Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сёмов Владимир Ильич

В статье анализируется порядок введения и действия режима чрезвычайного положения и особенности юридической ответственности военнослужащих в условиях данного режима, когда государство вынуждено ограничивать права и свободы граждан с целью восстановления положения, существовавшего до ее возникновения. Вопрос привлечения военнослужащего к ответственности за административное правонарушение в условиях чрезвычайного положения абсолютно не урегулирован. Так, законодатель ограничился лишь общей формулировкой о необходимости привлечения виновного лица к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в нормативных актах же содержатся лишь общие начала деятельности и правового статуса военнослужащих в условиях чрезвычайного положения. Автор полагает, что в данном случае, формируя правовое поле ответственности военнослужащих за административные правонарушения, следует учитывать следующие базовые факторы: условия и особенности чрезвычайного положения, факт совершения правонарушения военнослужащим, в условиях нахождения или не нахождения на военной службе, факт привлечения вооруженных сил к участию в ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечения режима чрезвычайного положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сёмов Владимир Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE LEGAL LIABILITY OF MILITARY PERSONNEL FOR ADMINISTRATIVE OFFENCES IN A STATE OF EMERGENCY

The article analyses the procedure for the introduction and operation of a state of emergency and the peculiarities of legal responsibility of military personnel in the conditions of this regime, when the state is forced to limit the rights and freedoms of citizens in order to restore the situation that existed before its occurrence. The issue of holding a soldier accountable for an administrative offense in a state of emergency is absolutely not resolved. Thus, the legislator limited himself to a general formulation on the need to bring the guilty person to justice in accordance with the legislation of the Russian Federation, while the normative acts contain only general principles of activity and the legal status of military personnel in a state of emergency. The author of the article believes that in this case, in forming the legal field of responsibility of military personnel for administrative offenses, the following basic factors should be taken into account: the conditions and features of a state of emergency, the fact that an offense was committed by a military officer, while in or out of military service, the fact that the armed forces were involved in the elimination of an emergency situation and the provision of a state of emergency.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24412/2414-3995-2021-3-220-226 © Сёмов В.И., 2021

Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс

К ВОПРОСУ О ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Владимир Ильич Сёмов

(123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана»)

Е-таП: vladimir.semoff@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируется порядок введения и действия режима чрезвычайного положения и особенности юридической ответственности военнослужащих в условиях данного режима, когда государство вынуждено ограничивать права и свободы граждан с целью восстановления положения, существовавшего до ее возникновения. Вопрос привлечения военнослужащего к ответственности за административное правонарушение в условиях чрезвычайного положения абсолютно не урегулирован. Так, законодатель ограничился лишь общей формулировкой о необходимости привлечения виновного лица к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в нормативных актах же содержатся лишь общие начала деятельности и правового статуса военнослужащих в условиях чрезвычайного положения. Автор полагает, что в данном случае, формируя правовое поле ответственности военнослужащих за административные правонарушения, следует учитывать следующие базовые факторы: условия и особенности чрезвычайного положения, факт совершения правонарушения военнослужащим, в условиях нахождения или не нахождения на военной службе, факт привлечения вооруженных сил к участию в ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечения режима чрезвычайного положения.

Ключевые слова: чрезвычайное положение, административное правонарушение, военнослужащий, юридическая ответственность, вооруженные силы.

ON THE QUESTION OF THE LEGAL LIABILITY OF MILITARY PERSONNEL FOR ADMINISTRATIVE OFFENCES IN A STATE OF EMERGENCY

Vladimir I. Semov

(123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house)

Abstract. The article analyses the procedure for the introduction and operation of a state of emergency and the peculiarities of legal responsibility of military personnel in the conditions of this regime, when the state is forced to limit the rights and freedoms of citizens in order to restore the situation that existed before its occurrence. The issue of holding a soldier accountable for an administrative offense in a state of emergency is absolutely not resolved. Thus, the legislator limited himself to a general formulation on the need to bring the guilty person to justice in accordance with the legislation of the Russian Federation, while the normative acts contain only general principles of activity and the legal status of military personnel in a state of emergency. The author of the article believes that in this case, in forming the legal field of responsibility of military personnel for administrative offenses, the following basic factors should be taken into account: the conditions and features of a state of emergency, the fact that an offense was committed by a military officer, while in or out of military service, the fact that the armed forces were involved in the elimination of an emergency situation and the provision of a state of emergency.

Keywords: state of emergency, administrative offense, soldier, legal responsibility, armed forces.

Сйайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Сёмов В.И. К вопросу о юридической ответственности военнослужащих за административные правонарушения в условиях режима чрезвычайного положения. Вестник экономической безопасности. 2021;(3):220-6.

В период чрезвычайной ситуации происходит резкое неожиданное изменение социальной среды, которое не могло быть предотвращено силами государства до его возникновения. Государству, с целью контроля возникших обстоятельств, необходимости предотвращения общественно опасных последствий и восстановления нормальных усло-

вий и режима деятельности общества, приходится обращаться к целому ряду специальных инструментов воздействия, а именно, предотвращения, недопущения и ликвидации возникающих беспорядков, распределению, в случае таковой необходимости, социальных благ, необходимых для нормального функционирования и поддержания жизнедеятель-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ности человека, усиленного контроля поведения общества, а также введения особого правового режима управления1.

Таким образом, в условиях чрезвычайной ситуации государство вынуждено ограничивать права и свободы граждан с целью восстановления положения, существовавшего до ее возникновения. Само по себе чрезвычайное положение, путем введения ряда ограничений, направлено на помощь органам власти в устранении возникших обстоятельств и исходящей от них общественной угрозы.

По правовой природе чрезвычайное положение представляет собой новый конституционно-административный режим, который выражается в переходе на особое положение субъектов права с введением для них ряда ограничений, мер принуждения и ужесточении ответственности за нарушение установленных правил. Также происходит изменение способа и формы управления территории с введением нового субъекта управления, а также расширения полномочий правоохранительных и иных специализированных органов государства, создания структуры взаимодействия и подчинения между ними, а также конструирования формы оперативного принятия решений. Так, для обеспечения подобного режима государство задействует не только органы внутренних дел, но и вооруженные силы, а также иные специализированные структуры. При этом происходит ограничение полномочий органов власти и оперативное создание вместо них новой временной структуры управления.

Следует отметить, что основания введения чрезвычайного положения, предусмотренные в специальном законе «О чрезвычайном положении», можно разделить на две большие группы: чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также чрезвычайные ситуации, социального происхождения, как их определяет ряд ученых, криминального характера - массовые беспорядки, террористические акты, действия по захвату власти и изменению конституционного строя, мятежи, восстания и конфликты, которые основываются на

1 Старостин С.А. Чрезвычайное положение: монография // Проспект, 2019. Электрон. копия доступна на сайте Консуль-тантПлюс: справочно-правовая система: сайт. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW/ (дата обращения: 10.04.2021). - Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

насильственных действиях некоторой группы лиц, посредством которых возникает угроза для общества, его интересов и не представляется возможным дальнейшее нормальное функционирование органов власти и самоуправления2. Вследствие возникшей чрезвычайной ситуации, как правило, возникают либо могут возникнуть человеческие жертвы и значительный материальный ущерб как для людей, так и для государства, природной среды. В этом заключается сложность данного положения и обуславливается необходимость введения особого правового режима. Следует отметить, что процедура введения подобного чрезвычайного положения не так уж проста, она урегулирована как Конституцией РФ, так специальным законом «О чрезвычайном положении», и находится в исключительной компетенции Президента РФ.

Введение чрезвычайного положения предусматривает ограничение прав и свобод граждан с целью ликвидации сложившейся ситуации и поддержания правопорядка в режиме экстремальных условий. В свою очередь, ограничение прав и свобод вызывает и ужесточение степени ответственности за совершенные правонарушения. Так, из анализа положений специального закона следует, что в большинстве своем, ужесточение административной ответственности действительно происходит с целью поддержания нового временного правового режима. Данная цель, в свою очередь, подразделяется на два важных направления: непосредственное поддержание правопорядка для недопущения ухудшения сложившейся ситуации и мобилизация граждан.

Таким образом, выявление административных правонарушений и установление за них ужесточенной ответственности является крайне важным, без чего нормализация общественной жизни просто не представляется возможной. Вследствие подобного ужесточения административной ответственности происходит упорядочивание общественных отношений, поведения граждан, снижение уровня правонарушений. Между тем, подобное ужесточение не происходит с намерением осуществления карательной политики, а направлено лишь на позитивную активизацию граждан, которые воспринимаются как определенный ресурсный резерв в условиях бедствия.

2 Там же.

Законодатель предусмотрел правовой режим функционирования полиции, национальной гвардии и вооруженных сил в условиях чрезвычайного положения, а также определил полномочия и функции военнослужащих, а именно: не допускать граждан на определенную территорию, либо очистить ее от них, предоставил военнослужащим возможность пользоваться любыми средствами связи, истребовать любую необходимую в сложившихся условиях информацию, устанавливать личность граждан, досматривать их и жилые помещения, иные объекты, осуществлять проверку документов, изымать средства повышенной опасности1. Также военнослужащими может быть осуществлено воздействие и задержание лиц, нарушающих установленный комендантский режим, они могут предпринимать различные меры по спасению жизни людей, а также для охраны общественного порядка. Таким образом, законодатель устанавливает силы и средства, а также способы их использования и мобилизации, необходимые для функционирования режима чрезвычайного положения. Следует отметить, что нормативное урегулирование чрезвычайного положения происходит через широкую сеть федеральных законов, указов и постановлений, нормативно-правовых актов субъектов РФ.

Между тем, из анализа действующих нормативно-правовых актов России следует, что единой системы координации и взаимодействия разных силовых структур, МЧС и иных необходимых для ликвидации чрезвычайной ситуации органов, не сформировано, отсутствует четкое разделение задач и ресурсов между данными органами. Правовое регулирование охватывает лишь некоторые области возникающих отношений, целостная же картина функционирования указанных субъектов не складывается. К тому же, отсутствует комплексный подход для регулирования возникающей крайне сложной ситуации, так как в указанных правовых актах производится некоторое дублирование положений друг друга, в то время как ряд вопросов остается просто «белым пятном».

Таким образом, в исключительных случаях, как уже отмечалось ранее, в условиях чрезвычайной ситуации могут быть привлечены вооруженные силы для обеспечения режима чрезвычайного положения. Цели, для которых они привлекаются, являются строго установленными: регулирование и надзор за режимом выезда и въезда на территорию, где возникло чрезвычайное положение, охрана стратегически важных либо опасных объектов, а также противодействие криминальным действиям, конфликтам с применением оружия и техники, ликвидация чрезвычайных ситуаций и спасение людей. Существенное значение имеет соотношение адекватности осуществляемых военнослужащими действий к условиям складывающейся чрезвычайной ситуации, а также необходимостью оперативного реагирования на них2.

Указом Президента РФ от 10.11.2007 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» устанавливается порядок участия войск в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, указываются пределы применения силы и средств воздействия. Важным является указание на характер применяемой к военнослужащим ответственности за противоправные действия - в соответствии с законодательством РФ3. Детальной расшифровки данной правовой конструкции в указе не приводится. Аналогичные положения содержатся и в специальном законе «О чрезвычайном положении».

Но что же касается ответственности военнослужащего за совершенное им административное правонарушение в условиях чрезвычайного положения?

В данном случае, необходимо обратиться к закону о статусе военнослужащих и осветить еще один важный неизученный вопрос - в каких случаях и при каких обстоятельствах военнослужащий

1 О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № З-ФКЗ (ред. от 03.07.2016). -Электрон. копия доступна на сайте КонсультантПлюс: спра-вочно-правовая система: сайт. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc _LAW/ (дата обращения: 10.04.2021). - Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

2 Там же.

3 Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 01.02.2021); вместе с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. - Электрон. копия доступна на сайте КонсультантПлюс: справочно-правовая система : сайт. - URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc _LAW/ (дата обращения: 10.04.2021). - Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

не будет нести дисциплинарную ответственность. Так, законодатель предусмотрел ряд оснований, при которых действие, формально определенное как административное или дисциплинарное правонарушение, таковым являться не будет: в случае исполнения его по приказу командира, а также в случае необходимой обороны и защиты интересов иных лиц, общества и государства без превышения пределов необходимой обороны; в случае задержания лица, которое совершило преступление, а также во избежание совершения данным лицом иных преступлений; в условиях крайней необходимости - наличия опасности для личности; в случаях обоснованного риска для достижения общественно полезной цели, если данная цель не может быть достигнута иными средствами; в результате физического принуждения, в связи с чем военнослужащий не мог руководить своими действиями1.

Из совокупности всего вышеизложенного, можно сделать совершенно очевидный вывод, что вопрос привлечения военнослужащего к ответственности за административное правонарушение в условиях чрезвычайного положения абсолютно не урегулирован. Так, законодатель ограничился лишь общей формулировкой о необходимости привлечения виновного лица к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в нормативных актах же содержатся лишь общие начала деятельности и правового статуса военнослужащих в условиях чрезвычайного положения.

Полагаем, что в данном случае, формируя правовое поле ответственности военнослужащих за административные правонарушения, следует учитывать следующие базовые факторы: условия и особенности чрезвычайного положения, факт совершения правонарушения военнослужащим, в условиях нахождения или не нахождения на военной службе, факт привлечения вооруженных сил к участию в ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечения режима чрезвычайного положения.

Считаем, что нельзя согласиться с концепцией законодателя о привлечении военнослужащих за

1 О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 08.12.2020). - Электрон. копия доступна на сайте КонсультантПлюс: справочно-правовая система. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW/ (дата обращения: 10.04.2021). - Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

административные правонарушения к ответственности в условиях чрезвычайного положения также, как и в обычных условиях правового положения государства.

Как было указано ранее, специфика чрезвычайного положения заключается в возникновении экстраординарной ситуации, которая порождает необходимость правового регулирования, отличающегося от обычного функционирующего в государстве правого режима, в условиях ограничений времени и информации, быстрой динамики развития событий и социальной напряженности, вызванной, в том числе, психоэмоциональном состоянием граждан в период бедствия. Хоть законодатель и указал на привлечение вооруженных сил к участию в ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению режима чрезвычайного положения лишь в исключительных случаях, ограниченный перечень которых указан в законе «О чрезвычайном положении», но из системной взаимосвязи и анализа положений закона следует, что вооруженные силы, а также иные структурные подразделения, которые могут быть задействованы в условиях чрезвычайной ситуации, находятся в режиме готовности и мобилизации.

Таким образом, при подобных обстоятельствах, по нашему мнению, при определении юридической ответственности виновного в правонарушении специального субъекта права, должны быть соблюдены следующие условия: единообразие установления меры ответственности специального субъекта, применение усиленных мер воздействия на правонарушителя с целью повышения уровня соблюдения военной дисциплины в экстраординарных условиях, а также возможность экстренной мобилизации всех доступных ресурсов в ограниченный промежуток времени. С целью соблюдения оптимального баланса между данными перечисленными условиями, автор предлагает изменить концепцию ограниченной административной ответственности военнослужащих в условиях чрезвычайного положения, заменить ответственность, которую несут военнослужащие за административные правонарушения на общих основаниях, дисциплинарной ответственностью. В данном случае, будет соблюдаться важное условие единообразия установления ответственности - дисциплинарная ответственность военнослужащего за любое правонарушение будет устанав-

ливаться лицом, наделенным соответствующими должностными полномочиями, что будет упрощать саму процедуру установления ответственности за противоправное действие в экстремальных условиях. Следует создать систему соотношения видов административной ответственности за совершенное правонарушение с видами дисциплинарной ответственности, а также установить их пределы их. Так, к примеру, за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения предусмотрено лишение права управления транспортным средством на определенный срок. За указанное правонарушение в отношении военнослужащего в условиях чрезвычайного положения может быть предусмотрен, к примеру, дисциплинарный арест. Таким образом, будет соблюдаться еще несколько важных условий.

Во-первых, будет устанавливаться баланс между крайне необходимым дисциплинарным воздействием, более строгим, чем то, которое устанавливается в условиях обычного правового режима, с целью поддержания так называемой «железной» дисциплины, с возможностью мобилизации и использования человеческого ресурса, которым выступает военнослужащий в неординарных ситуациях, таких как чрезвычайное положение. Полагаем, что подобное также может быть достигнуто лишь путем исключения из применяемых видов дисциплинарной ответственности на время чрезвычайного положения следующих видов: досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта; отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, за исключением случая признания военнослужащего военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.

В то же время в условиях чрезвычайной ситуации за административный проступок к военнослужащему должен быть применен более строгий вид дисциплинарного взыскания, чем тот, который может быть применен за аналогичный проступок в условиях обычного правового режима. Не следует исключать такой вид дисциплинарного взыскания, как дисциплинарный арест, который является крайней мерой дисциплинарного воздействия. В данном случае, следует установить оговорку о возможности

замены данного вида ответственности на иной вид дисциплинарной ответственности, с учетом фактически отбытого срока ареста. Данную возможность следует предусмотреть для условий необходимости экстренного привлечения военнослужащего к исполнению обязанностей в случае привлечения вооруженных сил для обеспечения режима чрезвычайного положения.

Представляется, что подобное нововведение будет в полной мере соответствовать возникающим реалиям в условиях необходимости экстренной мобилизации вооруженных сил. Реализация подобных предложений представляется возможной и с позиции оценки характера административного правонарушения - невысокой степени общественной опасности, публичного статуса правонарушения и наличия частноправового интереса, а также сопоставления его с особенностями правового режима чрезвычайного положения - необходимости экстренной мобилизации всех ресурсов государства, высокой скорости развития событий, постоянного недостатка информации.

Действительное же существующее на данный момент положение, изложенное в нормативно-правовых актах, является просто неэффективным и нерациональным. Таким образом, действующие положения законодательства относительно юридической ответственности военнослужащих за административные правонарушения в условиях чрезвычайного положения следует модернизировать путем разработки общих положений об административной ответственности в условиях чрезвычайного положения. Подобное нововведение позволит органам власти оперативно изыскать определенную часть человеческого ресурса при его дефиците, либо угрозе его возникновения, в условиях экстремальной ситуации, бедствия. Таким образом, виновное в совершении правонарушения лицо, понесет ответственность в установленном порядке, а не будет просто освобождено от нее, а также наказание не будет носить формальный характер.

На наш взгляд, в соответствии с характером правового режима чрезвычайного положения, просто не могут сохраняться действующие положения законодательства об ответственности за правонарушения специального субъекта права - военнослужащего, в полномочия которого входит ряд специфических

функций, связанных с обеспечением чрезвычайного положения, возникающего в условиях неординарной ситуации, произошедшей в государстве, существующие для этого субъекта в условиях обычного правового режима.

Также следует рассмотреть следующие частные ситуации, которые могут возникать в условиях чрезвычайного положения. Если административное правонарушение было осуществлено военнослужащим при несении службы, то установлению подлежит следующее: существовали ли обстоятельства, исключающие возможность вынесения в отношении военнослужащего дисциплинарной ответственности, к примеру, был ли соответствующий приказ командира, либо связано или является подобное нарушение необходимой мерой для поддержания режима чрезвычайного положения, спасения жизни граждан.

Иные основания, исключающие назначение в отношении нарушителя дисциплинарной ответственности, были рассмотрены нами ранее. Таким образом, военнослужащий просто не будет нести вообще какую-либо ответственность за совершенное действие, формально отвечающее признакам административного правонарушения. В случае же, если подобные обстоятельства отсутствовали, а также отсутствовал приказ и обоснованная необходимость их осуществления, а также иные важные основания подобных действий, военнослужащий находился на службе при совершении правонарушения, то в отношении него должна наступать более строгая дисциплинарная ответственность, чем может возникнуть в условиях обычного правового режима, в соответствии с законом «О статусе военнослужащих». Если же военнослужащий не находился на военной службе и его действия не связаны с осуществлением приказа вышестоящего руководства и крайней необходимостью, то в отношении него также должна быть установлена дисциплинарная ответственность в строгом виде.

Таким образом, важное значение играет и то, с какой целью военнослужащим было осуществлено правонарушение, связано ли это с осуществлением, поддержанием и обеспечением режима чрезвычайного положения. Считаем, что данные условия также являются основанием для освобождения воен-

нослужащего от ответственности - даже в случае не нахождения военнослужащего на службе, без приказа командира, он может быть освобожден от ответственности за совершенное правонарушение. В ином случае, к нему должны быть применены меры строгой дисциплинарной ответственности.

Следующим важным обстоятельством выступает следующее: привлекались ли вооруженные силы к обеспечению режима чрезвычайного положения? Как уже отмечалось выше, сам факт введения чрезвычайного положения должен служить предпосылкой, в случае наличия соответствующих оснований, для привлечения виновного лица исключительно к дисциплинарной ответственности. Следует еще раз обратить внимание на процедуру привлечения военнослужащего к ответственности за правонарушение, рассмотренную ранее. Даже в условиях мирного времени, существует ряд процессуальных «белых пятен» в данном вопросе. Так, в российском правовом поле относительно недавно возник институт военной полиции, в компетенции которой находится весь спектр правоотношений, связанных с правонарушениями военнослужащих. Однако имеет место быть некоторый парадокс - на военную полицию не возложена обязанность составлять протокол об административных правонарушениях, таким образом, фиксация факта и обстоятельств проступка не происходит. К тому же никак не урегулирован вопрос доставления военнослужащего в органы военной полиции в случае его задержания иным должностным лицом, а не сотрудником военной полиции.

Административным законодательством предусмотрена такая мера административного воздействия как доставление, которое применяется для установления обстоятельств совершения правонарушения и личности нарушителя, в случае невозможности составления административного протокола на месте, а также при необходимости его исполнения. Применение данной меры предполагает возбуждение дела об административном правонарушении. Иной подобной мерой выступает административное задержание. При осуществлении подобных мер, в обязательном порядке возбуждается административное дело, которое, впоследствии, после установления статуса военнослужащего, необходимо будет прекратить, а материалы дела направить уполномочен-

ному для вынесения дисциплинарной ответственности субъекту по месту службы военнослужащего. К тому же, в случае задержания за административное правонарушение военнослужащего, о подобном факте должна быть уведомлена военная полиция, либо воинская часть, в которой военнослужащий осуществляет службу.

Некоторые исследователи предлагают в подобном случае создать механизм передачи военнослужащего вместе с материалами административного дела в военную комендатуру для их дальнейшего рассмотрения и вынесения в отношении военнослужащего мер дисциплинарной ответственности. Таким образом, данная процедура будет занимать значительное время, расходовать которое в условиях чрезвычайной ситуации подобным образом просто не проставляется возможным, а вопрос взаимодействия между указанными органами должен быть детально урегулирован специальным актом, в котором, в том числе, должны содержаться положения о взаимодействии в условиях чрезвычайной ситуации.

Следует обратить внимание и на то, что в условиях чрезвычайного положения военнослужащий не может быть привлечен к ответственности за целый ряд административных правонарушений хотя бы по тому основанию, что они в принципе не могут быть осуществлены в режиме чрезвычайной ситуации. Так, к примеру, правонарушения, связанные с осуществлением военнослужащим нарушения порядка проведения выборов и референдумов. Специальным законом «О чрезвычайном положении» предусмотрено, что в условиях подобного режима выборы и референдумы не проводятся до его окончания, в связи с чем подобное правонарушение просто не может быть осуществлено. Вопрос ответственности военнослужащих за разного рода правонарушения и проступки должен быть урегулирован на законодательном уровне, в связи с чем необходимо создать соответствующие главы в законе «О статусе военнослужащих», указе Президента РФ от «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации», ДУВС РФ, а также необходимо дополнить статьи закона

«О чрезвычайном положении». В указанных дополнениях в нормативные акты будут содержаться положения о мерах применимой ответственности к военнослужащим в условиях чрезвычайного положения.

Предлагается применять к военнослужащим дисциплинарную ответственность за все административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, в том числе те, за которые военнослужащий должен нести ответственность на общих основаниях. При этом, ввиду особенности правового режима чрезвычайного положения и необходимости мобилизации всех ресурсов государства, недопущения их расточительного использования, ограничить виды дисциплинарной ответственности, применяемые к военнослужащим за административные правонарушения, исключив из них следующие: досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, отчисление с военных сборов.

На наш взгляд, законодателю необходимо обратить внимание уполномоченных на установление ответственности субъектов на необходимость избрания более строгого вида дисциплинарной ответственности за совершенные в условиях чрезвычайного положения административные правонарушения, чем те, которые могут быть установлены в условиях обычного правового режима, с целью повышения уровня дисциплины. К тому же, необходимо дополнить п. 2 статьи 2.5 КоАП РФ указанием следующего характера: «за исключением случая совершения данных правонарушений в условиях чрезвычайного положения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, а также нормативными правовыми актами, регулирующими чрезвычайное положение, при котором военнослужащие несут дисциплинарную ответственность за данные правонарушения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.