Научная статья на тему 'К вопросу о взаимодействии студентов разных курсов в образовательном процессе вуза'

К вопросу о взаимодействии студентов разных курсов в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
774
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ / СОТРУДНИЧЕСТВО / УСЛОВИЯ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ / EDUCATIONAL PROCESS / INTERACTION / INTERACTION OF STUDENTS OF DIFFERENT COURSES / COOPERATION / CONDITIONS / FORMS OF THE ORGANIZATION OF INTERACTION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова А. Р.

В статье анализируется взаимодействие как базисная категория педагогики: содержание понятия, сущность, его роль в образовательном процессе. Обосновывается необходимость организации взаимодействия студентов разных курсов для совершенствования образовательного процесса в высшей школе, раскрываются условия и формы организации студенческого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF INTERACTION OF STUDENTS OF DIFFERENT COURSES IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The interaction as basic category of pedagogics is analyzed in the article: the content of concept, essence, its role in educational process. The need of the interaction organization of students of different courses for improvement of educational process at higher educational institution is proved, conditions and forms of the organization of students'' interaction are revealed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимодействии студентов разных курсов в образовательном процессе вуза»

Bibliography

1. Abdullin, Eh.B. Teoriya muzihkaljnogo obrazovaniya: uchebnik dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj / Eh.B. Abdullin, E.V. Nikolaeva. -M., 2004.

2. Archazhnikova, L.G. Professiya - uchitelj muzihki. - M., 1984.

3. Popova, V.I. Vneauditornaya deyateljnostj studentov: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2003.

4. Pavlova, E.V. Pedagogicheskie usloviya sovershenstvovaniya podgotovki buduthikh uchiteleyj muzihki k vneurochnoyj muzihkaljno-prosvetiteljskoyj deyateljnosti: dis. ... kand. ped. nauk. - Cheboksarih, 2004.

5. Nabok, I.L. Pedagogika mezhnacionaljnogo obtheniya. - M., 2010.

6. Tenyukova, G.G. Formirovanie professionaljno-pedagogicheskoyj kompetentnosti buduthego uchitelya muzihki v processe vneauditornoyj

deyateljnosti / G.G. Tenyukova, E.G. Khrisanova // Nauka i biznes: puti razvitiya. - 2012. - № 2(08).

Статья поступила в редакцию 24.01.14

УДК 378.147

Filippova A.R. TO THE QUESTION OF INTERACTION OF STUDENTS OF DIFFERENT COURSES IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION. The interaction as basic category of pedagogics is analyzed in the article: the content of concept, essence, its role in educational process. The need of the interaction organization of students of different courses for improvement of educational process at higher educational institution is proved, conditions and forms of the organization of students' interaction are revealed.

Key words: educational process, interaction, interaction of students of different courses, cooperation, conditions, forms of the organization of interaction of students.

А.Р. Филиппова, ассистент СурГПУ, г. Сургут, E-mail: Filippov-1976@yandex.ru

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

В статье анализируется взаимодействие как базисная категория педагогики: содержание понятия, сущность, его роль в образовательном процессе. Обосновывается необходимость организации взаимодействия студентов разных курсов для совершенствования образовательного процесса в высшей школе, раскрываются условия и формы организации студенческого взаимодействия.

Ключевые слова: образовательный процесс, педагогическое взаимодействие, взаимодействие студентов разных курсов, сотрудничество, условия, формы организации взаимодействия студентов.

Педагогический процесс в высшей школе - это активное взаимодействие личностей, всех субъектов образовательного процесса, поэтому ключевым моментом в профессиональном становлении будущего педагога является формирование его субъектной позиции в учебной, а в дальнейшем, и в профессиональной деятельности. Развитие системы отечественного образования диктует пересмотр традиционных форм, методов обучения, поиск оптимальных условий для стимулирования профессионально-личностного развития будущих педагогов.

Важным условием повышения качества педагогического образования, способствующим формированию учебной мотивации студентов, развитию их познавательной самостоятельности и активности, на наш взгляд, может выступить взаимодействие студентов разных курсов.

Изучение взаимодействия студентов невозможно начать без рассмотрения понятия «педагогическое взаимодействие». В словаре Г.М. Коджаспировой педагогическое взаимодействие трактуется как «особая форма связи между участниками образовательного процесса, которая предусматривает взаимообогаще-ние интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса; их координацию и гармонизацию, личностный контакт...» [1, с. 18]. Е.В. Коротаева рассматривает педагогическое взаимодействие как детерминированную образовательной ситуацией, опосредуемую социальнопсихологическими процессами связь субъектов (и объектов) образования, приводящую к количественным и / или качественным изменениям исходных качеств и состояний обозначенных выше субъектов и объектов [2]. Педагогическое взаимодействие субъектов образования, по мнению А.А. Майера, Л.Г. Богосла-вец, это особое взаимодействие, взаимопроникающее, взаимо-обогащающее и взаимодополняющее субъекта и объекта воздействия. Результатом подобного взаимодействия выступает развитие субъекта воздействия посредством перевода объекта на позицию субъекта его развития [3]. Взаимодействие в высшей школе понимается как процесс поиска личностных смыслов; диалогическое взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов, а также студентов друг с другом для достижения целей их саморазвития.

Рассматривая взаимодействие преподавателей и студентов, исследователи выделяют также черты, присущие студенческому взаимодействию: сотрудничество, гуманные отношения, эффективное взаимодействие (общение), продуктивное взаимодействие, субъект-субъектные отношения, конструктивное разрешение конфликтов, сотворчество (Ю.К. Бабанский, Е.В. Бонда-ревская, С.В. Кульневич, М.И. Станкин).

Общеизвестно, что центральной фигурой в образовательном процессе любого вуза является студент, который с одной стороны выступает объектом педагогических воздействий преподавателей, с другой стороны - субъектом собственной учебной и воспитательной деятельности. Для определения специфики студенческого взаимодействия остановимся более подробно на особенностях студенческого возраста. Изучением студенчества как социальной группы занимались Б.Г. Ананьев, Д. Бромлей, Е.А. Бур-дуковская, Ш. Бюлер, Г. Крайг, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, А.А. Милтс, М. Ремшмидт, Г. Томэ, В.А. Якунин и др.

Считается, что студенческий возраст - это возраст 17-23 лет. Однако на сегодняшний день в науке нет единой возрастной периодизации онтогенеза человека, поэтому нет и единого мнения по данному вопросу. Некоторые исследователи вообще не выделяют студенческий возраст. И.С. Кон называет этот возраст «старшим юношеским возрастом», Г. Томэ - «третьим десятилетием жизни», М. Ремшмидт - «возрастом взросления», Б.Г. Ананьев - «поздней юностью», В.А. Крутецкий - «ранней зрелостью», Г. Крайг - «ранней взрослостью». Настолько различная оценка говорит о том, что данный возрастной период является переходным, сочетающим в себе «черты юношеского возраста» и взрослости, а точнее на этот период приходится два возраста: на 1 и 2 курсах - юность, на 4 и 5 курсах - ранняя зрелость, на 3 курс приходится переход от юности к ранней зрелости [4; 5].

Основу деятельности студента составляют обучение, участие в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью. Любая деятельность направлена на удовлетворение той или иной потребности и детерминирована, как правило, несколькими мо-

тивами. Одним из главных мотивов человеческой активности, по мнению А.Ю. Борисова, рассматривается потребность в общении, которая существенно влияет на учебную деятельность студентов: либо затрудняет ее, вызывая чувство неудовлетворенности, либо улучшает, что естественно сказывается на качестве подготовки обучаемых. Как отмечает В.А. Якунин, совместная учебная деятельность и общение со сверстниками - важные факторы психического развития, способствующие формированию общего интеллекта человека, его перцептивных, мне-мических и мыслительных характеристик [5].

Учебный процесс в высшей школе, как и в любой другой педагогической системе, протекает, в большей степени, в условиях совместной деятельности студентов и преподавателей. Это специфическая форма субъект-субъектных, а порой и субъект-объектных отношений, которая может по-разному проявляться в образовательном процессе, иметь как положительные, так и отрицательные стороны. Взаимодействие преподавателей и студентов в образовательном процессе должно носить характер сугубо делового сотрудничества, направленного на эффективное осуществление образовательных целей. Проблемой для многих студентов является установление правильных, конструктивных взаимоотношений с преподавателями вуза. Зачастую у обучаемых существует представление о том, что в общении с преподавателем им отведена пассивная роль: их основная задача заключается в записывании, запоминании той информации, которая требуется для сдачи сессии. При такой позиции, по мнению И.Г. Глушкова, вся ответственность ложится на преподавателя, который должен знать что, как и когда давать студенту; как настроить студента, чтобы он мог работать; находить «ключик» к каждому. А если студент испытывает трудности в учебе или не успевает, то это не его вина - значит, преподаватель не досмотрел, не додумал, не учел. Такая позиция конечно удобна, если целью является самооправдание, а не успешная учебная деятельность [6]. Вместе с тем, на формирование личности студентов оказывают влияние не только преподаватели, но и общий порядок в вузе, традиции вуза и взаимоотношения в студенческом коллективе. Большим потенциалом для совершенствования образовательного процесса в высшей школе, на наш взгляд, обладает студенческое взаимодействие, стихийно или специально организованное педагогом сотрудничество студентов старших и младших курсов.

В педагогическом процессе создается ситуация множественности форм организации учебного взаимодействия студентов разных курсов. На наш взгляд, старшекурсник под руководством преподавателя может успешно помочь в овладении новым видом деятельности, в организации самостоятельной, творческой работы первокурсников. Ведущая роль в организации учебной деятельности отводится преподавателю, который стимулирует создание ситуаций общения, сотрудничества между студентами разных курсов. Рассмотрим некоторые варианты взаимодействия студентов разных курсов в процессе организации и проведения аудиторных и внеаудиторных форм работы.

Основной аудиторной формой вузовского образовательного процесса является лекция. Это наиболее емкая и оперативная форма получения научно-профессиональной информации. Вузовский лектор преподает слушателям не всю программную информацию, а лишь ее основы, оставляя студентам возможность самостоятельно думать и развивать полученные знания. Интересен опыт И.Г. Глушкова, который предлагает студентам провести своеобразный эксперимент: предварительно перед лекцией читать данную тему в учебнике. Из простого слушателя студент превращается в собеседника, понимающего суть проблемы. Для более эффективного восприятия последующего учебного материала подготовка студентов к лекции может включать в себя не только чтение учебных текстов, но и чтение содержания предыдущих лекций [6]. Студент-старшекурсник на этапе предварительной подготовки к лекции может выступать в качестве консультанта при усвоении содержания лекционного материала, участником совместного обсуждения темы, человеком, организующим и оценивающим работу студентов. Как вариант обучения первокурсников конспектированию лекционного материала можно предлагать студентам-старшекурсникам задания по составлению рецензий, отзывов на конспекты, а в дальнейшем, на рефераты и курсовые работы. Таким образом, подготовка к лекции может осуществляться с помощью рекомендаций преподавателя или студентов старших курсов. При этом может быть разработан алгоритм подготовки первокурсников, созданы мобильные «консультационные пункты».

Еще одной не менее важной аудиторной формой работы со студентами является семинарское занятие. Выделяют несколько форм проведения семинара, которые предполагают разнообразные виды самостоятельной работы студентов. Семинар-беседа - наиболее распространенный вид учебно-практических занятий, которые проводятся в форме развернутой воспроизводящей беседы по заранее разработанному плану. Такой семинар или его часть вполне свободно, компетентно может вести студент-старшекурсник или магистрант.

Семинар-дискуссия предполагает обсуждение вопросов, по которым нет однозначного мнения. Создается ситуация, когда участники семинара выходят на проблему и пытаются предложить пути ее решения, опираясь на собственный опыт, знания из других дисциплин, уже пройденные темы. На таком семинаре осуществляется поиск решений проблемы путем столкновения различных точек зрения. И если первокурсник нерешительно включается в дискуссию с преподавателем, то со студентом старших курсов сделает это более уверенно.

Семинар-конференция с защитой рефератов проводится, как правило, начиная с первого курса. Методика проведения данного вида занятия предполагает предварительное консультирование как студентов, защищающих рефераты, так и студентов, оказывающих им помощь. В качестве консультанта, руководителя или рецензента в работе конференции может успешно выступать студент старшего курса.

Большой простор по выбору форм сотрудничества со старшекурсниками предусматривает спецсеминар. Тематика спецсеминара носит проблемный характер и отражает исследовательские интересы научного руководителя. Специфика данного вида занятия заключается в том, что небольшая группа студентов под руководством преподавателя осваивает основные принципы и методы педагогического исследования на конкретном научном материале. Подобный опыт уже имеют студенты 3-4 курсов, которые могут являться как соруководителями, так и содокладчиками первокурсников.

Студенты-старшекурсники могут выступать в качестве дублера преподавателя на лекционных, семинарских и практических занятиях, оказывать помощь в проведении внеаудиторной работы через организацию групп взаимодействия, взаимопосе-щения и поддержки, педагогических мастерских, мастер-классов, психолого-педагогических секций, институтов наставничества, кураторства и т.д. Например, группа взаимодействия может быть организована несколькими студентами без указания преподавателя, в силу профессиональной необходимости или взаимного притяжения. Студенты совместно готовятся к занятию, анализируют полученные результаты, обсуждают складывающуюся ситуацию, проводят мероприятия. Под руководством преподавателя могут быть организованы творческие объединения, педагогические мастерские, учебные лаборатории, стимулирующие раскрытие творческого и научно-исследовательского потенциала студентов. На начальных этапах руководителем групповой деятельности может выступать преподаватель, который постепенно подключает опытных студентов к проведению мастер-классов, элементов занятий, деловых игр, решению проблемных ситуаций.

Группы взаимопосещения и поддержки формируются из нескольких студентов, которые оказывают на добровольной основе различные виды помощи первокурсникам, например, помощь в подготовке к турслету, к участию в фестивалях студенческого творчества, в спортивных, интеллектуальных соревнованиях и конкурсах. Кроме того, эффективна деятельность таких групп в решении проблем студенческой успеваемости в учебной работе. Успешные студенты старшего курса могут оказать влияние на отстающих или часто пропускающих занятия студентов, провести с ними дополнительные беседы, консультации, оказать психологическую поддержку. При этом на факультете создается особая воспитательная среда, обеспечивающая успешность адаптации студентов первого курса и способствующая совершенствованию профессиональной подготовки студентов в вузе.

Таким образом, взаимодействие студентов разных курсов может обретать различные формы межличностного сотрудничества как в учебной, так и во вне учебной деятельности. В качестве условий, способствующих диалогизации образования, установлению эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса исследователи выделяют: творческое взаимодействие на различных уровнях, мотивационную обеспеченность самостоятельной работы обучающихся, психо-

логическую готовность к осуществлению взаимодействия, эмоциональный фон занятий [2].

В рамках проблемы организации взаимодействия студентов разных курсов остро встает вопрос о том, чему принадлежит ведущая роль во взаимодействии: внешним стимулам или внутренним условиям. Отмечается три различные позиции по этому вопросу. Первая позиция ведущую роль отводит внешним воздействиям, вторая позиция подчеркивает и уравновешивает значение как внешних, так и внутренних условий, третья - утверждает во взаимодействии активность развивающейся личности. Исходя из указанных позиций, для создания ситуаций взаимодействия необходимо проектировать условия, способствующие активному включению всех участников образовательного процесса в обсуждение и выполнение действия при принятии решений на различных этапах организации студенческого взаимодействия; проявлению исследовательской позиции всех субъектов образования; объективации поведения, что предполагает получение постоянной обратной связи; партнерскому

Библиографический список

общению, что означает признание и принятие ценности личности каждого обучающегося, его мнения, интересов, особенностей, устремлений, перспективы личностного роста [3].

Важную роль в организации взаимодействия студентов разных курсов имеют материальные условия (аудиторный фонд для внеаудиторной работы, наличие технических средств обучения), временные (особенно для участия старшекурсников в учебной деятельности первокурсников), нормативно-методические (наличие планов, программ, проектов), морально-стимулирующие и административно-организационные.

Подводя итог всему вышеизложенному, еще раз подчеркнем, что образовательный процесс в вузе представляет собой целостную многоуровневую систему, в которой взаимодействие выполняет связующую роль между субъектами образования. Взаимодействие студентов разных курсов в образовательном процессе является важнейшим условием формирования мотивационной сферы студентов, обеспечивающим успешность обучения в вузе.

1. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М., 2000.

2. Коротаева, Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии. - М., 2007.

3. Майер, А.А. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ: учебно-методич. пособие / А.А. Майер, Л.Г. Богославец. - М., 2012.

4. Бурдуковская, Е.А. Личностное становление студента в социокультурной среде вуза / Е.А. Бурдуковская, А.А. Шумейко, Н.К. Щепкина. - Благовещенск, 2006.

5. Якунин, В.А. Педагогическая психология: учеб. пособ. - СПб., 2000.

6. Глушков, И.Г. Основы самостоятельной деятельности студентов: учеб. пособ. - Сургут, 2001.

Bibliography

1. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogicheskiyj slovarj I G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kodzhaspirov. - M., 2000.

2. Korotaeva, E.V. Pedagogicheskie vzaimodeyjstviya i tekhnologii. - M., 2007.

3. Mayjer, A.A. Organizaciya vzaimodeyjstviya subjhektov v DOU: uchebno-metodich. posobie I A.A. Mayjer, L.G. Bogoslavec. - M., 2012.

4. Burdukovskaya, E.A. Lichnostnoe stanovlenie studenta v sociokuljturnoyj srede vuza I E.A. Burdukovskaya, A.A. Shumeyjko, N.K. Thepkina. - Blagovethensk, 2006.

5. Yakunin, V.A. Pedagogicheskaya psikhologiya: ucheb. posob. - SPb., 2000.

6. Glushkov, I.G. Osnovih samostoyateljnoyj deyateljnosti studentov: ucheb. posob. - Surgut, 2001.

Статья поступила в редакцию 24.01.14

УДК 379.81

Frolova A.S. RURAL POPULATION'S LEISURE OPTIMIZATION ON BASIS OF MUNICIPAL CULTURAL ORGANIZATIONS ACTIVITY INTEGRATION. The article is focused on scientific understanding of nature, constructive potential and prospects of integrated interaction of domestic rural municipal cultural institutions. The author explains the choice of the term “integration” for the description of the phenomenon. The article also describes the results of the investigation of integration processes among municipal rural institutions of culture and leisure in the Altai region.

Key words: integration, municipal cultural institutions, house of culture, libraries, museums, leisure activity of municipal community.

А.С. Фролова, аспирант АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: rus.librarian@yandex.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ ДОСУГА СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА

В работе предпринята попытка научного осмысления природы, конструктивного потенциала и перспектив развития интегрированного взаимодействия отечественных муниципальных сельских учреждений культуры. Обосновывается выбор термина «интеграция» для обозначения изучаемого явления. Приводятся полученные в ходе проведения исследовательских мероприятий результаты изучения состояния интеграционных процессов между учреждениями культуры и досуга сельских муниципалитетов Алтайского края.

Ключевые слова: интеграция, муниципальные учреждения культуры, дома культуры, библиотеки, музеи, досуг сельского населения.

(Продолжение. Начало см. в № в за 2013 г.)

Одной из задач исследования выступал поиск печатных упоминаний о конкретных формах интегрированного взаимодействия учреждений (таковые обнаружены с привязкой к структурам муниципальной сельской культурно-досуговой сферы населённых пунктов 6-ти федеральных округов Российской Федерации) (таблица 1) [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8 и др.]. Состав форм работы приводится по классификации, изложенной В.В. Туевым в издании «Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах»

[9, с. 23], а наименование технологии дано по формулировкам, изложенным в источнике «Современные технологии социально-культурной деятельности» [10, с. 20-26].

Для выяснения современного состояния и перспектив развития интеграционных процессов в системе взаимодействия организационно-оформленных субъектов сельской муниципальной культурно-досуговой сферы Алтайского края был проведен ряд исследований. Результаты одного из них представлены далее. Среди участников Краевого совещания директоров библиотечных систем Алтайского края (г. Барнаул, 29 марта 2011 г.) был

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.