Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

К ВОПРОСУ О ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенная служба / Санкт-Петербургская портовая таможня / первое торговое судно / Санкт-Петербург / петербургский порт / customs service / St. Petersburg Port Customs / first merchant ship / St. Petersburg / St. Petersburg port

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихомирова Ольга Михайловна

Изучение предшествующего опыта, установление межпоколенческих связей, сохранение и преумножение традиций служит основой для определения тенденций, прогнозирования направлений современного развития таможенных органов. В статье рассмотрены вопросы возникновения, становления и развития таможенной службы Санкт-Петербурга, создания первых таможенных учреждений на его территории, ставших основой для сложения ряда крупнейших таможенных органов современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF TIME THE ARISE OF CUSTOMS SERVICES OF ST. PETERSBURG

The study of previous experience, the establishment of intergenerational ties, the preservation and enhancement of traditions serves as the basis for determining trends and forecasting the directions of modern development of customs authorities. The article considers the issues of the emergence, formation and development of the customs service of St. Petersburg, the creation of the first customs institutions on its territory, which became the basis for the formation of a number of the largest customs authorities of our time.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

УДК 9

к вопросу о времени возникновения таможенной службы санкт-петербурга

Тихомирова Ольга Михайловна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заместитель декана факультета повышения квалификации, e-mail: tixomirova@mail.ru

Изучение предшествующего опыта, установление межпоколенческих связей, сохранение и преумножение традиций служит основой для определения тенденций, прогнозирования направ-лений современного развития таможенных органов. В статье рассмотрены вопросы возникновения, становления и развития таможенной службы Санкт-Петербурга, создания первых таможенных учреждений на его территории, ставших основой для сложения ряда крупнейших таможенных органов современности

Ключевые слова: таможенная служба; Санкт-Петербургская портовая таможня; первое торговое судно; Санкт-Петербург; петербургский порт

on the question of time the arise of customs services of st. petersburg

Tikhomirova Olga M.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Deputy Dean of the Faculty of Professional Development, e-mail: tixomiro-va@mail.ru

The study of previous experience, the establishment of intergenerational ties, the preservation and enhancement of traditions serves as the basis for determining trends and forecasting the directions of modern development of customs authorities. The article considers the issues of the emergence, formation and development of the customs service of St. Petersburg, the creation of the first customs institutions on its territory, which became the basis for the formation of a number of the largest customs authorities of our time

Keywords: customs service; St. Petersburg Port Customs; first merchant ship; St. Petersburg; St. Petersburg port

Для цитирования: Тихомирова О.М. К вопросу о времени возникновения таможенной службы Санкт-Петербурга // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 4 (84). С. 59-63.

Вопросы истории и современного развития таможенных органов Санкт-Петербурга входят в сферу научных интересов исследователей, специалистов таможенного дела. Один из них, как и когда возникла таможенная служба нашего города, по-прежнему остается недостаточно раскрытым.

В череде знаменательных дат в истории таможенных органов Санкт-Петербурга есть дата 12 ноября 1703 года. Именно с нее принято вести отсчет деятельности таможенной службы города на Неве.

Установлению данной даты предшествовала большая работа целого исследовательского коллектива, целью которой было выявление документов, материалов, отражающих этапы возникновения, становления и развития таможенных органов Санкт-Петербурга.

Ее итоги нашли отражение в приказе Северо-Западного таможенного управления от 22 мая 1998 года № 102 «Об исторической дате основания Санкт-Петербургской и Балтийской таможен»: «Комиссией по утверждению исторической даты основания Санкт-Петербургской и Балтийской таможен были выявлены материалы, подтверждающие начало деятельности таможенной службы в Санкт-Петербурге и создание Санкт-Петербургской таможни

в 1703 году с момента прихода в Петербургский порт первого иностранного торгового судна. Подтверждение данного факта получено из Российской национальной библиотеки, Ленинградского областного Государственного архива Выборга, Центрального военно-морского музея, Санкт-Петербургского филиала института российской истории Российской Академии наук. В 1992 году произошла реорганизация Санкт-Петербургской таможни, в результате которой на ее базе были созданы Санкт-Петербургская и Балтийская таможни как самостоятельные таможенные органы.

На основании вышеизложенного, а также учитывая заключение Управления кадров и учебных заведений ГТК России № 10-48/3794 от 25 февраля 1998 года, приказываю:

1. Отнести начало деятельности таможенной службы в Санкт-Петербурге к 12 ноября 1703 года.

2. Считать датой основания Санкт-Петербургской и Балтийской таможен 12 ноября 1703 года» [1].

Попробуем проанализировать материалы, позволившие принять данное решение.

Основанный на берегах Невы 16 (27) мая 1703 года, как форпост России на западных рубежах, Санкт-Петербург должен был

одновременно стать ее главным торговым портом [2, с. 42]. Петр I мечтал сделать город «великим купеческим магазином» [3, с. 15].

Сразу после закладки Санкт-Петербурга через русских представителей за рубежом было объявлено об открытии торговли в новооснован-ном городес обещанием шкиперу, первым пришедшему в эту гавань, крупной денежной премии. В ноябре 1703 г. по сообщению первой русской газеты «Ведомости», «изданной на Москве лета господня 1703 декабря в 15 день», в устье Невы пришло первое торговое судно - голландский корабль с грузом вина и испанской соли [4, с. 212]. Вот как описывалось данное событие: «В ноябре месяце пришел к Санктпитербурху карабль галанской с товары, с питьями, и с солью, на котором был шипер, и неко-лико матросов, и тот карабль по повелению господина губернатора принят по обыкновению и за приход подарено вышепомянутому шиперу за столом в дому его губернаторском пять сот золотых, а матросом кои сним были по триста ефимков коемуждо, и при том сказано ему во обнадеживание других, естли по том другой карабль туда придет, и тому, кто на том карабле, дано будет триста золотых, та-кожде есть ли и третий карабль придет дано будет сто пятьдесят золотых, и с тем тот вышепомянутой карабль от Санктпитербурха отпущен в надлежащий ему путь со удоволствованием, а товары все которые на том карабле были куплены повольною ценою» [5].

В ряде источников встречается упоминание о том, что сам Петр I под видом простого матроса провел это судно по невскому фарватеру: «...но такъ какъ въ заливе между Петербургомъ и Кронштад-томъ находятся мели, но Его Величество, вместо того, чтобы послать кого либо провести этоотъ корабль, самъ нарядился матросомъ и въ сопровождении многихъ особъ, наряженныхъ в такое же платье, втсретилъ корабль у мелей залива. Взошедъ на корабль, онъ поздравилъ шкипера по Голландски съ прибытие его перваго в новоустроенной портъ, и объявилъ, что прислан отъ Губернатора проводить его до пристани. Сказавъ это, онъ опять селъ въ шлюбку и велелъ шкиперу корабля следовать за собой. Такимъ образомъ, счастливо проведя его черезъ мели, привелъ къ пристани на Васильев-скомъ острову у дома Губернатора, Князя Мен-шикова, въ которомъ шкиперу и всемъ матросамъ отведена была квартира» [6, с. 40, 41]. «Поутру Государь снова прибылъ к нему, извсестилъ, что все находившееся на корабле охраняется надежнымъ карауломъ, и потребовалъ отъ него реэстра грузу, состоявшемуся изъ разныхъ винъ и Испанской соли. Онъ дал позволение продавать все это безпошлинно, а между темъ купилъ для употребления Двора своего знатную часть вина и соли, рекомендовал всемъ знакомым Господамъ последовать его примеру, и въ короткое время весь то-варъ раскупленъ былъ с значительною прибылью» [6, с. 42, 43].

Как следует и из данного описания, привезенный груз был продан беспошлинно. Фактически произошло таможенное оформление грузов и, тем самым, было положено начало внешнеэкономической деятельности в Санкт-Петербурге [4, с. 212].

Первые сведения о таможенных учреждениях Санкт-Петербурга мы находим у А.И. Богданова в его «Описании Санкт-Петербурга 1749-1751»:

«1. Таможня первоначальная внутренняя и мелочная, стояла на конной площадке, просто состроенная светлица из бревен, так, как простая хоромина.

2. Портовая таможня или корабельная, которая таможенной ефимочный сбор имеет брать пошлину с приходящих иностранных кораблей с товарами в Санктпетербург, также и со отходящих.

Состоялась 1720-го году, сперва на Троицкой пристани, в которой внутри обито было золотыми и серебряными обоями, и переведена на Васильевский остров 1733 году.

3. Таможня Портовая или Кантора Портовая в Кронштадте, отправляет тож сбор пошлины с купецких кораблей и оная под ведением Главной Таможни при порте Санктпетербургском, состоит под ведением Комерц коллегии.

4. Внутренная таможня, которая збирает пошлину с прежних российских товаров, на Васильевском острову, при Портовой Таможне.

5. Таможня на Заставе, имеющейся вверх по Неве Реке при Ямской Смоленской, которая записывает едущих всяких судов в Санктпетербург и осматривает безгласных товаров» [7, с. 93, 94].

Подобные данные о таможенных органах Санкт-Петербурга начала XYШ века встречаются и в исследованиях М.Д. Чулкова: «В сем же году (1713 г.) построен был и гостиный двор на Петербургской стороне, подле церкви Живоначальныя Троицы Фахверковой, то есть мазанками о двух этажах; внизу были торговые лавки, а вверху кладовые,

амбары..... Перед гостиным двором собирались

купцы для биржи. Таможня деревянная же стояла на берегу; а пакгауза не было: ибо на первой случай позволялось купцам держать свои товары, где хотят, и купеческие корабли по очистке своей в таможне обыкновенно выгружали товары у домов купеческих. До учреждения же Акцизной камеры учреждена была ратуша и две таможни, а именно: внутренная и портовая, которыя назывались настоящая и летняя, а третья, мытная.» [8, с. 31].

Приведенные источники содержат лишь перечисление существовавших на тот период таможенных органов Санкт-Петербурга, но не содержат информации о времени их создания.

Предположение о том, что основание Санкт-Петербургской таможни произошло в 1703 году впервые мы встречаем у А.Е. Сукновалова в «Очерках истории Ленинграда» [4, с. 212; 9, с. 90].

Это же мнение высказал и Б.Б. Дубенцов в своей статье «Создание Санкт-Петербургской

Рис. 1. Санкт-Петербург. Вид Троицкой площади на Городовом острове. Гравюра А.Ф. Зубова. 1720

портовой таможни (первая треть XYIII века)»: «Поскольку в начале XYШ века еще существовали внутренние торговые пошлины, т.е. обложение торговых операций, совершавшихся на внутреннем рынке, то уже в год основания Петербурга (и никак не позже 1704 года) появилась в Санкт-Петербурге внутренняя таможня» [10, с. 7].

«Обложение внутренними пошлинами как отечественных, так и иностранных предметов потребления существовало с древних времен до середины XVIII века. Внутренние таможенные пошлины представляли собой налоги, заменявшие акцизы и внешние таможенные сборы» [11]. В XVII -первой половине XVIII века таможней опосредовались все сделки купли-продажи в любом городе и, соответственно, нормальное развитие Петербурга предполагало наличие здесь таможенного органа [4, с. 212].

В архиве Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук сохранился уникальный документ - письмо дьяка И.С. Степанова из Москвы управляющему Ингерманланд-ской канцелярией А.Я. Щукину, датируемое 1 марта 1704 года. Документ, в том числе, содержит информацию «об изготовлении образцовой медной печати для таможен Санкт-Петербурга». «По приказу Александра Даниловича Меньшикова зделана образцовая медная печать, которым быть в Санкт-Пи-тербурху в таможне. И ты поволь, государь мой, ее показать. И буде поволит, делать таким ли образцом, и медные ль или серебряные. А буде делать не таковы, и ты поволь прислать рисунок, проти[в] которого делать» [12, с. 82, 83]. Именно этот документ стал решающим, хотя и косвенным, аргументом, позволившим сделать вывод о возникновении таможенной службы Санкт-Петербурга уже в 1703 году и связать ее начало с приходом в город

первого торгового судна.

К сожалению, в настоящее время пока не выявлены архивные документы, которые могли бы подтвердить или опровергнуть достоверность сделанного вывода, указать точную дату основания таможенной службы города на Неве.

Существовавшие первоначально внутренняя, мелочная и летняя таможни, занимавшиеся главным образом сбором внутренних пошлин постепенно утрачивают свое первоначальное значение. «В 30-е годы XVIII века они перешли в подчинение Санкт-Петербургской портовой таможни (в 1732 г. - внутренняя, в 1734 г. - мелочная и в 1735 г. - летняя). Официальное учреждение Портовой таможни, по-видимому, произошло в 1724 г., на что указывает ответ на запрос Ревизи-он-конторы из Государственной Коммерц-Коллегии в июле 1756 г. и представление Министерства финансов от 6 февраля 1912 г.: «По справке в архиве Санкт-Петербургская портовая таможня учреждена с начала 1724 года, которая и поныне обретается» [4, с. 212; 13, л. 4, 4-об].

«Из государственной комерцъ коллегии в ре-визион кантору требовано известия Сакнтъпетер-бургская портовая и к ней подчиненные внутренняя мелочная и летняя таможни в котором году учреждены и в правление дел вступили и всель оные попрежнему состоятъ в тех правлениях или некоторые отменены буде отменены показать которые именно и в котором году, месяце и числе.

По справке в комерцъ колегии Санктпетербур-ская портовая таможня учреждена въ 1724-м году которая и поныне правлением состоит внутренняя мелочная и летняя которыя находились прежде в ведомстве каморъ колегии прислан той ко-легии ис канторы в ведомство комерцъ колегии в силу имянного 1731-го году указу внутренняя

(О*'' тЗ^г^>

Рис. 2. Документ. Ответ на запрос из ревизион-конторы [13]

въ 1732-м мелочная въ 1734-м летняя въ 1735-м годах из оных мелочная (*) сообщена была со внутреннею, которая действием и состояли прошлого 1753-го году декабря по 20-е число а того числа имян-ным Ея Императорскаго Величества указом пове-лено внутренним таможням во всем государстве не быть

За скрепою регистратора Ивана Еремеева

Справка канцеляриста Антона Кондрат(ь)ева

Октября 16 дня 1756 году

*по определению комерцъ коллегии прошлого 1744 году марта 7 дня для лутчаго и скорейшаго купечеству отправления».

Санкт-Петербург создавался замыслом Петра I как город - порт, и изначально основное внимание здесь отводилось развитию морской торговли. Длительный период времени единственной на территории города оставалась Санкт-Петербургская портовая таможня (до 1869 года), являясь, одновременно, крупнейшим органом фиска для

всей России. С течением времени таможня прошла череду переименований и структурных преобразований, неизменно сохраняя свою главенствующую роль. В конце XIX - начале XX веков из её состава были выделены Санкт-Петербургская сухопутная таможня (1869-1912) и Таможня при Финляндской железной дороге (1892-1928).

С началом Первой мировой войны Санкт-Петербургская портовая таможня была переименована в Петроградскую (1914 г.). В 1924 г. в связи с переименованием Петрограда в Ленинград, Петроградская таможня была переименована в Ленинградскую. С закрытием и передачей Ленинградской таможне в 1928 г. функций Таможни при Финляндской железной дороге (в соответствии с приказом от 15 октября 1923 г. № 147 по Петроградскому таможенному округу была переименована в Октябрьскую таможню), а в 1934 г. - Городской таможни, длительный период времени в городе вновь будет действовать одна таможня - Ленинградская, выполнявшая все виды таможенного контроля.

«Такая ситуация оставалась вплоть до ноября 1974 г., когда таможенный пост «Аэропорт»

Ленинградской таможни был реорганизован в Пулковскую таможню» [4, с 222].

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 сентября 1991 г. «О возвращении Ленинграду его исторического названия Санкт-Петербург» город Ленинград был переименован в Санкт-Петербург. Тогда же, Ленинградская таможня была переименована в Санкт-Петербургскую (приказ Таможенного комитета СССР от 11 октября 1991 г. № 145 «О переименовании Ленинградской таможни»). В соответствии с приказом Государственного таможенного комитата Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 213 на базе Санкт-Петербургской таможни были организованы две крупнейшие самостоятельные таможни - Санкт-Петербургская и Балтийская, специализирующаяся на морских перевозках. Начался современный этап развития таможенных органов Санкт-Петербурга.

Библиографический список:

1. Приказ Северо-Западного таможенного управления от 22 мая 1998 года № 102 «Об исторической дате основания Санкт-Петербургской и Балтийской таможен».

2. Северо-Западное таможенное управление. XX лет. Таможенное дело на Северо-Западе России. Историко-документальное издание. СПб, 2010. С. 42.

3. Кулишер И.И. История русской торговли до XIX века включительно. Петроград, 1923. С. 15.

4. Санкт-Петербургская таможня // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2000. № 1(11). С. 212.

5. Морской хронограф: 1703, 1 (12) ноября - Прибытие в Санкт-Петербург первого иностранного коммерческого судна. 26 сентября 2020. URL: https://dzen.ru/a/ X2-OdWOyXQTNCM8t

6. Анекдоты о Петре Великом. Часть первая. Москва.1846.

7. Богданов А.И. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его с 1703 г. по 1751 г. СПб, 1779. С. 93-94.

8. Чулков Д.М. Историческое описание Российской коммерции при всех портах и границах. М., 1785, т. IY, кн. 1. С. 31.

9. Очерки истории Ленинграда, т.1. Период феодализма (1703 - 18161 гг.). М.-Л., 1955. С. 90.

10. Дубенцов Б.Б. Создание Санкт-Петербургской портовой таможни (первая треть XYIII века). «Новый часовой», 1996. № 4. С. 7.

11. Столичная таможня в прошлом. URL: 5d21f64b676241086 4f587dde291d592.pdf

12. Походная канцелярия Александра Даниловича Менши-кова (1703-1705). СПб: историческая иллюстрация, 2023, С. 82-83.

13. РГАДА, ф. 276, Оп. 1, ех. 2349, лл. 4, 4-об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.