Научная статья на тему 'К вопросу о «Вписанности» в культуру научных идей и открытий в истории'

К вопросу о «Вписанности» в культуру научных идей и открытий в истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ВПИСАННОСТЬ" НАУЧНЫХ ИДЕЙ / РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ / ОТКРЫТИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дробязко Наталья Евгеньевна

Автор рассматривает вопросы «вписанности» в культуру идеи и открытий в истории науки, дает им оценку, подчеркивает актуальность для современной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о «Вписанности» в культуру научных идей и открытий в истории»

№ 4 (55), 2014

"Культура и общество. Философия. Социология"

5. Заславская Т. И. Человеческий потенциал в со- 6. Путин В. В. Россия: национальный вопрос // временном трансформационном процессе // Обще- URL: http://putin2012.ru/#index ственные науки и современность. 2005. № 4. С. 20.

I. P. SKVORTSOV, G. P. ОTIUCKIY. SPIRITUALITY IN THE SYSTEM OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIA

Article discusses the phenomenon of spirituality in the aspect of strengthening the national security of Russia, the contemporary understanding of its nature and content, and possible ways of development. Key words: spirituality, national security, spiritual security, national idea.

Н. Е. ДРОБЯЗКО

К ВОПРОСУ О «ВПИСАННОСТИ» В КУЛЬТУРУ НАУЧНЫХ ИДЕЙ

И ОТКРЫТИЙ В ИСТОРИИ

Автор рассматривает вопросы «вписанности» в культуру идеи и открытий в истории науки, дает им оценку, подчеркивает актуальность для современной науки.

Ключевые слова: «вписанность» научных идей, реализация идей, открытий.

Изучая вопросы «вписанности» в культуру научных идей и открытий, ученые сегодня все чаще приходят к выводу о том, что данный фактор мог быть как раз тем основным, который и послужил бы возможностью реализации или не реализации их в науке. Обсуждая вопрос, как в разные эпохи и периоды истории относились к новым идеям, как теоретическим исследованиям, так и к практическим открытиям, можно привести массу примеров, когда в науке стоял вопрос не только «невписанности» таковых в культуру, но и проблемы угрозы чести, свободы и даже жизни ученого.

Как правило, в фундаментальных областях исследования, пишет В. С. Степин, развитая наука имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте (иногда практическое освоение таких объектов осуществляется даже не в ту историческую эпоху, в которую они были открыты). Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи, поэтому нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с категориями ее культуры [1].

Так, в свое время не вписалась в научную картину мира схема строения солнечной системы Н. Коперника, взгляды и идеи Г. Галилея, идеология Дж. Бруно. Позже это было названо «ко-перниканской» революцией или первой научной революцией в истории человечества.

Другой пример - открытие великим А. Эн-штейном теории относительности, которая перевернула взгляды на всю механистическую картину мира в физике, стала общепризнанной

теоретически, но и сегодня мы не можем применять ее законы на практике, живя в мире пока еще других скоростей. Когда известного физика М. Фарадея спросили, в чем он видит применение своей теории электромагнитных волн, он в замешательстве сказал: «Возможно, с помощью этого можно делать забавные детские игрушки» [2].

Х. Соколин в одной из своих статей писал, что в феврале 1929 года на заседании Британского медицинского общества А. Флеминг впервые сообщил о феноменальном воздействии открытого им пенициллина на стафилококковые бактерии. Его коллеги отреагировали на это ледяным молчанием. Докладчику не было задано ни одного вопроса, что свидетельствовало как об отсутствии интереса к работе, так и о непонимании ее важности. И только во время Первой мировой войны пенициллин стал незаменимым. Спустя 23 года, когда лауреат Нобелевской премии сэр Александр Флеминг находился на вершине славы, он все еще с содроганием вспоминал то заседание, которое задержало его исследования на 11 лет [3].

Ч. Карлсон, изобретатель ксерокса, предложил фирме «Кодак» совместную разработку копировальной машины, которая в 1959 году завоевала весь мир. П. Меллори, глава исследовательского отдела фирмы «Кодак», ответил: «Мы полагаем, что копировальный процесс, основанный на электрофотографии (первоначальное название -Х. С.) не имеет технологической и коммерческой перспективы, и не намерены вкладывать средства в его разработку».

Еще один пример. Телефон, изобретенный преподавателем риторики А. Беллом в 1876 году, имеет слишком много недостатков и никогда не станет практическим средством коммуникации, писали газеты. «Публика сможет убедиться в этом, как только утихнет сенсационная шумиха

"Культурная жизнь Юга России" № 4 (55), 2014

вокруг аппарата Белла. Будь этот Белл специалистом, он никогда не придумал бы такое нелепое устройство», - говорил Р. Бейкер, президент компании «Вестерн Юнион».

В 1789 году известный химик Лавуазье так же столкнулся с непониманием научного общества, когда сделал сообщение о химическом составе воздуха. «Предположение о том, что воздух состоит из азота и кислорода, абсурдно, ибо огонь, воздух, вода и земля давно признаны простыми элементами», - ответил французский академик Боме. Однако известная фраза американского физика Б. Франклина звучит так: «Наука - это истина, помноженная на сомнения».

Можно ли четко назвать признаки, по которым «научные» представления отличаются от «донаучных», «вненаучных» и т. д.? [4]. Безусловно, к признакам научного знания следует отнести прежде всего нацеленность на приобретение максимально полной объективной истины в любой исследуемой области. Критериями научного знания являются его воспроизводимость, возможность передачи и проверки, системность, логическая непротиворечивость, теоретическая обоснованность, предсказательная способность. Но вот уже минул век, когда революция в естествознании разрушила образ абсолютного, исчерпывающего, достоверного знания. Более того, любые критерии

объективной истины субъективны, нося на себе социокультурный отпечаток. Нельзя отрицать также, что системность, своего рода теоретическая обоснованность, присуща и религиозным представлениям, что эвристическая и даже предсказательная способность обнаруживается порой у представлений, понятий, моделей, традиционно зачисляемых в ненаучные.

Таким образом, «вписанность» в культуру, культурную картину мира эпохи научных теорий, открытий и, возможно, даже концепций и гипотез носит чрезвычайно важный характер для их признания и применения. Тем более это актуально сегодня, когда процессы глобализации и социальной интеграции касаются всех областей жизни, и в значительной мере научной.

Литература

1. Степин В. С. Основания науки и их социокультурная размерность. М., 1995. С. 11.

2. Торосян В. Г. История науки как древо возможностей // Неизбежность нелинейного мира. М., 2012. С. 165-174.

3. Соколин. Х. Непризнанные открытия и изобретения... Режим доступа:ИЯЬ: ЬИр://то^иП8. 1;у/2011/06/перп2паппуе-о1кгуйуа-1-12оЬге1ешуа/

4. Новейший философский словарь. Минск 2001.

N. E. DROBYAZKO. ABOUT THE QUESTIONS «INCLUDED» IN CULTURAL SCIENCE IDEAS

AND INNOVATIONS IN HISTORY

The author considers questions of «included» in cultural ideas and discoveries in history of science. He gives a point, underlines about novelty in modern science. Key words: «included» scientific ideas, ideas of realization, discoveries.

Г. Г. ДАВЫДЕНКО, М. П. БЕРЛИЗОВ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ В 60-е - 70-е ГОДЫ XX ВЕКА

(на примере Краснодарского края)

В научной статье авторами на примере Краснодарского края кратко освещаются и анализируются основные экономические составляющие в сфере государственной охраны объектов культурного наследия в 60-е - 70-е гг. XX века.

Ключевые слова: охрана памятников, финансирование, Краснодарский край, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры.

Охрана памятников истории и культуры представляет собой историческое общественное явление, обусловленное рядом факторов, основные роли среди которых в 60-е - 70-е годы XX века занимали влияние действующего политического курса или режима на отношение к наследию, поддержку или запрет общественной инициативы, направленной на сохранение национального

достояния, а также экономические вопросы, связанные с финансированием мероприятий по охране и сохранению памятников истории и культуры.

Важным событием в советской истории государственной охраны историко-культурного наследия послевоенного времени стало принятие 30 августа 1960 года Постановления Совета Министров РСФСР № 1327 «О дальнейшем улучшении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.