020 [Elektronnyj resurs]: URL: // https://www. legislation. gov.uk/ukpga/2020/11 (data obrashcheniya: 14.01.2023).
20. «Blame game» ends no-fault divorce comes into force [Elektronnyj resurs] : URL: // https://www.gov.uk /government/ news /blame-game-ends-as-no-fault-divorce-comes-into-force (data obrashcheniya: 14.01.2023).
21. Mitis Iudex Dominus Iesus [Elektronnyj resurs]: URL: // https://www.vatican. va/content/francesco/en/motu_proprio/documents/papa-francesco-motu-proprio_20150815_mitis-iudex-dominus-iesus.html (data obrashcheniya: 14.01.2023).
22. Codex Iuris Canonici / Kodeks kanonicheskogo prava: latinskij tekst s parallel'nym russkim perevodom; per. s lat. A. N. Koval'; nauch. red. S. Timashov. M.: Institut filosofii, teologii i istorii sv. Fomy, 2007. - 620 s.
ПАРИЙ-СЕРГЕЕНКО ЕВГЕНИЯ ПАВЛОВНА - кандидат наук государственного управления, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) Сочинский филиал (paryi@mail.ru).
PARIY-SERGEENKO, EVGENIYA P.- PhD of Public Administration, Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines Sochi branch of All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia) (paryi@mail.ru).
УДК 341.215.4 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-1-100-104
ШУРЕНКОВА С.С.
К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ПРАВ АВТОРА НА МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Ключевые слова: авторские права, музыкальное произведение, международная защита прав.
В статье рассматриваются способы защиты прав автора на музыкальное произведение, предложенные международными актами. Автор представляет краткий экскурс в различные источники, закрепляющие права автора на музыкальное произведение. Особое внимание автор уделяет различным способам защиты авторских прав со стороны самих авторов. В частности, автор отмечает важную роль лейблов и специализированных обществ по регистрации прав на музыкальные произведения в процессе защиты прав авторов на музыкальные произведения. Делается вывод об отсутствии единого международного механизма защиты прав авторов на музыкальные произведение. Вместе с тем, автор отмечает важность альтернативных способов разрешения споров в данной категории дел, в частности, переговоров и медиации.
SHURENKOVA, S.S.
TO THE QUESTION ON COPYRIGHT PROTECTION OF MUSICAL COMPOSITION AT THE INTERNATIONAL SPACE
Key words: copyright, musical composition, international right protection.
The article considets the ways to protect the author's rights to a musical work, proposed by international acts. The author presents a brief excursion into various sources that secure the author's rights to a piece of music. The author pays special attention to various ways of copyright protection by the authors themselves. In particular, the author notes the important role of labels and specialized societies for registration of rights to musical works in the process of protecting the rights of authors to musical works. It is concluded that there is no single international mechanism for protecting the rights of authors to musical works. At the same time, the author notes the importance of alternative ways of resolving disputes in this category of cases, in particular, negotiations and mediation.
Вопросы защиты прав автора на музыкальные произведения всегда занимали особое место в трудах исследователей-юристов. Признание музыкальных произведений в качестве объекта авторских прав произошло еще в 1886 г. в рамках Бернской конвенции [1]. В дальнейшем музыкальные произведения также были внесены в перечень художественных произведений во Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. [2]. Однако особую актуальность данный вопрос приобрел в результате становления и бурного развития сети Интернет. Данные процессы обозначили веху активного распространения интернет-пиратства, что нашло отражение в правовых преобразованиях конца XX - начала XXI веков. В последние десятилетия в данной сфере сделано немало. Однако вопросы защиты прав, особенно в международном пространстве, все еще являются актуальными. Некоторые авторы, например, Н.Ф. Субханов, отмечают, что с каждым годом интернет-пиратство, особенно в сфере музыкальной дистрибуции, лишь усиливается, а принимаемые государствами меры недостаточны [3, с. 515]. В данной связи, мы предлагам рассмотреть современное правовое регулирование данного вопроса в Российской Федерации, в зарубежных юрисдикциях и на наднациональном уровне.
Права автора на гражданско-правовую защиту своих прав в Российской Федерации гарантируются ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В частности, в ч. 1 ст. 1259 ГК РФ отмечено, что, помимо прочего, к объектам авторских прав относятся «музыкальные произведения с текстом или без текста» [4]. Следует отметить, что подобная формулировка использовалась и в Бернской конвенции 1886 г. При этом, исходя из смысла ч. 4 настоящей статьи, «для возникновения, осуществления или защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей» [4]. Иными словами, в законе нет требования к какому-либо документальному подтверждению авторства музыкального произведения у автора. Такое право возникает в момент написания произведения. Учитывая данное требование, не удивительно, что в юридической правовой мысли неоднократно поднимался и обсуждался вопрос доказывания авторства.
В международной практике вполне обоснованно указывают на первостепенность критерия первенства, как ключевого фактора определения авторства произведения. В данной связи Н. Штенников указал на существование в западных странах двух различных принципов: первого заявителя и первого изобретателя. В первом случае, принцип выражается в том, что авторство закрепляется за человеком, первым заявившим об авторстве в отношении того или иного материала (действует в Германия и других странах ЕС), во втором - авторство закрепляется непосредственно за человеком, ответственным за создание материала (придерживаются, например, США) [5]. Применительно к российским реалиям, отметим вывод В.А. Оганяна, который выделяет два способа охраны музыкального произведения автором: заверение письменного выражения музыкального произведения у нотариуса (например, нотного стана), либо депонирование работы в Российском авторском обществе (далее - РАО), а также выгрузка материала на специальные сайты [6, с. 103].
Разбирая первый способ, отметим, что, разумеется, обращение в специализированную организацию, такую как РАО и, следовательно, заключение с ней лицензионного договора, получение свидетельства о регистрации прав и депонировании музыкального произведения представляется наиболее обоснованным, несмотря на достаточно высокую стоимость подобных действий. Несмотря на добровольный характер регистрации, полученное таким образом свидетельство может использоваться для доказательства наличия прав на музыкальное произведение у автора на основании презумпции авторства. Как отмечает В. Кряжев, такой способ позволяет не только предотвратить возникновение споров, но и доказать авторство в случае предъявления претензии или судебного разбирательства [7, с. 98].
Отметим также, что данный способ распространен и в других странах. Так, например, в Европейском пространстве существует несколько организаций, занимающихся выдачей сертификатов об авторстве. Например, крупный портал Copyright.eu предлагает выдачу сертификатов, удостоверяющих происхождение музыкальной композиции с указанием автора. Сервис также подтверждает, что защита возникает автоматически из самого факта создания произведения автором, однако материальное подкрепление (мертификат) гарантирует соблюдение прав автора другими субъектами [8]. Стоит также отметить, что возникает вопрос доказывания авторства на момент обращения заявителя в РАО или другую подобную организацию. Полагаем, что для недопущения регистрации авторства недобросовестным заявителем, требуется разработка специального механизма проверки заявителя.
Интересным также представляется подход американских законодателей. Анализ Акта об авторских правах 1976 г. показывает его схожесть с общей формулой признания авторства на оригинальные произведения за их создателем без специальных требований к регистрации. Тем не менее, у автора есть возможность регистрации в специальном государственном органе - Бюро регистрации авторских прав США. Примечательно, что подавать иски о нарушении прав автора при этом могут только авторы, прошедшие данную регистрацию. А в случае, если автор регистрирует право до публикации произведения, либо в течение трех месяцев после публикации, у него также возникает право на присуждение дополнительных взысканий, таких как гонорары адвокатам, а также перерасчет убытков в соответствии с законом, а не фактически понесенных [9].
Обращаясь ко второму способу, следует отметить, что при загрузке материалов, например, аудиофайла с композицией, на сайт также загружаются метаданные, которые включают в себя указание на исполнителя, автора и дату загрузки. Также зачастую такие сайты сразу ставят к композиции специальный знак защиты авторских данных («©»). Тем не менее, обычно такие сайты распространяют музыкальные произведения на безвозмездной основе. Иными словами, подтверждая авторство таким способом, музыкант одновременно соглашается на дальнейшую дистрибьюцию и доступ к своему произведению неограниченного количества лиц без получения какой-либо прибыли.
Ситуация немного меняется в случае опубликования материала в стриминговых сервисах. Например, сейчас у российских и зарубежных исполнителей есть возможность опубликования своих музыкальных произведений в стриминсовом сервисе Яндекс.Музыка. Размещение доступно представителям лейбла, дистрибьюторам и самостоятельным исполнителям в случае, если у них есть право управления своими произведениями. Однако это возможно только при обращении к одному из партнеров, которые представляют собой независимые лейблы [10]. Так, например, один из партнеров Яндекс.Музыка «DNK Music», являясь независимым выпускающим лейблом, гарантирует сохранность прав автора на музыкальные произведения, а также выступает в качестве переговорщика в отношениях с третьими лицами относительно музыкальных композиций (использование в кино, рекламе, сериалах и т.п. [11]) на основании лицензии с выплатой автору фиксированной оплаты, роялти или на безвозмездной основе [12]. Иными словами, лейбл выступает в качестве посредника, распоряжающегося музыкальным произведением на основании лицензии. Основной интерес лейбла - получение прибыли от композиций автора, а значит и все риски в данном случае несет именно лейбл. Следовательно, можно сделать вывод о достаточно высокой степени заинтересованности лейбла в защите прав автора.
Однако существует также распространенная практика самозащиты авторов, не работающих с лейблами и не регистрирующих права в специальных организациях. Данный способ предполагает запись материала на компакт-диск и последующую отправку данного компакт-диска с сопроводительными материалами относительно записи композиции самому себе и заранее выбранным свидетелям посредством почтового отправления. Таким образом полученное отправление будет содержать дату отправки, подтвержденную штампом почтовой службы, пример композиции и пояснения автора. Основной минус данного способа - одноразовость. Вскрывать конверт целесообразно только в рамках судебного разбирательства в присутствии судьи в случае возникновения спора относительно авторства. Однако не отрицаем, что в дальнейшем в качестве доказательства авторства может выступать решение суда. Также может возникнуть проблема с вызовом свидетелей, если вызвать их будет невозможно или, например, в случае утраты свидетелем отправления.
На наднациональном уровне вопросы защиты прав авторов регулируются Договором ВОИС по авторскому праву, подписанному в Женеве в 1996 г. [13], а также Договором ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. [14] Однако данные договоры охватывают большой пласт авторских прав и серьезным образом не конкретизируют защиту прав авторов на музыкальные произведения. Как отмечают некоторые авторы, основная заслуга данных актов заключается в распространении авторских прав на компьютерные программы и базы данных, установлении баланса между правами автора и потребностями населения (преимущественно в части доступа к сферам образования и исследований), а также установлении принципа национального регулирования, основанного на принятых договорах [15].
В данной связи отметим также мнение А.Н. Рабизова, который обращает внимание на проблему коллизионного регулирования трансграничных правоотношений по поводу объектов авторских и смежных прав. По его мнению, данная коллизия выражается в отсутствии как на международном, так и на национальном уровнях норм, регулирующих договорные и внедоговорные отношения трансграничного характера в сфере интеллектуальной собственности. Он резюмирует, что при решении вопроса о применимом праве зачастую суды сталкиваются с неразрешимыми проблемами. Выход из сложившейся ситуации он видит в принятии в России акта, подобного Единообразному торговому кодексу США (ЕТК США), который содержал бы специальные положения для регулирования различных коллизионных вопросов в сфере интеллектуальной собственности [16, с. 197-198].
Следует отметить, что достаточно эффективным способом защиты прав на музыкальные произведения является медиация. Так, в частности, в Великобритании обращение к медиаторам за защитой авторских прав является одной из рекомендаций правительства, наравне с заключением соглашений и обращением в Отдел интеллектуальной собственности (IPO). При этом, IPO имеет в своей структуре специальную службу медиаторов, которые могут стать помощниками в решении споров о торговых марках, авторских правах, дизайнах и патентах [17]. Примечательно, что предусматривается как очная медиация, так и онлайн-медиация. При этом, стоимость онлайн-медиации дешевле для сторон в два раза. Помимо этого, отмечаются также такие очевидные преимущества как повышенная скорость рассмотрения дела в сравнении с судебным рассмотрением, высокий процент удачного разрешения споров, а также конфиденциальность и возможность создания новых коммерческих отношений, помимо защиты существующих [18].
Соглашаясь с вышеназванной позицией А.Н. Рабизова, также отметим, что в таком своде, на наш взгляд, необходимо предусмотреть положения об обязательном первичном применении к спорам об интеллектуальной собственности внесудебного порядка разрешения, в частности, о проведении обязательных переговоров между сторонами и разрешении споров с привлечением медиации. Полагаем, что данная сфера, как никакая другая, наилучшим образом подходит для внесудебного урегулирования, поскольку все вопросы неправомерного использования интеллектуальной собственности, в частности музыкальных произведений, могут быть решены в ходе эффективных переговоров сторон.
Таким образом, мы видим, что в настоящее время сфера защиты прав авторов на музыкальные произведения остается недостаточно урегулированной. Существующие нормы национального российского права лишь повторяют общие международные договоры. Необязательная регистрация прав в РАО или в других аналогичных обществах хоть и дает некоторые гарантии авторам, однако является достаточно затратной и не является доступной. Самозащита авторов, в целом, ограничивается лишь фантазией, однако ни один из способов здесь не дает полной гарантии автору на то, что его права на музыкальное произведение будут защищены в полном объеме. В данной связи следует признать, что сегодня необходимы разработка и внедрение в российское право специального механизма регистрации прав авторов на результаты интеллектуальной деятельности, а том числе и на музыкальные произведения. Помимо этого, требуется внедрение в законодательство специальных норм, по аналогии с существующими в ЕТК США, которые обеспечат соблюдение прав авторов в международном пространстве.
Литература и источники
1. Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works // [Электронный ресурс] URL: https://www.wipo.int/export/sites/www/treaties/en/docs/pdf/berne.pdf (дата обращения: 08.01.2023)
2. Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.) // СПС «Гарант».
3. Субханов Н.Ф. Проблема Интернет-пиратства // Вопросы российской юстиции. 2020. № 9.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-Ф3 (ред. от 05.12.2022) // СПС «Консультант плюс».
5. Штенников В.Н. Плагиат произведений // СПС «Консультант плюс».
6. Оганесян В.А. Зашита авторского права на музыкальное произведение в сети Интернет // Вестник СевКавГТИ. 2017. № 1.
7. Кряжев В. Как подтвердить авторское первенство на музыкальные произведения // Хозяйство и право. 2012. № 1.
8. Copyright.eu. Protection of music and songs // [Электронный ресурс] URL: https://www.copyright.eu/docs/protection-of-music-and-songs/ (дата обращения: 08.01.2023)
9. Denniston M.S. International Copyright Protection: How Does It Work? // [Электронный ресурс] URL: https://www.bradley.com/insights/publications/2012/03/international-copyright-protection-how-does-it-w/_( дата обращения: 08.01.2023)
10. Яндекс. Разместить треки и клипы на Яндекс Музыке // [Электронный ресурс] URL: https://yandex.ru/support/music/performers-and-copyright-holders/terms.html (дата обращения: 08.01.2023)
11. Турицын Д.А. Понятие аудиовизуального произведения в национальных законодательствах Российской Федерации и Соединенного Королевства // Современная научная мысль. 2017. № 3. С. 293-297.
12. DNK Music. Часто задаваемые вопросы // [Электронный ресурс] URL: https://dnkmusic.in/faq (дата обращения: 08.01.2023)
13. WIPO Copyright Treaty (Geneva, 1996) // [Электронный ресурс] URL: https://www.wipo.int/export/sites/www/treaties/en/docs/pdf/wct.pdf (дата обращения: 08.01.2023)
14. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам и согласованные заявления в отношении Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам (приняты Дипломатической конференцией 20 декабря 1996 г.) // [Электронный ресурс] URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/wipo_pub_227.pdf (дата обращения: 08.01.2023)
15. Kawabena Brakopowers A. The International legal framework for copyright protection, an overview of the WIPO Copyright Treaty and WIPO Performers and Phonograms Treaty 25 years after adoption // [Электронный ресурс] URL: https://www.researchgate.net/publication/349515948_The_International_legal_framework_for_copyright_protection_an_overview_o f_the_WIPO_Copyright_Treaty_and_WIPO_Performers_and_Phonograms_Treaty_25_years_after_adoption (дата обращения: 08.01.2023)
16. Рабизов А.Н. Особенности регулирования трансграничных отношений в сфере авторских и смежных прав на музыкальные произведения. Сэмплирование // Вестник университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 12.
17. Gov.uk. Defend your intellectual property. Use a mediator // [Электронный ресурс] URL: https://www.gov.uk/defend-your-intellectual-property/use-a-mediator (дата обращения: 08.01.2023)
18. Gov.uk. Intellectual property mediation // [Электронный ресурс] URL: https://www.gov.uk/guidance/intellectual-property-mediation (дата обращения: 08.01.2023)
References and Sources
1. Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works // [Elektronnyy resurs] URL: https://www.wipo.int/export/sites/www/treaties/en/docs/pdi/berne.pdf (data obrashcheniya: 08.01.2023)
2. Vsemirnaya konventsiya ob avtorskom prave (Zheneva, 6 sentyabrya 1952 g.) // SPS «Garant».
3. Subkhanov, N.F. Problema Internet-piratstva // Voprosy rossiyskoy yustitsii. 2020. № 9.
4. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' chetvertaya) ot 18.12.2006 N 230-FZ (red. ot 05.12.2022) // SPS «Konsul'tant plyus».
5. Shtennikov, V.N. Plagiat proizvedeniy // SPS «Konsul'tant plyus».
6. Oganesyan, V.A. Zashita avtorskogo prava na muzykal'noye proizvedeniye v seti Internet // Vestnik SevKavGTI. 2017. № 1.
7. Kryazhev, V. Kak podtverdit' avtorskoye pervenstvo na muzykal'nyye proizvedeniya // Khozyaystvo i pravo. 2012. № 1.
8. Copyright.eu. Protection of music and songs // [Elektronnyy resurs] URL: https://www.copyright.eu/docs/protection-of-music-and-songs/ (data obrashcheniya: 08.01.2023)
9. Denniston M.S. International Copyright Protection: How Does It Work? // [Elektronnyy resurs] URL: https://www.bradley.com/insights/publications/2012/03/international-copyright-protection-how-does-it-w/_(data obrashcheniya: 08.01.2023)
10. Yandex. Razmestit' treki i klipy na Yandeks Muzyke // [Elektronnyy resurs] URL: https://yandex.ru/support/music/performers-and-copyright-holders/terms.html (data obrashcheniya: 08.01.2023)
11. Turitsyn D.A. Ponyatiye audiovizual'nogo proizvedeniya v natsional'nykh zakonodatel'stvakh Rossiyskoy Federatsii i Soyedinennogo Korolevstva // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2017. № 3. S. 293-297.
12. DNK Music. Chasto zadavayemyye voprosy // [Elektronnyy resurs] URL: https://dnkmusic.in/faq (data obrashcheniya: 08.01.2023)
13. WIPO Copyright Treaty (Geneva, 1996) // [Elektronnyy resurs] URL: https://www.wipo.int/export/sites/www/treaties/en/docs/pdfwct.pdf (data obrashcheniya: 08.01.2023)
14. Dogovor VOIS po ispolneniyam i fonogrammam i soglasovannyye zayavleniya v otnoshenii Dogovora VOIS po ispolneniyam i fonogrammam (prinyaty Diplomaticheskoy konferentsiyey 20 dekabrya 1996 g.) // [Elektronnyy resurs] URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/wipo_pub_227.pdf (data obrashcheniya: 08.01.2023)
15. Kawabena Brakopowers A. The International legal framework for copyright protection, an overview of the WIPO Copyright Treaty and WIPO Performers and Phonograms Treaty 25 years after adoption // [Elektronnyy resurs] URL: https://www.researchgate.net/publication/349515948_The_International_legal_framework_for_copyright_protection_an_overview_of_the_WIPO_Co pyright_Treaty_and_WIPO_Performers_and_Phonograms_Treaty_25_years_after_adoption (data obrashcheniya: 08.01.2023)
16. Rabizov A.N. Osobennosti regulirovaniya transgranichnykh otnosheniy v sfere avtorskikh i smezhnykh prav na muzykal'nyye proizvedeniya. Semplirovaniye // Vestnik universiteta im. O.Ye. Kutafina (MGYUA). 2016. № 12.
17. Gov.uk. Defend your intellectual property. Use a mediator // [Elektronnyy resurs] URL: https://www.gov.uk/defend-your-intellectual-property/use-a-mediator (data obrashcheniya: 08.01.2023)
18. Gov.uk. Intellectual property mediation // [Elektronnyy resurs] URL: https://www.gov.uk/guidance/intellectual-property-mediation (data obrashcheniya: 08.01.2023)
ШУРЕНКОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА - кандидат социологических наук, доцент, директор «Института медиации и переговоров», главный редактор журнала «Вестник медиации в ЕврАзии» ()
SHURENKOVA, SVETLANA S. - Ph.D. in Sociology, Associate Professor, Director of the Institute of Mediation and Negotiations, Editor-in-Chief of the Journal of Mediation in EurAsia (shurenkova@mail.ru)/