Научная статья на тему 'К вопросу о восприятии пространства'

К вопросу о восприятии пространства Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1176
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / ОЩУЩЕНИЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / СОЗНАНИЕ / ПРОСТРАНСТВО / ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о восприятии пространства»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 29 (167).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 13. С. 34-36.

Е. В. Карпова

К ВОПРОСУ О ВОСПРИЯТИИ ПРОСТРАНСТВА

В статье исследуются различные подходы к изучению и пониманию восприятия пространства. Особое внимание уделяется натуралистическому, философско-гносеологическому и культурологическому направлениям. Делается вывод о месте и роли восприятия пространства в сознании и процессе познания. Восприятие пространства рассматривается как синтетический акт познавательной, практической, эмоциональной деятельности субъекта обусловленный смыслами, значениями, ценностями конкретной культурно-исторической эпохи.

Ключевые слова: восприятие, ощущение, ственное познание.

Цель данной работы - на основе исследования различных подходов попытаться дать определение понятию «восприятие пространства», обозначить место и роль восприятия пространства в сознании человека и в процессе познания окружающей действительности.

Существуют различные подходы к изучению и пониманию восприятия пространства. Согласно натуралистическим представлениям, процесс восприятия пространства находится в прямой зависимости от биологических, нейрофизиологических особенностей организма человека, не существует возможности изменить природную заданность протекания процесса восприятия. В процессе восприятия пространства участвуют все органы чувств человека, но ведущая роль принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов. Согласно И. М. Сеченову, восприятие пространства основано на «измерениях» расстояний и углов в окружающем человека пространстве, осуществляемых органами внешних чувств и движениями мускулатуры1 .

Б. Г. Ананьевым высказывалась точка зрения о том, что необходимым условием для чувственного различения основных пространственных направлений (вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево) является асимметрия человеческого тела: не столько морфологическая, сколько функциональная. Ярко выраженная функциональная асимметрия, как известно, обнаружена и в работе больших полушарий головного мозга. Это дало основание утверждать, что морфологическая симметрия органов чувств (и человеческого тела вообще) в сочетании с функциональной асимметрией составляют одно из обязатель-

представление, сознание, пространство, чув-

ных условий восприятия пространства. При восприятии пространства человек исходит из нормального положения своего тела, когда его вертикальная ось перпендикулярна плоскости земли. Ощущения, поступающие от аппарата равновесия (вестибулярной системы), помогая поддерживать это положение, обеспечивают восприятие направления вверх-вниз. Наибольшую информацию о пространстве

- до 95 % - человеку дает зрение. Восприятие пространства начинается с превращения плоскостного восприятия в глубинное. К двум воспринимаемым измерениям - в высоту и в ширину - добавляется третье - вдаль. В пространственном зрении на плоскости значительная роль принадлежит аккомодации и конвергенции глаз, а при восприятии глубины к ним присоединяются функции, выполняемые корреспондирующими и диспаратными точками сетчатки. В процессе восприятия пространства осуществляется зрительная локализация предметов2. Общебиологический подход важен, так как он приближает нас к пониманию сущности восприятия пространства. Но данный подход ограничен, так как природа органов чувств человека биосоциальна.

Философско-гносеологическая концепция трактует процесс восприятия как акт отражения окружающей реальности в сознании человека. Форма чувственного познания - восприятие - находится в диалектическом единстве с рациональными формами познания - понятиями, суждениями, умозаключениями. Здесь восприятие рассматривается как гносеологический акт. В процессе восприятия происходит опосредованное познание действительности: посредством сенситивного отражения и с помощью рассуждений. Соотношением

К вопросу о восприятии пространства

35

чувственного и рационального занимались ещё античные философы. Так, Демокрит, говоря об источнике знания, задается вопросом: «...разве есть какой-нибудь другой критерий, в такой же мере достаточный, как наше собственное ощущение и непосредственное восприятие?»3 Представители эмпиризма, например, Ф. Бекон, считали ощущения и чувственные образы формой и критерием позна-ния4. Согласно И. Канту: «Пространство есть необходимое априорное представление, лежащее в основе всех внешних созерцаний»5. О свойстве восприятия быть способным фиксировать «чувственное мышление» размышлял Г. Гегель6. Восприятие как гносеологический процесс является механизмом получения знания. В этом процессе участвуют мышление, разум, воля.

К нерациональным познавательным процессам относится интуиция, воображение, творчество. Они отображают в сознании человека образы реальности и одновременное художественное осмысление их. Познавательный процесс - восприятие - связан с воображением, и, как феномен бессознательного, отображается в акте эстетического созерцания. Согласно К. Г. Юнгу бессознательное родилось у истоков человеческой истории в коллективном психологическом опыте, участвует в образовании архетипических коллективных образов и представлений7.

Согласно концепции А. В. Иванова, восприятие относится к телесно-перцептивной сфере сознания. К этой сфере относятся способности, с помощью которых человек получает первичную информацию о его взаимоотношениях с внешними телами, о своем внешнем окружении8. Согласно этой логике, как мне представляется, восприятие пространства, основанное на синтезе и отборе ощущений, относится к чувственно-сенситивным источникам наших знаний или к чувственному познанию. Наряду с ощущением и представлением восприятие выступает формой чувственного познания. Ощущения соответствуют отдельным свойствам предметов, восприятия - системе свойств предмета и являются основой восприятия. Восприятие пространства можно рассматривать как процесс и форму чувственного отражения действительности в сознании, способность улавливать связь между внешним обликом предмета и его функциями, обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира

и формировать их образ. А также восприятие пространства можно рассматривать как результат - целостный образ пространства, возникающий в результате воздействия объективного мира на органы чувств. Восприятие в процессе познания выполняет функцию сигнала, условного знака и служит исходным материалом для абстрагирования отдельных связей и отношений, выступающих в качестве основы для первичных элементов теорий. Из восприятия строится представление. Представление пространства - это воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий пространства, чувственно-наглядный, обобщенный образ пространства, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без его непосредственного воздействия на органы чувств. Восприятие пространства является результатом активного, деятельного отношения человека к внешней среде. На особенности восприятия могут влиять такие факторы, как эмоциональное состояние человека, прошлый опыт переживаний соответствующих ощущений и восприятий, потребности, интересы, установки отдельного человека, социальной группы, класса, общества в целом. Социально-культурная среда, а именно общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания, средства, способы и формы познавательной деятельности являются факторами, обуславливающими содержание восприятия пространства. Данный подход в наибольшей степени приближает нас к пониманию сущности восприятия пространства в его взаимосвязи с сознанием

- свойственной человеку формой отражения объективной действительности. Подход позволяет нам представить восприятие пространства как познавательный процесс. Но хотелось бы конкретизировать влияние социокультурных факторов на восприятие пространства.

В рамках культурологического подхода восприятие пространства исследуется по двум направлениям: восприятие пространства в культуре и восприятие пространства самой культуры. Первое направление рассматривает характеристики восприятия пространства в разных типах культур и особенности восприятия пространства в ряде явлений культуры как системных образов (философии, искусства, религии и т. д.), при условии представления самого восприятия структурой или

36

Е. В. Карпова

способом связи элементов культуры в плане историко-культурного бытия. Так, П. А. Флоренский определяет восприятие пространства через космологическое (мифологическое) и историческое сознание или присущую тому или иному типу культуры картину мира9.

Второе направление предполагает анализ характеристик восприятия пространства в процессе культурогенеза как специфический способ оформления мыслеобразов о пространстве. Процесс антропогенеза определяется как способ формирования представлений о пространстве в процессе восприятия и характеризуется трансцендентно-мифологическим восприятием пространства у Г. Д. Гачева10; распространением магии как практической способности человека влиять на пространство у И. Т. Касавина11; интуитивным восприятием пространства у Н. А. Бердяева12.

В процессе этногенеза происходит пространственное освоение мира природы, социально организованное носителем культуры

- этносом. Особое влияние культуросодержащей среды на формирование представлений о пространстве подчеркивал в своих исследованиях Л. Н. Гумилев13.

Многие философы, в том числе и Ортега-и-Гассет, так или иначе, касались феномена традиции, смысл которой состоит в передаче культурной информации живым примером; воспроизведением сущности, живого духа культуры по отношению к пространству-времени. В процессе техногенеза, по мнению Ортега-и-Гассета, происходит опредмечивание в природном материале трудовых функций, опыта, знаний, закономерностей природы. Техническая оснащенность человека, по его мнению, есть одна из форм обладания пространством. Техника есть совокупность действий знающего человека, направленных на господство над территорией. Цель их -придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную ему форму окружающей среды14.

Культурологический подход исследования интересен тем, что предлагает представить процесс восприятия пространства как акт, опосредованный социокультурным опытом конкретной культурно-исторической эпохи.

Т. о. восприятие пространства - это способность человека получать первичную ин-

формацию о его взаимоотношениях с внешними телами, о своем внешнем окружении. Восприятие пространства относится к телесноперцептивной сфере сознания и к чувственному познанию. Оно является не только суммированием ощущений, но и синтетическим актом познавательной, практической, эмоциональной деятельности субъекта. Восприятие обусловлено смыслами, значениями, ценностями конкретной культурно-исторической эпохи, оно рождается в процессе практики, в процессе очеловечивания природы, общества и воздействии этих очеловеченных структур на личность человека.

Примечания

1 См.: Сеченов, И. М. Германн ф. Гельмгольц как физиолог // Собр. соч. : в 6 т. М., 1908. Т. 2. С. 446.

2 См.: Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды. Т. 1. М., 1990. С. 74.

3 См.: Демокрит. Фрагменты / пер. С. Я. Лурье. Л., 1970. С. 48.

4 См.: Бэкон, Ф. Новый Органон : в 2 т. / пер. С. Красильщикова. Т. 2. М., 1978. С. 127.

5 См.: Кант, И. Критика чистого разума : в 8 т. Т. 3 / пер. Н. О. Лосского. М., 1994. С. 69.

6 См.: Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб. : Наука, 1992. С. 236.

7 См.: Юнг, К. Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 87.

8 См.: Иванов, А. В. Сознание и мышление. М., 1994. С. 128.

9 См.: Флоренский, П. А. История и философия искусства. М., 2000. С. 191.

10 См.: Гачев, Г. Европейские образы Пространства и Времени // Культура, человек и картина мира. М., 1987. С. 199; Гачев, Г. Наука и национальные культуры. Ростов н/Д., 1992.С. 21.

11 См.: Касавин, И. Т. К понятию предельного опыта // Разум и экзистенция : Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб., 1999.С. 45.

12 См.: Бердяев, Н. А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 260.

13 См.: Гумилев, Л. Н. Этносфера : история людей и история природы. СПб., 2002. С. 309.

14 См.: Ортега-и-Гассет, Х. Размышления о технике // Вопр. философии. 1993. № 10. С. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.