Научная статья на тему 'К вопросу о выборе метода лечения у больных с ректоцеле и опущением стенок влагалища'

К вопросу о выборе метода лечения у больных с ректоцеле и опущением стенок влагалища Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1250
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Дзанаева Д. Б., Тотиков В. З., Цидаева Т. И., Цаллагова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о выборе метода лечения у больных с ректоцеле и опущением стенок влагалища»

выглядело как сочетание желто-оранжевых участков с участками гиперемии. В ОГ уже на 3-4 сутки от начала лечения наблюдалось значительное уменьшение или полное исчезновение фибринового налета, изменения оттенка слизистой от грязно-белого до бледно-розового или бледно-желтого. На 8-9 сутки слизистая полости матки практически не отличалась от слизистой у родильниц с неосложненным послеродовым периодом.

Применение в клинической практике разработанной нами комплексной терапии способствует достоверно более быстрой нормализации клинико-лабораторных показателей и регрессу воспалительного очага при послеродовом эндометрите. Концентрация озона 1200 мкг/л в газовой фазе и кратность введения 5 процедур на курс лечения являются эффективными для применения при послеродовом эндометрите, что обосновано в эксперименте возможностью перекисного взрыва и ростом резервной мощности нейтрофилов. В основе безопасности этой методики лежит факт обратимости перокисления за счет активации системы антиоксидантной защиты и регулируемость усиления кислородозависимого метаболизма нейтрофильных гранулоцитов [2, 7-8,10,12]. Введение озона по предлагаемой методике положительно влияет на состояние больных, оказывая седативное, детоксикационное, анальгетическое, иммуностимулирующее действие, обладает выраженным противовоспалительным эффектом. Включение этих методов в комплекс лечения улучшает ближайшие результаты (остаточные явления у пациенток ОГ - 0,1 балла, в то время как в группе сравненияы:1,4л*тачф ких и лабораторных данных свидетельствует об эффективности озонотерапии и позволяет рассматривать ее как важный компонент местного и комплексного лечения эндометрита, способствующего снижению суммарной дозы антибактериальных препаратов и сокращению сроков лечения. В результате проведенного исследования был решен ряд теоретических и практических задач, что позволило разработать патогенетически обоснованный алгоритм комплексного лечения послеродового эндометрита и оценить эффективность его применения.

Литература

1. Алмазов В. и др. // Бюл. экспер.биол.- 1991. № 5.- С.486.

2. Влияние озона на клетки периферической крови человека при введении его в кровь in vitro: Отчет инст-та иммунологии М3 СССР.- М.

3. Горин В.С. и др.//. Рос.вестн.акушер.- гин.- 2002.- № 2-

3.- С. 20-43

4. Зуев Б.М. и др. Озонотерапия в гинекологии // Акуш.-гин.- 1998.

5. Куперт М.А. и др. // Рос. вестн. акуш.-гин.- 2003.- №3-

4.- С.42-46.

6. Кулинич С.И. и др. // Вестн. Рос. ассоц. акуш.-гин.-

1999.- №.- С.47-50.

7. Ковалев М., Побединский Н. Клинические особенности эндометрита после кесарева сечения, 2000.

8. Никонов А., Анкирская А.// Акуш.-гин.- 1999.- №5.- С.35.

9. Орджоникидзе Н.В. и др.// Акуш.-гин. ж.- С.3-5.

10. Риллинг З., Вибан Р. // Практическая озонокисрородная терапия: Справ-к и рук-во.- Гейдельберг,1985.

11. Серов В.Н. // Руководство по практическому акушерству.- М.: МИА, 1997.- С. 391-393

12. Carpendale M.T.,Griffits J. Ozone in Medicine.Proceedings of the Eleventh Ozone World Congress.-San-Francisco, 1993.

УДК 616.351-007.44

К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ МЕТОДА ЛЕЧЕНИЯ У БОЛЬНЫХ С РЕКТОЦЕЛЕ И ОПУЩЕНИЕМ СТЕНОК ВЛАГАЛИЩА

Д.Б.ДЗАНАЕВА, В.З. ТОТИКОВ, Т.И. ЦИДАЕВА, Л.В. ЦАЛЛАГОВА*

Среди многочисленных проблем современной акушерско-гинекологической науки особое медицинское и социальное значение приобретают проблемы опущения женских половых органов в сочетании с ректоцеле. Заболевание, определяемое в

* 962023, г. Владикавказ , Северо-Осетинская госмедакадемия, ул Пушкинская , д. 40: тел .8-867-2-74-04-33

литературе термином «ректоцеле», до сих пор недостаточно известно широкому кругу хирургов. Если колопроктологи трактуют «ректоцеле» как дивертикулоподобное выпячивание передней стенки прямой кишки в сторону влагалища либо в сторону анокопчиковой связки, то в гинекологической литературе термином «ректоцеле» определяется только опущение либо выпадение стенок влагалища. Генитальный пролапс встречается у 17-28% всех гинекологических больных, по данным колопроктологов, у 15—43% рожавших женщин [1-3]. Эти патологии ведут к нарушениям анатомии и физиологии гениталий, но и к изменению функций мочевого пузыря (74,1%) и прямой кишки (21,3%) [4—5].

Цель исследования — разработка индивидуализированных подходов к лечению в зависимости от характера местных и общих изменений при ректоцеле и опущении стенок влагалища.

Материалы и методы. Для изучения причин развития и результатов лечения пролапса гениталий и ректоцеле было обследовано 354 женщины с опущением стенок влагалища и ректо-целе, в возрасте от 27 до 75 лет. Из 354 пациенток у 208 (59%) отмечено сочетание ректоцеле и опущения передней и задней стенки. У 146 имелось опущение только передней стенки. С рецидивом опущения стенок влагалища и ректоцеле поступили 28 женщин, из которых 9 женщин перенесли гистерэктомию. Средний возраст больных в группе с рецидивными формами пролапса на момент обследования составил 57 лет. В исследование были включены больные только с ректоцеле и опущением задней стенки влагалища, в том числе в сочетании с опущением передней стенки. Длительность заболевания колебалась от 1 до 15 лет. При изучении характера жалоб во всех случаях уточнялось наличие болевых ощущений в нижних отделах живота, в промежности, гениталгии, нарушений функций мочевого пузыря (недержания, неудержания мочи), кишечника (чувство неполного опорожнения кишечника, затруднение при дефекации, боли, выделение слизи, крови из ануса). Также обращалось внимание на болевые ощущения при половом контакте, наличие или отсутствие полового удовлетворения у самой больной, а также на то, какие проблемы создает заболевание женщины у супруга.

В обязательном порядке проводилась влагалищное исследование, пальцевое исследование прямой кишки, бактериоскопи-ческое и бактериологическое исследование содержимого влагалища и мочи, УЗИ органов брюшной полости и малого таза. Дополнительными обследованиями больных с опущением стенок влагалища и ректоцеле являлись гистероскопия (19% больных), биопсия шейки матки (8%), биопсия кожи вульвы (1,4%), ректо-романоскопия (26%), ирригоскопия (48%), проктодефекография (75%), электромиография (31%), определение ректо-анальнго рефлекса (31%), кольпоцитологическое исследование (100%), исследование адаптационной способности прямой кишки 7(34%)

Результаты. Основными жалобами были чувство неполного опорожнения прямой кишки (79%), запоры (59%), боли и дискомфорт в области промежности (68,5%), недержание мочи (38,4%), частое, болезненное мочеиспускание (10,4%), боль при дефекации (15,6%), бели (15,8%), зуд (14,3%), сухость во влагалище (20,1 %). Выявлены также жалобы эмоциональносексуального характера; глубокая диспареуния наблюдалась у 24,4% пациенток, стойкая аноргазмия — у 10,5% женщин. Степень выраженности симптомов, указанных больными, зависела от длительности и выраженности основного заболевания. При анкетировании больных установлено, что 80% женщин связывали появление первых симптомов заболевания с родами. У 39% женщин в анамнезе были одни роды, у 60% — двое или более родов, причем в 56,2% наблюдалось течение родов. Значительное число пациенток уделяли продолжительное время акту дефекации (от 10 мин до 80 мин), при этом около 80,4% женщин, страдающих ректоцеле 1-2 степени и опущением задней стенки влагалища 2-3 степени, использовали ручное пособие при акте дефекации. Более половины больных (55,1%) прибегали к очистительным клизмам, 56,2% больных постоянно принимали слабительные средства. Длительность приема слабительных у большинства женщин превышала 10 лет. У 58,2% больных при опросе выявлены жалобы, характерные для заболеваний анального канала и дистального отдела прямой кишки. В зависимости от клинического варианта ректоцеле и опущения стенок влагалища использовали следующие методы лечения. При 1 степени ректо-целе и 1-2 степени опущения стенок влагалища, у женщин молодого возраста (39 пациенток) с целью профилактики прогрессирования и лечения данных патологий, проводили комплекс неме-

дикаментозной терапии, включающий эндовагинальный вибромассаж, локальную декомпрессию, магнитотерапию и лечебную гимнастику. При ректоцеле 2 степени в сочетании с 1-2 степенью опущения задней стенки влагалища базисной операцией считали заднюю кольпорафию переднюю леваторопластику, которая была выполнена 46 женщинам. При необходимости выполняли сфинк-теролеваторопластику. При ректоцеле 2 степени у 12 больных молодого возраста выполнили леваторопластику перинеальноанальным доступом, предложенным ГНЦ колопроктологии.

При сочетании 3 степени опущения стенок влагалища с 3 степенью ректоцеле, при рецидивах ректоцеле и резкой атрофии мышц леваторов у женщин пожилого возраста выполняли заднюю кольпорафию, переднюю леваторопластику по стандартной методике (39 пациенток). По разработанной в клинике методике трансвагинальную пластику с использованием синтетической сетки провели 23 больным (патент на изобретение № 2212860). Особенности техники операции заключались в том, что после расслаивания околовлагалищной и околоректальной клетчатки из высепарованной задней стенки влагалища вырезается треугольный лоскут, края влагалищной раны мобилизуются, определяются крестцово-маточные связки, выделяются мышцы, поднимающие задний проход. Далее в рану вводится аллопластический материал - проленовый лоскут трапециевидной формы, большим основанием направленный в глубину, размер которого подбирается индивидуально, фиксируется не рассасывающимися лигатурами к крестцово-маточным связкам в месте их отхождения и на протяжении, к передней стенки прямой кишки, по бокам к мышцам, поднимающим задний проход, к передней полуокружности сфинктера. Слизистая влагалища ушивается узловыми швами.

При сочетании ректоцеле с другими хирургическими заболеваниями прямой кишки одновременно производили геморрои-дэктомию (35 б-х), иссечение трещин заднего прохода с боковой сфинктеротомией (24 б-х), иссечение простых свищей прямой кишки (3 б-х). Итоги лечения оценивались по параметрам: длительность операции, развитие интра- и послеоперационных осложнений, сроки заживления раны, длительность медикосоциальной и профессиональной реабилитации, экономическая эффективность, восстановление качества жизни, возникновение рецидивов. В раннем послеоперационном периоде после проведения задней кольпорафии, передней леваторопластики и после леваторопластики перенеально-анальным доступом у 4 лиц выявились дизурические нарушения, требовавшие повторной катетеризации мочевого пузыря.

Болевой синдром, потребовавший применения ненаркотических аналгетиков в течение 3 дней, был у 1 пациентки. У 3 больных на 6 сутки отмечено расхождение краев кожной раны, у

1 больной после выполнения задней кольпорафии передней леваторопластики, на 9 сутки произошло полное расхождение кожных, слизистых швов, расхождение ушитых мышц леваторов, отмечалось нагноение промежностной раны. Этой больной через 3 месяца была проведена повторная операция по разработанному в клинике методу с использованием синтетического материала. У больных с ректоцеле 3 степени и опущением стенок влагалища 23 степени, и атрофией мышц тазового дна, после пластики с использованием синтетической сетки, осложнений в послеоперационном периоде, связанных с имплантацией инородного материала, не выявлено. Все женщины обследованы через 6 месяцев, 1 и 3 года. Рецидива заболевания не отмечено. У всех обследованных нормализовался стул. У 2 женщин, живущих половой жизнью, выявлены явления диспареунии и у одной пациентки - расхождение кожной раны. Не отмечено увеличения частоты осложнений и после сочетанных операций. Выраженный болевой синдром при геморроидэктомии, который купировался на третьи сутки наблюдался у 1 (1,8%) больной. В 1 случае образовалась серома у пациентки с трансфинктерным свищем. После вскрытия заживление шло вторичным натяжением. Средний срок пребывания в стационаре после леваторопластики

- 8 дней, после задней кольпорафии передней леваторопластики

- 10 дней, после сочетанных операций - 11 дней, после выполнения пластики с использованием синтетического ма-териалао-11сГёзч^Е1^и 2 мес. после операции проводили комплексное немедикаментозное лечение с применением эндовагинально-го вибромассажа, локальной декомпрессии, магнитотерапии и лечебной гимнастики. Изучен катамнез 40 больных после проведенного комплекса немедикаментозной терапии и катамнез 32 пациентов, которым данное комплексное лечение после операции

не проводилось. Катамнестические данные оценивались по субъективным ощущениям и функциональному состоянию половой сферы. Результаты обследованных учитывались через 3-6-12 месяцев после курса лечения. Больные, получавшие лечение в послеоперационном периоде, приступили к прежней работе через

2 месяца после операции. Они отмечали улучшение общего состояния, повышение работоспособности, исчезновение сексуальных расстройств. Явления диспареунии у женщин, живших половой жизнью, выявлены в 1 одном случае после леваторопла-стики перинеально-анальным доступом и у 8 пациенток - после задней кольпорафии, передней леваторопластики. Из 32 больных, лечившихся общепринятыми методами, к труду через 2 месяца приступили 12 женщин, остальные - в более поздние сроки. При этом часть больных отмечала быструю утомляемость, боли внизу живота, боязнь половой близости.

Заключение. Ректоцеле в сочетании с генитальным пролапсом встречается у 59% обследованных. Генитальный пролапс и ректоцеле оказывают отрицательное влияние на психоэмоциональное состояние, приводят к сексуальным расстройствам (91,1%), к изменению функции мочевого пузыря (74,1%) и прямой кишки (21,3%). Комплекс немедикаментозной терапии, включающий эндовагинальный вибромассаж, локальную декомпрессию, магнитотерапию и лечебную гимнастику, способствует укреплению мышц тазового дна у больных с 1-2 степенью ректо-целе и 1-2 степенью опущения стенок влагалища, снижает риск развития этих патологий. Применение этого комплекса терапии позволяет сократить длительность нетрудоспособности после операции, восстановить сексуальные отношения, улучшить качество жизни. При ректоцеле 3 степени с атрофией мышц тазового дна у пожилых необходимо использование способов укрепления тазового дна. Пластика ректовагинальной перегородки проленовой сеткой по разработанному в клинике способу позволяет снизить вероятность развития рецидивов заболевания.

Литература

1. Аминев AM. Руководство по проктологии.- Куйбышев: Книжное изд-во.- 1979.- Т 4.- С.388-4б0.

2. Глебова Н.Н. Научные основы специализированной помощи при опущении и выпадении внутренних половых органов: дис. ..док. мед. наук.- Уфа, 1976.- 276 с.

3. Краснопольский В.И. и др. // Акуш. и гинекология-

2000.- № 1.- С. 29.

4. Baden W.F., Walker T. Fundamentals sumptomsand classification. Surgical Repair of Vaginal Defects. Philadelphia: Lippincott, 1992.- Р. 9.

5. Barham K., Collopy B.H Obstet. Gynecol.-1993.- №3.-Р.300-303.

УДК 612.46+572.7:616-003.821.001.6:611.1

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОЙ МОДЕЛИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО АМИЛОИДОЗА

З.В.ГИОЕВА, В.Б.БРИН, К.М.КОЗЫРЕВ, О.Т.КАБИСОВ,

Т.В. ЗААЛИШВИЛИ*

Введение. Проблема кардиопатического типа первичного (генерализованного) амилоидоза является весьма актуальной. Амилоид может откладываться в любой гистоструктуре сердца: перикарде, клапанах, строме миокарда, эндокарде, папиллярных мышцах, мелких сосудах миокарда с развитием микроциркуля-ционной стенокардии. Согласно литературным данным, амилои-доз сердца обнаруживают у 2,33% умерших в возрасте до 50 лет, однако в возрастной группе 50-70 лет его выявляют у 30%, в группе 70-80 лет - уже у 41%, а у лиц, умерших в возрасте старше 90 лет, амилоидоз обнаруживали в 71- 90% случаев. Ами-лоидоз аорты встречается реже, однако его частота также увеличивается с возрастом и достигает 53% после 90 лет [2]. В изучении амилоидоза важное значение придается его экспериментальному моделированию. Из существующих способов моделирования амилоидоза, большинство исследователей основывается на введении животным биологических или химических агентов с целью запуска иммуно-патобиохимических механизмов образования амилоидных фибрилл [3]. В нашей лаборатории была создана модель экспериментального амилоидоза [1], воспроизводимая при подкожном введении белым мышам нативного яично-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.