Научная статья на тему 'К вопросу о выражении национального самоопределения в национальной идее'

К вопросу о выражении национального самоопределения в национальной идее Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
533
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / NATIONAL SELF-DETERMINATION / NATIONAL SELF PERCEPTION / NATIONAL IDEA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Финк Рудольф Александрович

Статья посвящена проблеме формирования представлений общества о своей самобытности, которая понимается как проблема национального самоопределения. Национальное самоопределение рассматривается как переход от осознания народом своих специфических черт к артикуляции основных черт нации. Лнализ национального самоопределения дополнен анализом национального самосознания народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The expression of national selfdetermination in national idea

The article is dedicated to the problem of forming society conception about its identity which is understood as a problem of national self determination. The national self-determination is considered as a transition from perception of each nation its own specificity to articulation of national basic treats. The analysis of national self-determination is applied to the analysis of national self perception.

Текст научной работы на тему «К вопросу о выражении национального самоопределения в национальной идее»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

2. Биллингтон, Д. Россия в поисках себя [Текст] / Д. Бил-лингтон ; пер. с англ. Н. Н. Балашова. — М. : РОССПЭН, 2005. - 220 с.

3. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 18. [Текст] / Ф. М. Достоевский ; Редкол. : В. Г. Базанов (гл. ред.) и др. - Л. : Ленингр. отд-ние АН СССР, 1978 — 372 с.

4. Соловьёв, В. С. Сочинения в двух томах. В 2 т. Т. 2. [Текст] / В. С. Соловьёв. — М. : Правда, 1989. — 720 с.

5. Розанов, В. Опавшие листья [Текст] / В. Розанов. — М. : Современник, 1992. — 541 с.

ФИНК Рудольф Александрович, старший преподаватель кафедры «Философия и социальные коммуникации».

Адрес для переписки: fink_ra@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.11.2011 г.

© Р. А. Финк

удк 130 2 Р. Л. ФИНК

Омский государственный технический университет

К ВОПРОСУ О ВЫРАЖЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ______________________________

Статья посвящена проблеме формирования представлений общества о своей самобытности, которая понимается как проблема национального самоопределения. Национальное самоопределение рассматривается как переход от осознания народом своих специфических черт к артикуляции основных черт нации. Анализ национального самоопределения дополнен анализом национального самосознания народа.

Ключевые слова: национальное самоопределение, национальное самосознание, национальная идея.

Суть процесса самоопределения состоит в актах выявления и утверждения самобытной позиции в проблемных ситуациях, когда народ оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать аксиологические или прагматические решения. Результат самоопределения — выход народа на цели, направления и способы активности, адекватные его национальным особенностям, и на формирование духовной самоценности, способности через целеполагание самобытно и самостоятельно реализовать свое природное и космическое предназначение. Самоопределение нации — это процесс и результат выбора народом своей позиции, целей и средств са-моосуществления в конкретных исторических обстоятельствах; основной механизм обретения и проявления нацией свободы, через обоснование своей самобытности.

Концептуальная схема самоопределения — движение в четырех смысловых пространствах: ситуативном, социальном, культурном и аксиологическом. Поиск оснований для решений в проблемной ситуации в зависимости от типа самоопределения может разворачиваться: как ситуативное поведение, направляемое обстоятельствами (ситуативное пространство); как социальное действие, детерминированное локальной целью (социальное пространство); как рефлексия собственной деятельности и придание ей статуса «дела», вписываемого в некоторую культурную традицию (культурное пространство); как рефлексия бытия и движение в вечных ценностях и вопросах (аксиологическое пространство).

Основным механизмом складывания нации является интеграция субстанциональных, коммуникационных и коммуникативных источников национального единства. К субстанциональным источникам мы относим общую территорию, общую продолжительную историю, воспринимаемую как судьбу народа, а также этнос с его этосом, или же этносы с их это-сами. К коммуникационным — экономические (хозяйственные) связи, дорожные, телефонные и телеграфные сети, важное значение здесь также имеет наличие регулярной армии с всеобщей воинской обязанностью. К коммуникативным — язык, с его символической составляющей, а также мифологизированные исторические предания, и общее миропонимание.

Важно отметить, что субстанциональные источники формирования нации существуют в развитом обществе и до того как начинается процесс складывания нации, что косвенно указывает на существование некого дополнительного фактора, который не является сам по себе причиной, но выполняет роль катализатора. Так, например, Н.А. Бердяев в работе «Судьба России» отмечает: «Природа национальности неопределима ни по каким рационально условным признакам. Ни раса, ни территория, ни язык, ни религия не являются признаками, определяющими национальность, хотя все они играют ту или иную роль в ее определении. Национальность — ...формируется в результате сложного смешения рас и племен, многих перераспределений земель, с которыми она связывает свою судьбу в ходе духовно-культурного

процесса, созидающего ее неповторимый духовный лик. И в результате всех исторических и психологических исследований остается неразложимый и неуловимый остаток, в котором заключается вся тайна национальной индивидуальности. Национальность — таинственна, мистична, иррациональна... (Курсив мой. — Р. Ф.)» [1].

Однако поиск такого фактора («неуловимого остатка») теряет смысл, если посмотреть на коммуникационные и коммуникативные источники складывания нации как на такой катализатор. Именно они заставляют субстанциональные источники действовать согласованно и приводят к оформлению предна-циональной общности в нацию.

С момента же оформления нации в отдельную целостность сами условия становятся частью этой целостности наряду с причинами, вследствие чего происходит дальнейшее развитие нации. Это объясняет, почему после оформления некой общности людей в нацию не происходит остановка развития общности, а, наоборот, возрастает его интенсивность.

Первым шагом в национальном самоопределении общества является осознание народом своих специфических черт, что соответствует латентной, предна-циональной, стадии формирования нации и исторически совпадает с ее государственным оформлением. Важно отметить, что эта стадия хотя и является необходимой для становления нации, но не всегда приводит к ее формированию. Основным носителем такого самосознания можно считать интеллигенцию, прибегающую к специфическому осмыслению истории, в которой ищут причины и подтверждение народного своеобразия.

С обмирщением общественной жизни, которое начинается в Новое время и наиболее полно выражается в эпоху Просвещения, секуляризации народного самосознания не происходит. Эпоха Просвещения с ее рационалистическим оптимизмом накладывает существенный отпечаток на национальное самосознание всех народов, с этого времени начинаются попытки рационального познания того, что до этого воспринималось как самоочевидное.

Есть две основные причины окончательного, артикулированного, оформления национального самосознания, а соответственно и перехода процесса формирования нации из латентной (преднациональ-ной) фазы в актуальную (национальную) — это буржуазные революции и оборонительные войны. Обе эти причины приводят к необходимости реального сплочения народа для решения конкретных и значимых задач. Настоящее артикулированное оформление национальной идеи происходит в художественной литературе. Примером тому может служить романтическая немецкая литература, или же русская литература XIX века, патриотический подъем которой связан с победой в Отечественной войне и победоносным шествием по Европе [2]. Оформление национальной идеи очень тесно связано со становлением литературного языка. Очень интересная параллель наблюдается между Россией того времени и сегодняшней в одном немаловажном для становления нации споре. Язык является главным хранителем и транслятором проводников национального взаимодействия — символов, в том числе и национальных, а этимологические связи этих символов значительно расширяют их ассоциативный ряд, органически вписывая национальные символы в общекультурный лейтмотив народа. Создание литературного, т.е. универсального для всех частей народа, языка служит не просто универсализации письменности, но делает

возможным всенародное, т.е. национальное, общение. Артикуляция национальной идеи по праву считается завершающим этапом оформления нации, дальнейшее ее развитие напрямую связано с рефлексией национальной идеи и включения ее в систему воспитания.

Такое ее включение происходит двумя основными способами, которые тесно связаны друг с другом и проявляются в деятельности общества. Один из них — это национально-патриотическое воспитание, которое часто целенаправленно включается в образовательный процесс. Согласимся с С. В. Савеловой, что, согласно концепции самоопределения, «Образование становится той сферой, в которой создаются прецеденты и образцы самоопределения. Концепция самоопределения по-новому ставит вопрос об «объекте» образования. Им не может выступать... личность,.. а лишь образовательный материал (предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность.), в процессе выбора, исследования и преобразования которого происходит самоопределение и саморазвитие субъекта образования.» [3].

Второй связан с идеологической пропагандой, проводимой например в СМИ. Важным моментом для второго способа является наличие в государстве парламента или других представительских органов, т.к. именно в них, а не в исполнительной власти, происходит наиболее частое апеллирование к национальной идее. Это связано с объективным характером национальной идеи, как проявления объективных национальных интересов, а не субъективных интересов элит.

С момента артикуляции национальной идеи, и соответствующего этому оформления нации, можно говорить о закреплении национальных символов и их дальнейшей рефлексии. Проявляется это в том, что задача осознания национальной идеи открыто ставиться в обществе и ее решения выносятся на общественное обсуждение, само это обсуждение имеет большое значение для окончательного оформления нации, т.к., с одной стороны, раскрывает национальные символы, а с другой — определяет их отношения. Примером такого обсуждения в России служит, конечно же, спор славянофилов и западников, который в контексте данной диссертации должен быть воспринят как завершающий этап самоопределения русской наци и, соответственно, перехода к самосознанию русских.

После актуализации существования нации, завершающей этап самоопределения народа, можно говорить о переходе от национального самоопределения к национальному самосознанию, что собственно и выражается в одобрении или неодобрении даваемых в публичных дискуссиях оценок нации и значимых для нее событий. На этапе латентного существования нации национальная идея может быть определена как выражаемая комплексом сплачивающих принципов, ценностей, целей и специфических правил, и заключенная в проводниках взаимодействия людей, система символических представлений нации о себе, которая является одним из источников формирования нации. На этапе самоактивизации процессов оформления нации национальная идея расширяет спектр решаемых ею задач. Сохраняя всю полноту задач самоопределения нации, связанных с системой оценок других народов и самооценок, позволяющих ей определить свое «место в мире» и свою специфику, национальная идея позволяет выработать механизмы и формы самоутверждения нации «в мире» и самозащиты нации от воспринимаемых ею как

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

негативных претензий, например, геополитических претензий конкурирующих с ней наций.

Самосознание можно понимать как установление внутренних ограничений на собственную деятельность, как расширение границ собственных возможностей, направленных на реализацию замыслов, осуществляемых в рамках принятых ограничений. Саморазвитие обусловлено осознанием несовпадения идеального и реального, борьбой мотивов, преодолением недостатков через организацию деятельности и поведения. В национальной идее нация познает себя и формирует систему представлений о себе, оценивает эту систему со стороны. Очень часто в художественной литературе для этого предпринимается попытка посмотреть на себя глазами другого народа (олицетворенного в образе иностранца). Такой «внешний» взгляд иностранца иногда можно наблюдать и у героя соотечественника, например, в «Путешествии из Петербурга в Москву», та же цель преследуется при использовании иного по форме, но того же по содержанию приема, когда в роли иностранца выступает представитель рефлексирующей нации, который путешествует по другим странам.

Наиболее адекватно национальное самосознание отражается в национальной философии, определяющей теоретические границы самоопределения и представляющей последнее в особой методологической рефлексии горизонтов и перспектив ситуации самосознания — саморефлексии национальной специфики, как способности к существованию в заданных миром условиях. Такая саморефлексия направлена на наблюдение внутреннего опыта, деятельности и способов ее проявления, через осознание собственных содержаний. При этом национальная специфика может схватываться как в логической (через сопоставление представлений нации о себе), так и в трансцендентальной (через установление связи представлений с возможностью или невозможность их познать) рефлексиях.

На современном этапе развития обществ проблема их национального самоопределения находит свое отражение в национальной идее, как условии и форме идентификации символических проводников

национального взаимодействия. Национальная идея в таком рассмотрении — сжатое выражение идентичностей, что определяет особый статус национальной идеи среди остальных характеристик нации. Она является системообразующим свойством по отношению к нации. Ее основная задача сводится к двум функциям: внешней, которая заключается в кратком представлении нации, и внутренней, которая состоит в самоопределении и самосохранении нации как общности людей.

Будучи средоточием значимых для национального самосознания смыслов, национальная идея выступает как метафорическое описание основных сторон нации, тем самым отвечая на вопрос: что такое нация? Символическая природа национальной идеи дает возможность ответить на этот вопрос краткими и понятными большинству формулами-лозунгами, например, «Москва — третий Рим» или «Кровь и почва». Обращение же индивида к национальной идеи способствует переносу индивидом характеристик нации на себя и отождествлению с основными сторонами нации, что выражается в принятии этих сторон как своих, т.е. в определении собственной национальности.

Библиографический список

1.Бердяев, Н. А. Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности [Текст] / Н. А. Бердяев. — М. : Сов. писатель, 1990. - 349 с.

2. Щипанов, И. Я. Отечественная война 1812 г. и ее влияние на развитие общественной мысли в России [Текст] / И. Я. Щипанов // Вопросы философии. — 1962. — № 12. — С. 74-83.

3. Савелова, С. В. Самоопределение [Текст] / С. В. Савелова // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грица-нов. — Мн. : Изд. В.М. Скакун, 1998. — С. 593.

ФИНК Рудольф Александрович, старший преподаватель кафедры «Философия и социальные коммуникации».

Адрес для переписки: fink_ra@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.11.2011 г.

© Р. А. Финк

Книжная полка

Рэнд А. Романтический манифест: Философия литературы / Рэнд А. ; пер. с англ. - М. : Альпина Паблишер, 2011. - 199 с. - 18БЫ 978-5-9614-1556-8.

Как писательница, Айн Рэнд знала творческий процесс изнутри, как философ — она считала необходимым его осмыслить. Почему «Анна Каренина» является самым вредным произведением мировой литературы, а Виктор Гюго — величайшим писателем-романтиком? В чем цель искусства и кто его главный враг? Можно ли считать искусство «служанкой» морали и что объединяет его с романтической любовью? С бескомпромиссной честностью автор отвечает на эти и другие вопросы и прорывается через туманную дымку, традиционно окутывающую предмет искусства.

Уотсон, Р. Файлы будущего: история следующих 50 лет / Р.Уотсон ; пер. с англ. - М. : Эксмо Коммерсантъ, 2011. - 352 с. - КБЫ 978-5-699-49064-6.

Цель этой книги — открыть людям глаза на происходящее прямо сейчас и продемонстрировать несколько вариантов альтернативного будущего ближайших 50 лет. Ее автор, австралийский философ и футуролог, обходится без дешевых сенсаций, конспирологии и сценариев будущих катастроф и революций. Анализируя более 40 главных тенденций, влияющих на изменение политики, науки и техники, рынка финансовых услуг, здравоохранения, СМИ, транспорта, розничной торговли, туристического бизнеса и стиля питания, Уотсон показывает нам увлекательную, а местами — тревожную картину радикального изменения человеческой жизни в ближайшие полвека. Для широкого круга читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.