Научная статья на тему 'К вопросу о взаимодействии прокуратуры с органами государственного контроля в рамках защиты трудовых прав и свобод граждан'

К вопросу о взаимодействии прокуратуры с органами государственного контроля в рамках защиты трудовых прав и свобод граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
прокуратура / федеральная инспекция труда / форматы взаимодействия / трудовые права и свободы граждан / prosecutor’s office / Federal Labor Inspectorate / interaction formats / labor rights and freedoms of citizens

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапова Лариса Валерьевна

В статье подвергнуты анализу вопросы взаимодействия органов прокуратуры Российской Федерации и федеральной инспекции труда в сфере осуществления надзора и контроля за исполнением трудового законодательства и соблюдением трудовых прав граждан. Отмечается, что прокуратура Российской Федерации является одним из важнейших государственных органов, непрерывно обеспечивающих законность и правопорядок. Путем реализации различных функций, прокуроры защищают нарушенные права и свободы человека и гражданина, принимают действенные меры к их восстановлению и восстановлению социальной справедливости в целом. Взаимодействие органов прокуратуры с федеральной инспекцией труда осуществляется преимущество в рамках реализации органами прокуратуры надзорной функции: за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов РФ, законностью правовых актов, издаваемых специальными поднадзорными объектами; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; частично – при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами, а также при реализации полномочий по участию в различных формах судопроизводства. При осуществлении органами прокуратуры функции по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов самой распространенной проблемой взаимодействия органов прокуратуры с иными органами государственной власти является привлечение к участию в прокурорских проверках должностных лиц государственных органов в качестве специалистов. Пробелы соответствующего законодательства не позволяют точно определить когда и в каких случаях обязательно должен привлекаться специалист; оценить целесообразность его привлечения в той или иной проверке и пр. Автором сформулирован вывод о том, что проблемы, возникающие в рамках взаимодействия органов прокуратуры и федеральной инспекции труда, непосредственно влияют на качество защиты трудовых прав граждан, что приводит к отрицательному воздействию на экономическое развитие страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF INTERACTION BETWEEN THE PROSECUTOR’S OFFICE AND STATE CONTROL BODIES IN THE FRAMEWORK OF THE PROTECTION OF LABOR RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS

This article examines the issues surrounding the collaboration between the prosecutor’s office of the Russian Federation and the federal labor inspectorate in overseeing and enforcing labor legislation and protecting the labor rights of citizens. The prosecutor’s office is a crucial government body responsible for upholding law and order. Through various functions, prosecutors safeguard violated human and civil rights, take effective measures to restore them, and promote social justice. The interaction between the prosecutor’s office and the federal labor inspectorate primarily occurs within the framework of the prosecutor’s supervisory functions. These include ensuring compliance with the Constitution of the Russian Federation, enforcing laws, reviewing the legality of legal acts issued by supervised entities, protecting human and civil rights and partially supervising the implementation of laws by bailiffs. The prosecutor’s office also participates in various forms of legal proceedings. One common challenge in the interaction between the prosecutor’s office and other government bodies arises when government officials are involved as specialists in prosecutorial inspections. Gaps in legislation make it difficult to determine when and in what cases a specialist should be involved and assess the feasibility of their participation in specific inspections. The author concludes that problems arising from the interaction between the prosecutor’s office and the federal labor inspectorate directly impact the quality of labor rights protection for citizens, ultimately negatively affecting the country’s economic development.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимодействии прокуратуры с органами государственного контроля в рамках защиты трудовых прав и свобод граждан»

К вопросу о взаимодействии прокуратуры с органами государственного контроля в рамках защиты трудовых прав и свобод граждан

Потапова Лариса Валерьевна,

доцент кафедры прокурорской деятельности Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева E-mail: lvpotapova2014@yandex.ru

В статье подвергнуты анализу вопросы взаимодействия органов прокуратуры Российской Федерации и федеральной инспекции труда в сфере осуществления надзора и контроля за исполнением трудового законодательства и соблюдением трудовых прав граждан.

Отмечается, что прокуратура Российской Федерации является одним из важнейших государственных органов, непрерывно обеспечивающих законность и правопорядок. Путем реализации различных функций, прокуроры защищают нарушенные права и свободы человека и гражданина, принимают действенные меры к их восстановлению и восстановлению социальной справедливости в целом.

Взаимодействие органов прокуратуры с федеральной инспекцией труда осуществляется преимущество в рамках реализации органами прокуратуры надзорной функции: за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов РФ, законностью правовых актов, издаваемых специальными поднадзорными объектами; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; частично - при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами, а также при реализации полномочий по участию в различных формах судопроизводства. При осуществлении органами прокуратуры функции по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов самой распространенной проблемой взаимодействия органов прокуратуры с иными органами государственной власти является привлечение к участию в прокурорских проверках должностных лиц государственных органов в качестве специалистов. Пробелы соответствующего законодательства не позволяют точно определить когда и в каких случаях обязательно должен привлекаться специалист; оценить целесообразность его привлечения в той или иной проверке и пр. Автором сформулирован вывод о том, что проблемы, возникающие в рамках взаимодействия органов прокуратуры и федеральной инспекции труда, непосредственно влияют на качество защиты трудовых прав граждан, что приводит к отрицательному воздействию на экономическое развитие страны.

Ключевые слова: прокуратура; федеральная инспекция труда; форматы взаимодействия; трудовые права и свободы граждан.

Прокуратура Российской Федерации является одним из важнейших государственных органов, непрерывно обеспечивающих законность и правопорядок. Путем реализации разнородных функций, прокуроры защищают нарушенные права и свободы человека и гражданина, принимают действенные меры к их восстановлению и восстановлению социальной справедливости.

Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства РФ, за соблюдением трудовых прав и свобод граждан отнесен к числу приоритетных в социальной сфере общественных отношений [1].

Обозначенный статус накладывает на государственные органы максимальные обязательства по осуществлению мероприятий по охране трудовых прав и свобод, а также диктует необходимость использования всех доступных правовых механизмов защиты, предоставленных прокуратуре.

На протяжении длительного периода времени надзор прокуратуры и контроль государственных органов в сфере труда не ослабевают в силу разнообразных обстоятельств, в частности, по причине вовлеченности в трудовые отношения подавляющего числа граждан; по причине возрастания количества совершаемых и выявляемых нарушений в анализируемой сфере; недостаточно эффективной деятельности профсоюзных организаций; из-за пробелов правовой регламентации и пр. Органами прокуратуры и контроля в целях систематизации и оптимизации работы классифицируют контингент по определенным основаниям (возрасту, состоянию здоровья, полу и т.п.).

Отмеченные обстоятельства требуют от прокуратуры повышенного внимания к реализации надзора за исполнением трудового законодательства и соблюдением трудовых прав и свобод, более тщательного проведения проверочных мероприятий, тесного взаимодействия с контролирующими органами, принятия (в случае выявления нарушений) комплекса исчерпывающих мер реагирования в целях устранения нарушений, привлечения виновных лиц к ответственности.

Ввиду особенностей социально-экономического развития Российской Федерации вопросы эффективности государственной защиты трудовых прав граждан считаются особенно актуальными.

В силу своего специфического правового статуса и функций, одним из важнейших органов государственной власти, осуществляющим защиту трудовых прав и свобод граждан, как отмечалось неоднократно, является прокуратура Российской Федерации. В рамках своей надзорной деятель-

5 -о

сз ж

■с

см о см

ности прокуратура обязана выстраивать взаимодействие с иными государственными органами, в частности, с органами контроля за исполнением трудового законодательства.

К таковым органам отнесены: федеральная инспекция труда, состоящая из федерального органа исполнительной власти уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Федеральной службы по труду и занятости), и его территориальных органов (государственных инспекций труда) [2].

Взаимодействие органов прокуратуры с федеральной инспекцией труда осуществляется преимущество в рамках реализации органами прокуратуры надзорной функции: за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов РФ, законностью правовых актов, издаваемых специальными поднадзорными объектами; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; частично - при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами, а также при реализации полномочий по участию в различных формах судопроизводства.

При осуществлении органами прокуратуры функции по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов самой распространенной проблемой взаимодействия органов прокуратуры с иными органами государственной власти является привлечение к участию в прокурорских проверках должностных лиц государственных органов в качестве специалистов. Пробелы соответствующего законодательства не позволяют точно определить когда и в каких случаях обязательно должен привлекаться специалист; оценить целесообразность его привлечения к той или иной проверке; очертить круг прав и обязанностей специалиста; механизм его привлечения; формат участия и фронт работы.

Недостаточность правового регулирования в данной сфере приводит к недопониманию должностными лицами, привлеченными прокуратурой к проверке в качестве специалистов, своих задач, а также к конфликтам с сотрудниками прокуратуры, спорам с поднадзорными объектами о обоснованности проверки, что, безусловно, напрямую влияет на качество надзорной работы.

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы [3]. Вместе с тем, в правовых документах отсутствуют четкие правила, позволяющие достоверно утверждать, когда действия органов прокуратуры можно расценить как подменяющие федеральную инспекцию труда, а когда - нельзя.

На практике законодательные формулировки при их толковании фактически приводят к тому, что при поступлении в органы прокуратуры обращений граждан о нарушении требований трудово-

го законодательства, органы прокуратуры, руководствуясь своими организационными интересами (объемом работы, укомплектованностью штата и т.д.), часть обращений для разрешения в полном объеме адресуют ФИТ, несмотря на то, что разрешение отдельных обращений (в полном объеме или в части) необходимо именно прокурором (в силу имеющихся у него полномочий), (например, когда имеется необходимость по каким-либо причинам обратиться в суд в интересах работника). При этом жалобы, где совершенно очевидно, что участие органов прокуратуры не требуется, остаются для разрешения в органах прокуратуры.

Также примером подмены федеральной инспекции труда служит деятельность органов прокуратуры по оценке материалов нарушений охраны труда, в установлении обстоятельств в которых принимали участие должностные лица федеральной инспекции труда или которые рассматривались должностным лицом федеральной инспекции труда единолично.

Прокуратура по данным материалам проводит проверки и принимает меры реагирования (в том числе вносят представления и возбуждают дела об административных правонарушениях).

Представляется, рациональный характер таких действий, при условии, что соответствующие меры реагирования по результатам проверки несчастных случаев уже приняты должностными лицами федеральной инспекции труда (вынесены предписания об устранении нарушений требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возбуждены и рассмотрены дела об административных правонарушениях в отношении виновных юридических и должностных лиц), не совсем очевиден.

В обозначенных ситуациях прослеживается негативное воздействие на качество осуществляемого прокуратурой надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Оставляя у себя «простые», не требующие прокурорского вмешательства обращения граждан, и по итогам установления причин несчастных случаев, по сути, дублируя принятые должностными лицами федеральной инспекции труда меры, деятельность органов прокуратуры направлена не на восстановление нарушенных прав граждан, а на формальное достижение плановых показателей.

При осуществлении органами прокуратуры функции по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, федеральная инспекция труда и ее территориальные подразделения могут быть также и объектами прокурорского надзора.

Проверкам органов прокуратуры подвергается как внутренняя хозяйственная деятельность федеральной инспекции труда (вопросы распоряжения государственным имуществом, расходования бюджетных денежных средств и т.д.), так и работа федеральной инспекции труда по исполнению законов о рассмотрении и разрешении обращений

граждан, о государственном контроле (надзоре). Такой охват законодательства, за исполнением которого органы прокуратуры осуществляют надзор в отношении федеральной инспекции труда, приводит к активному вмешательству органов прокуратуры в работу федеральной инспекции труда (в частности, к активному административному влиянию на нее), предъявлению в ее адрес противоречивых, зачастую, не соответствующих федеральному законодательству требований (например, при проверке законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан одни сотрудники прокуратуры могут указать на «мягкость» примененного к виновным должностному или юридическому лицу административного наказания, а другие сотрудники прокуратуры при проверке законодательства о государственном контроле (надзоре) и защите прав предпринимательства наоборот могут указать на «излишнюю жесткость» примененного к виновному должностному или юридическому лицу административного наказания).

Отношения органов прокуратуры и федеральной инспекции труда в рамках реализации органами прокуратуры полномочий по содействию осуществления правосудию федеральным законодательством и иными правовыми актами также не получили достаточно четкой правовой регламентации.

Усилия прокуратуры и федеральной инспекции труда при рассмотрении судами дел, вытекающих или связанных с защитой трудовых прав граждан, в сфере правотворчества, связанного с изданием правовых актов, регулирующих деятельность федеральной инспекции труда, международного сотрудничества в сфере трудового права, не унифицированы, систематизированы на достаточно низком уровне.

Отсутствие консолидации органов прокуратуры и федеральной инспекции труда по оказанию содействия в осуществлении правосудия, по взаимодействию в сфере правотворчества и международного сотрудничества в трудовой сфере влияют на качество защиты прав граждан и приводит к отрицательным последствиям, сказывающимся на восстановлении нарушенных прав граждан.

Также важно не обойти вниманием совместную деятельность органов прокуратуры и федеральной инспекции труда в правотворчестве (например, издание совместных нормативных правовых актов), именно она, как представляется, может стать действенным способом разрешения многих сложных вопросов.

Таким образом, проблемы, возникающие в рамках взаимоотношений прокуратуры и федеральной инспекции труда, непосредственно влияют на качество защиты трудовых прав граждан, что ведет к негативному воздействию на экономическое развитие страны в целом.

Представляется, идентификация имеющихся проблем, глубокий анализ, нацеленный на последующее их разрешение, необходимо воспринимать как ключевые задачи, решение которых предоста-

вит возможность повысить результативность деятельности надзорных и контрольных органов государства, вывести их существенно более высокий уровень.

Литература

1. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // «Законность», N 3, 2008

2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018)// «Российская газета», N 256, 31.12.2001. Ст., ст. 353, 354

3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»от 17.01.1992 № 2202-1 // РГ, № 39, 18.02.1992.

TO THE ISSUE OF INTERACTION BETWEEN THE PROSECUTOR'S OFFICE AND STATE CONTROL BODIES IN THE FRAMEWORK OF THE PROTECTION OF LABOR RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS

Potapova L.V.

Ural State Law University named after V.F. Yakovleva

This article examines the issues surrounding the collaboration between the prosecutor's office of the Russian Federation and the federal labor inspectorate in overseeing and enforcing labor legislation and protecting the labor rights of citizens. The prosecutor's office is a crucial government body responsible for upholding law and order. Through various functions, prosecutors safeguard violated human and civil rights, take effective measures to restore them, and promote social justice.

The interaction between the prosecutor's office and the federal labor inspectorate primarily occurs within the framework of the prosecutor's supervisory functions. These include ensuring compliance with the Constitution of the Russian Federation, enforcing laws, reviewing the legality of legal acts issued by supervised entities, protecting human and civil rights and partially supervising the implementation of laws by bailiffs. The prosecutor's office also participates in various forms of legal proceedings.

One common challenge in the interaction between the prosecutor's office and other government bodies arises when government officials are involved as specialists in prosecutorial inspections. Gaps in legislation make it difficult to determine when and in what cases a specialist should be involved and assess the feasibility of their participation in specific inspections.

The author concludes that problems arising from the interaction between the prosecutor's office and the federal labor inspectorate directly impact the quality of labor rights protection for citizens, ultimately negatively affecting the country's economic development.

Keywords: prosecutor's office, Federal Labor Inspectorate, interaction formats, labor rights and freedoms of citizens.

References

1. Order of the Prosecutor General of the Russian Federation dated December 7, 2007 No. 195 "On the organization of prosecutorial supervision over the implementation of laws, observance of human and civil rights and freedoms" // "Legality", No. 3, 2008

2. "Labor Code of the Russian Federation" dated December 30, 2001 N 197-FZ (as amended on February 5, 2018) // "Rossiys- 5 kaya Gazeta", N 256, December 31, 2001. Art., Art. 353, 354 И

3. Federal Law "On the Prosecutor's Office of the Russian Fed- И eration" dated January 17, 1992 No. 2202-1 // RG, No. 39, Е 02/18/1992. К

< ж

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.