Научная статья на тему 'К вопросу о законодательном закреплении туристического налога в РФ'

К вопросу о законодательном закреплении туристического налога в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ НАЛОГ / TOURIST TAX / КУРОРТНАЯ ЗОНА / RESORT AREA / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / REGIONAL BUDGET / ЗАКОНОПРОЕКТ / ИНФРАСТРУКТУРА / A BILL THAT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева Алина Михайловна

В данной статье говорится о налоговой системе в РФ, ее изменениях на местном, региональном уровнях. Особое внимание уделяется туристическому налогу, а именно введению данного налога в Российской Федерации. Особое беспокойство вызывает его экономическая сущность, правовая природа, его место и значение в системе налогов и сборов Российской Федерации. В статье приводятся конкретные регионы, где данное нововведение будет рентабельным и актуальным. Также описаны механизм, места и способ сбора, меры налогового администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о законодательном закреплении туристического налога в РФ»

6) информирование населения об активных вакансиях благодаря проведению таких мероприятий как день открытых дверей на предприятии или ярмарка вакансий [2, с. 285].

Вариантом борьбы со скрытой безработицей, в свою очередь, могут выступить государственные гарантии незанятому населению. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям [3, с. 42].

Сложность в регистрации такого вида безработицы как скрытая приводит к фактической невозможности адекватно оценить происходящие в экономике процессы, а также позволяет использовать низкие показатели в политических целях, что подкрепляет позитивные социальные настроения.

По мере углубления реформ число безработных должно возрастать прямо пропорционально повышению эффективности производства и реальной оплаты за труд. Прежде всего, следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально-экономической сбалансированности.

Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Только тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально-трудовой сферы.

Литература

1. Булатов А. С. Экономика. 4-е издание. М.: Экономист, 2006. 308 с.

2. КоробкинМ. В. Современная экономика / М. В. Коробкин [и д.р.]. СПб.: Питер, 2014. 325 с.

3. Гукасьян Г. М.Экономическая теория: Учеб. / Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А.,

Амосова В. В. СПб., 2003. Гл. 17. 492 с.

On the issue of legislative consolidation of the tourist tax in the Russian Federation Kovaleva A. (Russian Federation) К вопросу о законодательном закреплении туристического налога в РФ Ковалева А. М. (Российская Федерация)

Ковалева Алина Михайловна /Kovaleva Alina - студент, кафедра социально-экономической географии, геоинформатики и социально-культурного туризма, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в данной статье говорится о налоговой системе в РФ, ее изменениях на местном, региональном уровнях. Особое внимание уделяется туристическому налогу, а именно введению данного налога в Российской Федерации. Особое беспокойство вызывает его экономическая сущность, правовая природа, его место и значение в системе налогов и сборов Российской Федерации. В статье приводятся конкретные регионы, где данное нововведение будет рентабельным и актуальным. Также описаны механизм, места и способ сбора, меры налогового администрирования.

Abstract: this article refers to the tax system in the Russian Federation, it changes at local, regional levels. Particular attention is paid to the local tax, namely the introduction of this tax in the Russian Federation. Of particular concern is the essence of its economic, legal nature, its place and significance in the system of taxes and fees of the Russian Federation. The article presents the specific regions where this innovation is cost-effective and relevant. As described mechanism, place and method of collection, tax administration measures.

Ключевые слова: туристический налог, курортная зона, региональный бюджет, законопроект, инфраструктура.

Keywords: tourist tax, resort area, the regional budget, a bill that infrastructure.

Налоговая система в России в последнее время претерпевала качественные изменения, что послужило развитию налоговой системы в целом. Все эти изменения необходимы для дальнейшего

усовершенствования системы налогов и сборов в Российской Федерации с учетом правовых и юридических норм, которые характерны для различных видов налогов на местном, федеральном и региональном уровнях. Сюда следует отнести и туристический налог, который рассматривают для введения в оборот в ближайшее время.

Данное нововведение вызывает массу дискуссий и сомнений по поводу целесообразности и нецелесообразности введения. Особое беспокойство вызывает его экономическая сущность, правовая природа, его место и значение в системе налогов и сборов Российской Федерации.

Для начала необходимо выяснить, что же такое налог. Это обязательный, безвозвратный платеж, осуществляемый юридическими и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства [1, с. 320].

Местными налогами и сборами признаются лишь те, которые установлены правовыми нормативными актами, согласно законодательству РФ.

Необходимо обращать внимание на главные составляющие данной системы, например, на то, что данные средства могут быть использованы только тем муниципальным образованием, в пределах которого эти налоги были собраны. Так же хочется отметить, что сумма налогов и сборов устанавливается согласно закреплению в федеральном законе. Муниципальные образования вправе определять и устанавливать сроки выплаты налогов, формы отчетности, льготы [2, с. 42].

Данные взносы позволяют в полной мере учитывать потребности местного населения в муниципальных образованиях.

Следовательно, туристический налог следует отнести к местным налогам и сборам, что позволяет органам местного управления решить, вводить ли им туристический налог на своей территории или нет. При введении данной системы необходимо учитывать особенности территории; наличие, состояние и развитие состояния курортной и туристической зоны. Очень важно заинтересовать, а впоследствии удержать своих туристов, ведь именно они и будут являться плательщиками этого налога.

Введение туристического налога необходимо, о чем не раз свидетельствовали и органы государственной власти и представители местного самоуправления различных субъектов РФ.

Например, Валентина Матвиенко, занимающая пост главы Совета Федерации считает, что сумма налога должна составлять 100-150 рублей, что в значительной мере не отяготит туриста, тем более данные средства пойдут исключительно на развитие и благоустройство инфраструктуры, например, для реставрации памятников архитектуры.

Введение туристического налога будет весьма целесообразным, т. к. данные средства будут направлены исключительно во благо туристам.

В каких именно городах будет взиматься налог еще не известно. Это должны быть развитые города, с достойной инфраструктурой, богатым культурным и историческим наследием. Например, такие города, как Москва и Санкт-Петербург, которые известны всеми миру и популярны среди туристов. Но существуют и другие, более интересные и привлекательные места России, хоть и не такие популярные.

Именно на Ставрополье, в Крыму, Краснодарском и Алтайском краях предложено ввести и установить курортный сбор, т. е. туристический налог, в размере 150 рублей в сутки с человека в течение пяти лет. До середины декабря в правительство будет предоставлен законопроект, разработанный Министерством по делам Северного Кавказа, где рассчитан приблизительный экономический эффект от данного сбора. Перечисленные регионы должны получить около десятка млрд рублей в год.

Данные средства будут накапливаться на счету регионального фонда. В случае одобрения этого законопроекта, введение сбора будет экспериментальным. Предполагается, что регион сможет уменьшить стоимость сбора, либо вовсе отказаться от него. Если же эксперимент окажется удачным, то предполагаемый сбор введут и в других регионах. Закон должны принять до 1 марта 2017 года -именно так поручил правительству президент РФ В. В. Путин.

Взимать туристический сбор гостиницы, санатории, пансионаты будут самостоятельно. Далее деньги должны поступить на счет регионального фонда, который будет заниматься непосредственно курортной инфраструктурой. Предполагается, что фонд будет работать под контролем специально созданного федерального органа. Деньги от сборов должны пойти на улучшение инфраструктуры курортов. За последнее время из-за ограниченности региональных бюджетов и недостаточно развитой инфраструктуры наш курорты стали уступать западным, что снизило поток прибывающих туристов в Россию.

Идею и концепцию сбора одобрил президент России. На данный момент в нашей стране около половины всех курортных учреждений не задействовано. Для того чтобы они не простаивали,

необходимо около 35 млрд рублей. В. В. Путин попросил вводить сбор аккуратно, постепенно, без резкого поднятия платежей.

От туристического налога освободят детей до 18 лет, инвалидов, ветеранов, героев СССР и России, людей, приехавших в край для работы и учебы. Кроме того существует возможность самостоятельно расширить перечень льготных категорий граждан, освобожденных от уплаты налога.

Хочется отметить, что туристический взнос планируется взиматься в местах размещения туристов, а именно в отелях. Причем стоимость взноса не зависит от количества прожитых дней, что выглядит вполне нецелесообразно.

Так же следует учитывать второй момент, а именно процесс и механизм сбора. Крупные отели, и иные средства размещения будут включать стоимость туристического налога в стоимость путевки, и в конечном итоге деньги пройдут по прямому целевому назначению. Однако в настоящее время на туристическом рынке развивается частный туристический сектор, при котором мала вероятность того, что арендаторы этих помещений будут платить данный курортный сбор. В итоге стоимость путевки, где включен крупный отель, возрастет, а у «частников» останется неизменной, что существенно усложнит политику ценовой системы.

В связи с этим, вместе с введением туристического налога необходимо ввести и меры налогового администрирования. Тогда даже небольшая сумма налога обеспечит серьезные поступления в местные бюджеты [3, с. 12].

Хочется отметить, что введение туристического налога предполагает неоднозначный характер. Ведь многие отдыхающие предпочитают черноморскому побережью заморские курорты. Все потому, что отдых в России гораздо дороже, нежели за рубежом. Уровень сервиса, развитая инфраструктура - все это в разы превышает отечественные аналоги. Все это лишний раз говорит о том, что туристический налог, а именно его стоимость, не должна смущать туристов.

Как уже упоминалось раннее, достаточное количество туристических сборов для усовершенствования инфраструктуры, можно получать из средств размещения туристов, а именно с гостиниц, отелей, санаторно-курортных комплексов. Однако если эти деньги расходуются не по назначению, то введение туристического налога будет бессмысленным, т.к. вряд ли сможет повлиять на развития инфраструктуры.

Прежде чем определить сумму туристического налога, на территориях страны необходимо провести анализ и выяснить, какие именно объекты туристического показа нуждаются в порядке и реставрации.

Литература

1. Козырев В. М.Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. 320 с.

2. Маринин М. И. О проблемах российского туризма // Экономика и жизнь, 2006. № 31. С. 42.

3. Михайленко В. Доходы в копилку страны должен приносить туристско-курортный бизнес // Кавказская здравница, 2006. С. 12.

Expected changes in the establishment of a resort fee in Russia Komarova N. (Russian Federation) Ожидаемые изменения в установлении курортного сбора в РФ Комарова Н. Е. (Российская Федерация)

Комарова Нина Евгеньевна /Komarova Nina - студент, кафедра социально-экономической географии, геоинформатики и социально-культурного туризма, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в статье раскрываются понятие и сущность курортного сбора, необходимость его введения, проанализированы характерные особенности данного налога на сегодняшний день, а также рассматриваются ожидаемые изменения в установлении курортного сбора в Российской Федерации. Одной из актуальных проблем дальнейшего развития инфраструктуры индустрии гостеприимства является проблема сохранения и воспроизводства туристско-рекреационных ресурсов. В статье предлагаются способы решения проблемы с помощью уплаты курортного сбора.

Abstract: the article deals with the concept and essence of the resort collection, the need for its introduction, analyzed the characteristics of this tax today, but also examine the expected changes in

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.