отбывают наказание за грабеж; 15,8% — за разбой; 11,7% — за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; 6,8% — за убийство; 7,5% — за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения; 6,1% — за насильственные действия сексуального характера.
Удельный вес совершивших особо тяжкие преступления увеличился с 5,4% в 1999 г. до 26,0% в 2009 г. Из них 45,2% имеют две и более судимостей, связанных с лишением свободы.
Список литературы
1. Данилин Е.М., Селиверстов В.И. Осужденные в воспитательных колониях. По материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, 12—18 ноября 2009 г. / под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.И. Селиверстова. Вып. 2. — М.: Юриспруденция, 2011. — 88 с.
Хузина Н.А.
К ВОПРОСУ О ВОЗМЕЩЕНИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА РЕАБИЛИТИРОВАННЫМ ЛИЦАМ
Воронежский государственный аграрный университет
Ключевые слова: реабилитация, моральный вред, возмещение вреда, ущерб, защита прав.
Аннотация: в статье рассматриваются теоретические аспекты реализации права реабилитированных граждан на возмещение морального вреда.
Keywords: rehabilitation, moral damages, compensation for harm, damage, protection of rights.
Abstract: The article examines the theoretical aspects of the implementation of the rights of rehabilitated citizens for non-pecuniary damage.
Моральный вред представляет собой физические или нравственные страдания гражданина, вызванные нарушением его личных неимущественных прав или умаление иных его личных (нематериальных) благ посягательствами на его честь и достоинство, неприкосновенность личности, здоровье и т.д. При этом честь понимается как социально значимая положительная оценка лица со стороны общественного мнения, достоинство- самооценка лицом своих моральных, профессиональных и иных качеств [1]. Ущерб в
праве - это умаление принадлежащего физическому или юридическому лицу и охраняемого законом личного или имущественного блага. В отношении лица, привлекаемого к уголовной ответственности, причинение ущерба означает лишение свободы и личного благополучия.
В уголовном процессе под моральным вредом понимается противоправное причинение нравственных или физических страданий, дискредитация чести и достоинства человека, причиненные незаконным уголовным преследованием.
Моральный вред носит неоценимый характер. Это не только чувство обиды и разочарования, публичная дискредитация доброго имени в глазах общественности, разлука с родными и близкими, это еще и страх за свою жизнь, здоровье, страх оказаться униженным. Как отмечается в литературе: «...страдания, в отличие от имущественного ущерба, не имеют стоимостного эквивалента. Компенсация морального вреда выражается в денежной сумме, предназначенной сгладить негативное воздействие на психику потерпевшего» [2].
Отметим, что раннее институту защиты чести и достоинства практически не уделялось внимание в уголовно-процессуальном законодательстве. Статьи 29, 54, 303 УПК РСФСР предусматривали возможность возмещения в рамках уголовного судопроизводства только материального ущерба, поэтому вопросы компенсации морального вреда рассматривались в порядке гражданского судопроизводства. Ныне действующий УПК РФ в ст.136 говорит о моральных последствиях реабилитации, устанавливая определенные правила регулирования данного вопроса. Вместе с тем, денежное выражение морального вреда УПК РФ отсылает к гражданскому судопроизводству, устанавливая тем самым комплексный характер порядка их регулирования. Иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства. Согласно ст. ст. 1100 - 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде. Размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием для возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и
справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Честь и достоинство лица, необоснованно привлеченного к уголовной ответственности, а затем реабилитированного, должны быть восстановлены, моральный вред, причиненный ему, заглажен.
Причинение ущерба чести в уголовном судопроизводстве выражается в том, что до сведения общественности доводится информация о том, что лицо подозревается или обвиняется в совершении преступления либо осуждено за преступление. Это порождает отрицательное мнение о человеке, подрывает его репутацию, умаляет его авторитет. Происходит реальное уменьшение существовавшего блага за счет отрицательной моральной оценки личности.
Если виновность обвиняемого устанавливается в стадии судебного разбирательства, восстановление его доброго имени достигается путем публичного провозглашения оправдательного приговора, венчающего гласное и устное разбирательство уголовного дела в суде первой инстанции. На заседания этих судов обычно стекаются родные, знакомые, сослуживцы обвиняемого и потерпевшего, а также иные лица. Поэтому провозглашение оправдательного приговора и немедленное освобождение оправданного из-под стражи в зале суда в большинстве случаев является достаточно эффективной мерой восстановления доброго имени. В менее выгодном положении, нежели оправданный по суду, оказывается гражданин, невиновность которого выяснилась в стадии предварительного расследования. Признанный невиновным «в тиши кабинета» следователем гражданин еще не обретает доброго имени в глазах окружающих[3]. В данном случае согласно ч.1 ст.136 УПК РФ прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред. Полагаем, помимо устного извинения он должен документально его закрепить, чтобы оно стало известно общественности.
Моральный вред является разновидностью нематериального вреда, который представляет собой часть общего ущерба, которая не поглощается имущественным ущербом. Он крайне разнороден, чаще всего встречается, как уже было отмечено выше, в виде морального вреда, нарушений жилищных, трудовых, пенсионных и иных прав граждан, которые в случае реабилитации также подлежат восстановлению.
В случае реабилитации гражданина ему должна быть предоставлена прежня работа, а при невозможности - другая равноценная работа (должность). Реабилитированный восстанавливается в жилищных правах путем предоставления прежнего жилого помещения, а при невозможности этого - другого равноценного благоустроенного жилого помещения, с учетом действующей нормы жилой площади и состава семьи гражданина. Закон предусматривает возмещение пенсий и пособий, выплата которых была приостановлена в связи с незаконным лишением гражданина свободы, восстановление иных прав реабилитированного.
Восстановление данных прав производится согласно ст. 138 УПК РФ в порядке, установленном ст. 399 УПК для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора. Если требование о возмещении вреда судом не удовлетворено или реабилитированный не согласен с принятым судебным решением, то он вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно ч.2 ст.138 УПК РФ реабилитированным, которые были лишены на основании судебного решения специальных, воинских и почетных званий, классных чинов, а также государственных наград, восстанавливаются соответствующие звания, классные чины и возвращаются государственные награды.
Свой путь развития имеет законодательство, касающееся вопросов возмещения ущерба репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным гражданам. Установленный для них механизм возмещения вреда обладает значительной спецификой и имеет специальные нормы, регулирующие отношения между государством в лице государственных органом, с одной стороны, и реабилитированным в уголовно-процессуальном порядке как жертвой политических репрессий, с другой стороны.
Прежде всего, возмещение ущерба осуществляется на основании Закона о реабилитации жертв политических репрессий. Раздел 3 Закона посвящен последствиям реабилитации и регулирует вопросы возмещения вреда лицам, репрессированным и в уголовном порядке, и в административном. В отличие от общего, предусмотренного гл. 18 УПК РФ порядка возмещения вреда реабилитированному лицу, право на реабилитацию жертв политических репрессий включает в себя право на возмещение имущественного вреда, предоставление социально бытовых льгот, восстановление в политических, гражданских и иных правах.
Восстановление прав включает в себя предоставление ряда социально-бытовых льгот и денежных компенсаций. Эти льготы
выражаются лишь в материальной компенсации ущерба, причиненного репрессиями независимо от их давности. Денежная компенсация морального ущерба не предусматривается.
Список литературы
1. Гражданское право: В 2 т. Том 1. Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2012. - С. 441, 443.
2. Коврига З.Ф., Панько К.А. Особенности компенсации морального вреда в уголовном деле // Борьба с преступностью: правовая наука и практика: сборник статей. - Воронеж: ВИ МВД России, 2002. - С. 48
3. Безлепкин Б.Т. Возмещение вреда причиненного гражданину судебно-следственными органами. - М., 1979. - С. 20-22.
Цурлуй О.Ю.
К ВОПРОСУ О ПРЕДЕЛАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА СУДЕБНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) И
РЕШЕНИЙ НА ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: право на судебное обжалование, уголовное судопроизводство, судебная защита, правосудие.
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы реализации права на судебное обжалование решений на досудебных стадиях уголовного процесса.
Keywords: right to judicial review, criminal justice, judicial protection, justice.
Abstract: The article deals with the realization of the right to judicial review of decisions on pretrial stages of the criminal process.
Конституционный Суд РФ в 90-х годах прошлого столетия определил два важнейших положения относительно судебной защиты личности.
Во-первых, он постановил, что «право граждан на судебную защиту относится к таким правам, которые не могут быть ограничены ни при каких условиях», как указано в п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 13 ноября 1995 г. №13-П «По делу о проверке конституционности части пятой статьи 209 Уголовно-