Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ГРАЖДАНАМИ ПРИ ИХ ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА'

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ГРАЖДАНАМИ ПРИ ИХ ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / УЧАСТИЕ ГРАЖДАН / НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОЛИЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матюхин Олег Игоревич

Статья посвящена вопросам взаимодействия органов внутренних дел и граждан при охране общественного порядка. Делается акцент на правовой основе участия граждан в охране общественного порядка. Отмечается, что участие граждан в охране общественного порядка является эффективной мерой при определенных условиях, связанных с этой деятельностью. Формулируются предложения по улучшению эффективности совместной деятельности в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF INTERACTION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES WITH CITIZENS WHEN THEY ARE INVOLVED IN THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER

The article is devoted to the issues of interaction of internal affairs bodies and citizens in the protection of public order. Emphasis is placed on the legal basis of citizens’ participation in the protection of public order. It is noted that the participation of citizens in the protection of public order is an effective measure under certain conditions associated with this activity. Proposals are formulated to improve the efficiency of joint activities in this area.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ГРАЖДАНАМИ ПРИ ИХ ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»

К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел с гражданами при их привлечении к охране общественного порядка

МАТЮХИН ОЛЕГ ИГОРЕВИЧ,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: olegmat80@mail.ru

On the Issue of Interaction of Internal Affairs Bodies with Citizens when They Are Involved in the Protection

of Public Order

MATYUKHIN OLEG IGOREVICH,

Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sсientifiс and Pedagogkal Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: olegmat80@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам взаимодействия органов внутренних дел и граждан при охране общественного порядка. Делается акцент на правовой основе участия граждан в охране общественного порядка. Отмечается, что участие граждан в охране общественного порядка является эффективной мерой при определенных условиях, связанных с этой деятельностью. Формулируются предложения по улучшению эффективности совместной деятельности в указанной сфере.

Ключевые слова и словосочетания: социальное партнерство; охрана общественного порядка; участие граждан; народные дружины; правонарушения; взаимодействие; полиция.

Annotation. The article is devoted to the issues of interaction of internal affairs bodies and citizens in the protection of public order. Emphasis is placed on the legal basis of citizens' participation in the protection of public order. It is noted that the participation of citizens in the protection of public order is an effective measure under certain conditions associated with this activity. Proposals are formulated to improve the efficiency of joint activities in this area.

Keywords and phrases: social partnership; protection of public order; participation of citizens; people's squads; offenses; interaction; police.

В социологии есть понятие социального партнерства, которое основывается на взаимодействии социальных групп и взаимном диалоге с целью поиска рациональных решений для удовлетворения общих интересов [10, с. 125—140]. Социальное партнерство можно отнести и к перспективному направлению взаимодействия между органами внут-

ренних дел и гражданами. Однако гражданин самостоятельно должен принимать решение об оказании содействия полиции, например связанного с охраной общественного порядка. Вместе с этим принципами такого сотрудничества является добровольность, законность и взаимная выгода между органами внутренних дел и гражданами. Взаимодействуя с органами

внутренних дел, граждане Российской Федерации реализуют тем самым свой административно-правовой статус [8; 9].

Правовым основанием такого взаимодействия является Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». Положения указанного федерального закона устанавливают формы участия граждан, правовой статус народных дружинников, особенности деятельности общественных объединений правоохранительной направленности1. В соответствии с данным федеральным законом народные дружины и общественные объединения правоохранительной направленности могут оказывать содействие органам внутренних дел в обеспечении правопорядка. За помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, лицам, входящим в их состав, предусмотрена возможность выплаты вознаграждений.

Исторический опыт привлечения граждан к охране общественного порядка [6, с. 93-94]сви-детельствует, что институт привлечения населения к обеспечению правопорядка формировался поэтапно и во взаимосвязи с развитием полиции; привлечение населения к охране общественного порядка — это неотъемлемая часть совместной деятельности с полицией; координирующая роль в деятельности добровольных дружины и общественных объединений осуществляется полицией и местным самоуправлением.

Важно, что Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ народным дружинникам в ходе их участия в охране общественного порядка предоставляются права и обязанности, в том числе аналогичные тем, которые реализуются сотрудниками полиции. Отметим и такую категорию граждан как внештатные сотрудники, которые также могут принимать участие в охране общественного порядка. При этом в деятельности таких граждан не допускается подмена полномочий, осуществляемых полицией.

Граждане, входящие в состав общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин, только содействуют полиции в охране общественного порядка и могут принимать совместное участие в предупреждении и пресечении правонарушений. Федеральным законом также устанавливаются условия и пределы применения ими физической силы, если есть необходимость устранить опасность, угрожающую здоровью и жизни им либо другим гражданам.

1 Об участии граждан в охране общественного порядка : Федер. закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 10.03.2023).

Также, например в ходе деятельности народных дружин и сотрудников полиции, применяются меры убеждения для воздействия на правонарушителей. К другим мерам можно отнести беседы с гражданами, ранее совершавшими правонарушения. Такие беседы, как правило, проводятся совместно с участковыми уполномоченными полиции. Кроме того, гражданами, добровольно участвующими в охране общественного порядка, могут осуществляться совместно с участковыми полиции и другие меры профилактического воздействия.

Опыт деятельности полиции показывает, что она становится эффективнее при соответствующем доверии со стороны населения, особенно при формировании партнерских отношений [4, с. 58-63].

Как показывает практика, в том числе зарубежных стран, карательные меры воздействия полиции на преступные элементы не всегда приносят ожидаемый результат. Кроме того, такая политика может приводить к ухудшению взаимоотношений с населением и, как следствие, снижать эффективность профилактической работы.

Поэтому в деятельности правоохранительных органов важно учитывать общественное мнение и интересы большинства населения, а полиция должна стоять на службе у общества. Идея «community policing», заключающаяся в интеграции такого принципа в гражданское общество, основанного на сотрудничестве с населением в решении проблем охраны порядка, нашла отражение в деятельности полиции США, Японии, Канады, Австралии, Великобритании. Кроме того, такое взаимодействие повышает сознательность граждан и чувство ответственности за поддержание правопорядка, укрепляет доверительные отношения с полицией и населением.

В то же время совместные профилактические мероприятия с народными дружинниками и участковыми уполномоченными позволяют иметь надежную свидетельскую базу, в том числе и в необоснованных обвинениях о неправомерности их действий. Кроме этого, помощь народных дружинников и внештатных сотрудников имеет большое значение для раскрытия и предупреждения правонарушений и не только при проведении массовых и публичных мероприятиях. Граждане совместно с сотрудниками полиции осуществляют и патрулирование улиц и иных общественных мест, участвуют в обеспечении безопасности дорожного движения, проведении индивидуально-профилактической работы.

Можно сказать, что на сегодняшний день накоплен уже достаточный опыт взаимодейст-

вия по привлечению граждан к мероприятиям, связанным с охраной общественного порядка.

В 2022 г. к охране общественного порядка привлекались около 2 млн граждан, из них свыше 1,2 млн народных дружинников, 29,1 тыс. представителей общественных объединений правоохранительной направленности, 4,9 тыс. внештатных сотрудников. С участием граждан за совершение преступлений задержано более 3,6 тыс. лиц1.

Также отметим казачество, участвующее в охране порядка, численность которого составляет более 10 тыс. человек. В 2022 г. членами казачьего общества задержано 32,1 тыс. правонарушителей. Приведенная статистика свидетельствует о значимости гражданского общества в обеспечении правопорядка. Поэтому важно совершенствовать механизм взаимодействия граждан, привлекаемых к участию в охране общественного порядка. При этом следует сказать, что к таким гражданам предъявляется ряд требований: достижение 18-летнего возраста, отсутствие судимости и уголовного преследования, психических расстройств, заболеваний и др.).

В последние годы гражданская активность и вовлеченность граждан в мероприятиях по обеспечению правопорядка в России возросли [5]. Это, на наш взгляд, говорит о правовой сознательности российских граждан, их доверии к полиции и готовности к сотрудничеству с правоохранительными органами, а также о совпадении целей и задач их совместной деятельности.

В связи с этим следует обратить внимание на современные тенденции привлечения граждан к обеспечению правопорядка.

1. Деятельность отдельных граждан или групп, входящих в общественные организации правоохранительной направленности или народные дружины, может выступать в качестве внедрения соответствующих инициатив в области охраны общественного порядка.

2. Активная вовлеченность в правоохранительную деятельность институтов гражданского общества способствует улучшению криминогенной обстановки, а также снижает уровень социальной, политической, межнациональной конфликтности в обществе как в отдельно взятом регионе, так и во всей стране.

1 О результатах работы подразделений патрульно-постовой службы полиции за 2022 год : аналитический обзор.

Список литературы:

1. Административное право Российской Федерации / В. Я. Насонов, В. А. Коньшин, К. С. Петров и др. М., 2003.

3. Внесение соответствующих предложений в правовую базу в целях улучшения совместной деятельности полиции и институтов гражданского общества привлекает общественность в решение значимых вопросов правового регулирования партнерских отношений, тем самым совершенствуя совместную деятельность.

4. Гражданская активность и участие граждан в совместных мероприятиях, проводимых органами внутренних дел, имеют большое значение и скрытые возможности в области профилактики правонарушений [3, с. 283]. Поэтому профилактические меры становятся эффективнее при участии граждан, задействованных в охране общественного порядка. Такие мероприятия могут осуществляться и посредством проведения различных форумов, молодежных акций, размещения в сети Интернет информации профилактической направленности и др.

Учитывая опыт практической деятельности совместных мероприятий, реализуемых органами внутренних дел и гражданами в области охраны общественного порядка, сформулируем ряд предложений, позволяющих повысить уровень взаимодействия:

— организация надлежащего обучения граждан, входящих в народные дружины и общественные объединения правоохранительной направленности, действиям, связанным с применением физической силы и оказанием первой помощи;

— проведение воспитательной работы среди подрастающего поколения, направленной на увеличение вовлеченности в профилактические мероприятия и в реализацию инициатив органов внутренних дел в области обеспечения правопорядка;

— организация дополнительного материального стимулирования для граждан, участвующих в охране общественного порядка, применение различных социальных мер, мероприятий, повышающих престиж народных дружин, общественных объединений правоохранительной направленности.

Все это также свидетельствует о возрастании роли административного права и административного процесса в правовом обеспечении деятельности участковых уполномоченных полиции Российской Федерации [1; 2; 7].

2. Административный процесс / А. М. Воронов, А. Г. Николаев, Ю. Н. Носатов и др. М., 2022.

3. Алпатов С. А., Носатов Ю. Н, Уваров М. А.. Общественный порядок и общественная безопасность как объекты административно-правовой охраны // Научные исследования, разработки и практические внедрения : сб. статей VII Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Ставрополь, 2022. Ч. 1.

4. Бучакова М. А., Дизер О. А. Взаимодействие полиции и общества // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2015. № 2 (43).

5. В Общественной палате отметили рост гражданской активности россиян в 2022 году // ИА ТАСС : сайт. URL: https://tass.ru/obsches tvo/16534803?ysclid=lf6n6bh2sc565581235 (дата обращения: 12.03.2023).

6. Кирюхин В. В. Участие граждан в охране общественного порядка: в поисках разумного баланса // Закон и правопорядок в третьем тысячелетии : IX Балтийский юридический форум : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Калининград, 2021.

7. Организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности : учебник : в 2 ч. / А. Г. Елагин, В. В. Кирюхин, В. А. Милёхин и др. М., 2017. Ч. 1.

8. Редкоус В. М., Кулишов Д. Н. Административно-правовое положение граждан Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности: теоретические подходы к выработке понятия и определению структуры // Административное и муниципальное право. 2013. № 10 (70).

9. Редкоус В. М, Сергеев А. В. Вопросы взаимодействия правоохранительных органов и институтов гражданского общества в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Закон и право. 2016. № 2.

10. Ховрин А. Ю. Социальное партнерство: сущность и классификация // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.