Научная статья на тему 'К вопросу о законодательном обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций'

К вопросу о законодательном обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
96
138
Поделиться
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ПОЛОЖЕНИЕ / ЗАКОН / НАСЕЛЕНИЕ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Назаренко Е. К., Галочкин В. Н.

В статье рассмотрены базовые нормативные правовые акты в области обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Были выявлены проблемы, которые требуют дальнейшего совершенствования в области планирования мероприятий по обеспечению безопасности проживания населения на территориях со специфическими условиями.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Назаренко Е.К., Галочкин В.Н.,

TO THE QUESTION OF LEGISLATIVE PROTECTION OF THE POPULATION AND TERRITORIES FROM EMERGENCY SITUATION

The article describes the basic legal acts in the area of ​​protection of population and territories from emergency situations. Identified issues that require further improvement in the planning of activities to ensure the safety of the population living in areas with specific conditions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о законодательном обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Н.И. Куликов, Е.Ю. Бабенко

Kulikov N.I., Babenko E.Y. The role of social insurance in the reproduction of labour resources at the contemporary stage. The article reflects the role of social insurance in the reproduction of labour resources at the contemporary stage.

Воспроизводство трудовых ресурсов представляет собой сложный процесс, сопряженный с множеством как биологических, так и социально-экономических факторов.

Исследуя экономическую составляющую данного процесса, большинство ученых выделяют три стадии: формирование, распределение и использование трудовых ресурсов.

Социальное страхование может оказывать влияние на всех стадиях процесса воспроизводства:

- на стадии формирования с помощью страхования на случай материнства и детства;

- на стадии распределения с помощью страхования на случай безработицы;

- на стадии использования посредством страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, страхования временной нетрудоспособности, обязательного медицинского страхования, обязательного пенсионного страхования.

Приведенный выше перечень составляет как бы «классическую» основу социальнострахового механизма воспроизводства трудовых ресурсов. В современной отечественной экономике данный перечень имеет иной состав. В частности, отсутствует обязательное социальное страхование от безработицы, проблемы занятости решаются за счет средств федерального бюджета, следовательно, стадия распределения остается не охваченной социальным страхованием.

На стадии формирования трудовых ресурсов роль социального страхования определяется объемом финансовых ресурсов, направляемых через Фонд социального страхования РФ для решения демографических проблем (табл. 1).

Объем финансовых ресурсов, направляемых через Фонд социального страхования РФ на стимулирование рождаемости за период 2000-2006 гг. увеличился в 6 раз, однако в

реальном выражении увеличение произошло втрое. На первый взгляд, увеличение финансирования довольно значительное, однако настораживает отсутствие результата: за

изучаемый период (2000-2006 гг.) число родившихся в Тамбовской области снизилось на 384 человека. Проанализировав структуру финансовых ресурсов 2006 г., можно отметить, что 30 % приходится на оплату родовых сертификатов - новое направление, реальные результаты от которого в лучшем случае появятся в 2007 г. По всем остальным позициям, в частности пособиям на рождение ребенка и по уходу до полутора лет, увеличение финансирования связано с незначительным повышением их нормативного размера, пособие на рождение ребенка увеличилось с 1252 до 8000 руб., по уходу за ребенком до полутора лет со 167 до 700 руб. Рост объемов пособия по беременности и родам обусловлен ростом номинальной заработной платы за исследуемый период. Резкое увеличение объемов финансирования отмечено в 2002 г., что также связано с повышением пособий с 1500 до 4500 руб. - на рождение ребенка, с 200 до 500 руб. - по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Поскольку социальное страхование охватывает преимущественно работающих граждан и их семьи, то, на наш взгляд, целесообразно динамику объемов финансовых ресурсов в реальном выражении исследовать относительно среднесписочной численности, хотя некоторые виды пособий и оплата родовых сертификатов предназначены для всего населения. Так или иначе все перечисленные в табл. 3 составляющие прямым образом связаны с рождением, а следовательно, с формированием трудовых человеческих ресурсов. В основе указанных выплат лежит социально-страховой механизм, который сочетает в себе страховые принципы распределения

Таблица 1

Динамика объема финансовых ресурсов, направляемых через Фонд социального страхования РФ (Тамбовское РО) на стимулирование рождаемости в 2000-2006 гг.*

Показатели Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

1. Всего финансовых ресурсов, руб. 31868025 40427014 91457163 95421070 100562457 109349643 191252935

В т. ч. единовременные пособия при рождении ребенка, руб. 7792954 8759189 26251500 26172000 25398000 30799500 38378500

- пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет, руб. 10480014 12668016 31292013 30767383 30534795 29232991 37343739

- пособия вставшим на учет в ранние сроки беременности, руб. 135319 159580 565700 610800 623700 558000 539700

- пособия по беременности и родам, руб. 13459738 18840229 33347950 37870887 44005962 48759152 57786955

- оплата родовых сертификатов, руб. 57204000

2. Индекс потребительских цен, %** - 115,5 114,3 110,5 114,4 109,8 109,0

3. Реальный объем финансовых ресурсов по отношению к 2000 г., руб. 31568025 35001743 69277069 65411556 60258740 59675931 96107002

4. Реальный объем финансовых ресурсов на 1 работающего, руб. 77,50 85,66 169,90 153,11 147,43 154,14 239,93

5. Валовой региональный продукт, млн руб.** 6547,8 25015,6 41278,1 49899,9 60163,6 70257,5 81904,0

Отношение расходов на повышение рождаемости к величине ВРП (1/5), % 0,48 0,16 0,22 0,19 0,18 0,15 0,23

* Составлено по данным Фонда социального страхования РФ.

** Составлено по данным территориального органа федеральной службы госстатистики по Тамбовской области.

финансов и имеет социальную составляющую, т. е. способствует гармоничному развитию общества. Пособия по обязательному социальному страхованию применяются в отечественной практике достаточно долго, их роль в современном обществе не вызывает сомнений, что касается оплаты родовых сертификатов, то данный вид стимулирования рождаемости появился с 1 января 2006 г. и нуждается в некоторых комментариях. В частности, следует отметить, что так же как и пособия по социальному страхованию в основе оплаты родовых сертификатов лежит социально-страховой механизм, поскольку средства направляются в Фонд социального страхования из Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, т. е. имеют внебюджетный источник. За 2006 г. в рамках реализации программы «Родовый сертификат» Тамбовским региональным отделением Фонда социального страхования РФ перечислено лечебным учреждениям, оказывающим медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов,

57204 тыс. руб. Предъявлено к оплате в общей сложности 16263, из них 16074 тыс. руб. по талонам № 1 перечислено женским консультациям, 60 % этой суммы должно быть использовано на оплату труда медицинских работников, 41130 тыс. руб. по талонам № 2 перечислено родильным домам, 40 % из которых должно быть использовано на заработную плату медицинских работников. В реализации программы «Родовый сертификат» в 2006 г. задействованы 32 лечебнопрофилактических учреждения Тамбовской области, имеющих соответствующие лицензии. Родовыми сертификатами охвачено около 90 % рожениц. Структура расходования средств от родовых сертификатов в женских консультациях распределилась следующим образом: 60 % - заработная плата, 27 % - медицинское оборудование, 9 % - изделия медицинского назначения, 4 % - остаток

средств. В родильных домах перечисленные за родовые сертификаты средства были потрачены следующим образом: 44 % - на медицинское оборудование, 40 % - на заработ-

ную плату, 7 % - на лекарственные средства, 6 % - на изделия медицинского назначения, 3 % - остаток средств.

Несмотря на отсутствие демографических результатов, от внедрения родовых сертификатов получен значительный медицинский эффект, который выражается в следующем:

- увеличился охват беременных пренатальным скринингом на 14 %;

- снизился показатель мертворождае-мости на 6 %;

- увеличилось среднее количество посещений беременных женских консультаций -с 10,6 до 11,7;

- показатель ранней неонатальной смертности во втором полугодии 2006 г. снизился в 3 раза;

- активизировалась работа по профилактике абортов и позитивному настрою на деторождение, количество абортов снизилось на 9 %;

- приобретено оборудования для службы родовспоможения на сумму 20 млн руб.

Кроме вышеперечисленных медицинских достижений отмечен ряд экономических позитивных явлений:

- рост заработной платы медперсонала женских консультаций и родильных домов (рис. 1);

- снижение объема платных услуг с 1 до 0,6 %.

Что касается роста заработной платы, то стимулирующий механизм должен заработать, поскольку оплата родовых сертификатов осуществляется только при благоприятном исходе родов и при качественном наблюдении в женской консультации.

Отмеченные предпосылки свидетельствуют о правильном курсе данного направления. Деятельность Фонда социального страхования в проекте «Родовый сертификат» не ограничивается только перечислением денежных средств, но и сопровождается контролем. Так, в 2006 г. по Российской Федерации не принято к оплате 10939 талонов № 1 в сумме 21839 тыс. руб. и 3216 талонов № 2 в сумме 15975 тыс. руб. Таким образом, сформированный аппарат Фонда как страховщика позволяет эффективно работать при реализации национальных проектов, связанных с целевым финансированием. В этом также прослеживается взаимосвязь между

социальным страхованием и воспроизводством трудовых человеческих ресурсов.

Безусловно, демографические проблемы являются ключевыми в формировании трудовых ресурсов, однако не менее важными являются и другие. В частности, трудовые ресурсы формируются с помощью воспитательных и образовательных процессов, а также процессов, связанных с поддержанием здоровья населения. В этой связи следует обратить внимание на то, что за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых в системе обязательного социального страхования, организуется пребывание детей в оздоровительных, загородных лагерях и лагерях дневного пребывания (табл. 2).

Многие исследователи и политики относят данные виды расходов к «нестраховым», хотя оздоровлению подлежат дети работающих граждан, что напрямую связано с отчислениями на общее обязательное социальное страхование (ЕСН).

Среди полученного эффекта от данного вида социальных расходов можно отметить сокращение заболеваемости детей школьного возраста, соответственно, сокращения временной нетрудоспособности работников, связанной с уходом за больными детьми. Кроме того, осуществляя оздоровление детей своих работников, работодатель обеспечивает смену будущих поколений трудовых ресурсов. В добровольном порядке такие колоссальные расходы не каждый работодатель может себе позволить, соответственно, страховой принцип в этом случае работает достаточно эффективно.

Данное направление не идеально и нуждается в совершенствовании, в частности, в улучшении качества самого оздоровления, финансовый механизм, на наш взгляд, правильный и исключать данную статью расходов из общего обязательного страхования в настоящее время не целесообразно.

Экономический эффект от оздоровления детей работающих граждан также присутствует: если сопоставить динамику изменения расходов (табл. 2) и динамику изменения доли больничных по уходу за ребенком в общем их числе (табл. 3), то обратная связь становится очевидной. В 2004 г. сумма расходов на оздоровление детей увеличилась на

16108,6 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом, доля листков нетрудоспособно-

сти в общем объеме снизилась на 1,2 %, доля суммы пособий по временной нетрудоспособности снизилась на 1 %. В 2006 г. наблюдается обратное: расходы на оздоровление сократились по сравнению с 2005 г. на

15431,6 тыс. руб., а доля нетрудоспособности в связи с уходом за ребенком выросла (табл. 3).

Роль социально-страхового механизма в первой стадии процесса воспроизводства трудовых ресурсов, формировании продолжает расти. Достаточно наглядно это отражается в увеличении финансовых потоков, проходящих через Фонд социального страхования, причем основная доля приходится на обязательное социальное страхование (табл. 1, 2).

6000

5000

4000

% 3000

5 635

2000

1000

0

3 774

2 887

2 878

1 983

II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV

2002 2003 2004 2005 2006

Рис. 1. Динамика среднемесячной заработной платы в ЛПУ Тамбовской области

Таблица 2

Оздоровление детей за счет средств обязательного социального страхования

в Тамбовской области*)

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Наименование Кол-во путевок Сумма расходов (тыс. руб.) Кол-во путевок Сумма расходов (тыс. руб.) Кол-во путевок Сумма расходов (тыс. руб.) Кол-во путевок Сумма расходов (тыс. руб.)

Детские санаторно-оздоровительные лагеря круглогодичного действия 12 181 86 511,1 12 400 95 703,0 10 976 90 887,9 8 267 72 213,7

Детские загородные стационарные оздоровительные лагеря 10 084 22 286,0 8 596 25 715,5 7 860 26 739,6 7 347 29 046,9

Лагеря с дневным пребыванием 24 503 11 363,5 25 967 14 850,7 31 004 21 739,6 30 334 22 665,0

ВСЕГО 46 768 120 160,6 46 963 136 269,2 49 840 139 367,1 45 948 123 935,5

*) Составлено по данным Фонда социального страхования РФ.

Таблица 3

Динамика доли больничных по уходу за ребенком в их общем объеме по Тамбовской области

Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Доля листков временной нетрудоспособности по уходу за ребенком в общем количестве, % 6,8 5,6 5,7 6,2

Доля суммы пособий по временной нетрудоспособности в общем объеме, % 3,2 2,2 2,4 2,6

Надежность и справедливость распределения части национального дохода через систему общего социального страхования РФ является основой для дальнейшего стимулирования процесса формирования трудовых ресурсов.

Третий этап воспроизводства трудовых ресурсов - использование, в наибольшей степени связан с социально-страховыми механизмами. Это, прежде всего, проявляется в замещении утраченного заработка страховыми выплатами, в случаях проявления социальных рисков, в частности потери трудоспособности. Социально-страховой механизм позволяет наиболее эффективно распределять средства между всеми участниками, обязательный порядок его осуществления гарантирует защиту слабым отраслям. Казалось бы, сильным субъектам экономики социальное страхование не нужно и даже в какой-то степени обременительно, но в рыночной экономике все непредсказуемо и изменчиво, «сильный» может легко превратиться в «слабого» или ликвидироваться совсем. Кто в этом случае компенсирует утраченное наемным работникам? Ответ очевиден. Социально-страховой механизм необходим, и одной из основных задач является обеспечение воспроизводства трудовых ресурсов. В доказательство вышесказанному можно привести следующие цифры: за

2006 г. в стране произошло 92818 несчастных случаев на производстве, признанных страховыми, из них 2086 с тяжелым исходом, 815 - со смертельным, а также выявлено 883 случая профессиональных заболеваний. Среди пострадавших от несчастных случаев на производстве около 40 % лица моложе 40 лет. Для данной категории страховые выплаты становятся основным источником к существованию, следовательно, воспроизводственная функция заработной платы автоматически переходит к страховым выплатам, возмещающим заработок. В отличие от социального пособия по инвалидности, гарантирующего минимум, необходимый для выживания, страховые выплаты возвращают человека в то материальное положение, в котором он находился до наступления страхового случая. Кроме того, возмещение ущерба в системе страхования играет не ведущую роль, страховщик старается предупредить несчастный случай, снизить вероятность его наступления с помощью превентивных мероприя-

тий, а также сгладить последствия несчастного случая с помощь реабилитации, а назначение компенсирующих выплат - крайняя мера.

Одним из важнейших элементов системы социального страхования является страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Создание системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, осуществляемого Фондом социального страхования, послужило явным усилением социально-страхового механизма защиты работающих в РФ. До вступления (до 6 января 2000 г.) в силу Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ последствия несчастные случаев на производстве и профзаболеваний регулировались «Правилами возмещения вреда», согласно которым обязанность социального обеспечения пострадавших на производстве лежала на работодателе. Переходный период в экономике 90-х гг. характеризовался нестабильностью в выплатах как заработной платы, так и социальных выплат. В результате чего многие работодатели просто игнорировали выполнение своих обязательств по возмещению вреда причиненного здоровью работников производственными травмами и профзаболеваниями. Многие пострадавшие в силу своей неосведомленности не могли потребовать от работодателей своих обязательств, в результате чего существенно снижалось качество их жизни, некоторые оказывались за чертой бедности. В Тамбовской области созданная Федеральным законом система социального страхования позволила обрести возможность получения страховых выплат и дополнительных видов помощи значительному числу граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (табл. 4).

Своевременность страховых выплат укрепляет стабильность и повышает чувство социальной защищенности у наемных работников. Хотя в некоторых случаях работодатели продолжают скрывать несчастные случаи, не предоставляют документы, необходимые для назначения страхового обеспечения в региональные отделения Фонда, что затрудняет процесс назначения выплат и нарушает их своевременность.

Таблица 4

Динамика основных показателей по осуществлению страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в связи со стойкой утратой профессиональной трудоспособности в Тамбовской области за 2000-2006 гг.*)

Показатели Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Количество страховых случаев, по которым производятся страховые выплаты на конец года 2507 2874 3043 3286 3456 3463 3398

из них по которым выплаты назначены впервые по страховым случаям, происшедшим - до 6 января 2000 г. 150 271 380 419 440 435 418

- после 6 января 2000 г. 56 195 358 490 571 618 667

Средняя ежемесячная страховая выплата, тыс. руб. 0,50 1,13 1,65 1,63 1,84 2,03 2,22

*) Составлено по данным Фонда социального страхования РФ.

Размер ежемесячных страховых выплат -основного вида обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве, значительно вырос за изучаемый период (20002006 гг.), что также послужило укреплением социальной защищенности застрахованных,

позволило улучшить качество системы социального страхования и как следствие воспроизводство трудовых ресурсов.

Поступила в редакцию 2.06.2007 г.

ИНТЕГРАЦИЯ В АПК

Е.А. Чернышева

Chernysheva E.A. Integration in the agroindustrial complex. The article shows three stages of the consolidation process of agriculture and industry in Russia. Agroindustrial integration is a multifold phenomenon and should be studied from different views. At the same time it is important not to fail to take into account the special aspect of agroindustrial integration. The authors consider agroindustrial integration to be the socio-economical process which is realized by means of different connections of enterprises in the form of their collaboration or integration for joint production, processing, storage and realization of agricultural products.

Проблемам интегрирования сельского хозяйства посвящено немало научных трудов. Еще в 20-х гг. прошлого столетия в России создавались агропромышленные комбинаты как крупные предприятия с единым производственным планом, соединяющим производство и переработку с общим экономическим центром. В этот период в научных исследованиях обосновывалась возможность и целесообразность создания агроиндустри-альных комбинатов. В принципе эти идеи выдержали испытание временем - созданные в те и последующие годы винодельческие совхоз-заводы функционируют и в настоящее время. Однако экономические возможности страны в то время не позволяли обес-

печить техническое оснащение новых формирований и поэтому разработки ученых по созданию аграрно-индустриальных комбинатов не получили широкого распространения. А те, которые были созданы, вскоре распались на организационно и юридически обособленные сельскохозяйственные и промышленные предприятия из-за отсутствия реальных материальных предпосылок и экономических условий. В историческом плане процесс создания союза сельского хозяйства и промышленности в России прошел 3 этапа.

Первый этап - это сочетание сельскохозяйственного и промышленного производства. Характерной чертой этого сочетания является создание в сельскохозяйственных