Научная статья на тему 'К вопросу о введении специального учебного курса «Философско-педагогическое наследие А.С. Хомякова»'

К вопросу о введении специального учебного курса «Философско-педагогическое наследие А.С. Хомякова» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
русский народ / человечество / просветительская деятельность / духовность / нравственность / просвещение / учебный курс / Russian people / humanity / educational activity / spirituality / morality / enlightenment / training course

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сороколетова Ольга Владимировна

Утверждается невозможность дальнейшего развития отечественного образования без обращения к духовно-нравственным категориям, сосредоточенным в наследии русского философа Алексея Степановича Хомякова. Также обосновывается актуальность введения соответствующего специального учебного курса в вузе. В содержании специального учебного курса рассматривается современное состояние образования; философия образования; краткое знакомство с историей славянофильства; страницы биографии Алексея Степановича; триады жизнедеятельности А.С. Хомякова; составляющие наследия философа: человек – народ – человечество; человек – духовностьнравственность; человек – живознание – просветительская деятельность и его сущность, заключающаяся в православном просвещении; технологии; задания для самостоятельной работы. Идеи выдающегося русского мыслителя являются основой отечественного образования. Их воплощение в образовательной практике дает надежду на выход современного образования из состояния кризиса. По нашему мнению, изучение данного специального учебного курса задает направление для дальнейшей научно-исследовательской и практической деятельности по глубинному изучению отечественного наследия, а также формирует основу понимания и восприятия традиционных духовно-нравственных ценностей русского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction of a special training course “Philosophical and Pedagogical Heritage of A.S. Khomyakov”

Further development of national education is impossible without reference to the spiritual and moral categories of the legacy of the Russian philosopher Alexey Stepanovich Khomyakov. Also the introduction of an appropriate special training course at the university is relevant. The content of the special training course examines the current state of education; philosophy of education; a brief introduction to the history of Slavophilia; pages of Alexey Stepanovich's biography; triads of A.S. Khomyakov's life activity; components of the philosopher's heritage: man – people – humanity; man – spiritualitymorality; man – life-awareness – educational activity and its essence, which consists in Orthodox enlightenment; technologies; tasks for independent work. The ideas of an outstanding Russian thinker are the basis of Russian education. Their implementation in educational practice gives hope for way out of state of crisis for modern education. In our opinion, the study of this special training course sets the direction for further research and practical activities on the in-depth study of the national heritage, and also forms the basis for understanding and perception of traditional spiritual and moral values of Russian education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о введении специального учебного курса «Философско-педагогическое наследие А.С. Хомякова»»

УДК 37.013.73: 378.147 DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-4-105-110

Поступила в редакцию / Received 05.09.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 23.10.2023 Принята к публикации / Accepted 17.11.2023

оригинальная статья

К вопросу о введении специального учебного курса «Философско-педагогическое наследие А.С. Хомякова»

Сороколетова Ольга Владимировна О

МКОУ «Отрадненская СОШ» 396335, Российская Федерация, Воронежская обл., п. Отрадное, ул. 50 лет Октября, 26 kazak_sorok@mail. ru

Аннотация. Утверждается невозможность дальнейшего развития отечественного образования без обращения к духовно-нравственным категориям, сосредоточенным в наследии русского философа Алексея Степановича Хомякова. Также обосновывается актуальность введения соответствующего специального учебного курса в вузе. В содержании специального учебного курса рассматривается современное состояние образования; философия образования; краткое знакомство с историей славянофильства; страницы биографии Алексея Степановича; триады жизнедеятельности А.С. Хомякова; составляющие наследия философа: человек - народ - человечество; человек - духовность - нравственность; человек - живознание - просветительская деятельность и его сущность, заключающаяся в православном просвещении; технологии; задания для самостоятельной работы. Идеи выдающегося русского мыслителя являются основой отечественного образования. Их воплощение в образовательной практике дает надежду на выход современного образования из состояния кризиса. По нашему мнению, изучение данного специального учебного курса задает направление для дальнейшей научно-исследовательской и практической деятельности по глубинному изучению отечественного наследия, а также формирует основу понимания и восприятия традиционных духовно-нравственных ценностей русского образования.

Ключевые слова: русский народ; человечество; просветительская деятельность; духовность; нравственность; просвещение; учебный курс

Для цитирования: Сороколетова О.В. К вопросу о введении специального учебного курса «Философско-педагогическое наследие А.С. Хомякова» // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2023. Т. 22. № 4. С. 105-110. DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-4-105-110

© Сороколетова О.В., 2023

original article

Introduction of a special training course "Philosophical and Pedagogical Heritage of A.S. Khomyakov"

Olga V. Sorokoletova ©

Otradnoye Secondary General School 26 50 let Oktyabrya St., Otradnoye 396335, Voronezh Region, Russian Federation kazak sorok@mail.ru

Abstract. Further development of national education is impossible without reference to the spiritual and moral categories of the legacy of the Russian philosopher Alexey Stepanovich Khomyakov. Also the introduction of an appropriate special training course at the university is relevant. The content of the special training course examines the current state of education; philosophy of education; a brief introduction to the history of Slavophilia; pages of Alexey Stepanovich's biography; triads of A.S. Khomyakov's life activity; components of the philosopher's heritage: man - people - humanity; man - spirituality - morality; man - life-awareness - educational activity and its essence, which consists in Orthodox enlightenment; technologies; tasks for independent work. The ideas of an outstanding Russian thinker are the basis of Russian education. Their implementation in educational practice gives hope for way out of state of crisis for modern education. In our opinion, the study of this special training course sets the direction for further research and practical activities on the in-depth study of the national heritage, and also forms the basis for understanding and perception of traditional spiritual and moral values of Russian education.

Keywords: Russian people; humanity; educational activity; spirituality; morality; enlightenment; training course

For citation: Sorokoletova O.V. Introduction of a special training course "Philosophical and Pedagogical Heritage of A.S. Khomyakov". Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2023, vol. 22, no. 4, pp. 105-110. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-4-105-110

ВВЕДЕНИЕ

В наше время, по словам президента Российской Федерации В.В. Путина, законы утратили для Запада свою силу и веру людей в их справедливость, все строится на выгоде англосаксов и транснациональной элиты, не взирая, на прочую «биологическую массу» человечества. Провозглашается неприятие русской культуры, философии, всего русского, взращивается ненависть к ним. А.С. Хомяков, как бы иллюстрируя современные события в своей статье «Мнение иностранцев о России», пишет: «Странно, что Россия одна имеет как будто бы привилегию пробуждать худшие чувства Европейского сердца». [1, с. 3]. Читаем далее: «Европеец, вечно толкующий о человечестве, никогда вполне не доходил до идеи человека»[1, с. 4].

Философия образования нацелена на воспитание человечности в человеке, без чего он

им не будет. Модернизация перекроила наше образование по западным лекалам, отчего оно впало в глубокий кризис. Сама ментальность русского человека - иная, он жив лишь вечными, мировоззренческими константами. Однако в связи с последними событиями появляется надежда на преодоление кризиса современного образования. Этими событиями являются Всемирный русский народный собор, состоявшийся 24-25 октября 2022 г., как главный церковно-общественный форум России; Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Послание Владимира Путина Федеральному Собранию 21 февраля 2023 г. Красной нитью, объединяющей их, является осознание русским народом своего особого места в мире, потребность защищать свои ценности, а значит и

свое образование. Особый взгляд на развитие русского образования находим мы в золотом фонде нашего Отечества в наследии выдающегося философа, основателя славянофильства Алексея Степановича Хомякова. В.В. Розанов в работе «Алексей Степанович Хомяков. К 50-летию со дня кончины его» говорит: «А.С. Хомяков был, есть и, по всему вероятию, навсегда останется пищею и другом только избранных умов, тех русских умов, для которых Россия всего интереснее». В связи с этим мы разработали специальный учебный курс (по выбору) для студентов педагогического вуза «Философско-педагогическое наследие Алексея Степановича Хомякова».

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Целью изучения дисциплины является ведение современного дискурса философии и религии, истории и культуры, теории и практики в отечественном образовании на примере педагогического наследия А.С. Хомякова, способствующего сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Реализация цели курса предполагает решение следующих задач: сформировать у студентов представление об исторических предпосылках и личностно-биографических особенностях становления наследия А.С. Хомякова, сущности и составляющих его наследия; обсудить современное состояние и перспективы развития образования в русле отечественных традиций в процессе приобщения к идеям философско-педагогического наследия А.С. Хомякова; содействовать философскому осмыслению сущности, смысла, целей, средств образования в современной России [2, с. 197-200].

В содержании учебного курса рассматриваются:

1. Современное состояние образования. Философия образования: три урока, три константы, три ценности, три функции, три тенденции, три идеи [3, с. 204]. Философское осмысление сущности, смысла, целей, средств образования.

2. Краткое знакомство с историей возникновения славянофильства и роли А.С. Хомякова в нем [4, с. 24-433]. Противостояние с Западничеством.

3. А.С. Хомяков: страницы биографии. [4, с. 27-44] [5, с. 79-236] Предки А.С. Хомя-

кова, родовые имения - музей-усадьба в с. Богучарово Тульской области, усадьба в с. Круглое Липецкой обл. Характеристика семьи, в которой родился и воспитывался Алексей Степанович. Детство. Ранняя юность. Поступление на военную службу. Путешествие за границу. Жизнь в Петербурге по возвращении из-за границы, посещение салонов кн. Одоевского и Карамзиной. Общение с кружком Д. Веневитинова. Пребывание в Москве и общение с кружком литераторов. Стихотворения, характеризующие внутренний строй его души в этот период. Участие А.С. Хомякова в русско-турецкой войне 1828 г. Брак с Е.М. Языковой, семейное счастье и смерть первых детей.

4. А.С. Хомяков: Поэт-Филолог-Публицист; Живописец-Изобретатель-Врач; Историк-Философ-Богослов. Разнообразие занятий Хомякова. Хомяков как помещик. Изобретения. Занятие гомеопатией. Крестьянский вопрос. Взгляд А.С. Хомякова на сельскую общину. Занятие А.С. Хомякова наукой. Лингвистика. История - «Семирамида». Иранизм и Кушитство [6, с. 204-232]. Границы славянской народности как культурно-исторического типа; отношение Хомякова к славянам. Известность Хомякова в славянском мире. «Послание к Сербам» [1, с. 375-408].

5. Сущность и составляющие наследия А.С. Хомякова. Идеи А.С. Хомякова и их интерпретация - основа отечественного образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В основу преподавания данного курса мы взяли метод триединства, разрабатываемый на кафедре общей педагогики ВГПУ как наиболее отражающего традиционность образования. Метод отражен нами в создании триад с выявлением сущности и составляющих философско-педагогического наследия А.С. Хомякова. [7, с. 53-55]. Это «человек -народ - человечество», «человек - живозна-ние - просветительская деятельность», «человек - духовность - нравственность».

Согласно А.С. Хомякову, мыслящему в рамках христианской антропологии, «человек», взятый в любой миг своей жизни, не есть «сущий», а лишь «стремящийся быть», прекращение этого стремления - есть смерть» [1, с. 271]. Человек - существо познающее. Все стадии его познания, совер-

шаются, по А.С. Хомякову, «в вере». Отсутствие веры в человеке неминуемо повлечет за собой усечение познавательного процесса; гипертрофию функции логического рассудка, ведущую к завершению этого процесса, и как следствие - потерю «цельности разума». Преобладание, а также «одностороннее развитие рассудка» характеризуют «мнимое просвещение», - писал А.С. Хомяков еще в XIX веке [1, с. 73].

Но человек немыслим без народа так же, как и народ без человека. Поэтому элементом триады служит народ. «Принадлежать народу» означает сознательно «любить нравственный и духовный закон», который был явлен в его истории, даже если он был не вполне очевидным [1, с. 9]. В русском духовном начале присутствует тождество свободы и единства (свободы в единстве и единства в свободе). По мысли А.С. Хомякова, русский народ является живым носителем духовного просвещения лишь при сохранении им духовной жизни, присущей Древней Руси. Наличие веры в народе есть залог его соборности как аналогии «цельности разума». Функцию «живознания» как жизненного знания выполняет простой народ, а логического рассудка - образованный слой общества. Их соборное единство возводит народ к истинному просвещению, которое должно распространяться на все человечество. Сама история, по мнению основателя славянофильства, зовет наше Отечество возглавить «всемирное просвещение», которое есть одновременно и его обязанность; ибо оно имеет на это право, черпая в Православном просвещении высочайшие духовные основы. Именно Православное просвещение является сущностью наследия выдающегося философа.

Согласно А.С. Хомякову, воспринять и познать «свои духовные начала» человеку возможно лишь путем «живознания», в связи с чем триада состоит из следующих составляющих: «человек - живознание - просветительская деятельность». С предыдущей триадой ее связывает философское понимание сути человека как субъекта образовательной деятельности. «Цельность разума» выражается в жизненной полноте, но если знание стало формальным, а общество, в котором это знание сохраняется, отреклось от своих нравственных основ, развивается,

лишь «рассудок», «сила разлагающая, а не живительная», питающаяся внешней информацией [1, с. 73].

А.С. Хомяков считал основополагающими духовными началами западного просвещения «рассудочность и раздвоенность». В то время как русскими духовными началами, по его мнению, являются «разумность и цельность» [1, с. 212]. Сама по себе наука не может содержать в себе «живых» основ «образованности», они создаются только «истинным просвещением» [1, с. 27]. Успешное разумное движение общества, по А.С. Хомякову, вытекает из двух «разнородных, но согласных сил». «Вторая сознательная и рассудочная» с первой «силою жизни и творчества» связывается «верой и любовью» [1, с. 127]. И если связь между этими двумя силами нарушена, неминуема их борьба. Философ пишет: «Наша деятельность ...» заключается в «великом подвиге, труде самовоспитания», чтобы понимать и «сочувствовать русской жизни», а «русской жизни» верить нам. Дабы исцелить «разрыв ... между жизнью . и формальным знанием», который есть «наша общая болезнь» [1, с. 191].

Глубочайшая связь понятия человека с духовно-нравственными категориями выражается в следующей триаде: «человек - духовность - нравственность». «Разумное просветление» есть «жизнь духа» и оно станет «корнем», из которого получат развитие и наука, и цивилизация, или «образован-ность»[1, с. 26-27]. Выдающийся славянофил настаивал на том, что «нравственно низкие души» более легко способны отпасть от «святыни ... жизни» своего народа [1, с. 154]. Для А.С. Хомякова «Отечество . не условная вещь». Это народ, который создал «... мою страну . и жизнь которого так срослась с моей жизнью ...», что вместила в себя всю ее «целость» [1, с. 45]. Разрыв с народом равносилен смерти. Эти мысли философа и сейчас помогают в патриотическом воспитании молодого поколения.

Технология предполагаемого курса включает в себя структуру содержания и характер взаимоотношений участников образовательного процесса. Она реализуется путем диалога преподавателя и студента, а в широком смысле «диалога прошлого и современного, православной и светской культуры» [4,

с. 501], чему способствуют предполагаемые специальным учебным курсом формы изложения материала: работа студентов в группах, самостоятельная внеурочная работа студентов, дискуссии, анкетирование, семинары, письменные работы.

Программа специального курса предусматривает задания для самостоятельной работы:

1. Что Вы знаете о наследии А.С. Хомякова? Читали ли Вы что-нибудь из его творчества? О чем там говорилось, приведите основную мысль.

2. Раскройте ключевые моменты биографии А.С. Хомякова.

3. О ком эти строки? (Поэт, механик и филолог ... (Д.Н. Свербеев)). Какая мудрость и какая чистота здесь имеются в виду?

4. Что Вы знаете о славянофильстве? Кто является основателем этого движения? Кто входил в кружок славянофилов? В чем заключается основная суть славянофильства? Какое течение мысли было ему идейно противоположным, почему?

5. Как А.С. Хомяков относился к России, в чем он видел ее главное отличие от Запада? В чем он видел роль России во Всемирной истории? Какова, по А.С. Хомякову, роль Православия в становлении русского государства, его настоящем и будущем? Выразите к этому свое отношение.

6. А.С. Хомякова о сельской общине и ее роли в нравственном становлении членов общества? Его отношение к семье и ее роль в деле воспитания?

7. Чем так притягателен для А.С. Хомякова «народный» идеал?

8. Проанализируйте любое стихотворение А.С. Хомякова с точки зрения гуманитарного знания.

9. Рассмотрите эпистолярный жанр А.С. Хомякова (адресаты, содержание, проблемы, которые обсуждаются).

10. Ваша позиция в дискуссии на тему о соотношении философии, богословия и педагогики в современном образовании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате освоения специального учебного курса студенты приобщаются к вековым духовно-нравственным ценностям отечественного образования и русской культуры, отраженным в философско-педаго-гическом наследии А.С. Хомякова. Содержание отечественного образования реализуется в образовательной деятельности через введение человека в родную культуру и историю, чтобы русский человек ощущал свою идентичность.

В процессе учебных занятий студенты приходят к выводу, что просветительский характер базовых составляющих философско-педагогического наследия А.С. Хомякова раскрывается через систему духовных ценностей православия и традиций народного образования. Российское образование должно заново осмыслить эти его идеи, поскольку их воплощение в образовательной практике позволяет нам надеяться, что все вместе мы преодолеем кризис современного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений: в 8 т. М.; Университетская тип., 1900. Т. 1. 408 с.

2. Белозерцев Е.П. «Философско-педагогическое наследие Отчего края»: в контексте профессионального становления // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (262). С. 197-206. EDN: SHKZPT

3. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен. СПб.: Изд-во Р. Асланова, 2004. 702 с. EDN: QTVFDZ

4. Каплин А.Д. Мировоззрение славянофилов. Исследования русской цивилизации. М.: Ин-т русской цивилизации, 2008. 445 с. EDN: QPJTIR

5. Завитневич В.З. Алексей Степанович Хомяков: в 2 т. Киев, 1902. Т. 1.: в 2 кн. Кн. 1: Молодые годы, общественная и научно-историческая деятельность Хомякова. 866 с.

6. Хомяков А.С. Церковь одна. Семирамида / сост. В.М. Гуминский. М.: ИХТИОС, 2004. 495 с. EDN: QTKCXJ

7. Сороколетова О.В. Человек как основа философско-педагогического наследия А.С. Хомякова для современного образования // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2020. № 2 (282). С. 53-56. EDN: SRDPUZ

REFERENCES

1. Khomyakov A.S. Complete Works: in 8 vols. Moscow, Universitetskaya typography, 1900, vol. 1, 408 p. (In Russian).

2. Belozertsev E.P. "Philosophical and pedagogical heritage of the native land": in the context of the professional formation. Izvestia VGPU, 2014, no. 1 (262), pp. 197-206. (In Russian).

3. Belozertsev E.P. Education: a Historical and Cultural Phenomenon. St. Petersburg, R. Aslanov's Publ. House, 2004, 702 p. (In Russian).

4. Kaplin A.D. The Worldview of the Slavophiles. Russian Russian Civilization Studies. Moscow, Institute of Russian Civilization, 2008, 445 p. (In Russian).

5. Zavitnevich V.Z. Alexey Stepanovich Khomyakov: in 2 vols. Kiev, 1902, vol. 1: in 2 bks., bk 1: Young years, social and scientific-historical activity of Khomyakov, 866 p. (In Russian).

6. Khomyakov A.S. The Church is one. Semiramis. Moscow, IKHTIOS Publ., 2004, 495 p. (In Russian).

7. Sorokoletova O.V. Man as the basis of the philosophical and pedagogical heritage of A.S. Khomyakov. Izvestia VGPU, 2020, no. 2 (282), pp. 53-56. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Сороколетова Ольга Владимировна - педагог. Отрад-ненская средняя общеобразовательная школа, п. Отрадное, Воронежская обл., Российская Федерация. E-mail: kazak sorok@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0002-2878-2078 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, систематизация результатов исследования, подготовка текста статьи.

Olga V. Sorokoletova - Teacher. Otradnoye Secondary General School, Otradnoye sttlm., Voronezh Region, Russian Federation. E-mail: kazak sorok@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0002-2878-2078 Contribution: main study concept, literature analysis, research results evaluation, article text preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.