К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ИТ-ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНТЕРНЕТ-ПРОВАЙДЕРА
Д.А. Андреев, магистрант
М.А. Одинцова, канд. экон. наук, доцент
МИРЭА - Российский технологический университет
(Россия, г. Москва)
001:10.24412/2500-1000-2022-4-2-42-46
Аннотация. В статье рассмотрены составляющие процесса проведения оперативного мониторинга ИТ-инфраструктуры интернет-провайдера. Сформулированы задачи и функциональные требования к системе мониторинга ИТ-инфраструктуры интернет-провайдера. Дано описание систем, которые в полной мере удовлетворяют представленным требованиям, а также сделан вывод о том, какая в настоящий момент система мониторинга ИТ-инфраструктуры наиболее подходит для внедрения в работу интернет-провайдера.
Ключевые слова: интернет-провайдер, система мониторинга, ИТ-инфраструктура, мониторинг, внедрение.
Организация грамотного мониторинга ИТ-инфраструктуры интернет-провайдера позволяет своевременно выявлять причины сбоя или отказа в сети. ИТ-инфраструктура - это совокупность компонентов, при помощи которых происходит организация и управление информационной средой предприятия.
Автоматизированная система мониторинга ИТ-инфраструктуры предприятия -это автоматизированная система контроля состояния элементов ИТ-инфраструктуры, который включает в себя визуализированный интерфейс, возможность построения диаграмм и графиков, составленных на основе полученных данных с мониторинга ИТ-инфраструктуры предприятия.
Основными задачами системы мониторинга ИТ-инфраструктуры интернет-провайдера являются:
- предоставление актуальной информации о состоянии оборудования и программного обеспечения для дальнейшего анализа на предмет сбоев или отказов в ИТ-инфраструктуре интернет-провайдера;
- быстрое обнаружение неисправностей для их оперативного исправления.
Системы мониторинга позволяют своевременно заметить и отреагировать на снижение производительности и выявить слабые места в ИТ-инфраструктуре, а также помогают избежать сбоев и отказов в ее
работе, поддерживать работу ИТ-инфраструктуры в рабочем состоянии.
В настоящий момент существует множество автоматизированных систем мониторинга ИТ-инфраструктуры, которые собирают информацию в коллекции и анализируют состояние системы.
Система мониторинга постоянно проверяет работу серверов и служб. В случае возникновения ошибки или обнаружения уязвимости, оповещает системного администратора о ней сразу же.
Системы мониторинга могут быть нацелены на большие и небольшие ИТ-инфраструктуры. Обычно, для крупных ИТ-инфраструктур интернет-провайдеров используется огромное количество функций и метрик. Для небольших систем, обычно, достаточно отправки оповещений, например, по электронной почте и анализа узлов сети. Главной особенностью работы интернет-провайдера является высокая нагрузка на оборудование и, поэтому, крайне важно проводить круглосуточный мониторинг ИТ-инфраструктуры для своевременного выявления неисправностей [3].
При выборе системы мониторинга необходимо ориентироваться на ее функциональные требования. Они описывают функции, которые должна выполнять система, ориентируясь на предметную область.
Основными функциональными требованиями системы мониторинга ИТ-инфраструктуры интернет-провайдера являются:
- визуализация. Система мониторинга должна формировать в виде графиков, диаграмм или всплывающие подсказки о состоянии оборудования;
- слежение. Система мониторинга должна собирать информацию по показателям оборудования, таких как, состояние портов или нагрузка на канал связи, сервисов и т.д.;
- построение отчетов. Система должна формировать отчеты о состоянии оборудования и программного обеспечения на основе данных, получаемых от слежения. Отчеты должны формироваться как на основе данных в реальном времени, так и по долговременно хранимой информации;
- хранение данных. Система должна осуществлять сбор данных по показателям объектов мониторинга и хранить их в базе данных;
- создание автоматизированных сценариев для освобождения сотрудников от однотипных работ;
- поиск уязвимых мест. Система должна анализировать, в каком месте ИТ-инфраструктуры происходит снижение производительности. Выводы формируются на основе аналитических данных мониторинга;
- проверка физической доступности оборудования;
- создание дополнительных скриптов для расширения функционала;
- обеспечение прогнозирования событий, например, о причинах падения скорости передачи данных;
- создание диаграмм и графиков, отображающих данные о состоянии оборудования в реальном времени;
- в системе должна быть возможность логирования;
- в системе должна быть возможность мониторинга специфических параметров, например, доступность определенного порта, среднее количество инцидентов в час, определение времени реакции на инцидент.
В функции мониторинга ИТ-инфраструктуры входят:
- мониторинг сетевой активности;
- пинг для проверки доступности узлов в сети;
- контроль нагрузки на сервера;
- проверка работоспособности сетевых интерфейсов.
Система мониторинга ИТ-
инфраструктуры интернет-провайдера позволяет организовать централизованный мониторинг всех технических средств, сервисов, ПО и каналов передачи данных.
Классификация по области применения систем мониторинга ИТ-инфраструктуры:
1. Системы управления и мониторинга инженерной инфраструктурой. Данные системы обеспечивают сбор статистики работы систем хранения данных и серверов, а также выполнения необходимых измерений для принятия оптимальной конфигурации. Такая информация чаще всего отображается в графическом виде.
2. Системы мониторинга критически важных приложений и информационных сервисов. Как правило, такие системы включают в себя следующие возможности:
- мониторинг использования программного обеспечения (отслеживание времени и количества запусков ПО);
- централизованное управление программным обеспечением (установка и удаление программ);
- удаленное управление;
- оценка конфигурации устройств;
- управление обновлениями операционных систем;
- распространение образов операционных систем;
- мониторинг работоспособности предоставления услуг пользователям, например, доступ в интернет. Система должна предоставлять возможность отслеживания качества предоставляемых услуг в определенные временные промежутки.
3. Комплексные системы мониторинга. Данные системы включают в себя следующие возможности:
- отслеживание доступности и производительности оборудования (такой мониторинг помогает своевременно обнаружить
сбой и моментально приступить к его устранению);
- предоставление возможности комплексного мониторинга сервисов (обеспечение контроля за состоянием сервисов и приложений, например, СУБД);
- управление событиями (грамотная систематизация событий позволяет своевременно отреагировать на возникшую проблему);
- комплексный подход к мониторингу ИТ-инфраструктуры предприятия (использование множества функций мониторинга отдельных частей ИС использует различные методы сбора информации). Такой подход, в совокупности с использованием стандартных протоколов, значительно расширяет перечень контролируемых устройств;
- масштабирование и простота развертывания (комплексные системы обладают возможностью масштабирования и простотой развертывания в сложных системах);
- мониторинг виртуальной среды (система обладает интерфейсом для контроля как виртуальной, так и физической инфраструктуры) [4].
Исходя из вышеуказанной классификации систем мониторинга, можно сделать вывод, что для мониторинга ИТ-инфраструктуры интернет-провайдера целесообразно использовать именно комплексные системы мониторинга, так как они имеют в себе весь необходимый функционал.
В настоящее время на рынке представлено множество систем мониторинга ИТ-инфраструктуры. По результатам проведенного анализа в сети интернет был сделан вывод, что основными и наиболее востребованными из них являются комплексные системы мониторинга [1]:
- Zabbix;
- Nagios;
- Cacti.
Для качественного анализа и сравнения необходимо рассмотреть каждую из них:
Zabbix - бесплатная система комплексного мониторинга от компании "Zabbix LLC", предоставляющая возможность отслеживания состояния сервисов, сетевого
оборудования и серверов. Включает в себя 4 части: веб-интерфейс, zabbix-агент, прокси, сервер мониторинга.
Zabbix позволяет осуществить мониторинг до 10000 узлов, в конфигурации которых старшие узлы контролируют младшие в их иерархии. Также он позволяет гибко настраивать триггеры, которые запускаются при неполадках или авариях. Система самостоятельна и может оповещать о проблемах различными способами:
- по электронной почте;
- cisco jabber;
- telegram;
- sms.
А также и другими, выбранными пользователем, способами. Для этого можно разработать специальные скрипты.
Основными преимуществами системы мониторинга Zabbix являются:
- система предоставляется бесплатно;
- вся конфигурация системы хранится в базе данных и управление происходит через веб-интерфейс;
- развитая возможность анализа данных;
- имеется возможность разделения доступа пользователей к данным и конфигурациям;
- в системе организована единая точка доступа для пользователей;
- возможность проводить замеры с интервалом в 1 секунду;
- возможность мониторинга специфических параметров;
- отправка оповещений на разные платформы.
Недостатки системы мониторинга Zabbix:
- плохо организована отказоустойчивость, но данная проблема решается сохранением истории в распределенной файловой системе и организации отказоустойчивой конфигурации;
- все истории хранятся в БД, что плохо влияет на масштабируемость.
Nagios - программное средство с открытым исходным кодом для мониторинга ИТ-инфраструктуры от компании "Nagios Enterprises, LLC". Первоначально разрабатывалась для ОС Linux, однако в настоящий момент поддерживает множество других операционных систем. Nagios поз-
воляет осуществлять комплексный мониторинг всей ИТ-инфраструктуры и моментально фиксировать проблемы при их возникновении [1]. Оповещения отправляются заинтересованным лицам, что сокращает время простоя системы и тем самым уменьшает коммерческие убытки.
Основными преимуществами системы являются:
- отслеживание состояния основных сетевых служб: HTTP, ICMP, POP3, SMTP и
др.);
- имеется веб-интерфейс и возможность построения в нем карт сетей;
- имеется возможность удаленного мониторинга через шифрованные туннели (SSL, SSH);
- имеется возможность создания своих скриптов для проверки сетевых служб на популярных языках программирования;
- имеется возможность параллельной проверки служб;
- имеется автоматизированное логиро-вание;
- выводит общую сводку по хостам, на которых проводится мониторинг через специальную утилиту «nagiostats»;
- имеется возможность определения иерархии хостов в сети при помощи родительских хостов.
Cacti - комплексная система мониторинга, осуществляющее сбор в определенные промежутки времени с графическим отображением в веб-интерфейсе от компании "The Cacti Group, Inc". Отображение
производится при помощи специальной утилиты RRDtool в виде графиков. В системе мониторинга имеются базовые шаблоны для сбора статистики по нагрузке процессоров, выводу информации о количестве запущенных процессов, нагрузке на оперативную память и использованию трафика [1].
Данная система мониторинга разработана на стеке PHP, Apache, MySql, тем самым позволяя реализовать веб-интерфейс.
В системе имеется возможность просмотра набора графиков, который настраивается индивидуально, также имеется режим предпросмотра и возможности выбрать определенный интервал просмотра.
Основными достоинствами системы являются:
- простота использования интерфейса, его кастомизация и индивидуальная настройка;
- минимальное количество кодирования при развертывании, а значит и его скорость;
- данное программное обеспечение предоставляется бесплатно;
- возможность построение карты сетей;
- заведение группы пользователей с ограничением доступа и созданием отдельных политик для каждого пользователя.
В Таблице представлено сравнение основного функционала рассмотренных систем мониторинга ИТ-инфраструктуры предприятия.
Требования Zabbix Nagios Cacti
Создание диаграмм + + +
Построение отчетов + + +
Визуализация + + +
Хранение данных + + +
Прогнозирование событий + + +
Специфические параметры + - -
Слежение + + +
Логирование + + +
Автоматизация сценариев + + -
Проверка физической доступности оборудования + + +
Карты сетей + + +
Создание скриптов + + -
Таблица. Сравнение функционала систем мониторинга ИТ-инфраструктуры предприятия
По результатам проведенного подроб- торинга ИТ-инфраструктуры интернетного анализа систем мониторинга ИТ- провайдера, и в данном случае лучшие ре-инфраструктуры был сделан вывод, что зультаты показала система Zabbix. Она об-все системы имеют свои положительные и ладает всеми необходимыми функциями отрицательные моменты. Были проанали- для комплексного мониторинга ИТ-зированы основные функции данных си- инфраструктуры интернет-провайдера. стем, необходимые для обеспечения мони-
Библиографический список
1. Which one do you recommend out of Zabbix / Nagios / Cacti // psychz. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.psychz.net/dient/question/en/zabbix-vs-nagios-vs-cacti.html (Дата обращения: 12.04.22).
2. Моделирование основных бизнес-процессов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/ (Дата обращения: 12.04.22).
3. Как работает сеть интернет-провайдера. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vasexperts.ru/ (Дата обращения: 13.04.22).
4. Решения для мониторинга сети. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://softline.ru/ (Дата обращения: 13.04.22).
5. Практика и оценка развития интернет-провайдера. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mediasat.info/ (Дата обращения: 13.04.22).
ON THE ISSUE OF IMPLEMENTING AN ACTIVITY TRACKING FRAMEWORK IN
THE ISP IT INFRASTRUCTURE
D.A. Andreev, Graduate Student
M.A. Odintsova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor MIREA - Russian Technological University (Russia, Moscow)
Abstract. The article examines the constituents of the process for conducting operational monitoring in the ISP IT infrastructure. The objectives and functional requirements for the IT framework monitoring system of the Internet provider are formulated. Further the description of completely satisfying systems to the presented requirements is given, and a conclusion is made about which IT infrastructure monitoring system is currently most suitable for implementation into the work of an Internet provider.
Keywords: Internet provider, system of monitoring, IT infrastructure, monitoring, implementation.