Научная статья на тему 'К вопросу о возможности гармонизации экономики по золотопропорциональному сечению в условиях кризиса'

К вопросу о возможности гармонизации экономики по золотопропорциональному сечению в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МАКРОИ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛИ / ГАУССОВЫЕ И НЕГАУССОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лозовская Я. Н., Иванус А. И.

Рассмотрены результаты исследований, свидетельствующие о наличии в экономических системах такого явления как самогармонизация параметров и предлагается теоретическое основание механизмов возникновения данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о возможности гармонизации экономики по золотопропорциональному сечению в условиях кризиса»

______________________________ © Я.Н. Лозовская, А.И. Иванус,

Ю.В. Каплунов, 2009

УДК 33

Я.Н. Лозовская, А.И. Иванус, Ю.В. Каплунов

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ГАРМОНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПО ЗОЛОТОПРОПОРЦИОНАЛЬНОМУ СЕЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Рассмотрены результаты исследований, свидетельствующие о наличии в экономических системах такого явления как самогармонизация параметров и предлагается теоретическое основание механизмов возникновения данного феномена.

Ключевые слова: макро- и микроэкономические показатели, природопользова-тели, гауссовые и негауссовые экономические объекты.

~П условиях глобального кризиса особенно актуализируется -Я-М тема гармонизации макро- и микроэкономических показателей. В России её разработка важна применительно к предприятиям и отраслям, в больших объемах добывающим природные ресурсы, так как они обеспечивали в докризисный период экономическую устойчивость и приоритеты государства.

Исследования гармонизации параметров применительно к экономической сфере сами по сути являются только поисковыми. Одна из ключевых в этой теме задач,- определение критериев гармонизации. В статье изложен подход к решению этой задачи через пропорции между показателями в экономической системе, известных как золотое сечение. При этом показано, что объективно эти пропорции (известные как Божественные пропорции) имеют такой формат значений, который позволяет им (как элементам в экономических жизнеобеспечивающих системах) самогенерироваться.

Посыл и ограничения исследования. Финансовая и экономическая система предприятий природопользователей представляет всегда совокупность (множество) объектов имеющих гауссовое или негауссовое распределение.[1]. Так как объекты не существуют разрозненно, а поэтому взаимозависимо связаны, то и понятно, что при этом трудно выявить, какие из них являются главными, а какие имеют соподчиненное значение. В такой проблеме существует контекст относительно методов выявления причины и следствий. Однако эта тема особенная, и мы её в статье не касаемся.

Основным фактом (посылом) для выбора направления разработки темы являлось признание, что технические системы по своей природе, как правило, гауссовые, а социальные,- негауссовые [2, 3]. При этом, на наш взгляд, один из пробелов в выборе методов разрешения экономических проблем видится в том, что в экономических изысканиях не рассматривается вопрос о различии между указанными выше видами распределений. В результате, с негауссовыми работают также как и с гауссовыми (распределениями), а это чревато ошибками и ложными выводами.

Обычно, выбранные для исследования процессы описываются формулами, из которых получаются уравнения. И в этой схеме всё правильно логично. Почему правомерно обозначить вопрос актуальности первоочередной значимости рассмотрения распределения, а не формульной зависимости? Более этого, ведь видимо Л. Больцман и придумал функцию распределения «не от хорошей жизни». Формульной зависимости может и не существовать, а распределение существует всегда, хотя бы в своём самом крайнем варианте - в виде ранговой последовательности, которой можно описать в принципе любое, не измеряемое количественно свойство объекта. Например, можно с помощью ранговой последовательности описать личностные предпочтения (например частного инвестора при выборе инновационных проектов), что при помощи формулы как инструмента сделать корректно никак невозможно.

Примеры как факты взаимосвязанности гауссового и негаус-сового типов объектов.

Пример 1. Таким примером в экономических системах может служить фундаментальная (экономическая) категория спроса. Как можно принять из экономической теории, «спрос есть совокупность двух составляющих» [4]: первая,- формирование системы потребностей; вторая составляющая,- выбор удовлетворительных благ из системы потребностей.

О формировании потребностей. Можно допустить, что потребность, по своей природе, есть чисто информационный процесс. Потребности формируются в сознании потребителя и, как правило, отражают его психологические установки (мировоззренческие, морально-этические, профессиональные, возрастные, гендерные и другие). Причем такого рода установки имеют тенденцию постоянно изменяться в жизненных циклах. При этом логично заключить, что потребности для каждого человека имеют практически неогра-

ниченный диапазон. То и есть, следовательно, что могут описываться негауссовыми ранговыми распределениями вида Ципфа-Парето в дифференциальной форме [5]:

П(г) = Л/(г+В)\ (1)

где П - показатель потребности в виде величины веса ее значимости в некоторой принятой системе жизненных ценностей; г - ранг, т.е. порядковый номер потребности в этой же системе жизненных ценностей, когда все значения ценностей в этой системе расположены в порядке их убывания; А и В - параметры распределения; у -показатель степени, для негауссовых распределений лежащий в диапазоне (0,5; <х).

О выборе благ. Программа выбора благ относится уже ближе к материально-осязаемому процессу, касается ли это конкретных товаров, работ или услуг. Выбор благ осуществляется конкретно, с учетом реальных условий (наличие товара с желаемыми свойствами; логистики и доступности для потребителя; качества, условий эксплуатации и т.п.). В условиях экономического кризиса главной характеристикой в этом процессе явится наличие финансовых возможностей (на определенном этапе будет фактором ограничения движения товаров). Ограниченность предложения и ограниченность финансов потребителя - вот те факторы, благодаря которым диапазон выбираемых благ реально имеет гауссовое распределение. Это распределение имеет такой же вид, как и для потребностей:

П(г) = Л/(г+В)у, (2)

Коэффициент у в формуле (2) характеризуется значениями в диапазоне (0; 0,5). То есть отличается от значения в формуле (1).

Кроме вида Ципфа-Парето гауссовое распределение потребностей может иметь и более известный вид нормального распределения:

П(х) = (а^2ж)~1ехр(-(хкас-т)2/(2а2)), (3)

где т и о - параметры распределения, х - некоторая переменная, зависящая, например, от потребительных свойств товара и его цены.

Спрос, по своей природе, это социально значимая категория. Представляя собой нераздельно целостную суть из гауссовых и негауссовых составляющих компонент (описываемых в принципе од-

ним законом Ципфа-Парето), она может быть представлена с различными значениями коэффициента у. Образно, такой вариант можно представить сообразно «жидкому раствору и застывшему бетону».

Пример 2. Другим примером может служить экономическая категория «предложение», как симметричная категории «спрос». Предложение также можно рассматривать с позиций двух составляющих: гауссовой и негауссовой.

Всякое предложение появляется сначала как «негауссовое» желание производителя удовлетворить «негауссовым» потребностям потребителя. Поэтому, возникает первоначальный широкий «негауссовый разброс» в выборе вариантов из альтернатив: какие товары производить и какие способы их производства принять. Это по сути такой же,- как и относительно спроса, - информационный процесс. Посмотрим на этот процесс с другой стороны: «гауссо-вый» характер реальных ограничений (в первую очередь финансовых, как и для спроса) в итоге и принципиально предопределяет вариант принятия решения по производству «гауссовых» благ.

Промежуточный короткий вывод (факт). Из изложенного следует, что приводимые в статье как «гауссовые» и «негауссовые» объекты взаимодействуют между собой.

Гауссовые и негауссовые экономические объекты (как порознь, так и в процессе их взаимодействия) были изучены на основе фактических данных, характеризующих реальные рынки. В результате исследований были получены некоторые результаты (на наш взгляд совершенно новые и интересные), как раз и указывающие на случаи, определенные как «случаи самогенерации Божественных пропорций в золотопропорциональном сечении». Такие результаты, в свою очередь, обусловили настоятельную необходимость продолжить исследование в этом направлении по некоторым теоретическим аспектам. Ниже (буквально тезисно) представлен один из таких важных результатов, который может иметь практическое прикладное значение применительно к практике отраслевого хозяйствования в сфере добычи полезных ископаемых.

Один из результатов. Был рассмотрен теоретический случай, когда спрос и предложение реализуются в процессе сделки купли-продажи. При этом исследован вопрос об итоговом распределении

результатов сделки с точки зрения соответствия этого итогового распределения «золотым» пропорциям.

Исследуемый процесс купли-продажи с элементами торга между продавцом и покупателем начинается с некоторой начальной цены Ц2 (рис. 1) и заканчивается в точке Ц0 (Цо < Ц2). Точка Ц0 (должна по теории являться как) точка с показателями, характеризующими результаты на стадии завершения торга. В промежуточной стадии (пока нет факта завершения торга), каждая из сторон имеет естественное стремление увеличить свою выгоду за счет другой.

Установлено, что (как правило) в результате торга между продавцом и покупателем появляются две цены: Ц1 и Ц2 [ в формате (Ц1 < Ц0 < Ц2) ]. Такого рода формат цен интересен тем, что характеризуя из во взаимосвязи можно утверждать, что продавец будет стараться не продать товар ниже цены Ць а покупатель купить товар по цене выше Ц2.

На основе достаточно представительного статистического материала по фактам продажи различных товаров (с использованием именно рассмотренного формата отношений между продавцом и покупателем в схеме «купля-продажа») было выявлено устойчивое отношение между указанными ценами при том, что Ц1/Ц2 = 0,62. То есть получено (округленное) значение Божественной пропорции.

По статистическим данным (характеризующих процесс купли-продажи) был получен график зависимости объемов продаж товара Т от цены Ц (рис. 1), на котором этот процесс аппроксимируется двумя кривыми - 1 и 2. Кривая 1 - отражает предпочтение в цене товара покупателя (ценовой фактор спроса), а кривая 2 - предпочтение в цене продавца (ценовой фактор предложения).

Из характеристических зависимостей, представленных на рис.

1 можно заключить следующее.

Во-первых: кривые 1 и 2 не выходят за интервал [Ц1, Ц2], так как продавец не продаст по цене ниже Ц1, а покупатель не купит по цене выше Ц2.

Во-вторых: кривая 1 имеет максимальное значение в точке Ц3 = Ц1 + 0,38 (Ц2 - Ц1) = 0,62Ц1 + 0,38Ц2 (золотое сечение №2).

Рис. 1. Характеристика зависимости объемов продаж от цены

В-третьих: кривые 1 и 2 пересекаются в точке Ц4 = Ц1 + 0,62(Ц2 - Ц1) = 0,38Ц1 + 0,62Ц2 (золотое сечение №3). Ц4 - это точка, где предложение продавца и спрос покупателя совпадают, а, следовательно, по определению Ц4 и есть точка равновесия Ц0, т.е.

Ц4 = Ц0.

Может показаться удивительным то, что в точке равновесия интересов Ц0 количество продаж не максимально, как указывает классическая наука, а минимально. Этот факт можно объяснить следующим образом. Точка Ц0 является точкой равновесия с максимальным объемом продаж только в том случае, если между продавцом и покупателем нет процесса торга. А наличие торга и «примешавшееся» влияние негауссовых по своей природе факторов (а - внешней конкурентной среды, с влиянием на сознание и психологию продавца, а также б- влияние в виде безразличия определенной категории покупателей к цене товара) изменили с точностью до наоборот всю картину равновесия цены.

Окончательный вид сложного [в значении сложенного] распределения на рис.1 является именно как «гауссовый», хотя по форме оно как бы и не есть таковым, ибо сформировалось

Рис. 2. Схема взаимодействия гауссовых и негауссовых составляющих спроса и предложения в процессе купли-продажи

как результат сложенного взаимодействия двух гауссовых и двух негауссовых составляющих спроса и предложения.

Взяв реальные данные продаж товара «Т» и посчитав отношение суммы объемов продаж «под кривой 1» к сумме объемов продаж «под кривой 2», то окажется, что такое отношение также равно

1 : 0,62 (золотое сечение №4). То и есть, что золотое сечение получилось не только для цен, но и для объемов продаж.

Представленные данные подтверждают гипотезу о возможности самогенерации гармоничных золотых пропорций в процессе купли-продажи. Графически, такую гипотезу можно проиллюстрировать следующей схемой (рис. 2).

Общий вывод

В процессе купли-продажи товара действует самогенерация Божественных пропорций. Это факт, и его можно рассматривать как индикатор гармоничности рыночных процессов.

Авторы выражают признательность В.Ю. Каплунову за содействие при подготовке статьи.

-------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванус А.И. Код да Винчи в бизнесе или гармоничный менеджмент по Фибоначчи. - М., Комкнига, 2006.

2. Хайтун С.Д. Негауссовость социальных явлений // Социологические исследования. 1983. № 1. С. 144-152.

3. Хайтун С.Д. Проблемы количественного анализа науки. М.: Наука, 1989. 280 с

4. Богачев С.П. Основы новой теории спроса. К. : Облиздат, 2001.

5. Яблонский А.И. Модели и методы исследования науки. М. : URS S. 2001.

6. Балакшин О.Б. Саморазвития систем и золотое сечение // Международная конференция» Проблемы Гармонии, Симметрии и Золотого Сечения в Природе, Науке и Искусстве». Научные труды. Винница, 2003.

7. Балакшин О.Б. Гармония саморазвития в Природе и обществе: Подобие и аналогии. М. URSS. 2008.

8. Иванус А.И. К вопросу о необходимости постановки задачи гармонизации экономических систем. Материалы Девятого всероссийского симпозиума. ЦЭМИ. М, 2008.

9. Харитонов А.С. Минимальное число параметров, характеризующих социально-экономическое развитие регионов // Аудит и финансовый анализ. 2002. N»1. С. 193208

10. Корн Г. и Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М., Наука, 1973.

11. Иванус А.И. Миронова Н. А. О самогармонизации финансово-экономических показателей динамично развивающихся компаний // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.14884, 28.09.2008

12. О проблемах эколого-экономической оценки и принципиально новых подходах в разработке инструментария прогнозирования чрезвычайных событий в угольной промышленности. /Понько В.А., Хизаметзинов С.В., Каплунов Ю.В. и др. Горный ин-форм.-аналит. бюллетень. 1999,-вып. 6,- С. 179-180. ЕШ

Lozovskaja J.N., Ivanus A.I., Trapeznikova V.A., Kaplunov J. V.

ON THE ISSUE OF ECONOMICS HUMANIZATION POSSIBILITY BY GOLDEN SECTION IN THE CRISIS CONDITIONS

The results of researches testifying to presence in economic systems of such phenomenon as self-harmonisation of parametres and are considered the theoretical basis of mechanisms of occurrence of the given phenomenon is offered.

Key words: economic systems, crisis, natural resources

___ Коротко об авторах _______________________________________________

Лозовская Я.Н. - доктор экономических наук, Московский государственный горный университет, Moscow state mining university, Russia, ud@msmu.ru,

Иванус А.И. - кандидат технических наук, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, тел. (495)334-91-79,

Каплунов Ю.В. - ГУ ГУРШ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.