Научная статья на тему 'К вопросу о взаимодействии государственных органов в сфере нарушений законодательства о налогах и сборах'

К вопросу о взаимодействии государственных органов в сфере нарушений законодательства о налогах и сборах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
235
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дремова Стефания Сергеевна

В статье рассмотрены и проанализированы виды юридической ответственности за совершение нарушений законодательства о налогах и сборах. Установлены основания для привлечения недобросовестных налогоплательщиков к налоговой, административной и уголовной ответственности. Рассмотрен механизм выявления и пресечения данных нарушений следственными органами, органами внутренних дел и налоговыми органами. А также сделан вывод об эффективности, законодательно установленной системы взаимодействия вышеперечисленных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дремова Стефания Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимодействии государственных органов в сфере нарушений законодательства о налогах и сборах»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ _ПРАВО_

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ Дремова С. С.

Дремова Стефания Сергеевна /Dremova Stefanija - студент,

кафедра гражданского права, юридический факультет,

Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассмотрены и проанализированы виды юридической ответственности за совершение нарушений законодательства о налогах и сборах. Установлены основания для привлечения недобросовестных налогоплательщиков к налоговой, административной и уголовной ответственности. Рассмотрен механизм выявления и пресечения данных нарушений следственными органами, органами внутренних дел и налоговыми органами. А также сделан вывод об эффективности, законодательно установленной системы взаимодействия вышеперечисленных органов. Ключевые слова: органы дознания, налоговые органы, следственные органы, налоговые преступления, налоговые правонарушения, виды ответственности за налоговые правонарушения, взаимодействие.

В настоящее время, налоги в исполнении своей фискальной функции являются одной из основных форм дохода государства для удовлетворения интересов общества. Налоговая система призвана регулировать социально-экономические процессы, в частности: стимулировать развитие предпринимательства, укреплять рыночные отношения, регулировать потребление отдельных товаров, а также сдерживать негативные экономические процессы. Учитывая важность роли налогов, необходимо осуществление государственного контроля за соблюдением налогового законодательства, выявления и пресечения его нарушений.

В зависимости от круга задач, осуществляемыми государственными органами в сфере налогообложения, можно выделить налоговые органы, призванные контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах, органы внутренних дел, осуществляющие, в пределах своей компетенции, оперативно-розыскные мероприятия и следственные органы, призванные осуществлять предварительное следствие по уголовным делам.

Правонарушения, совершаемые в налоговой сфере, влекут за собой налоговую, административную и уголовную ответственность. В научной литературе велись жаркие дискуссии о соотношении первых двух видов. Административная ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности граждан, должностных и юридических лиц за совершение административных правонарушений, порядок и основания которой регулируется КоАП РФ. В свою очередь, налоговую ответственность можно детерминировать как вид юридической ответственности, которую несут организации и физические лица за совершение налоговых правонарушений [2]. На лицо много схожих факторов: признак вины, совершение противоправного деяния (в форме действия или бездействия), наступление ответственности, схожесть применяемых санкций (штрафы). Основное различие заключается в процессуальном порядке привлечения к ответственности и

55

круге субъектов правонарушений. К административной ответственности привлекаются должностные лица, а налоговая ответственность воздействует на субъект публичных финансов.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не исключает привлечения ее должностных лиц к иной ответственности предусмотренной законодательством, в частности, к уголовной. Высокая общественная опасность налоговых преступлений выражается в причинении существенного ущерба финансовой системе государства, негативно влияющего на формирование бюджетов различных уровней, что, в свою очередь, провоцирует невозможность выполнения государством своих обязанностей в экономической и социальной сферах [7].

Своевременное возбуждение уголовного дела по налоговым преступлениям необходимо для эффективного пресечения подобных деяний и привлечение к ответственности лиц их совершающих. До 2014 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 - 199.2 УК РФ являлись лишь материалы, направленные налоговыми органами. По итогам выездной налоговой проверки принималось решение о привлечении лица к уголовной ответственности. В большинстве случаев, данное решение обжаловалось в Управлении ФНС (в случае, если доводы заявителя не удовлетворялись, то он мог обжаловать решение в судебном порядке). После отказа в удовлетворении жалобы у налогоплательщика оставалось два месяца для добровольной уплаты налогов. И лишь по истечению указанного срока материалы передавались в Следственный комитет. Таким образом, проходило много времени между выявлением налогового правонарушения и признания его преступлением. Следователям приходилось принимать решение об отказе возбуждения уголовного дела, в связи с истечением сроков давности, несмотря на то, что собрано достаточно доказательств [5]. В настоящее время, вышеописанный порядок не ликвидирован, но возобновлен более совершенный, отвечающий современным реалиям.

После вступления в силу Федерального закона от 22.10.2014 N 308-Ф3 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее Закон № 308) следователи получили право возбуждать уголовные дела по статьям 198 - 199.2 УК РФ по всем основаниям, предусмотренным статьей 140 УПК РФ. Согласно новому порядку, в случае поступления сообщения о преступлении из органов дознания, следователь направляет в вышестоящий налоговый орган копию данного сообщения, соответствующие документы и предварительный расчет суммы недоимки. В свою очередь, налоговый орган в течение 15 суток должен направить следователю заключение, которое он должен рассмотреть и принять процессуальное решение не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении [3]. Отметим, что при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь вправе возбудить уголовное дело, не дожидаясь заключения налогового органа. Таким образом, с момента поступления сообщения до момента возбуждения уголовного дела проходит максимум 30 суток. По ранее действующему порядку, органы МВД направляли материалы, собранные в ходе ОРМ в налоговый орган, и вновь требовалось слишком много времени на обжалования и добровольную уплату недоимки, за которое недобросовестный налогоплательщик вполне мог объявить себя банкротом или перерегистрировать имущество. Таким образом, факт преступления доказан, суд вынес обвинительный приговор, но взыскать ущерб не представляется возможным - нечего взыскивать.

Как уже упоминалось выше к налоговой ответственности привлекаются организации и физические лица. Основанием для привлечения лица к ответственности за налоговые правонарушения является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу [2]. В целях контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, налоговыми

56

органами производятся соответствующие мероприятия, основными из которых являются камеральные и выездные налоговые проверки. Результативность выездной проверки, как правило выше, чем у камеральной, поскольку выездная проверка позволяет выявить такие нарушения, как уклонение от уплаты налогов, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной [4]. Выездные налоговые проверки проводятся на основании плана, который формируется в соответствии с «Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок» (утверждена Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012)). А также они могут осуществляться и на основании материалов, поступивших из органов внутренних дел. Если, направленные материалы свидетельствуют о нарушении налогового законодательства, влекущего уголовную ответственность, то налоговые органы направляют в соответствующий орган внутренних дел уведомлении о решении провести выездную налоговую проверку, а также запрос об участии в ней.

Отметим, что если в процессе вынесения решения по результатам налоговой проверки обнаруживается факт нарушения законодательства о налогах и сборах, за которое физическое или должностное лицо несет административную ответственность, то уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. В течение трех суток с момента составления, протокол направляется судье, уполномоченному рассматривать административные правонарушения в налоговой сфере, предусмотренные статьями 15.3 - 15.11 КоАП РФ [1].

Нарушения в налоговой сфере, вне зависимости от ответственности, которую могут понести налогоплательщики, нарушают конституционно закрепленную обязанность платить налоги и сборы. Существующая система взаимодействия органов внутренних дел, налоговых и следственных органов позволяет сделать вывод об эффективности выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах и привлечения лиц их совершающих к налоговой, административной и уголовной ответственности. Только за 2015 год существенно повысился уровень выявления налоговых махинаций, увеличились объемы поступающих в гос. казну платежей. В частности, на 68% выросло количество возбужденных дел об уклонении от уплаты налогов [6].

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002. N 1 (ч. 1). ст. 1.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001. N 52 (ч. I), ст. 4921.

4. Бойкова Т. Причины назначения выездных налоговых проверок // Consulting & audit. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ro sco. su/press/prichiny_naznacheniya_vyezdnykh_nalogovykh_proverok/ (дата обращения: 14.01.2017).

5. Горшков Г. Олег Кучин: Сумма неуплаченных налогов измеряется миллионами, а к реальным срокам пока никто не привлечен // Коммерческие вести. [Электронный ресурс]: 2014. № 45. Режим доступа: http://kvnews.ru/gazeta/2014/noyabr/-45/oleg-kuchin/ (дата обращения: 14.01.2017).

6. Козлова Н. Александр Бастрыкин о необходимости пресечь махинации на валютном рынке // Российская газета. [Электронный ресурс]: 2016. Федеральный

выпуск № 6874 (6). Режим доступа: http://rg.ru/2016/01/15/bastrykin.html/ (дата обращения: 14.01.2017).

7. Токарев Д. С., Ефимов И. А. Об истории становления норм, предусматривающих уголовную ответственность за совершение налоговых преступлений // Вестник Воронежского института МВД России Выпуск, 2015. № 3. С. 141-147.

РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА Ускин А. С.

Ускин Александр Сергеевич / Uskin Alexander Sergeevich - студент, кафедра административного и финансового права, Высшая школа экономики, управления и права Северный (Арктический) федеральный университет, г. Архангельск

Аннотация: раскрываются суть и назначение налогового мониторинга в Российской Федерации, его текущие проблемы. Изучаются целесообразность и эффективность налогового мониторинга, приводятся рекомендации к его совершенствованию. Кроме того кратко раскрываются возможные перспективы снижения загруженности судов Российской Федерации при широком распространении налогового мониторинга. Приведены примеры государств, где успешно применим налоговый мониторинг, а также позиции международных корпораций относительно данной формы налогового контроля.

Ключевые слова: налог, налоговый контроль, формы налогового, контроля, налоговый мониторинг.

В настоящее время между государствами идет борьба за привлечение инвестиций на мировом рынке и российская налоговая система должна быть конкурентоспособной в сравнении с налоговыми системами иных государств, а также установленные в ней процедуры налогового администрирования должны быть как можно более комфортными для организаций, функционирующих на российском рынке.

Поставленная цель перед нашим государством достигается успешным выполнением многих задач, среди которых имеется задача развития налогового контроля. Под налоговым контролем понимают вид государственного контроля, осуществляемый в лице компетентных органов, следящих за законностью, целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов [1].

С 1 января 2015 г. в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) вступили в силу нормы, регулирующие новую форму налогового контроля - нормы, посвященные налоговому мониторингу. Налоговый мониторинг также является формой контроля, осуществляемый в виде информационного взаимодействия.

Его особенность заключается в том, что это форма контроля базируется на доверии, которое выражается в добровольном раскрытии налогоплательщиком хозяйственной, финансовой и иной информации налоговому органу.

Целью данной формы контроля являются предупреждение допущения налогоплательщиком неправомерных операций, выражающихся в финансовой и хозяйственной деятельности, консультирование в области налогов и сборов, а также разрешение споров в административном порядке.

В период проведения налогового мониторинга организация предоставляет контролирующему органу доступ к информации, в соответствии с которой осуществляется исчисление и уплата налогов. Налоговый орган, руководствуясь регламентом информационного взаимодействия, в режиме реального времени сможет наблюдать все юридические факты финансово-хозяйственной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.