Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ МОДЕЛИ ДЛЯ ЭЛЕКТИВНОГО ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ДЕЛОВОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ'

К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ МОДЕЛИ ДЛЯ ЭЛЕКТИВНОГО ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ДЕЛОВОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТИВНЫЙ ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тиманова Роза Валерьевна

В статье анализируются различные модели дистанционного обучения, также дается описание и обоснование выбранной нами модели обучения для нашего элективного дистанционного курса обучения английской деловой письменной речи «English business letter writing course» для студентов высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ МОДЕЛИ ДЛЯ ЭЛЕКТИВНОГО ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ДЕЛОВОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ МОДЕЛИ ДЛЯ ЭЛЕКТИВНОГО ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ДЕЛОВОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ Тиманова Р.В.

Тиманова Роза Валерьевна - преподаватель, кафедра теоретических наук английского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются различные модели дистанционного обучения, также дается описание и обоснование выбранной нами модели обучения для нашего элективного дистанционного курса обучения английской деловой письменной речи «English business letter writing course» для студентов высшего образования.

Ключевые слова: модели дистанционного обучения, элективный дистанционный курс.

На сегодняшний день в мире обучение на основе дистанционных технологий приобрело масштабный характер. Потребность в организации полномерного качественного дистанционного обучения стало неотъемлемым требованием во всех сферах образования, особенно в период пандемии.

Одной из самых первостепенных задач при организации дистанционного обучения является правильный выбор модели отвечающей требованиям учебного учреждения. В современном мире существуют разные классификации моделей дистанционного обучения. Например, Трайнев В.А. Гуркин В.Ф. в своем исследовании предлагают 6 моделей дистанционного обучения: Модель 1. Университетское обучение (на базе одного университета). Данная модель может функционировать при условии достаточного технического обеспечения, наличии хорошо подготовленного профессорско-преподавательского состава, способного разрабатывать для дистанционного обучения соответствующие современные курсы с широким использованием кейс-технологии. Модель 2. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких заведений. Модель 3. Обучение по типу экстерната. Данная модель предполагает, что можно обучать как учащихся, так и студентов, которые по определенным причинам не могут посещать учебные заведения. Возможны консультации, тестирование и применение экспертных рейтинговых систем. Модель 4. Обучение в специализированных образовательных учреждениях. Модель рассчитана на эффективные возможности специализированных образовательных учреждений заочного образования (автономные университеты). Модель 5. Автономные обучающие системы. Данная модель может быть дистанционной только при условии использования ТВ или радио и при наличии необходимых печатных пособий. Модель 6. Информационное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Данная модель основана на интегрированном применении мультимедийных программ для самообразования [1, с. 21-22].

По мнению Бочкова В.Е., существуют 4 модели организации дистанционного обучения:

1. организация учебного процесса сетевого образовательного учреждения на основе моделей смешанного и он-лайн обучения.

2. Модель организации образовательного процесса на основе Интернет обучения.

3. Модель организации образовательного процесса на основе сочетании Интернет обучения и кейс-технологии.

4. Модель на основе видеоконференций и интерактивного телевидения [2, с. 19-29].

Специалисты института Юнеско предлагают следующую классификацию моделей для

дистанционного обучения:

1. Единичная модель: учебное заведение осуществляет только дистанционное обучение.

57

2. Двойная модель: образовательное учреждение реализует как форму очного обучения студентов, так и программы для студентов, обучающихся частично очно, частично дистанционно.

3. Смешанная модель: студенты очники изучают часть курсов очно, часть дистанционно.

4. Модель консорциума: объединение двух или более организаций для реализации учебного процесса.

5. Модель по принципу франчайзинга: партнерские учебные заведения передают друг другу свои дистанционные курсы.

6. Модель удаленных аудиторий: лекции и семинары, проводимые в стенах вуза, транслируются по телекоммуникационным каналам в виде телепередачи, видеоконференции, радиопередачи на удаленные территории [3, с. 104].

В свою очередь лаборатория ДО ИСиМО РАО под руководством Полат Е.С. предложила следующую классификацию моделей:

Модель 1. Интеграция очных и дистанционных форм обучения. Данная модель основана на интеграции очных и дистанционных форм обучения (профильные курсы, курсы для углубления знаний).

Модель 2. Сетевое обучение: автономные сетевые курсы, информационно предметная среда. Особенностью сетевой модели является то, что все учебные материалы, информационные ресурсы представлены на сайте курса в свободном доступе для студентов и преподавателей.

Модель 3. Сетевое обучение и кейс-технологии. Модель сетевого обучения и кейс-технологий предназначена для дифференциации обучения. Обучение строится на основе печатных изданий и учебных пособий, только дополнительный материал размещается в сети Интернет.

Модель 4. Интерактивное телевидение (Two-way TV), видеоконференции. Данная модель функционирует на основе интерактивного телевидения, использующего целую гамму телевизионных технологий [4, с. 80-82].

При выборе модели дистанционного обучения для нашего элективного курса мы остановили свой выбор на первой модели из классификации Полат Е.С., а именно, модель интеграции очных и дистанционных форм обучения. Так как наш элективный дистанционный курс «English business letter writing course» является курсом для углубленного изучения оформления деловой документации на английском языке. Мы считаем, что данная модель наиболее подходит для создания профильных дополнительных курсов к базовому предмету или же курсов для углубленного изучения предметов. Более того, мы считаем, модель интеграции очных и дистанционных форм обучения можно очень хорошо использовать и при создании именно элективного курса дистанционного обучения английской деловой письменной речи студентов. Для полного понимания рассмотрим понятие «элективные курсы». По мнению А.А. Фадеевой, элективные учебные предметы (от лат. electus - избранный, избирательный) - обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учебного учреждения. Они выполняют три основные функции:

1. функция развития содержания одного из базовых учебных предметов, (позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку);

2. функция дополнения к профильному учебному предмету;

3 функция удовлетворения познавательных интересов обучающихся в различных сферах деятельности [5].

Полат Е.С., Петров А.Е., Татаринова М.А выделяют среди элективных курсов следующие типы: предметные, интегративные (межпредметные), курсы, которые не входят в базисный учебный план. Наш элективный дистанционный курс «English business letter writing course» мы относим к предметному типу элективных курсов, так как предлагаем его как дополнительный курс к базовому курсу для углубленного изучения оформления деловой документации на английском языке.

Для создания нашего элективного дистанционного курса мы использовали популярную в мире платформу Moodle. Moodle платформа (система), специально разработанная для преподавателей желающих создать автономные дистанционные курсы. Слово "Moodle" -это акроним слов "Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment". Что в переводе с английского - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) [6]. Данная платформа имеет множество эффективных инструментов для создания дистанционных курсов, является бесплатной, а также имеет возможность интеграции с другими системами, что делает Moodle достаточно востребованной платформой в мире.

Подводя итоги, хотелось бы отметить тот факт, что в современном мире существует много классификаций моделей дистанционного обучения и делать выбор той или иной модели нужно в соответствии с целями и задачами курсов, чтобы организовать процесс обучения наиболее эффективным способом.

Список литературы

1. Трайнев В.А. Гуркин В.Ф. Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие (Обобщение методологии и практики его использования). М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. С. 21-22.

2. Бочков В.Е. Феноменологическая система классификации моделей организации учебного процесса как основание для разработки аккредитационных требований и лицензионных норм применения дистанционных образовательных технологий и построения систем управления качеством. В сб.: Качество дистанционного образования: концепции, проблемы: Тез. докл. НМК07.02.03. М.: МИМ ЛИНК, 2003. С. 19-29.

3. Галяев В.С., Гасанова З.А. О классификации моделей дистанционного обучения // Высшее образование в России, 2012. № 4. С. 104.

4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. и др.; под ред. Е.С. Полат. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 59, 80-82.

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fiz.1sept.ru/article.php?ID=200700204/ (дата обращения: 02.07.2021).

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://moodle.org/ (дата обращения: 02.07.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.