Научная статья на тему 'К вопросу о юридическом содержании правового института признания государств'

К вопросу о юридическом содержании правового института признания государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александрова Надежда Владимировна, Федоров Игорь Зиновьевич

The states in the modern world are rather various, but thus, they should be recognized bu all international community. The fact of existence of the state is indisputable, but his{its} legal fixation for the further development and strengthening of cooperation nevertheless is necessary. Hence, there is a question, not only on a role, but also on necessity of a recognition. The purpose of a recognition is an establishment of interstate {relations} and contacts in various areas and spheres, first of all, in sphere of foreign policy, defensibility as expansion of borders of cooperation assumes their active interaction. According to the purpose of a recognition the certain result an establishment of contacts, the conclusion of contracts, an exchange of diplomacy is reached{achieved}, here again it is possible to speak about that role of a recognition which it plays for the state on the whole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO QUESTION ABOUT LEGAL CONTENTS OF THE INSTITUTE OF THE CONFESSION STATE

The states in the modern world are rather various, but thus, they should be recognized bu all international community. The fact of existence of the state is indisputable, but his{its} legal fixation for the further development and strengthening of cooperation nevertheless is necessary. Hence, there is a question, not only on a role, but also on necessity of a recognition. The purpose of a recognition is an establishment of interstate {relations} and contacts in various areas and spheres, first of all, in sphere of foreign policy, defensibility as expansion of borders of cooperation assumes their active interaction. According to the purpose of a recognition the certain result an establishment of contacts, the conclusion of contracts, an exchange of diplomacy is reached{achieved}, here again it is possible to speak about that role of a recognition which it plays for the state on the whole.

Текст научной работы на тему «К вопросу о юридическом содержании правового института признания государств»

бернии было совершено 26307 преступлений24, в 1909 г. - 3353125, а в 1910 г. - 3306226.

Таким образом, самыми распространенными преступлениями в Казанской губернии во второй половине XIX века были воровство, конокрадство, мошенничество и лесные порубки. Среди этносов Казанской губернии, по численности преступников, преобладали татары и русские. Преступления, в ос-

новном, совершались крестьянами, что неудивительно, ибо они составляли преобладающую массу населения губернии. Ввиду того, что крестьяне не стремились доводить свои дела до волостных судов, а предпочитали разрешать их мировой сделкой, официальные статистические данные о состоянии преступности не отражали реальное положение дел.

D. Yegorov. ON THE CRIME RATE IN KAZAN PROVINCE(SECOND PART OF 19th CENTURY)

In the article the crime rate in Kazan Province in the second part of 19th century is considered. The spread of different kinds of crimes among particular peoples of the province is shown. The crime rate peculiarities depending on the socio-political and socio-economic conditions of multiethnic region of tsarist Russia are analyzed.

ЕГОРОВ Дмитрий Владимирович, аспирант кафедры археологии, этнографии и региональной истории ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова.

УДК 341.218.2

К ВОПРОСУ О ЮРИДИЧЕСКОМ СОДЕРЖАНИИ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВ

Н.В. Александрова, И.З. Федоров

Как это ни странно, но сложность некоторых правовых вопросов межгосударственных отношений находит выражение в специфике института признания современных государств. Приведенная точка зрения подкрепляется нестабильностью и неоднозначностью характера возникающих отношений между суверенными государствами как основными субъектами международного права. Сегодня огромное влияние на международное положение государств оказывают внутренняя и внешняя политика, форма государственного устройства, организация государственной власти.

Говоря о признании, вполне логично начинать ее с изучения самого государства, поскольку именно оно - главный субъект, ради которого и формируется признание.

В современном понимании все государства - субъекты международного права -суверенны и юридически равны, и это та основа, на которой строятся равноправные партнерские отношения. Признак суверенности характеризует государство как самостоятельный и независимый субъект межгосударственных отношений, направленных на их формирование и развитие в сфере безопасности, политики, экономики. В общем

виде суверенитет представляет независимое осуществление властных полномочий как внутри страны, так и за рубежом. Многие исследователи теории международного права придают огромное значение суверенитету, выражают общее мнение как об особом признаке государства. Так, например, классический представитель теории международного права Д.И. Фельдман полагает, что «суверенитет делает государство независимой политической организацией, выступающей одинаково как во внутренних, так и в международных отношениях». [1]

По мнению другого ученого Н.А. Ушакова, особенность государств состоит в том, что они могут являться участниками лишь такого правоотношения, само существование которого соответствует их воле, выраженной в признанной ими международно-правовой норме». [2]

Любое современное государство, помимо суверенитета, обладает и правовым статусом, под которым понимается устойчивое правовое положение. Данный признак скорее определяет внутреннее состояние государства, но находит выражение и в международных отношениях. Для приобретения государством статуса субъекта международ-

ного права чаще всего используется право -вой институт признания.

В разные исторические эпохи государства возникали или прекращали свое существование. Поэтому любой процесс на международном уровне (возникновение или прекращение, разделение, отделение части территории государств) влечет изменение политических, правовых, экономических, дипломатических отношений. В истории множество примеров, связанных с политическими процессами. Это и смена общественно-политического устройства, и борьба с целью самоопределения наций и народов, направленные на образование самостоятельного государства и др. Известно, что в основе образования государства лежат внутренние факторы, регулируемые внутригосударственным правом, нормами обычаев с учетом территориальных и национальных особенностей. Бесспорно, что рождение нового государства - процесс сложный и трудный. Государства возникали во все времена, и различные исторические эпохи богаты особыми примерами их признания. Следовательно, нельзя не отметить истоки формирования правового института признания в историческом аспекте. Так, появление новых государств Латинской Америки, Азии, Африки, Индии на мировой арене связано с эпохой крушения колониальной системы. Основной целью зависимых и полузависимых стран стала борьба за самоопределение наций и народов, создание собственного независимого государства. Другим примером массового появления новых государств в XX веке является распад СССР, Югославии, Чехословакии и образование на их месте независимых и полноправных государств. В 1991 году на месте бывшего СССР было образовано СНГ (Содружество независимых государств). В результате правопреемства Россия стала продолжателем прав и обязанностей СССР. Сегодня Россия занимает устойчивое положение на политической арене мира.

Осуществление внутренних и внешних функций государства невозможно без соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права. Подтверждением является ч.4 ст.15 Конституции РФ, которая гласит, что: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяют-

ся правила международного договора».[3] Полагаем, что решающая роль в определенной степени принадлежит институту признания государств.

Что же представляет собой признание государства? Ответ на вопрос можно усмотреть в определении данного понятия. В истории развития государства и права многие исследователи с разных позиций толковали понятие «признание государства» и его формирование в качестве правового института. Видный исследователь в этой области профессор Казанского университета Д.И. Фельдман считает, что «признание - это юридический акт двух государств - признающего и признаваемого. Объем этих правоотношений зависит от видов признания и формы. Эффективность признания заключается в том, насколько оно обеспечивает осуществление права нового государства на международное общение, которое принадлежит ему независимо от признания».[4] Правильной представляется мысль Г.М. Казаровца, который полагает признание - это акт государства, в котором в интересах его господствующего класса выражено желание и намерение вступить в определенные международные отношения с получателем (дестинатором) признания. Дестинатором признания в данном случае, по мнению автора, может выступать государство и правительство, это самые известные в международных отношениях субъекты признания. [5]

Из числа современных теоретиков хотелось бы выделить Г. И. Тункина, Р. А. Ка-ламкаряна, Ф.И. Кожевникова. По мнению Г.И. Тункина, международно-правовое признание - это акт государства, которым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной. Такой стороной может быть вновь возникшее государство, новое правительство, борющаяся за независимость нация или национально-освободительное движение, восставшая и воюющая сторона, международная организация. Признание является важным внешнеполитическим актом, поскольку оно выражает желание признающего государства установить нормальные стабильные отношения с признаваемой стороной. В то же время признание имеет большое международно -правовое значение, определяемое теми юридическими последствиями, которые оно влечет за собой. [6]

Особого мнения придерживается автор Р. А. Каламкарян. Признание, на его взгляд, относится к односторонним актам, в силу

которых «государство считается признавшим соответствующие изменения в международном правовом порядке». [7] Такой подход автора к определению вызывает несомненный интерес, однако, представляет сложность в теоретическом и практическом направлении изучения.

«Признание - акт установления нормальных международных отношений со вновь возникшим субъектом международного права», - так считает профессор Ф.И. Кожевников. Международное признание в качестве субъекта международного права исходит из того, что государство, власть которого распространяется на определенную территорию, представляет свой народ, пользуется политической независимостью по отношению к другим государствам и обладает международной правоспособностью. [8]

С учетом изложенных мнений, нельзя не согласиться с точкой зрения каждого из них, поскольку при всем многообразии подходов напрашивается формулировка собственных выводов. На наш взгляд, признание

- это правомерное действие и выражение воли государства принять другое государство в качестве полноправного участника международного сообщества. Всестороннее изучение и исследование позволяет определить ту роль признания, которую оно призвано играть в регулировании внешнеполитической деятельности государств всего мира. Бесспорный характер признания раскрывается в его содержании - это установление правоотношений с другими государствами и иными субъектами международного права.

Государства в современном мире довольно разнообразны, но при этом, полагаем, они должны быть признаны всем международным сообществом. В силу определенной сложившейся международной практики часть государств не имеет юридического признания, что не вполне уместно, ибо в эпоху бурного развития интеграционных процессов и интернационализации международной жизни роль признания призвана играть существенную роль. Факт существования государства является бесспорным, но все же необходимо его юридическое закрепление для дальнейшего развития и укрепления сотрудничества. Следовательно, возникает вопрос не только о роли, но и о необходимости признания.

Анализируя признание, полагаем, что цель признания - это установление межгосударственных отношений и контактов в различных областях и сферах, в первую оче-

редь, в сфере внешней политики, обороноспособности, поскольку расширение границ сотрудничества предполагает их взаимодействие, например в соответствии с целями Устава ООН постоянно поддерживать международный мир и безопасность.

В соответствии с целью признания достигается определенный результат - установление контактов, заключение договоров, обмен дипломатией, и здесь можно говорить о той роли признания, которую оно играет для государства в целом. Так, например, Российское государство заключает множество договоров и соглашений с другими иностранными государствами. Из их числа - Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (Москва,

16 июля 2001 г.)[9]; Декларация о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Словенией (Москва, 12 сентября 2002 г.)[10]; Декларация о принципах дружественных отношений и сотрудничества между Российской Федерацией и Йеменской Республикой (Москва, 17 декабря 2002 г.)[11 ]; Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Армения (Москва, 22 декабря 1992 г.) [12]; Латвийской Республикой (Москва, 14 декабря 1994 г.)[13]; Итальянской Республикой (Рим, 15 января

2001 г.)[14] и т.д.

Современная практика показывает, что в некоторых случаях государства заявляют о себе на международной арене в одностороннем порядке. Примером последнего времени является Косово, объявившее себя в качестве независимого государства 12 февраля 2008 года. Косово фактически и юридически является частью территории государства Сербии на Балканском полуострове. Случай не беспрецедентный, однако общество столкнулось с прямым нарушением норм и принципов международного права. [15]

Следует отметить, что государство становится субъектом международной политической жизни в силу фактического своего появления в качестве независимого государства. По этому поводу существуют две основные теории - декларативная и конститутивная. Сказанное выше подкрепляется декларативной теорией, которая заключается в том, что факт признания сообщает о возникновении нового субъекта отношений. Эта теория признания, в отличие от конститутивной, имеет подавляющее большинство сторонников и научное обоснование. По

мнению Ф.Ф. Мартенса, «государство само по себе самостоятельно, признанием констатируется его рождение».[16] Однако, акт признания не только декларирует факт появления нового государства, но также призван содействовать укреплению международного положения и осуществлению основных прав и обязанностей, принадлежащих государству независимо от признания. Конститутивная теория полагает, что государство вправе иметь и осуществлять права только в случае официального его признания со стороны других субъектов. Данная теория имеет множество сторонников, из их числа Л.Оппенгейм, Г. Лаутерпахт, Д. Анцилотти. Яркий сторонник буржуазной теории Л. Оп-пенгейм отмечал, что «признание по своей природе является конститутивным и обозначает возникновение прав и обязанностей признанного общества». [17]

В определенной степени признание -безоговорочный и политический акт, посредством которого констатируется появление нового субъекта отношений. В правовом смысле, по мнению многих исследователей института признания, данный акт должен быть к тому же и юридически правомерным, в котором должно содержаться волеизъявление признаваемой стороны, например, путем участия в торжественной церемонии провозглашения независимости государства или посредством обмена дипломатическими документами. В таких случаях акт признания, на наш взгляд, носит явно выраженный, открытый и свободный характер. Так, например, в телеграмме, направленной в 1963 году премьер-министру Кении, сообщалось, что «советское правительство торжественно заявляет о своем признании Кении как независимого и суверенного государства и выражает готовность установить с ней дипломатические отношения и обменяться дипломатическими представительствами на уровне посольств».^]

Основная концепция признания выражается в двух формах: признание де-факто и признание де-юре, которые применяются в виде последствий правового признания. Отличие между указанными формами заключается в том, что признание де-юре - это результат полного и окончательного признания, которое в последующем не может быть отозвано; де-факто - неполное, ограниченное признание. Сущность такой формы заключается во временном характере установления международных отношений, и на наш взгляд, имеет переходный характер к

признанию в форме де-юре. Разновидностью формы де-факто может являться признание «ad hoc» или «временное признание по определенному случаю». В международной практике такая форма признания скорее исключение, и предположительно возможна лишь в случаях заключения международного договора или участия в международной конференции временного характера.

В современной теории международного права общераспространенной является концепция, в соответствии с которой государство становится субъектом отношений с момента появления на международной арене. Не существует особого требования или правила его признания в конкретной форме выражения, поскольку имеется в виду, что признание предоставляется суверенному государству, которое способно быть участником международного сообщества.

Рассмотренные положения позволяют сформулировать общую теорию признания государств, которая заключается, на наш взгляд, в конститутивном и декларативном подходах. Исторически сложились два вида признания в форме де-факто и де-юре, которые в настоящее время не утрачивают актуальность и рассмотрены нами на примере так называемого «полупризнанного» государства Косово.

Правовой аспект признания выражается, с одной стороны, в наличии международной правосубъектности, который необходим для осуществления международных прав и обязанностей, международного сотрудничества; с другой стороны, в способности быть членом ООН. В настоящее время в мире насчитывается более двухсот суверенных государств, и почти все они являются членами ООН.

Юридическое содержание отражает как теоретические, так и практические стороны освещения вопросов признания. Одной из задач российского государства в практическом направлении является установление дипломатических, консульских, торгово-представительских отношений с другими государствами. Вполне уместно в данном случае затрагивается вопрос о статусе государства с точки зрения его признания. Таким образом, можно сделать общий вывод, который в целом освещает юридическое содержание института признания государств.

Возникновение новых государств существенным образом влияет на формирование структуры международного сообщества.

Прежде всего возрастает роль государств в сфере поддержания международного мира и безопасности, поскольку любое государство, принимая на себя международные обязательства, становится членом главной международной организации - Организации Объединенных Наций, и, соответственно, обязуется соблюдать общепризнанные принципы и нормы, установленные ее Уставом.

Признание, выраженное в любой форме, имеет важные международно-правовые последствия. К примеру, изменяется количество государств на политической карте мире в разные исторические эпохи. Сегодня проблема заключается в том, что новое государство качественно отличается от государства прошлого столетия. Признаки отличия проявляются во многих аспектах: государственное устройство и власть, форма правления, идеологическое и экономическое направление развития. Соответственно, все это влияет и на процессы признания международным сообществом.

Помимо признания также существует проблема «непризнанных государств», которые ожидают часа своего признания. Сегодня в мире насчитывается около 50 государств, не имеющих статуса международного признания. Среди них Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика, Турецкая Республика Северного Кипра, Китайская Республика, контролирующая остров Тайвань, и многие другие. Однако это не означает, что они не являются субъектами отношений. Напротив, в соответствии с современным характером международного права требуется скорейшее разрешение вопросов признания в отношении указанных государств и полноправное их существование на международной политической арене.

До недавнего времени нерешенным оставался вопрос о статусе Южной Осетии и Абхазии как независимых и самостоятельных государств. События августа 2008 года, а именно развязывание военных действий, агрессивное вторжение грузинских войск на территорию Южной Осетии, подтолкнули к скорейшему разрешению вопросов о государственной независимости и целостности. В ходе своего выступления 26 августа 2008 года Президент России отметил: «Грузинское руководство, в нарушение Устава ООН, своих обязательств по международным соглашениям, вопреки здравому смыслу развязало вооруженный конфликт, жертвами которого

стали мирные люди. Эта же учесть ждала Абхазию... Исходя из сложившейся ситуации, необходимо принять решение. Учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 года «О принципах международного права, касающейся дружественных отношений между государствами», Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, другими основополагающими международными документами, я подписал указы о признании РФ независимости Южной Осетии и независимости Абхазии». [19]

Таким образом, при соблюдении международных принципов и норм, Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, оформив признание Указами Президента РФ от 26 августа 2008 года № 1260 и № 1261. [20]

Как следует, многие вопросы относительно признания государств остаются открытыми и неразрешенными. В силу этого государство утрачивает способность полно -ценного осуществления правоотношений. Возникают проблемы государственного устройства на международном уровне, сотрудничества и. т. п. В целях разрешения проблем необходимо кодифицировать институт признания, что в целом позволит расширить и укрепить международную практику признания современных государств.

Литература:

1. Фельдман Д.И. Признание в современном международном праве. М., Изд. «Международные отношения», 1975. - С. 18.

2. Ушаков Н.А. Государство в системе международно-правового регулирования. Учебное пособие. М., 1977. - С. 20.

3. Первоначальный текст документа опубликован в издании «Российская газета», N 237, 25.12.1993.

4. Фельдман Д.И. Признание в современном международном праве. М., Изд. «Международные отношения», 1975. - С. 57.

5. Казаровец Г.М. «Вопросы признания новых государств и правительств в современном международном праве» М., Изд. Московского университета, 1958. - С. 4.

6. Международное право. Учебник. / Под ред. Г.И. Тункина. М., Юридическая литература, 1994.

- С. 93-94.

7. Каламкарян Р.А. Международно-правовое значение односторонних юридических актов государств. М., 1984. - С. 39.

8. Международное право. Учебник. / Под ред.

проф. Ф.И. Кожевникова. М., Изд. «Международные отношения», 1981. - С. 94.

9. Российская Федерация ратифицировала настоящий Договор Федеральным законом от 25 января 2002 г. N 9-ФЗ. Договор вступил в силу 28 февраля 2002 года. Собрание законодательства Российской Федерации от 27 мая

2002 г. N 21 ст. 1922.

10. Дипломатический вестник, 2002 г., N 10.

11. Дипломатический вестник, 2003 г., N 1.

12. Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 56-ФЗ. Конвенция вступила в силу 14 декабря 1995 г. Собрание законодательства Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. N 17 ст. 1486.

13. Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 4 ноября 1995 года N 162-ФЗ. Конвенция вступила в силу 17 мая 1997 года. Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 45, ст. 4238.

14. Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от

17 декабря 2001 г. N 172-ФЗ. Конвенция всту-

пила в силу 1 мая 2004 г. Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 2004 г. N 18 ст. 1691.

15. В настоящее время независимость Косово признана 51 государством. В их числе отсутствует Россия, поскольку считает ее частью территории Сербии как Автономный край Косово и Метохия на Балканском полуострове. В соответствии с резолюцией 1244 Совбеза ООН территория Косово находится под международным управлением. http://www.mid.ru/.

16. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1. М., 1996.

- С. 184.

17. Оппенгейм Л. Международное право, т. 1, п/т. 1. М., Иностранная литература, 1946. - С. 136-137.

18. Международное публичное право. Учебник. Под ред. КА. Бекяшева. М., Проспект, 1999.

- С. 121.

19. Новые законы и нормативные акты. -Приложение к «Российской газете», №35, 2008. сентябрь. - С. 108-109.

20. Там же. С. 54-55.

H. Aleksandrova., I. Fedorov. TO QUESTION ABOUT LEGAL CONTENTS OF THE INSTITUTE OF THE CONFESSION STATE.

The states in the modern world are rather various, but thus, they should be recognized bu all international community. The fact of existence of the state is indisputable, but his{its} legal fixation for the further development and strengthening of cooperation nevertheless is necessary. Hence, there is a question, not only on a role, but also on necessity of a recognition. The purpose of a recognition is an establishment of interstate {relations} and contacts in various areas and spheres, first of all, in sphere of foreign policy, defensibility as expansion of borders of cooperation assumes their active interaction. According to the purpose of a recognition the certain result - an establishment of contacts, the conclusion of contracts, an exchange of diplomacy is reached{achieved}, here again it is possible to speak about that role of a recognition which it plays for the state on the whole.

АЛЕКСАНДРОВА Надежда Владимировна, 1979 г.р., соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России, преподаватель Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России, опубликована 1 научная работа.

ФЕДОРОВ Игорь Зиновьевич, 1959 г.р., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 25 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.