Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОКОВ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ'

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОКОВ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖЕЙМС БЬЮКЕНЕН / КНУТ ВИКСЕЛЬ / СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СОВЕТСКИЙ СОЮЗ / СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ / ХОЛОДНАЯ ВОЙНА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Минкова К.В.

Тема холодной войны постоянно муссируется в современных международных отношениях, однако комплексный и объективный анализ истоков ее возникновения так и не был осуществлен. Автор предлагает рассматривать начальный период холодной войны (а значит, и советско-американские отношения середины - второй половины 1940-х годов) через призму политэкономических теорий Кнута Викселя и Джеймса Бьюкенена, принимая во внимание долларовый дефицит и мировой кризис платежного баланса. В статье также вскрываются другие экономические вопросы, имевшие ключевое значение для развития отношений между Москвой и Вашингтоном в 1945-1947 годах. Автор отмечает, что действия обеих сторон конфликта в значительной степени объяснялись их экономическими интересами, которые в 1944 - первой половине 1945 годов совпадали с политическими, а затем либо уступили им место (США), либо воспринимались как нечто совершенно отдельное, не связанное с политикой (СССР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF RELYING ON POLITICAL AND ECONOMIC THEORIES WHEN INVESTIGATING THE CAUSES OF THE COLD WAR

Although the Cold War is constantly played up in modern international relations, a comprehensive and objective analysis of its origins has not been carried out yet. The author proposes to analyze the initial period of the Cold War (and hence the Soviet-American relations of middle and the second half of the 1940s) through the prism of political and economic theories of Knut Wicksell and James Buchanan, taking into account the crisis of the balance of payments. The article also uncovers other important issues in the relations between Moscow and Washington in 1945-1947. The author presumes that the actions of both parties to the conflict can be considered through the lens of their economic interests, which in 1944 - the first half of 1945 coincided with political interests, and afterwards either gave way to them (USA), or were perceived as something completely different, not connected with politics (USSR).

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОКОВ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2022. № 1 (74). С. 95-103. The Bulletin of Ryazan State University named for S. A. Yesenin. 2022; 1 (74): 95-103.

Научная статья

УДК 330:94(100)«1945/1991»

DOI 10.37724/RSU.2022.74.1.009

К вопросу о возможности использования политэкономических теорий при изучении истоков холодной войны

Кристина Владимировна Минкова

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия k.minkova@spbu.ru

Аннотация. Тема холодной войны постоянно муссируется в современных международных отношениях, однако комплексный и объективный анализ истоков ее возникновения так и не был осуществлен. Автор предлагает рассматривать начальный период холодной войны (а значит, и советско-американские отношения середины — второй половины 1940-х годов) через призму политэкономических теорий Кнута Викселя и Джеймса Бьюкенена, принимая во внимание долларовый дефицит и мировой кризис платежного баланса. В статье также вскрываются другие экономические вопросы, имевшие ключевое значение для развития отношений между Москвой и Вашингтоном в 1945-1947 годах. Автор отмечает, что действия обеих сторон конфликта в значительной степени объяснялись их экономическими интересами, которые в 1944 — первой половине 1945 годов совпадали с политическими, а затем либо уступили им место (США), либо воспринимались как нечто совершенно отдельное, не связанное с политикой (СССР).

Ключевые слова: Джеймс Бьюкенен, Кнут Виксель, советско-американские отношения, Советский Союз, Соединенные Штаты Америки, холодная война, экономические интересы.

Для цитирования: Минкова К. В. К вопросу о возможности использования политэкономических теорий при изучении истоков холодной войны // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2022. № 1 (74). С. 95-103. DOI: 10.37724/RSU.2022.74.1.009.

Original article

To the Issue of Relying on Political and Economic Theories when Investigating the Causes of the Cold War

Kristina V. Minkova

St. Petersburg Sate University, St. Petersburg, Russia k.minkova@spbu.ru

Abstract. Although the Cold War is constantly played up in modern international relations, a comprehensive and objective analysis of its origins has not been carried out yet. The author proposes to analyze the initial period of the Cold War (and hence the Soviet-American relations of middle and the second half of the 1940s) through the prism of political and economic theories of Knut Wicksell and James Buchanan, taking into account the crisis of the balance of payments. The article also uncovers other important issues in the relations between Moscow and Washington in 19451947. The author presumes that the actions of both parties to the conflict can be considered through the lens of their economic interests, which in 1944 — the first half of 1945 coincided with political interests, and afterwards either gave way to them (USA), or were perceived as something completely different, not connected with politics (USSR).

Keywords: James Buchanan, Knut Wicksell, Soviet-American relations, USSR, USA, Cold War, economic

interests.

For citation: Minkova K. V. To the Issue of Relying on Political and Economic Theories when Investigating the Causes of the Cold War. The Bulletin of Ryazan State University named for S. A. Yesenin. 2022; 1 (74):95-103. (In Russ.). DOI: 10.37724/RSU.2022.74.1.009.

© Минкова К. В., 2022

Холодная война давно завершилась, однако споры о ней не утихают. В них участвуют не только специалисты-историки, но и действующие политики, эксперты-международники и широкая общественность. Не будет большим преувеличением сказать, что наследие холодной войны до сих пор оказывает очень сильное влияние как на современные российско-американские отношения, так и на международные отношения в целом. Холодная война по-прежнему остается одной из фундаментальных проблем истории международных отношений новейшего времени, а ее изучение сохраняет как научно-теоретическую, так и огромную практическую значимость.

Когда именно она началась и что из себя представляла? Кто виноват в ее возникновении? Насколько политические шаги американского и советского руководства, приведшие к усилению конфронтации, в последующем названной «холодной войной», были вызваны идеологическими соображениями, а насколько — национальными интересами? Имелись ли в середине 1940-х годов в Москве и Вашингтоне четкие стратегии развития двусторонних отношений, или судьбоносные решения принимались стихийно? Эти вопросы обычно ставят перед собой историки, начиная работать над исследованием истоков холодной войны.

Представляется, что в ряде случаев причиной тому, что однозначных ответов на эти вопросы не существует ни в отечественной, ни в зарубежной историографии, служит неверно выбранный подход к их исследованию: комплексный феномен холодной войны требует и комплексного подхода к его изучению. В общественном сознании холодная война зачастую воспринимается как политическое противостояние между СССР и США, реже — между Западом и Востоком 1. Однако мало кто задумывается о том, что у холодной войны было и другое измерение — экономическое. Некоторые исследователи полностью игнорируют его [Холодная война, 2014], другие в работах общего характера кратко упоминают отдельные его аспекты — создание Бреттон-Вудских институтов, проблему урегулирования платежей по ленд-лизу, нереализованный проект создания Международной торговой организации (МТО). Авторы специальных исследований, посвященных этим экономическим вопросам, как правило, либо не вписывают их в общий контекст холодной войны, либо не раскрывают весь комплекс советско-американских отношений из-за недостатка документальной базы [Herring 1973 ; Martel, 1979 ; Pollard, 1985].

В западной историографии исследование истоков холодной войны концентрируется в основном вокруг одной потенциальной угрозы национальным интересам США — усиления советского влияния в Европе после окончания Второй мировой войны. В результате за рамками интереса ученых остается вторая, не менее важная угроза: наступившие в середине 1940-х годов долларовый дефицит и мировой кризис платежного баланса, по своим масштабам не имевшие аналогов в истории. Сложно сравнивать эти угрозы по степени возможного влияния на национальную безопасность США и СССР, также пострадавшего от отсутствия долларов. Свободные доллары необходимы были Советскому Союзу в том числе для расчетов с американцами по кредитным соглашениям о поставках ленд-лизовских остатков и выплаты процентов по полученным ранее кредитам. В 1946-1948 годах СССР экспортировал за рубеж в среднем более 5 млн т зерна в год, что привело к массовому голоду и жертвам [Зима, 1996]. Справедливости ради отметим, что зерно было не единственным товаром, который Советский Союз мог экспортировать за валюту. Он был также способен продавать золото и редкие стратегические металлы.

К перечисленным выше вопросам, которые может поставить перед собой исследователь причин возникновения холодной войны, целесообразно добавить еще несколько: насколько советское руководство было заинтересовано в послевоенном экономическом сотрудничестве с западными странами вообще и с США в частности; насколько США были заинтересованы в экономическом сотрудничестве с Советским Союзом; в какой момент политические соображения Москвы и Вашингтона возобладали над потенциальной выгодой от экономического сотрудничества; какая сторона сделала первый шаг к разрыву этого сотрудничества и какими соображениями она при этом руководствовалась? Такой подход кажется нам вполне логичным, поскольку, как заметил американский историк Дэвид Энгерман, «холодная война — это не только геополитический и военный конфликт, но и конкуренция экономических систем» [Engerman, 2004, p. 24].

Если рассматривать холодную войну как политическое и экономическое противостояние Запада и Востока, придется признать, что в последнем Советский Союз изначально и безнадежно

1 Термин «холодная война» впервые появился в отчете Герберта Свопа — сотрудника Б. Баруха, одного из советников президента США Ф. Д. Рузвельта, который применил его для описания возможной гонки ядерных вооружений между СССР и США как стадии, предшествующей ядерной войне между ними. В 1947 году выдающийся американский журналист У. Липпман назвал так свой буклет, посвященный советско-американским отношениям [Lippmann, 1947].

проигрывал Соединенным Штатам, а значит, биполярный мир никогда по-настоящему не был биполярным [Wallerstein, 2012, рр. 31-32]. Накануне войны при превышении численности населения примерно на 50 млн человек 2 СССР отставал от США в добыче угля (более чем в два раза), выплавке стали (в полтора раза), производстве электроэнергии (в 2,4 раза) [Output ... ]. При этом уже с середины 1945 года администрация Трумэна стремилась, и весьма успешно, воспрепятствовать быстрому восстановлению экономики СССР и не допустить здоровой конкуренции с ним в экономической сфере.

К 1947 году это стремление прочно утвердилось в качестве одного из направлений внешней политики США, однако яркие свидетельства ее реализации прослеживаются и ранее. На двустороннем уровне к ним можно отнести отказ от предоставления СССР кредита [Минкова, 2020], выбивание у советской стороны ненужных США остатков переданных по ленд-лизу товаров (менее богатая Канада, кстати, не стала требовать обратно свои грузовики и танки [Северные союзники, 2020, с. 111]), стремление к общему ослаблению соперника за счет гонки вооружений и т. д. На многостороннем уровне изоляция Советского Союза выразилась в отстранении его от участия в переговорах по созданию Международной торговой организации и выработки Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), а также в реализации Соединенными Штатами плана Маршалла.

Сложность выбора методологии исследования экономических истоков холодной войны усугубляется необходимостью смешивать факторы разного порядка — глобальные (вопрос о членстве СССР в Бреттон-Вудских институтах, МТО и плане Маршалла) и более узкие, связанные с двусторонними отношениями между Советским Союзом и США (урегулирование расчетов по ленд-лизу и вопрос о предоставлении кредита).

Факты и события начального этапа холодной войны изложены в блестящих трудах отечественных и зарубежных авторов [Батюк, 1992 ; Быстрова, 2004 ; Зубок, Печатнов, 2003 ; Кадырова, 2012 ; Тетерин, 2011 ; Филитов, 1991 ; Gaddis, 1972 ; Mastny, 1979 и др.]. Мы же попытаемся предложить принципиально новую теоретическую базу для исследования как политических, так и экономических истоков холодной войны. Это явление можно рассматривать через призму практически любой теории международных отношений: (нео)реализма, либерализма, конструктивизма, мир-системного подхода, теории зависимости и т. д. Однако, на наш взгляд, важнейшие события начального этапа холодной войны и процессы, предшествовавшие ее началу, следует анализировать с точки зрения международной политэкономии. Высказывание шведского экономиста Кнута Викселя исключительно точно обрисовывает ситуацию, сложившуюся в отношениях между Вашингтоном и Москвой в 1946-1947 годах: «Если кому-то придется внести свой вклад в покрытие расходов на деятельность, не отвечающую его интересам или даже диаметрально противоположную им, это покажется ему вопиющей несправедливостью» [Wicksel, 1958, р. 89]. Его последователь Дж. Бьюкенен разработал теорию принятия экономических и политических решений (теорию общественного выбора), которая рассматривает политический рынок по аналогии с товарным. В рамках его теории государство выступает в качестве арены соперничества людей и одновременно является своего рода рынком» [Buchanan, 1975 ; Нуреев, 1997, с. 455].

Если экстраполировать принципы этой теории на международные отношения, то их также можно представить как рынок, в рамках которого та же самая конкуренция и/или борьба происходит не между людьми, а между государствами (говорить о негосударственных акторах в этот период не имеет смысла). Бьюкенен делает упор на рациональном выборе акторов, в его теории рациональность имеет универсальное значение: каждый игрок (в нашем случае это СССР и США) стремится к оптимальному сочетанию предельных выгод и предельных издержек [Довбенко, Осик, 2011].

C точки зрения политэкономии, в рассматриваемый нами период СССР и США боролись с одним и тем же вызовом — угрозой их существованию, исходившей от нерегулируемого рынка и потенциальной непрочности восстановления экономики. Политэкономический ответ на этот вызов стороны представляли, в общем, одинаково: создание глобального института, который определял бы правила игры в мировой торговле. Намерения США в этом отношении широко известны: выработка правил игры (формирование нового мирового порядка) не только в политической, но и в экономической сфере, а также создание структур, которые гарантировали бы практическое

2 В 1939 году население СССР составляло около 170 млн человек. В 1940 году, после присоединения прибалтийских республик, Западной Украины, Западной Белоруссии, Северной Буковины и Бессарабии оно увеличилось примерно до 188 млн человек [Андреев [и др.], 1993, с. 53 ; Moody's Manual ... , 1944, p. 53].

применение этих правил — Международной торговой организации, Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Важно отметить, что в американской модели послевоенного мироустройства все эти институты должны были функционировать вне системы и контроля ООН и в условиях безоговорочного лидерства США [Lagna, 2012].

Позиция Советского Союза была более сложной. С одной стороны, СССР также пытался разрабатывать свои правила игры (или, по крайней мере, участвовать в разработке американских) при сохранении своей системы государственного регулирования экономики и внешней торговли. Однако, в отличие от американцев, Москва признавала безоговорочное верховенство ООН в установлении этих правил и обеспечении их соблюдения. С другой стороны, руководствуясь соображениями рационалистического выбора [Schotter, 1981], советское руководство постоянно находилось перед дилеммой: следует или нет жертвовать долгосрочными политическими целями (распространение коммунизма, мировая революция и т. п.) во имя получения краткосрочной экономической выгоды (кредиты, урегулирование выплат по ленд-лизу и т. д.).

В западной историографии существует два ключевых подхода к трактовке внешней политики Сталина середины 1940-х годов. Согласно первому подходу, его целью было обеспечение безопасности границ (realpolitik). По второму в качестве цели предлагается продвижение мировой революции. При этом зачастую не допускается возможность того, что в сталинской политике имело место их смешение. Между тем выбор делался не всегда в пользу мировой революции. Сталин допускал возможность временного отказа от продвижения этой идеи во имя обеспечения более краткосрочных и более актуальных проблем страны: получения кредитов, обеспечения статуса великой державы через участие в работе международных институтов и т. п. Именно такими уступками Западу стали роспуск Коминтерна и разрешение на избрание патриарха Русской православной церкви.

Примечательно, что позднее, когда в СССР осознали, что он остался за рамками формирующейся системы международной торговли, советские лидеры начали активно лоббировать создание Международной торговой организации на различных площадках ООН. Чаще всего советская делегация выступала с проектами резолюций об устранении препятствий в международной торговле или непосредственно о создании международной торговой организации. Например, в июле 1955 года Советский Союз призвал членов ООН ратифицировать Устав МТО 1948 года — Гаванскую хартию, чтобы «Генеральный секретарь ООН смог принять соответствующие меры для созыва первой регулярной сессии этой организации» [Советский Союз ... , 1968 ; Доклад ... , 1954, с. 22].

Политические действия Соединенных Штатов и Советского Союза в 1946-1948 годах можно представить и как ответ на угрозу, которую нес нерегулируемый рынок. Как и Советский Союз, Соединенные Штаты также начали претендовать на распространение господствующей глобальной идеологии; только послевоенный американский либерализм подкреплялся значительным финансовым капиталом. Таким образом, любые попытки воспротивиться распространению американских ценностей очень эффективно пресекались экономическими методами: прекращением финансовой помощи, отказом от предоставления кредитов и т. п. Воздействие этих инструментов испытал на себе Советский Союз, причем еще до того, как отношения между двумя странами стали действительно напряженными. СССР, в свою очередь, стремился обезопасить себя путем возрождения «крепости Советский Союз» (по аналогии с «крепостью Европой»), укрепить которую и должно было активное участие в мировом товарно-финансовом обмене.

Нельзя не упомянуть и о моральном аспекте исследуемой нами проблемы, часто остающемся за рамками внимания историков. Казалось бы, эмоции и чувства имеют мало общего с экономическими реалиями, однако в рассматриваемых событиях они сыграли весьма значительную роль. Приняв на себя основную тяжесть ведения войны в Европе (особенно в ситуации с постоянным затягиванием открытия второго фронта), советские лидеры имели все основания предполагать, что союзники (в первую очередь США) должны испытывать благодарность — и, соответственно, чувствовать себя в моральном долгу перед СССР. Москве представлялось, что именно этими соображениями должно было руководствоваться американское правительство при решении вопросов о продолжении программы экономической помощи СССР после окончания военных действий, выделении ему кредита на покупку промышленного оборудования в США и в двусторонних отношениях в принципе.

Что касается экономических моментов, то расходы Советского Союза на ведение боевых действий в годы Великой Отечественной войны составили не менее 570,4 млрд руб. — 108 млрд долл. по советскому официальному обменному курсу на 1945 год [Чуднов, 2003]. По данным ТАСС,

траты на боевые действия составили 192 млрд долл., а общие материальные потери СССР — 2,57 трлн долл. (т. е. около 30 % всех национальных богатств страны) [Зотова, 2016, с. 98 ; Ненужная война ... ]. Общий ущерб от разрушений оценивался в 128 млрд долл. [Поляк, 2005, с. 18], при этом задолженность советских внешнеторговых организаций на конец 1945 года составляла 13,3 млрд руб., то есть 2,5 млрд долл. [Чуднов, 2003, с. 119].

Однако, как мы сегодня знаем, ни американское общество, ни тем более администрация Белого дома не испытывали подобных сантиментов. Во время войны программы помощи базировались на весьма трезвом расчете, предполагали ту или иную форму оплаты и были направлены, в конечном счете, на обеспечение национальных интересов США и сохранение американских жизней.

В заключение подчеркнем, что в статье был предложен принципиально новый подход к рассмотрению истоков холодной войны — через призму политэкономических теорий Викселя и Бьюкенена, в которых политические и экономические факторы имеют одинаковое значение. Действительно, экономические интересы играли важную роль в политике Вашингтона и Москвы. В 1944 — первой половине 1945 года эти интересы совпадали: Советскому Союзу нужны были кредиты и поставщик необходимого ему промышленного оборудования. США нуждались в том, чтобы вторая крупнейшая держава мира содействовала тем принципам, на которых они собирались строить послевоенную международную торговую и валютно-финансовую систему, а также видели в СССР перспективный рынок сбыта своих промышленных товаров. Затем ситуация резко изменилась: в Соединенных Штатах экономические интересы в отношениях с Советским Союзом ушли на второй план, в то время как СССР пытался реализовывать свои политические амбиции параллельно экономическим. При этом такая политика совершенно не казалась советскому руководству невозможной.

Изучая истоки холодной войны, важно помнить о том, что ее началу в значительной степени способствовал не только рост политической напряженности между Москвой и Вашингтоном, но и экономические причины, в частности попытка американской стороны использовать экономическую помощь как рычаг политического давления на Кремль. Действительно, экономические санкции — инструмент, к которому Соединенные Штаты не раз прибегали и продолжают прибегать в случае несогласия с политической линией того или иного государства. Россия/Советский Союз испытывали на себе американское экономическое давление не единожды: в декабре 1917 года после начала сепаратных переговоров между правительством Ленина и Германией; в июле 1930 года по обвинению в демпинге; в декабре 1939 года после нападения СССР на Финляндию; в 1947 году после начала холодной войны; в 1974 году после ограничения в СССР права на эмиграцию; в декабре 1979 — январе 1980 года после вторжения советских войск в Афганистан; в декабре 1981 года после событий в Польше. Этот список по-прежнему открыт и не заканчивается, однако эффективность применения экономических санкций к Советскому Союзу/России до сих пор остается под вопросом.

Список источников

1. Андреев Е. М. [и др.]. Население Советского Союза: 1922-1991. — М. : Наука, 1993. — 144 с.

2. Батюк В. И. Истоки холодной войны: советско-американские отношения в 1945-1950 гг. — М. : Издат. дом РНФ, 1992. — 57 с.

3. Быстрова И. В. Современная отечественная историография холодной войны // Новый исторический вестник. — 2004. — № 1 (10). — С. 295-307.

4. Довбенко М. В., Осик Ю. И. Современные экономические теории в трудах нобелиантов. — М. : Академия естествознания, 2011. — URL : https://www.monographies.ru/en/book/section?id=4231 (дата обращения: 17.09.2021).

5. Доклад Экономического и Социального Совета за период с 7 августа 1954 г. по 5 августа 1955 г. Объединенные Нации. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Х сессия. — Нью-Йорк, 1955. — 141 с.

6. Зима В. Ф. Голод в СССР 1946-1947 годов: происхождение и последствия. — М., 1996. — 266 с.

7. Зотова А. В. Государственный бюджет СССР в условиях Второй мировой войны // Клио. — 2016. — № 6 (114). — C. 92-100.

8. Зубок В. М., Печатнов В. О. Историография «холодной войны» в России: некоторые итоги десятилетия // Отечественная история. — 2003. — № 4. — С. 143-150 ; № 5. — С. 139-148.

9. Кадырова Л. А. Феномен зарождения «холодной войны» в отечественной и американской историографии : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.09. — М., 2012. — 23 с.

10. Минкова К. В. Вопрос о кредите в отношениях СССР и США, 1944-1947 гг. // США — Канада: экономика, политика, культура. — 2020. — Т. 50, № 6. — С. 75-91.

11. Ненужная война: Вторая мировая война в цифрах и фактах. — URL : https://tass.ru/spec/wwii (дата обращения: 17.09.2021).

12. Нуреев Р. М. Джеймс Бьюкенен и теория общественного выбора // Нобелевские лауреаты по экономике. Джеймс Бьюкенен / под ред. Р. М. Нуреева. — М. : Таурус Альфа, 1997. — URL : http://rustem-nureev.ru/wp-content/uploads/2011/01/143.pdf (дата обращения: 12.03.2021).

13. Поляк Г. Б. Экономика и финансы СССР в годы Великой Отечественной войны // Финансы и кредит. — 2005. — № 13. — С. 15-18.

14. Северные союзники: СССР и Канада во Второй мировой войне: документы и материалы / под ред. Ю. Г. Акимова. — СПб. : Скифия-принт, 2020. — 340 c.

15. Советский Союз и Организация Объединенных Наций / под ред. В. Л. Исраэляна. — М. : Наука, 1968. — 686 c.

16. Тетерин П. В. Отечественная историография о роли США в развязывании «холодной войны» : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.00. — М., 2011. — 24 c.

17. Филитов А. М. Холодная война: историографические дискуссии на Западе. — М. : Наука, 1991. —

200 c.

18. Холодная война : в 2 т. / под ред. В. А. Золотарева и Б. Г. Путилина. — М. : ИНЭС, РУБИН, 2014. — Т. 1. — 979 с. ; Т. 2. — 578 с.

19. Чуднов И. А. Валютный курс советского рубля: опыт «научного» обоснования. Методология расчета курса рубля к доллару США в послевоенные годы // Вестник Кузбасского государственного технического университета. Сер. «История и археология». — 2003. — № 3. — C. 118-130.

20. Buchanan J. M. Public finance and public choice // National Tax Journal. — 1975. Vol. 28, no. 4. — Рр. 383-394.

21. Engerman D. C. The Romance of Economic Development and a New History of the Cold War // Diplomatic History. — 2004. — Vol. 28, no. 1. — Pр. 23-54.

22. Gaddis J. L. The United States and the Origins of the Cold War, 1941-1947. — New York : Columbia University Press, 1972. — ix+396 p.

23. Herring G.C. Jr. Aid to Russia, 1941-1946. — New York : Columbia University Press, 1973. — 365 p.

24. Lagna A. The IMF and American Power // E-International Relations, 2012. — URL : https://www.e-ir.info/2012/08/09/the-imf-and-american-power/ (дата обращения: 14.03.2021).

25. Lippmann W. The Cold War: A Study in US. Foreign Policy. — New York : Haiper, 1947. — 62 p.

26. Martel L. Lend-Lease, Loans and the Coming of the Cold War: A Study of the Implementation of Foreign Policy. — Boulder, Col. : Westview Press, 1979. — 326 p.

27. Mastny V. Russia's Road to the Cold War: Diplomacy, Warfare, and the Politics of Communism, 19411945. — New York : Columbia University Press, 1979. — xix+409 p.

28. Moody's Manual of Investments, American and Foreign: banks, insurance companies, investment trusts, real estate, finance and credit companies. — New York : Moody's Investors Service, 1944. — 566 p.

29. Output of the main industrial products in the Soviet Union as a share of production in the United States and Germany in 1940. — URL : https://www.statista.com/statistics/1260835/soviet-industrial-output-share-us-germany/ (дата обращения: 17.09.2021).

30. Pollard R. Economic Security and the Origins of the Cold War. — New York : Columbia University Press, 1985. — xi+378 p.

31. Schotter A. The Economic Theory of Social Institutions. — Cambridge : Cambridge University Press, 1981. — xiii+177 p.

32. Wallerstein I. The Decline of American Power: The U. S. in a Chaotic World. — New York : New Press, 2012. — 324 p.

33. Wicksel K. A New Principle of Just Taxation // Qassics in the Theory of Public Finance / ed. by R. A. Musgrave and A. T. Peacock. — London : Macmillan, 1958. — Pр. 72-118.

References

1. Andreev E. M. [et al.]. Naselenie Sovetskogo Sojuza: 1922-1991 [The Population of the Soviet Union: 1922-1991]. Moscow, Science Publ., 1993, 144 p. (In Russian).

2. Batjuk V. I. Istoki holodnoj vojny: sovetsko-amerikanskie otnoshenija v 1945-1950 gody [The Sources of the Cold War: Soviet-American Relations in 1945-1950]. Moscow, Russian Science Foundation Publ., 1992, 57 p. (In Russian).

3. Bystrova I. V. Modern Russian Historiography of the Cold War Period. Novyj istori-cheskij vestnik [New Historical Bulletin]. 2004, no. 1 (10), pp. 295-307. (In Russian).

4. Dovbenko M. V., Osik Ju. I. Sovremennye jekonomicheskie teorii v trudah nobelian-tov [Modern Economic Theories in the Works of Nobel Laureates]. Moscow, Academy of Natural Sciences Publ., 2011, Available at : https://www.monographies.ru/en/book/section?id=4231 (accessed 17.09.2021). (In Russian).

5. Doklad Jekonomicheskogo i Social'nogo Soveta za period s 7 avgusta 1954 g. po 5 avgusta 1955 goda. Ob#edinennye Nacii. General'naja Assambleja. Oficial'nye otchety. X sessija [Report of the Economic and Social Council of Aug. 7, 1954 — Aug. 5, 1955. United Nations. Geneal Assembly. Official Reports. Session 10]. New York, 1955, 141 p. (In Russian).

6. Zima V. F. Golodv SSSR1946-1947godov: proishozhdenie iposledstvija [Hunger in the USSR in 19461947: the Origin and the Consequences]. Moscow, 1996, 266 p. (In Russian).

7. Zotova A. V. State Budget of the USSR in the Conditions of World War II. Klio [Clio]. 2016, no. 6 (114), pp. 92-100. (In Russian).

8. Zubok V. M., Pechatnov V. O. Historiography of the Cold War in Russia: Summing up a Decade. Otechestvennaja istorija [Historiography]. 2003, no. 4, pp. 143-150 ; no. 5, pp. 139-148. (In Russian).

9. Kadyrova L. A. Fenomen zarozhdenija "holodnoj vojny" v otechestvennoj i amerikanskoj istoriografii [The Phenomenon of the Cold War Origin in Russian and American Historiography]. Moscow, 2012, 23 p. (In Russian).

10. Minkova K. V. Credits in Relations of the USSR and the USA. 1944-1947. SShA — Ka-nada: jekonomika, politika, kul'tura [The USA — Canada: Economics, Politics, Culture]. 2020, vol. 50, no. 6, pp. 75-91. (In Russian).

11. Nenuzhnaja vojna: Vtoraja mirovaja vojna v cifrah i faktah [The Unwanted War: World War II in Digits and Facts]. Available at : https://tass.ru/spec/wwii (accessed 17.09.2021). (In Russian).

12. Nureev R. M. James Buchanan and the Public Choice Theory. Nobelevskie laureaty po jekonomike. Dzhejms Bjukenen [Nobel Laureates in Economics. James Buchanan]. Nureev R. M. (ed.). Moscow, Taurus Alpha Publ., 1997, Available at : http://rustem-nureev.ru/wp-content/uploads/2011/01/143.pdf (accessed 12.03.2021). (In Russian).

13. Poljak G. B. Economics and Finance in the USSR during World War II. Finansy i kredit [Finance and Credit]. 2005, no. 13, pp. 15-18. (In Russian).

14. Severnye sojuzniki: SSSR i Kanada vo Vtoroj mirovoj vojne: dokumenty i materialy [Northern Allies: the USSR and Canada in World War II: Documents and Proceedings]. Akimov Ju. G. (ed.). St. Petersburg, Skifija-print Publ., 2020, 340 p. (In Russian).

15. SovetskijSojuz i Organizacija Ob#edinennyh Nacij [The Soviet Union and the UN]. Israjeljan V. L. (ed.). Moscow, Science Publ., 1968, 686 p. (In Russian).

16. Teterin P. V. Otechestvennaja istoriografija o roli SShA v razvjazyvanii "holodnoj vojny": [Russian Historiography Role of the USA in the Outburst of the Cold War]. Moscow, 2011, 24 p. (In Russian).

17. Filitov A. M. Holodnaja vojna: istoriograficheskie diskussii na Zapade [The Cold War: Historiographic Discussions in Western Countries]. Moscow, Science Publ., 1991, 200 p. (In Russian).

18. Zolotarev V. A. and Putilin B. G. (eds.). Holodnaja vojna [The Cold War]. Moscow, INJeS Publ., RUBY Publ., 2014, vol. 1, 979 p. ; vol. 2, 578 p. (In Russian).

19. Chudnov I. A. The Exchange Rate of the Soviet Rouble: Scientific Substantiation. Methodology of Calculating the US Dollar/Soviet Rouble Exchange Rate. Vestnik Kuzbasskogo go-sudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Serija "Istorija i arheologija" [Bulletin of Kuzbas State Technical University. History and Archeology Series]. 2003, no. 3, pp. 118-130. (In Russian).

20. Buchanan J. M. Public finance and public choice. National Tax Journal. 1975, vol. 28, no. 4, pp. 383394.

21. Engerman D. C. The Romance of Economic Development and a New History of the Cold War. Diplomatic History. 2004, vol. 28, no. 1, pp. 23-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Gaddis J. L. The United States and the Origins of the Cold War, 1941-1947. New York, Columbia University Press Publ., 1972, ix+396 p.

23. Herring G. C. Jr. Aid to Russia, 1941-1946. New York, Columbia University Press Publ., 1973, 365 p.

24. Lagna A. The IMF and American Power. E-International Relations, 2012. Available at : https://www.e-ir.info/2012/08/09/the -imf-and-american-power/ (accessed 14.03.2021).

25. Lippmann W. The Cold War: A Study in US. Foreign Policy. New York, Harper Publ., 1947, 62 p.

26. Martel L. Lend-Lease, Loans and the Coming of the Cold War: A Study of the Implementation of Foreign Policy, Boulder, Col. Westview Press Publ., 1979, 326 p.

27. Mastny V. Russia's Road to the Cold War: Diplomacy, Warfare, and the Politics of Communism, 19411945. New York, Columbia University Press Publ., 1979, xix+409 p.

28. Moody's Manual of Investments, American and Foreign: Banks, Insurance Companies, Investment Trusts, Real Estate, Finance and Credit Companies. New York, Moody's Investors Service Publ., 1944, 566 p.

29. Output of the Main Industrial Products in the Soviet Union as a Share of Production in the United States and Germany in 1940. Available at : https://www.statista.com/statistics/1260835/soviet-industrial-output-share-us-germany/ (accessed 17.09.2021).

30. Pollard R. Economic Security and the Origins of the Cold War. New York, Columbia University Press Publ., 1985, xi+378 p.

31. Schotter A. The Economic Theory of Social Institutions. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 1981, xiii+177 p.

32. Wallerstein I. The Decline of American Power: The US in a Chaotic World. New York, New Press Publ., 2012, 324 p.

33. Wicksel K. A New Principle of Just Taxation. Slassics in the Theory of Public Finance. Musgrave R. A. and Peacock A. T. (eds.), London, Macmillan Publ., 1958, pp. 72-118.

Информация об авторе

Минкова Кристина Владимировна — кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры американских исследований Санкт-Петербургского государственного университета.

Сфера научных интересов: история Канады, история международной многосторонней торговли, советско-американские отношения в 1940-е годы, начало холодной войны.

Information about the author

Minkova Kristina Vladimirovna — Candidate of History, Assistant Professor in the Department of American Research at St. Petersburg State University.

Research interests: Canadian history, history of multilateral trading, Soviet-American relations in the 1940s, the origins of the Cold War.

Статья поступила в редакцию 17.10.2021; одобрена после рецензирования 18.11.2021; принята к публикации 20.12.2021.

The article was submitted 17.10.2021; approved after reviewing 18.11.2021; accepted for publication 20.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.