Научная статья на тему 'К вопросу о временных циклах в представлениях нусайритов'

К вопросу о временных циклах в представлениях нусайритов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
220
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ / РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЦИКЛЫ ИСТОРИИ / СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОЧНИКИ / НУСАЙРИТЫ / TIME / SPIRAL OF TIME / RELIGIOUS PHILOSOPHY / CYCLES OF HISTORY / MEDIEVAL SOURCES / NUSAYRIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сарабьев Алексей Викторович

Введение. В статье предпринята попытка выявить особенности и характерные черты представлений о времени у нусайритов (или алавитов) адептов самостоятельной мусульманской конфессии, относящейся формально к шиизму и распространенной преимущественно на территории Сирии. Методы. С этой целью был избран метод сопоставления тех фрагментов арабоязычных источников, где затрагивается данная тема. Предварительно были исследованы достижения современной науки по вопросам нусайритского вероучения, а затем осуществлены переводы нескольких фрагментов опубликованных трактатов авторитетных нусайритских богословов разных веков. Результаты исследования. Автор делает вывод, что нусайритское учение о временных циклах в его очень обобщенном виде имеет следующие особенности. Все исторические циклы вместе с доисторическими выстраиваются в единую спираль времени, на ней располагается священная история, также цикличная, и каждый период был непосредственно связан с обществом, в которое ниспосылалось откровение божественного смысла с обязательными атрибутами его проявлений. При этом так называемая основа ( асас ) оставалась неизменной с ее вечной сокрытой истиной, а менялась лишь видимая форма откровения в соответствии с лицом, посредством которого оно передается. Направление исторического развития не рассматривается как однозначное восходящее. Наряду с возможностью духовного и социального прогресса, свыше посылается, как верят нусайриты, и возможный путь «унизительного нисхождения» в низшие, нечистые сферы для тех, кто не следует по заповеданному пути. Нисхождение при этом детализовано по периодам и их характеристикам. Обсуждение. Сведения о длительности эпох и даже сами подходы к их определению сильно разнятся по источникам. У одних авторов очевидны определенные акценты, связанные, видимо, с целью и темой соответствующего трактата. В некоторых случаях явны значительные расхождения в деталях, особенно в сроках временных циклов и эпох. Заключение. Дальнейшее сравнение данных разных источников может прояснить представления о ходе времени и истории у исповедающих нусайритскую религию, хотя такая работа должна идти параллельно с развитием источниковедения верификацией опубликованных текстов, уточнением их атрибуции, филологическом, историческом и теологическом их комментировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF TIME CYCLES IN THE NOTIONS OF NUSAYRIS

Introduction. In the article an attempt is made to reveal the features and characteristics of the notion of time among the Nusayris (or, otherwise, the Alawites) adherents of an independent Muslim denomination that belongs formally to Shiism and is prevalent mainly in the territory of Syria. Materials and Methods. To this end, a method was chosen to compare those fragments of Arabic-language sources, where this topic is addressed. Previously, the achievements of modern science on the issues of the Nusayri’s dogma have been studied and translations of several fragments of the published treatises of authoritative Nusayri theologians of different ages have been carried out. Results. The author concludes that the Nusayri doctrine of time cycles in its very generalized form has the following features. All historical cycles, together with prehistoric ones, are built in a single spiral of time, there is a sacred history, also cyclical, and each period was directly connected with the society in which the revelation of the divine meaning with the obligatory attributes of its manifestations was sent down. Thus, the so-called basis (asas) remained unchanged with its eternal hidden truth, and only the visible form of revelation changed according to the person by means of which it is transmitted. The direction of historical development is not seen as a single-valued ascendant. Along with the possibility of spiritual and social progress, as Nusayris believe, from above is sent also the possible path of a “humiliating descent” into the lower, impure realms for those who do not follow the commandment path. Descent in this case is detailed by periods and their characteristics. Discussion. Information about the duration of epochs and even the approaches to their determination vary greatly by sources. Some authors have certain accents, apparently connected with the purpose and theme of the corresponding treatise. In some cases, there are significant discrepancies in details, especially in terms of time cycles and epochs. Conclusions. Further comparison of data from different sources can clarify the ideas about the course of time and history by Nusayri religion, although such work should go hand in hand with the development of source study verification of published texts, refinement of their attribution, philological, historical and theological commenting on them.

Текст научной работы на тему «К вопросу о временных циклах в представлениях нусайритов»

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.044.018.201804.384-397

УДК 115/284

А. В. Сарабьев

Институт востоковедения Российской Академии наук (Москва, Россия), e-mail: alsaraby@ya.ru

К ВОПРОСУ О ВРЕМЕННЫХ ЦИКЛАХ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ НУСАЙРИТОВ

Введение. В статье предпринята попытка выявить особенности и характерные черты представлений о времени у нусайритов (или алавитов) - адептов самостоятельной ммусульманской конфессии, относящейся формально к шиизму и распространенной преимущественно на территории Сирии Методы. С этой целью был избран метод сопоставления тех фрагментов арабоязычных источников, где затрагивается данная тема. Предварительно были исследованы достижения современной науки по вопросам нусайритского вероучения, а затем осуществлены переводы нескольких фрагментов опубликованных трактатов авторитетных нусайритских богословов разных веков. Результаты исследования. Автор делает вывод, что нусайритское учение о временных циклах в его очень обобщенном виде имеет следующие особенности. Все исторические циклы вместе с доисторическими выстраиваются в единую спираль времени, на ней располагается священная история, также цикличная, и каждый период был непосредственно связан с обществом, в которое ниспосылалось откровение божественного смысла с обязательными атрибутами его проявлений При этом так называемая основа (асас) оставалась неизменной с ее вечной сокрытой истиной, а менялась лишь видимая форма откровения в соответствии с лицом, посредством которого оно передается. Направление исторического развития не рассматривается как однозначное восходящее. Наряду с возможностью духовного и социального прогресса, свыше посылается, как верят нусайриты, и возможный путь «унизительного нисхождения» в низшие, нечистые сферы - для тех, кто не следует по заповеданному пути Нисхождение при этом детализовано по периодам и их характеристикам. Обсуждение. Сведения о длительности эпох и даже сами подходы к их определению сильно разнятся по источникам. У одних авторов очевидны определенные акценты, связанные, видимо, с целью и темой соответствующего трактата. В некоторых случаях явны значительные расхождения в деталях, особенно в сроках временных циклов и эпох. Заключение. Дальнейшее сравнение данных разных источников может прояснить представления о ходе времени и истории у испове-дающих нусайритскую религию, хотя такая работа должна идти параллельно с развитием источниковедения - верификацией опубликованных текстов, уточнением их атрибуции, филологическом, историческом и теологическом их комментировании

Ключевые слова: время, спираль времени, религиозная философия, циклы истории, средневековые источники, нусайриты.

Для цитирования: Сарабьев А. В. К вопросу о временных циклах в представлениях нусайритов // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2018. - № 4. - С. 384-397. DOI: 10.15507/2078-9823.044.018.201804.384-397

© Сарабьев А. В., 2018

Aleksey V. Sarabiev

Institute of Oriental Studies of Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia), e-mail: alsaraby@ya.ru

TO the issue of time cycles

IN THE NOTIONS OF NuSAYRIS

Introduction. In the article an attempt is made to reveal the features and characteristics of the notion of time among the Nusayris (or, otherwise, the Alawites) - adherents of an independent Muslim denomination that belongs formally to Shiism and is prevalent mainly in the territory of Syria. Materials and Methods. To this end, a method was chosen to compare those fragments of ' Arabic-language sources, where this topic is addressed. Previously, the achievements of modern science on the issues of the Nusayri's dogma have been studied and translations of several fragments of the published treatises of authoritative Nusayri theologians of different ages have been carried out Results. The author concludes that the Nusayri doctrine of time cycles in its very generalized form has the following features. All historical cycles, together with prehistoric ones, are built in a single spiral of time, there is a sacred history, also cyclical, and each period was directly connected with the society in which the revelation of the divine meaning with the obligatory attributes of its manifestations was sent down. Thus, the so-called basis (asas) remained unchanged with its eternal hidden truth, and only the visible form of revelation changed according to the person by means of which it is transmitted. The direction of historical development is not seen as a single-valued ascendant. Along with the possibility of spiritual and social progress, as Nusayris believe, from above is sent also the possible path of a "humiliating descent'' into the lower, impure realms - for those who do not follow the commandment path. Descent in this case is detailed by periods and their characteristics. Discussion. Information about the duration of epochs and even the approaches to their determination vary greatly by sources. Some authors have certain accents, apparently connected with the purpose and theme of the corresponding treatise. In some cases, there are significant discrepancies in details, especially in terms of time cycles and epochs. Conclusions. Further comparison of data from different sources can clarify the ideas about the course of time and history by Nusayri religion, although such work should go hand in hand with the development of source study - verification of published texts, refinement of their attribution, philological, historical and theological commenting on them.

Keywords: time, spiral of time, religious philosophy, cycles of history, medieval sources, Nusayris.

For citation: Aleksey V. Sarabiev. To the Issue of Time Cycles in the Notions of Nusayris. Gumanitarian : aktual'nyeproblemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2018; 18(4): 384397. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.044.018.201804.384-397

Введение гулирования, при этом социально-полити-

Религиозное учение о времени в исла- ческие позиции алавитской общины, хотя ме разрабатывалось многими богословами, и были серьезно поколеблены за минувшие религиоведами и философами, но такая об- семь лет, продолжают оставаться силь-щина, как нусайриты, или алавиты, долгое ными. В связи с этим весьма актуальным время оставалась вне пределов их исследо- представляется ответ на вопрос, на каких вательского поля. В настоящее время, когда мировоззренческих основаниях зиждется внимание всего мира в очередной раз при- данная община, какая картина мира сфор-ковано к событиям на Ближнем Востоке, мировалась у нусайритов/алавитов за мно-интерес к мировоззрению адептов этой му- гие века существования общины. Изучение сульманской религии необычайно возрос. их представлений о времени не просто ор-Сирийский кризис постепенно близится к ганично входит в указанную проблематику, конструктивной фазе окончательного уре- но является одной из исходных религиоз-

но-философских посылок для дальнейшего углубления знаний в этой сфере религиоведения.

В рамках общей цели - выявления особенностей и характерных черт представлений о времени у нусайритов - можно обозначить ряд задач, стоящих перед исследователем в этой области. Во-первых, это систематизация сведений, имеющихся к настоящему времени в отношении временных циклов и их обозначений, символики и действующих лиц священной истории. Во-вторых, это описание характеристик самих этих циклов и связь между собой. В-третьих, это взаимосвязь свойств временных периодов с вектором духовного развития людей и ему противоположным направлением - деградации духовных качеств личности с течением истории. Наконец, требуется приблизиться к ответу на вопрос, дает ли возможность имеющиеся сейчас в распоряжении ученых значительный корпус нусайритских источников дать непротиворечивую картину течения времени и истории в представлениях адептов этой религии.

Методы

Методом работы может служить как непосредственное изучение опубликованных нусайритских трактатов, так и обращение к комментариям (историческим, филологическим и теологическим) ученых прошлого (XIX и начала ХХ в.), а также современных исследователей.

Вопрос, вынесенный в заглавие статьи, не разрабатывался раньше отдельно. Частично его затрагивали ученые, которые посвятили свои работы нусайритскому вероучению, а также публикаторы источников разных веков. Среди них такие востоковеды прошлого, как Жозеф Катафаго, Сэмюэль Лайд, Эдвард Солсбери, Рене Дюссо, Анри Ламменс, Луи Массиньон. Позднее к изучению источников нусайритов и анализу их религиозных представлений приступили исследователи с Ближнего Востока Анвар

386

Ясин, Таки Шарафуддин, Мухаммад Хусн Бадьяни Нисабури, Мунир аш-Шариф, Жозеф Аззи, Муса аль-Харири, Хусейн аль-Мазлюм, Таммам Ахмад, Махмуд Факш, Ярон Фридман, Меир Бар-Ашер и Арие Кофски. В российской столице научный коллектив по изучению ближневосточных религий собрал вокруг себя В. Н. Саутов. Под его руководством усилиями ученых Института востоковедения РАН и их коллег из других академических институтов выходит в свет перевод с французского языка изданной в 1900 г. в Париже книги о нусай-ритах знатока религий Ближнего Востока Рене Дюссо (в серии «Классики востоковедения о ближневосточных вероучениях»). * * *

Ход времени - течение истории человечества вместе с периодом, ей предшествующим, - всегда волновало воображение людей. Для ученых, занимающихся философско-религиозными основаниями разных культур, воззрения на историю мироздания и человеческую историю являются во многом ключевыми, открывающими дверь к мировоззрению людей изучаемого общества и свойственной для них картине мира.

Представления о времени в разных национальных традициях и религиозных культурах вообще нелегко поддаются исследованию, а такая загадочная религия, как нусайритская, только сравнительно недавно стала выступать объектом серьезного изучения. До сих пор немногие ученые как в арабском мире, так и за его пределами занимаются вопросами вероучения и культуры этой экзотической религии.

Для научного анализа имеются существенные трудности, связанные, в первую очередь, с недостаточной разработанностью вопросов источников (подлинность, атрибуция, хронология и, наконец, доступность рукописей). Кроме того, приводимые в известных нусайритских источниках сведения сильно разнятся. Эти и некоторые

другие, не менее серьезные объективные затруднения позволяют получать лишь общее представление об основных положениях вероучения нусайритов и, в частности, об исторических циклах, или кругах времени сотворенного мира.

Собственно идея периодичности, или стадиальности, содержится в Коране. В суре 71 «Нух» сказано: «Он сотворил вас по периодам»1, причем в комментарии И. Ю. Крачковского допускается смысл «разными стадиями»2. Сведения об исторических стадиях и вообще о времени у нусайритов производят впечатление весьма смелой попытки взглянуть на временное измерение всего мироздания, охватить взглядом весь ход времени. Впрочем, эти представления пока с трудом поддаются реконструкции как элементы целостной и непротиворечивой картины мира у нусай-ритов (если она вообще обладает такими свойствами).

Результаты

Неоднозначность информации, почерпнутой из разных нусайритских источников, обусловлена, в том числе, разностью традиций основных течений внутри этой религии. Налицо и разные у авторов трактатов оценки исторических периодов, и сами подходы к ним писателей-нусайритов разных эпох и направлений. Эту особенность подмечает, например, современный израильский исследователь нусайризма Ярон Фридман, когда пишет, что основные понятия временных циклов разнятся в зависимости от нусайрит-ских источников - как по самим определениям, так и по длительности.

Он пишет, в частности, что предположение о том, что мистический взгляд на историю отделен от представлений о времени и пространстве, не вписывается в пример

с нусайритами: «У них есть основательное чувство территории и хронологического измерения» [6, с. 112]. Сами воззрения нусайритов на течение времени Фридман обобщает понятием цикличности. Он считает, что история, с их точки зрения, повторяется в исторических временных циклах в разных вариациях, описывая их следующим образом: «В каждом цикле - по семь посланников, или божьих пророков, называемых авадим (мн. ч., Адамы), - для каждых обществ в свое время. История формируется крупными циклами, содержащими малые временные циклы. Это акуар (эоны) и адуар (эры)» [6, с. 111].

На заре ХХ в. другой исследователь религий Леванта, известный французский археолог Рене Дюссо записал такой ответ информанта-нусайрита на свой вопрос: «Каково точное число и каковы имена проявлений Бога в каур ва-даур (Адам, Моисей и т. п.)? - Каждые 96 тысяч лет каур ва-даур повторяется. В настоящее время Али выходит из Солнца и материки становятся морем, тогда как земли заменяются водой»3.

Понятия каур (мн. ч. акуар, циклы, эоны) и даур (мн. ч. адуар, эпохи, эры) не являются единственными для обозначения временных периодов. Несколько ближе к событиям человеческой истории и истории божественных откровений стоит понятие кубба (мн. ч. кыбаб, скинии, шатры), которое тоже обозначает период времени, но теснее связано с обращением Бога к человечеству, способом донесения спасительного откровения и даже с боговоплощениями в нусайритской версии.

Речь идет, конечно, не о воплощении в привычном для христиан смысле слова: это, скорее, действия, направленные на донесение до людей очередного цикла открове-

Коран, 71: 14. - С. 474.

Там же. Комментарии. - С. 629.

Из неопубликованных материалов Р. Дюссо к его «Истории нусайритской религии» (1900). Пункт 7. (Из личной коллекции В. Н. Саутова.)

Russian Journal of the

humanities

Vol. 18, No. 4, 2018 387

ний, - действия Бога, которого нусайриты/ алавиты именуют Али (по последнему откровению). Арабский автор, много писавший об этой религии и опубликовший ряд источников, Анвар Ясин, в своей публикации нусайритского «катехизиса» («Таалим ад-дин аль-алави») приводит следующие вопрос и ответ: «Почему мы называем нашего Господина, главу верующих, "обладателем приходов и возвращений"? - Потому что Он приходит и возвращается, воплощаясь в эпохах и временах (фи аль-акуар ва-ль-адуар). А это и есть бахманидские циклы (кыбаб) от Авеля до Абу Тураба»4.

Следует заметить, что у некоторых авторов упоминаются некие доисторические циклы того периода истории тварного мира, что предшествовал грехопадению. А это значит, что нусайриты считали цикличность свойством времени вообще, тогда как божественные «приходы и возвращения», в их представлении, как бы накладываются на временной порядок тварного мира, не подчиняя его себе.

Рене Дюссо писал, что нусайриты делят время на семь циклов (каур ва даур), каждый из которых соответствует одному проявлению божественной воли, определяющей развитие человечества. Причем такое деление времени определялось, по мнению Дюссо, еще древней астрономической концепцией, согласно которой было установлено число дней недели равное семи, и все они поставлены под покровительство семи планет [1, с. 42].

Этот авторитетный исследователь видел сходство на ранних этапах исмаилитского и нусайритского учений, усматривая у нусай-ритов исмаилитские исторические корни.

Он, поэтому, подробно останавливался на сравнении взглядов обеих религий на священную историю и писал, в частности, что в учении исмаилитов в каждый из семи периодов появлялся пророк, который должен был принести новую религию, и это был натик (или говорящий), а за ним следовали семь пророков более низкого ранга, которые подтверждали его закон. При этом первым из них, который всегда сопровождал натика, был его асас (основание), а затем появлялся новый натик, опять сопровождаемый семью пророками, и так продолжалось далее. По Дюссо, выделяются временные циклы Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса, Мухаммада. В раннеисламскую эру семь пророков рангом ниже, которые следовали за Мухаммадом, были, прежде всего, его асас Али, затем Хасан, Хусейн, Али - сын Хусейна, Мухаммад - сын Али, Джафар - сын Мухаммада, Исмаил - сын Джафара. Последний был седьмым, и им как бы закрывался цикл, открытый Мухам-мадом. Далее начинался последний период, главным содержанием которого должно было стать апокалиптическое явление Мах-ди - своего рода Мессии мусульман. Таким образом, как писал Дюссо, благодаря непререкаемым астрологическим данным -седмеричным числам - подтверждалось наступление последних времен, надежда на которые всегда оставалась в народе, и которые отождествлялись верующими с эпохой перед приходом Мессии. Седьмой цикл в нусайритской трактовке истории вовсе не предполагал явление Махди. У Дюссо сказано, что «этот седьмой период характеризовался богоявлением в лице Али бин Аби Талиба» [1, с. 42-43].

То есть Али, лицо которого, как говорят, во время молитвы было испачкано землей. Упоминание здесь мусульманского средневекового индийского султаната на Деканском плоскогорье (1347-1525) А. Ясин не объясняет, замечая лишь, что в трактате встречается значительное количество персидских слов. По-видимому, объединение всех кыбаб под названием «бахманидские» необъяснимо. См.: Та'лим ад-дин аль-'алави. С. 93, вопрос 97.

4

Заметим, что от натика в определенный период времени исходит «явное» учение и действие (захир), которое изменяется по форме от раза к разу, тогда как вечная истина, скрытое, эзотерическое содержание божественного послания (батын) остается прежним.

Относительно происхождения самих терминов, обозначающих у нусайритов временные циклы, Я. Фридман поясняет, что термин даур появляется еще в учении Абдаллы бин Муавии: «По ан-Наубахти, этот последний гали [крайний, фанатик], веривший также в переселение и в учение о тенях (азылля), возводил свои идеи к Джа-биру ибн Абдалле и Джабиру ибн Йазиду аль-Джуфи» [6, c. 111]. Термин каур этот ученый, как и Р. Дюссо, возводит к сходному исмаилитскому учению о временных циклах. В писаниях ибн Нусайра он находит традицию сопоставления временных циклов в «мире света» со следующими за ними другими циклами в человеческой истории материального мира. В «Китаб аль-акуар ва-ль-адуар» (на основе сведений, восходящих к Джабиру бин Абдалле) Фридман находит описание временного периода, предшествовавшего человеческой истории и содержавшего десять циклов акуар, по 100 тысяч лет каждый, отделенных от якобы соответстовавшим им событиям в «мире света». Собственно человеческая история началась спустя эти сотни тысяч лет. Он пишет далее: «В своей "Аль-мисаль ва-с-сура" ибн Нусайр приводит традицию, восходящую к мистику Али ибн Ахмаду аль-Акики, согласно которой имам Джафар говорил о семи акуар в истории, по 7 тыс. лет каждый, тогда как по другой традиции, каждый каур состоит из 400 тыс. адуар, а каждый даур - из 5 тыс. лет» [6, c. 111].

Помимо акуар и адуар, а также кыбаб существуют иные мерила времени - как доисторического, так и истории человечества. Упоминаются, в частности, такие смешанные представления о составе и длительности

временных циклов, как традиция, основанная якобы на идеях Муфаддала, переданных имамом Джафаром, где предшествующее человеческой истории время включало в себя 12 тыс. кыбаб, каждый - по 12 тыс. абваб (врат), а каждый баб - по 12 тыс. лет. По другой традиции, восходящей будто бы к Али ибн Ахмаду аль-Акики, человеческая история содержит 400 тыс. акуар, каждый -по 400 тыс. лет, и в каждый каур появляются семь авадим (адамов) - Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, Мухаммад и его семья (Али, Фатима и имамы). Традиция, исходящая от Абу Хусейна бин Хамдана аль-Хасиби и также приписываемая имаму Джафару, рассматривает историю, содержащую 50 тыс. адуар, где каждый даур содержит по 50 тыс. акуар, состоящих, в свою очередь, из 400 тыс. лет каждый [6, с. 111-112].

По-видимому, можно полагать, что средневековое мусульманское понятие куб-ба именно у нусайритов получило окончательную разработку в качестве исторических циклов времени. После работ ранних нусайритских авторов Абу Хусейна аль-Хасиби и Мухаммада аль-Джилли понятие кыбаб использовалось и затем окончательно установилось в трактатах Абу Саида ат-Табарани. Нынешняя кубба считается у того последней перед концом человечества, а поэтому и посвященные, и простые верующие могут в этот период все без исключения пользоваться плодами явления в мир божественного смысла-маана.

Для надежной аргументации перечисленных мнений следует, безусловно, обратиться к широко известным теперь, опубликованным в разное время нусайритским источникам. Хотя придется еще раз подчеркнуть, что слабая разработка источниковедения этой религиозной традиции делает необходимыми дальнейшие уточнения сведений из них - по мере развития в будущем знаний о приводимых ниже опубликованных документах. Это позволит, в частности,

ближе сопоставить и согласовать данные из них, относящиеся к нашей теме.

Один из первых трактатов на арабском языке, открывший миру многие элементы этого религиозного учения, - «Книга первого плода сулейманова в раскрытии тайн ну-сайритской религии» («Китаб аль-бакура») Сулеймана аль-Адани - содержит подробное перечисление исторических персон, появлявшихся каждая в свой временной цикл как часть спиралевидного процесса ниспослания откровения - особых проявлений божественного смысла (маана). Эти проявления оказываются замкнутыми в определенном сообществе, и в каждом случае имели отдельный набор действующих лиц нусайритской священной истории: имя - врата - покров - противник (исм -баб - хиджаб - дыдд). Образуя некие завершенные циклы, проявления высшего начала (смысла-маана) все же располагаются на единой нити времён, имеющей свое начало и предначертанный конец, который видится как окончание бытия тварного мира.

Согласно представлениям нусайритов, после творения мира духов (ангелов, джиннов), после катастрофы, связанной с отпадением некоторых из них (абалис, шаятын, т. е. иблисов и шайтанов), Всевышний выступает в качестве божественного Провидения для мира. Он спас человечество «от ослушания иблисов и шайтанов», а затем в каждый период существования мира проявлял (захара) людям свою сущность - смысл (маана), выступая в истории через отдельную личность - имя (исм) при помощи другой личности - врат (баб) и имея соответствующего противника (дыдд). Сулейман-эфенди писал в своей «Китаб аль-бакура»: «Затем явился Он вам в семи кыбаб, и первая кубба называется аль-Хинн, и в ней был только исм мааны (имя смысла), и имя это - Сиф, а баб

- Джадах, а дыдд - Руба. После этого явился Он вам в куббе аль-Бинн, и в ней маана имело исм - некий Гермес, и это имя известное, а баб - Азрия, а дыдд - Ашка. Третья кубба -Тымм, и было маана, и имя ему Аздашир (то есть, языческий Ахшурш), и исм - Дукана, и баб - Зу фиккихи, и дыдд - Атрафан. Название четвертой куббы - Римм, и в ней исмом мааны выступал Ахнух, и в этом имени - соразмерность, а баб - Ширама, а дыдд - Аза-заил. Название пятой куббы - аль-Джанн, в которой исм - Дарра, и имя это светоносное, а баб - Ашадия, и дыдд - Суфаста. Шестая кубба была аль-Джинн, и в ней исмом мааны выступала благословенная любовь, и имя это Иосиф, не знавший отца, а баб - Абу Джад, и противниками (дыдд) выступали его близкие. Седьмая кубба - Йунан, и исм мааны в ней - Ирасталис-мудрец, имя которого Платон, баб - Сократ, а дыдд - Дармил. Во всех упомянутых кыбаб был дыдд - Шайтан, в которых три эконома (аканим), и первые эти три эконома - Абу Бакр, Умар и Усман. После этого Он являлся к вам в семи особенных кыбаб, которые от Авеля до Али ибн Аби Талиба, имена которых перечислены были в толковании суры третьей»5.

Именам собственным придается большое значение: указание на них, по-видимому, призвано не только подчеркивать историчность нусайритской религии, укорененность ее в истории народов от западного Средиземноморья до Индии (как это можно понять из перечисления в том числе неарабских имен и мест), но они выступают и обозначением религиозных эпох, своего рода символами этапов откровения божественного смысла-маана. К слову, Р. Дюссо подчеркивал, как было сказано выше, сходство в этом исмаилитского и нусайритского учений и говорил даже о заимствовании у исмаилитов той идеи, что

5 Китаб аль-бакура... С. 61-62. Перевод на английский этого пассажа у Э. Солсбери, на наш взгляд, не совсем точен [6, с. 287].

каждый религиозный цикл имел свой символ, в том числе исм в «цикле Мухаммада» [1, с. 61].

«Китаб аль-бакура» представляла собой изложение суммы вероучения нусайритов в передаче по сути ренегата из этой общины (шималитского ответвления, одного из четырех на тот момент), открывшего тайные знания непосвященным. Это изложение принято считать достоверным и довольно точным. Получившие известность впоследствии некоторые нусайритские трактаты передают взгляд на историю в том же духе, но отличаются в деталях.

Так, в упомянутом выше трактате «Китаб таалим» дается следующее толкование эпох и соответствующих им имен (асма): «Господин наш, глава верующих не становится однородным с подобыми. Он сокрылся в Мухаммеде в его цикл и его эпоху (фи каурихи ва даурихи), и звался Али. - Вопрос 3: Сколько раз скрывался наш господин и сколько раз являлся в человеческой ипостаси? - Ответ: Он скрывался семь раз. Первый раз он сокрылся в Адаме в его цикл и его эпоху (фи каурихи ва даурихи), когда его звали Авелем. Второй раз - в Ное, когда его звали Сифом. В третий раз - в Иакове, когда его звали Иосифом. В четвертый - в Моисее, когда его звали Исаией. В пятый - в Соломоне, когда его звали Асафом. В шестой раз - в Иисусе, когда его звали Симоном. В седьмой, последний раз - в Мухаммаде, когда его звали Али. И он свободен от имен, которыми его называли. Но имена не свободны от него»6.

Далее в ответах на вопросы с 13 по 21 приводятся имена в разные эпохи в соответствии с особой классификацией - как символ, как имя собственное и как отражение свойств: «Имена, связанные с маана, исм и баб, подразделяются на символические, собственные и свойственные: символизирующие маана,

имена собственные исма и имена свойственные, называющие исм. И они свойственны маана, как наше выражение: «Милостивый, милосердный, Творец» (ар-рахман ар-рахим аль-бари). - Вопрос 14: Поведай мне о шестидесяти трех именах исма, символических для маана и собственных для исма. Это те, в которых он проявился в пророчествах и откровениях? - Ответ: Знай, что эти имена -символические для маана и собственные для исма - следующие: господин наш Адам, Ануш [Энос], Каинан, Махлайил [Малелеил], Яред, Идрис [Енох], Аль-Маттушалах [Мафусаил], Ламех, Нух [Ной], Сим, Арфахшад, Яаруб, Худ, Салих, Лукман, Лот, Абрахам, Исмаил, Ильяс, Исхак, Иаков, Шуэйб, Муса, Харун, Колев, Хазкил [Иезекииль], Шмуил, Талут, Дауд, Сулейман, Айюб [Иона], Юнис [Иона], Ашия [Исаия], Элиша [Елисей], аль-Ходр, Закария, Яхья [Иоанн], Иса [Иисус], Даниил, аль-Искандар, аль-Аздашир, Сабур [Шапур], Луэй, Мурра, Килаб, Кусей, Абд Манаф, Хашим, Абд аль-Мутталиб, Абдал-ла, Мухаммад аль-Мустафа, Аль-Хасан аль-Муджтаба, Аль-Хусейн, мученик Кербелы, Али Зайн аль-Абидин, Мухаммед аль-Бакир, Джаафар Ас-Садык, Муса аль-Казым, Али ар-Рида, Мухаммад аль-Джавад, Али аль-Хади, аль-Хасан аль-Аскари, имам Мухаммад ибн аль-Хасан - ожидаемый Махди, провозвестник, увещеватель, ожидаемый с надеждой, побеждающий, владыка эпох и времен. И нам надлежит упоминание о них с миром»7.

Этот фрагмент приводил в своем первом переводе на английский язык востоковед из Йельского университета Эдвард Солсбери (Edward Elbridge Salisbury (1814-1901) -знаток арабского и санскрита, член востоковедных обществ нескольких европейских стран и президент (в 1863-1866 и 1873-1880 гг.) Американского восточного общества, где он и представил свой перевод

6 Та'лим ад-дин аль-'алави. - C. 62-63.

7 Там же. - C. 66-67.

Russian Journal of the HUMANITIES

Vol. 18, No. 4, 2018 391

работы Сулеймана аль-Адани в 1863 г. [7, с. 293-296]. К слову, от перевода Солсбери сильно отличается версия перевода на тот же язык Меира Бар-Ашера и Арии Кофски, выполненная фрагментами уже в наше время [4, с. 173-176].

Абу Хусейн бин Хамдан аль-Хасиби в своей работе «Сийякат аль-маана» («Движение маана») приводил имена исмов маана от Адама до Мухаммада, и этот фрагмент цитировал в своем трактате XI в. «Маджму аль-айад» («Свод праздников») Абу Саид Маймун бин Касим ат-Табарани [5, с. 108]. Уже с первых строк автор «Сийякат аль-маана» называет проявлениями «божественного смысла», ма-ана, Адама, Авеля, Иосифа и следовавших за ними ключевых персонажей библейской истории. Оканчивается же трактат следующим образом: «Явления в его символах [происходили] в семи макамат (местах, остановках, степенях)8: макам Авеля, Сифа, Иосифа, Исайи, Асафа, Симона ас-Сафы [Петра] и Повелителя правоверных»9.

В отношении реальности временного измерения священной истории Фридман делал интересное замечание, что «Мад-жму аль-айад» отражает не только чистую идею религиозной хронологической истории, но и концепцию квази-мировой истории, содержащую широкую территорию. В подтверждение он приводил упоминание таким автором, как ат-Табарани, племен Греции, Армении, Болгарии, Сирии, Ирака, Аравии, Индии, Эфиопии, Египта, Китая и Турции [6, с. 112].

«Маджму аль-айад» - пространный и чрезвычайно насыщенный сведениями трактат - затрагивает, пожалуй, более широкий спектр тем, относящихся к воззрениям нусайритов на временные циклы. В частности, в нем указывается на симво-

лизм нусайритской хронологии, причем она излагается в сравнении с хронологией персидской, христианской и даже обычной мусульманской: «...византийский год (са-нат ар-рум) начинается с января, февраля и марта, и т.д., а в последней декаде декабря явилось рождество господа Христа (сайид аль-Масих), и [впоследствии] стали праздновать ночь перед Рождеством с ее мо-литвословиями; арабский год в куббу Мухаммада (фи-ль-кубба аль-мухаммадийя) начинается с месяца мухаррама, далее идут [следующие] месяцы, и тогда бывает день Ашуры, и идет его празднование с молитвословиями; а год единобожников (санат аль-муваххидийин), общины Ха-сиби-Джилли (ат-таифа аль-хасибийя аль-джиллийя) начинается с месяца рамадан, первого арабского месяца по определению нашего господина Абу Абдаллы аль-Хусейна бин Хамдана аль-Хасиби, да освятит Аллах его дух; а у него спрашивали и о годе в 12 месяцев, и об одном из этих месяцев, рамадане, и о тридцати днях и ночах. И он отвечал, да почтит Аллах место его пребывания: «Воистину, год - это господин Мухаммад (да низойдет от него мир), в котором 12 месяцев, и первый - рамадан, который есть Абдалла бин Абд аль-Мутталиб», и он предложил его празднование, завершив месяцы первой книгой, и объяснил его нам»10.

В соответствии с временными циклами излагаются тайны вероучения нусайритов в трактате Мухаммада бин Нусайра ан-Нумейри «Китаб аль-акуар ан-нуранийя ва-ль-адуар ар-руханийя» («Книга светоносных циклов и духовных эпох»). Составитель называет его важнейшим в корпусе нусайритских текстов, охватывающим фундаментальные воззрения на бытие и

8 Понятие макамат (мн. от макам) в суфизме означает семь остановок, пунктов на пути посвященного.

9 Сийякат аль-ма'на. - С. 31, 84-86.

10 Маджму' аль-а'йяд. - С. 242.

выводящим целую онтологическую систе-

му11.

В одном месте этого трактата мудрец обращается к своей ученице: «Для тебя, моя дорогая, все еще продолжается введение в науку, и до получения собственно богословских [знаний] пока далеко, но [вопрос в том], не тяжело ли тебе будет воспринять их? Как вы можете спрашиваеть об ожидаемом будущем, судить о давно минувших событиях, о бытии разных эпох, пока не получите у мудрейших знание о том, что длится из того, что идет из далекого прошлого и продолжается испокон веков в нынешнее время и современную эпоху (мимма мада фи габир аль-габир мин ад-дахр ад-дахир ва-ль-каун ад-даир ва-д-даур аль-джаир). Но мы укажем тебе, что это знание слишком велико для тебя, чтобы воспринять его в течение всего срока твоей земной жизни, даже если бы предел ее движения был [обозначен] и последний порог ее медленного течения был [назначен] (хия гайят нихак ва алейха мада исрак) на сотню тысяч тысяч каур в сотне тысяч тысяч каур, и из каждого каура сотня тысяч тысяч даур, и из каждого даура сотня тысяч тысяч джаур, и из каждого джаура сотня тысяч тысяч лет, и из каждого года тысяча тысяч месяцев, и из каждого месяца тысяча тысяч дней, и из каждого дня пятьдесят тысяч лет - ваших человеческих лет»12.

Этот красивейший по созвучиям и ритмике текст посвящен, по сути, гносеологическим вопросам, однако то, как достижение высшего знания располагается на шкале земного времени, заслуживает внимания в связи с нашей темой. На протяжении суще-

ствования тварного мира временные циклы оказываются связанными в единый процесс, направленный от начала мира к его концу. Это подобно тому, как начало и конец присущи бытию общества, принимающего откровение свыше, или даже отдельной человеческой жизни. Тем самым можно утверждать спиральное развитие истории, согласно ну-сайритскому учению, когда совокупность временных циклов, или исторических эпох, имеет общее направление развития.

При этом можно предположить у нусай-ритов одновременно два противоположных аспекта восприятия истории: наряду с восходящим движением (от низших уровней к высшему), имеет место и пессимистический, нисходящий вектор. В частности, приводимая автором книги «Китаб аль-бакура» молитва, где говорится об избавлении от «бед загрязнения» (мин шарр аль-масухия), содержит перечисление уровней нисхождения: «Огради меня от бед загрязнения твоего, огради нас и всех наших уверовавших братьев от бед фасха, насха, масха, васха, расха, кашша и кашшаша»13. Здесь упоминаются степени возможного нисхождения (падения или, может быть, низведения) человека (или человечества) все ниже с течением определенных периодов времени14.

В толковании-тафсире этой суры там же говорится, что в ней молящийся просит избавить его от загрязнения в семи видах, каждый из которых состоит из неких частей: «Эти семь видов заключают в себе всю скотину, зверей и других животных, и принято, что они, эти семь видов не что иное как семь уровней ада, упомянутых в

Китаб аль-акуар ... - С. 31.

Там же. - С. 40.

Китаб аль-бакура... - С. 10-11. Э. Солсбери отчего-то перевел это как «нисходящее превращение»,

degrading transformation, по-видимому, поставив на первое место идею низведения в некие нечистые

сферы.

В своей диссертации В. Н. Саутов дает такое пояснение этим терминам: ан-насх (изменение), аль-масх (превращение), аль-фасх (расторжение) и ар-расх (укоренение) [2, c. 75-76].

Russian JournaI of the

HUMANITIES Vo1. 18, N°. 4, 2018 393

11

12

13

суре "Аль-Хиджр" Корана»15. Далее сообщается, что грешник прибегает к своему господину Али Ибн Аби Талибу «с чистым сердцем и смиренным духом», чтобы тот спас его от этих зол16.

Виды, или уровни, нисхождений явно связаны с временными циклами. По-видимому, так считал и Э. Солсбери; к повестванию о циклах-кыбаб в «Китаб аль-бакура» этот переводчик и комментатор сделал следующую интересную ремарку: «Так называемые скинии (tabernacles) [кыбаб] суть фазы человеческого бытия до Адама - от низших к высшим, соответствующие (в обратном порядке) семи формам нисходящего превращения (degrading transformation), упомянутого в главе второй, падению по которым нусайриты считают себя подверженными за собственные проступки. Соответственно, скиния [кубба] аль-Йунан, т. е. греческая, представляет высшую точку, достигнутую людьми перед началом особого явления Али в "семи скиниях божественных качеств", и от нее идет первый шаг вниз для тех, кто не смог признать Али в его явлении, и этот шаг называется аль-фасх, порча. По другим скиниям (tabernacles): [куббе] аль-Джинн, т. е. "гения", соответствует ан-насх - падение дарования, [куббе] аль-Джанн, т. е. "демонов", соответствует аль-масх, вырождение, [куб-бе] ар-Римм, "мусор", - аль-васх, осквернение, [куббе] ат-Тимм, "отбросы", - ар-расх, застой, [куббе] аль-Бинн, "зловонное место", - аль-кашш, увядание, и [куббе] аль-Хинн, "феи", - аль-кашшаш, куча мусора» [7, с. 287 сноска].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В свою очередь, Я. Фридман пишет об этом, что названия первобытных циклов отражают негативный ход дела, ведущий к

падению. Ученый считает причиной, почему первые буквы первых четырех циклов (Хинн, Бинн, Тымм, Римм) [4, с. 184] образуют имя Хабтар, "лис", то, что это прозвище Абу Бакра, которого в нусайритской религии считают воплощением дьявола (в этом прослеживается отчасти сходство со взглядами шиитов, которые считают трех первых в мусульманской истории халифов узурпаторами). Он пишет далее, что следующие два первобытных цикла называются именами двух видов демонов, служащих дьяволу, - Джанн и Джинн17, тогда как последующие кыбаб разделяют человеческую историю на части: «В каждой куббе восемь аспектов божественного - триады и соподчиненные пятерки - олицетворялись теми, кого нусайриты считают самым благочестивым обществом своего времени. Иными словами, каждому откровению дано имя наиболее важной личности его периода времени: кубба адамова, ноева, авраамова, моисеева, канахвариева (только у ат-Табарани в «Маджму аль-айад»), персидская, хашимова, мухаммадова - период ислама, или нынешняя кубба. К этим циклам ат-Табарани прибавляет куббу талибову, т. е. Абу Талиба, отца Али. Она также называется аль-макамат ат-талибийа, и считается другим измерением времени, существуя только для посвященных, которые достигли божественного мира» [6, с. 113-114].

Наконец, считающийся по сей день основным в корпусе нусайритских текстов, «Книга всеобщего», или «Китаб аль-маджму», тоже свидетельствует как о периодичности священной истории, так и об имеющемся нисходящем векторе развития человечества. В суре второй «Китаб аль-маджму» в обращении к Али говорится об определенной

Коран, 15: 43, 44. - С. 218: «И поистине, геенна - место, назначенное всем! У нее - семь врат, и у каждых врат из них - отдельная часть» (ва инна джаханнама ля-мау'идухум аджма'ин ляха саб'ат абваб, ли-кулли баб минхум джуз' максум).

Китаб аль-бакура... - С. 11.

Там же. - С. 61.

15

16

17

эпохе, в которую тот явился, имея на этот раз своим хиджабом (покровом) Мухаммада: «Тайно ты - наш Бог, а явно ты - наш Имам, о ты, который явился там, где был скрыт, и который скрылся там, где явился. Ты явился во время своего сокрытия и ты скрылся во время своего явления. Ты явился в божественной сущности, ты возвысился в облике Али и скрылся в облике Мухаммада. Так ты сам воззвал от себя к себе»18.

Следом в тексте идет пассаж, упоминающий степени нисхождения. Имея определенные этические значения, они располагаются в мистическо-пространственной системе координат (как, в свою очередь, и степени восхождения посвященного). «О, Эмир пчёл, о, Али! Твой свет засиял, твоя заря взошла, твоя ясность распространилась, твои благодеяния несравненны, твоя слава нерушима, потому что ты оберегаешь меня от мук твоих унизительных превращений и потому что ты нас оберегаешь - нас и всех наших братьев по вере - от мук фасха, насха, масха, васха, расха, кашша и кашшаша»19.

Обсуждение

Можно ли считать представления нусай-ритов в соответствии с приведенными выше фрагментами источников полностью оригинальными? Ответ на этот вопрос напрашивается положительный, даже учитывая мнения ученых, в том числе Р. Дюссо, о преемственности многих их религиозных представлений у исмаилитов в период становления нусайритского вероучения в Средние века. К этому следует добавить и возможные заимствования нусайритами ряда положений суфизма. В частности, суфии, как и нусайриты, широко использовали понятие «покрова», или «покрывала» (аль-хиджаб), причем далеко не только в значении пелены

(аль-гыта'), мешающей увидеть божественную реальность20. А классическое сочинение мусульманского суфийского богослова и мистика Ибн Араби «Геммы мудрости» имеет внутреннюю структуру, основанную на принципе последовательного откровения Бога во времени посредством пророков [3], что напоминает нусайритские циклы истории, также связанные с конкретными персоналиями. Впрочем поиск подобных соответствий и заимствований потребует отдельного серьезного исследования, тогда как здесь можно ограничиться лишь постановкой этого вопроса в отношении временных циклов. Такое исследование, видимо, должно будет сопровождаться сопоставлением данных разных собственно нусайритских источников ввиду трудности на современном этапе констатировать целостность концепции времени у нусайритов, тогда как удается выявить лишь общие представления.

Заключение

Итак, нусайритское учение о временных циклах в очень обобщенном виде имеет несколько особенностей. Во-первых, все исторические циклы вместе с доисторическими выстраиваются в единую спираль времени. На ней располагается священная история, также цикличная, и каждый период был непосредственно связан с обществом, в которое ниспосылалось откровение смысла-маана с обязательными исмом и бабом. При этом основа (асас) оставалась неизменной с ее вечной сокрытой истиной (батын), а менялась лишь видимая форма откровения (захир) в соответствии с лицом, посредством которого оно передается (на-тик).

Во-вторых, направление исторического развития не рассматривается как однознач-

18 Китаб ал-маджму'. - С. 164.

19 Там же.

20 Коран, 50: 22. - С. 425: «Был ты в небрежении об этом, и Мы сняли с тебя твой покров (гыта'ака), и взор твой сегодня остр».

ное восходящее. Наряду с возможностью Конечно, дальнейшее сравнение данных духовного и социального прогресса, свыше разных источников может прояснить предпосылается, как верят нусайриты, и воз- ставления о ходе времени и истории у испо-можный путь «унизительного нисхожде- ведающих эту религию. Однако тут нужно ния» в низшие, нечистые сферы - для тех, помнить о буквально зачаточном состоянии кто не следует по заповеданному пути. Нис- нусайритского источниковедения, а следо-хождение при этом детализовано по перио- вательно - о настоятельной необходимо-дам и их характеристикам. сти верификации опубликованных текстов, В-третьих, сведения о длительности уточнения их атрибуции, филологическом, эпох и даже сами подходы к их определе- историческом и теологическом их коммен-нию сильно разнятся по источникам. У тировании. Учитывая императив сохранения одних авторов очевидны определенные ак- тайны веры, эти стояшие перед учеными за-центы, связанные, видимо, с целью и темой дачи должны выполняться с чрезвычайной соответствующего трактата. В некоторых деликатностью и уважением к священным случая явны значительные расхождения в для нусайритов текстам, уже неоднократ-деталях, особенно в сроках временных ци- но опубликованным и ставшим достоянием клов и эпох. историков, культурологов и теологов.

Источники

Коран / пер. и коммент. И. Ю. Крачковского ; Ин-т востоковедения АН СССР. - 2-е изд. - М., 1986. - 728 с.

Китаб аль-акуар ан-нуранийя ва-ль-адуар ар-руханийя («Книга светоносных циклов и духовных эпох»). Ривайят Аби Абдалла бин Итаб ан-Насри ан Аби Халед Абдалла аль-Кабили, марфуан иля ас-сайид Аби Шуэйб Мухаммад бин Нусайр аль-Абди аль-Бакри ан-Нумейри // Рисалят аль-хикма аль-алавийя («Послание алавитской мудрости»). Т. 1 / сост. Абу Муса и шейх Муса. Дияр-Акль (Ливан), [2005]. - С. 31-207. (Сильсилят «Ат-турас аль-алави» / «Алавитское наследие»). Китаб аль-бакура ас-сулейманийя фи кашф асрар ад-дийяна ан-нусайрийя, талиф Сулейман-эфенди аль-Адани («Книга первого плода сулейманова в раскрытии тайн нусайритской религии»). - [Б.м.; б.г.]

Китаб ал-маджму' («Книга всеобщего») // R. Dussaud. Histoire et religion des Nosairis. - Paris, 1900. - P. 161-179 (Bibliothèque de l'Ecole des Hautes études, fasc. 129). (Перевод с арабского Д. В. Макарова и А. В. Сарабьева). Маджму' аль-а'йяд («Собрание праздников») Абу Саида Маймуна бин Касима ат-Табарани // Рисалят аль-хикма аль-алавийя. Т. 3 / сост. Абу Муса и шейх Муса. - Дияр-Акль (Ливан), 2006. -C. 208-412.

Сийякат аль-ма'на («Движение маана») Абу Хусейна ибн Хамдана аль-Хасиби // Рисалят аль-хикма аль-алавийя. Т. 2 / сост. Абу Муса и шейх Муса. - Дияр-Акль (Ливан), 2006. -С. 31 -86.

Та'лим ад-дин аль-'алави («Наставление в алавитском вероучении») / сост., вступ. ст., коммент. Анвар Ясин. - Дияр-Акль (Ливан), 1986. (Сильсилят «Аль-адьян ас-сиррийя» / Сер. «Тайные верования», 6).

Библиографический список

1 Дюссо Р. История и религия нусайритов / отв. ред. и предисл. В. Н. Саутов и В. В. Наумкин ; пер. с фр. яз. В. Я. Порхомовский при участии О. Н. Арсеньева ; пер. с араб. яз. Д. В. Макаров ; науч. ред. А. В. Сарабьев. - М. : ИВ РАН. 2. Саутов В. Н. Алавиты в общественно-политической жизни Сирии (40-90-е годы XX в.) : дис. ... канд. ист. наук. - М., 2001. - 211 с.

3. Смирнов А. В. Великий шейх суфизма: (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). - М. : Наука ; Восточная литература, 1993. - 330 c.

4. Bar-Asher Meir M., Kofsky Ariyeh. The NusayrT-'AlawT Religion: An Enquiry into Its Theology and Liturgy. - Leiden ; Boston ; Koeln : Brill, 2002. - 199 p. (Jerusalem Studies in Religion and Culture, 1).

5. Friedman Ya. al-Husayn ibn Hamdan al-Khasibi: A Historical Biography of the Founder of the Nusayri-'Alawite Sect // Studia Islamica. 2001. - No. 93 - P. 91-112.

6. Friedman Ya. The Nu^ayrT-'AlawTs: An Introduction to the Religion, History and Identity of the Leading Minority in Syria. - Leiden ; Boston ; Brill, 2010. - 327 p. (Islamic history and civilization, 77)

7. Salisbury E. E. The Book of Sulaiman's First Ripe Fruit, disclosing the Mysteries of the Nusairian Religion, by Sulaiman Effendi of Adhanah; with copious extracts // Journal of the American Oriental Society. - 1866. - Vol. VIII. - P. 227-308.

References

1. DussaudRene. History and religion of Nusayris. Moscow (in publishing). (In Russ.).

2. Sautov V N. Alawites in the Social and Political Life of Syria (40-90s of the XX century), PhD dissertation. Moscow, 2001, 211 p. (In Russ.).

3. Smirnov A. V. The Great Sheikh of Sufism: (Experience of the Paradigmatic Analysis of the Philosophy of Ibn Arabi). Moscow, 1993, 330 p. (In Russ.).

4. Bar-Asher Meir M., Kofsky Ariyeh. The NusayrT-'AlawT Religion: An Enquiry into Its Theology and Liturgy. Leiden; Boston; Koeln, 2002, 199 p. (In Eng.).

5. Friedman Ya. al-Husayn ibn Hamdan al-Khasibi: A Historical Biography of the Founder of the Nusayri-'Alawite Sect. Studia Islamica, (2001); 93: 91-112. (In Eng.).

6. Friedman Ya. The Nu^ayrT-'AlawTs: An Introduction to the Religion, History and Identity of the Leading Minority in Syria. Leiden; Boston, 2010, 327 p. (In Eng.).

7. Salisbury E. E. The Book of Sulaiman's First Ripe Fruit, disclosing the Mysteries of the Nusairian Religion, by Sulaiman Effendi of Adhanah; with copious extracts. Journal of the American Oriental Society, 1866; VIII: 227-308. (In Eng.).

Поступила 22.06.2018

Сведения об авторе

Сарабьев Алексей Викторович - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, докторант ИВ РАН. Область научных интересов: религиозные общины и межконфессиональные отношения на Ближнем Востоке. Член РГО и ИППО (Международная секция), эксперт Российского Совета по международным делам и Дискуссионного клуба «Валдай». Автор научных статей и книг по истории и социально-политическим вопросам Ливана и Сирии. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9796-2411.

E-mail: alsaraby@ivran.ru

Submitted 22.06.2018

About the author

Aleksey V. Sarabiev - Candidate of History, Leading Researcher, the Centre of Arabic and Islamic Studies, the Institute of Oriental Studies of Russian Academy of Sciences. Research interests: religious communities and inter-confessional relations in the Middle East. The author of books and articles on the history and socio-political issues in Lebanon, Syria and other Middle East countries as well; an expert of the Russian International Affairs Council and Valdai Club. The author of scholar articles and books on history and social and political issues of Lebanon and Syria. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9796-2411.

E-mail: alsaraby@ivran.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.